Профилактика нарушения чтения у школьников и дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 10.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Навык чтения и нарушения чтения у дошкольников и младших школьников 3
1.1.Понятие «навык чтения» 3
1.2. Теории нарушения чтения в зарубежных и отечественных исследованиях 5
Глава 2.Основные направления профилактики нарушений чтения у дошкольников и младших школьников 16
2.1.Актуальные вопросы профилактики нарушений чтения у младших школьников 16
2.2.Система работы по предупреждению нарушении чтения у детей дошкольного возраста 23
Заключение 30
Список литературы 31
Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем её начале. Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Первичная профилактика заключается в устранении причин, проводящих к дислексии. Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении этого нарушения и проведении комплекса предупредительных мер [3].Первичная профилактика дислексии заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:Меры по предупреждению антенатальной и перинатальной патологии плода и новорожденного.Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.Вторичная профилактика дислексии заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:1. Формирование функционального базиса навыков чтения.2. Целесообразно начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте.Основной целью логопедической работы является формирование готовности детей к обучению чтению.2.2.Система работы по предупреждению нарушении чтения у детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта [1].Однако речевые нарушения влияют на игровую деятельность детей, порождают определенные особенности поведения в игре. Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею.Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания - очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание.Применение игр в ходе логопедической работы способствует профилактике нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста и позволяет в более сжатые сроки эффективно проводить логопедическую работу.[13]Развитие общей и речевой моторикиВ работу с такими детьми логопед включает игры и задания на развитие общей и специальной моторики. Они проводятся как часть занятия по преодолению общего недоразвития речи, как физминутки на подгрупповых занятиях, в режимных моментах. Для подготовки кисти ребёнка к письму даются упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев. На фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях проводятся пальчиковые гимнастики (по лексическим темам). На подгрупповых и индивидуальных занятиях проводятся логопедические игры с мячом. Также даются задания «Продолжи ряд», «Продолжи узор», «Обведи предмет по контуру», штриховка и т.д., степень сложности которых зависит от возраста и возможностей ребёнка. У меня в кабинете создана картотека игр на развитие мелкой моторики, на развитие общей моторики, на развитие координации речи с движением. В ней игры подобраны в соответствии с лексическими темами и возрастом.Развитие пространственного восприятияКоррекционная работа должна проводиться постоянно и планомерно как логопедом, так и воспитателям (по заданию логопеда). Развитие пространственного восприятия проводится на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях (развитие элементарных математических представлений, звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте). Игры и упражнения:«Посмотри вперёд. Возьми, что видишь впереди»«Посмотри назад. Возьми, что видишь сзади»Игры с мячом, с флажками (в правую руку возьми красный флажок, а в левую - синий)Игра «Куда пойдёшь, то и найдёшь»«Перед - между - после»: логопед выкладывает ряд цифр и задаёт ребёнку вопросы: какая цифра в ряду первая, какая цифра перед цифрой 5, после неё, между 4 и 5?«Напиши и прочитай»: напиши в клетке с точкой букву А, слева от неё - М, справа - К. Какое слово получилось? (мак)«Крестики»: напиши в центре букву О, справа - М, слева - Д, сверху - С, снизу - М. Прочти слова по горизонтали и вертикали«Делай, как я»: ребёнок по образцу сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно выполняет движения руками одновременно: правая рука - кулак, левая рука - ладонь и т.д.Рисование по клеточкам; срисовывание фигуры; дорисуй вторую половинку.Развитие зрительного внимания и памятиНекоторые игры из моей картотеки, подобранные по лексическим темам: «Четвёртый лишний»; «Чего не стало?»; «Что изменилось?»; «Что перепутал художник?»; «Починим мебель»; «Что прибавилось?»; «Соберёмся на прогулку»; «Собери снеговика»; «Кого не стало?»; составление картинки из частей; найти фигуру по подобию (по форме, по цвету, по форме и цвету); наложенные предметы.Развитие слухового внимания и памяти, речевого и фонематического слуха, слоговой структуры словПодбор игр идёт в строгой последовательности: в средней группе для развития слухового внимания, в средней и старшей группах для развития речевого слуха, в старшей и подготовительной группах для развития фонематического слуха.Игры на развитие слухового внимания: «Узнай музыкальный инструмент», «Где позвонили?», «Скажи, что ты слышишь?», «Тихо - громко», «Кто что услышит?», «Найди игрушку», «Где звенит?», «Скажи, что звучит?», «Узнай по звуку», «Кто это?», «Иди на звук», «Далеко - близко», «Сравни песенки», «Длинный звук - короткий звук», «Медведи и зайцы», «Продавец и покупатель», «Выполняй команды», «Слушай - считай - показывай».Игры на развитие речевого слуха: «Угадай, чей голосок», «Угадай, кто это?», «Улавливай шёпот», «Кто внимательный?», «Слушай и выполняй», «Что пропущено?», «Послушай - повтори», «Колхозный двор», «В лесу», «Хлопни, если услышишь правильное слово», «Хлопни на 1 (2, 3...) раза больше (меньше), чем я», «Назови слово, которое отличается от остальных», «Подбери рифму», «Правильно ли это?», «Исправь ошибки».[7]Игры на развитие фонематического слуха: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук», «Где звук?», «Живые звуки», «Кто больше?», «Подари картинки», «Кто внимательнее?», «Кто больше слов придумает?», «Сосчитай и назови звуки по порядку», «Наоборот», «Преобразуй слоги», «Отгадай слово», «Закончи слово», «Запомни, повтори», «Потерялся звук», «Угадай слово», «Пирамидки», «Какое слово лишнее», «Цепочка слов», «Замени звук - измени слово», «Камень - вата», «Проверь и назови последний согласный звук», «Рассыпалось слово».Игры на развитие слоговой структуры слова: «За грибами», «Телеграф», игра с мячом «Короткие и длинные слова», «Покажи слово» на различение длинных и коротких слов, «Умные раскраски» - раскрасить предметы, в названиях которых только один (два, три) слога, «Слоговое домино», «Эхо» на выделение ударного слога, «Посчитай», «Собери слоги в слова», «Распутай слоги», «Умные раскраски», «Кто в каком вагоне поедет?», «Повтори ряд слов», «Какой слог потерялся?», «Неполные слова», «Ёлочка», «Слово спряталось», работа со слоговыми анаграммами и логографами.Работа над звукопроизношением: необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звуков).Работа по накоплению и уточнению словаря, над предложением, связной речью.Словарная работа строится по темам. Работая над словарём, представленным существительными, глаголами и прилагательными, мы тем самым подготавливаем детей к работе над фразой. При подборе материала по расширению словарного запаса у детей рекомендуется использовать загадки, стихи, потешки, скороговорки, песни по данным темам. Работа над предложением и связной речью строится в определённой последовательности, начиная с отработки структуры простого, нераспространённого, двусоставного предложения и заканчивая пересказом небольших рассказов.Подготовка детей к усвоению грамотыВиды работ по развитию звукового анализа: закрепление артикуляции звука на звукоподражательных играх; отражённое проговаривание стишка с утрированным произнесением звука; узнавание звука среди других звуков, в слогах, словах; отбор предметных картинок на две группы; определение места звука в слове; выделение звука в предложении, тексте; работа со словами - паронимами (при дифференциации звуков). В старшей и подготовительной группах знакомим детей с буквами.Знакомство с буквами идёт по следующему плану: выделение начального звука из слова по картинке; знакомство с печатной буквой; стихотворное описание буквы; сопоставление печатной буквы с рисунком, запоминание характерных особенностей буквы; заучивание стишка; игры на узнавание буквы (нахождение буквы по образцу; нахождение буквы без образца; называние буквы); прорисовывание буквы в воздухе, на столе, кисточкой; обведение буквы по трафарету, по контуру; вырезывание буквы.[7]Игры и упражненияВыкладывание букв из спичек, палочекЛепка букв из пластилинаАппликация букв из бумаги, тесьмы«Конструктор»: собери букву из частейДопиши буквуЗаштрихуй буквуНайди и закрась буквуПодчеркни такую же букву, как внизуДорисуй вторую половинку буквыЗачеркни букву, отличающуюся от остальных«Буквы - сестрички»: все буквы О обведи в кружок, У - в квадрат, И - подчеркни«Преврати букву»: в снежинку, цветочек и во что-нибудь ещё«Сделай буквы»: составь буквы из заготовок«Пляшущие буковки»: подчеркни «правильные» буквы и прочти слово«Превращения»: переделай одни буквы в другиеПодними букву, когда услышишь звук«Коврики»: какие буквы ты видишь«Буквопрятки»: найди в узоре две спрятавшиеся буквы«Пуговки»: какие буквы можно получить, если по разному пришить пуговки«Найди отличия»«Распутай слово»«Восстанови и прочитай слово»«Шарики»: на разноцветных шариках написаны буквы, дети должны собрать одинаковые по цвету шарики и составить слова«Что принесла с собой туча»: детям предлагается узнать, какие осадки принесли тучи. Для этого необходимо составить слова из букв, расположенных под тучами..ЗаключениеВ ряду задач, стоящих перед дошкольным обучением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в обучении. Базой для этого являются сформированность устной речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, возможностипоследовательного воспроизведения элементов, сохранность и слаженная работа анализаторов, определенных мозговых систем.Список литературыАлтухова Т. А., Российская Е. Н., Говорун А. С. Результаты изучения автономной читательской деятельности у старшеклассников с речевыми нарушениями. - М. : Логопедия, 2015 - №2.Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 70.Григоренко Е. Л. Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследований. Психология. ВШЭ,т.7, 2010. - № 4.Григоренко Е. Л., Эллиот Дж. Чтение о чтении. - Воронеж : АИСТ, 2012.Гузий Ю. А. Нарушение формирования чтения «про себя» и их коррекция у учащихся младших классов общеобразовательной школы. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.Карачевцева И. Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи. : дис ... канд. пед. наук. - М., 2012.Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений чтения и письма / Основы теории и практики логопедии // под. ред РИ. Левиной. - М., 1968.Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб. : ИД МиМ, 1997.Кричевец Е. А. Способность понимать метафоры детей младшего школьного возраста с типичным и отклоняющимся развитием. : автореф. дис. . канд. психол. Наук. - М., 2009.Крылов А. А. Психология. - М. : Проспект, 2011.Киселева Н. Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы. : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013.Киселева Н.Ю. К проблеме особенностей письменно-речевой деятельности учащихся с общим недоразвитием речи. / Казанский педагогический журнал, 2016. - №4.Лагутина А. В. Нарушения речи и обучение чтению детей пятого года жизни. - М. : Национальный книжный центр, 2011.Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. - СПб. : Союз, 1998.Левина Р. И. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М. : АРКТИ, 2005.Левина Р. И. Недостатки чтения и письма у детей / Хрестоматия по логопедии. - М. : ВЛАДОС, 1997.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2013.Русецкая М. Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин. Монография. - СПб. : КАРО, 2007.Хватцев М. Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений., кн. 2. - М. : ВЛАДОС, 2009.Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М. : Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж : МОДЭК, 2005.Чиркина Г. В., Корнев А.В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей / Дефектология, 2005. - №1.
2. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 70.
17. Григоренко Е. Л. Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследований. Психология. ВШЭ,т.7, 2010. - № 4.
18. Григоренко Е. Л., Эллиот Дж. Чтение о чтении. - Воронеж : АИСТ, 2012.
19. Гузий Ю. А. Нарушение формирования чтения «про себя» и их коррекция у учащихся младших классов общеобразовательной школы. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.
20. Карачевцева И. Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи. : дис ... канд. пед. наук. - М., 2012.
21. Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений чтения и письма / Основы теории и практики логопедии // под. ред РИ. Левиной. - М., 1968.
22. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб. : ИД МиМ, 1997.
23. Кричевец Е. А. Способность понимать метафоры детей младшего школьного возраста с типичным и отклоняющимся развитием. : автореф. дис. . канд. психол. Наук. - М., 2009.
24. Крылов А. А. Психология. - М. : Проспект, 2011.
25. Киселева Н. Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы. : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013.
26. Киселева Н.Ю. К проблеме особенностей письменно-речевой деятельности учащихся с общим недоразвитием речи. / Казанский педагогический журнал, 2016. - №4.
27. Лагутина А. В. Нарушения речи и обучение чтению детей пятого года жизни. - М. : Национальный книжный центр, 2011.
28. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. - СПб. : Союз, 1998.
29. Левина Р. И. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М. : АРКТИ, 2005.
30. Левина Р. И. Недостатки чтения и письма у детей / Хрестоматия по логопедии. - М. : ВЛАДОС, 1997.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2013.
32. Русецкая М. Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.
33. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин. Монография. - СПб. : КАРО, 2007.
34. Хватцев М. Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений., кн. 2. - М. : ВЛАДОС, 2009.
35. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М. : Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж : МОДЭК, 2005.
36. Чиркина Г. В., Корнев А.В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей / Дефектология, 2005. - №1.
Вопрос-ответ:
Какова роль чтения в развитии дошкольников и младших школьников?
Чтение играет важную роль в развитии дошкольников и младших школьников. Оно способствует развитию речи, памяти, воображения, мышления, эмоциональной сферы и обогащает словарный запас. Также чтение помогает формировать навыки коммуникации, повышает уровень общей культуры и развивает эстетическое восприятие.
Какие могут быть причины нарушения чтения у дошкольников и младших школьников?
Причины нарушений чтения у детей могут быть различными. Одной из них является плохая организация процесса обучения, отсутствие интереса к чтению со стороны родителей и педагогов. Другой причиной может быть недостаток литературы и отсутствие чтения в семье. Также нарушение чтения может быть связано с нарушениями слухового и зрительного восприятия, наличием дислексии или других психических или физических отклонений.
Какие теории нарушения чтения существуют в зарубежных и отечественных исследованиях?
Существует несколько теорий нарушения чтения. Одна из них - теория дислингвистической модели, которая связывает нарушения чтения с нарушениями фонологического осознания. Другая теория - теория дифференциальной диагностики, основывающаяся на исследовании индивидуальных различий в обучении чтению. Также существует теория позитивного взаимодействия, которая утверждает, что нарушения чтения могут быть связаны с отсутствием позитивных эмоций при обучении чтению.
Какое значение имеет навык чтения для детей дошкольного и младшего школьного возраста?
Навык чтения имеет огромное значение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как является основой для усвоения знаний и успешной учебы. Чтение развивает речь, логическое мышление, память, воображение и позволяет детям погрузиться в мир книг и литературы.
Какие теории нарушения чтения существуют в зарубежных и отечественных исследованиях?
В зарубежных и отечественных исследованиях существует несколько теорий нарушения чтения, которые объясняют возникновение проблем с чтением у детей. Некоторые из них включают недостаточность фонематического слуха, трудности с визуальным восприятием и обработкой информации, нарушения памяти и внимания, а также наследственные факторы.
Какие вопросы актуальны для профилактики нарушений чтения у младших школьников?
Вопросы, актуальные для профилактики нарушений чтения у младших школьников, включают работу с фонематическим слухом, развитие навыков дешифрования и распознавания слов, формирование правильной артикуляции звуков, обогащение словарного запаса, развитие кругозора и любовь к чтению.
Какова система работы по предупреждению нарушений чтения у детей дошкольного возраста?
Система работы по предупреждению нарушений чтения у детей дошкольного возраста включает развитие фонематического слуха и усвоение звукового строя речи, обучение буквам и звукам, формирование навыков чтения и письма. Кроме того, важным элементом является привитие любви к чтению и регулярное общение с книгами.
Почему профилактика нарушений чтения важна для дошкольников и младших школьников?
Профилактика нарушений чтения важна для дошкольников и младших школьников, потому что позволяет предотвратить проблемы с чтением, которые могут серьезно затруднить учебный процесс и развитие ребенка. Ранняя работа по формированию навыков чтения помогает детям освоить чтение без труда и с удовольствием, что влияет на их успехи в учебе и самооценку.
Какие навыки чтения могут быть нарушены у дошкольников и младших школьников?
У дошкольников и младших школьников могут быть нарушены навыки распознавания букв, совершения фонетических анализов, понимания значения слов и прочтения текста в целом.
Какие теории нарушений чтения есть в зарубежных и отечественных исследованиях?
В зарубежных и отечественных исследованиях есть различные теории нарушений чтения, включая дислексию (трудности с распознаванием букв и соответствующими им звуками), дисграфию (трудности с написанием букв и слов), а также проблемы с пониманием и трактовкой текста.