Психика и ее структура
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 12.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава1. Структура и функции психики человека 4
1.1. Психическое состояние 4
1.2. Психические процессы 8
1.3. Психические свойства 11
1.4.Функции психики человека 18
Глава 2. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе 21
2.1. Развитие психики в онтогенезе 21
2.2. Развитие психики в филогенезе 24
Заключение 27
Литература 28
Психика человека сложноорганизованная структура позволяющая динамически изменять свои компоненты для лучшей приспосабливаемости человека.Коммуникативная функция Коммуникация или общение представляет собой одну из важнейших функций психики. Именно благодаря коммуникации возможно развитие общества в целом и каждого отдельного индивидуума в нём. Общение позволяет людям взаимодействовать, осуществлять сложную совместную деятельность, передавать опыт и знания из поколения в поколение. Также общение делает возможным формирование межличностных отношений.Коммуникация бывает вербальной и невербальной. Вербальное общение подразумевает взаимодействие на основе речи, невербальное — жестов и мимики. В историко-эволюционном аспекте огромное значение имеет как раз вербальное общение, которое позволило человечеству пройти долгий путь становления от первобытного общества до высокоразвитого социума. Речь представляет собой сложный инструмент взаимодействия, аналогов которому нет в животном мире. Да, среди представителей фауны есть высокоразвитые виды, в основном приматы, которые «общаются» с помощью звуков. Но для животных такое общение сводится к выражению базовых эмоций или подаче условных сигналов, например, об опасности, и мало в чём напоминает человеческую речь. Глава 2. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе2.1. Развитие психики в онтогенезеПсихика человека в своем развитии от рождения до зрелости проходит сложный путь. Онтогенез (от греч. ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) - это процесс индивидуального развития; формирование основных структур психики индивида в течение его детства и дальнейшей жизнедеятельности. Согласно теории немецкого биолога Эрнста Геккеля индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе своего индивидуального развития ребенок повторяет этапы истории человечества.Развитие психики человека в процессе его жизнедеятельности (в онтогенезе) включает сложное переплетение нескольких линий развития: психосоматическое (развитие нервной системы); половое развитие; возрастные изменения; когнитивное развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, интеллекта); эмоционально-волевое развитие; развитие личности; нравственное развитие; развитие деятельности и умений. В научных целях анализируют каждое из направлений развития психики человека, хотя в реальной жизни все эти виды развития тесно переплетены, взаимосвязаны и детерминированы как наследственными (генетическими) факторами, так и воздействиями внешней социальной среды.Генотип - это врожденные генетически предопределенные особенности организма. Но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то формируются приобретенные качества; своеобразно развиваются и проявляются генетически предопределенные свойства организма. В результате формируется фенотип. Взаимодействие наследственности, врожденности, условий внутриутробного развития и личного опыта происходит сложным образом, обусловливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает очень широкие границы развития поведения. Внутри этих границ результат развития будет зависеть от внешней среды обитания: тот или иной фактор внешней среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственности. С другой стороны, один и тот же наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды.Внешняя среда включает в себя совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние друзей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т.п.), на которые индивид реагирует в течение всей жизни и которые влияют на его психологическое развитие, особенности личности, физическое здоровье и т.п. Споры о том, какой из факторов - наследственность или среда - имеет решающее значение, не прекратились до сих пор, лишь перенеслись в экспериментальную сферу.Так, английский психолог Ганс Юрген Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% - влиянием наследственности. Однополые близнецы имеют практически одинаковую наследственность, и коэффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0.9. Разнополые близнецы, братья и сестры генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности. Коэффициент корреляции их интеллекта равен 0,5. В то же время близнецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут отличаться. Например, один из близнецов может стать преступником, а другой прекрасным юристом.Таким образом, взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Спор психологов о том, какой из факторов является решающим в процессе развития - наследственность или окружающая среда, привел к возникновению теории конвергенции обоих факторов. Ее основоположник, Вильям Штерн, считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития. Иными словами, развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли последнего.Психическое развитие ребенка - это процесс развития у него способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры. Источниками развития служат:1) взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым (Л. С. Выготский);2) усвоение ребенком социального опыта, воплощенною в продуктах материального и духовного производства (А. В. Запорожец).2.2. Развитие психики в филогенезеБлагодаря эволюции и развитию живых организмов, нервная система усложняется, образуются головной и спинной мозг, кора полушарий и, наконец, мозг развивается. Кора полушарий анализирует информацию, которую передает окружающая среда, ориентируется в изменениях и формирует новое поведение. Общепринятая классификация этапов развития психической деятельности в филогенезе принадлежит выдающемуся советскому академику А.Н. Леонтьеву. Согласно Леонтьеву, основным критерием наличия зачатков психической деятельности является чувствительность. Это способность организма реагировать на незначительные внешние раздражители (например, цвет запах,), которые связаны с жизненно важными сигналами (пищей, опасностью). Она позволяет существу ориентироваться в окружающей среде и активно реагировать на внешние стимулы. Например, проявлением чувствительности является изменение траектории движения червя в зависимости от света. Такое поведение характерно для первого этапа развития психической деятельности — стадии элементарной сенсорной чувствительности. Отличительной особенностью психики на этом этапе является отражение отдельных свойств, а не предмета в целом. Например, лягушка реагирует исключительно на движущийся предмет. Она попытается поймать бумажку на верёвочке, но при этом будет полностью игнорировать обездвиженную мошку.С усложнением строения нервной системы, появлением головного и спинного мозга, связан следующий этап — стадия перцептивной психики. Она характеризуется появлением у животных способности формировать целостный образ, одновременно реагируя на несколько разных стимулов. Также наряду с инстинктами у животных появляются навыки — индивидуальные формы поведения, приобретённые в процессе жизнедеятельности. Особо выраженные навыки наблюдаются у животных, имеющих кору больших полушарий мозга.Третья стадия развития психической деятельности — стадия интеллекта. Для неё характерно существенное увеличение объёмов головного мозга, дифференцирование клеток коры, а также приумножение количества извилин и борозд. Такие физиологические изменения обусловлены изменение формы отражения. Животное (в частности, приматы) не только воспринимает образ целостно, но и отражает наглядные связи и отношения между предметами. Эта стадия является последней в развитии психики животных. За ней идёт этап появления сознания, который доступен лишь человеку.Стадии развития психики получают еще одну ступеньку - стадия перцептивной (воспринимающей) психики, которой свойственно уже воспринимать ситуацию в общем: возникает возможность реагировать сразу на несколько раздражителей и составлять общую картину. Кроме инстинктов, развиваются навыки, которые представляют собой цепочку заученных движений для достижения той или иной цели. Необходимо подчеркнуть связь между корой полушарий и устойчивыми навыками. Самые высокоорганизованные позвоночные (отряд приматов) развиваются далее, и у них наблюдается интеллектуальное поведение. Стадия интеллекта (ручного мышления) характеризуется значительным усложнением и развитием ЦНС и, естественно, увеличением мозга. Характеризуется также достаточно сознательным поведением и применением орудий труда и другого рода изделий. Но инстинкты и навыки не теряют своей значимости, играя важную роль в жизнедеятельности. Стадии развития психики животных на данном уровне заканчиваются, уступая место развитию человеческого сознания. Человек, являясь верхушкой пирамиды всех живых организмов, обладает не только развитиым мозгом, но также многочисленными психическими возможностями (логическое и последовательное мышление, фантазии и другое).ЗаключениеВ рамках психологической науки существует большое количество сложных для понимания процессов и структур. Одно из базовых понятий в психологии, которое также является ключевым термином в философии и медицине, — психика. Как правило, под психической деятельностью принято понимать совокупностью сложных ментальных процессов, а также способ взаимодействия с окружающей средой через субъективное отражение объективной реальности. Психика включает в себя понятие духовного мира человека, его внутренние переживания, чувства и эмоции, а также самосознание. Как и любая другая деятельность, у психики есть свои функции, самыми основными из которых являются отражение, общение и регуляция.ЛитератураАнаньев Б.Г., Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. - С-Пб.: Питер, 2012. - 101 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2014 — 123 с.Выготский Л.С., Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2014. — 254 с.Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2011., с-147Немов Р.С., Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. – 3-е изд. – М.: Владос, 2014. - 632 с.Симонов В.П., П.М. Ершов, Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 2013. – 564 с.Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 2011. - 354 с.
Литература
1. Ананьев Б.Г., Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. - С-Пб.: Питер, 2012. - 101 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2014 — 123 с.
3. Выготский Л.С., Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2014. — 254 с.
4. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2011., с-147
5. Немов Р.С., Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. – 3-е изд. – М.: Владос, 2014. - 632 с.
6. Симонов В.П., П.М. Ершов, Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 2013. – 564 с.
7. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 2011. - 354 с.
Вопрос-ответ:
Что такое психика?
Психика - это сложноорганизованная структура, которая позволяет человеку взаимодействовать с окружающим миром и приспосабливаться к нему. Она включает в себя психические состояния, процессы, свойства и функции.
Какие есть психические состояния?
Психические состояния включают в себя различные эмоции, настроение, внимание, сознание, сон и бодрствование. Они могут быть разного характера и интенсивности и являются основными составляющими психики человека.
Какова роль психических процессов в психике человека?
Психические процессы - это активность сознания, которая позволяет воспринимать, мыслить, воображать, запоминать, решать проблемы и принимать решения. Они являются основой для осуществления различных психических актов и деятельности человека.
Какие есть психические свойства?
Психические свойства - это характеристики психических процессов, которые определяют их специфику и особенности. К ним относятся внимание, память, мышление, воображение, речь и другие. Они помогают нам адекватно воспринимать и осмысливать мир, решать задачи и общаться с другими людьми.
Какие функции выполняет психика человека?
Психика выполняет различные функции, такие как познавательная (обеспечение осознания и понимания окружающего мира), регулятивная (управление поведением и эмоциями), мотивационная (определение целей и мотивов деятельности) и коммуникативная (обеспечение общения с другими людьми). Они помогают нам адаптироваться к окружающей среде и успешно функционировать в обществе.
Что такое психика?
Психика - это сложноорганизованная структура, которая позволяет человеку адаптироваться к окружающей среде и взаимодействовать с ней. Она включает в себя различные состояния, процессы и свойства, которые обеспечивают функционирование и развитие человека.
Какие основные компоненты входят в структуру психики?
Структура психики включает в себя психические состояния, процессы и свойства. К психическим состояниям относятся, например, состояния радости, грусти, страха и т.д. Психические процессы включают в себя восприятие, мышление, внимание и другие. А психические свойства - это такие качества психики, как способность к обучению, творческому мышлению, эмоциональная устойчивость и т.д.
Какое значение имеет психика для человека?
Психика играет ключевую роль в жизни человека, поскольку она определяет его поведение, мышление, эмоции и общение. Она позволяет человеку адаптироваться к окружающей среде, решать проблемы, учиться, развиваться и достигать поставленных целей. Без психики человек не смог бы функционировать и сохранять свое существование.