особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 27 27 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 16.05.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты развития детей с ограниченными возможностями здоровья через реализацию индивидуального образовательного маршрута 4
1.1 Индивидуальный образовательный маршрут 4
1.2 Дети с ограниченными возможностями здоровья: характеристика, классификация, особенности 9
2. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы 15
2.1 Определение индивидуального образовательного маршрута как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья 15
2.2 Проект индивидуально- образовательного маршрута для ученика 6 класса 18
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

ИОМ в себя включает индивидуальнo-образовательную программу и коррекционно-развивающую индивидуальную программу по предметам.
Коррекционно-развивающая программа осуществляется на всяком уроке через программный материал и рассчитана на целый срок обучения ученика с проведением каждогодней диагностики. Индивидуальная образовательная программа составляется каждый год.
Целью данного проекта является  формирование эмоционального и социально-адаптивного поведения обучащегося с проявленным недоразвитием интеллекта, развитие  положительных качеств, формирование познавательной активности, формирование способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности, формирование речи.  [20]
 В данном проекте следующие блоки задач решаются: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные .
 Блок воспитательных задач устремлен на постановление вопросов социализации, роста самостоятельности и автономии обучащегося и его семьи, в деятельности и поведении обучащегося становления нравственных ориентиров, а также воспитания у него позитивных личностных качеств.
Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, которое направлено, во-первых, на формирование компенсаторных механизмов становления психики и деятельности  ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение вторичных уклонений в формировании познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается учеба родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, которые поднимают эффективность взаимодействия с ребенком, стимулируют его активность в обыденной жизни, закрепляют его веру в личные возможности.  
 Психолого-педагогическая характеристика ученика 6 класса Полякова Александра:
1.Внимание
Внимание не стабильное, имеет трудности в распределении внимания, переключаемость медленная, не умеет продолжительно сконцентрироваться на каком-либо деле; к распределению и переключению внимания неспособен, а также неспособен с одного вида деятельности пройти на другой.
2.Память
Память механическая, кратковременная, внешние, зрительно-воспринимаемые признаки лучше запоминает, и еще воспроизведения неверные, свойственна эпизодическая забывчивость.
3.Зрительное восприятие
Нарушена обобщённость восприятия, замедленность, узость объёма восприятия, дифференцированность малая.
4.Мышление
Мышление определенное, некритичное. При анализе предметов всеобщие свойства предметов выделяет,  затрудняется в определении причинно-следственных связей.
5.Развитие речи
Речь развита нехорошо: не всегда понимает разъяснения учителя, прочитанные тексты, инструкции. Словарный запас беден, имеет неполный уровень лексического запаса.
6.Мелкая моторика
Мелкая моторика нарушена по причине парализации рук.
7.Графические навыки
Графические навыки слабо развиты.  Пишет плохо, буквы неровные, соединения не делает.
8.Эмоционально-волевая сфера
Эмоционально-волевая сфера незрелая, нередко появляются перепады настроения.
9.Работоспособность
Работоспособность низкая. Ребенок быстро утомляет, на занятиях рассеян. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении урока.          
10.Отношение к учебной деятельности
Учебная мотивация развита. Принимает направляющую поддержку взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками слабо обладает.  
 Таблица 1.  Индивудуальная коррекционно-развивающая программа
Направления коррекционно-развивающей работы Содержание коррекционной работы на уроках Ожидаемый результат Развитие внимания Заинтересовывать обучащегося на любом уроке, давать посильные задания, которые не требуют от него значимого напряжения, нередко не видоизменять объекты внимания Сформирование стабильности внимания Развитие памяти На всяком уроке работать над формированием памяти, учить приёмам запоминания и припоминания на практических примерах. При воспроизведении учебного материала не переутомлять нервную систему обучащегося. Учесть у ученика состояние охранительного торможения Улучшение памяти Формирование зрительного восприятия Сформировать обобщённость восприятия, давать ученику больше времени для восприятия учебного материала, учить избирательности восприятия на определенном материале, процесс восприятия активировать и руководить им Соотнести воспринимаемое качество с эталоном Развитие мышления Учить определять связи между частями предмета,  анализировать предметы, сравнивать, выделять главное, учить устанавливать причинно-следственные связи, дослушивать инструкцию до конца.Учить критичности. Проводить коррекционные занятия по формированию мыслительных операций Улучшение наглядно-образное и наглядно-действенное мышление Развитие речи На любом уроке работать над формированием связной речи ученика, о словарный запабогащатьс, работать над понятийной и лексической стороной речи Улучшение связной речи Развитие мелкой моторики На всяком уроке пальчиковую гимнастику проводить и массаж пальцев рук Снижение усталости рук, развитие речи Развитие графических навыков Тренировать навыки письма, чистописания Улучшение каллиграфии Коррекция эмоционально-волевой сферы Сформировать стабильный интерес к учебной деятельности, учесть эмоциональное настроение обучащегося на уроках, волевые качества воспитывать, не предъявлять непосильные запросы к ученику, формирование способности переживать разные настроения Усидчивость на занятиях
Повышение работоспособности Формирование наилучшего режима обучение,чередование устных и письменных предметов, понижение нагрузки  на занятиях, проведение динамических пауз Рост работоспособности








Заключение

С внедрением инклюзивного образования в России, повышается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Как представляет практика, большинство детей с ОВЗ (80%) общая образовательная программа не подходит, и воспитатели и специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо руководители) с множеством проблем встречаются в организации образовательного и воспитательного процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными нуждами, а также индивидуальными способностями и возможностями обучащегося (уровень готовности к усвоению программы), а также имеющимися стандартами содержания образования.
Индивидуальный образовательный маршрут  в себя должен включать весьма широкий спектр особенностей и факторов формирования ребенка, выявкять нюансы его индивидуальности и отвечать образовательным нуждам всякого отдельно взятого малыша.
Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой различные варианты возможностей образовательной деятельности обучащихся с ограниченными возможностями здоровья, которое составлено на основании их образовательных и профессиональных интересов, уровня успеваемости, которые предшествуют итогов учебы, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и итогирезультаты. 
В целях разработки проекта индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ следующие задачи решаются:
• определение формы получения школьного образования и режима пребывания в образовательной организации, которые соответствуют возможностям и специальным нуждам ребенка;
• установление объема, содержания — главных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
• установление стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка определяются, а также уровни его адаптации в среде сверстников;
• установление необходимости, степени и направлений адаптации главной образовательной программы организации;
• определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
• определение индивидуальных нужд ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор нужных приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.













Список литературы

Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.-2012. -№ 1.-С.З-10.
Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: Опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. Казань: Изд-воКаз. пед.ун-та, 2013.-173 с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 2010. 207 с.
Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с уклонениями в развитии. -М.: Просвещение,2012.            
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2013. - 536 с.
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе учебы: Сб. ст. -Москва, Ленинград: Гос. уч.-пед. изд-во, 2014. 136 с.
Вярянен В. Особенности межличностных отношений учащихся вспомогательной школы // Ученые записки Тарг. гос. ун-та. Вып. 521. Общение аномальных детей. Труды по дефектологии П / Отв. ред. ИУнг. Тарпу, 2013 .-С.З-26.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 20111995. - 448 с.
Гончарова О. Л. О возможности интеграции детей-инвалидов через образование и реабилитацию // Социальная реабилитация инвалидов: Состояние, проблемы, перспективы. Маг. респ. науч.-практ. конф.-Казань, 2012 1996. -С. 155-163.
Горин Н.В., Оганесов Е.В. Современные проблемы зарубежной дефектологии (по материалам Пекинской международной конференции по специальному обучению) И Дефектология. 2014. - № 1. - С.93-96.
Дети с времеными задержками развития / Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, М.: Педагогика, 20121971. - 207 с.
Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К.С.Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская и др. М.: Просвещение, 2010. - 95 с.
Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, М.: Педагогика, 2012. — 207 с.
Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 432 с.
Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 432 с.
Долгорук Л. Р., Матягина Л. И., Шайдуллина Е. В. Педагогика Марии Монтессори для детей с ограниченными возможностями // Проблемы реабилитации в детской неврологии. Казань: Медицина, 2010. — С.71–74.         
Кащенко В. П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах: Охрана душевного здоровья детей. Пособие для родителей. М.: Цекпрофсож, 2013 1919. -123 с.         
Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учеб.пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. — 168 с.         
М.Веселкина З.С. Новая система воспитания маленьких детей // Дошкольное воспитание. 2010. - № 1. - С.26-34.
Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 416 с.         
Специальная педагогика: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб.заведений /Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. — М.:Академия, 2010. 400 с.










1

Список литературы

1. Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.-2012. -№ 1.-С.З-10.
2. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: Опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. Казань: Изд-воКаз. пед.ун-та, 2013.-173 с.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 2010. 207 с.
4. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с уклонениями в развитии. -М.: Просвещение,2012.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2013. - 536 с.
6. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе учебы: Сб. ст. -Москва, Ленинград: Гос. уч.-пед. изд-во, 2014. 136 с.
7. Вярянен В. Особенности межличностных отношений учащихся вспомогательной школы // Ученые записки Тарг. гос. ун-та. Вып. 521. Общение аномальных детей. Труды по дефектологии П / Отв. ред. ИУнг. Тарпу, 2013 .-С.З-26.
8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 20111995. - 448 с.
9. Гончарова О. Л. О возможности интеграции детей-инвалидов через образование и реабилитацию // Социальная реабилитация инвалидов: Состояние, проблемы, перспективы. Маг. респ. науч.-практ. конф.-Казань, 2012 1996. -С. 155-163.
10. Горин Н.В., Оганесов Е.В. Современные проблемы зарубежной дефектологии (по материалам Пекинской международной конференции по специальному обучению) И Дефектология. 2014. - № 1. - С.93-96.
11. Дети с времеными задержками развития / Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, М.: Педагогика, 20121971. - 207 с.
12. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К.С.Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская и др. М.: Просвещение, 2010. - 95 с.
13. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, М.: Педагогика, 2012. — 207 с.
14. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 432 с.
15. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 432 с.
16. Долгорук Л. Р., Матягина Л. И., Шайдуллина Е. В. Педагогика Марии Монтессори для детей с ограниченными возможностями // Проблемы реабилитации в детской неврологии. Казань: Медицина, 2010. — С.71–74.
17. Кащенко В. П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах: Охрана душевного здоровья детей. Пособие для родителей. М.: Цекпрофсож, 2013 1919. -123 с.
18. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учеб.пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. — 168 с.
19. М.Веселкина З.С. Новая система воспитания маленьких детей // Дошкольное воспитание. 2010. - № 1. - С.26-34.
20. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 416 с.
21. Специальная педагогика: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб.заведений /Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. — М.:Академия, 2010. 400 с.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

1.1 Инклюзивное образование: понятие, сущность, особенности

1.2 Психологические собенности детей с задержкой психического развития

1.3 Возможности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Описание хода исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Анализ результатов исследования

3.2 Обсуждение результатов

3.3 Выводы

ВЫВОД

библиография

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдается неблагоприятная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. В последние 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза (30% и более). Самую большую группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР).

В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято удалять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.

В настоящее время родители, чьи дети имеют ограниченными возможностями, есть два варианта выбора учебного заведения общего среднего образования:

? специализированная школа;

? общего образования школы с возможностью обучения ребенка с ограниченными возможностями.

Интегрированное обучение выступает как одна из форм альтернативного обучения, базовыми принципами которого являются: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь каждому ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения, наличие положительной системы и отношений со стороны социума и др. Интеграция детей с ограниченными возможностями в учреждение развивается нормально для сверстников происходит с учетом уровня развития каждого ребенка и обеспечения реального выбора модели интеграции.