Закономерности и принципы образовательного процесса

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 18 18 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 11.05.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава 1. Закономерности и принципы образовательного процесса 5
1.1. Сущность педагогического образования. 5
1.2. Закономерности образовательного процесса 7
1.3. Принципы образовательного процесса 10
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Фрагмент для ознакомления

Принцип наглядности. Один из старых и очень важных в дидактике принципов.Эффективность обучения будет зависеть именно от него, от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию и переработке учебного материала. В образовательном процессе детям надо дать возможность понаблюдать, проводить различные опыты, чтоприведет к знанию. Использование наглядностей должно быть в той мере, в которой она будет помогать формированию навыков, знаний и умений, развитию мышления, воображения. Демонстративная работа с предметами должна вестись к очередной ступени развития. Важно стимулировать переход от конкретно-образного, наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическомумышлению.Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. Важнейший принцип дидактики. Согласно емуэффективностьобучения проявляется только тогда, когда ученики хотят активно проявить себяпознавательнойдеятельности.Все это выражается в осознании учащимися целей, благодаря которым ребята учатся планировать и организовывать свою деятельность, проявляют интерес к учебным занятиям, ставят перед собой проблему и стараютсянаходить их решения.Эффекта этого принципа можно добиться в учении, если:Одновременно опираться на интересы учащихся и формировать мотивы учения, среди которых на первом месте познавательный интерес;включать учеников в проблемное обучение, где в процессе поиска, будут находить решения научных и практических проблем;использовать такие методы обучения (дидактические игры, дискуссии);стимулировать коллективные формы работы.Принцип способствует не только развитию детей,формированию у них знаний и, но и воспитанию их социального роста.8. Принцип прочности. Принцип дает возможность закрепить в памяти учеников полученные знания на уроке. Воспроизведениеи запоминание материала зависит от самого материала, от отношения к нему.Для прочностиего усвоения, необходимо формировать позитивное отношение и познавательный интерес к нему. Существуют правила этого принципа, а точнее:прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия учеников;прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. В образовательном процессе, принцип на то чтобы учитель могвоспользоваться самыми интересными и разными формами организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы.Учителю не помешало бы использовать в своей работе с детьми также разные способы взаимодействия в учебном процессе: индивидуальная работа, парная, групповая работы. Деятельность учащихся можно осуществлятьвне урока в:клубах, кружках,походах, различных объединениях по интересам и др.Все вышеперечисленные принципы не равнозначны.Они в большей степени все подчинены ведущему принципу духовного направления на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения.Все принципы современного образовательного процесса, образуют целостную систему.Реализация одного из принципов тесно связана с реализациейдругих. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения и образования. Вместе они помогаюпреподавателюв совокупности указаний, подготовитсяк организации учебного процесса, начиная от целеполагания до анализа результатов.При всех подходах принципы должны сохранять специфичность, а точнее отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, так как принципы теряют определенность, корректность и преобразуются в общие положения, с одной стороны верные, но не дающие конкретных дидактических ориентиров.ЗаключениеВ заключение стоит отметить, что образование - это педагогический процесс, специально организованный, взаимодействия педагогов и учащихся, направлен на решение развивающих и образовательных задач.Благодаря закономерностям и принципам педагогического процесса, педагог в своей работе сможет так организоватьобразовательный процесс, что будут созданы все необходимые условия длявыявления и развития способностей ребенка, усвоения общих знаний, умений и навыков. А так же которые обеспечат умственное развитие и сформируют у них способность самостоятельного мышления ивоображения в учебной деятельности.Сориентировавшись на отдельных принципах обучения, педагог не только сможет сформировать и развить у детей эмоционально-эстетического отношение к искусству и к окружающей действительности, но при этом развить и усвоить простые моральные нормы, нравственного поведения, нравственной воли, свободы выбора.Педагогу так же стоит целесообразно рассмотреть каждый принцип и их систему, как некую рекомендациюпо воплощению системы основных законов и стратегических целей, для всестороннего гармоничного развития личности, индивидуальности, деятельности и личностного подходаучащегося, единства обучения и воспитания, оптимизации учебного процесса.В процессе обученияпедагог должен видеть противоположные стороны, взаимодействующие элементы педагогического процесса: овладение знаниями и развитие, универсальности и системности в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д. Уметь регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.Список используемой литературыЗагрекова Л.В., Николина В.В. Дидактика: Учеб.пособие для студ. Высш. учеб. завед. - М.: Высш. шк. 2007. 383 с.Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е., Педагогика: Учебник; - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.Осмоловская И.М., Дидактика: пособие для студ. Высш. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.ПодласыйИ. П., Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. Издательство: Владос, 1999.-.256с.Смирнов В.И., Дидактика. Часть I. Общетеоретические основы: Учебное пособие - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. - 306 с.Сластенин В.А., Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.Столяренко Л.Д., Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.Терехова Н.В., Дидактика начального образования: учебное пособие. Тюмень: Изд. Тюменского государственного университета, 2013. - 148с.

1. Загрекова Л.В., Николина В.В. Дидактика: Учеб.пособие для студ. Высш. учеб. завед. - М.: Высш. шк. 2007. 383 с.
2. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е., Педагогика: Учебник; - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
3. Осмоловская И.М., Дидактика: пособие для студ. Высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
4. Подласый И. П., Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. Издательство: Владос , 1999. -.256с.
5. Смирнов В.И., Дидактика. Часть I. Общетеоретические основы: Учебное пособие - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. - 306 с.
6. Сластенин В.А., Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
7. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.
8. Терехова Н.В., Дидактика начального образования: учебное пособие. Тюмень: Изд. Тюменского государственного университета, 2013. - 148с.

Вопрос-ответ:

Какая сущность имеет педагогическое образование?

Педагогическое образование представляет собой систему профессиональной подготовки педагогов, направленную на приобретение ими необходимых знаний, навыков и компетенций для успешной работы в образовательном процессе.

От чего зависит эффективность обучения?

Эффективность обучения зависит главным образом от привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, что является основным принципом наглядности.

Какие закономерности существуют в образовательном процессе?

В образовательном процессе существуют закономерности, которые определяют его характер и результативность. Одной из основных закономерностей является принцип связи теории с практикой, то есть педагогический материал должен быть понятен учащимся и пригоден для применения в реальной жизни.

Какие принципы определяют образовательный процесс?

В образовательном процессе существуют различные принципы, которые определяют его организацию и основные принципы взаимодействия педагогов и учащихся. Например, принцип непрерывности образования, который предполагает постоянное обновление и дополнение знаний и навыков по мере их устаревания.

Каково значение принципа наглядности в образовательном процессе?

Принцип наглядности является одним из старых и очень важных в дидактике. Он определяет эффективность обучения, так как позволяет привлечь органы чувств к восприятию и переработке учебного материала, делая его более доступным и понятным для учащихся.

Какая сущность у педагогического образования?

Сущность педагогического образования заключается в формировании и развитии личности учащегося, путем передачи знаний, умений и навыков.

Какие закономерности присутствуют в образовательном процессе?

В образовательном процессе присутствуют такие закономерности, как систематичность, последовательность, непрерывность и дифференциация.

Какие принципы лежат в основе образовательного процесса?

Основными принципами образовательного процесса являются принцип активности, принцип научности, принцип доступности, принцип индивидуализации и принцип наглядности.

Что означает принцип наглядности в образовательном процессе?

Принцип наглядности предполагает целесообразное привлечение органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, что способствует более эффективному обучению.

Какова роль принципа наглядности в обучении?

Принцип наглядности в обучении играет важную роль, поскольку позволяет стимулировать интерес и внимание учащихся, помогает им лучше понять и запомнить учебный материал, а также развивает их творческое мышление.

Что такое педагогическое образование?

Педагогическое образование - это процесс передачи знаний и навыков учителем или преподавателем ученикам или студентам. Оно включает в себя не только организацию учебного процесса, но и развитие индивидуальности каждого участника образовательной системы.

Какие закономерности есть в образовательном процессе?

В образовательном процессе существуют такие закономерности, как индивидуализация обучения, систематическое и последовательное построение учебного материала, преемственность и непрерывность образования, адаптация к образовательным потребностям учащихся и другие.