Изучение зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 45 45 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 23.04.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР 7
1.1. Изучение данного вопроса в специальной литературе 7
1.2. Онтогенетические закономерности зрительного восприятия и памяти 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 19
1.4. Особенности зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР 26
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 30
Глава 2. Исследования и анализ их результатов 31
2.1. Цели, задачи и содержание эксперимента 31
2.2. Анализ экспериментальных данных 36
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, концепция структурного уровня представляется наиболее подходящей для раскрытия характера памяти.Совершенствование действий с объектами, их автоматизация и реализация на основе идеального образца - образа памяти - позволяют дошкольному ребенку вступать в такие сложные виды трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Ребенок качественно выполняет инструментальные действия, которые основаны на тонкой дифференциации движений, специализированных мелких моторных навыках.Таким образом, выявленные особенности когнитивной деятельности в общем недоразвитии речи ориентированы на изучение детей этой категории с позиции целостного подхода, предполагающего, что нарушение речевой и неречевой симптоматики учитывается, принимая во внимание с учетом взаимосвязи и характера связей этих компонентов дефектной структуры.Дети с общим речевым недостатком характеризуются недостаточной стабильностью внимания, ограниченными возможностями для его распределения. При относительно консервативном значении, логической памяти у детей с OHP, словесная память заметно уменьшается, производительность запоминания страдает по сравнению с нормально разговаривающими детьми.Глава 2. Исследования и анализ их результатов2.1. Цели, задачи и содержание экспериментаАктуальность этого пилотного исследования объясняется тем, что одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его способность к визуальному восприятию окружающей среды.Основная цель этого исследования состояла в том, чтобы изучить фактический уровень развития зрительной сферы у детей с нарушением речи. В ходе пробного эксперимента предполагалось решить ряд задач:- получить наиболее полную картину визуального развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи;- определить потенциал визуального развития детей этой категории;- проанализировать результаты эксперимента.Изучение особенностей зрительного восприятия детей с нарушением речи проводилось на базе детского сада. В исследовании приняли участие 5 детей в возрасте от 5 до 6 лет, в том числе. Чтобы установить экспериментальный эксперимент, мы сравнили полученные данные с результатами выполнения тех же процедур с нормой в речи. В выборке также было 5 человек.У всех детей из экспериментальной группы речевые нарушения. В том числе: дети с моторной алалией - 2 человека и 3 человека с дизартрией.Список детей контрольных и экспериментальных групп представлен в таблице 1.Таблица 1Список детей дошкольного возраста с нарушениями речи (экспериментальная группа)№ИмяВозрастПолСвета5женскийКоля5мужскойЮра6мужскойТаня6женскийВаня6мужскойТаблица 2Список детей дошкольного возраста с нормой в речи (контрольная группа)№ИмяВозрастПолСергей6мужскойКатя6женскийСаша5мужскойДима6женскийВика6женскийМониторинг свободной деятельности детей проводился в игровом уголке в процессе их деятельности с сюжетом и дидактическими игрушками. Задачей наблюдения было:А) идентификация самостоятельной деятельности детей;B) выявление уровня развития действий с игрушками.Мониторинг деятельности детей в процессе проведения режимных моментов, в классе и в ходе самостоятельной деятельности позволил определить оптимальное содержание и условия проведения психолого-педагогического эксперимента.Исследование включало эксперимент проверки, который состоял из 2 этапов:- изучение анамнестических данных;- опыт визуального восприятия формы, цвета и размера объектов.Исследование анамнеза ребенка включает анализ медицинских документов, психолого-педагогических характеристик и личных вопросов. Были учтены домашние условия дома, взаимоотношения ребенка с родителями, реакция ребенка на окружающую среду, средства и тип воспитания.Дети с нарушениями речи посещали логопедическую группу в течение 1 года. В анамнезе были: частые соматические заболевания; Патология беременности у матерей (в первой половине беременности). Некоторые дети, в соответствии с медицинскими данными и интервью с родителями, не имели каких-либо заметных отклонений в раннем нейропсихиатрическом развитии.Анализ анамнестических данных позволил установить наличие некоторых из них отклонений в развитии в пренатальном, натальном и постнатальном периодах. Патология труда была отмечена в анамнезе у 2 детей (использование щипцов, быстрая доставка, преждевременные роды, рождение при асфиксии, родовая травма). Почти все дети были зарегистрированы у психоневролога с момента рождения.Характеристика предметов с нормой в речи. В период от 3 до 7 лет ребенок с нормальным развитием речи легко систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, ассимилирует многие единичные формы, исключения.Свободное использование морфологических элементов сокращается, ребенок изучает общие правила грамматики. До 4 лет могут наблюдаться случаи фиксированного напряжения во время перегиба. Через 4 года в основании глагола появляются нарушения чередования. Адаптация прилагательного с существительным в косвенных случаях, контроль над глаголом ассимилируется. В целом контрольная группа имела в основном всю сложную систему практической грамматики.Изучение особенностей визуального развития дошкольников на втором этапе проводилось в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента.Эксперимент включал задания, направленные на изучение ориентирующей деятельности детей при обследовании игрушек.Эксперимент проводился индивидуально в групповой комнате, знакомой ребенку.Детям были предложены задания, направленные на изучение ориентирующей деятельности детей. Материал исследования: набор цветных геометрических фигурДетям предлагается набор фигур, педагог задает вопросы по исследуемым параметрам: 1. Исследование восприятия цвета2. Узнавание и называние цвета3. Соотнесение объектов по цвету4. Фиксация цвета по насыщенности5. Выделение цвета в окружающей средеАнализ выполнения задач по параметрам, представленным в таблице, позволяет выявить детей с высоким уровнем зрительного восприятия:- высокий уровень - ребенок выполнил все задания;-средний уровень - ребенок при выполнении заданий допускал незначительные недостатки, отдельные ошибки в отдельных задачах;-низкий уровень - ребенок совершил многочисленные ошибки (недостатки) при выполнении трех или более заданий.ПамятьЦель и задачи определили ход исследования, которое проводилось в несколько этапов:Первый этап - теоретический анализ литературы по изучаемой теме.Второй этап - подготовительный этап. На этом этапе был проведен отбор и выбор диагностических средств для изучения памяти у младших школьников.Третий этап - экспериментальный. Этот этап предусматривал экспериментальное изучение учеников первой и второй групп с помощью техники из 10 слов «Память для образов», «Семантическая память».Четвертый этап - аналитический. Это связано с анализом и обработкой результатов.Для изучения памяти использовался метод «Память для изображений», предназначенный для изучения творческой памяти (Приложение). Суть техники заключается в том, что субъект подвергается воздействию таблицы с 16 изображениями в течение 20 секунд. Изображения должны быть запомнены и воспроизведены на бланке в течение 1 минуты. Ребенок должен нарисовать или записать (выразить устно) те изображения, которые запоминаются. Оценка результатов теста основана на количестве правильного воспроизведения изображений. Эта техника используется в группе и индивидуально. Норма - 6 правильных ответов и многое другое.Также для диагностики памяти была использована техника «10 слов». Он используется для диагностики словесной кратковременной памяти. Дети были прочитаны 10 слов с интервалом 4-5 секунд между словами. После десятисекундного перерыва учащиеся записывают слова, которые они помнят. Оценка результатов проводилась по формуле: C = a / 10, где C - память, a - количество правильно воспроизведенных слов. Для детей 8 - 9 лет нормативный показатель составляет 6 слов.А также для диагностики памяти используется техника «Чувственной памяти», основанная на понимании (Приложение). В процессе семантического запоминания создаются мнемонические поддержки. Связи, используемые для запоминания, не являются независимым, но вспомогательным персонажем, они служат средством, помогающим запомнить что-то. Наиболее эффективными являются мнемонические поддержки, отражающие основные мысли любого материала. Диагностика проводится в 2 этапа. На первом этапе считываются пары слов, которые имеют семантическую связь. Затем экспериментатор читает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе. Если второе слово написано правильно, то поставьте «+», а неправильное «-». На втором этапе считываются пары слов, которые не имеют семантической связи.Обработка результатов производится следующим образом:Объем логической памятиОбъем механической памятиКол-во слов 1 этапа (а1) Кол-во запомнившихся слов (b1) Коэффициент логической памятиКол-во слов 2 этапа (а2) Кол-во запомнившихся слов (b2) Коэффициент логической памяти С2=b2/a2С1=b1/a1Таким образом, нормой логической памяти для детей 8 - 9 лет является 10 слов из 15, а механической - 7 слов из 15.2.2. Анализ экспериментальных данныхВ процессе экспериментального исследования было проведено определение особенностей зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением речи в сравнении с нормой в речиРезультаты исследования показали, что старшие дошкольники с нормальным развитием практически не допустили ошибок в ходе эксперимента. В таблице 5 и на рисунке 1 приведены обобщенные данные по видам допущенных при выполнении заданий ошибок. Таблица 5Обобщенные данные по видам допущенных при выполнении заданий ошибок.Ошибки по типу заданий Количество ошибок (% от общего числа)Контрольная группаЭкспериментальная группа Восприятие цвета370Восприятие формы142Восприятие величины 2 49Рисунок 1.Сводные результаты детей с нарушением речи и детей с нормой в речиБольшое значение имеет так же время выполнения заданий.В таблице 6 предоставлены данные по времени выполнения каждого типа заданий. Таблица 6.Данные по времени выполнения каждого типа заданийТипы заданийВремя в минутахКонтрольная группа Экспериментальная группа Восприятие цвета520Восприятие формы210,5Восприятие величины38,5Рисунок 2. Время выполнения заданийДиаграмма наглядно показывает, что дети с нарушениями речи тратят гораздо больше времени на выполнение заданий, они больше устают и меньше заинтересованы в результате.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:1. У детей дошкольного возраста с нарушением речи наблюдается потеря в формировании навыков визуального восприятия по сравнению с детьми с нормой речи.2. Анализ качественных характеристик выполнения заданий показал, что в экспериментальной группе дети выполняют задания исключительно с помощью учителя и на среднем уровне или на уровне ниже среднего. В контрольной группе большинство задач выполнялись независимо и полностью.Анализ данных, полученных при изучении ориентационной деятельности, уровня формирования представлений о цвете, форме и размере объектов, а также особенностей детского выполнения задач, требующих учета внешних характеристик объектов, делает его Можно выявить ряд особенностей визуального восприятия детей дошкольного возраста с нарушением речи.В повседневной жизни дошкольники с нарушениями речи игнорируют внешние признаки предметов, включенных в деятельность; Выделение этих характеристик является случайным или основано на повторном повторении действия; Стимулом для проведения ориентировочно-исследовательских действий с объектом может быть его новизна, большие размеры, яркая окраска, необычные действия взрослого, выполненные с объектом, прямые указания взрослого.Когда дети представлены с объектами, которые отличаются одной характеристикой (цвет, форма, размер, наличие или отсутствие звука), наибольшее количество реакций получается для цветовых различий. Именно цвет предметов вызывал наибольшее количество эмоциональных и речевых реакций. Установлено, что форма объектов вызывает наибольшее количество когнитивных реакций, главным образом ориентировочно-исследовательских действий.Однако, когда речь идет об объектах, которые отличаются одним внешним признаком, дети выполняют преимущественно один и тот же тип неспецифических ориентировочных и исследовательских действий (захват, просмотр, поворот), которые не позволяют им выявлять особенности и свойства объекта, но только Способствовало его полному ознакомлению.Дети с нарушениями речи более успешно идентифицируют четыре основных цвета, а хуже - белый и черный. Название цветов было известно до начала обучения, в среднем, менее трети детей, причем самым известным из них были красный и зеленый, наименее - белый и черный. Самоназвание цвета доступно для небольшого числа детей.Восприятие величины наименее сформировано у детей дошкольного возраста с нарушением речи. В то же время визуальная корреляция находится на достаточно высоком уровне. Значительные трудности возникают, когда идентификация знака величины по имени и самоидентификация знака с наиболее доступными детьми были практическими задачами, при выполнении которых требовалось учесть форму субъекта.Самыми трудными были задачи, в которых требовалось учитывать цвет и размер объектов. Наиболее освоенные методы действия наблюдались также при выполнении задач с объектами, которые отличаются по форме. В задачах, выполняемых с объектами разных цветов и размеров, подавляющее большинство детей действуют независимо от этих свойств объектов. В результате наибольшее количество правильно выполненных задач наблюдается в действиях, которые требуют учета формы, а наименьшей - при работе с объектами разного размера.ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2Итак, мы получили данные, свидетельствующие о том, что цвет субъекта вызывает яркие эмоциональные реакции у детей дошкольного возраста с нарушением речи, форма объектов вызывает значительное количество когнитивных реакций (в том числе ориентировочные и исследовательские действия). Восприятие величины вызывает наибольшие трудности, особенно когда необходимо использовать его словесное обозначение. Видимо, это связано не только с особенностями деятельности этой категории детей, но и с качеством воспринимаемых свойств объектов.Таким образом, экспериментальное исследование позволило выявить ряд особенностей визуального восприятия детей дошкольного возраста с нарушением речи.Работа по развитию навыков визуального восприятия у детей с нарушениями речи должна обеспечить более успешное преодоление недостатков развития их ориентировочной и исследовательской деятельности, расширение и обогащение представлений о внешних свойствах объектов, что, безусловно, будет способствовать Их более успешное умственное развитие в целом.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в настоящее время внимание многих психологов всего мира обращено на проблемы развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и физического, психического и нравственного развития. В дошкольном возрасте под влиянием образования и обучения дети развивают все познавательные процессы, в том числе восприятие. Ребенок овладевает восприятием формы, цвета, картины, пространства, сказки, человека.Анализ психолого-педагогической литературы показал, что визуальное восприятие - это совокупность процессов построения визуального образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой анализируется большое количество раздражителей на глазу выполненный. Чем более совершенным является зрительное восприятие, тем более разнообразными являются ощущения качества и силы, и, следовательно, чем полнее и точнее они отражают стимулыОсобенности визуального восприятия детей дошкольного возраста заключаются в восприятии и представлении процессов об объектах и ​​явлениях окружающего мира, что предполагает сенсорное развитие, необходимое детям для поглощения сенсорных стандартов. Освоив такую ​​систему, ребенок получает набор мер, стандартов, с которыми он может сравнить любое новое воспринимаемое качество и дать ему правильное определение.Для детей дошкольного возраста с нарушением речи характерно нарушение визуальной сферы, что проявляется в основном в нищете и недифференцировании зрительных образов, инертности и хрупкости зрительных следов, а при отсутствии сильной и адекватной связи Слова с визуальным представлением субъекта.На основе проведенных экспериментальных исследований можно сделать следующие выводы: у детей дошкольного возраста с нарушениями речи наблюдается тенденция к развитию навыков визуального восприятия по сравнению с детьми с нормой в речи. Анализ качественных характеристик выполняемых задач показал, что в экспериментальной группе дети выполняют задания исключительно с помощью учителя, а на среднем уровне или на уровне ниже среднего. В контрольной группе большинство задач выполнялись независимо и полностью.Таким образом, экспериментальное исследование позволило выявить ряд особенностей визуального восприятия детей дошкольного возраста с нарушением речи.Работа по развитию навыков визуального восприятия у детей с нарушениями речи должна обеспечить более успешное преодоление недостатков развития их ориентировочной и исследовательской деятельности, расширение и обогащение представлений о внешних свойствах объектов, что, безусловно, будет способствовать Их более успешное умственное развитие в целом.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБесонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: Издательство «Аркти», 2010.Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М., 2011.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 2011.Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие - М. 2012. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. - М.,Гном-Пресс,2011.Валитова И.Е. Психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 2010. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 2011.Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 2012.Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями. - М. 2013. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. - М.2011.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб., 2011. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2010.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2011.Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2011.Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 2012.Гуровец Г.В., Маевская СИ. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 2012.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - Минск: Университетская, 2012.Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 2012.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2010.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 2013.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2010.Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 2011.Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2011.Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 2012.Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 2010.Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 2011.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Издательство «Гиппократ», 2011. - 222 с.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 2012.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бесонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: Издательство «Аркти», 2010.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М., 2011.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 2011.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие - М. 2012.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. - М.,Гном-Пресс,2011.
5. Валитова И.Е. Психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 2010.
6. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 2011.
7. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 2012.
8. Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями. - М. 2013.
9. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. - М.2011.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб., 2011.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2010.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2011.
13. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2011.
14. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 2012.
15. Гуровец Г.В., Маевская СИ. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 2012.
16. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - Минск: Университетская, 2012.
17. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 2012.
18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2010.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 2013.
20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2010.
21. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 2011.
22. Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2011.
23. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 2012.
24. Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 2010.
25. Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 2011.
26. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Издательство «Гиппократ», 2011. - 222 с.
27. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 2012.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы изучения зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР рассматриваются в данной статье?

В данной статье рассматривается изучение зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР на основе специальной литературы, закономерностей их онтогенеза, психолого-педагогической характеристики этих детей, а также особенностей зрительного восприятия и памяти у них.

Какие исследования были проведены на данную тему и какие результаты были получены?

На данную тему были проведены исследования, результаты которых анализируются в статье. Они позволили выявить особенности зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР. Конкретные результаты исследований подробно описаны в статье.

Какие особенности зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР рассмотрены в данной статье?

В данной статье рассматриваются особенности зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР. Они подробно описаны и проанализированы на основе проведенных исследований.

Какие данные представлены об онтогенетических закономерностях зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР?

В данной статье представлены данные об онтогенетических закономерностях зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР. Эти данные помогают понять, как развивается зрительное восприятие и память у детей с ОНР на протяжении детства.

Какими характеристиками обладают дети с ОНР с психолого-педагогической точки зрения?

В данной статье представлена психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР. Она позволяет описать особенности развития этих детей с точки зрения психологии и педагогики, особенности их познавательных и когнитивных процессов.

Какие исследования проводятся по изучению зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР?

Исследования направлены на изучение особенностей зрительного восприятия и памяти у детей с органическими нарушениями развития (ОНР) в дошкольном возрасте.

На каких теоретических основах проводятся исследования зрительного восприятия и памяти у дошкольников с ОНР?

Исследования проводятся на основе теоретических подходов и концепций, выработанных в специальной литературе по данной теме.

Какие закономерности отмечаются в онтогенезе зрительного восприятия и памяти у детей с ОНР?

В онтогенезе зрительного восприятия и памяти у детей с ОНР выявляются определенные закономерности, которые позволяют более полно понять процессы развития этих функций у дошкольников.