Компаративистика в Росиии
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 30.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Этапы разработки сравнительного исторического метода в языкознании 3
История сравнительно-исторического языкознания XIX - начала XX века 5
Заключение 11
Список литературы 13
М.В. Ломоносов также уделял внимание сравнительно-историческому языкознанию. В своих письмах он говорил о сходстве и переменах языков, о диалектах. В своих черновиках к "Российской грамматике" Ломоносов обращал внимание на родственные языки, к которым относил русский, греческий, латинский, немецкийи подтверждает их родство этимологически надежным сравнением обозначения числительных от одного до десяти, и языках "несродственных", включающих в себя языки финский, мексиканские, готтентотские и китайский. Он четко устанавливает семью славянских языков (от славянского языка произошли: российский, польский, болгарский, сербский, чешский, словацкий и вендский) и предугадывает деление их на юго-восточную и северо-западную группы, отмечая большое сходство русского языка с языками живущих за Дунаем народов "словенского происхождения". Таким образом, мы можем видеть, что российские ученые внесли огромный вклад в развитие компаративистики в России. Отчасти благодаря им эта наука остается одной из ведущих в сфере лингвистики. ЗаключениеСравнительно-историческое языкознание позволяет нам выявить родственные и генетические отношения между языками. Благодаря этому методу ученые могут установить систему родства, на основании которой воссоздать историю языка.Благодаря сравнительно-историческому языкознанию нам удалось понять, что некоторые компоненты языка появлялись в самом языке в различные периоды его развития, поэтому в нем могут одновременно существовать пласты, которые относятся к различным хронологическим срезам. Стоит отметить, что язык имеет специфическую характеристику – являясь средством общения, он не может меняться одновременно во всех элементах. Однако сравнительно-исторический метод позволяет восстановитькартину постепенного развития и изменения языков, начиная со времени их отделения от праязыка той или иной языковой семьи.Сравнительно-исторический метод в языкознании приобрел достаточную популярность в связи с его достоинствами и преимуществами:– относительно проств использовании (если известно, что сравниваемые морфемы родственны);– довольно часто реконструкция предельно облегчена, или даже уже представлена частью сравниваемых элементов;– возможность упорядочения этапов развития одного или нескольких явлений в относительно-хронологическом плане;– приоритет формы над функцией, притом, что первая часть остаётся более устойчивой, чем последняя.Однако наше утверждение будет субъективным, если мы не скажем о недостатках этого метода:– язык, привлекаемый для сравнения, может отстоять от исходного языка-основы или другого родственного ему языка, на такое количество шагов "языкового" времени, при котором большая часть унаследованных языковых элементов, оказалась утраченной и, следовательно, сам данный язык выбывает из сравнения или становится для него ненадёжным материалом;– невозможность реконструкции тех явлений, древность которых превышает временную глубину данного языка – материал для сравнения становится крайне ненадёжным из-за глубоких изменений;– особую сложность представляют заимствования в языке (в иных языках число заимствованных слов превышает число исконных).Компаративистика не может и не должна опираться только на определенные «нормы и правила». Нередко случается так, что задача исследования относится к числу исключительных, а потому необходимо обратиться к нестандартным приёмам анализа.В заключение хотелось бы добавить, что сравнительно-историческое языкознание уводит нас в удивительный мир слов, даёт возможность раскрыть тайны давно исчезнувших цивилизаций, помогает расшифровать, неподдающиеся расшифровке в течение тысячелетий, загадки древних надписей на скалах и папирусах, узнать историю и "судьбу" отдельных слов, диалектов и целых маленьких и больших семей.Список литературыБогатырева И.А. Сравнительно-историческое и общее языкознание, М.: 2004. – с. 225Воротникова Ю.С. Сравнительно-историческое и типологическое языкознание, М.: 2013. – с. 32Денисенко В.Н. Сравнительно-историческое языкознание, М.: 2013. – с. 119Мельков А.С. Сравнительно-исторический метод в славянском языкознании и филологические интуиции А.Х. Востокова, М.: 2015. – с. 12Феофилов И.А. Введение в языкознание, Ульяновск: 2016. – с. 292Шарипова Ф.Х. Методика преподавания спецкурса по сравнительно-историческому языкознанию, Душанбе: 2014. – с. 92
2. Воротникова Ю.С. Сравнительно-историческое и типологическое языкознание, М.: 2013. – с. 32
3. Денисенко В.Н. Сравнительно-историческое языкознание, М.: 2013. – с. 119
4. Мельков А.С. Сравнительно-исторический метод в славянском языкознании и филологические интуиции А.Х. Востокова, М.: 2015. – с. 12
5. Феофилов И.А. Введение в языкознание, Ульяновск: 2016. – с. 292
6. Шарипова Ф.Х. Методика преподавания спецкурса по сравнительно-историческому языкознанию, Душанбе: 2014. – с. 92
Вопрос-ответ:
Чему был посвящен второй этап разработки сравнительного исторического метода в языкознании?
Второй этап разработки сравнительного исторического метода в языкознании был посвящен развитию и конкретизации методологии сравнительного исторического языкознания. На этом этапе ученые стали активно исследовать языковые семьи, выявлять системные сходства и различия между языками, а также изучать их историю и эволюцию.
Какие источники особо важны для изучения истории сравнительно-исторического языкознания в XIX-XX веке?
Для изучения истории сравнительно-исторического языкознания в XIX-XX веке особо важными являются научные труды ведущих лингвистов этого времени, таких как Ф. Макс Мюллер, Оскар Бёккер, Аугуст Шляйхер и других. Также важными источниками являются публикации и статьи в лингвистических журналах того времени.
Какие открытия сделал М.В. Ломоносов в области сравнительно-исторического языкознания?
М.В. Ломоносов сделал открытие о сходстве и переменах языков, а также о существовании диалектов. В своих черновиках к Российской грамматике он обращал внимание на родственные языки, к которым относил русский, греческий, латинский, немецкий и другие.
Какие языковые семьи исследуются в сравнительно-историческом языкознании?
В сравнительно-историческом языкознании исследуются различные языковые семьи. Некоторые из них включают индоевропейские, уральские, алтайские, афровосточные, дравидийские и другие семьи языков. Каждая из этих семей имеет свои особенности и характеристики, которые изучаются лингвистами.
Что такое компаративистика в России?
Компаративистика в России - это научное направление, изучающее сравнительное историческое языкознание и сравнительное историческое лингвоподобие разных языков. Оно развивалось в России на протяжении двух этапов.
Какие этапы разработки сравнительного исторического метода в языкознании можно выделить?
В языкознании можно выделить два этапа разработки сравнительного исторического метода. Первый этап пришелся на конец XVIII - начало XIX века, когда основной акцент делался на сборе и сравнении материалов разных языков. Второй этап начался в конце XIX - начале XX века и связан с созданием системы реконструкции исторического развития языков.
Какая история сравнительно-исторического языкознания XIX - начала XX века?
История сравнительно-исторического языкознания в XIX - начале XX века была связана с активным развитием этой научной дисциплины. Лингвисты того времени сосредотачивались на изучении сравнительного анализа языков и реконструкции их исторического развития. Важным этапом стало создание теории звуковых изменений в языках.
Что говорил М.В. Ломоносов о сравнительно-историческом языкознании?
М.В. Ломоносов также уделял внимание сравнительно-историческому языкознанию. В своих письмах он говорил о сходстве и переменах языков, а в своих черновиках к Российской грамматике Ломоносов обращал внимание на родственные языки, к которым относил русский, греческий, латинский, немецкий и другие.
Какой список литературы можно рекомендовать по компаративистике?
Список литературы по компаративистике может быть достаточно обширным и зависит от конкретных интересов и нужд исследователя. Однако, в качестве общей рекомендации можно привести некоторые классические работы, такие как "Опыт чистой филологии" Ф. Макса Мюллера, "Сравнительное изучение языков" Р. Якобсона, "Сравнительно-историческое языкознание" В.В. Виноградова и др. Помимо этого, подойдут и более современные учебники и монографии по сравнительному историческому языкознанию.
Что такое компаративистика?
Компаративистика - это научная дисциплина, которая изучает языковые и культурные различия между разными языками и культурами. Она основана на сравнительном историческом методе и позволяет выявлять сходства и различия между языками и культурами, а также исследовать их эволюцию и взаимодействие.