Государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: опыт Российской Федерации и Кыргызской Республики

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Финансы и кредит
  • 86 86 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 05.06.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Малое и среднее предпринимательство и его роль в экономике 6
1.1. Малое и среднее предпринимательство: критерии и особенности функционирования в Российской Федерации и Республике Кыргызстана 6
1.2. Анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Республике Кыргызстан 11
1.3. Проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства Российской Федерации и Республике Кыргызстан 21
2. Система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и Республике Кыргызстан 28
2.1. Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства: понятие, формы и направления в Российской Федерации 28
2.2. Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Кыргызстан 33
2.3. Совместный российско-кыргызский опыт поддержки малого и среднего предпринимательства 40
3. Оценка эффективности государственной финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Республике Кыргызстан 47
3.1. Целевые программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства и оценка эффективности их реализации на примере Новосибирской области 47
3.2. Возможность применения программного подхода при формировании государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Республике Кыргызстан 65
3.3. Пути повышения эффективности государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства 72
Заключения 83
Список использованных источников 86

Фрагмент для ознакомления

Каждое направление решений имеет определенную цель и подразумевает под собой решение конкретных задач, направленных на развитие малого бизнеса.

Таблица 10 - Направления и механизм решения проблем в рамках применения программного подхода при формировании государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Республике Кыргызстан
Проблем по теме работы Направления решения проблем Ведомства, уполномоченные на решение проблемы 1 2 3 Барьеры институциональной среды Предоставление финансовой поддержки малым формам бизнеса региона.
Оказание имущественной поддержки малым формам бизнеса Кыргызстана.
Информационная и консультационная поддержка малым формам бизнеса Кыргызстана.
Расширение деловых возможностей малым формам бизнеса Кыргызстана.
Развитие системы взаимодействия органов власти Кыргызстана с субъектами малого предпринимательства. Республиканские власти Органичность доступа к ресурсам организация финансовых кооперативов;
формирование системы региональных гарантий;
мониторинг использования грантов и субсидий Республиканские власти Низкая эффективность бизнес-процессов СМСП - создание инфраструктуры бизнес -консультаций;
развитие;
на оптимизацию производства и выведение из структуры предприятий в рамках мер по поддержке и развитию малого бизнеса в регионе однотипных мощностей, их перевод в новые, специально создаваемые на основе партнерства (кооперации);
на расширение возможностей производственной взаимосвязей и субконтрактинга кооперативного взаимодействия мер малого бизнеса в регионе;
на поддержку формирования рынка субконтрактации и организации кооперативного взаимодействия малых фирм с крупными предприятиями. Республиканские власти
Таким образом, чтобы решить проблемы развития и поддержки необходимо: формирование и широкое применение инструментов активизации роста бизнеса в форме поддержки динамичного развития малых предприятий на разных этапах жизненного цикла; развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности для минимизации рисков коррупционных отношений и «теневых» форм деятельности; реализация программы продвижения и пропаганды предпринимательской деятельности среди населения; расширение целевых программ и проектов поддержки молодежного предпринимательства; обобщение, анализ и тиражирование лучших практик поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
Для реализации потенциала и нивелирования недостатков развития малого бизнеса предлагается реализовать городскую программу развития малого бизнеса Кыргызстана.
Цели и задачи проекта программы развития малого бизнеса Кыргызстана представлены на рисунке 12.

Рисунок 12- Дерево целей и задач, проекта программы развития малого бизнеса Кыргызстана на 2017-2019 гг.

Основной целью проекта программы развития малого бизнеса Кыргызстана является развитие институциональный среды развития малого бизнеса Кыргызстана и оказание целевой поддержке развитию значимых для Кыргызстана субъектов малого и среднего предпринимательства.
Даная цель достигается комплексным решением следующих задач программы развития малого бизнеса Кыргызстана:
оптимизация институциональной системы поддержки и обеспечение условий развития СМСП в качестве одного из источников формирования бюджета Кыргызстана;
совершенствование инфраструктуры поддержки СМСП Кыргызстана;
осуществление системного институционального подхода к решению проблем развития СМСП Кыргызстана;
обеспечение эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления, органами государственной власти, СМСП Кыргызстана их коллективных представителей - общественными объединениями предпринимателей, организациями, образующими инфраструктуру поддержки СМСП, общественностью Кыргызстана;
повышение оперативности и доступности информационной и консультационной поддержки СМСП Кыргызстана по широкому спектру вопросов ведения бизнеса;
формирование положительного имиджа СМСП Кыргызстана;
повышение адрестности и эффективности системы финансовой поддержки СМСП.
Для финансового обеспечения проекта планируется использование бюджетных средств различного уровня. Перечень государственных программ и государственных программ субъекта в сфере завитая и поддержки СМСП интересен с точки зрения приоритетных направлений государственной политики применительно к проблемам Кыргызстана, которые дают возможность получить дополнительные финансовые ресурсы на их решение.
Таким образом, «точки соприкосновения» программ разных уровней (федерального, регионального, муниципального) определяют план финансирования, - бюджетов, в расходной части которых содержатся единые направления расходов в рамках определенной целевой статьи бюджета. [25]
В таблицах 11 и 12 представлен План финансового обеспечения проекта программы развития малого бизнеса Кыргызстана.
Структура финансового обеспечения проекта программы развития малого бизнеса Кыргызстана по источникам представлена в таблице 12.


Таблица 11 – Финансовые ресурсы обеспечения проекта программы развития малого бизнеса Кыргызстана, тыс.сом.
 
Статус Наименование Исполнители 2017 2018 2019 Итого Городская программа Развитие и поддержка СМПС Кыргызстана всего 1540000 1548000 1530000 4618000 Основное мероприятие 1.1. Развитие институциональной среды СМПС администрации 184800 185760 183600 554160 Основное мероприятие 1.2. Развитие кооперативных связей между субъектами малого бизнеса в форме сети промышленных центров администрации 308000 309600 306000 923600 Основное мероприятие 1.3. Развитием деятельности СМСП в социально значимых сферах Кыргызстана. администрации 385000 387000 382500 1154500 Основное мероприятие 1.4. Информационная поддержка СМСП на основе концепции «облачной инфраструктуры» администрации 154000 154800 153000 461800 Основное мероприятие 1.5. Финансовая поддержка СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП администрации 508200 510840 504900 1523940
Источник: разработано автором
Таблица 12 - Прогнозная оценка структуры источников финансирования реализации проекта программы развития малого бизнеса Кыргызстана, тыс. сом.
 Статус Наименование Исполнители 2017 2018 2019 Итого Республиканская программа Развитие и поддержка СМПС Кыргызстана Всего 1540000 1548000 1530000 4618000 Муниципальный бюджет 770000 851400 688500 2309900 Областной бюджет 385000 387000 382500 1154500 Республиканский бюджет 385000 309600 459000 1153600 Прочие 0,00 0,00 0,00 0,00 Основное мероприятие 1.1. Развитие институциональной среды СМПС Кыргызстана
Всего 184800 185760 183600 554160 Муниципальный бюджет 92400 102168 82620 277188 Областной бюджет 46200 46440 45900 138540 Республиканский бюджет 46200 37152 55080 138432 Прочие 0,00 0,00 0,00 0,00 Основное мероприятие 1.2. Развитие кооперативных связей между субъектами малого бизнеса в форме сети промышленных центров
Всего 308000 309600 306000 923600 Муниципальный бюджет 154000 170280 137700 461980 Областной бюджет 77000 77400 76500 230900 Республиканский бюджет 77000 61920 91800 230720 Прочие 0,00 0,00 0,00 0,00 Основное мероприятие 1.3. Развитием деятельности СМСП в социально значимых сферах Кыргызстана. Всего 385000 387000 382500 1154500 Муниципальный бюджет 192500 212850 172125 577475 Областной бюджет 96250 96750 95625 288625 Республиканский бюджет 96250 77400 114750 288400 Прочие 192500 212850 172125 577475  Основное мероприятие 1.4 Информационная поддержка СМСП на основе концепции «облачной инфраструктуры» Всего 154000 154800 153000 461800 Муниципальный бюджет 154000 154800 153000 461800 Областной бюджет 0,00 0,00 0,00 0,00 Республиканский бюджет 0,00 0,00 0,00 0,00 Прочие 0,00 0,00 0,00 0,00 Основное мероприятие 1.5 Финансовая поддержка СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП Всего 508200 510840 504900 1523940 Муниципальный бюджет 0,00 0,00 0,00 0,00 Областной бюджет 254100 306504 328185 888789 Республиканский бюджет 254100 204336 176715 635151 Прочие 0,00 0,00 0,00 0,00
Источник: разработано автором

В качестве критериев достижения целей сформирует систему индикаторов, приведенную в таблице 13.
Таблица 13. Критерии достижения целей проекта программы развития малого бизнеса Кыргызстана
№ Индикатор Ед.изм 2017 2018 2019 1. Количество субъектов СМСП в расчете на 10000 человек населения ед. 477,9 486,5 495,3 2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) СМСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций % 44,1 46,3 48,8 3. Объем налоговых поступлений от СМСП в бюджет Кыргызстана  млн. руб. 990,0 1000,0 1010,0 Непосредственный результат
          1. Рост оценки благоприятности институциональной среды СМПС
%. 10 10 10 2. Создание сети промышленных центров ед. 1 2 4 3 Рост СМСП в социально значимых сферах Кыргызстана. ед. 50 60 65 4 Реализация проектов в области информационной поддержка СМСП на основе концепции «облачной инфраструктуры» ед. 10 12 14 5 Финансовая поддержка СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП руб. 5082000 5108400 5049000
Источник: разработано автором

Таким образом, разработанный проект программы развития малого бизнеса Кыргызстана будет:
Использовать ресурсы всех уровней.
Направлен на решение системных задач развития СМПС.
Опирается на современные тенденции технологий информационной и консультационной поддержки СМПС.
Расширит деловых возможностей малым формам бизнеса.
Оптимизирует институциональную среду СМПС.

3.3. Пути повышения эффективности государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства

Основными мероприятиями по совершенствованию регулирования развития малого предпринимательство и модернизации текущей государственной политики по развитию малого и предпринимательства могут стать следующие: формирование и широкое применение инструментов активизации роста бизнеса в форме поддержки динамичного развития малых предприятий на разных этапах жизненного цикла; развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности для минимизации рисков коррупционных отношений и «теневых» форм деятельности; реализация программы продвижения и пропаганды предпринимательской деятельности среди населения; расширение целевых программ и проектов поддержки молодежного предпринимательства; обобщение, анализ и тиражирование лучших практик поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях (рис. 13).
Использование успешного Российского и зарубежного опыта в области совершенствование способов и методов институционального механизма государственного регулирования малого бизнеса региона предполагает широкое использование как рыночных, так и административно- распорядительных методов государственного и муниципального управления.

Рисунок 13 – Основные мероприятия по совершенствованию регулирования развития малого предпринимательства и модернизации текущей государственной политики по развитию малого и предпринимательства
Приоритетными направлениями совершенствования способов и методов институционального механизма государственного регулирования малого бизнеса региона должны стать:
создание нормативно-правовой базы, дальнейшее развитие правовой системы налоговых мер по поддержке и развитию малого бизнеса в России;
создание стимулов для рыночной интеграции и кооперации производящих, перерабатывающих и торговых малых предприятий, формирование вертикально-интегрированной системы кооперации малого бизнеса в сфере переработки и сбыта продукции, ее правовое обеспечение;
совершенствование кредитно-финансовой системы, развитие льготного налогообложения в рамках мер по поддержке и развитию малого бизнеса в России, использование рычагов денежно-кредитной, антимонопольной политики;
содействие действенной инвестиционной деятельности малого бизнеса в России;
совершенствование экономических условий материально-технического обеспечения малого бизнеса в России как товаропроизводителя, лизинг техники и недвижимости;
формирование развитой социальной и инженерной инфраструктуры по поддержке и развитию малого бизнеса в России;
контроль рисков коррупционных отношений со стороны федеральных, региональных органов власти (рис. 14).
Совершенствование экономического механизма в рамках развития способов и методов институционального механизма государственного регулирования малого бизнеса необходимо для повышения экономической эффективности малого бизнеса. Роста инвестиционной активности и притока финансовых ресурсов, осуществления высокоэффективных инвестиционных проектов, технического обновления малого бизнеса, ускоренного развития информационной и производственной инфраструктуры, для решения демографических проблем и подготовки кадров для малого бизнеса.


Рисунок 14 - Приоритетные направления совершенствования способов и методов институционального механизма государственного регулирования малого бизнеса

Альтернативным вариантом построения системы кредитования поддержки и развития малого бизнеса должно стать развитие кредитных и страховых кооперативов, так как сейчас на покрытие части затрат по уплате процентов по кредитам, взятым в коммерческих кредитных организациях уходит около половины господдержки малого бизнеса и так как кредиторская задолженность растет, то данная мера является одной из приоритетных.
Для комплекса мер по поддержке и развитию малого бизнеса разносторонность действия государственной поддержки определяет необходимость его совершенствования и поиска абсолютно новых подходов к развитию.
Муниципальный уровень совершенствования мер по поддержке и развитию малого бизнеса в России решает задачи развития по следующим основным направлениям:
наращивание ресурсного потенциала в муниципальном хозяйстве и перерабатывающих секторах экономии территории;
проведение структурной реформы за счет роста приоритетной поддержки высокотехнологичных и конкурентоспособных производств малого бизнеса в России;
развитие социальной инфраструктуры в сельской местности имеющих приоритетное значение для развития малого бизнеса в АПК;
формирование действенного механизма государственной поддержки мер по поддержке и развитию малого бизнеса на основании выборочного подхода (рис. 15).

Рисунок 15 - Приоритетные направления совершенствования мер по поддержке и развитию малого бизнеса

Все вместе меры по поддержке и развитию малого бизнеса в России позволяют формирования высокоэффективного комплекса малого бизнеса и подъема уровня благосостояния населения.
В качестве рекомендация следует отметить, что важнейшим направлением развития малого бизнеса в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.) является совершенствование и дальнейшее развитие эффективных кластеров в региональной экономике (электротехническая и светотехническая промышленность, промышленность строительных материалов, агропромышленный сектор и др.), а также других традиционных производств.
Дальнейшее развитие должны получить транспортно-логистический и энергетический комплексы, обеспечивающие развитие малого бизнеса в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.). В рамках действующих кластеров необходимо продолжить модернизацию действующих предприятий на инновационной основе и создание новых производств.
Так же перспективным наращением для малого бизнеса можно считать развития кооперативного взаимодействия. В рамках кооперативного взаимодействия механизм субконтрактации можно применять малыми субъектами бизнеса для развития собственного производства.
Субконтрактация как форма кооперативного взаимодействия в рамках мер по поддержке и развитию малого бизнеса Кыргызстана (субконтрактинг) - это разновидность делового партнерства, предполагающая размещение крупным предприятием (контрактором) на основе заключаемого контракта заказа для малых предприятий (субконтракторов - исполнителей) на выполнение инновационного процесса либо его части.
При этом контрактор часто за собственный счет на предприятиях-субконтракторах осуществляет внедрение и сертификацию систем управления качеством, информационной и других, необходимых для выполнения заказа, а также может предоставлять нужное оборудование и производственные площади.
В рамках комплекса мер по поддержке и развитию малого бизнеса Кыргызстана такая форма кооперативного взаимодействия фирм в наибольшей степени позволяет развивать отношения сотрудничества. Субконтракторы в рамках кооперативного взаимодействия как меры по поддержке и развитию импортозамещения малого бизнеса Кыргызстана получают возможность: обеспечивать загрузку производственных мощностей; добиваться высокого уровня производительности труда; снижать свои издержки.
Для конктрактора –контрактация в рамках кооперативного взаимодействия выгодна в следующих случаях: при недостатке собственных производственных мощностей; когда производство нуждается в более высокой специализации, чем сложившаяся на крупном предприятии; если необходимый объем производства недостаточно велик; когда требуется проникновение на рынок малыми партиями, без создания сбытовых структур; когда сложная структура предприятия не позволяет быстро и с небольшими затратами адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры.
Субконтрактация как эффективная мера по поддержке и развитию малого бизнеса Кыргызстана в современных условиях наиболее актуально и востребована. Во многом это объясняется существующей организационно- экономической структурой организаций. Например, типичное машиностроительное предприятие является универсальным производством, имеющим все необходимые технологические процессы для выпуска готовой продукции.
Доля потребления сторонней промышленной продукции очень низка. Практически все детали и процессы производства выполняются в рамках этого самодостаточного предприятия. На предприятии имеются заготовительные и вспомогательные производства, необходимые для обеспечения выпуска конечной профильной продукции. Лишь производство отдельных, специфических, видов сложных или фондоемких комплектующих, оснастки отраслевого применения выделяется на немногочисленные специализированные предприятия.
Явным недостатком такого универсализма является низкая эффективность производства, поскольку значительная часть средств и ресурсов отвлекается на содержание вспомогательных мощностей. По этой причине освоение новых образцов продукции требует значительно больше времени и капитальных вложений, обусловливает и отмеченную высокую ресурсоемкость организаций и их низкую конкурентоспособность.
Привлечение малого бизнеса Кыргызстана может решить данную проблему.
В новых условиях необходимо продолжать повышение конкурентоспособности продукции малого бизнеса Кыргызстана в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.) на основе внедрения новых технологий, стимулирования НИОКР, снижения себестоимости продукции за счет роста производительности труда, энерго- и ресурсосбережения.
Со стороны властей можно предложить к реализации, следующие комплекс мер по повышению малого бизнеса в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.).
Мероприятие 1: стратегические и тактические аспекты управления развитием малого бизнеса.
Цель данного направления – обеспечение планомерного развития малого бизнеса Кыргызстана в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.) .
Предлагаемые меры:
разработка ориентиров, стратегий и программ повышения эффективности развития малого бизнеса Кыргызстана в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.) ;
разработка перечня конкретных проектов и мероприятий, способствующих созданию условий и инфраструктуры для повышения эффективности развития малого бизнеса Кыргызстана в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.) ;
создание механизмов, направленных на повышение заинтересованности региональных и муниципальных органов власти в повышения эффективности развития малого бизнеса Кыргызстана в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.);
повышение эффективности взаимодействия федеральных, региональных органов власти и субъектов МСП.
Среди конкретных инструментов данного направления решения проблем выделим создание долгосрочной стратегии развития малого бизнеса Кыргызстана в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.) на региональном уровне.
Мероприятие 2: создание системы анализа уровня малого бизнеса Кыргызстана в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.) и эффективности применяемых мер.
Цель данного направления – создание возможности качественного мониторинга развития малого бизнеса Кыргызстана в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.).
Предлагаемые меры:
совершенствование системы статистического учета участия МСП в экономики и показателей их деятельности;
проведение анкетных опросов предпринимателей по вопросам повышения эффективности развития малого бизнеса Кыргызстана в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.);
разработка финансовых, экономических и социальных показателей и критериев оценки уровня малого бизнеса;
разработка показателей и критериев оценки эффективности реализуемых программ и мер государственной поддержки участия МСП в импортозамещении и государственных заказах.
Мероприятие 3: снижение административных барьеров участия МСП в импортозамещении в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.).
Цель данного направления – улучшение условий участия МСП в импортозамещении продукции в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.).
Предлагаемые меры:
разработка четких и однозначных процедур и алгоритмов взаимодействия МСП с административными и контролирующими структурами в рамках программ импортозамещения;
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей упрощение процедуры регистрации, лицензирования предприятий, получения разрешений, отчетности и налогообложения предпринимателей на принципах «единого окна»;
создание условий для устранения коррупции в данной сфере деятельности властей.
Мероприятие 4: совершенствование механизмов обеспечения участия МСП в программах импортозамещения промышленной продукции необходимыми ресурсами.
Цель данного направления – улучшение обеспечения субъектов МСП необходимыми ресурсами.
Предлагаемые меры:
совершенствование механизмов получения финансовой поддержки, льготного кредитования и лизинга для субъектов МСП участвующих в импортозамещении промышленной продукции в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.) под гарантии властей;
обеспечение доступности инновационных технологий, оборудования и материалов для субъектов МСП участвующих в импортозамещении промышленной продукции в среднесрочной перспективе (2017-2020 гг.).
Таим образом, анализ практики Новосибирской области показывает эффективность применения программного подхода при формировании государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
Основываясь на результатах проведенного анализа можно предложить следующие основные направления применения программного подхода при формировании государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Республике Кыргызстан:
1) стабилизация законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора малых форм бизнеса.
2) повышения доступности к источникам финансирования деятельности малых форм бизнеса.
3) снижение уровня административных барьеров малых форм бизнеса.
4) оптимизация нахождения рынков сбыта продукции малых форм бизнеса.
Каждое направление решений имеет определенную цель и подразумевает под собой решение конкретных задач, направленных на развитие малого бизнеса.
Разработанный проект программы развития малого бизнеса Кыргызстана будет:
Использовать ресурсы всех уровней.
Направлен на решение системных задач развития СМПС.
Опирается на современные тенденции технологий информационной и консультационной поддержки СМПС.
Расширит деловых возможностей малым формам бизнеса.
Оптимизирует институциональную среду СМПС.

Заключения

Теоретические выводы проведённого исследования:
Как показало исследование сейчас по-прежнему остается много проблем препятствующих развитию малых форм бизнеса. Экономический кризис, послужил своего рода ускорителем государственного регулирования развития малого сектора экономики. Ведь многие люди потеряли свою работу и вынуждены били начинать свое дело. Как правило, начинающие бизнесмены предпочитают открывать магазины или небольшие мастерские.
Малый бизнес в России и Кыргызстана в основном направлен на оказание услуг населению. Наибольшей популярностью, на сегодняшний день, пользуются автомастерские, торговля массовыми продуктами, турдеятельность. Функционирование малых форм предпринимательства на рынке, быстрое реагирование на изменение рынка, активное взаимодействие с потребителем, узкая специализация деятельности, низкая начальная капиталоемкость и фондоемкость бизнеса - данные факторы повышают значение развития малых форм предпринимательства.
Специфика малых форм предпринимательства заключается в том, что: средняя численность работников до 100 человек; в уставном капитале доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций не превышает 25 процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов. Суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов; порог выручки без учета НДС составляет малых предприятий - 800 млн. рублей.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации и предприятия, осуществляющие экономическую деятельность с объемом валовой выручки, не превышающей в год регистрационного порога по налогу на добавленную стоимость, предусмотренного НК Кыргызской Республики, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней (малые предприятия)
Малый бизнес обладает целым рядом достоинств - это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки, а так же дух инициативы, предприимчивость и динамизм.
В современных экономических условиях развитие социально-экономических систем, одними из которых являются малый бизнес, носит циклический характер, что предполагает наличие как периодов подъема, так кризиса. Присущие современной экономике динамизм, неопределенность, риск и многофакторность усиливают необходимость эффективного развития среды предприятий малых форм бизнеса.
Практические выводы проведённого исследования:
Основываясь на результатах проведенного анализа можно предложить следующие основные направления развития институциональной среды малых форм бизнеса:
1) стабилизация законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора малых форм бизнеса.
2) повышения доступности к источникам финансирования деятельности малых форм бизнеса.
3) снижение уровня административных барьеров малых форм бизнеса.
4) оптимизация нахождения рынков сбыта продукции малых форм бизнеса.
Каждое направление решений имеет определенную цель и подразумевает под собой решение конкретных задач, направленных на развитие малого бизнеса.
Анализ практики Новосибирской области показывает эффективность применения программного подхода при формировании государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
Основываясь на результатах проведенного анализа можно предложить следующие основные направления применения программного подхода при формировании государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Республике Кыргызстан:
1) стабилизация законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора малых форм бизнеса.
2) повышения доступности к источникам финансирования деятельности малых форм бизнеса.
3) снижение уровня административных барьеров малых форм бизнеса.
4) оптимизация нахождения рынков сбыта продукции малых форм бизнеса.
Каждое направление решений имеет определенную цель и подразумевает под собой решение конкретных задач, направленных на развитие малого бизнеса.
Разработанный проект программы развития малого бизнеса Кыргызстана будет:
Использовать ресурсы всех уровней.
Направлен на решение системных задач развития СМПС.
Опирается на современные тенденции технологий информационной и консультационной поддержки СМПС.
Расширит деловых возможностей малым формам бизнеса.
Оптимизирует институциональную среду СМПС.
Научная и практическая ценность результатов исследования:
Проведен анализ развития и поддержки малого бизнеса России и Кыргыстана и предложены направления дальнейшего развития.
Социально-экономический эффект результатов исследования: повышения уровня экономической активности, увеличение налоговых поступлений, снижение безработицы и социальной напряженности.
Соотнесение результатов исследования с общей целью и поставленными во введении задачами:
Таким образом, поставные цели во введение решений, а цель достигнута.

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации (в ред. 2009 г.) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
«О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
Агеев С.В. Приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 18. - С.62-66.
Александрин Ю.Н. Инновационная экономика и институциональная среда малого предпринимательства // Россия и совр. мир. - 2011. - N 4. - С.101-113.
Алещенко В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики // ЭКО. - 2014. - N 11. - С.132-141.
Алдошин С. Отечественные ноу-хау: время надежд / Беседовала Е.Сидорова // Наука в России. - 2013. - N 2. - С.17-20.
Алехина О. Управление промышленным предприятием: стратегический и оперативный аспекты / О.Алехина, Ф.Удалов, Д.Губанов // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 3. - С.82-88.
Басарева В.Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. - 295с.
Басарева В.Г. Государственное управление малым бизнесом: от задач до реализации // ЭКО. - 2014. - N 12. - С.126-136.
Бегимкулов М.Ш. – Особенности развития предпринимательства в Кыргызстане // Экономика. Бишкек. - №4(22).-С.65-71.
Бурлуцкая Ю. А. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 436-439.
Бобылева, А.З. Управление в условиях неустойчивости финансово-экономической системы. Стратегия и инструменты / А.З. Бобылева – М. : Издательство Московского Университета, 2011. – 224с.
Болтрукевич В. Менеджмент, каким он должен быть // Business excellence = Деловое совершенство. - 2014. - N 1. - С.28-31.
Борзенков Р. Малый бизнес в современной России // Общество и экономика. - 2012. - N 6. - С.133-157.
Брялина Г.И. Инновационные возможности российского малого бизнеса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2014. - N 1. - C.85-96.
Виленский А.В. Возможности оценки результатов поддержки российского малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровне // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 17. - C.8.
Виленский А.В. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы экономики. - 2011. - N 6. - С.149-155.
Вихорева О.М. Малый инновационный бизнес в российской экономике / О.М.Вихорева, К.С.Инструментов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2011. - N 5. - С.27-40.
Волкова И. А., Попова А. Ю. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S4. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76051.htm.
Гасникова С.Ю. Роль и значение малого предпринимательства в социально-экономическом развитии// Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы III Всерос.науч.-практ.конф. –Нижневартовск, 2014. –С. 115–117.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. URL: http://www.pravoforyou.ru/statiy/gospodderzka-malogo-biznessa.html
Государственное и муниципальное развитие: учебник: в 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2011. 215 с.
Глинский В.В. О государственном регулировании малого предпринимательства в России / В.В.Глинский, Л.К.Серга // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 19. - С.2-8.
Девяткова О.И. Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления / О.И.Девяткова, А.Е.Коровина // ЭКО. - 2011. - N 8. - С.127-131.
Дубынина А.В. Малый бизнес на инновационном рынке // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 29. - С.26-32.
Захарченко А.А. Формирование и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Муницип. экономика. - 2011. - N 3. - С.2-13.
Золотов А. Позитивная реинтеграция как способ развития малого и среднего предпринимательства / А.Золотов, М.Муханов // Вопросы экономики. - 2012. - N 6. - С.83-88.
Игнатова И.В. Региональный аспект развития малого бизнеса // Россия и совр. мир. - 2011. - N 4. - С.114-121.
Канцеров Р.А. Методы оценки потенциала малых предприятий / Р.А.Канцеров, К.Т.Гедиев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 10. - С.18-23.
Климова Н.В. Малый бизнес в России: государственная поддержка или разорение? // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 31. - С.49-55.
Козаченко А. В., Ляшенко А. Н., Ладыко И. Ю. и др. Управление крупным предприятием: Монография. – М.: Либра, 2012.
Кононкова Н. Малый бизнес как источник экономического роста / Н.Кононкова, С.Ширяева // Пробл. теории и практики управл. - 2014. - N 9. - С.114-119.
Коряков А.Г. Анализ условий устойчивого развития организаций в контексте инновационной экономики / А.Г.Коряков, А.А.Логинов, В.В.Тумин // Микроэкономика. - 2013. - N 6. - С.60-63.
Крюков С.П. Финансирование малого бизнеса в посткризисный период // Деньги и кредит. - 2011. - N 5. - С.24-26.
Кутузов А. Управление проектами - это профессия // Business excellence = Деловое совершенство. - 2013. - N 2. - С.20-24.
Лоссан А. "Малыши" на госслужбе // Коммерсантъ-Деньги. - 2013. - N 42. - С.52-53.
Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 495 с
Мильнер Б. Малый бизнес: проблемы организации и управления / Б.Мильнер, Т.Орлова // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 4. - С.18-30.
Микроэкономика: практический подход (Managerial Ekonomics): Учебник.- М.: КНОРУС, 2014.- 218 с.
Официальный сайт Министерство Юстиции Кыргызской Республики, Раздел: нормативные правовые акты, Закон КР от 25 мая 2007 г. №73 “О государственной поддержке малого предпринимательства”http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202106
Официальный сайт Акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства». Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 г.. –URL: http://www.mspbank.ru/userfiles/files/MSP_SIO_2015_15-06.pdf
Официальный сайт Росстат (Электронный ресурс( URL: http://www.gks.ru/
Официальный сайт Опора России Итоги Форсайт-проекта «Развитие МСП до 2020–2040 гг. (Электронный ресурс( URL:http://opora.ru/analysis/research/#collapsed/21210/
Официальный сайт Правительства Новосибирской области (Электронный ресурс( URL: http://www.msp.nso.ru/page/171
Неволина О.В. Влияние макроэкономических факторов на устойчивое развитие малого предпринимательства // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 8. - С.33-37.
Пиньковецкая Ю.С. Развитие малого и среднего предпринимательства в России, Евросоюзе и США // Россия и совр. мир. - 2013. - N 2. - С.127-137.
Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы / С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011.
Плотников В. Малый и средний бизнес - экономический катализатор развития российского села // Нац. проекты. - 2011. - N 11/12. - С.26-28.
Погодина А.С. Развитие малого гостиничного бизнеса в стохастической региональной рыночной среде // Инновации. - 2011. - N 5. - С.97-101.
Сажин А.А. Механизмы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности малых предприятий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2013. - N 2. - С.136-146.
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. -  M., 2015. – 96 с.
Эргешбаев У.Ж. – Проблемы внешней трудовой миграции населения Кыргызстана // Проблемы социально-демографического развития государств Таможенного союза: материалы международной научной конференции. –М.: ИСПИ РАН, 2015. –С. 166-171.













2



Малые предприятия

Коммерческие

Некоммерческие

Акционерные общества

Кооперативные формы

Индивидуальные предприниматели

Общества с ограниченной ответственностью

Анализ социально-экономического положения территории

Формирование стратегического видения развития сферы и отбор наиболее важных и настоятельных, кризисных проблем жизнедеятельности территории

Формулирование главной цели, подцелей и задач программы, ранжированных по значимости и сроку, направленных на решение выявленных проблем и достижение стратегических целей

Разработка вариантов программных мероприятий и проектных работ, выполнение которых необходимо для достижения задач, целей и подцелей; подключение инвестиционных проектов

Определение необходимых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и их источников, минимизация затрат

Выбор программных мероприятий и проектных работ, определение их исполнителей, в том числе на конкурсной основе, формирование программы и ее утверждение

Исполнение, мониторинг и контроль исполнения программы

Анализ и регулирование (возможно и досрочное прекращение программы)

Отчет о выполнении программы

Государственно-
частное
партнерство


Финансовая
поддержка


Системность финансирования МСП

Стабильность
и
преемственность


Ускоренное
развитие экспорта

Направления

Формы господдержки

Прямая
субсидии и дотации;
субсидии на производство и материально-технические ресурсы;
субсидирование процентной ставки по кредитам;
субсидии на компенсацию части затрат производителей на страхование;
субсидии на затраты капитального характера и др.

Косвенная
особые экономические зоны;
льготное налогообложение;
госзакупки и госзаказ;
закупочные и товарные интервенции;
защита экономических интересов местных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности и др.


Опосредованная
реализация различных программ,
участие в деятельности отраслевых союзов;
реализация программ регионального развития и содействия развития определенным сферам;
реализация программ подготовки и закрепления молодых специалистов на территории и др.

Повышение качества жизни населения Кыргызстана

Повышение уровня реализации социально – экономического потенциала развития Кыргызстана

Развитие и поддержка СМСП Кыргызстана

оптимизация институциональной системы поддержки и обеспечение условий развития

совершенствование инфраструктуры поддержки

осуществление системного институционального подхода

обеспечение эффективного взаимодействия

повышение оперативности и доступности информационной и консультационной поддержки

формирование положительного имиджа

повышение адрестности и эффективности системы финансовой поддержки

Развитие институциональной среды

формирование и широкое применение инструментов активизации роста бизнеса в форме поддержки динамичного развития малых предприятий на разных этапах жизненного цикла

развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности для минимизации рисков коррупционных отношений и «теневых» форм деятельности

реализация программы продвижения и пропаганды предпринимательской деятельности среди населения

расширение целевых программ и проектов поддержки молодежного предпринимательства

обобщение, анализ и тиражирование лучших практик поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях

контроль рисков коррупционных отношений со стороны федеральных, региональных органов власти

совершенствование кредитно-финансовой системы, развитие льготного налогообложения в рамках мер по поддержке и развитию малого бизнеса в Рязанском регионе, использование рычагов денежно-кредитной, антимонопольной политики

формирование развитой социальной и инженерной инфраструктуры по поддержке и развитию малого бизнеса

содействие действенной инвестиционной деятельности малого бизнеса

создание стимулов для рыночной интеграции и кооперации производящих, перерабатывающих и торговых малых предприятий округа, формирование вертикально-интегрированной системы кооперации малого бизнеса в сфере переработки и сбыта продукции, ее правовое обеспечение

создание нормативно-правовой базы, дальнейшее развитие правовой системы налоговых мер по поддержке и развитию малого бизнеса

Направления совершенствования

Развитие на муниципальном уровне

наращивание ресурсного потенциала в муниципальном хозяйстве и перерабатывающих секторах экономии территории

проведение структурной реформы за счет роста приоритетной поддержки высокотехнологичных и конкурентоспособных производств малого бизнеса

формирование действенного механизма государственной поддержки мер по поддержке и развитию малого бизнеса в России на основании выборочного подхода.


развитие социальной инфраструктуры в сельской местности имеющих приоритетное значение для развития малого бизнеса в АПК

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (в ред. 2009 г.) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
3. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
4. Агеев С.В. Приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 18. - С.62-66.
5. Александрин Ю.Н. Инновационная экономика и институциональная среда малого предпринимательства // Россия и совр. мир. - 2011. - N 4. - С.101-113.
6. Алещенко В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики // ЭКО. - 2014. - N 11. - С.132-141.
7. Алдошин С. Отечественные ноу-хау: время надежд / Беседовала Е.Сидорова // Наука в России. - 2013. - N 2. - С.17-20.
8. Алехина О. Управление промышленным предприятием: стратегический и оперативный аспекты / О.Алехина, Ф.Удалов, Д.Губанов // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 3. - С.82-88.
9. Басарева В.Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. - 295с.
10. Басарева В.Г. Государственное управление малым бизнесом: от задач до реализации // ЭКО. - 2014. - N 12. - С.126-136.
11. Бегимкулов М.Ш. – Особенности развития предпринимательства в Кыргызстане // Экономика. Бишкек. - №4(22).-С.65-71.
12. Бурлуцкая Ю. А. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 436-439.
13. Бобылева, А.З. Управление в условиях неустойчивости финансово-экономической системы. Стратегия и инструменты / А.З. Бобылева – М. : Издательство Московского Университета, 2011. – 224с.
14. Болтрукевич В. Менеджмент, каким он должен быть // Business excellence = Деловое совершенство. - 2014. - N 1. - С.28-31.
15. Борзенков Р. Малый бизнес в современной России // Общество и экономика. - 2012. - N 6. - С.133-157.
16. Брялина Г.И. Инновационные возможности российского малого бизнеса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2014. - N 1. - C.85-96.
17. Виленский А.В. Возможности оценки результатов поддержки российского малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровне // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 17. - C.8.
18. Виленский А.В. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы экономики. - 2011. - N 6. - С.149-155.
19. Вихорева О.М. Малый инновационный бизнес в российской экономике / О.М.Вихорева, К.С.Инструментов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2011. - N 5. - С.27-40.
20. Волкова И. А., Попова А. Ю. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S4. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76051.htm.
21. Гасникова С.Ю. Роль и значение малого предпринимательства в социально-экономическом развитии// Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы III Всерос.науч.-практ.конф. –Нижневартовск, 2014. –С. 115–117.
22. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. URL: http://www.pravoforyou.ru/statiy/gospodderzka-malogo-biznessa.html
23. Государственное и муниципальное развитие: учебник: в 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2011. 215 с.
24. Глинский В.В. О государственном регулировании малого предпринимательства в России / В.В.Глинский, Л.К.Серга // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 19. - С.2-8.
25. Девяткова О.И. Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления / О.И.Девяткова, А.Е.Коровина // ЭКО. - 2011. - N 8. - С.127-131.
26. Дубынина А.В. Малый бизнес на инновационном рынке // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 29. - С.26-32.
27. Захарченко А.А. Формирование и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Муницип. экономика. - 2011. - N 3. - С.2-13.
28. Золотов А. Позитивная реинтеграция как способ развития малого и среднего предпринимательства / А.Золотов, М.Муханов // Вопросы экономики. - 2012. - N 6. - С.83-88.
29. Игнатова И.В. Региональный аспект развития малого бизнеса // Россия и совр. мир. - 2011. - N 4. - С.114-121.
30. Канцеров Р.А. Методы оценки потенциала малых предприятий / Р.А.Канцеров, К.Т.Гедиев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 10. - С.18-23.
31. Климова Н.В. Малый бизнес в России: государственная поддержка или разорение? // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 31. - С.49-55.
32. Козаченко А. В., Ляшенко А. Н., Ладыко И. Ю. и др. Управление крупным предприятием: Монография. – М.: Либра, 2012.
33. Кононкова Н. Малый бизнес как источник экономического роста / Н.Кононкова, С.Ширяева // Пробл. теории и практики управл. - 2014. - N 9. - С.114-119.
34. Коряков А.Г. Анализ условий устойчивого развития организаций в контексте инновационной экономики / А.Г.Коряков, А.А.Логинов, В.В.Тумин // Микроэкономика. - 2013. - N 6. - С.60-63.
35. Крюков С.П. Финансирование малого бизнеса в посткризисный период // Деньги и кредит. - 2011. - N 5. - С.24-26.
36. Кутузов А. Управление проектами - это профессия // Business excellence = Деловое совершенство. - 2013. - N 2. - С.20-24.
37. Лоссан А. "Малыши" на госслужбе // Коммерсантъ-Деньги. - 2013. - N 42. - С.52-53.
38. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 495 с
39. Мильнер Б. Малый бизнес: проблемы организации и управления / Б.Мильнер, Т.Орлова // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 4. - С.18-30.
40. Микроэкономика: практический подход (Managerial Ekonomics): Учебник.- М.: КНОРУС, 2014.- 218 с.
41. Официальный сайт Министерство Юстиции Кыргызской Республики, Раздел: нормативные правовые акты, Закон КР от 25 мая 2007 г. №73 “О государственной поддержке малого предпринимательства”http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202106
42. Официальный сайт Акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства». Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 г.. –URL: http://www.mspbank.ru/userfiles/files/MSP_SIO_2015_15-06.pdf
43. Официальный сайт Росстат Электронный ресурс URL: http://www.gks.ru/
44. Официальный сайт Опора России Итоги Форсайт-проекта «Развитие МСП до 2020–2040 гг. Электронный ресурс URL:http://opora.ru/analysis/research/#collapsed/21210/
45. Официальный сайт Правительства Новосибирской области Электронный ресурс URL: http://www.msp.nso.ru/page/171
46. Неволина О.В. Влияние макроэкономических факторов на устойчивое развитие малого предпринимательства // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 8. - С.33-37.
47. Пиньковецкая Ю.С. Развитие малого и среднего предпринимательства в России, Евросоюзе и США // Россия и совр. мир. - 2013. - N 2. - С.127-137.
48. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы / С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011.
49. Плотников В. Малый и средний бизнес - экономический катализатор развития российского села // Нац. проекты. - 2011. - N 11/12. - С.26-28.
50. Погодина А.С. Развитие малого гостиничного бизнеса в стохастической региональной рыночной среде // Инновации. - 2011. - N 5. - С.97-101.
51. Сажин А.А. Механизмы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности малых предприятий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2013. - N 2. - С.136-146.
52. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015. – 96 с.
53. Эргешбаев У.Ж. – Проблемы внешней трудовой миграции населения Кыргызстана // Проблемы социально-демографического развития государств Таможенного союза: материалы международной научной конференции. –М.: ИСПИ РАН, 2015. –С. 166-171.

Вопрос-ответ:

Какова роль малого и среднего предпринимательства в экономике?

Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в экономике, так как является одним из основных источников экономического роста и создания рабочих мест. Оно способствует развитию конкуренции, инноваций и повышению уровня жизни населения. Кроме того, малые и средние предприятия являются драйвером развития регионов и помогают снижать социальное неравенство.

Какие критерии и особенности функционирования малого и среднего предпринимательства в России и Кыргызстане?

В России и Кыргызстане, критерии определения малого и среднего предпринимательства включают такие факторы, как количество сотрудников, среднегодовая выручка и размер уставного капитала. Особенности функционирования малого и среднего предпринимательства в обоих странах связаны с недостаточной доступностью кредитных ресурсов, бюрократическими ограничениями, высокой стоимостью энергии и слабой инфраструктурой для развития сектора.

Каково состояние и развитие малого и среднего предпринимательства в России и Кыргызстане?

Состояние и развитие малого и среднего предпринимательства в России и Кыргызстане имеют свои особенности. В России количество малых и средних предприятий постепенно растет, но они сталкиваются с проблемами доступности финансирования и бюрократическими препятствиями. В Кыргызстане малое и среднее предпринимательство также развивается, но здесь актуальными проблемами являются слабая инфраструктура и недостаток квалифицированных кадров.

Какие проблемы сдерживают развитие малого и среднего предпринимательства?

Проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства, включают ограниченный доступ к финансированию, высокую налоговую нагрузку, бюрократические сложности, низкую уровень инфраструктуры, нестабильность законодательства и недостаток квалифицированных кадров. Эти проблемы требуют системных решений и государственной поддержки для развития сектора.

Какова роль малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации и Кыргызской Республики?

Малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в экономике обеих стран. В России и Кыргызстане оно является важным источником создания рабочих мест, увеличения ВВП и развития регионов. Этот сектор также способствует разнообразию предложения на рынке, стимулирует инновации и повышение конкурентоспособности.

Какие критерии и особенности функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в России и Кыргызстане?

Критерии и особенности функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в России и Кыргызстане включают размеры предприятий, количество работников, объем производства, обороты и другие показатели. В обеих странах предпринимателям предоставляются льготы и преференции, существуют различные формы государственной поддержки, такие как льготные кредиты, гранты, налоговые льготы и т. д.

Каковы основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства в России и Кыргызстане?

Основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства в России и Кыргызстане, включают высокую bürokrasia, ненадежную юридическую систему, сложные процедуры регистрации и получения разрешений, недостаток доступного кредита, высокую налоговую нагрузку, отсутствие квалифицированных кадров и т. д. Эти проблемы затрудняют развитие сектора и снижают его конкурентоспособность.

Какие государственные меры финансовой поддержки предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства в России и Кыргызстане?

В России и Кыргызстане предпринимателям предоставляются различные государственные меры финансовой поддержки. Это включает льготные кредиты с низкой процентной ставкой, гранты на развитие бизнеса, налоговые льготы, предоставление земельных участков и помещений по льготным условиям, стимулирование экспорта и т. д. Целью этих мер является содействие развитию малого и среднего предпринимательства и устранение препятствий, сдерживающих его рост.

Какую роль играет малое и среднее предпринимательство в экономике России и Кыргызстана?

Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в экономике как России, так и Кыргызстана. Оно способствует созданию новых рабочих мест, развитию инноваций, улучшению конкурентоспособности экономики и снижению безработицы. Кроме того, малые и средние предприятия являются основными источниками дохода для многих семей, способствуют сохранению традиционных ремесел и развитию регионов.

Какие критерии и особенности характеризуют малое и среднее предпринимательство в России и Кыргызстане?

Малое и среднее предпринимательство в России и Кыргызстане определяется различными критериями и характеристиками. Обычно это малые по размеру предприятия, занимающиеся производством товаров или предоставлением услуг. Также они часто имеют небольшую численность работников, низкую уровень концентрации капитала и зависят от кредитных ресурсов. Особенности малого и среднего предпринимательства включают гибкую структуру организации, высокую степень предпринимательской активности и возможность быстрого принятия решений.