Взаимосвязь отношений к обучению младших школьников и психологической безопасности образовательной среды

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 119 119 страниц
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 19.06.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи безопасности образовательной среды и отношения к учебе у младших школьников 7
1.1. Отношение к обучению в современных исследованиях 7
1.2. Условия формирования положительной мотивации к обучению 27
1.3. Теоретическое обоснование понятия «безопасность образовательной среды» 39
Выводы по первой главе 64
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи образовательной среды и учебной мотивации у младших школьников 66
2.1. Методики исследования 66
2.2. Анализ полученных результатов 68
2.3. Рекомендации по коррекции учебной мотивации 88
Выводы по второй главе 92
Заключение 93
Список литературы 95
Приложение 1 100
Приложение 2 114
Приложение 3 115
Приложение 4 119
Фрагмент для ознакомления

Это свидетельствует о том, что значимость знаний детьми не воспринимается. Большинство детей ходят в школу, чтобы проявить себя и пообщаться. Среди познавательных мотивов учения чаще всего встречаются: «чтобы получать хорошие оценки» и «чтобы научиться самому решать задачи». Ряд школьников выбирают мотив «нравится процесс учения». Реже всего встречается истинный познавательный мотив «чтобы все знать». Истинный мотив учения встречается у детей экспериментальной группы реже вследствии недостаточно развитой произвольности психических функций, преобладания игровой деятельности в качестве ведущей.Большинство детей проявляют положительное отношение к школе, но ориентируются на внешние атрибуты учебной деятельности: статус школьника, учебные принадлежности (портфель, ручки, тетради и т.п., друзья, потребность в признании, похвале учителя, желание получать хорошие оценки и т.п.). Большинство детей экспериментальной группы либо проявляют положительное отношение к школе, но ориентируются на внешние атрибуты учебной деятельности, либо не проявляют интереса к школе вообще. Такие отличия объясняются тем, что у детей снижен интерес к познавательной деятельности, к интеллектуальному усилию. Обобщенные результаты исследования младших школьников по методике исследования направленности на приобретения знаний Т(предложена Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой) представлены на таблице 4 и рисунке 14. Подсчет, в соответствии с ключом, велся на основе ставки на основе ответов на вопросы по пункту а на вопросы 1-6, 8-11 и ответы б навопросы 7 и 12.Таблица 4Результаты по методике исследования методики сформированности учебной мотивацииГруппаХср.Уровень сформированности мотивации у группы экспериментальная 6,2Низкий уровень мотивации на приобретение знаний Из таблицы 4 видно, что у младших школьников сформированность мотивации на приобретение знаний находится на низком уровне (группа из 11 возможных баллов набрали лишь по 6), при этом, показали в 7 и 8 баллов наблюдаются у незначительного количества детей. Преобладающая цифра – 5, 4 и 6Рис. 14 Соотношение детей с разным уровнем сформированности направленности на приобретение знанийИз рисунка 14 видно, что в среднем, и школьники контрольной и школьники экспериментальной имеют низкий балл по данной методике – 7 баллов как максимальный балл по группе обнаруживается у 13 испытуемых, что достаточно хорошо. Методика Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» позволила обнаружить, что в среднем, в классах экспериментальной группы школьная мотивация не сформирована в пределах нормы. Они посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Дети интересуются предметами гуманитарного профиля, но не потому, что они позволяют узнать что-то новое, а потому что на них можно «развлечься», «устраиваются интересные экскурсии». «не нужно много учить». У учащихся в среднем, положительное отношение к учебной деятельности, но более сильными являются внешние мотивы учения, которые связаны с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений, но не с самим учебным процессом. Низкий уровень мотивации младших школьников экспериментальной группы объясняется незрелостью учебных мотивов деятельности детей, они не готовы к принятию тех требований, которые предъявляет школьное обучение, и сохраняют игровые мотивы деятельности. Как следствие, они воспринимают учение как долг, как необходимость потому что заставляют родители, но никак не как средство получения знаний. Отношение к любимым предметам базируется на представлении «интересно» / «неинтересно», что указывает на личностные отношения, которыми движется ученик. Это говорит о ставке на самовыражение, но никак не на познание. Отношение в третьей части методики распределяется следующим образом. Рис. 16. Соотношение детей с разным уровнем школьной мотивации (%)Из рисунка 16 видно, что наибольшая часть детей (41,7%) реализуется в контексте мировоззренческих мотивов. Учение воспринимается ими как их долг, который они должны выполнять. Школа – это работа для детей, они заинтересованы в том, чтобы выполнить ее хорошо. Четверть группы детей (25%) имеют личностные основыучения, таких детей привлекает внешняя атрибутика ученика, статус учащегося, друзья, внеучебная деятельность и т.п., но имеется положительное отношение к школе. Также у четверти выборки (25%) регистрируется социальные мотивы учения – учатся они потому что их заставляют родители. В целом, это говорит о негативном показателе отношения к учению, так как учение не становится выбором ученика. Только у 8,3% младших школьников регистрируется ставка на познавательные мотивы. Эти дети приходят в школу за знаниями. Но процент таких детей крайне мал. Таким образом, особенность уровня сформированности учебной деятельности детей младшего школьного возраста экспериментальной группы в трудностях целеполагания, планирования, а также в самоконтроле и самооценивании, что наблюдается у всех детей.Самым трудным компонентом учебной деятельности является для младшего школьника в развитии целеполагание и действие оценки, а лучше всего развиты действия контроля.Интерес у детей возникает на уровне любопытства, положительные реакции возникают на новый практический и иногда теоретический материал, но не на способы решения задач. Дети принимают познавательную задачу, осознают её требование, но в процессе её решения подменяют познавательную задачу практической.Учащиеся не могут самостоятельно применять усвоенный способ действия к решению новой задачи, однако еще не способны внести в него даже небольшие изменения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи. В процессе решения задачи дети в основном не используют усвоенную схему, а после её решения, в особенности по просьбе учителя могут соотнести его со схемой, найти и исправить ошибки; в многократно повторённых действиях ошибок не допускают или легко их исправляют. Это выражается в неустойчивой активности на уроках, невозможности осуществлять целенаправленных действий, самостоятельно применять усвоенный способ действия к решению новой задачи, в слабом контроле (допускают одни и те же ошибки, действуют необдуманно), в неумении оценить свои действия, в ориентации на внешние особенности решения задачи.Предпочтение игрового мотива ПР объясняется их не готовностью к школьному обучению в следствии низкого уровня развития познавательной, эмоционально – волевой и поведенческой сфер. Наблюдая за детьми можно увидеть, что они интересуются в большей степени игровой подвижной деятельностью, они иногда стремятся получить хорошую отметку, но проявляют недостаточно усилий для этого. Детям не хватает не столько интеллектуальных способностей, сколько произвольности внимания, организации и контроля за своей деятельностью. У таких детей нередко бурные эмоциональные реакции, они импульсивны, плаксивы, обидчивы. У детей экспериментальной группы низкий учебно-познавательный интерес (t=2,04; р<0,05); плохо сформировано целеполагание (t=5,04; р<0,01); учебные действия (t=2,09; р<0,05); действия контроля (t=4,34; р<0,01) и действия оценки (t=2,68; р<0,05), что выражается в неустойчивой активности на уроках, невозможности осуществлять целенаправленных действий, самостоятельно применять усвоенный способ действия к решению новой задачи, в слабом контроле, в неумении оценить свои действия. Сравнительные результаты показали, что у детей экспериментальной низкий уровень мотивации учения (t=2,31; р<0,05). Так если дети контрольной группы ассоциируют себя с учеником с позицией школьника, то дети экспериментальной группы ассоциируют себя с учеником с внешним мотивом учения (t=2,794; р<0,05). Значимых различий в выборе друга по игре и по учебе у детей нет.Таким образом, у младших школьников, принадлежащих к экспериментальной группе отношение к школе, учебная мотивация снижены, преобладают игровые интересы, внешняя атрибутика в силу патогенеза нарушения.Проведенный корреляционный анализ показал, что в обеих группах детей выявились положительные взаимосвязи учебной деятельности и уровня учебной мотивации, но эти взаимосвязи имеют различную силу.Выявленные взаимосвязи учебной деятельности и безопасности учебной среды отражены в корреляционных плеядах на рисунках 20-21.Рис. 17. Корреляционная плеяда в группе детей экспериментальной группыИз рисунка 20 видно, что в экспериментальной группе большинство выявленных взаимосвязей являются слабыми: уровень сформированности внутренней позиции школьника положительно взаимосвязан с общим уровнем учебной деятельности (rS=0,43; р≤0,05), с уровнем развития учебно-познавательного интереса (rS=0,41; р≤0,05) и учебных действий (rS=0,45; р≤0,05). Образовательная среда детей никак не мотивирует.Уровень школьной мотивации положительно взаимосвязан с общим уровнем учебной деятельности (rS=0,61; р≤0,01), с уровнем развития учебно-познавательного интереса (rS=0,42; р≤0,05), целеполагания (rS=0,41; р≤0,05), учебных действий (rS=0,46; р≤0,05) и действий оценки (rS=0,49; р≤0,05). Таким образом, у младших школьников, чем больше выражено преобладание учебной мотивации над социальной, чем лучше взыаимоотношения с родителями, тем лучше выражены учебные мотивы, тем лучше развиты учебная деятельность и все ее компоненты: учебно - познавательный интерес, учебные действия, действия контроля и оценки, целеполагание. 2.3. Рекомендации по коррекции учебной мотивацииПервоначально взаимодействие осуществлялось не слишком открыто. Дети зажимались, им было некомфортно выражать собственное мнение, что объяснялось, естественно, неустоявшимися отношениями в коллективе. Впоследствии, по мере привыкания детей друг к другу, дети стали более открытыми, более активными в выражении собственного мнения. Параллельно среди детей, которые отмечены были как аутсайдеры, велась работа с родителями, которая позволила подкорректировать взаимодействие детей со сверстниками. Основная проблема, как кажется. Заключена в семейных отношениях. Важно показать педагогам, что, зачастую, корнем проблем ребенка становится недостаточная организованность образовательной среды. Младшие школьники предпочитают пассивную форму работы – они любят слушать объяснения учителя. Многие из респондентов вообще не знакомы с такими формами работы, как участие в коллективном поиске, практические работы, опыты. Самостоятельную работу с учебником младшие школьники понимают как коллективное чтение и ответы на вопросы по тексту. Все это говорит о том, что учитель применяет в основном репродуктивные методы обучения («Прочитаем текст», «Ответим на вопросы», «Послушаем объяснение учителя», «Повторим то, что читали», «Запомним»). Привычной остается и структура урока: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, контроль. Учитель почти не использует дополнительную литературу, работу со справочниками, словарями. Это постепенно, но устойчиво формирует у учащихся привязанность только к репродуктивным видам деятельности. На этой основе может (в лучшем случае) развиваться только эмоциональный компонент познавательного интереса, что приводит к познавательному равнодушию и потере мотивации к учебной деятельности [7, с.36].Приход в школу – не только выполнение законодательного акта (все дети, достигшие возраста шести с половиной лет, должны учиться в школе), но и потребность растущего человека. Детский мир, в котором живет ребенок 6–7 лет, уже не удовлетворяет его, а «замкнутость» пространства дошкольного детства тяготит своими ограничениями. Ребенок хочет самостоятельно вступать во взаимоотношения с объектами окружающего мира, осваивать новые способы его познания (чтение, измерение, моделирование, исследование и пр.), желает общаться не только с близкими взрослыми и знакомыми детьми, но и с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Дети, приходящие в школу, хотят учиться, то есть заниматься деятельностью, которая не специфична для дошкольного возраста. Все это говорит об изменившихся потребностях ребенка 6–7 лет.Знания и умения, которые усваивает младший школьник, должны обеспечить возможность нового этапа освоения мира (школьного, семейного, природного, общественного и пр.), его готовность к удовлетворению своих потребностей. В этом смысле предъявление актуальных знаний особенно важно для обеспечения «мягкого» вступления в новую школьную жизнь, освоения новой социальной роли «школьник», «ученик». Обучение в начальной школе по сути дела есть подготовка ко всей дальнейшей жизни ребенка (завтра, послезавтра, через несколько лет) как в школе, так и в более широком окружающем мире [10, с.7].Психологи замечали, что в середине учебного года многие первоклассники начинают терять интерес к учению. Это связано с тем, что учитель не удовлетворяет потребность ребенка в самостоятельном приобретении знаний, в его инициативном общении с окружающим миром. Дети получают готовые знания, которые необходимо запомнить в заданных учителем ситуациях. Детям не дают заданий, требующих активного выяснения способов получения результата на основе развернутых рассуждений (сначала вслух, а потом постепенно – про себя), что приводит к потере интереса: процесс приобретения знаний перестает быть для школьника актуальным, а его жизненная потребность в поисковом и самостоятельном общении с миром не удовлетворяется.Актуальное для ученика знание рождается только в актуальной деятельности. К такой деятельности нельзя в полной мере отнести процесс восприятия и запоминания готового учебного материала. Мотивы, которые лежат в основе актов запоминания и репродукции, не относятся к области учебно-познавательных мотивов.Если учитель создает условия для поиска, исследования, самостоятельного «открытия» учащимся законов существования окружающего мира, то знания, полученные в результате такого учебного процесса, становятся для ребенка личностно значимыми [12, с.84].Всем хорошо известно, что младший школьник – существо эмоциональное, оптимистически воспринимающее окружающий мир. Важнейшей психологической особенностью всех видов деятельности ребенка этого возраста является их связь с психическими переживаниями – эмоциями и чувствами. Если процесс обучения не затрагивает эмоциональную сущность человека, то такое обучение остается невостребованным, не побуждает действовать. Если ребенок читает книгу только для того, чтобы завтра отчитаться о выполнении домашнего задания, этот процесс нельзя назвать деятельностью.Психологи называют это действиями, мотив которых направлен только на сами эти действия («Нужно завтра отчитаться о выполнении домашнего задания»), а не является ни в какой мере познавательным («Хочу читать эту книгу»). Эмоциональная основа школьной деятельности позволяет перейти от «понимаемого» мотива («Учитель велит») к «реально действующему» («Я хочу, мне это интересно и полезно»). Интуитивное (на эмоциональном уровне) принятие первоклассником ценности нового знания учитель должен поддерживать и переводить в зону личностно значимого, актуального путем постепенного перехода от внешне привлекательной наглядности (картина, кино, компьютер и пр.) к заманчивому содержанию самого предмета [15, с.221].Опираясь на рабочее определение технологий открытого образования и анализируя представленные выше конкретные образовательные технологии, можно сделать заключение о необходимых моментах, которые должны учитываться при разработке технологий открытого образования [31, с.17]. 1.Для того, чтобы у школьников были более широкие возможности для конструирования индивидуальных образовательных программ, необходимо использовать модульные технологии. 2.Технологии открытого образования должны предоставлять возможность не жесткого педагогического формирования, а более мягкого сопровождения со стороны педагога-тьютора. 3.Технологии открытого образования в качестве обязательного элемента должны содержать возможность и необходимость рефлексии как условия перехода от образования к самообразованию. Выводы по второй главеИсследование показало, что современный образовательный запрос семьи зависит от многих факторов, в том числе, от организации образовательного пространства. Предъявление актуального знания никогда не ставит точку в процессе обучения: ученик должен получить возможность, у него должно возникнуть желание самостоятельно продолжить познание. Как известно, слово интерес в переводе с латинского означает важный, имеющий значение, поэтому наличие интересов рассматривается как условие саморазвития человека.В группе большинство выявленных взаимосвязей являются слабыми: уровень сформированности внутренней позиции школьника положительно взаимосвязан с общим уровнем учебной деятельности (rS=0,43; р≤0,05), с уровнем развития учебно-познавательного интереса (rS=0,41; р≤0,05) и учебных действий (rS=0,45; р≤0,05). Образовательная среда детей никак не мотивирует.Уровень школьной мотивации положительно взаимосвязан с общим уровнем учебной деятельности (rS=0,61; р≤0,01), с уровнем развития учебно-познавательного интереса (rS=0,42; р≤0,05), целеполагания (rS=0,41; р≤0,05), учебных действий (rS=0,46; р≤0,05) и действий оценки (rS=0,49; р≤0,05). Из всего вышеизложенного следует вывод: актуальное знание обеспечивает амплификацию (углубление) детского развития, а не искусственное забегание вперед (формальную акселерацию), а также способствует формированию учебной деятельности. Актуальные знания – посох для интеллектуального развития ребенка, а не цепи для его памяти и внимания.ЗаключениеЦели и задачи, поставленные в данной работе, были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Проведенная работа основана на теоретических материалах, а также примерах проведения инновационных проектов. Мы выяснили, что такое тьюторство, кто такой тьютор и, каковы его основные принципы и технологии. Задачей педагога является постоянное сопровождение ребенка в процессе освоения материала, а также вовлечение его родителей в этот процесс. Постоянное развитие в области педагогики дает нам основания полагать, что можно, исходя из образовательного запроса современной семьи и личной мотивации ребенка, построить такую модель общения ребенок – семья – школа, которая позволила бы без лишних усилий вывести преподавание на абсолютно новый уровень. Важной составляющей воспитательного пространства является включение детей в общую жизнь коллектива, которая насыщена различными событиями, сотрудники учреждения обогащают ее новыми впечатлениями. Дети должны выступать не только как пассивные участники, но и активно участвуют в этих мероприятиях, ждут и готовятся к многочисленным событиям. Организованные походы на экскурсии, в зоопарк и др. способствуют развитию социального опыта, знакомству с особенностями разных профессий, общением с людьми определенной профессиональной сферы. В реальных отношениях с разными детьми и взрослыми дети учатся правильным формам общения, посещая, театры, музеи, цирки, экскурсии, обучаются формам поведения в общественных местах.Экспериментальная группа низкий уровень мотивации и неготовность учиться. Для детей характерен низкий уровень успеваемости. В то же время не все дети имеют одинаковые показатели и говорить о прямо противоположных тенденциях все же не приходится. Список литературыБражникова А.Н., Тищенко Ю.В. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 194-198. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астель: Люкс, 2012. – 671 с. Выготский Л.С. Проблема возраста. - М.: Изд-во МГУ, 2011. С. 57-62. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Педагогика, 2013. – 226с. С. 197 – 198. Горская Г.Б. Психологические эффекты ранней профессионализации личности // Научно-информационный журнал «Человек. Сообщество. Управление» 2008, № 3, с. 106 – 113. Диденко В.И. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.14..- Ростов-на-Дону, 2007. – 182 с. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии. – М.: Юрайт, 2013. Зубенко, Н. Ю. Личностно-ориентированный подход к формированию ценностных ориентаций личности / Н. Ю. Зубенко // Вопросы гуманитарных наук. — 2007. — № 4. — С. 147-148. Корчак Я. Правила жизни // Педагогическое наследие. - М. 2011. -С. 195—232. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Педагогическое наследие. М., 2014. - С. 175—194. Кравченко Ю.В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: дис. … канд. психолог. наук: 19.00.14. – СПб., 2006. – 167 с. Крайг, Г. Психология развития. [Текст] / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2012. – 992 с. Крахтохвилл М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. М.: Прогресс, 2011. – 147 с. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2011.-464 сЛактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: дис. доктора психол. наук : 19.00.07. М.: СПб. 2012 г. – 107 с. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001.-572 с. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2008. — 18 с Макаренко В.В. Особенности адаптации младших подростков к условиям кадетского корпуса: история и современность /В.В. Макаренко // Социальная работа: история и практика. Материалы “круглого стола” по социальной реабилитации инвалидов и IV зимней школы социального педагога, психолога и социального работника: Сб. науч. тр. – М., 2012. – С. 334 – 336. Мамонтова Д. М. Социально-педагогическое сопровождение адаптации воспитанников кадетского корпуса: дисс. … кандидата педагогических наук. М.: 2012 г. с. 16. Мамонтова Д.М. Понятие энтропии в процессе социально-психологического сопровождения адаптации воспитанников кадетского корпуса // Ученые записки РГСУ: научный журнал. – 2011. – № 3. С. – 226-231. Маслоу А. Мотивация и личность. - М.: АСТ-Пресс, 2014.-366с. Менг Т. В., Лабунская Н.А. Образовательная среда: подходы к раскрытию понятия// Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития, СПб., 2011. – С. 19-21. Милованова Н.Ю. Социально-педагогические условия адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса: дис. канд. педагог. наук, М., 2006, С. 3. Милованова Н.Ю. Трудности социальной адаптации воспитанников к особенностям жизнедеятельности кадетского корпуса //Социально-экономические явления и процессы: научный журнал. – 2011. - № 10. – С. 314-317Молодцова Т.Д. Субъективные предпосылки подростковой дезадаптации // Международный журнал экспериментального образования. Пенза: ИД «Академия естествознания». – 2013. - № 7. – С. 82-85Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 сМухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. – 288 с. – С. 105-118Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для вузов.- М.: Академия,2012.-181с. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2014. – с. 98-103 Рубцов В.В. Модель развивающей образовательной среды // Учителю о психологии / [Текст] / В.В. Рубцов // Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М., 2011 Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знания (к определению предмета экологической психологии) [Текст] / В.В. Рубцов // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Материалы (Москва. 12-14 апреля 2000 г.). – М., Самара, 2012. – С. 77-81. Рубцов В.В. Оценка образовательной среды школы [Текст] / В.В. Рубцов // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (Москва. 12-14 апреля 2000 года). – М., 2011. – с 176-177. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. – М.: МГППУ. 2012. – 272 с. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы подростковой адаптации с позиции профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ. М., 2007. 240 с. Слободчиков В.И. Психология человека. М., 2014. C. 101. Слободчиков В.И. Российское образование: перспективы развития [текст] / В.И. Слободчиков, Ю.В. Громыко // Директор школы. – 2010. - № 2. – С. 3-12. Тарасов С. В. Педагогические основы становления мировосприятия школьников:взаимодействие с образовательной средой. [Текст] / С.В. Тарабакин – Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2012. – с.46-48. Тарасов С. Кулютин Ю. Образовательная среда и развитие личности//Новые знания. 2011. №1. С. 6-7. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. СПб.: «Образование-культура», 2011. – 21с. Уилсон Р.А. Психология эволюции. – М.-София, 2005. – С 3-4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Краковского, Л.И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М., 2014. – 48 с. Устав государственного образовательного учреждения кадетской школы – интерната №1 «Первый московский кадетский корпус» (ред. №2). – М., 2007. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Изд-во АСТ. – 2009. – С. 411-412. Черноушек М. Психология среды [Текст] / М. Черноушек. – М.: 2010. – 174 с. Шевелев А.Н. Социально-политическая история образования как составная часть историко-педагогического понимания категории «образовательная среда»// Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2011, - С. 24-30.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2013. – С. 47-48. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис – М., 2011. – с. 131-135. Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М: Академия 2008. С 148 Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 204 с. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2011. – 356 с. Приложение 1Описание методики «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А. Баева) // Цитируется по источнику: Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. – 288 с. – С. 105118.Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.Опросник состоит из трех частей:I. Отношение к образовательной среде школы.II. Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими.III. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.ТЕКСТ ОПРОСНИКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯУважаемый коллега!Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.1. Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствования профессионального мастерства?ДаПожалуй, даНе могу сказатьПожалуй, нетНет2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует работу, которая очень не нравится; «9» - работу, которая очень нравится. Оцените свою работу от 1 до 9.193. Собираетесь ли Вы в ближайшее время (12 года) перейти на другое место работы?ДаНе могу сказатьНет4. Помогает ли Ваша работа развитию Ваших способностей?ДаПожалуй, даНе могу сказатьПожалуй, нетНет5. Если бы представилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность и связать профессиональное развитие с ней?ДаНе могу сказатьНет6. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?Обычно плохоеЧаще плохое, чем хорошееНе влияетЧаще хорошее, чем плохоеОбычно хорошее7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.Характеристики школьной средыВ какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристикСовсем нетВ небольшой степениСреднеВ большой степениВ очень большой степени123451. Взаимоотношения с учителями2. Взаимоотношения с учениками3. Возможность высказать свою точку зрения4. Уважительное отношение к себе5. Сохранение личного достоинства6. Возможность обратиться за помощью7. Возможность проявлять инициативу, активность8. Учет личных проблем и затруднений8. Считаете ли Вы свою работу интересной, увлекательной?ДаПожалуй, даНе могу сказатьПожалуй, нетНет9. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от:Полностью не защищенСкорее не защищен, чем защищенКак сказатьСкорее защищен, чем не защищенПолностью защищен123451. Публичного унижения ¸оскорблений:А) ученикамиБ) коллегамиВ) администрацией2. Угроз:А) учениковБ) коллегВ) администрации3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания:А) ученикамиБ) коллегамиВ) администрацией4. Игнорирования:А) ученикамиБ) коллегамиВ) администрацией5. Недоброжелательного отношения:А) учениковБ) коллегВ) администрации10. Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете, вернулись бы вы на свое место работы? НетНе знаюДа11. Каждый коллектив, хотя он и состоит из разных людей, имеет свой стиль в работе. прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует особенности коллектива, в котором Вы работаете.1) Работать нужно так, как работают в нашем коллективе.2) Работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе.3) Меня мало волнует, как работают в нашем коллективе.Несколько вопросов о Вас самих:Ваш пол: мужской _______________ женский_________________Ваш возраст (полных лет):__________________Педагогический стаж работы в школе:________ТЕКСТ ОПРОСНИКА ДЛЯ УЧЕНИКАУважаемый ученик!Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.1. Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?ДаПожалуй, даНе могу сказатьПожалуй, нетНет2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует школу, которая очень не нравится; «9» - работу, которая очень нравится. Оцените свою школу от 1 до 9.193. Если бы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою школу?НетНе знаюДа4. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию:а) Интеллектуальных способностейДаПожалуй, даНе могу сказатьПожалуй, нетНетб) Жизненных умений и навыковДаПожалуй, даНе могу сказатьПожалуй, нетНет5. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали ли бы Вы свою?ДаНе могу сказатьНет6. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?Обычно плохоеЧаще плохое, чем хорошееНе влияетЧаще хорошее, чем плохоеОбычно хорошее7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.Характеристики школьной средыВ какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристикСовсем нетВ небольшой степениСреднеВ большой степениВ очень большой степени123451. Взаимоотношения с учителями2. Взаимоотношения с учениками3. Возможность высказать свою точку зрения4. Уважительное отношение к себе5. Сохранение личного достоинства6. Возможность обратиться за помощью7. Возможность проявлять инициативу, активность8. Учет личных проблем и затруднений8. Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?ДаПожалуй, даНе могу сказатьПожалуй, нетНет9. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от:Полностью не защищенСкорее не защищен, чем защищенКак сказатьСкорее защищен, чем не защищенПолностью защищен123451. Публичного унижения ¸оскорблений:А) однокласникамиБ) учителями2. Угроз:А) одноклассниковБ) учителей3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания:А) одноклассникамиБ) учителями4. Игнорирования:А) одноклассникамиБ) учителями5. Недоброжелательного отношения:А) одноклассниковБ) учителей10. Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать школу, вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы? НетНе знаюДаНесколько вопросов о Вас самих:Ваш пол: мужской _______________ женский_________________Ваш возраст (полных лет):__________________ТЕКСТ ОПРОСНИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЯУважаемый родитель!Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.1. Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе помогает развитию его интеллектуальных способностей и жизненных умений?ДаПожалуй, даНе могу сказатьПожалуй, нетНет2. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребенка в свою?НетНе знаюДа3. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует школу, которая очень не нравится; «9» - работу, которая очень нравится. Оцените школу, где учится Ваш ребенок.194. Каждая школа имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует стиль Вашей школы.1) Обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей школе.2) Обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей школе.3) Меня не очень волнует, как обучают и воспитывают в нашей школе.5. Какое настроение бывает у Вас, когда Вы посещаете школу, где учится Ваш ребенок?Обычно плохоеЧаще плохое, чем хорошееНе влияетЧаще хорошее, чем плохоеОбычно хорошее6. Если бы Вы переехали в другой район, стали бы Вы продолжать обучать ребенка в данной школе?НетНе знаюДа7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.Характеристики школьной средыВ какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристикСовсем нетВ небольшой степениСреднеВ большой степениВ очень большой степени123451. Взаимоотношения с учителями2. Взаимоотношения с учениками3. Возможность высказать свою точку зрения4. Уважительное отношение к себе5. Сохранение личного достоинства6. Возможность обратиться за помощью7. Возможность проявлять инициативу, активность8. Учет личных проблем и затруднений8. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от:Полностью не защищенСкорее не защищен, чем защищенКак сказатьСкорее защищен, чем не защищенПолностью защищен123451. Публичного унижения ¸оскорблений:А) администрациейБ) учителями2. Угроз:А) администрацииБ) учителей3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания:А) администрациейБ) учителями4. Игнорирования:А) администрациейБ) учителями5. Недоброжелательного отношения:А) администрацииБ) учителейНесколько вопросов о Вас самих:Ваш пол: мужской _______________ женский_________________Ваш возраст (полных лет):__________________ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫВариант 1. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов.Интерпретация ответов.Опросник для учителей№ вопросаПозитивное отношениеНейтральное отношениеНегативное отношение1Да; пожалуй, даНе могу сказатьНет; пожалуй, нет27-94-61-33НетНе могу сказатьДа4Да; пожалуй, даНе могу сказатьНет; пожалуй, нет5НетНе могу сказатьДа6Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохоеНе влияетОбычно плохое; чаще плохое, чем хорошее8Да; пожалуй, даНе могу сказатьНет; пожалуй, нет10ДаНе знаюНет11132Примечание. В таблицу внесены только те подпункты, которые отражают отношение к образовательной среде школы и учитываются при подсчете показателя отношения к образовательной среде.Опросник для учеников№ вопросаПозитивное отношениеНейтральное отношениеНегативное отношение1Да; пожалуй, даНе могу сказатьНет; пожалуй, нет27-94-61-33ДаНе знаюНет4аДа; пожалуй, даНе могу сказатьНет; пожалуй, нет4бДа; пожалуй, даНе могу сказатьНет; пожалуй, нет5ДаНе могу сказатьНет6Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохоеНе влияетОбычно плохое; чаще плохое, чем хорошее8Да; пожалуй, даНе могу сказатьНет; пожалуй, нет10ДаНе знаюНетОпросник для родителей№ вопросаПозитивное отношениеНейтральное отношениеНегативное отношение1Да; пожалуй, даНе могу сказатьНет; пожалуй, нет2ДаНе знаюНет37-94-61-341325Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохоеНе влияетОбычно плохое; чаще плохое, чем хорошее6ДаНе знаюНетПри обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов. Следует считать, что сочетание негативного и позитивного показателя определяются как нейтральное отношение. Например, на два вопроса даны негативные ответы, а на один – позитивный. Соответственно, один негативный и один позитивный ответы определяются как нейтральное, противоречивое отношение.Вариант 2. Категория «отношение» может также рассматриваться в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального).Компоненты отношения к образовательной среде школы в оценках ее участниковУчастникиКогнитивный компонент (номера вопросов)Эмоциональный компонент (номера вопросов)Поведенческий компонент (номера вопросов)Учитель1, 4, 112, 6, 83, 5, 10Ученик1, 4а, 4б2, 6, 83, 5, 10Родитель1, 43, 52, 6Примечание. Структура подсчета родительских оценок является достаточно полноценной в объеме два утверждения на один определяемый компонент.Отношение к среде по каждому компоненту определяется следующими сочетаниями:Позитивное отношение к образовательной среде школы; к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса компонента или два положительных, а третий имеет любой другой знак:+ + +; + + 0; + + (для учителей и учеников)+ +; + 0 (для родителей).Нейтральное, противоречивое отношение к образовательной среде школы; эта категория включает в себя следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой знак; один ответ неопределенный, а два другие имеют разные знаки:0 0 0; + 0 0 ; 0 0; + 0 (для учителей и учеников);0 0; + (для родителей).Негативное отношение к образовательной среде школы (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два отрицательных, а третий с любым другим знаком):; 0; + (для учителей и учеников);; 0 (для родителей). Ключ и обработка групповых результатовПолученные результаты суммируются по каждому типу отношения к образовательной среде, затем вычисляется оценочный коэффициент по формуле:где количество показателей по данному типу; объем выборки;Y – первичный показатель (процент выбора по данному показателю).Определение уровней отношения к ОС школыПроцент выборов по показателям: позитивное, нейтральное, негативное отношение к ОС школыУровень отношения к ОС школы020Низкий2140Ниже среднего4160Средний6180Высокий81100Очень высокийЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИМИВо второй части опросника для определения значимых характеристик были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды:1. Взаимоотношения с учителями2. Взаимоотношения с учениками3. Возможность высказать свою точку зрения4. Уважительное отношение к себе5. Сохранение личного достоинства6. Возможность обратиться за помощью7. Возможность проявлять инициативу, активность8. Учет личных проблем и затрудненийВариант 1 использования опросника включает в себя оценку пяти наиболее значимых для испытуемых характеристик и удовлетворенность ими.Вариант 2 включает в себя анализ удовлетворенности всеми характеристиками.Ключ и обработка результатовКоличество баллов суммируется и делится на количество вопросов анкеты.Определение уровней удовлетворенности характеристиками ОС школыСуммарное число балловУровень удовлетворенности характеристиками ОС школы11,7Низкий1,82,5Ниже среднего2,63,3Средний3,44,1Высокий4,25Очень высокийЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИЗащищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается по следующим направлениям:1. защищенность от унижения / оскорблений;2. защищенность от угроз;3. защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение);4. защищенность от игнорирования (социальной изоляции);5. защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения).Часть 3 опросника позволяет получить как общий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии, так и частные показатели.Вариант 1. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии может определяться по каждой категории участников образовательной среды.Вариант 2. Защищенность от психологического насилия в образовательной среде может определяться как единый суммарный показатель.Ключ и обработка результатовКоличество баллов суммируется и делится на количество подпунктов опросника (15 подпунктов для учителей, 10 – для учеников и родителей).Определение уровней защищенности в ОС школыСуммарное число балловУровень защищенности от психологического насилия во взаимодействия11,7Низкий1,82,5Ниже среднего2,63,3Средний3,44,1Высокий4,25Очень высокийПриложение 2Методика "Направленность на приобретение знаний" (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)Описание: Методика, предложенная Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой, изучает направленность на приобретение знаний. Направленность на приобретение знаний представляет собой стремление рассматривать полученные знания в качестве главных результатов учебной деятельности. Инструкция: Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву ("а" или "б"), соответствующую выбранному ответу. Тестовое задание: 1. Получив плохую отметку, ты, придя домой: а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил; б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день. 2. После получения хорошей отметки ты: а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку; б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят. 3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет. 4. Что для тебя учеба: а) познание нового; б) обременительное занятие.5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да; б) нет. 6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да; б) нет. 7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) да; б) нет. 8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да; б) нет. 9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да; б) нет. 10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да; б) нет. 11. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть: а) учиться; б) болеть. 12. Что для тебя важнее — отметки или знания: а) отметки; б) знания. Обработка результатов: За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл. Ключ: О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы а на вопросы 1-6, 8-11 и ответы б на вопросы 7 и 12. Интерпретация полученных результатов: Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.Приложение 3Методика изучения отношения к учебным предметам КазанцевойРаздел IНазови из всех изучаемых в школе предметов твои самыеА. Любимые __________________________________________________________Б. Нелюбимые ________________________________________________________ Раздел IIПодчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.Допиши недостающие.Люблю предмет потому, что : Не люблю предмет потому что :1. Данный предмет интересен2. Нравится, как преподает учитель3. Предмет нужно знать всем4. Предмет нужен для будущей работы5. Предмет легко усваивается6. Предмет заставляет думать7. Предмет считается выгодным8. Требует наблюдательности, сообразительности9. Предмет требует терпения10. Предмет занимательный11. Товарищи интересуются этим предметом12. Интересны отдельные факты13. Родители считают этот предмет важным14: Хорошие отношения с учителем15. Учитель часто хвалит16. Учитель интересно объясняет17. Получаюудовольствие при его изучении18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт19. Предмет помогает развивать общую культуру20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире21. Просто интересно1. Данный предмет не интересен2. Не нравится, как преподает учитель3. Предмет не нужно знать всем4. Предмет не нужен для будущей работы5. Предмет трудно усваивается6. Предмет не заставляет думать7. Предмет не считается выгодным8. Не требует наблюдательности, сообразительности9. Предмет не требует терпения10. Предмет не занимательный11. Товарищи не интересуются этим предметом12. Интересны только отдельные факты13. Родители не считают этот предмет важным14. Плохие отношения с учителем15. Учитель редко хвалит16. Учитель неинтересно объясняет17. Не получаю удовольствия при его изучении 18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт19. Предмет не способствует развитию общей культуры20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире21. Просто неинтересноРаздел IIIПочему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.1. Это мой долг.2. Хочу стать грамотным.3. Хочу быть полезным гражданином.4. Не хочу подводить свой класс.5. Хочу быть умным и эрудированным.6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.7. Хочу научиться самостоятельно работать.8. Все учатся и я тоже.9. Родители заставляют.10. Нравится получать хорошие оценки.11. Чтоб похвалил учитель.12. Чтобы товарищи со мной дружили.13. Для расширения умственного кругозора.14. Классный руководитель заставляет.15. Хочу учиться.Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)Обработка результатов.Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.Приложение 4 № п\п пол1учителяученикиточка зренияуважение к себедостоинствопомощьинициативыпроблемы12202,52,71,52,52,52,71,52,522421,71,51,71,71,71,51,71,732343,223,23,23,223,23,242511,51,71,51,51,51,71,51,552222122212262422,62,32,62,62,62,32,62,671312,22,42,22,22,22,42,22,281272,832,82,82,832,82,891253,233,23,23,233,23,2101361,821,81,81,821,81,8112411,52,71,51,51,52,71,51,5122272,622,62,62,622,62,6132252,422,42,42,422,42,4142222,512,92,52,512,92,5151462,732,72,72,732,72,7162342,932,92,92,932,92,9172322,723,22,62,723,52,7182372,923,72,92,923,72,9192403,233,13,23,233,13,2201353,733,53,73,733,53,7211383,103,23,13,103,23,1222323,533,73,53,533,73,5232273,2243,23,2243,2242283,724,23,73,724,23,725124423,94423,94261254,233,74,24,233,74,2271273,923,53,93,923,53,9282253,723,73,73,723,73,7291283,533,33,53,533,33,5302263,733,53,73,733,53,7311283,3333,33,3333,3322343,5243,53,5243,533134334333433423242,63,6442,63,643513143344334362273,603,73,63,603,73,637123314,13314,13381213,73,44,43,73,73,44,43,7391361,821,81,81,821,81,8402411,52,71,51,51,52,71,51,5412272,622,62,62,622,62,6422252,422,42,42,422,42,4432222,512,92,52,512,92,5441462,732,72,72,732,72,7452342,932,92,92,932,92,9462372,923,72,92,923,72,9472403,233,13,23,233,13,2481353,733,53,73,733,53,7Методика изучения отношения к учебным предметам КазанцевойМетодика "направленность на приобретение знаний" Ильин, Курдюковапредметнелюбимыйлюблю не люблюотношение Маркова "Неоконченные предложения"мотивациячтениематематикаинтересноучительдолгинтересно7трудматематикатоварищиучительграмотность заставляют родители3математиканетинтересноскучнознаниеможно пообщаться4русскийматематикаинтересноучительдолгобщаюсь5литератураисторияне нужно учитьне интереснознаниехочу все знать4трудматематикаинтересноустаюдолгобщение5чтениерусскийинтересноскучно заставляют родители радовать родителей6русскийматематикаинтересноучительдолгнравится учитель4чтениематематикаучительне интереснознаниеинтересно учиться6чтениематематикаможно поигратьучительдолгзаставляют родители2трудматематикаинтересноучительзаставляют родители потому что тут друзья4математиканеттоварищиучительзнаниеитересно7русскийматематикаинтересноскучнознаниехочу решать задачи 4литератураисторияинтересноучительзаставляют родители чтобы поступить в университет5трудматематикане нужно учитьне интереснопохвалил учительхочу многое знать 6чтениерусскийинтересноустаюзаставляют родители хочу чтобы родители радовались3трудматематикаинтересноскучно знаниехочу радоваться6чтениерусскийинтересноучительдолгобщение 7русскийматематикаучительне интереснозаставляют родители общение7чтениематематикаможно поигратьучительзаставляют родители знание6чтениематематикаинтересноучительдолгобшение7трудматематикатоварищиучительчтобы похвалил учительзнание7математиканетинтересноскучнозаставляют родители общение 5русскийматематикаинтересноучительдолградовать родителей7литератураисторияне нужно учитьне интереснознаниезнание8трудматематикаинтересноустаюзаставляют родители общение 3чтениерусскийинтересноскучно знаниерадовать родителей7чтениерусскийинтересноучительпохвалил учительзнание5русскийматематикаучительне интереснопохвалил учительзнание4чтениематематикаможно поигратьучительзнаниезнание5чтениерусскийинтересноучительзаставляют родители радовать родителей5математикачтениетоварищине интереснодолгобщение6русскийматематикаинтересноустаюзаставляют родители общение7трудматематикаинтересноскучно заставляют родители радовать родителей7чтениерусскийне нужно учитьучительдолгобщение5русскийматематикаинтересноне интереснозаставляют родители радовать родителей5чтениематематикаинтересноучительзаставляют родители радовать родителей7музыкарусскийинтересноне интереснопохвалил учительрадовать родителей5чтениематематикаможно поигратьучительпохвалил учительобщение2трудматематикаинтересноучительзнаниезнание4математиканеттоварищиучительзнаниезнание7русскийматематикаинтересноскучнознаниезнание4литератураисторияинтересноучительпохвалил учительобщение5трудматематикане нужно учитьне интереснозаставляют родители общение6чтениерусскийинтересноустаюзаставляют родители обшение3чтениерусскийинтересноучительпохвалил учительзнание7русскийматематикаучительне интереснодолгзнание7чтениематематикаможно поигратьучительдолгобщение6

1. Бражникова А.Н., Тищенко Ю.В. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 194-198.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астель: Люкс, 2012. – 671 с.
3. Выготский Л.С. Проблема возраста. - М.: Изд-во МГУ, 2011. С. 57-62.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Педагогика, 2013. – 226с. С. 197 – 198.
5. Горская Г.Б. Психологические эффекты ранней профессионализации личности // Научно-информационный журнал «Человек. Сообщество. Управление» 2008, № 3, с. 106 – 113.
6. Диденко В.И. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.14..- Ростов-на-Дону, 2007. – 182 с.
7. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии. – М.: Юрайт, 2013.
8. Зубенко, Н. Ю. Личностно-ориентированный подход к формированию ценностных ориентаций личности / Н. Ю. Зубенко // Вопросы гуманитарных наук. — 2007. — № 4. — С. 147-148.
9. Корчак Я. Правила жизни // Педагогическое наследие. - М. 2011. -С. 195—232.
10. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Педагогическое наследие. М., 2014. - С. 175—194.
11. Кравченко Ю.В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: дис. … канд. психолог. наук: 19.00.14. – СПб., 2006. – 167 с.
12. Крайг, Г. Психология развития. [Текст] / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2012. – 992 с.
13. Крахтохвилл М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. М.: Прогресс, 2011. – 147 с.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2011.-464 с
15. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: дис. доктора психол. наук : 19.00.07. М.: СПб. 2012 г. – 107 с.
16. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001.-572 с.
17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2008. — 18 с
18. Макаренко В.В. Особенности адаптации младших подростков к условиям кадетского корпуса: история и современность /В.В. Макаренко // Социальная работа: история и практика. Материалы “круглого стола” по социальной реабилитации инвалидов и IV зимней школы социального педагога, психолога и социального работника: Сб. науч. тр. – М., 2012. – С. 334 – 336.
19. Мамонтова Д. М. Социально-педагогическое сопровождение адаптации воспитанников кадетского корпуса: дисс. … кандидата педагогических наук. М.: 2012 г. с. 16.
20. Мамонтова Д.М. Понятие энтропии в процессе социально-психологического сопровождения адаптации воспитанников кадетского корпуса // Ученые записки РГСУ: научный журнал. – 2011. – № 3. С. – 226-231.
21. Маслоу А. Мотивация и личность. - М.: АСТ-Пресс, 2014.-366с.
22. Менг Т. В., Лабунская Н.А. Образовательная среда: подходы к раскрытию понятия// Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития, СПб., 2011. – С. 19-21.
23. Милованова Н.Ю. Социально-педагогические условия адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса: дис. канд. педагог. наук, М., 2006, С. 3.
24. Милованова Н.Ю. Трудности социальной адаптации воспитанников к особенностям жизнедеятельности кадетского корпуса //Социально-экономические явления и процессы: научный журнал. – 2011. - № 10. – С. 314-317
25. Молодцова Т.Д. Субъективные предпосылки подростковой дезадаптации // Международный журнал экспериментального образования. Пенза: ИД «Академия естествознания». – 2013. - № 7. – С. 82-85
26. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с.
28. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
29. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. – 288 с. – С. 105-118
30. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для вузов.- М.: Академия,2012.-181с.
31. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2014. – с. 98-103
32. Рубцов В.В. Модель развивающей образовательной среды // Учителю о психологии / [Текст] / В.В. Рубцов // Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М., 2011
33. Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знания (к определению предмета экологической психологии) [Текст] / В.В. Рубцов // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Материалы (Москва. 12-14 апреля 2000 г.). – М., Самара, 2012. – С. 77-81.
34. Рубцов В.В. Оценка образовательной среды школы [Текст] / В.В. Рубцов // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (Москва. 12-14 апреля 2000 года). – М., 2011. – с 176-177.
35. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. – М.: МГППУ. 2012. – 272 с.
36. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы подростковой адаптации с позиции профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ. М., 2007. 240 с.
37. Слободчиков В.И. Психология человека. М., 2014. C. 101.
38. Слободчиков В.И. Российское образование: перспективы развития [текст] / В.И. Слободчиков, Ю.В. Громыко // Директор школы. – 2010. - № 2. – С. 3-12.
39. Тарасов С. В. Педагогические основы становления мировосприятия школьников:взаимодействие с образовательной средой. [Текст] / С.В. Тарабакин – Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2012. – с.46-48.
40. Тарасов С. Кулютин Ю. Образовательная среда и развитие личности//Новые знания. 2011. №1. С. 6-7.
41. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. СПб.: «Образование-культура», 2011. – 21с.
42. Уилсон Р.А. Психология эволюции. – М.-София, 2005. – С 3-4.
43. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Краковского, Л.И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М., 2014. – 48 с.
44. Устав государственного образовательного учреждения кадетской школы – интерната №1 «Первый московский кадетский корпус» (ред. №2). – М., 2007.
45. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Изд-во АСТ. – 2009. – С. 411-412.
46. Черноушек М. Психология среды [Текст] / М. Черноушек. – М.: 2010. – 174 с.
47. Шевелев А.Н. Социально-политическая история образования как составная часть историко-педагогического понимания категории «образовательная среда»// Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2011, - С. 24-30.
48. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2013. – С. 47-48.
49. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис – М., 2011. – с. 131-135.
50. Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М: Академия 2008. С 148
51. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 204 с.
52. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2011. – 356 с.

Вопрос-ответ:

Какую взаимосвязь существует между отношением к обучению и психологической безопасностью образовательной среды?

Взаимосвязь между отношением к обучению и психологической безопасностью образовательной среды заключается в том, что положительное отношение к обучению способствует созданию безопасного, доверительного и поддерживающего окружения в школе. Ученики, которые имеют положительное отношение к учебе, чувствуют себя уверенно и комфортно в школе, что создает благоприятные условия для их развития и достижений. С другой стороны, безопасная психологическая образовательная среда способствует формированию положительного отношения к обучению у младших школьников.

Какие исследования были проведены по отношению к обучению у младших школьников?

В современных исследованиях было выявлено, что отношение к обучению у младших школьников имеет важное значение для их успехов в учебе и личностного развития. Было показано, что положительное отношение к учению коррелирует с высокими результатами, мотивацией и саморегуляцией, а также с уровнем самооценки и удовлетворенности жизнью. Отрицательное отношение к обучению, напротив, связано с проблемами в учебной деятельности, низким уровнем мотивации и ухудшением эмоционального состояния ученика.

Какие условия способствуют формированию положительной мотивации к обучению у младших школьников?

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников зависит от нескольких условий. Важным фактором является создание безопасной и поддерживающей образовательной среды, где ученики чувствуют себя уверенно и комфортно. Также важно предоставлять ученикам возможность выбора, стимулировать их интересы и индивидуальные потребности, а также обеспечивать разнообразие учебных задач и активности. Взаимодействие с педагогами и родителями, мотивационная поддержка и поощрение также играют важную роль в формировании положительной мотивации у младших школьников.

Какое значение имеет отношение младших школьников к обучению?

Отношение младших школьников к обучению имеет большое значение, так как оно влияет на результаты их образования и развития. Отношение к обучению может быть положительным или отрицательным, а также может меняться в зависимости от различных факторов.

Какие условия помогают формированию положительной мотивации к обучению у младших школьников?

Для формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников необходимы определенные условия. Важными факторами являются понимание значимости учебной деятельности, поддержка со стороны родителей и учителей, интересные и разнообразные методы обучения.

Что означает понятие "безопасность образовательной среды"?

Понятие "безопасность образовательной среды" относится к обеспечению безопасности учащихся и персонала образовательных учреждений. Оно включает в себя защиту от физических, психологических, социальных и информационных угроз. Безопасность образовательной среды создается с помощью соответствующих правил, программ и мероприятий.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: отношение младших школьников к обучению имеет важное значение для их развития; формирование положительной мотивации к обучению требует определенных условий; безопасность образовательной среды является важным аспектом, который нужно учитывать для эффективности обучения и развития детей.

Чему посвящена глава 2 статьи?

Глава 2 статьи посвящена эмпирическому исследованию взаимосвязи между отношением к обучению младших школьников и психологической безопасностью образовательной среды. В рамках исследования были проведены наблюдения, опросы и анализ данных, чтобы выявить связь между этими двумя факторами.