Шостакович. 2 концерт

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 26 26 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 22.04.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА. ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРСКОЙ ТЕХНИКИ 6
ГЛАВА II ВТОРОЙ ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШЕДЕВР 13
1.1.История создания и исполнительства 13
2.2.Музыкально-художественная структура Второго концерта 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Фрагмент для ознакомления

Второй концерт состоит из трёх контрастных частей:Allegro – Andante–Allegro.На первый взгляд, это традиционная форма концерта, но, как замечает М.А. Зварович, «уравновешенность цикла в целом; противостоит новаторству в трактовке композиции внутри частей: сонатное allegro первой части усложнено за счет рондальности, ав композиции первой части все темы имеют жанровую основу, различие взаимодополняющего контраста тем экспозиции в оттенках маршевости (главная – фнфара, пионерский марш, побочная — марш-скерцо)».Рассмотрим каждую из частей более подробно. В первой – «Allegro» – отчётливо прослушивается пионерский марш. Побочная партия отличается простотой и непритязательностью. Мелодизмэтой части композитор черпает из собственного песенного творчества (как известно, Шостакович обращался не только к цитатам из мировой музыки, но и к своим собственным). Обращает на себя искрящаяся мажорность этой части (вспомним, что тональность Концерта –F-dur) – тональность большинства песен Шостаковича. Лёгкая насмешка, лишённая, впрочем, какого-либо злого умысла чувствуется в этом использовании пионерского марша, начинающегося благодаря этому очень просто:Но далее, по мере развития мелодии, простота остаётся позади и берёт верх виртуозность и лёгкость.Вторая часть обнаруживает ещё большую мелодическую наполненность, она наполнена лёгкой грустью и светом. Это – часть-размышление, подготовка к взрослой жизни. По мнению С.М. Хентовой, Andanteприближено к Концерту М. Равеля (G-dur), настолько отчётливо в обоих произведениях проступает мотив нежности. Есть в нём и отголосок «Утра» Э. Грига (1843 – 1907) как намёк на самое начало жизни, на свежее очарование молодости. Здесь же можно уловить и рахманиновские мотивы.Написанная в тональности c-moll(оркестровая партия), фортепианноеsoloобнаруживает аннуляцию знаков альтерации: Простота является в этой теме ключевой, и её раскрытие происходит постепенно. Образ этой части практически зримый: как солнце, пробивающееся сквозь тучи, развитие мелодии производит просто магический. Очаровательнаяконтр-мелодия, ведомая оркестром, подчёркивает мотив размышления, который ведёт фортепиано.Фигурации арпеджио на фортепиано обостряют ритм. Третья часть отличается удивительным остроумием, насмешливым характером. Как особое напоминание о молодости, об это подготовительном этапе взрослой жизни здесь звучит цитата из упражнений Ш.Л. Ганона (1819 – 1900), знакомых каждому пианисту:Создавая эту часть, композитор опирался на различные жанровые приметы, в частности, галопа. Создаётся впечатление, что в этом стремительном галопном движении, строящимся на двухтактовой структуре, существует два противоборствующих начала, но увлечённых одним неудержимым вихрем, и одно словно перебивает другое. Но иногда возникают моменты их одновременного движения, причём они сами не замечают, что объединились. Движение третьей части – это бунт, в котором схлестнулись два несовместимых шута (неслучайно в Allegroприсутствуют цитатыиз «Петрушку» Стравинского), постоянно отталкивающие другого в сторону, чтобы выказать ещёбольшую дерзость и задор.Финал всего произведения резок, происходит неожиданно, предполагает недосказанность, поскольку обрывается на четверти, а вторая четверть приходится на паузу:Вывод: таким образом, можно сказать, что Второй фортепианный концерт Д.Д. Шостаковича построен на сочетании контрастных жанров: марша, ноктюрна, галопа, элегии. Каждая из частей демонстрирует цельность в плане образности и эмоциональности. Музыкальная ткань насыщена цитатами и аллюзиями из мировой музыки и собственной. В целом, произведение парадоксально, что соответствует стилистике Шостаковича. ЗАКЛЮЧЕНИЕДанная работа была посвящена изучению Второго фортепианного концерта Д.Д. Шостаковича. В ходе исследования и в соответствии с поставленными задачами было выявлено:1)Композиторский почерк Д.Д. Шостаковича – явление уникальное. В нём органично соединены собственные оригинальные искания в области гармонии, оркестровки, мелодии с традициями мировой музыки, с народными напевами. Произведения Шостаковича отличает контрастность переходов, игра жанрами, парадоксальность, гротесковость, умение соединить драматичность и юмор.2) Второй фортепианный концерт явился последствием желания композитора создать «молодёжную» музыку. Посвящённый сыну М.Д. Шостаковичу и им же впервые и исполненный, Второй концерт явился примером необычной трактовки темы молодости.3)Необычность трактовки проявилась в контрастности частей (две подвижные, стремительные – allegro и средняя – мелодичная, наполненная глубочайшей мысли). Парадоксальность Концерта – в сплаве, казалось бы несочетаемых жанров – пионерского марша и элегии, впоследствии галопа и ноктюрна. Мелодия Концерта во многом базируется на песенном творчестве самого Шостаковича; ткань этого произведения насыщена интертекстуальными перекличками и аллюзиями (Гайдн, Рахманинов, Стравинский, Ганон, Равель).В целом произведение отличает парадоксальность, гротеск, смеховой элемент, удивительная органичность между частями, контрастными по своей сути, но отличающиеся целостностью; переплетением жанров.В образном плане Концерт Шостаковича гениально отразил суть молодости как явления: свойственные ей перепады настроения, сочетание грусти и смеха, тяготение к шутовству, к противоборству с самим собой. Энергия, лиризм, свет, чистота, юмор – всё это парадоксально синтезировалось в рамках Второго фортепианного концерта, который, без сомнения, можно назвать музыкальным шедевром. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАкопян Л. О. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. — М., «Практика», 2010 – 855 с.Баранов В. Драма Шостаковича и «сталинист» Горький//Музыкальная правда, Октябрь, 1997. - № 38. – 36 с. С. 8.Бобровский В. П. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. – М.: Советский композитор, 1961. – 303 с. Брагинский Д. В. Спорт в жизни и творчестве Шостаковича. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. – СПб., 2008. – 199 с. Ванслов В. В. Творчество Шостаковича. – М.: Музыка, 1966. – 321 с. Гаккель Л.Е. Жизнерадостность, 1957// PianoConcertos – SHOSTAKOVICH nos 1 & 2 / SHCHEDRIN No 5. – СПб., 2010. – С. 3 – 4.Грум-Гржимайло Т. Н. О Шостаковиче. – М.: Знание, 1990. – 55 с. Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество Шостаковича. – М.: Музыка, 1961. – 280 с. Должанский А. Н. О ладовой основе сочинений Шостаковича // Должанский А. Н. Избранные статьи. – Л., 1973. – 345 с.Дьячкова Л. Гармония в музыке ХХ века. – М., 2004. – 300 с. Зварович М.А. Инструментальные концерты Д.Д. Шостаковича в контексте эволюции жанра: Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. – Ростов-на-Дону, 2011. –229 с.Мазель Л.О. Этюды о Шостаковиче. Статьи и заметки о творчестве. – М.: Советский композитор, 1986. – 176 с. Мейер К. Жизнь. Творчество. Время / К. Мейер; пер. с польск. Е. Гуляевой; Послесл. С. Бэлзы. – М. : Мол.гвардия, 2006. – 439 с. Михеева Л.В. Жизнь Дмитрия Шостаковича. – М.: ТЕРРА, 1997. – 368 с. Орлов Г.А. Древо музыки. – 2-е изд., испр. – СПб.: Композитор, 2005. – 440 с.Нечаева Н.Л. Симфония и симфонизм Шостаковича в контексте эпохи. – Ярославль, 2006. – 252 с.Пистон У. Орекстровка. – М.: Советский композитор, 1990. – 464 с. Попов И. Е. Великая Отечественная война в советской музыке. – М.: Знание, 1970. – 47 с.Роузберри Э. Шостакович. – Челябинск: Урал LTD, 1999. – 211с. Способин Игорь Владимирович. Элементарная теория музыки. — М.: Кифара, 2003. — 182 с. Хентова С. М. Шостакович: Жизнь и творчество. В 2 т. / С.М. Хентова. – Л. : Советский композитор, 1985. – 584 с.Цой Ён-Гиль Черты стиля Д.Д. Шостаковича: итоги и проблемы изучения в советском и российском музыкознании. Автореферат диссертации. – СПб., 2004. – 27 с.Шорникова М.И. Музыкальная литература: Русская музыка ХХ века. – Ростов-на-Дону, 2005. – 256 с.ШостаковичМ.Д., Шостакович Г.М. Шостакович в воспоминаниях сына Максима, дочери Галины и протоиерея Михаила Ардова. – М.: Захаров, 2003. – 176 с. Ярешко М.С. Проблемы интерпретации камерно-вокального творчества Д. Д. Шостаковича. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. – М., 2000. – 205 с.

1. Акопян Л. О. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. — М., «Практика», 2010 – 855 с.
2. Баранов В. Драма Шостаковича и «сталинист» Горький//Музыкальная правда, Октябрь, 1997. - № 38. – 36 с. С. 8.
3. Бобровский В. П. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. – М.: Советский композитор, 1961. – 303 с.
4. Брагинский Д. В. Спорт в жизни и творчестве Шостаковича. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. – СПб., 2008. – 199 с.
5. Ванслов В. В. Творчество Шостаковича. – М.: Музыка, 1966. – 321 с.
6. Гаккель Л.Е. Жизнерадостность, 1957// PianoConcertos – SHOSTAKOVICH nos 1 & 2 / SHCHEDRIN No 5. – СПб., 2010. – С. 3 – 4.
7. Грум-Гржимайло Т. Н. О Шостаковиче. – М.: Знание, 1990. – 55 с.
8. Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество Шостаковича. – М.: Музыка, 1961. – 280 с.
9. Должанский А. Н. О ладовой основе сочинений Шостаковича // Должанский А. Н. Избранные статьи. – Л., 1973. – 345 с.
10. Дьячкова Л. Гармония в музыке ХХ века. – М., 2004. – 300 с.
11. Зварович М.А. Инструментальные концерты Д.Д. Шостаковича в контексте эволюции жанра: Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. – Ростов-на-Дону, 2011. –229 с.
12. Мазель Л.О. Этюды о Шостаковиче. Статьи и заметки о творчестве. – М.: Советский композитор, 1986. – 176 с.
13. Мейер К. Жизнь. Творчество. Время / К. Мейер; пер. с польск. Е. Гуляевой; Послесл. С. Бэлзы. – М. : Мол.гвардия, 2006. – 439 с.
14. Михеева Л.В. Жизнь Дмитрия Шостаковича. – М.: ТЕРРА, 1997. – 368 с.
15. Орлов Г.А. Древо музыки. – 2-е изд., испр. – СПб.: Композитор, 2005. – 440 с.
16. Нечаева Н.Л. Симфония и симфонизм Шостаковича в контексте эпохи. – Ярославль, 2006. – 252 с.
17. Пистон У. Орекстровка. – М.: Советский композитор, 1990. – 464 с.
18. Попов И. Е. Великая Отечественная война в советской музыке. – М.: Знание, 1970. – 47 с.
19. Роузберри Э. Шостакович. – Челябинск: Урал LTD, 1999. – 211с.
20. Способин Игорь Владимирович. Элементарная теория музыки. — М.: Кифара, 2003. — 182 с.
21. Хентова С. М. Шостакович: Жизнь и творчество. В 2 т. / С.М. Хентова. – Л. : Советский композитор, 1985. – 584 с.
22. Цой Ён-Гиль Черты стиля Д.Д. Шостаковича: итоги и проблемы изучения в советском и российском музыкознании. Автореферат диссертации. – СПб., 2004. – 27 с.
23. Шорникова М.И. Музыкальная литература: Русская музыка ХХ века. – Ростов-на-Дону, 2005. – 256 с.
24. ШостаковичМ.Д., Шостакович Г.М. Шостакович в воспоминаниях сына Максима, дочери Галины и протоиерея Михаила Ардова. – М.: Захаров, 2003. – 176 с.
25. Ярешко М.С. Проблемы интерпретации камерно-вокального творчества Д. Д. Шостаковича. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. – М., 2000. – 205 с

Вопрос-ответ:

Каковы особенности композиторской техники Шостаковича во втором фортепианном концерте?

Второй фортепианный концерт Шостаковича отличается своеобразной композиторской техникой, характерной для его творчества. В музыке концерта присутствуют контрасты и сдвиги в настроении, использование диссонансов и неожиданных гармонических оборотов. Также в концерте присутствует яркая ритмическая пульсация и активное использование оркестровых инструментов для создания богатого звукового полотна.

Какова история создания и исполнения второго фортепианного концерта Шостаковича?

Второй фортепианный концерт Шостаковича был написан в 1957 году и посвящен его другу и коллеге Мстиславу Ростроповичу. Он был исполнен впервые в том же году солистом Мстиславом Ростроповичем и под управлением Евгения Мравинского. С тех пор это произведение стало популярным и широко исполняется в мировой музыкальной практике.

Какова структура второго фортепианного концерта Шостаковича?

Второй фортепианный концерт Шостаковича состоит из трех контрастных частей: Allegro, Andante, Allegro. Он следует традиционной форме концерта, но при этом в нем присутствует своеобразная уравновешенность и новаторство, которые делают его музыкальным шедевром.

Кто указывает на новаторство второго фортепианного концерта Шостаковича?

М.А. Зварович указывает на новаторство второго фортепианного концерта Шостаковича. Она отмечает, что несмотря на то, что концерт имеет традиционную форму, его уравновешенность и целостность контрастируют с новаторскими музыкальными приемами, используемыми внутри каждой части.

Какие части входят во второй фортепианный концерт Шостаковича?

Во втором фортепианном концерте Шостаковича входят три части: Allegro, Andante, Allegro. Каждая из них отличается своим характером и настроением, но вместе они создают цельное музыкальное произведение.

Каковы особенности композиторской техники Шостаковича во Втором фортепианном концерте?

Особенности композиторской техники Шостаковича во Втором фортепианном концерте включают использование полифонии, контрастности и экспрессии. Композитор создал музыкальный шедевр, объединивший в себе традиционный формат концерта с новаторскими решениями.

Какова история создания и исполнительства Второго фортепианного концерта Шостаковича?

История создания и исполнительства Второго фортепианного концерта Шостаковича связана с трудностями, с которыми композитор столкнулся во время своей карьеры. Несмотря на изначальные критические отзывы, концерт был исполнен и получил признание со временем.

Какова музыкально-художественная структура Второго фортепианного концерта Шостаковича?

Музыкально-художественная структура Второго фортепианного концерта Шостаковича состоит из трех контрастных частей: Allegro, Andante, Allegro. Несмотря на то, что эта форма является традиционной для концерта, Шостакович внес свои новаторские идеи в цикл, создавая уравновешенность и экспрессивность во всем произведении.

Что делает Второй фортепианный концерт Шостаковича музыкальным шедевром?

Второй фортепианный концерт Шостаковича становится музыкальным шедевром благодаря его уникальным композиторским решениям, включая контрастность, экспрессию и использование полифонии. Произведение объединяет в себе традиционное и новаторское, что делает его значимым в истории музыки.

Чему противостоит уравновешенность цикла Второго фортепианного концерта Шостаковича?

Уравновешенность цикла Второго фортепианного концерта Шостаковича противостоит новаторству в традиционном формате концерта. Шостакович умел балансировать между классической структурой и своими оригинальными идеями, обогащая произведение контрастами и неожиданными решениями.

Каковы особенности композиторской техники второго фортепианного концерта Шостаковича?

Особенности композиторской техники второго фортепианного концерта Шостаковича заключаются в его конструировании из трех контрастных частей: Allegro, Andante, Allegro. Несмотря на то, что структура концерта имеет традиционную форму, в ней присутствует новаторство и уравновешенность.