Суверенные фонды как инструмент сбалансированности федерального бюджета.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 05.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические представления о государственных финансовых резервах 4
1.1. Антициклическое регулирование экономики 4
1.2. Финансовые основания возникновения государственных финансовых резервов 6
Глава 2. Анализ российского опыта формирования и использования фондов государственных финансовых резервов 15
2.1 Стабилизационный фонд (2004-2007 гг.) 15
2.2 Фонд национального благосостояния и Резервный фонд 17
Глава 3. Выводы и предложения 24
3.1 Основные проблемы функционирования суверенных фондов в России 24
3.2 Пути решения проблем 25
3.3 Оценка эффективности предлагаемого решения 27
Заключение 29
Список использованных источников 31
Вызывает беспокойство, что нарушаются установленные цели использования средств, аккумулированных в Резервном фонде и ФНБ. Использование средств фондов не всегда представляется достаточно эффективным. Отсутствуют методики оценки эффективности использования средств фондов. Необходимо принятие мер, которые повысят эффективность расходования резервов суверенных фондов.Глава 3. Выводы и предложения3.1 Основные проблемы функционирования суверенных фондов в России В российской практике функционирования суверенных фондов существует особенность, причиной которой является проблема отнесения Фонда национального благосостояния к той или иной категории фондов. В бюджетном кодексе РФ указанно, что средства ФНБ используются для покрытия дефицита Пенсионного фонда России (ПФР). Поскольку такие действия помогут обеспечить растущие расходы пенсионной сферы, этот фонд следует отнести к пенсионным резервным фондам. Однако за всю историю существования этого фонда его средства ни разу не использовались по заявленному назначению, в нормативной правовой базе не описан подробный механизм передачи средств ПФР, в свою очередь средства ФНБ активно инвестируются в инфраструктурные проекты.В сложившейся экономической ситуации все чаще целью суверенных фондов становится инвестирование в инфраструктурные проекты. Правительство Российской Федерации приняло решение об использовании средств ФНБ на такие цели. Инфраструктура считается кровеносной системой экономики, без инфраструктуры развитие экономики не достигнет высокого мирового уровня. Именно поэтому страны, экономика которых находится на этапе стагнации, используют средства не на поддержание имеющихся экономических институтов, а создают новые инфраструктурные единицы. Это позволит быстрее и качественнее проводить экономические операции, а также поспособствует созданию новых торговых отношений, например, за счет растущего инвестиционного потенциала.Что не менее важно, средства ФНБ финансируют инфраструктурные проекты путем их размещения в ценные бумаги банков или на банковских депозитах.Вливание большого объема средств является сильным драйвером развития экономики. В соответствии с Порядком управления средствами Фонда национального благосостояния средства разрешается инвестировать в долговые обязательства и акции российских компаний, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, субординированные депозиты и остатки на банковских счетах в кредитных организациях и Внешэкономбанке, привилегированные акции кредитных организаций Подобные меры позволят докапитализировать банковскую систему, увеличить долю участия банков в инфраструктурных проектах.Таким образом, пенсионный резервный фонд, каким является ФНБ документально, не выполняет своих поставленных задач, в то время как функционирует как фонд развития, выполняя не менее важную функцию развития экономики путем стимулирования инфраструктуры, а также докапитализации банковской сферы. Такой дисбаланс не позволяет в полной мере достигнуть ни одной из целей. При единообразии нормативной базы и оперативного правления будет исключена возможность нецелевого использования средств фонда.3.2 Пути решения проблемПроблема с целеполаганием Фонда национального благосостояния решается более четкой формулировкой основной идеи создания фонда, а также неукоснительным соответствием этой цели на практике. Несоответствие действий по управлению фондом нормативной правовой базе ведет к отсутствию прозрачности в управлении, что ставит под сомнение доверие к управляющему органу.Закрепление в нормативной правовой базе соответствующих пунктов теории, а именно принципов функционирования суверенных фондов, а также указание цели работы фонда в соответствии с назначением его создания, т.е. совпадение типа фонда по основной цели в нормативной базе и на практике, позволит избежать ошибок в функционировании фонда, недоверия к управлению, создать общие условия. Данные действия позволят направлять средства на действительно необходимые направления, использовать средства фондов наиболее эффективно.Отмеченные особенности текущей ситуации должны учитываться при разработке инвестиционной стратегии Фонда национального благосостояния, которая нуждается в серьезном усовершенствовании. Она должна быть значительно более активной, чем существующая, и преследовать ряд задач:•повышение доходности средств Фонда национального благосостояния и рост объема его активов;•поддержкунациональной экономики, модернизацию ее производственного потенциала и снижение ресурсной зависимости;•поддержку национальной пенсионной системы.Ключевое значение для решения вопросов поддержки национальной экономики и пенсионной системы играет повышение доходности средств Фонда и обеспечение их возвратности и сохранности. С нашей точки зрения, инвестиционная стратегия Фонда национальногоблагосостояниядолжнапредусматривать как инвестиции в активы зарубежных компаний - в случае нахождения разумного компромисса с властями соответствующих зарубежных стран и руководством компаний, так и инвестиции в российские инфраструктурные проекты, играющие наиболее важную роль для модернизации и развития национальной экономики.При этом в целях снижения рисков невозврата средств Фонда, ускорения окупаемости и роста доходности, следует ужесточить требования к финансово-аналитическому обоснованию проектов, которое должно включать следующие обязательные для выделения средств Фонда элементы:•тщательно проработанные сметы и техническую документацию проектов;•детальный план реализации проекта с четким указанием этапов и сроков его реализации;•систему мониторинга хода реализации проекта в целях обеспечения условий для эффективного контроля;•указание ответственных за реализацию проектов и соблюдение установленных сроков;•меры стимулирующего характера, направленные на создание заинтересованности в соблюдении установленных планов, смет и сроков, а также порядок привлечения к ответственности в случае срыва сроков и нецелевого расходования выделенных средств;•планово-аналитические расчеты и обоснования социально-экономическойэффективностипроекта, а также оценки, касающиеся его окупаемости и доходности.Средства Фонда национального благосостояния могут также направляться на поддержку отдельных отраслей национальной экономики и предприятий, испытывающих острую нехватку финансирования и имеющих большое значение для структурной перестройки экономики. В то же время данные инвестиции должны сопровождаться тщательной проработкой на этапе планирования инвестиционных проектов, направленной на снижение риска невозврата средств и рост доходности инвестиций.3.3 Оценка эффективности предлагаемого решенияАктивная роль в вопросах обеспечения прямых инвестиций в российские предприятия и отрасли промышленности должна также отводиться Российскому фонду прямых инвестиций. Он предназначен для софинансирования иностранных инвестиций в российскую экономику. Одновременно с этимназванный фонд не является традиционным суверенным, а представляет собой классический фонд прямых инвестиций. Основной приоритет Российского фонда прямых инвестиций заключается в обеспечении максимальной доходности на капитал, инвестированный им и соинвесторами.В табл. 5 представлен прогноз активов Фонда национального благосостояния в 2018-2020 гг.Таблица 5Прогноз активов Фонда национального благосостояния РФ в 2018-2020 гг.Год Объем активов, млрдруб.20186272,61620197527,13920209032,567Таким образом, если текущая политика по управлению средствами Резервного фонда в целом соответствует сложившейся ситуации и носит стабилизирующий характер, то инвестиционная стратегия Фонда национального благосостояния вызывает вопросы и требует значительной проработки в целях повышения ее эффективности.Доработанная стратегия должна учитывать как успешные примеры зарубежного опыта инвестирования средств суверенных фондов, так и текущие реалии, связанные со сложной мировой геополитической обстановкой и необходимостью поддержки российской экономики и ее отдельных отраслей. Вместе с тем принимаемые решения должны быть тщательно проработаны и иметь качественное информационно-аналитическоеобоснование. В противном случае существует значительный риск того, что накопленные Россией суверенные фонды не принесут желаемой пользы и могут быть утрачены без возможности восстановления в ближайшей перспективе. ЗаключениеВ сентябре 2015 г. правительство проголосовало за заморозку бюджетного правила в 2016 г., которое является основанием для дальнейшего накопления Резервного фонда в случае положительной динамики нефтяных котировок. В результате в следующем году ограничение госрасходов, в случае увеличения объема дополнительных доходов от нефти, не будет действовать. Таким образом, даже в случае удорожания нефти вероятность компенсации трат Резервного фонда в 2016 г. в рамках нового бюджетного правила была минимальна. Следующий вопрос заключается в том, каким образом Минфин намерен сохранить объем Резервного фонда на уровне 2,0 трлн руб. к концу 2017 г. при дефиците федерального бюджета в 3% от ВВП в 2016 г. (2,4 трлн руб. - согласно проекту бюджета, который находится на рассмотрении).Два возможных сценария достижения целевого ориентира по Резервному фонду:увеличение госзаимствований; использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).На наш взгляд, привлечение дополнительных госзаимствований для покрытия дефицита бюджета выглядит более целесообразно в условиях умеренного соотношения «долг/ВВП» (13,4% в 2014 г.). В таком случае наиболее подходящим способом могло бы стать размещение локальных госбумаг, но для этого необходимо участие иностранных инвесторов, например, китайских. Однако если дополнительный чистый объем госзаимствований превысит 2 трлн руб. в 2016 г., внутренний рынок долга пострадает вследствие вытеснения с него эмитентов негосударственного сектора, даже несмотря на привлечение иностранных инвесторов.Свободная емкость локального рынка облигаций в 2016 г. составит не более 1,3 трлн руб., а значит восполнить бюджетный дефицит, не прибегая к помощи Резервного фонда и ФНБ (и, как следствие, международных резервов), будет проблематично.Таким образом, сделаем следующие выводы:Вероятность того, что Резервный фонд будет полностью исчерпан к концу первого полугодия 2018 г., довольно высока в условиях заморозки бюджетного правила на 2016 г. Выход на целевой уровень по размеру Резервного фонда в 2 трлн руб. к концу 2017 г. выглядит весьма сомнительным.Если масштабное расходование средств Резервного фонда продолжится,ЦБ РФ будет вынужден абсорбировать избыточную ликвидность, чтобы избежать дальнейшего роста рублевых процентных ставок и разгона инфляции.Вследствие запланированных на 2017 г. серьезных трат Резервного фонда можно ожидать соответствующего снижения объема операций валютного РЕПО с ЦБ РФ. При этом вероятность того, что Банк России повысит нормы резервирования, незначительна.Текущий уровень международных резервов России является комфортным и довольно внушительным по сравнению с другими странами G-20.Целевой уровень международных резервов в 500 млрд долл. выглядит избыточным даже с учетом того факта, что Россия, будучи ресурсной (и, как следствие, зависимой от цен на сырьевые товары) экономикой, вынуждена поддерживать более высокий объем международных резервов, чем прочие развивающиеся страны.Список использованных источниковВасин Е.А. Повышение эффективности управления суверенными фондами Российской Федерации: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2015. С. 71Васин Е.А. Принципы формирования и использования средств суверенных фондов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 С. 53-61Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002.Кудрин А. Л.Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. 2013. № 8. С. 4-16Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2013. № 2. С. 28-45Сахаров А.А. Суверенные фонды благосостояния. Опыт России фондов [Электронный ресурс] // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2008. № 6. Режим доступа:: http://www.reglament.net/bank/reglament/2008_6_article.htmСлепов В.А., Бурлачков В.К., Чалова А.Ю., Волков И.И. Формирование бюджета российской антикризисной направленности//Научный бюллетень Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Москва, 2017. С. 137-169.Слепов В.А., Чалова А.Ю. Федеральный бюджет как источник роста российской экономики: финансовые резервы и возможности//Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 8 (728). С. 459-479.Сухарев А. Н. Резервный фонд Российской Федерации: опыт 2008-2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. - 2010. - № 14. - С. 26-31.Сухарев А.Н. Государственные финансовые резервы как потенциал модернизационного развития экономики России: диссертация доктора экономических наук : 08.00.10. - М.: Институт экономики РАН, 2014. 380 с.Сухарев А.Н. О государственных сбережениях федерального бюджета // Финансы. - 2013. - № 11. - С. 18-22.Сухарев А.Н. От политики государственного долга к политике государственных сбережений // Проблемы современной экономики. – 2009 - № 04. - С. 70-73.Сухарев А.Н. Стабилизационный финансовый механизм современных государств: теория, практика и перспективы // Финансовая аналитика:Проблемы и решения. - 2016. - № 11. - С. 40-46.Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: опыт создания и пути развития //Финансовая экономика. - 2015. - № 3. - С. 21-36.Сухарев А.Н. Финансовая устойчивость и платежеспособность государства // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 31. - С. 8-15.Сухарев А.Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. - 2016. - № 18. - С. 28-33.Фридман М. Основы монетаризма. М.: ТЕИС, 2013Институт суверенных фондов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund-rankings/Счётная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ach.gov.ruМинистерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ruВысшая школа экономики. Национальный исследовательский университет[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/
1. Васин Е.А. Повышение эффективности управления су¬веренными фондами Российской Федерации: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2015. С. 71
2. Васин Е.А. Принципы формирования и использования средств суве-ренных фондов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 С. 53-61
3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002.
4. Кудрин А. Л. Механизмы формирования не¬нефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. 2013. № 8. С. 4-16
5. Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2013. № 2. С. 28-45
6. Сахаров А.А. Суверенные фонды благосостояния. Опыт России фондов [Электронный ресурс] // Регламентация банковских операций. До¬кументы и комментарии. 2008. № 6. Режим доступа:: http://www.reglament.net/bank/reglament/2008_6_article.htm
7. Слепов В.А., Бурлачков В.К., Чалова А.Ю., Волков И.И. Формирование бюджета российской антикризисной направленности//Научный бюллетень Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Москва, 2017. С. 137-169.
8. Слепов В.А., Чалова А.Ю. Федеральный бюджет как источник роста российской экономики: финансовые резервы и возможности//Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 8 (728). С. 459-479.
9. Сухарев А. Н. Резервный фонд Российской Федерации: опыт 2008-2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. - 2010. - № 14. - С. 26-31.
10. Сухарев А.Н. Государственные финансовые резервы как потенциал модернизационного развития экономики России: диссертация доктора экономических наук : 08.00.10. - М.: Институт экономики РАН, 2014. 380 с.
11. Сухарев А.Н. О государственных сбережениях федерального бюджета // Финансы. - 2013. - № 11. - С. 18-22.
12. Сухарев А.Н. От политики государственного долга к политике государственных сбережений // Проблемы современной экономики. – 2009 - № 04. - С. 70-73.
13. Сухарев А.Н. Стабилизационный финансовый механизм современных государств: теория, практика и перспективы // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. - 2016. - № 11. - С. 40-46.
14. Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: опыт создания и пути развития // Финансовая экономика. - 2015. - № 3. - С. 21-36.
15. Сухарев А.Н. Финансовая устойчивость и платежеспособность государства // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 31. - С. 8-15.
16. Сухарев А.Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. - 2016. - № 18. - С. 28-33.
17. Фридман М. Основы монетаризма. М.: ТЕИС, 2013
18. Институт суверенных фондов [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: http://www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund-rankings/
19. Счётная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: http://ach.gov.ru
20. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: http://www.minfin.ru
21. Высшая школа экономики. Национальный исследовательский университет [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: https://www.hse.ru/
Вопрос-ответ:
Какие функции выполняют суверенные фонды?
Суверенные фонды выполняют несколько функций. Во-первых, они служат инструментом сбалансированности федерального бюджета. Во-вторых, они помогают государству вести антициклическое регулирование экономики. В-третьих, они являются финансовыми резервами для обеспечения стабильности и благосостояния страны.
Как осуществляется антициклическое регулирование экономики с помощью суверенных фондов?
Антициклическое регулирование экономики с помощью суверенных фондов осуществляется следующим образом. В периоды экономического подъема, когда поступления в федеральный бюджет избыточны, средства направляются в суверенные фонды, чтобы не создавать лишний давления на экономику. А в периоды экономического спада, когда поступления в бюджет снижаются, средства из суверенных фондов могут быть использованы для поддержки экономики и социальных программ.
Какие финансовые резервы могут быть использованы для формирования государственных фондов?
Финансовые резервы для формирования государственных фондов могут быть получены из разных источников. Например, это могут быть доходы от добычи полезных ископаемых, доходы от продажи государственного имущества, доходы от различных налогов и сборов и т.д. Главное условие - чтобы эти финансовые резервы были достаточно стабильными и предсказуемыми.
Какие фонды государственных финансовых резервов существуют в России?
В России существуют несколько фондов государственных финансовых резервов. Один из них - это Стабилизационный фонд, который существовал с 2004 по 2007 годы и выполнял функцию обеспечения стабильности федерального бюджета при скачкообразном изменении цен на нефть. Также есть Фонд национального благосостояния, который был создан в 2008 году и направлен на инвестирование средств в различные проекты и программы развития страны. Еще один фонд - это Резервный фонд, который создается для обеспечения финансовой стабильности и выполнения обязательств государства.
Какие функции выполняют суверенные фонды в сбалансированности федерального бюджета?
Суверенные фонды выполняют несколько функций в сбалансированности федерального бюджета. Во-первых, они являются инструментом антициклического регулирования экономики, позволяя сглаживать последствия экономических кризисов. Во-вторых, суверенные фонды способствуют формированию финансовых резервов государства, которые могут быть использованы в экстренных ситуациях. И, наконец, суверенные фонды могут служить источником инвестиций в различные проекты для развития страны.
В чем заключается основная идея антициклического регулирования экономики с помощью суверенных фондов?
Основная идея антициклического регулирования экономики с помощью суверенных фондов заключается в том, что в периоды экономического роста, когда государство получает большое количество доходов, оно направляет часть этих средств в суверенные фонды. В периоды экономического спада или кризиса, когда доходы государства сокращаются, эти резервы могут быть использованы для финансирования социальных программ, стимулирования экономики или других мер, направленных на снижение негативных последствий кризиса.
Какие финансовые основания лежат в основе формирования государственных финансовых резервов?
Финансовые основания формирования государственных финансовых резервов включают в себя различные источники доходов государства. Это могут быть доходы от экспорта природных ресурсов, налоговые поступления, доходы от продажи государственных активов и другие финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для формирования финансовых резервов.
Зачем государствам нужны суверенные фонды?
Суверенные фонды служат инструментом сбалансированности федерального бюджета. Они создаются для накопления избыточных доходов государства и позволяют использовать эти средства в кризисные периоды или для финансирования важных проектов.
Какую роль выполняют суверенные фонды в антициклическом регулировании экономики?
Суверенные фонды играют ключевую роль в антициклическом регулировании экономики. В периоды экономического спада они могут быть использованы для поддержки финансовой стабильности и стримулирования экономического роста.
Какие финансовые основания приводят к появлению государственных финансовых резервов?
Государственные финансовые резервы образуются в результате накопления избыточных государственных доходов, например, от экспорта нефти или других ресурсов. Они также могут формироваться за счет выручки от приватизации государственных активов.
Какие суверенные фонды были сформированы в России?
В России были сформированы несколько суверенных фондов. Стабилизационный фонд действовал в период с 2004 по 2007 годы и использовался для накопления избыточных нефтегазовых доходов. Затем был создан Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, которые используются для различных целей, включая инвестиции и финансирование социальных программ.
Какова роль суверенных фондов в государственных финансовых резервах России?
Суверенные фонды играют важную роль в государственных финансовых резервах России. Они обеспечивают финансовую стабильность и позволяют использовать накопленные средства для поддержки экономики, инвестиций и реализации важных проектов развития.