Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и источники его покрытия.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 27.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ 5
1.1. Понятийный аппарат доходов и расходов бюджетов 5
1.2. Виды доходов бюджета государства 9
1.3. Классификация расходов государственного бюджета и их назначение 14
2. ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ЕЕ УСТРАНЕНИЯ 18
2.1. Экономическое содержание бюджетного дефицита 18
2.2. Основные источники покрытия бюджетного дефицита 19
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ В РОССИИ 24
3.1. Анализ формирования доходов бюджетов России 24
3.2. Оценка исполнения бюджетов бюджетной системы РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПоказательСумма поступлений за период, млрд. руб.2014 г.2015 г.2016 г.Налог на добычу полезных ископаемых2399,82339,92437,9Таможенные платежи4053,43585,63506,6Налог на прибыль организаций375,8445,4440,7Налога на добавленную стоимость3545,84098,84445,7Акцизы395,3573,8727,5Налог на добычу полезных ископаемых (без нефтегазовых доходов)20,718,420,8Таможенные платежи (без нефтегазовых доходов)779701704,8Прочие: гос. пошлины, безвозмездные поступления от физ. и юр. лиц, международных организаций и правительств1285,711031201,5ИТОГО12855,512865,913485,5Рисунок 1 – Структура доходов федерального бюджета России в 2016 г. Как одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих стран, Россия получает значительные доходы от использования своих ресурсов, часть из этих доходов изымаются в бюджетную систему страны в виде налогов и сборов. При этом степень изъятия менялась со временем. Так, в ходе масштабной налоговой реформы, осуществлённой в России в 2000-х годах, была радикально изменена система налогообложения сырьевого сектора: проведена перенастройка механизма экспортных пошлин и введён налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой государственным бюджетом.При этом в настоящее время свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности, включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п. идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока – в 2016 г. она составила более 44 %. Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в 2016 г. произошло резкое сокращение бюджетных доходов от внешнеэкономической деятельности – таможенные платежи снизились более чем на 10 %. Это обусловлено, главным образом, ухудшением внешнеполитической обстановки и экономических введением санкций в отношении нашей страны. Но, несмотря на это негативное явления сокращения общей суммы бюджета не произошло, так как снижение «внешних» доходов было покрыто за счет увеличения размера «внутренних» доходов. Это можно объяснить повышением ставок на некоторые виды налогов, а также увеличением масштабов деятельности отечественных производителей. На формирование доходной части федерального бюджета в 2016 г. повлияли следующие основные изменения налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации:1) Индексация специфических ставок акцизов на подакцизные товары.2) Повышение базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть.3) Снижение предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.4) Снижение ставки вывозной таможенной пошлины на «светлые» нефтепродукты, за исключением бензинов.5) Увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа.6) Установление норматива зачисления в федеральный бюджет налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа в размере 50 %. 7) Зачисление в доходы федерального бюджета денежных взысканий за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.8) Введение утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, произведенных в Российской Федерации.3.2. Оценка исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Что касается расходов бюджета, то в их состав включаются затраты на финансирование наиболее важных сфер жизни государства и его субъектов. К примеру, изменение структуры расходов федерального бюджета России за 2014-2016 гг. представлено в таблице 2.Таблица 2 – Расходы федерального бюджета России в 2014-2016 гг.ПоказательСумма расходов за период, млрд. руб.2014 г.2015 г.2016 г.Социальная политика3859,83833,13452,4Национальная экономика1968,52103,63062,9Национальная безопасность и правоохранительная деятельность1843,02061,62479,1Национальная оборона1812,31849,32086,2Общегосударственные вопросы806,0850,7934,7Прочие расходы2601,22644,62815,3ИТОГО12890,813342,914830,6Как видно из данных таблицы, в структуре бюджета больший удельный вес занимают расходы на социальную политику государства – они составляет более 20%. На оборону и национальную безопасность в совокупности было потраченоболее 30 % от общей суммы расходов федерального бюджета.Расходы федерального бюджета в 2016 г. превысили сумму бюджетных доходов на 1345 млн. руб., то есть бюджет страны в 2016 г. был дефицитным. На рисунке 2 представлена структура расходов федерального бюджета в 2016 г. Рисунок 2 – Структура расходов федерального бюджета России в 2016 г. В ходе исполнения федерального бюджета в 2016 г. в первоначальный план бюджета были внесены изменения. Так, наибольшее увеличение расходов было произведено по разделам – «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», «Образование», «Жилищно-коммунальное хозяйство». Указанные средства в основном были направлены на реализацию отдельных мероприятий, в том числе по социально- экономическому развитию Республики Крым и города федерального значения Севастополя, предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, приобретение дополнительных акций, выпускаемых при увеличении уставного капитала ОАО «Оборонстрой» (г. Москва). Вместе с этим наибольшее уменьшение расходов федерального бюджета произведено по разделам классификации расходов:- «Национальная экономика», что в основном связано с уменьшением бюджетных ассигнований, зарезервированных в Минфине России на реализацию мероприятий по решениям Правительства Российской Федерации;- «Социальная политика, что в основном связано с уменьшением бюджетных ассигнований, предусмотренных на дополнительное обеспечение 66 сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов, объема субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в связи с уточнением численности;- «Обслуживание государственного и муниципального долга», что в основном связано с сокращением расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации в связи с сокращением в 2016 г. государственных внутренних заимствований Российской Федерации.Таким образом, можно сказать, что, несмотря на трудные экономические и политические условия, в которых Россия оказалась в 2016 г. Правительством страны были приняты все меры для того, чтобы минимизировать дефицит бюджета и максимально полно профинансировать все возложенные на федеральный бюджет статьи расходов.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении хотелось бы отметить, что бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов страны или ее отдельной территории, дает политической власти реальную возможность воздействовать на все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, культурную и др. В экономической литературе под бюджетом понимаются денежные отношения, которые возникают у органов власти с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народногохозяйства,социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Совокупность бюджетов различных уровней образует бюджетную систему страны. В России сформирована трехуровневая бюджетная система, которая состоит из Федерального бюджета, бюджетов субъектов страны и местных бюджетов. Бюджеты различного уровня имеют две составляющих – расходы и доходы. Одним из главных принципов организации бюджета является его сбалансированность, то есть сопоставимость доходов и расходов. Доходами бюджета называется часть финансовых ресурсов, которая мобилизуется в бюджете страны или отдельной территории и необходима для покрытия их расходов. Доходы выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.Доходы бюджета формируют налоговые и неналоговые поступления в бюджет. Налоговые доходы бюджета составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговые доходы образуются в процессе использования государственной и муниципальной собственности, получения государственных кредитов и займов и т.п. Расходы бюджета – это затраты органов власти на содержание и развитие подведомственных им территорий. Бюджет каждого отдельного имеет закрепленный за собой перечень расходов, которые он обязан финансировать. Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные. К первым относятся расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Вторые включают в себя расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.Ситуация, когда у бюджета того или иного уровня сальдо на конец периода получается отрицательным, называется дефицит бюджета. В теории и практике государственного управления выделяют две главные причины дефицита бюджета – это превышение расходов над доходами и снижение налоговых и прочих поступлений в бюджет. И в том, и в другом случае власти должны принимать все необходимые меры для устранения возникшего дисбаланса. Для этого можно использовать следующие способы – эмиссию ценных бумаг, привлечение средств из внебюджетных фондов, заимствования из бюджетов других уровней и др.Как вывод, можно сказать, что дефицит бюджета может быть вызван различными причинам – будь то увеличение расходов в результате экономического и социального развития субъекта, либо же отсутствие эффективного управления его экономической системой, поэтому и подбирать способ решения проблемы бюджетного дефицита нужно с максимальным учетом особенностей развития соответствующей территории.В ходе работы был проведен анализ формирования и использования бюджета России в 2014-2016 гг. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:- во-первых, формирование и исполнение бюджетов страны в рассматриваемый период происходило в условиях нелегкой рыночной ситуации, обусловленной падением цен на нефть, введением экономических санкций против России, а также трудной ситуаций на политической арене мира;- во-вторых, произошло существенное снижение доходных поступлений от внешнеэкономической деятельности, которые составляют значительную долю федерального бюджета. Но анализ доходов бюджета по годам, показал, что сокращения общей суммы бюджета не произошло, так как снижение «внешних» доходов было покрыто за счет увеличения размера «внутренних» доходов. Это можно объяснить некоторыми изменениями налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации;- в-третьих, в структуре бюджета больший удельный вес занимают расходы на социальную политику государства, на оборону и национальную безопасность;- в-четвертых, анализ исполнения федерального бюджета в 2016 г. показал, что в первоначальный план бюджета были внесены изменения, а это свидетельствует о недостаточно эффективном планировании основных показателей.Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно сказать, что современная система формирования и исполнения бюджетов различных уровней России, и в частности федерального, является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования данной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерациио поправках к Конституции Российской Федерацииот 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ :[Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ в ред. от 28.12.2016 г. :[Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/budget/3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-Фз в ред. от 28.12.2016 :[Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа :http://www.consultant.ru/popular/nalog1/4. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/6. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н.Финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Эксмо, 2011. – 760 с.7. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 704 с.8. Годин, А.М., Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К, 2011. – 276 с.9. Илларионов, А. Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований / А. Илларионов // Рынок ценных бумаг. – 2015. – №1. – С. 35-41.10. Комарова, О.С. Проблемы исполнения доходов бюджета / О.С. Комарова // Молодой ученый. – 2016. – № 2. – С. 54-58.11. Осипов, Л.И. Финансовые ресурсы субъектов России: источники формирования / Л.И. Осипов // Государственное управление. – 2016. – № 6. – С. 42-47.12. Финансы/ Под ред. А.Ю. Казак, Л.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2011. – 550 с.13. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Просвещение,2012. – 491 с.14. Шогенова, Ф.А. Совершенствование системы формирования и исполнения федерального бюджета / Ф.А. Шогенова // Вопросы государственного управления. – 2015. – № 5. – С. 30-36.15. Ярошенко, Л.Е. Проблемы исполнения федерального бюджета в 2015 г. и планы на среднесрочный период / Л.Е. Ярошенко // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 34-40.16. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru17. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/18. Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ в ред. от 28.12.2016 г. : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/budget/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-Фз в ред. от 28.12.2016 : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
4. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/
5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/
6. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н.Финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Эксмо, 2011. – 760 с.
7. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 704 с.
8. Годин, А.М., Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К, 2011. – 276 с.
9. Илларионов, А. Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований / А. Илларионов // Рынок ценных бумаг. – 2015. – №1. – С. 35-41.
10. Комарова, О.С. Проблемы исполнения доходов бюджета / О.С. Комарова // Молодой ученый. – 2016. – № 2. – С. 54-58.
11. Осипов, Л.И. Финансовые ресурсы субъектов России: источники формирования / Л.И. Осипов // Государственное управление. – 2016. – № 6. – С. 42-47.
12. Финансы / Под ред. А.Ю. Казак, Л.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2011. – 550 с.
13. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Просвещение, 2012. – 491 с.
14. Шогенова, Ф.А. Совершенствование системы формирования и исполнения федерального бюджета / Ф.А. Шогенова // Вопросы государственного управления. – 2015. – № 5. – С. 30-36.
15. Ярошенко, Л.Е. Проблемы исполнения федерального бюджета в 2015 г. и планы на среднесрочный период / Л.Е. Ярошенко // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 34-40.
16. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
17. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/
18. Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/
Вопрос-ответ:
Что такое доходы и расходы бюджетов?
Доходы и расходы бюджетов - это основные составляющие бюджетной системы государства. Доходы бюджетов - это поступления денежных средств в государственный бюджет, а расходы бюджетов - это использование этих средств на финансирование различных государственных программ и потребностей.
Какие виды доходов есть у бюджета государства?
Виды доходов бюджета государства могут быть различными. Некоторые из них включают налоги, сборы, дивиденды от государственных предприятий, доходы от продажи государственного имущества и другие источники.
Как классифицируются расходы государственного бюджета и для чего они предназначены?
Расходы государственного бюджета классифицируются согласно их назначению. Это может включать такие категории, как социальная защита, образование, здравоохранение, оборона, инфраструктура и другие. Расходы предназначены для финансирования различных государственных программ и обеспечения потребностей населения.
Что такое бюджетный дефицит и каково его экономическое содержание?
Бюджетный дефицит - это разница между доходами и расходами государственного бюджета, когда расходы превышают доходы. Его экономическое содержание заключается в том, что государство не имеет достаточного количества средств для покрытия всех своих затрат и вынуждено искать источники финансирования дефицита.
Какие основные источники покрытия бюджетного дефицита существуют?
Основные источники покрытия бюджетного дефицита включают заемные средства от национальных и международных финансовых институтов, продажу государственных активов, увеличение налоговых ставок, сокращение расходов и другие меры, которые помогают устранить разницу между доходами и расходами.
Какие виды доходов бюджета государства существуют?
Виды доходов бюджета государства включают налоги (например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость), сборы (например, сборы за пользование недрами), неналоговые доходы (например, доходы от оказания платных услуг), а также доходы от займов и кредитования.
Как классифицируются расходы государственного бюджета и каково их назначение?
Расходы государственного бюджета классифицируются на текущие расходы (например, зарплаты государственных служащих) и капитальные расходы (например, на строительство дорог). Назначение расходов может включать финансирование образования, здравоохранения, обороны, социальной защиты и других сфер государственной деятельности.
Что такое бюджетный дефицит и каково его экономическое содержание?
Бюджетный дефицит - это разница между доходами и расходами государственного бюджета. Экономическое содержание бюджетного дефицита заключается в том, что государство тратит больше денег, чем получает, и покрывает этот дефицит за счет займов, кредитования или выпуска дополнительных денег.
Какие основные источники покрытия бюджетного дефицита существуют?
Основные источники покрытия бюджетного дефицита включают займы и кредитование (внутренние и внешние заемы), выпуск государственных облигаций, использование резервов государственного бюджета и дополнительное налогообложение.
Какие особенности формирования и исполнения бюджета связаны с проблемой дефицитности?
Проблема дефицитности государственного бюджета приводит к необходимости формирования и исполнения бюджета с учетом ограниченных финансовых ресурсов. Это требует разработки эффективных механизмов контроля расходов, поиска дополнительных источников доходов и принятия соответствующих финансовых решений.