.Эстетика раннего русского портрета (XVIII век) и проблема сходства
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 11.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Становление искусства портрета в России : парсуна и россика 6
2.Эстетика стиля барокко 11
3. Мастера раннего русского портрета 14
3.1 Иван Никитин (ок. 1680 - после 1742) 14
3.2 Андрей Матвеев (ок.1702-1739) 17
4. Эстетика классицизма 19
4.1 Федор Степанович Рокотов (1732(5?) - 1808) 20
4.2 Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) 22
Заключение 24
Список использованной литературы.. 26
Приложение 1. 29
Приложение 2. 31
Приложение 3. 32
Приложение 4. 33
Выражения лиц его моделей сложны, подчас неуловимы. Полуулыбка соединяется с грустным взглядом, в характерной для него манере написанных удлиненных и прищуренных глаз. Решая эту задачу, Рокотов использует целый арсенал художественных средств: он «растворяет» контуры фигуры, окутывая её воздушной дымкой. Источник света помещен сбоку, отчего отдельные части лица и фигуры отчетливо выявляются, а другие остаются в тени. Художник предпочитает писать голову в повороте в три четверти, что придает лицам моделей загадочное, недосказанное, неопределенное выражение. Колорит построен на сложных нюансах, тонком сопоставлении оттенков в женских портретах, и контрастах - в мужских. Прием лессировки (нанесения краски жидкими просвечивающими слоями) позволяет создать впечатление особой глубины и прозрачности картины.
4.2 Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)
Принципиально иным мастером является Левицкий. Это художник по преимуществу объективных характеристик, воспевающий материальный мир во всем его цветовом и фактурном богатстве. Отсюда - объемная лепка форм, декоративность и сочность цвета, особая любовь и умение передавать разнообразные материальные фактуры (шелк, кружево, атласные ленты, цветы, бриллианты), которыми изобилуют его работы. Левицкий, как никто из русских художников, мог создавать монументальные портреты-картины с разработанной программой, что само по себе является данью барочной традиции. Вместе с тем программа таких полотен, как «Портрет П. А. Демидова» (1773), «Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия» (1783), носит назидательный характер, соответствующий идеям Просвещения, лежащим в основе философии классицизма.
Кроме парадных портретов-картин в рост Левицкий писал также довольно сложно построенные полуфигурные репрезентативные портреты (архитектора А. Ф. Кокоринова, 1769; А. Д. Ланского, 1782 и др.), а также небольшие поясные или оплечные камерные изображения на нейтральном фоне (портреты М. А. Дьяковой, 1778; Е. А. Бакуниной, 1782; А.И. и П. Ф. Воронцовых, конец 1780-х гг. и др.). Подобно Рокотову, а еще раньше Вишнякову, Левицкий с удовольствием изображал детей. Под его кистью они наконец-то освободились от эффекта «кукольности», обрели живость и непосредственность, присущие натуре (портреты девочек Воронцовых, конец 1780-х гг.).
В изображении «смольнянок» в театральных костюмах Левицкий расширяет границы жанра, реалистично изображает одну из наиболее ярких страниц их жизни - увлечение театром. В написанном в 1773 г. «Портрете Е. И. Нелидовой», двойном портрете Е. Н. Хрущевой и Е Н. Хованской» девушки изображены в ролях из театральных пьес. Воплощение Науки - Е. И. Молчанова (1776), музыки или Гармонии - Г. И. Алымова, перебирающая струны арфы. (Приложение 4). Художник реалистично передает присущую юному возрасту жизнерадостность, ожидание блестящего будущего.
За атрибутами портрета художник не забывал о чертах той личности, которую изображал. На портрете известного промышленника и мецената Прокопия Акинфиевича Демидова (Приложение 3) портретируемый изображен не в парадном платье с множеством орденов, а в домашней одежде, однако величественная поза соответствует парадному портрету. Детали изображения говорят не о регалиях Демидова, а о его личных интересах (растения, луковицы на столе, лейка). При этом фон портрета сделан в лучших традициях парадности - драпировки, греческие колонны, на заднем плане - здание Воспитательного Дома, на который Демидов пожертвовал существенные средства. Мимика лишена парадности и напыщенности: Демидов с иронией смотрит на зрителя. Эти детали свидетельствуют о несомненном таланте живописца, умении проникнуть во внутренний мир персонажей своих картин.
Так называемый психологизм Рокотова и классицистический объективизм Левицкого предшествовали появлению Боровиковского с его поэтическими - «чувствительными» образами, поиском созвучия в настроениях человека и состояниях природы, привнесенными в искусство эстетикой сентиментализма.
Выводы: Новым этапом в развитии русского искусства стало учреждение в 1764 году Императорской Академии художеств и воспитательного училища при ней. Первыми педагогами вновь стали приглашенные в Россию иностранные мастера, образцом для подражания - античная скульптура, идеалом красоты - пластическое совершенство и гармония классических статуй.
С середины XVIII века русская светская живопись формировалась под влиянием классических канонов: об этом свидетельствует постепенное вытеснение динамичных дробных форм обобщенными и спокойными, появляется устойчивая, четко построенная композиция, монументальность, установка на «правдивое», и вместе с тем гармоничное изображение натуры. Парадный портрет, как правило, имел назидательный характер, нес в себе какую-то идею.Камерный, напротив, отражал тонкую духовную суть личности.
Заключение
В ходе проведенной работы был прослежен путь развития русского портрета как способа постижения человека на протяжении культурной истории России XVIII в. Творчество выдающихся мастеров этого периода стало основой для изучения эстетики жанров портрета. Портреты - парадные и интимные - раскрылись в процессе работы как образцы яркой психологической характеристики. На основе проведенного исследования можно говорить о том, что в истории эстетики стилевые направления, сменяющие одно другое, отличаются противоположными ориентациями. Другими словами, что в истории искусства и эстетики наблюдается действие закона антитезы.
Так, если искусство барокко было во многом противоположно нормам Возрождения, Классицизм и Просвещение в свою очередь были противоположны барокко и ориентировались на рассудок и разум.
На основании проведенного обзора можно сделать вывод, что именно портрет даёт почву для исследования образа человека, мироощущения личности в различные эпохи. Художественный стиль и исторический контекст имеют не менее важное значение, чем сходство изображения с оригиналом и точность соблюдения пропорций.
В России возможности портретного жанра получили свое развитие в парадном и костюмированном портрете, камерные изображения стали воплощением духовного содержания. Стоит отметить, что в некоторых случаях нарочитая парадность изображения могла помешать художнику раскрыть внутренний мир изображаемой персоны. Тогда само изображение становится для нас историческим свидетельством, которое рассказывает зрителю о том, как воспринимали этого человека современники, либо олицетворяет собой определенную идею.
Эстетика портретного жанра обладает собственным уникальным художественным языком, благодаря ей мы можем проникнуть во внутренний мир человека через образы. Именно оттого, что барочные мастера придавали такое большое значение остроумию, в своем творчестве они использовали метафоры, иносказания, эмблемы и символы как способы выражения художественного смысла.
Условность языка культурных стереотипов помогает восприятию изображенного человека окружающими, при этом акцент на некоторых чертах внешности, их гиперболизация помогает отождествить произведение с конкретной личностью.
В свою очередь, через свой талант и своё видение сам художник проявляет в портрете свою индивидуальность и своё мировоззрение. Русский портретист близок к патриархальности и природе, образы, которые он создает, серьезны и основательны.
Важную роль играют историческое время, стиль и культура, они устанавливают художнику целый набор ограничений и правил, которые он вынужден соблюдать. Художник, точно изображая модель, следил за соблюдением жанровых условностей, чтобы не уронить её статус в общественно значимом и личном плане. То есть, во многих случаях портретный жанр дает зрителю возможность не столько получить представление о внешности человека, его личных и душевных качествах, сколько определить место человека в его культурном пространстве. Мы понимаем, что, формируя личность, культура одновременно держит её в определенных общественных рамках.
Таким образом, эстетика портрета отображает не реально существующего человека, а некий эталон, образец, господствующий в данную эпоху, присущий определенному периоду в культуре.
Искусство предоставляет человеку, изучающему портрет, возможность проследить множество судеб других людей. Биография изображенного, его судьба, пережитые им невзгоды и достижения, так или иначе, отразятся на картине. Через символы на портрете – цвета и вещи, зритель соприкасается с судьбой другого человека, и прошедшей эпохой.
Список использованной литературы
Абрамкин И. А. Об истории изучении портрета: вопросы историографии и перспективы исследования [Электронный ресурс] /И. А. Абрамкин//Артикульт: научный электронный журнал. - 2014. - №14 (2). - С.6-12. - Режим доступа: http://articult.rsuh.ru/articult-14-2-2014/i-a-abramkin-about-the-history-of-the-study-of-the-portrait-issues-of-historiography-and-research-pr.php (25.02.2017)
Андреева В. Г. Андрей Матвеев. - Ленинград: Художник РСФСР, 1983. - 68 с.
Андросов С. О. Живописец Иван Никитин. - СПб: Дмитрий Буланин, 1998. - 211 с.
Бердыева А. М. Образ воды в портрете петровского времени //Актуальные проблемы теории и истории искусства [Электронный ресурс]: сб. науч. статей: Вып. 2 / под ред. А. В. Захаровой. - СПб.: НП-Принт, 2012. - 584 с.- Режим доступа: http://www.bibliorossica.com (26.02.2017)
Бутромеев В. П. Первые шедевры русской живописи. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 447 с.
Валицкая А. П. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735 - 1822. - Л.: Художник РСФСР, 1985. - 96 с.
Вдовин Г.В. Персона - Индивидуальность - Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века.- М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 248 с.
Волынский Л. Н. Лицо времени: книга о русских художниках. - 4-е изд. - М.: Детская литература, 1982. - 238 с.
Долгополов И. В. Мастера и шедевры: в 3-х томах. Т. 2. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 751 с.
Евангулова О. С. Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины VIII века. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 200 с.
Жабрева А. Э. Русский костюм в портретах последней четверти XVII века [Электронный ресурс] /А. Э. Жабрева // Человек. - 2014. - № 5. - C. 59-72. - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/doc/ 42766506 (26.02.2017)
Зингер Л. С. Очерки теории и истории портрета. - М.: Изобразительное искусство, 1986. - 326 с.
Ильина Т. В. Римская-Корсакова С. В. Андрей Матвеев. - М.: Искусство, 1984. - 319 с.
Каган М. С. Портрет как образ формировавшейся личности // Избранные труды в VII томах: Том IV: Вопросы эстетики и искусствознания. - СПб: Петрополис, 2011 г. - 636 с.
Кондрашов, В. А. Чичина Е. А. Этика. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 512 с.
Коновалов Э. Г. Словарь русских художников. - М.: Эксмо, 2012. - 619 с.
Лебедева Т. А. Иван Никитин. - М.: Искусство, 1975. - 167 с.
Неверова И. А. Художественный портрет как форма постижения человека в истории культуры: автореферат диссертации [Электронный ресурс] /И. А. Неверова. - СПб., СПБГУКиИ, 2008. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennyi-portret-kak-forma-postizheniya-cheloveka-v-istorii-kultury (27.02.2017)
Островский Г. С.Рассказ о русской живописи. - Москва: Изобразительное искусство, 1989. - 359 с.
Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII века: Биографии. - СПб.: Искусство-СПб, 2002. - 334 с.
Портрет века и век портретов: западноевропейская культура XVII века: учебное пособие / Сост. И. Н. Фельдт. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 100 с.
Русские художники от «А» до «Я». - М.: Слово, 2009. - 215 с.
Сахарова И. М. Алексей Петрович Антропов (1716-1795). - М.: Искусство, 1974. - 240 с.
Цветаева М. Н. Из истории русской художественной культуры XVIII века: символы и смыслы [Электронный ресурс] / М. Н. Цветаева // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2014. - №3. - С.273-284. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-russkoy-hudozhestvennoy-kultury-xviii-veka-simvoly-i-smysly (25.02.2017)
Черная Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени.- M.: Языки русской культуры, 1999. - 283 с., ил.
Чижова И. Б. Судьба придворного художника: В.Л.Боровиковский в Петербурге / И. Б. Чижова. - СПб: Лениздат, 2001. - 266 с.: ил
Шарандак Н. П. Русская портретная живопись петровского времени / Н. П. Шарандак. - Л.: Художник РСФСР, 1987. - 103 с.
Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
Приложение 1.
Никитин Иван Никитич.
Портрет Елизаветы Петровны ребенком. (1712-13)
Никитин Иван Никитич.
Цесаревна Анна Петровна (ок. 1716)
Никитин Иван Никитич.
Царевна Прасковья Иоанновна (1714)
Никитин Иван Никитич.
Портрет царевны Натальи Алексеевны
(ок. 1716)
Никитин Иван Никитич.
Портрет Петра I на фоне Гангутского сражения. (Ок. 1715)
Никитин Иван Никитич.
Портрет Петра I(Первая пол. 1720-х гг.)
Никитин Иван Никитич.
Петр I на смертном ложе. (1725)
Никитин Иван Никитич.
Портрет графа Г.И.Головкина(20-е гг. XVIII в.)
Никитин Иван Никитич.
Портрет барона С.Г. Строганова (1726)
Никитин Иван Никитич.
Портрет напольного гетмана (1720-е гг.)
Приложение 2.
Никитин Иван Никитич.
Автопортрет с женой. (1729 ?)
Никитин Иван Никитич.
Парные портреты И.А. и А.П.Голициных (1728)
Приложение 3.
Рокотов Федор Степанович
Портрет А. П. Струйской (1772)
Рокотов Федор Степанович. «Портрет графа Григория Григорьевича Орлова в латах»(Между 1762 и 1765 гг.)
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Портрет П. А. Демидова (1773)
Левицкий Дмитрий Григорьевич Портрет А. Ф. Кокоринова (1769)
Приложение 4.
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Портрет Г. И. Алымовой (1776)
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Портрет Е. И. Молчановой (1776)
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Портрет Е. И. Нелидовой (1773)
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773)
7
1
1. Абрамкин И. А. Об истории изучении портрета: вопросы историографии и перспективы исследования [Электронный ресурс] /И. А. Абрамкин//Артикульт: научный электронный журнал. - 2014. - №14 (2). - С.6-12. - Режим доступа: http://articult.rsuh.ru/articult-14-2-2014/i-a-abramkin-about-the-history-of-the-study-of-the-portrait-issues-of-historiography-and-research-pr.php (25.02.2017)
2. Андреева В. Г. Андрей Матвеев. - Ленинград: Художник РСФСР, 1983. - 68 с.
3. Андросов С. О. Живописец Иван Никитин. - СПб: Дмитрий Буланин, 1998. - 211 с.
4. Бердыева А. М. Образ воды в портрете петровского времени //Актуальные проблемы теории и истории искусства [Электронный ресурс]: сб. науч. статей: Вып. 2 / под ред. А. В. Захаровой. - СПб.: НП-Принт, 2012. - 584 с.- Режим доступа: http://www.bibliorossica.com (26.02.2017)
5. Бутромеев В. П. Первые шедевры русской живописи. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 447 с.
6. Валицкая А. П. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735 - 1822. - Л.: Художник РСФСР, 1985. - 96 с.
7. Вдовин Г.В. Персона - Индивидуальность - Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века.- М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 248 с.
8. Волынский Л. Н. Лицо времени: книга о русских художниках. - 4-е изд. - М.: Детская литература, 1982. - 238 с.
9. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: в 3-х томах. Т. 2. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 751 с.
10. Евангулова О. С. Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины VIII века. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 200 с.
11. Жабрева А. Э. Русский костюм в портретах последней четверти XVII века [Электронный ресурс] /А. Э. Жабрева // Человек. - 2014. - № 5. - C. 59-72. - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/doc/ 42766506 (26.02.2017)
12. Зингер Л. С. Очерки теории и истории портрета. - М.: Изобразительное искусство, 1986. - 326 с.
13. Ильина Т. В. Римская-Корсакова С. В. Андрей Матвеев. - М.: Искусство, 1984. - 319 с.
14. Каган М. С. Портрет как образ формировавшейся личности // Избранные труды в VII томах: Том IV: Вопросы эстетики и искусствознания. - СПб: Петрополис, 2011 г. - 636 с.
15. Кондрашов, В. А. Чичина Е. А. Этика. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 512 с.
16. Коновалов Э. Г. Словарь русских художников. - М.: Эксмо, 2012. - 619 с.
17. Лебедева Т. А. Иван Никитин. - М.: Искусство, 1975. - 167 с.
18. Неверова И. А. Художественный портрет как форма постижения человека в истории культуры: автореферат диссертации [Электронный ресурс] /И. А. Неверова. - СПб., СПБГУКиИ, 2008. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennyi-portret-kak-forma-postizheniya-cheloveka-v-istorii-kultury (27.02.2017)
19. Островский Г. С.Рассказ о русской живописи. - Москва: Изобразительное искусство, 1989. - 359 с.
20. Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII века: Биографии. - СПб.: Искусство-СПб, 2002. - 334 с.
21. Портрет века и век портретов: западноевропейская культура XVII века: учебное пособие / Сост. И. Н. Фельдт. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 100 с.
22. Русские художники от «А» до «Я». - М.: Слово, 2009. - 215 с.
23. Сахарова И. М. Алексей Петрович Антропов (1716-1795). - М.: Искусство, 1974. - 240 с.
24. Цветаева М. Н. Из истории русской художественной культуры XVIII века: символы и смыслы [Электронный ресурс] / М. Н. Цветаева // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2014. - №3. - С.273-284. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-russkoy-hudozhestvennoy-kultury-xviii-veka-simvoly-i-smysly (25.02.2017)
25. Черная Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени.- M.: Языки русской культуры, 1999. - 283 с., ил.
26. Чижова И. Б. Судьба придворного художника: В.Л.Боровиковский в Петербурге / И. Б. Чижова. - СПб: Лениздат, 2001. - 266 с.: ил
27. Шарандак Н. П. Русская портретная живопись петровского времени / Н. П. Шарандак. - Л.: Художник РСФСР, 1987. - 103 с.
28. Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
Вопрос-ответ:
Как развивалось искусство портрета в России XVIII века?
Искусство портрета в России XVIII века развивалось, прежде всего, благодаря деятельности парсуна и россика. Они были первыми мастерами, которые начали создавать портреты в русском стиле, отличающиеся от западноевропейских образцов. Этот период становления русского портретного искусства был очень важным для его дальнейшего развития.
Какую эстетику отражал стиль барокко в раннем русском портрете XVIII века?
Стиль барокко в раннем русском портрете XVIII века отражал эстетику изобилия и пышности. Художники использовали яркие цвета, сложные композиции и декоративные элементы для создания портретов, которые вызывали восхищение и удивление. Они стремились передать величие и важность изображаемых персон, а также создать эффектный образ, который бы привлекал внимание зрителей.
Кого можно назвать мастерами раннего русского портрета XVIII века?
Мастрами раннего русского портрета XVIII века можно назвать Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Их работы отличаются высоким мастерством и оригинальностью. Иван Никитин создавал портреты государей и знатных представителей общества, в которых передавал их важность и величие. Андрей Матвеев прославился своими портретами женщин, которые отличались изяществом и красотой исполнения.
Какая эстетика была характерна для классицизма в русском портрете XVIII века?
В классицизме в русском портрете XVIII века преобладала эстетика простоты и строгости. Художники старались создавать портреты, которые были идеализированными и лишенными излишней эмоциональности. Они использовали сдержанные цвета и простые формы, чтобы передать достоинство и самообладание изображаемых персон.
Что такое ранний русский портрет XVIII века?
Ранний русский портрет XVIII века - это искусство портретного изображения, которое развивалось в России в период с начала XVIII века до середины века.
Какое значение имеет Оглавление 3 в эстетике ранного русского портрета XVIII века?
Оглавление 3 - это раздел в статье, который посвящен становлению искусства портрета в России. Он описывает парсунов и россиков, которые являются мастерами этого жанра и вносили значительный вклад в его развитие.
Какие мастера раннего русского портрета были представлены в статье?
В статье были представлены Иван Никитин и Андрей Матвеев, которые были известными мастерами раннего русского портрета XVIII века.
Какую эстетику представляет стиль барокко в раннем русском портрете?
Стиль барокко в раннем русском портрете привносил элементы роскоши, изобилия и театральности. Характерными чертами этой эстетики были яркие краски, сложные композиции и эмоциональность изображаемых лиц.
Кто из мастеров раннего русского портрета представляет классицизм?
Федор Степанович Рокотов и Дмитрий Григорьевич Левицкий представляют классицизм в раннем русском портрете. Они развивали этот стиль в своих работах и они характеризуются более умеренными и сдержанными эстетическими чертами.
Какое значение имело искусство портрета в ранней России XVIII века?
Искусство портрета в ранней России XVIII века играло важную роль в создании образа и статуса человека. Портреты были способом показать свою власть, богатство и культурное наследие. Они служили также доказательством ранга и социального статуса, а также средством самовыражения и самоидентификации.
Какой стиль преобладал в эстетике раннего русского портрета XVIII века?
В раннем русском портрете XVIII века преобладал стиль барокко. Он характеризовался монументальностью, экспрессивностью и причудливостью. Художники использовали сложные композиции, яркие цвета и роскошные детали, чтобы создать впечатление великолепия и роскоши.