Защита прав детей
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 03.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные понятия защиты прав детей и исторические аспекты их возникновения 6
1.1. Основные понятия защиты прав детей и исторические аспекты их возникновения 6
1.2. Обеспечение защиты прав детей 8
Глава 2. Защита личных неимущественных прав детей 10
2.1. Защита права ребенка жить и воспитываться в семье 10
2.2. Защита права ребенка на общение с родителями и другими родственниками 12
2.3. Защита права ребенка выражать свое мнение 14
2.4. Защита права ребенка на имя, отчество и фамилию. 14
Глава 3. Защита имущественных прав детей 16
3.1. Понятие имущества детей 16
3.2. Объекты имущественных прав детей 17
3.3. Защита имущества детей 19
Глава 4. Сравнительная характеристика национального и международного законодательства в сфере защиты прав детей 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
д.) и распространились на более широкие слои населения. Государства-участники Конвенции о правах ребенка в целях ее выполнения недвусмысленно берут на себя обязательство развивать международное сотрудничество между собой. Перечень направлений обеспечения прав ребенка, содержащийся в Конвенции и потребовавший принятия дальнейших мер на международном уровне в интересах детей, довольно широк. Что касается зарубежных стран, то они по-разному закрепляют в своих конституционных актах право на защиту детей. Например, в действующей Конституции Франции 1958 г. об этом не упоминается, однако в преамбуле Конституции Французской Республики от 27 октября 1946 г., являющейся наряду с Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. неотъемлемойчастью действующего основного закона страны, отмечается, что «нация обеспечивает индивиду и семье условия, необходимые для их развития. Она гарантирует всем, в особенности ребенку, матери ... охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг» [6, c. 202]. Текст данного правового акта также закрепляет гарантии равного доступа ребенка к образованию, профессиональному обучению и культуре. При этом на государство возложена обязанность по организации публичного бесплатного и светского образования всех ступеней. Следует отметить, что право на образование достаточно подробно регламентируется в большинстве конституционных актов стран Европы (например, Бельгии, Финляндии, Хорватии, ФРГ, Италии и др.). Так, установлена обязанность получения начального образования в основных законах Португалии, Македонии, Грузии, Кипра, всеобщего школьного образования – в Швеции, Венгрии, общего среднего – в Азербайджане, основного – в Латвии. Требование обязательного школьного образования также закреплено в Конституции США. Ряд государств (например, Италия, Греция) в своих основных законах закрепил нормы, регулирующие поддержку талантливых детей. Следует отметить, что в конституциях отдельных зарубежных стран содержится положение об осуществлении государством надзора в сфере образования. Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции ФРГ все школьное дело находится под надзором государства, в ст. 27 Конституции Испании регламентирована обязанность органов публичнойвласти утверждать и контролировать систему образования. В Австрии государство наделено конституционным правом осуществлять надзор за всей системой преподавания и воспитания (ст. 17). В Бразилии конституционно установлено полномочие публичной власти вести перепись учащихся в системе основного обучения и надзор вместе с родителями или ответственными лицами за посещением ими школы (§ 3 ст. 208). Существенным достижением отдельных зарубежных конституций, на наш взгляд, является закрепление норм о защите внебрачных детей и создании равноценных условий для их психического и физического развития наряду с детьми, рожденными в браке (ФРГ, Италия). Азиатские страны большое внимание уделяют вопросам подрастающего поколения и, соответственно, фиксируют в своих конституциях положения, обеспечивающие государственную поддержку в сфере образования, нравственного, физического развития детей, их защиту от жестокого обращения, защиту брака, семьи, материнства и детства (Китай, Филиппины). Особенностью Основного закона Филиппин можно считать тезис о том, что государство в равной степени защищает жизни матери и не рожденного младенца (ст. 12). Таким образом, краткий анализ конституционных актов ряда зарубежных стран выявил тенденцию к расширению круга закрепленных прав ребенка и гарантий их защиты. Большинство основных законов зарубежных государств претерпело значительные изменения в отношении регламентации прав ребенка, что связано, в первую очередь, с принятием и последующей ратификацией государствами международных правовых актов, закрепивших в современном обществе новую модель отношения к несовершеннолетним как к самостоятельным носителям прав и обязанностей.Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что основные законы зарубежных стран в разном объеме закрепляют конституционные права детей: одни из них лишь подразумевают их защиту, закрепляя общий перечень прав и свобод, другие ограничиваются формулировками относительно защиты семьи, материнства и детства, а также права на образование, третьи, более современные конституции, значительно расширили круг прав несовершеннолетних. Каждое государство закрепляет внутригосударственный механизм защиты прав ребенка. В Российской Федерации, например, существует институт Уполномоченного по защите прав ребенка. Вначале была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, в соответствии с принятием 26 февраля 1997 года Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Только 1 сентября 2009 года Указом Президента РФ № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» была введена соответствующая должность. Помимо закрепления правовых норм на федеральном уровне существует и региональный. Так, 11 ноября 2009 года депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, приняв соответствующий закон, дали старт развитию нового правового института – Уполномоченного по правам ребенка. Нормы, относящиеся к институту защиты прав ребенка, являются охранительными по своему виду, имеют производный характер. Первоначально необходимо регулятивными нормами установить соответствующие правила поведения, а затем их охранять. Положения российской Конституции, регулирующие правовой статус детей и их защиту, являются аналогичными нормам конституционных актов большинства зарубежных государств и в полной мере соответствуют международно- правовым актам в данной сфере. Представляется, что исследование мирового опыта конституционно- правового регулирования статуса ребенка необходимо для заимствования наиболее подходящих механизмов его осуществления в целях совершенствования российского законодательства. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведя настоящее исслдование, можно сделать следующие выводы.Защита прав детей государства должна быть выстроена на основе международных актов, так как интеграция права неизбежна на современном этапе. При этом государство должно учитывать собственную специфику в регулировании и охране различных правоотношений. Выстраиваемые инструменты должны быть как можно более эффективными, особенно по отношению к правам и интересам детей, их защите.В российской Конституции содержится достаточное количество положений, регулирующих рассматриваемую сферу, которые условно можно разделить на две группы. Первую группу образуют нормы, регламентирующие права и свободы человека и гражданина. Используя категории «все», «каждый», «гражданин», они в равной степени касаются как взрослых, так и детей, существенно повышая их социальную защиту. В ст. 43 Конституции РФ детально раскрывается право на получение образования, в том числе устанавливается обязательность получения детьми основного общего образования. Вторую группу составляют статьи, которые непосредственно регулируют права детей. Речь идет о положениях, устанавливающих, что детство (как и материнство и семья) находится под защитой государства (часть 1 статьи 38) и что забота о детях и их воспитание – равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38). Надо также сказать, что в Конституции РФ «судебная защита прав и свобод, защита материнства, детства и семьи со стороны государства, забота о детях и их воспитание, обязательность основного общего образования обозначены в качестве конституционных прав и обязанностей родителей». Таким образом, анализ конституционных норм показывает, что несовершеннолетнийобладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Важно отметить, что расторжение брака, признание его недействительным или раздельное проживание ни коим образом не влияют на права ребёнка.На практике происходит по-иному. Родители, поглащённые своими эмоциональными чувствами, игнорируют права общения ребёнка с другими родственниками, что является отрицательным моментом в воспитании ребёнка. Полноценное воспитание невозможно без общения, особенно если речь идет об общении с близкими людьми. Общение может и должно быть ограничено в случаях , когда оно угрожает воспитанию ребёнка и нарушает его интересы.Родители должны разумно относиться к складывющейся ситуации, пробывать договориться о порядке общения ребёнка. Приведём примеры судебной практики. Вжизнипроисходятситуации, когдавзрослыенемогутдоговориться, чтоприводитих в залсудебногозаседания.Правовая защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связана, прежде всего, с механизмами определения и толкования норм права по вопросам материального и жилищного обеспечения данных категорий лиц. При реализации мер защиты необходимо учитывать все конкретные обстоятельства, приведшие к нарушению данного права, в том числе спорные аспекты, и рассматривать их исходя из особенностей категории лиц. На международном уровне важное значение играет Декларация прав ребенка, принятая в Женеве в 1924 году на 50-ой Ассамблеи Лиги Наций. Значение принятого документа велико, так как он является первым, закрепившим права ребёнка. Женевская декларация прав ребёнка стала величайшим шагом в развитии международно-правовой защиты детей, хотя, безусловно, не являлась совершенным документом. Так, в ней не было определено понятие «ребенок», принципы, из которых декларация состоит, представляют собой не столько права ребенка, сколько обязанности взрослых по отношению к детям. Тем не менее, именно Женевская декларация заложила начала закрепления прав детей в международно-правовых актах и на её принципах строятся и современные документы, охраняющие права детей. Не умаляя значения положений международных актов, национальное законодательство должно гарантировать защиту прав детей, учитывая реалии конкретного государства. Следовательно, остается актуальной необходимость совершенствования существующих и создания новых эффективных как правовых, так и организационных механизмов, позволяющих гарантировать защиту прав детей от любого их нарушения.Таким образом на международном уровне закрепляется механизм защиты прав ребенка. Каждое государство закрепляет внутригосударственный механизм защиты прав ребенка. В Российской Федерации существует институт Уполномоченного по защите прав ребенка.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 ( с учетом с учетомпоправок, внесенныхЗаконами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Асамблеей ООН 20.11.1989) Вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. выпуск XLVI. 1993.Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – № 67. – 05.04.1995Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М. : Юридическая литература, 1990. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ // Российская газета. № 43-44. 04.03.1997.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон Рос. Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 23.12.1996. № 52. Ст. 5880.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 // Российская газета. № 166. 04.09.2009.Об Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге : Закон Санкт-Петербурга от 13.11.2009 № 528-98(ред. от 19.02.2014) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. № 29. 30.11.2009.Научная и учебная литератураБорисова Н. Е. Историко-теоретические основы «детского права» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 1(13). Бойцова С. В. Правовая защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Евразийское научное объединение. 2016. № 6(18). Том 2. Кривенький А. И. Защита прав несовершеннолетних нормами международного и национального частного права. // Обеспечение и защита прав ребёнка: международный опыт и российская практика: сборник научных статей по итогам круглого стола «Защита прав ребёнка», Москва, 16 октября 2015 / под общ. ред. Е. М. Павленко. – М.:. Права человека. 2016. Минаева М. М. Международные правовые стандарты защиты жизни ребенка до и после рождения / М. М. Минаева // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 6. Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка // Московский журнал международного права. 2009. № 1. Старовойтов О. М. Становление и развитие международной защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 5. Материалы судебной практикиОбзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями / Утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015): утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 // Бюллетень Верховного Суда. 2016 (извлечение). № 9, сентябрь.Решение Железногорского городского суда Курской области от 14.12.2016 по делу № 2-2301/2016 [электронный ресурс] : СадАкт [сайт] // URL: http://sudact.ru/regular/doc/2ZHlLmiVO1lf/ (дата обращения: 27.03.2017).ОпределенииеКолышлейского районного суда Пензинской области от 02.02.2017 по делу № 2-12/2017 [электронный ресурс] : СадАкт [сайт] // URL: http://sudact.ru/regular/doc/lTf4tqDOODlv/ (дата обращения 27.03.2017).Решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 07.03.2017 по делу № 2-385/2017 [электронный ресурс] : СадАкт [сайт] // URL: http://sudact.ru/regular/doc/69QGWVpagWgw/?regular-txt=общение+ребенка+с+бабушкой®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=®ular-doc_type=®ular-date_from=01.01.2016®ular-date_to=27.03.2017®ular-workflow_stage=10®ular-area=®ular-court=®ular-judge=&_=1490635789591&snippet_pos=866#snippet (дата обращения: 27.03.2017).Интернет-источникиУполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.rfdeti.ru (дата обращения : 23.03.2017).
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 ( с учетом с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Асамблеей ООН 20.11.1989) Вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. выпуск XLVI. 1993.
3. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – № 67. – 05.04.1995
4. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М. : Юридическая литература, 1990.
5. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ // Российская газета. № 43-44. 04.03.1997.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
8. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон Рос. Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 23.12.1996. № 52. Ст. 5880.
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
10. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 // Российская газета. № 166. 04.09.2009.
11. Об Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге : Закон Санкт-Петербурга от 13.11.2009 № 528-98 (ред. от 19.02.2014) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. № 29. 30.11.2009.
Научная и учебная литература
12. Борисова Н. Е. Историко-теоретические основы «детского права» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 1(13).
13. Бойцова С. В. Правовая защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Евразийское научное объединение. 2016. № 6(18). Том 2.
14. Кривенький А. И. Защита прав несовершеннолетних нормами международного и национального частного права. // Обеспечение и защита прав ребёнка: международный опыт и российская практика: сборник научных статей по итогам круглого стола «Защита прав ребёнка», Москва, 16 октября 2015 / под общ. ред. Е. М. Павленко. – М.:. Права человека. 2016.
15. Минаева М. М. Международные правовые стандарты защиты жизни ребенка до и после рождения / М. М. Минаева // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 6.
16. Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка // Московский журнал международного права. 2009. № 1.
17. Старовойтов О. М. Становление и развитие международной защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 5.
Материалы судебной практики
18. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями / Утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.
19. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015): утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 // Бюллетень Верховного Суда. 2016 (извлечение). № 9, сентябрь.
20. Решение Железногорского городского суда Курской области от 14.12.2016 по делу № 2-2301/2016 [электронный ресурс] : СадАкт [сайт] // URL: http://sudact.ru/regular/doc/2ZHlLmiVO1lf/ (дата обращения: 27.03.2017).
21. Определениие Колышлейского районного суда Пензинской области от 02.02.2017 по делу № 2-12/2017 [электронный ресурс] : СадАкт [сайт] // URL: http://sudact.ru/regular/doc/lTf4tqDOODlv/ (дата обращения 27.03.2017).
22. Решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 07.03.2017 по делу № 2-385/2017 [электронный ресурс] : СадАкт [сайт] // URL: http://sudact.ru/regular/doc/69QGWVpagWgw/?regular-txt=общение+ребенка+с+бабушкой®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=®ular-doc_type=®ular-date_from=01.01.2016®ular-date_to=27.03.2017®ular-workflow_stage=10®ular-area=®ular-court=®ular-judge=&_=1490635789591&snippet_pos=866#snippet (дата обращения: 27.03.2017).
Интернет-источники
23. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.rfdeti.ru (дата обращения : 23.03.2017).
Вопрос-ответ:
Какие основные понятия связаны с защитой прав детей?
Основные понятия, связанные с защитой прав детей, включают ребенка как субъекта прав, детство как особое состояние развития, и защиту детей от всех форм нарушений и эксплуатации.
Какие исторические аспекты связаны с возникновением защиты прав детей?
Исторически аспекты, связанные с возникновением защиты прав детей, включают эволюцию восприятия детства, появление детских прав в законодательстве различных стран и создание международных документов, направленных на защиту прав детей.
Как обеспечивается защита прав детей?
Защита прав детей обеспечивается через принятие соответствующих законодательных актов, создание специальных органов и учреждений для защиты детей, а также путем проведения информационных кампаний и программ, направленных на повышение осведомленности об их правах.
Как защищается право ребенка жить и воспитываться в семье?
Право ребенка жить и воспитываться в семье защищается путем предоставления соответствующей помощи и поддержки семьям, а также через меры предотвращения насилия и ребенком вредных условий в семье. В случае необходимости, ребенку могут быть предоставлены заменяющие семью меры попечения.
Как защищается право ребенка выражать свое мнение?
Право ребенка выражать свое мнение защищается через включение ребенка в процессы, связанные с его воспитанием и принятием решений, которые его касаются. Для этого создаются механизмы, позволяющие ребенку выразить свое мнение, включая слушание его мнения и учет его интересов при принятии решений.
Какие основные понятия связаны с защитой прав детей?
Основные понятия, связанные с защитой прав детей, включают в себя такие термины, как дети, права ребенка, защита прав детей и возникновение этой защиты.
Каким образом обеспечивается защита прав детей?
Защита прав детей осуществляется посредством принятия различных международных и национальных нормативных актов, создания специализированных органов и учреждений, а также проведения профилактических и реабилитационных мероприятий.
Как обеспечивается защита права ребенка жить и воспитываться в семье?
Защита права ребенка жить и воспитываться в семье осуществляется путем содействия семье в решении ее проблем, проведения социальных работ с родителями, а также создания центров помощи семье и учреждений для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Как обеспечивается защита права ребенка выражать свое мнение?
Защита права ребенка выражать свое мнение осуществляется путем создания условий для активного участия детей в принятии решений, проведения консультаций и слушаний, а также гарантирования свободы слова и выражения мнения без страха отмщения или дискриминации.