Сознание и деятельность в материалистическом понимании (по Выготскому). Культурно-историческая концепция происхождения ВПФ человека в аспекте материалистической философии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 14 14 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 24.04.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
1.Сознание и деятельность в материалистическом понимании (по Выготскому). 4
2.Культурно-историческая концепция происхождения ВПФ человека в аспекте материалистической философии. 9
Заключение 12
Список литературы 14


Фрагмент для ознакомления

Первая путем естественного созревания следует, вторая заключается в завладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, формирование мышления и иных психических функций не через их саморазвитие проистекает в первую очередь, а через применение ребенком "психологических орудий", путем завладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.
Формирование мышления, восприятия, памяти и иных психических функций проистекает через период (форму) внешней деятельности, где абсолютно предметный вид имеют культурные средства и психические функции функционируют абсолютно внешне, интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, из внешнего плана переходит во внутренний, делается интерпсихической.
В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осмысленность и произвольность. Если появляется затруднение в мышлении и иных психических процессах, постоянно вероятна экстериоризация - вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане действиями во внешнем плане постоянно может быть отработан. [1]
Как правило, на этом первом периоде внешней деятельности все, что ребенок делает, он в сотрудничестве делает, вместе со взрослыми. 
Можно счиать, что в начале функции человека приказывающего и человека, выполняющего эти приказы, были распределены и целый процесс по проявлению Л.С. Выготского интерпсихологическим был, т.е. межличностным.
Поом эти отношения в отношения с самим собой превратились, т.е. в иптрапсихологические. Процесс превращения интерпснхологических отношений в ннтрапсихологические Выготский наименовал интериоризацией. В ходе интериоризации проистекает превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).
В онтогенезе, по взгляду Выготского, принципиально то же самое наблюдается. В начале взрослый воздействует словом на ребенка, его побуждая что-то сделать. Затем способ общения ребенок перенимает и начинает словом влиять на взрослого. И, наконец словом на самого себя ребенок начинает воздействовать.
Таким образом, в концепции Выготского два фундаментальных положения можно выделить. Во-первых, опосредованную структуру имеют высшие психические функции. Во-вторых, для процесса формирования психики человека свойственна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Основной вывод этой концепции состоит в следующем: человек от животного тем принципиально различается, что он завладел природой с помощью орудий. Это отпечаток наложило на его психику, он научился завладевать личными высшими психическими функциями. Для этого он также применяет орудия, но орудия психологические. [3]
















Заключение

Л.С. Выготский стремился выявить, прежде всего, специфически человеческое в поведении ребенка и историю становления этого поведения, его теория требовала видоизменения традиционного подхода на процесс психического формирования ребенка. По его взгляду, односторонность и ошибочность традиционного воззрения на факты формирования высших психических функций зсостоит «в неумении взглянуть на эти факты как на факты исторического развития, в одностороннем рассматривании их как натуральных процессов и образований, в смешении и неразличении природного и культурного, естественного и исторического, биологического и социального в психическом формировании ребенка, короче—в неверном принципиальном понимании природы исследуемых явлений».
Л. С. Выготский представил, что человек владеет особенным видом психических функций, которые целиком отсутствуют у животных. Эти функции, наименованные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно именуемый сознанием. И развиваются они в ходе социальных взаимодействий. Высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. Для того чтобы ясно означить проблему, автор три фундаментальных понятия сближает, ранее рассматривавшихся как раздельные - понятие высшей психической функции, понятие культурного формирования поведения и понятие завладения процессами собственного поведения.
В соответствии с этим свойства сознания (как специфически человеческой формы психики) следует разъяснять особенностями образа жизни человека в его человеческом мире. Системообразующим фактором этой жизни является, прежде всего, трудовая деятельность, опосредствованная орудиями разного рода.

























Список литературы

Выготский Л.С. Психология, Москва, 2010г.
Маклаков А. Г. Общая психология СПб, 2011г.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века, Москва, 2012г.










13

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология, Москва, 2010г.
2. Маклаков А. Г. Общая психология СПб, 2011г.
3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века, Москва, 2012г.


Вопрос-ответ:

Каково материалистическое понимание сознания и деятельности по Выготскому?

Материалистическое понимание сознания и деятельности по Выготскому основывается на том, что сознание возникает и развивается в процессе деятельности человека, а не является отдельной независимой субстанцией. Деятельность рассматривается как основа сознания, а сознание - как продукт и отражение деятельности. Таким образом, сознание и деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В чем заключается культурно-историческая концепция происхождения высших психических функций (ВПФ) человека с материалистической философией?

Культурно-историческая концепция, разработанная Выготским, гласит о том, что высшие психические функции формируются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой. Она связывает развитие психики с развитием культуры и истории общества. Таким образом, высшие психические функции не являются врожденными, а приобретаются в процессе взаимодействия и обучения.

Какие существуют пути формирования высших психических функций согласно Выготскому?

Выготский выделяет два основных пути формирования высших психических функций. Первый путь заключается в естественном созревании организма и развитии природных психических процессов. Второй путь связан с завладением культурой способами поведения и мышления, передачей знаний и навыков от более опытных людей. Таким образом, формирование высших психических функций происходит как внутри организма, так и во взаимодействии с внешней средой.

Как связаны сознание и деятельность в материалистическом понимании по Выготскому?

Сознание и деятельность в материалистическом понимании по Выготскому связаны и взаимообусловлены. Сознание является продуктом и отражением деятельности человека, а деятельность, в свою очередь, определяет развитие и функционирование сознания. Таким образом, сознание возникает и развивается в процессе деятельности, а сама деятельность организуется и осуществляется сознанием.

Какое понимание сознания и деятельности предлагает Выготский?

Выготский предлагает материалистическое понимание сознания и деятельности, согласно которому они не могут рассматриваться отдельно от общества и культуры. Сознание и деятельность развиваются под влиянием материального мира и социального окружения, их развитие неразрывно связано с процессом обучения и социального взаимодействия.

Как характеризуется культурно-историческая концепция происхождения высших психических функций по Выготскому?

Согласно культурно-исторической концепции Выготского, высшие психические функции (ВПФ) развиваются у человека в результате социальной и культурной деятельности. Первоначально у ребенка возникают низшие психические функции, основанные на элементарных рефлексах. Затем путем обучения и взаимодействия с окружающей средой ребенок осваивает способы поведения и мышления, опираясь на культурные инструменты и общественные нормы.

В чем заключается разница между первой и второй путями развития сознания и деятельности по Выготскому?

Первый путь развития сознания и деятельности по Выготскому основан на естественном созревании функций организма. Второй путь заключается в завладении культурой, то есть способами поведения и мышления, которые развиваются в процессе обучения и социального взаимодействия. Второй путь более активный и связан с освоением культурных инструментов и норм, что позволяет человеку достичь высших психических функций.

Каким образом сознание и деятельность связаны с материальным миром и социальным окружением?

Сознание и деятельность связаны с материальным миром и социальным окружением, так как они развиваются под их влиянием. Материальный мир предоставляет человеку объекты и инструменты для деятельности, а социальное окружение предоставляет нормы и ценности, которые определяют, каким образом должна быть организована деятельность и формируется сознание. Таким образом, сознание и деятельность неразрывно связаны с материальным и социальным аспектами окружающего мира.