Фрагмент для ознакомления
В представленных источниках коммуникативные способности указывают на взаимоотношения между людьми с целью выполнения совместной деятельности. В каждом из них коммуникация является определяющей. Различие взглядов авторов состоит в том, что А.А. Бодалёв трактует рассматриваемое понятие как взаимодействие в процессе совместно выполняемой деятельности. Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин, в свою очередь, понимают под коммуникативными способностями деятельность в процессе общения.
Вслед за Э.Г. Азимовым, А.Н. Щукиным и А.А. Бодалёвым, мы также будем определять коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие в процессе общения и совместной деятельности, склоняясь при этом к более точной и содержательной, по нашему мнению, трактовке А.А. Бодалёва.
Таким образом, коммуникация является предпосылкой эффективности совместного труда. Для преподавателя высшей школы эта деятельность является основной. Следовательно, чем выше коммуникативные способности, являющиеся условием эффективности совместного труда, тем плодотворнее его работа преподавателя.
Коммуникативные способности преподавателя проявляют себя в момент установления контакта между ним и студентами педагогических отношений. Данные способности обусловливаются способностью к распознаванию, восприимчивостью к индивидуальным особенностям личности студентов, достаточно развитой интуицией, свойствами внушения (суггестивность).
Чем выше уровень развития коммуникативных способностей и компетентности в общении, тем легче происходит установление преподавателя, как со студентами, так и с другими преподавателями, и, как следствие, повышается результативность такого общения с позиции решения педагогических задач. Общение преподавателя со студентами представляет собой не только передачу им определенных знаний, также оно выступает в роли «возбудителя» интереса к преподаваемой дисциплине, мотивации к совместной деятельности.
Как известно, человек обладает двумя группами способностей: врожденными (или природнообусловленными, способностями, которые мы принимаем во внимание) и приобретенными (способности, которыми мы можем управлять), а также общими и специальными способностями, предметными и коммуникативными способностями.
Рассмотрим более подробно такое врожденное свойство человека как тип темперамента. Поскольку все люди различаются между собой типом темперамента, то мы можем предположить, что он (тип темперамента), тоже будет влиять на развитие коммуникативных способностей преподавателя.
Итак, когда говорят о темпераменте, то в большинстве случаев подразумевают под ним большое количество различий, наблюдаемых на психологическом уровне, характеризующимся глубиной, интенсивностью, устойчивостью эмоций, эмоциональной впечатлительностью, темпом, энергичностью действий, и другими динамическими, индивидуально-устойчивыми особенностями психической жизни, поведением и деятельностью в целом. Вместе с тем, темперамент на сегодняшний день является дискуссионной проблемой. Однако, вопреки огромному количеству путей решения этой проблемы, с точки зрения В.Д. Небылицына, большинство учёных и практиков соглашаются на том, что «темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо». Следовательно, у каждого преподавателя внутренний комфорт будет зависеть о того, соответствует ли его биологический фундамент той деятельности, в которую он вовлечен.
Как мы уже указывали в соответствующих разделах нашей работы, существуют разные типы темперамента – флегматический, сангвинический, холерический и меланхолический.
В специальной литературе существенное внимание обращается на темперамент студентов, индивидуальный подход к каждому из них, однако либо очень мало, либо совсем не упоминается о том, что преподаватели должны учитывать особенности своего типа темперамента, его положительные и отрицательные стороны, их проявление в учебной деятельности.
Существенную помощь в профессии преподавателя оказывают холерическая активность, энергичность, страстность, сангвиническая подвижность, живость, эмоциональность; флегматическая неторопливость и сдержанность, а также меланхолическая мягкость, отзывчивость, тактичность, глубина и стойкость чувств. Однако, в темпераменте холерика часто обнаруживается несдержанность, резкость, эффективность; у сангвиника – непостоянство, легкомысленность, поверхностность; флегматик может быть очень медлительным, безразличным, вялым, а меланхолик – замкнутым, нерешительным, с повышенной тревожностью, невысокой трудоспособностью, быстрой утомляемостью, истощаемостью нервной системы, невысокой требовательностью, внушаемостью.
Людей с меланхолическим типом темперамента можно привлекать к педагогической работе, но нежелательно, так как у меланхолика довольно слабо выражены такие процессы как возбудимость и торможение (на слабый раздражитель ответом может быть сильная неправильно рассчитанная реакция). Меланхолику тяжело дается смена его жизненного окружения, он дезориентируется в новых обстоятельствах, отчего возникает нерешительность, замкнутость, в таких условиях ему необходимы чуткое и осторожное отношение, четкий распланированный режим, предусматривающий плавный переход из одних условий жизни в другие, а также избегание перенапряжения умственной и эмоциональной деятельности.
Достаточно тяжело такой преподаватель переносит смену педагогических подходов, группы, аудиторий. В начале каждого семестра каждый раз у него возникает нерешительность, растерянность перед чем-то новым. Преподавателям-меланхоликам приходит мысль о том, что кто-то из студентов хочет навредить им или посмеяться над ними. Классический пример, в коридоре во время перемены студент толкнул преподавателя и не извинился, тот, в свою очередь, был возмущен до глубины души таким поступком. Итог, неправильно рассчитанная реакция, например, в случае, когда студент случайно осуществил неправомерные действия в отношении преподавателя. Неправомерные действия со стороны студента могут быть причиной сильной реакции, всплеска эмоций. Именно эта особенность преподавателя не позволяет выявить весь спектр позитивных сторон студентов.
Преподаватель-сангвиник и преподаватель-флегматик успешно решают задачу активизации студентов. Такой успех заключается в максимальном учете своих личностных качеств, а также индивидуального стиля обучения. Такой преподаватель без труда сможет настроить целый поток студентов на одну волну и добиться, тем самым хороших результатов. Вялость и медлительность преподавателя-флегматика можно компенсировать за счет основательной подготовки, подбором форм и методов работы, развитием и улучшением своей педагогической техники. Особенностью такого преподавателя является неспешное, обстоятельное включение в учебный процесс (подготовка рабочего места, обдумывание речи).
Например, он приходит на занятие и, прежде чем поздороваться со студентами, протрет доску, выложит на стол все необходимые принадлежности, откашляется и только потом поприветствует аудиторию. Преподавателю-сангвинику, в свою очередь, необходимо не забывать о своей большой активности, впечатлительности, сдерживать торопливость иначе занятия могу приобрести развлекательный характер, чрезмерно возбудить студентов. Например, в процессе чтения лекции преподаватель несколько «отошел в сторону» от темы и начал рассказывать интересную историю, которая одновременно и забавляет студентов и отвлекает от учебного процесса.
Плюсом преподавателя-холерика является серьезный общественный интерес, его темперамент выражается в инициативности и энергичности действий. Минусом же является то, что он зачастую сам провоцирует студентов на ненужные конфликты, в процессе которого велика вероятность того, что он пойдет на крайние меры, вследствие чего студенты относятся к такому преподавателю с опасением. Примером может служить ситуация, когда преподаватель в процессе обсуждения какого- либо вопроса может столкнуть между собой несколько разнополярных точек зрения студентов и вовремя не пресечь зарождающийся на этой почве конфликт.
Итак, с учетом каждого типа темперамента преподавателя, можно предложить им ряд упражнений, направленных на эффективное развитие коммуникативных способностей.
В рамках эмпирического исследования было проведено исследование темперамента в четырех контрольных группах аспирантов первого года обучения, многие из которых станут в будущем преподавателями.
Три группы с техническим профилем и одна – с гуманитарным. Всего в исследовании приняло участие 80 человек. Цель исследования – выявление преобладающего типа темперамента у аспирантов. В качестве основного диагностического материала для определения типа и свойств темперамента была выбрана методика личностного опросника Г. Айзенка (EPI), направленного на выявление темпераментных характеристик.
При описании этого исследования мы основывались на предположении о существовании связи между темпераментом человека и коммуникативными способностями – у людей с высокой степенью проявления коммуникативных способностей обнаружены такие сильные качества темперамента, как стремление к выполнению какой-либо деятельности, коммуникабельность, энергичность, острая необходимость в контакте с обществом, легкий переход с одного вида деятельности на другой и т.д.
Данные распределились следующим образом: в группе А101: 33.3% флегматиков, 28% холериков и сангвиников, 11.1% меланхоликов; в группе А102: 53% флегматиков, 5.3% холериков, 26.3% сангвиников и 16% меланхоликов; в группе А103: 37.5% флегматиков, 12.5% холериков, 33.3% сангвиников и 16.6% меланхоликов; в группе А104: 45% флегматиков, 15% холериков, 25% сангвиников и 15% меланхоликов.
Исходя из полученных данных преобладающим типом темперамента является флегматический тип. Следовательно, при работе над развитием коммуникативных способностей и качеств аспирантов на занятиях, нужно в первую очередь уделять внимание этой категории и предлагать им выполнять упражнения, тем самым компенсируя их отсутствие. В связи со сложившейся ситуацией основные упражнения будут на развитие коммуникативных качеств и способностей флегматиков. Также мы подобрали упражнения и для преподавателей с другими типами темперамента.
Преподавателям-флегматикам можно предложить упражнения на эмпатию и тактичность общения, быстроту реакции, скорость речи и т.п. Примерами таких упражнений могут служить «Скороговорки для развития дикции», «Слушайте свой голос», «Тренировка дыхания». Упражнение «Скороговорки для развития дикции» - отличный способ для тренировки дикции. В интернете можно подобрать ряд скороговорок и начать их читать, сначала медленно, затем увеличивать темп, при этом важно следить за четкостью речи, стараться не глотать буквы и слоги. Это упражнение можно посоветовать не только преподавателям-флегматикам, но и сангвиникам, меланхоликам и холерикам.
Для сангвиников это могут быть упражнения на тренировку воли, эмоциональную устойчивость, самоорганизацию, развитие эмпатии и т.д. Примером могут послужить такие упражнения как «Пойми другого», «Любящий взгляд», «Как поживаете?», «Передача чувств». К примеру, упражнение «Как поживаете?» на развитие мимической экспрессивности (отзывчивости) и его предлагается делать в группе. Участникам, предлагается мимически отреагировать на вопрос «Как поживаете?» («спасибо, хорошо», «не очень», «не могу даже и ответить», «отлично!», «ужасно», «скорее хорошо, чем плохо» и т.д. При этом использование вербальных средств запрещается, а жесты разрешаются в минимальном количестве.
Преподавателям-холерикам можно предложить такие упражнения как «Раздражение отменяется», «Созерцатель», «Единственная роль», «Флегматик», «Аналитик». Приведем в качестве примера упражнение «Флегматик», выполняя которое холерику на некоторое время предлагается перевоплотиться в человека с другим типом темперамента, например, во флегматика и попробовать говорить тихим и ровным тоном, медленно и спокойно, стараться сдержанно вести себя с окружающими людьми. Можно начать с 10 минут в течение дня и довести его до 2-3 часов, затем проанализировать испытанные чувства и ощущения.
Преподавателям-меланхоликам можно порекомендовать упражнения на адаптированность в новой обстановке, работу над собой. Например, «Встречный юмор», «Мои достоинства», «Массовик-затейник», «Лидер». Упражнение «Встречный юмор» поможет тем, кто считает, что над ними все смеются, шутят. Для этого им нужно в ответ на насмешки отвечать тем же. Важно заметить, что делать это нужно без злого умысла, то есть постараться быть более добродушным и иметь при себе несколько веселых шуток или анекдотов, которые обезоружат собеседников.
Таким образом, тип темперамента влияет на развитие коммуникативных способностей и их интенсивность. В одних случаях тип темперамента может помочь человеку в процессе коммуникации, в других может препятствовать развитию коммуникативных способностей. Успешность общения зависит от того, насколько грамотно человек умеет управлять собой в процессе коммуникации, опираясь на анализ своих психологических свойств, а также на знания собственных психологических способностей и качеств. Следовательно, чем спокойнее, уравновешеннее человек, тем эффективнее будут его взаимоотношения с собеседниками. Мы предлагаем ряд упражнений, которые помогут усилить или ослабить влияние типа темперамента на коммуникативные способности.
Основой для наших теоретических взглядов на эмоциональный интеллект стали представления Д. В. Люсина, который рассматривает данный конструкт как способность к пониманию и управлению эмоциями. Автор выделяет два вида эмоционального интеллекта: внутриличностный (понимание, управление своими эмоциями, контроль экспрессии) и межличностный (понимание и управление эмоциями другого человека).
В ходе эмпирических исследований обнаружены статистически значимые корреляционные связи между индексами ОФДСИ «Общая активность» (психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная), «Общая эмоциональность», «Общая адаптивность» и уровнем выраженности эмоционального интеллекта по шкалам ЭмИн.
Анализ показал, что существуют прямые корреляционные связи «Ин-декса активности» с основными шкалами эмоционального интеллекта: «Внутриличностный интеллект» и «Межличностный интеллект», «Понимание эмоций», «Управление эмоциями», а также с субшкалами «Понимание чужих эмоций», «Управление своими эмоциями» и «Управление чужими эмоциями»; отрицательная корреляционная связь с субшкалой «Контроль экспрессии».
«Индекс эмоциональности» образует отрицательные корреляционные связи со шкалами: «Внутриличностный интеллект», «Понимание эмоций», включая понимание своих и чужих эмоций, «Управление эмоциями», включая управление только своими эмоциями, «Контроль экспрессии»; отсутствуют корреляционные связи со шкалами «Межличностный интеллект», «Управление чужими эмоциями».
Чем более активен и чувствителен человек, тем менее у него развита способность контролировать внешнее проявление своих эмоций. Прямая корреляционная связь с «Индексом адаптивности» у всех шкал ЭмИн может свидетельствовать в пользу того, что эмоциональный интеллект является показателем успешной адаптации в социуме. Также успешную адаптацию косвенно подтверждает прямая корреляционная связь всех шкал ЭмИн с «Индексом активности», свидетельствующая о том, что чем более активен и успешен человек, тем выше эмоциональный интеллект, следовательно, он адаптируется в среде.
Отрицательная корреляционная связь с «Индексом эмоциональности» свидетельствует о том, что чем более раним и впечатлителен человек, тем меньше эмоциональный интеллект.
«Психомоторная эргичность» образует положительные корреляционные связи со всеми шкалами ЭмИн, кроме шкал «Понимание своих эмоций» и «Контроль экспрессии».
«Психомоторная пластичность» образует положительные корреляционные связи со всеми шкалами ЭмИн.
«Психомоторная скорость» образует положительные корреляционные связи со шкалами «Межличностный интеллект», «Понимание эмоций» и субшкалами «Понимание чужих эмоций», «Управление своими эмоциями» и «Управлением чужими эмоциями».
«Эмоциональная чувствительность» в психомоторной сфере образует отрицательные корреляции со всеми шкалами ЭмИн, кроме субшкалы «Управление чужими эмоциями».
«Коммуникативная энергичность» образует положительные корреляционные связи со шкалами «Межличностный интеллект», «Понимание чужих эмоций» и «Управление чужими эмоциями» и отрицательную корреляционную связь со шкалой «Контроль экспрессии».
«Коммуникативная пластичность» образует положительные корреляционные связи со шкалами «Межличностный интеллект» и «Управление чужими эмоциями», отрицательные корреляционные связи со шкалами «Внутриличностный интеллект», «Понимание своих эмоций» и «Контроль экспрессии».
«Коммуникативная скорость» образует положительные корреляционные связи со шкалами «Межличностный интеллект», «Понимание эмоций», включая понимание своих и чужих эмоций, «Управление чужими эмоциями», отрицательную корреляционную связь образует со шкалой «Контроль экспрессии».
«Эмоциональная чувствительность» в коммуникативной сфере образует отрицательные корреляции со всеми шкалами ЭмИн, кроме шкалы «Управление чужими эмоциями».
Таким образом, полученные корреляционные связи меняются в зависимости от сферы поведения.
Чем более человек активен в психомоторной и интеллектуальной сфере, тем выше показатели внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта. Возможно, люди более свободные в процессе взаимодействия с предметной средой более активны, более приспособляемы, поэтому постепенно приобретают опыт, позволяющий им иметь высокие показатели эмоционального интеллекта.
Активное взаимодействие в коммуникативной среде способствует развитию межличностного интеллекта и ухудшает контроль экспрессии. Успешное взаимодействие с окружающими, приводит к тому, что человек меньше понимает и обращает меньше внимания на возникающие у него эмоции, тем самым не научается понимать и управлять своими эмоциями, что автоматически ведет к снижению контроля экспрессии.
Чем выше гибкость при переключении в формах двигательной активности и мышления, стремление к разнообразным способам физической и интеллектуальной деятельности, чем более творческий подход к решению проблем, тем более высокие показатели эмоционального интеллекта. Возможно, легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения и импульсивность в процессе общения, широкий набор коммуникативных программ способствуют развитию способности понимать и управлять эмоциями других людей, но отрицательно влияют на самоанализ (способность понимать и управлять своими эмоциями).
Более высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности связана с высокими показателями эмоционального интеллекта. Чем выше темп психомоторного поведения, скорость в различных видах двигательной активности и быстрее вербализация, тем лучше развивается понимание эмоций. Высокий уровень координации всех подсистем организма в интеллектуальной сфере взаимосвязан с высокими показателями как во внутриличностном эмоциональном интеллекте, так и в межличностном эмоциональном интеллекте. Однако высокий индивидуальный темп поведения в психомоторной и коммуникативной сферах способствует развитию только способности понимать свои и чужие эмоции, а также управлять эмоциями других людей. Сильное эмоциональное переживание в психомоторной сфере, ранимость в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства и раздражительности в процессе социального взаимодействия не способствуют развитию эмоционального интеллекта. Сильное эмоциональное переживание в интеллектуальной сфере, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением понижают показатели внутриличностного эмоционального интеллекта и управления эмоциями, а именно управление и понимание чужих эмоций, контроль экспрессии.
Таким образом, активные люди с низкой чувствительностью обладают высоким эмоциональным интеллектом – как внутриличностным, так и межличностным, что способствует их успешной адаптации в социуме. Активность и расширение психомоторной сферы, гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие и ощущение уверенности в себе в процессе психомоторной деятельности способствуют высоким показателям эмоционального интеллекта. Для интеллектуальной сферы поведения характерно, что чем выше способность к обучению, гибкость мышления, скорость умственных процессов и ниже чувствительность, тем выше показатели эмоционального интеллекта. В коммуникативной сфере низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми способствуют высоким показателям эмоционального интеллекта. Но если для межличностного эмоционального интеллекта активность важна, то для внутриличностного она не только не имеет значения, но и приводит к отрицательной корреляционной связи. Возможно, при высокоразвитом межличностном эмоциональном интеллекте будет менее развит внутриличностный эмоциональный интеллект, и наоборот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психофизиологические особенности человека – один из первых критериев, в котором отражается сущность, объяснительная характеристика той или иной группы людей. Акушерами замечено, что только что родившиеся младенцы заявляют о себе по-разному: одни громко кричат, привлекая к себе внимание, другие - сворачиваются клубочком и тихо причмокивают губами, ища источник пищи. А спустя несколько недель их мамы, общаясь друг с другом, делятся новостями: одни крепко спят («по режиму»), другие – не дают покоя ни днем, ни ночью. Спустя время, изучая окружающую действительность, одни часами могут складывать из кубиков домики, другие за это время успевают многое: изучить содержание шкафов, сломать будильник и одновременно с этим успеть покататься на папиной спине. В чем дело? Дело в разных биологических предпосылках, которые даются человеку еще до его рождения, - его темпераменте.
Динамические особенности психических процессов – весьма актуальная проблема, позволяющая дать ответ на многие вопросы при изучении психологии личности, типов человека, его поведения в различных социальных ситуациях, в разные возрастные периоды.
Связь темперамента и способностей, а также психофизиологический компонент как критерий, определяющий психотип человека, по мнению В. Д. Небылицына (1966), недостаточно исследован и определен, но, тем не менее, он должен быть зафиксирован как реально существующий и в перспективе интересный для изучения. В дальнейшем эта проблема довольно активно исследовалась. Существенный вклад в развитие представлений о свойствах нервной деятельности внесли отечественные психологи Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, М. А. Усевич, B.С. Мерлин, И. Т. Курцин, А. В. Барташев и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абельская Е. Ф. Типологическое исследование психического склада личности [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Абельская Елена Федоровна. - Екатеринбург: «Издательство УрГУ», 2006.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009.
Айзенк Г. Ю. Структура личности / Г. Ю. Айзенк. – СПб. : Ювента ; М. : КСП+, 1999.
Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. – М.: Медицина, 1968.
Аширов, Д. А. Организационное поведение [Текст]: учебник для вузов /Д. А. Аширов. – М.: Проспект, ТК Велби, 2006.
Барташев А. В. Диагностика темперамента и характера [Текст] /А. В. Барташев. – СПб.: Питер, 2006.
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989.
Валла Л. О наслаждении//Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1970. Т. 2..
Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999.
Выскочил Н. А. Взаимосвязь характеристик темперамента с эмоциональным интеллектом // Мир образования – образование в мире, 2009, № 4. С. 181-187.
Гайденко П. П. Античность как тип культуры. – Москва, 1988.
Губин В.Д, Некрасова Е. Н. Философская антропология. – Москва, 2000.
Душков Б. А. Психология типов личности [Текст]/ Б. А. Душков. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 1999.
Едигес А. П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности [Текст] / А. П. Едигес. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006
Елисеев О. П. Практикум по психологии личности [Текст]: учеб. пособие / О. П. Елисеев. – СПб., Питер, 2010.
Карпов А.В., Общая психология. – Москва: ГАРДАРИКИ, 2004.
Кречмер Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. – М., 1995.
Кузнецов М. В. Социальная инженерия и социальные хакеры [Текст] / М. В. Кузнецов, И. В. Симдянов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
Лавриненко В.Н. Философия. – М.: Юристъ, 2004.
Левитов Н. Д. Психология характера [Текст] / Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1969.
Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта : опросник ЭмИн /Д. В. Люсин //Психологическая диагностика, 2006, № 4. С. 3-22.
Небылицын В. Д. Избранные психологические труды / В. Д. Небылицын. – М.: Педагогика, 1990.
Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы человека /В.Д. Небылицын //Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1990.
Пархоменко М. А. Влияние типа темперамента на формирование коммуникативных способностей // «Апробация», № 12, 2015. С. 44-46.
Психология индивидуальных различий : тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
Психология общения. Энциклопедический словарь. - М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А.А. Бодалёва. 2011.
Русалов В. М. Психология личности / В. М. Русалов. – М.: ИП РАН, 2000.
Русанова Л.А. Психотипы человека: краткий экскурс / Л. А. Русанова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011.
Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: изд-во «Азбука», 1996.
Психология индивидуальных различий : тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
Кречмер Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. – М., 1995.
Айзенк Г. Ю. Структура личности / Г. Ю. Айзенк. — СПб. : Ювента ; М. : КСП+, 1999.
Небылицын, В. Д. Избранные психологические труды / В. Д. Небылицын. – М.: Педагогика, 1990; Русалов В. М. Психология личности / В. М. Русалов. – М.: ИП РАН, 2000.
Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. – М.: Медицина, 1968.
Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. С.337.
Губин В.Д, Некрасова Е. Н. Философская антропология. – Москва, 2000. С. 25.
Гайденко П. П. Античность как тип культуры. – Москва, 1988.
Карпов А.В., Общая психология. – Москва: ГАРДАРИКИ, 2004.
Гайденко П.П. Указ. Соч. С.58.
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989. С.53.
Валла Л. О наслаждении//Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1970. Т. 2. С.81.
Лавриненко В.Н. Философия. – М.: Юристъ, 2004. С.62.
Лавриненко В.Н. Философия. – М.: Юристъ, 2004. С.387.
Лавриненко В.Н. Философия. – М.: Юристъ, 2004. С.394.
Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: изд-во «Азбука», 1996. С.736.
Русанова Л.А. Психотипы человека: краткий экскурс / Л. А. Русанова. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2011.
Абельская Е. Ф. Типологическое исследование психического склада личности [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Абельская Елена Федоровна. - Екатеринбург: «Издательство УрГУ».- 2006. С.27.
Аширов, Д. А. Организационное поведение [Текст]: учебник для вузов /Д. А. Аширов. - М.: Проспект, ТК Велби, 2006.
Барташев А. В. Диагностика темперамента и характера [Текст] /А. В. Барташев. – СПб.: Питер, 2006.
Душков Б. А. Психология типов личности [Текст]/ Б. А. Душков. - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 1999.
Едигес А. П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности [Текст] / А. П. Едигес. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006
Елисеев О. П. Практикум по психологии личности [Текст]: учеб. пособие / О. П. Елисеев. - СПб., Питер, 2010.
Кузнецов М. В. Социальная инженерия и социальные хакеры [Текст] / М. В. Кузнецов, И. В. Симдянов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
Левитов Н. Д. Психология характера [Текст] / Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1969.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. С.114.
Психология общения. Энциклопедический словарь. - М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А.А. Бодалёва. 2011.
Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы человека /В.Д. Небылицын //Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1990. С.154.
Пархоменко М. А. Влияние типа темперамента на формирование коммуникативных способностей // «Апробация», № 12, 2015. С. 44.
Пархоменко М. А. Влияние типа темперамента на формирование коммуникативных способностей // «Апробация», № 12, 2015. С. 46.
Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта : опросник ЭмИн /Д. В. Люсин //Психологическая диагностика, 2006, № 4. С. 3-22.
Выскочил Н. А. Взаимосвязь характеристик темперамента с эмоциональным интеллектом // Мир образования – образование в мире, 2009, № 4. С. 181-187
Выскочил Н. А. Взаимосвязь характеристик темперамента с эмоциональным интеллектом // Мир образования – образование в мире, 2009, № 4. С. 181-187
3
Вопрос-ответ:
Какие типы темперамента существуют и как они связаны со способностями человека?
Есть четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. У каждого типа есть свои сильные и слабые стороны, которые могут повлиять на способности человека. Например, сангвиники обычно обладают хорошей коммуникативной способностью и легко устанавливают контакты с другими людьми. Холерики, в свою очередь, обладают энергией и решительностью, что может помочь им в достижении успеха в разных областях. Флегматики, скорее всего, будут более уравновешенными и стабильными, что может помочь им в работе, требующей терпения и настойчивости. Меланхолики могут быть очень творческими и чувствительными, что может быть полезным в области искусства или психологии. В общем, темперамент человека может оказать влияние на его способности и помочь ему достичь успеха в определенных областях.
Какие особенности характерны для сангвиника?
Сангвиники обычно очень общительные и энергичные люди. Они легко заводят новые знакомства и устанавливают контакты с другими. Это может помочь им в областях, требующих коммуникации, таких как продажи, маркетинг или общественная деятельность. Сангвиники обычно полны энтузиазма и оптимизма, их позитивный настрой может стать источником мотивации для себя и для окружающих. Однако у сангвиников может быть проблема с концентрацией внимания и долговременной работой. Они могут быстро увлечься новыми проектами, но затем потерять интерес и переключиться на что-то другое. Также сангвиники могут быть непоседливы и иметь трудности с организацией своего времени.
Какие типы темперамента описываются в статье?
В статье описываются четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Какие особенности сангвиника?
Сильные стороны сангвиника это активность, общительность и оптимизм. Однако сангвиник может быть неорганизованным и неустойчивым в эмоциях.
Что характеризует холерика?
Холерики обладают высокой активностью, энергичностью и нацелены на достижение результатов. Однако они могут быть склонны к агрессии и раздражительности.
Какие возможности и ограничения есть у флегматика?
У флегматиков есть способность к сохранению спокойного и уравновешенного состояния, но они могут быть неактивными и пассивными в достижении своих целей.
Каково соотношение между темпераментом и способностями человека?
Соотношение между темпераментом и способностями человека обусловлено множеством факторов. Однако, можно сказать, что темперамент может оказывать влияние на развитие определенных способностей у человека.
Какие типы темперамента существуют?
Существуют четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Какие особенности характерны для сангвиника?
Сангвиники обычно обладают активностью, энергичностью и оптимизмом. Они общительны, легко устанавливают контакты с другими людьми и имеют яркий социальный склад личности.