Научно-теоретические основы изучения мелкой маторики у дошкольников с ОНР
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 31 + 31 источник
- Добавлена 15.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 6
1.1 Мелкая моторика в развитии речи у дошкольников с ОНР 6
1.2 Характеристика общего недоразвития речи 10
1.3 Состояние мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
Вывод по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 26
2.1 Цели и задачи эксперимента 28
2.2 Характеристика испытуемых 27
2.3 Методика исследования 29
2.3.1 Логопедическая работа по развитию мелкой моторики дошкольников с ОНР 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Инструкция: дети показывают, как «говорят» животныеЗадание 5. «Рассказ о языке»Цель: определить уровень верного подражания услышанному.Инструкция: после прослушивания сказки, дети выполняют задание вместе с педагогом, по подражанию.Ход работы представлен в приложении 1.Схемаоценкиуровнявыполнениязадания:«низкий»-1балл;«средний»-2балла;«высокий»-3 балла.По всем критериям и признакам в результате обследования ребёнок получает от 0 до 12 баллов. Согласно полученным баллам формулируется вывод об уровне сформированности мелкой моторики у детей с ОНР.8 – 12 баллов – высокий уровень4 – 7 балла – средний уровень0 – 3 балла – низкий уровеньСогласно полученным баллам формулируется вывод об уровне развития мелкой моторики у детей с ОНР.Большинстводетейдоброжелательныиэмоциональны,быстроилегковступаливконтакт.Трудностивобщениивозникалитолькосдвумядетьми,крайненеохотновступаливконтактвсилусвоейнеуравновешенности,общегонегативизма.Задание,котороепредлагалосьдетям,былодостаточнопонятным.Детисинтересомприступиликеговыполнению.Всеженекоторыезаданиявызвалиучастидетейзатруднения.2.3 Методика исследованияМетодика Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников».Данная методика направлена на:Формирование развития звукопроизношения у дошкольников с ОНР.Развитие лексических особенностей детей.Определение критерий для развития мелкой моторикиу детей с ОНР.Отметим, что у детей обеих групп были выявлены ошибки. Особые затруднения у них возникали при подражании в речи. Некоторые не сразу смогли приступить к заданию. Часть детей объясняло своё молчание так: «Я не знаю», «Я не могу сказать». Некоторые дети, которые показали средний результат, выполняли задания, но только после неоднократного демонстрирования образца.Дети из контрольной группы с трудом исправляли допущенные ошибки, самостоятельно не могли справиться с заданием, повторные инструкции были неэффективны, в то время как дети из экспериментальной группы больше были самостоятельными.Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо проводить систематические занятия по развитию мелкой моторики с целью дальнейшего полноценного и гармоничного развития детей.2.3.1Логопедическая работа по развитию мелкой моторики дошкольников с ОНРУчитываятеорииирезультатыконстатирующегоэкспериментана формирующем этапе намибыларазработанапрограмма развития мелкой моторики у детей с ОНР.Для достижения желаемого результата необходимо создать работу, направленную на развитие мелкой моторики. В данных целях нами были разработаны физкультминутки.Итак, физкультминутка – это часть двигательнойэнергичности,полагаетсяребятамдля переключения наинойряддеятельности,увеличениятрудоспособности, снятиянагрузки.Эффективностьработы во время физкультминутокприметноусиливаетсяпри сопровождениидвиженийдетейречью. Длядетейвыговариваниестиховсдвижениямиимеетпревосходства:речьделаласьнаиболееточной,психологической, априсутствиерифмыпозитивновлияло на слуховоевосприятие.Следовательно, мы разработали циклограмму упражнений по развитию мелкой моторики (прил. 2).При работе с даннойциклограммой,воспитательимеет возможностьнайтисобственныекреативныевозможности–что-топоменять,записыватьновое,однакоодно остаетсяпостоянныминеизменным– пальчиковаягимнастика, котораяобязанапроводитьсяраз в день, с игровоймотивировкой, с учетомличныхиндивидуальностейдетей. На наш взгляд, данные процедуры, понравятсяребятам, а разученные сценки-процедурыонипосвоейинициативевоссоздаютв самостоятельныхиграх.Исполнениепроцедури ритмическихперемещенийпальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга ивнезапномуужесточениюсогласованнойдеятельностиречевых зон.Игровые ситуациис пальчикамитворятудобныйвозбудимыйпроцесс, развивают познаниеприслушиватьсяипониматьзначениеречи,увеличиваютречевуюдеятельностьдетей.Детиобучаютсяакцентироватьинтересиверноегоуточнять.Во времяисполненияпроцедуры, котораябудет сопровождатьсястихами,речьделаетсянаиболееточной, ритмичной,броской,увеличиваетсяконтрользаисполняемымиперемещениями.Помимо перечисленного, нами проводились занятия по речевому становлению.Среди них:«Графическое написание слов»,где предлагалось ребёнку две картинки, например, лес – лесник, объяснялось значение этих слов, а затем ребёнок называл длинное слово, его обозначали длинной полоской, соответственно короткое слово – короткой полоской.Лексическая тема: «Зима»Цель: совершенствовать навыки речи, способствовать самостоятельному подбору однокоренных слов.Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.Обучение детейразличатьвзрослыхиихдетенышейпозвукоподражанию,соотноситьназваниевзрослогоживотногоиегодетеныша,образовыватьформыименсуществительных.Материал, используемый для развития звукопроизношения у дошкольников, условно можно разделить на три группы.1группа – предметныекартинкинаидентификациюзрительныхизображений.Этоткомплекспозволяетрешатьобщиезадачиразвитиязрительно-предметноговосприятия.2группа – материал,направленныйнавоссозданиецелостногообразаизчастей.3группа - «зашумленные» картинки.Исследование анамнеза детей в обеих группах определило у детей экспериментальной группы присутствие особенностей протекания пренатального, натального и постнатального периодов развития. Это обосновано случаями отягощенного протекания беременности (присутствие токсикозов, угроз прерывания беременности и угроз преждевременных родов, соматических заболеваний матери в период беременности, преждевременные роды), такие анамнестические данные свойственны для экспериментальной группы. В целом, у детей от подобного рода беременностей в постнатальном периоде присутствовал диагноз «перинатальная энцефалопатия» и на первом году жизни они находились под наблюдением невропатолога. Основными различиями между группами являлись частота соматических заболеваний, перенесенных на первом году жизни: ОРЗ, пневмония, детские инфекции, грипп, встречающиеся в экспериментальной группе чаще. В анамнезе детей экспериментальной группы было сочетание многих вредных факторов. При чем присутствие 3 и более таких факторов чаще выявлялось в анамнезе детей с дислексией.Данное описание анамнеза было составлено нами на основании медицинских карт детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕРаботапоразвитиюмелкоймоторикиобязанасовершатьсязадолгодопоступлениядетейвшколу.Уделяяподобающеевниманиепроцедурам,играм,разнымзаданиямнаформированиемоторикиикоординацииперемещениярук,родителиипреподавателирешают2задачи:формированиеречииуменийписьма.Исследованиетеоретическогоматериалапредоставляетсделатьвывод:еслиформированиедвиженийпальцевподходитвозрасту,тоиречевоеформированиерасполагаетсявпределахобщепризнанныхнорм.ИсследуяуровниОНРследуетотметить,чтонаравнесобщейсоматическойослабленностью детям с ОНР свойственнынекиеотставаниявразвитиидвигательнойобласти,какаяхарактеризуетсяплохойкоординациейперемещений,понижениемскоростииловкостиисполнения.Большиепроблемывыявляютсяприисполненииперемещенийпословеснойинструкции,нарушаетсяочередностьдействийиихсоставныхчастей.Отмечаетсянедостающаякоординацияпальцев,кистируки,недоразвитиемелкоймоторики.Верноеоцениваниенеречевыхдействийнужнодляраскрытиязакономерностейатипичногоразвитиядетейсобщимнедоразвитиемречиивтоведьвремядляопределениякомпенсаторногофона.Таким образом, необходимо проводить регулярные занятия с детьми по развитию мелкой моторики, ведь только они способствуют повышению уровня развития речи, внимательности и мышления детей.СПИСОКИСТОЧНИКОВИЛИТЕРАТУРЫАкименкоВ.М.Логопедическоеобследованиедетейсречевыминарушениями:учебник.2-еизд./В.М.Акименко.–М.:Феникс,2016.–48с.АрушановаА.Г.Коммуникация.Развивающееобщениесдетьми4-5лет:методическоепособие/А.Г.Арушанова[идр.].–М.:Сфера,2015.–112с.БабинаГ.В.Структурно-слоговаяорганизацияречидошкольников.Онтогенезидизонтогенез:монография/БабинаГ.В.,ШариповаН.Ю.—М.:Прометей,2013.—192c.БехтеревВ.М.Проблемыразвитияивоспитаниячеловека:учебник.–М.:МОДЭК,2010.–416с.ВолковаЛ.С.Хрестоматияпологопедии.В2томах.ТомI/Л.С.Волкова[идр.].–М.:Владос,1997.ГлозманЖ.М.Детскаянейропсихология:учебноепособие/ГлозманЖ.М.—Саратов:Вузовскоеобразование,2013.—247c.ДолганюкЕ.И.,КонышеваЕ.А.Моторнаяалалия.Коррекционно-развивающаяработасдетьмидошкольноговозраста:учебно-методическоепособие/[Е.Долганюкидр.].–М.:Детство-Пресс,2015.–144с.ЗайцеваЕ.С.Тестоваяметодикаобследованияречидетейввозрасте4–7лет/ЗайцеваЕ.С.,ШептуноваВ.К.—СПб.:КАРО,2015.—72c.ИвановскаяО.Г.Занятияслогопедомпообучениюсвязнойречидетей6–7летнаосноверазрезныхкартинок/ИвановскаяО.Г.,ГадасинаЛ.Я.,СавченкоС.Ф.—СПб.:КАРО,2009.—56c.ИвановскаяО.Г.50занятийслогопедом.Преодолениенарушенийобозначениямягкостисогласныхнаписьме/ИвановскаяО.Г.—СПб.:КАРО,2012.—96c.КалягинВ.А.Энциклопедияметодовпсихолого-педагогическойдиагностикилицснарушениямиречи.Практикум:пособиедлястудентов,педагогов,логопедовипсихологов/КалягинВ.А.,ОвчинниковаТ.С.—СПб.:КАРО,2013.—432c.КарпенкоД.А.Уровеньсформированностисвязнойречиудетейсонр//Международныйжурналэкспериментальногообразования.№9.2010.С.155-156КлимонтовичЕ.Ю.Увлекательнаялогопедия.Учимсяговоритьфразами.Длядетей3–5лет/КлимонтовичЕ.Ю.—М.:Теревинф,2015.—89c.КолягинаВ.Г.Психологиястраховдошкольников[Электронныйресурс]:монография/КолягинаВ.Г.—М.:Прометей,2016.—40c.—Режимдоступа:http://www.iprbookshop.ru/58190ЛалаеваР.И.Логопедиявтаблицахисхемах:учебноепособие/ЛалаеваР.И.,ПарамоноваЛ.Г.,ШаховскаяС.Н.—М.:ПАРАДИГМА,2012.—216c.ЛаппЕ.А.Методикапреподаваниярусскогоязыкавспециальной(коррекционной)школеVIIIвида:учебноепособие/ЛаппЕ.А.—Саратов:Вузовскоеобразование,2013.—93c.ЛебедевЮ.А.Медико-психолого-педагогическиймониторингцелостногоразвитиядетей/ЛебедевЮ.А.,ФилипповаЛ.В.,ДрягаловаЕ.А.—НижнийНовгород:Нижегородскийгосударственныйархитектурно-строительныйуниверситет,ЭБСАСВ,2014.—83c.ЛевинаР.Е.Основытеорииипрактикилогопедии:учебник/Р.Е.Левина.–М.:АльянС,2014.–368с.ЛурияА.В.Языкисознание:учебник/А.В.Лурия[идр.].2012.-320с.МастюковаЕ.М.Преодолениеобщегонедоразвитияречиудетей:учебник/Е.М.Мастюкова[идр].–М.:Книгомир,2011.–320с.НищеваН.Г.Планированиекоррекционно-развивающейработывгруппекомпенсирующейнаправленностидлядетейстяжелыминарушениямиречиирабочаяпрограммаучителя-логопеда:методическоепособие/Н.Г.Нищева.–М.:Детство-Пресс,2016.–192с.НовиковаЛ.И.Правильностьрусскойречи.ЧастьI[Электронныйресурс]:справочникпокультуреречи/НовиковаЛ.И.—М.:Российскийгосударственныйуниверситетправосудия,2016.—216c.Режимдоступа:http://www.iprbookshop.ru/49609НовиковскаяО.А.Логопедическаяграмматикадлямалышей:пособиедлязанятийсдетьми4-6лет/О.А.Новиковская.–М.:Корона-Век,2017.–80с.ОсмановаГ.А.Игрыиупражнениядляразвитияудетейобщихречевыхнавыков(3-4года)/ОсмановаГ.А.,ПоздняковаЛ.А.—СПб.:КАРО,2013.—112c.ПахальянВ.Э.Развитиеипсихологическоездоровьеличностивдошкольномишкольномвозрасте[Электронныйресурс]:учебноепособие/ПахальянВ.Э.—Саратов:Вузовскоеобразование,2015.—235c.—Режимдоступа:http://www.iprbookshop.ru/29300ПенфилдУ.Мозг.Тайныразума:учебник/пер.С.Ан.–М.:АСТ,2016.–256с.ПетроваО.О.Педагогика:учебноепособие/ПетроваО.О.,ДолгановаО.В.,ШарохинаЕ.В.—Саратов:Научнаякнига,2012.—191c.ПоповаО.В.Диагностиканарушенийречиудетейдошкольноговозраста//Бюллетеньмедицинскихинтернет-конференций.№5.Том5.2015.С.714РезеповИ.Ш.Психологияипедагогика:учебноепособие/РезеповИ.Ш.—Саратов:АйПиЭрМедиа,2012.—105c.ФиличеваТ.Б.,ТумановаТ.В.Методикапреодолениянедостатковречиудетейдошкольноговозраста:учебно-методическоепособиедлястудентоввысшихучебныхзаведений,педагоговиродителей/Т.Б.Филичева[идр.].-М.:В.Секачев,2016.–280с.ФиличеваТ.Б.,ЧиркинаГ.В.Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/Т.Б.Филичева[идр.].–М.:Просвещение,2016.–208с.Приложение 1Задание №1. «Графические пробы»Цель: правильно обвести графические ряды.Материал: цветные карандаши, готовые рисунки-контуры.Инструкция: дети, не отрывая карандаша от бумаги, воспроизводят графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев (цепочка, забор, дом-крыша).Ход работы: детям предоставляют картинки-контуры с цветными карандашами, при этом дети легким нажатием на карандаш обводят рисунок по картинке-контур. Таким образом прослеживается точность движений.Задание №2. «Ассиметричное постукивание»Цель: проверка подражания серии движений.Инструкция: дети воспроизводят по подражанию несколько движений из последовательного постукивания: 2 раза одной рукой и 1раз – другой. После последовательность меняется.Ход работы: педагог постукивает по столу один-два раза разными руками, затем наоборот. Ребенок должен повторить без ошибок данные действия. Таким образом прослеживается внимательность и сосредоточенность ребенка.Задание №3. «Сжимание-разжимание ладони» (на основе пробы Н.И. Озерецкого)Цель: определение верного подражания сжиманию и разжиманию ладоней.Инструкция: поочерёдное и одновременное сжимание кистей.Ход работы: вслед за действиями педагога ребенок должен без ошибок повторить за ним последовательное сжимание и разжимание ладоней. Таким образом прослеживается точность исполнения упражнения ребенком, его внимательность.Задание 4. «Изобрази животных»Цель: выявить правильность произношения звуков животных.Материал: картинки с изображением животных.Инструкция: дети показывают, как «говорят» животные.Ход работы: детям показывают картинки с изображением животных, а они должны произносить их звуки. Таким образом осуществляется проверка памяти у детей.Задание 5. «Рассказ о Языке»Цель: определить уровень верного подражания услышанному.Материал: аудиозапись с рассказом о человечке «Языке».Инструкция: после прослушивания сказки, дети выполняют задание вместе с педагогом, по подражанию.Ход работы: логопед воспроизводит аудиозапись с рассказом о человечке «Языке». После прослушивания ребенок с помощью логопеда подражает действиям услышанного посредством собственного языка, т.е. выговаривает те слова, которые им были услышаны и в той последовательности, которая применялась.Приложение 2ЦиклограммаиспользованияупражненийпоформированиюмелкоймоторикирукУтром.Длясозданияудетейположительногопсихоэмоциональногонастроенияиспользуюупражнения:«Пальчикиздороваются»,«Сдобрымутром»исамомассажпальцев«Помоемруки».Сдобрымутром,глазки!(поглаживаемвекиглаз)Выпроснулись?(смотримвбинокль)Сдобрымутром,ушки!(поглаживаемушки)Выпроснулись?(прикладываемладоникушам)Сдобрымутром,ручки!(поглаживаемкистирук)Выпроснулись?(хлопаемвладоши)Сдобрымутром,ножки!(поглаживаемноги)Вовремяутреннейгимнастики.Передвыполнениемобщеразвивающихупражненийспредметами(обруч,мяч,гимнастическаяпалкаидр.)детямпредлагаю«поигратьспредметом».Например,передаватьмячизруквруки.Вэтовремяспрашиваюудетей:«Какоймяч?»(гладкий,ровный,резиновыйит.д.)Вовремяфизкультминуток.Разминканачинаетсясупражненийдлякрупныхмышцверхнегоплечевогопояса(плечо,предплечье),посколькуназанятии,какправило,устаетвсярука,анетолькокисть.Предлагаюдетямдлявыполнениямахипрямымируками,круговыедвиженияплечами,локтевымисуставами.Далееследуетразминкадляпальцев.Предлагаюдетямсюжетныепальчиковыеупражнения:сначаласнесложнымидвижениями(например,«Пальчикиздороваются»,«Мыделилиапельсин»),далее–всочетанииссамомассажемкистиспомощьюпальцевдругойруки(например,«Надеваемперчатку»)ипредметов–прокатываниегрецкогоореха,карандаша.Надостаточносложныхзанятиях,которыетребуютвысокойумственнойактивностидетей,используюпальчиковыекинезиологическиеупражнения–«гимнастикамозга».Нафизкультурныхзанятиях.Пальчиковыеупражненияпредлагаювначалекомплексаобщеразвивающихупражнений,асамомассажкистиспомощьюмассажныхмячей–взаключительнойчасти.Назанятияхсиспользованиемфитболовтакжеиспользуюупражнениядляпальцев.Исходноеположениеможетбытьразличным:стоя,сидя,наполу(позафакира),сидянагимнастическихмячахидр.Ну-ка,братцы,заработу!(поочередноразгибатьпальцы,начинаясбольшого)Покажисвоюохоту:Большаку–дроварубить,Печивсе–тебетопить,Атебе–водуносить,Атебе–обедварить,Атебе–посудумыть,Апотом–всемпеснипеть!Песнипеть,даплясать!Нашихдетокзабавлять!(энергичношевелитьвсемипальцами).Вконцефизкультурногозанятиятрадиционнопроводитсякомплексупражненийдлярукипальцев«Какживешь?».Какживешь?-Воттак!(большиепальцыобеихруквверх,остальные–собранывкулак)Аплывешь?-Воттак!(рукамиизображаютдвиженияпловца)Какбежишь?-Воттак!(рукисогнутывлоктях,движениявдольтуловища)Ашалишь?-Воттак!(кулачкамиобеихрукхлопнутьпонадутымщекам)Вовремяпроведениякультурно-гигиеническихмероприятий,познавательныхбеседсцельюформированияудетейзнанийипредставлений,атакжепрактическихуменийпоуходузасвоимтеломиспользуюдвиженияпальцевкистивсочетаниисдвижениямирук.Ктозубынечистит,Немоетсямылом(пальцыпоочередно,начинаясуказательного«здороваются»сбольшимпальцем)ТотвырастиможетБолезненным,хилым(ладониставятсяоднанаддругой,изображаяростребенка)ДружатсгрязнулямиТолькогрязнули(пальцыруксоединенывзамок)КоторыесамиВгрязиутонули(движения,имитирующиеплавательные)Грязнулибоятся.
2. АрушановаА.Г.Коммуникация.Развивающееобщениесдетьми4-5лет:методическоепособие/А.Г.Арушанова[идр.].–М.:Сфера,2015.–112с.
3. БабинаГ.В.Структурно-слоговаяорганизацияречидошкольников.Онтогенезидизонтогенез:монография/БабинаГ.В.,ШариповаН.Ю.—М.:Прометей,2013.—192c.
4. БехтеревВ.М.Проблемыразвитияивоспитаниячеловека:учебник.–М.:МОДЭК,2010.–416с.
5. ВолковаЛ.С.Хрестоматияпологопедии.В2томах.ТомI/Л.С.Волкова[идр.].–М.:Владос,1997.
6. ГлозманЖ.М.Детскаянейропсихология:учебноепособие/ГлозманЖ.М.—Саратов:Вузовскоеобразование,2013.—247c.
7. ДолганюкЕ.И.,КонышеваЕ.А.Моторнаяалалия.Коррекционно-развивающаяработасдетьмидошкольноговозраста:учебно-методическоепособие/[Е.Долганюкидр.].–М.:Детство-Пресс,2015.–144с.
8. ЗайцеваЕ.С.Тестоваяметодикаобследованияречидетейввозрасте4–7лет/ЗайцеваЕ.С.,ШептуноваВ.К.—СПб.:КАРО,2015.—72c.
9. ИвановскаяО.Г.Занятияслогопедомпообучениюсвязнойречидетей6–7летнаосноверазрезныхкартинок/ИвановскаяО.Г.,ГадасинаЛ.Я.,СавченкоС.Ф.—СПб.:КАРО,2009.—56c.
10. ИвановскаяО.Г.50занятийслогопедом.Преодолениенарушенийобозначениямягкостисогласныхнаписьме/ИвановскаяО.Г.—СПб.:КАРО,2012.—96c.
11. КалягинВ.А.Энциклопедияметодовпсихолого-педагогическойдиагностикилицснарушениямиречи.Практикум:пособиедлястудентов,педагогов,логопедовипсихологов/КалягинВ.А.,ОвчинниковаТ.С.—СПб.:КАРО,2013.—432c.
12. КарпенкоД.А.Уровеньсформированностисвязнойречиудетейсонр//Международныйжурналэкспериментальногообразования.№9.2010.С.155-156
13. КлимонтовичЕ.Ю.Увлекательнаялогопедия.Учимсяговоритьфразами.Длядетей3–5лет/КлимонтовичЕ.Ю.—М.:Теревинф,2015.—89c.
14. КолягинаВ.Г.Психологиястраховдошкольников[Электронныйресурс]:монография/КолягинаВ.Г.—М.:Прометей,2016.—40c.—Режимдоступа:http://www.iprbookshop.ru/58190
15. ЛалаеваР.И.Логопедиявтаблицахисхемах:учебноепособие/ЛалаеваР.И.,ПарамоноваЛ.Г.,ШаховскаяС.Н.—М.:ПАРАДИГМА,2012.—216c.
16. ЛаппЕ.А.Методикапреподаваниярусскогоязыкавспециальной(коррекционной)школеVIIIвида:учебноепособие/ЛаппЕ.А.—Саратов:Вузовскоеобразование,2013.—93c.
17. ЛебедевЮ.А.Медико-психолого-педагогическиймониторингцелостногоразвитиядетей/ЛебедевЮ.А.,ФилипповаЛ.В.,ДрягаловаЕ.А.—НижнийНовгород:Нижегородскийгосударственныйархитектурно-строительныйуниверситет,ЭБСАСВ,2014.—83c.
18. ЛевинаР.Е.Основытеорииипрактикилогопедии:учебник/Р.Е.Левина.–М.:АльянС,2014.–368с.
19. ЛурияА.В.Языкисознание:учебник/А.В.Лурия[идр.].2012.-320с.
20. МастюковаЕ.М.Преодолениеобщегонедоразвитияречиудетей:учебник/Е.М.Мастюкова[идр].–М.:Книгомир,2011.–320с.
21. НищеваН.Г.Планированиекоррекционно-развивающейработывгруппекомпенсирующейнаправленностидлядетейстяжелыминарушениямиречиирабочаяпрограммаучителя-логопеда:методическоепособие/Н.Г.Нищева.–М.:Детство-Пресс,2016.–192с.
22. НовиковаЛ.И.Правильностьрусскойречи.ЧастьI[Электронныйресурс]:справочникпокультуреречи/НовиковаЛ.И.—М.:Российскийгосударственныйуниверситетправосудия,2016.—216c.Режимдоступа:http://www.iprbookshop.ru/49609
23. НовиковскаяО.А.Логопедическаяграмматикадлямалышей:пособиедлязанятийсдетьми4-6лет/О.А.Новиковская.–М.:Корона-Век,2017.–80с.
24. ОсмановаГ.А.Игрыиупражнениядляразвитияудетейобщихречевыхнавыков(3-4года)/ОсмановаГ.А.,ПоздняковаЛ.А.—СПб.:КАРО,2013.—112c.
25. ПахальянВ.Э.Развитиеипсихологическоездоровьеличностивдошкольномишкольномвозрасте[Электронныйресурс]:учебноепособие/ПахальянВ.Э.—Саратов:Вузовскоеобразование,2015.—235c.—Режимдоступа:http://www.iprbookshop.ru/29300
26. ПенфилдУ.Мозг.Тайныразума:учебник/пер.С.Ан.–М.:АСТ,2016.–256с.
27. ПетроваО.О.Педагогика:учебноепособие/ПетроваО.О.,ДолгановаО.В.,ШарохинаЕ.В.—Саратов:Научнаякнига,2012.—191c.
28. ПоповаО.В.Диагностиканарушенийречиудетейдошкольноговозраста//Бюллетеньмедицинскихинтернет-конференций.№5.Том5.2015.С.714
29. РезеповИ.Ш.Психологияипедагогика:учебноепособие/РезеповИ.Ш.—Саратов:АйПиЭрМедиа,2012.—105c.
30. ФиличеваТ.Б.,ТумановаТ.В.Методикапреодолениянедостатковречиудетейдошкольноговозраста:учебно-методическоепособиедлястудентоввысшихучебныхзаведений,педагоговиродителей/Т.Б.Филичева[идр.].-М.:В.Секачев,2016.–280с.
31. ФиличеваТ.Б.,ЧиркинаГ.В.Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/Т.Б.Филичева[идр.].–М.:Просвещение,2016.–208с.
Вопрос-ответ:
Какие научно-теоретические основы изучения мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями?
Научно-теоретические основы изучения мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями включают в себя анализ различных аспектов развития речи у детей данной группы, изучение особенностей общего недоразвития речи и состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Также здесь рассматриваются основные методики и подходы, которые применяются для оценки и развития мелкой моторики у детей с ОНР.
Как связана мелкая моторика с развитием речи у дошкольников с ограниченными возможностями?
Мелкая моторика играет важную роль в развитии речи у дошкольников с ограниченными возможностями. Уровень развития мелкой моторики может влиять на возможности ребенка управлять своими губами, языком и другими артикуляционными органами, что существенно влияет на его способность правильно произносить звуки и слова. Развитая мелкая моторика помогает ребенку точно координировать движения своих артикуляционных органов и улучшить свою артикуляцию и понимание речи.
Какими особенностями общего недоразвития речи обладают дошкольники?
Особенности общего недоразвития речи у дошкольников включают в себя трудности в правильном произношении звуков и слов, ограничения в объеме словарного запаса и сложности в формировании связной и грамматически правильной речи. Дети с общим недоразвитием речи могут испытывать трудности в понимании и коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Каково состояние мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Состояние мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может быть различным. В зависимости от уровня развития мелкой моторики у детей могут наблюдаться трудности в выполнении точных движений пальцев, рук и других артикуляционных органов. Ребенки могут испытывать затруднения в выполнении мелких и точных движений, которые необходимы для правильного произношения звуков и формирования связной речи.
Какое значение имеет мелкая моторика в развитии речи у дошкольников с ОНР?
Мелкая моторика играет важную роль в развитии речи у дошкольников с ограниченными возможностями в обучении (ОНР). Хорошо развитая мелкая моторика позволяет детям с ОНР более точно и точно контролировать движения губ, языка и гортани, что в свою очередь способствует более четкому и понятному произнесению звуков и слов.
Что характеризует общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста?
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста проявляется в отставании от нормального уровня речевого развития. Они могут испытывать трудности в освоении звуков, формировании связной речи, понимании и использовании сложных синтаксических конструкций. В таких случаях мелкая моторика также может быть задержана, что влияет на произношение звуков и ясность речи детей.
Какое состояние мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи состояние мелкой моторики может быть неудовлетворительным. Они могут иметь трудности с выполнением мелких и точных движений рук и пальцев, что затрудняет их способность контролировать движения губ, языка и гортани. Это может привести к нечеткому и непонятному произношению звуков и слов, а также затруднить освоение навыков чтения и письма.
Что показало экспериментальное исследование по определению уровня развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР?
Экспериментальное исследование позволило определить, что уровень развития мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями в обучении может быть ниже, чем у их сверстников без ОНР. Они могут испытывать затруднения с выполнением простых манипуляций, таких как захват предметов пальцами или кисточкой, а также с выполнением точных и координированных движений рук и пальцев. Это свидетельствует о необходимости особого внимания и поддержки в развитии мелкой моторики у этих детей.