Мировоззрение древних германцев через призму мифологии и героического эпоса

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Культурология
  • 10 10 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 13.05.2017
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Эссе на тему: Мировоззрение древних германцев через призму мифологии и эпоса
Фрагмент для ознакомления

В обществе, где доминируют родовые традиции, и где самая личность выступает в качестве родовой личности, нравственные проблемы «личностного» характера не могли еще приобрести существенного значения.А. Гуревич, исследуя отражение проблематики нравственности в «Старшей Эдде» обращается к песням о героях. Он отмечает, что герои и их неслыханные деяния и вовсе оценивались не через критерий нравственности и даже не через критерий ума, но через критерий судьбы. Именно судьба выступает мерой оценки поступка героя древнегерманского эпоса. Причем герой не только принимает судьбу, но и идет ей навстречу, «взращивает» и провоцирует её. Причем поступки героев зачастую ничем не мотивированы с обычной точки зрения, они предстают в виду «поступка как данность». А. Гуревич объясняет это тем, что героические песни восходят к архаическим ритуалам. Эти поступки, перейдя из ритуала в текст песни, тем самым перемещались из сакральной сферы в историю. Как части ритуалов, они не нуждались в объяснениях.Такое представление позволяет предположить, что в мировоззрении древних германцев герои эпоса, хотя и были непосредственно включены в их действительный мир, ни в коем случае не служили примером или образцом для подражания. Напротив, герои эпосы были вынесены во внеэтический мир, где их поступки не могли измеряться обычными человеческими мерками. Можно выдвинуть тезис, что создавая героический эпос, мировоззрение древних германцев таким образом осуществляло акт самоидентификации, определяя себя не через принадлежность к чему-либо, а наоборот, через «непринадлежность». Осознавая себя и общество, как отличное от мира героического эпоса, мировоззрение древних германцев вырабатывало свои собственные границы и правила. Текст «Старшей Эдды» позволяет определить принципы взаимоотношения древних германцев с предметным миром вещей. Во многих песнях можно встретить подробное перечисление предметов – оружия, золота, украшений и т. д. Герой не замкнут в самом себе, его вооружение и богатство является прямым продолжением его «я». Имена мечей, коней, кубков, кораблей, которые часто упоминаютсяв сагах, свидетельствуют об этой тесной связи между ними и их обладателями. Особое значение для эддического эпоса имеет тема пира –центра социальной жизни героической эпохи.Например, в «Песни об Атли», как и в «Речах Хамдира», мир предметов непосредственно включен в сферу человеческих действий и вомногом определяет их. Но это не хаотически нагромождаемые предметы, а прежде всего, вещи, обладающие высокой этической ценностью. Главное место среди них занимают золото, оружие, пир, огонь. В древних эддических песнях они принадлежат к постоянно повторяющимся темам, вокруг которых концентрируется действие, эти лейтмотивы порождают в сознании целые комплексы устойчивых представлений, укорененных в мифе, в сакральной сфере. Такая тесная связь между человеком и предметом может быть объяснена двумя способами. Во-первых, очевидно, мировоззрение человека того периода не в достаточной степени выделяло себя из окружающего мира. Если для современного мировоззрения характерно противопоставление своего «я» остальному миру, то в родовом древнегерманском обществе человек, с одной стороны, принадлежал обществу, а с другой стороны, принадлежал миру, как его часть, а не как самостоятельная единица, активно осваивающая и преобразовывающая действительность. Во-вторых, установление таких тесных взаимоотношений с предметным миром может быть продиктовано стремлением утвердиться в этом мире через прочные предметы, которые, с одной стороны, подчинены человеку по праву принадлежности, а с другой, укрепляют его связи с миром, утверждают его право на существование.Изобилие вещей характерно и для песней более позднего происхождения. Но их роль уже заметно меняется. Например, в «Речах Атли» встречается тот же набор предметов: рога для питья, подарки, огонь очага, золото, постель, оружие, арфа, доспехи. Однакопервоначальная функция вещей в эпосе утрачивается. Предмет перестает быть продолжением и неотъемлемой частью героя эпоса, можно сказать, что предмет начинает приобретать современный нам характер обычного артефакта повседневности. Он не теряет своего практического знания, однако он перестает быть необходимым для утверждения в мире. И персонажи поздней песни приобретают чисто человеческие черты, лишаясь эпической монументальности. Типы сменяются характерами. Можно говорить о том, что в мировоззрении происходят некоторые изменения – человек начинает в большей степени выделять себя из окружающего мира и осознавать свое самостоятельное по отношению к миру положение. Ему больше не нужны предметы, чтобы утвердиться в действительности, теперь предметы имеют только практическое значение.Таким образом, на основе текста «Старшей Эдды», возможно воссоздать основные особенности мировоззрения древних германцев, включая такие, как представление о единстве пространства и времени, ощущение органичной принадлежности к родовому обществу, чьи принципы являются определяющими в поступках и взаимоотношениях, ощущение себя в мире через материальные предметы, а также определение своего места в мире через противопоставление себя героическому эпосу.Список использованной литературыГуревич А. Я. Эдда и сага // Избранные труды. Норвежское общество. – Москва : Изд-во «Традиция», 2009. – С. 13-150.Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии / В.Я. Петрухин. – Москва : АСТ, Астрель, 2010. – 464 с.Старшая Эдда: Эпос / в пер. А. Корсуна. – Москва : Азбука, 2011. – 464 с.

Список использованной литературы
1. Гуревич А. Я. Эдда и сага // Избранные труды. Норвежское общество. – Москва : Изд-во «Традиция», 2009. – С. 13-150.
2. Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии / В.Я. Петрухин. – Москва : АСТ, Астрель, 2010. – 464 с.
3. Старшая Эдда: Эпос / в пер. А. Корсуна. – Москва : Азбука, 2011. – 464 с.

Вопрос-ответ:

Какой вклад мифология и героический эпос вносили в мировоззрение древних германцев?

Мифология и героический эпос играли важную роль в формировании мировоззрения древних германцев. Через них передавались ценности, нормы и идеалы, которые формировали основные принципы жизни и морали этого общества.

Какие родовые традиции преобладали в обществе древних германцев?

В обществе древних германцев доминировали родовые традиции, то есть, семейные связи и принадлежность к определенной кровной линии были очень важными. Личность выступала в качестве родовой личности, что означало, что индивидуальные интересы и цели подчинялись интересам и целям рода.

По какой причине нравственные проблемы личностного характера не были особо значимы для древних германцев?

Нравственные проблемы личностного характера не имели существенного значения для древних германцев из-за доминирования родовых традиций и коллективного взгляда на мир. В данной культуре, важнее было соблюдение правил и норм рода, чем индивидуальные нравственные выборы.

Какие особенности отражаются в песнях о героях древних германцев?

Песни о героях древних германцев отражают необычайные подвиги и деяния героев. В этих песнях описываются их неслыханные подвиги, которые становятся примером для всего общества. Герои возвышаются над обычными людьми и являются воплощением идеалов и ценностей данной культуры.

Какую роль играет исследование проблематики нравственности в Старшей Эдде для понимания истории древних германцев?

Исследование проблематики нравственности в Старшей Эдде помогает понять мировоззрение древних германцев и их взгляды на мораль и этику. Это позволяет увидеть, какие ценности и принципы были важными для данной культуры и как они влияли на поведение и мышление людей того времени.

Какое мировоззрение имели древние германцы?

Древние германцы придавали большое значение родовым традициям и верили в существование множества богов, которые контролировали природу и жизнь людей. Они также ценили смелость и героизм, которые отражены в их мифологии и героическом эпосе.

Какие проблемы нравственности обсуждаются в эпосе древних германцев?

По мнению исследователя А. Гуревича, в эпосе древних германцев вопросы нравственности не имели особого значения, так как основной акцент делался на героизме и подвигах героев. Однако, это не значит, что нравственность не обсуждалась в их культуре.

Какую роль играли боги в мировоззрении древних германцев?

Боги имели важное место в мировоззрении древних германцев. Они верили, что боги контролировали природные явления и жизнь людей. Боги также служили примером для героев и помогали им в их подвигах.

Какие черты характера ценились у героев в древнегерманской мифологии и эпосе?

В древнегерманской мифологии и эпосе ценились такие черты характера, как смелость, сила, отвага, преданность, честность и способность справляться с трудностями. Герои были образцом для подражания и символизировали идеалы древних германцев.

Каково отношение древних германцев к нравственности и личностному развитию?

Нравственные проблемы и личностное развитие не играли особого значения в мировоззрении древних германцев, так как в их обществе родовые традиции и коллективные ценности были приоритетными. Личность выступала в качестве родовой личности, и поэтому нравственные вопросы не могли получить существенного значения.

Каким образом мифология и героический эпос помогали формировать мировоззрение древних германцев?

Мифология и героический эпос играли важную роль в формировании мировоззрения древних германцев. Они представляли собой своеобразное руководство по поведению и нравственным ценностям. Мифы рассказывали об обитателях мира, о начале всего сущего, о природных явлениях и событиях, истории предков, добродетели и грехах. Героические эпосы, в свою очередь, возводили во главу угла образ героя и его подвиги. Они учили читателей ценить ратное мастерство, доблесть, честь и самоотверженность. Все это вместе создавало у древних германцев взгляд на мир и формировало их моральные и нравственные ценности.

Почему в древних германцев проблемы личностного характера не имели существенного значения?

В обществе, где доминировали родовые традиции и родовая личность играла важную роль, нравственные проблемы личностного характера не были приоритетными. Мировоззрение древних германцев строилось на основе коллективного сознания, где важнее были общие ценности и нормы, чем индивидуальные достижения. Такое общество не оценивало личностные качества по отдельности, фокусируясь вместо этого на родовых и требованиях общины в целом. В результате, индивидуальные проблемы и вопросы личности не имели столь же значимого значения, как в обществах с индивидуализированной системой ценностей.