Антикоррупционный комплайнс: понятие и виды

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 33 33 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 14.05.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ 5
1.1. Первый исторический этап 5
1.2. Второй исторический этап 8
1.3. Третий исторический этап 10
1.4. Четвёртый исторический этап 13
1.5. Пятый исторический этап 16
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНС В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ И РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ 18
2.1. Категориальная сущность понятия «комплаенс» 18
2.2. Правовое регулирование антикоррупционного комплаенс-контроля в России 20
2.3. Организационные основы антикоррупционного комплаенс контроля в российских компаниях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Фрагмент для ознакомления

Проводя анализ процесса развития антикоррупционного комплаенс-контроля, можно отметить постепенное формирование транснациональных стандартов, основанных на правовых нормахи на рекомендациях международных и национальных союзов и объединений предпринимателей, а также практике крупнейших международных компаний.Перед тем как приступить к разработке внутренних документов и созданию организационных основ антикоррупционного комплаенс-контроля компании, как правило, проводят оценку коррупционных рисков по различным направлениям своей деятельности и в различных структурных подразделениях. Оценка рисков может проводиться компанией самостоятельно или с привлечением внешних экспертов. При проведении оценки учитываются: - ведение бизнеса в странах с высоким уровнем коррупции или наличие деловых партнеров из таких стран; - периодичность взаимодействия с государственными органами; - участие в проведении тендеров на заключение контрактов с государственными органами, различных государственных и муниципальных программах; - возможный конфликт интересов; - прозрачность существующих процедур принятия решений при выборе деловых партнеров, выделении средств на благотворительные цели и поддержку политических партий. По результатам оценки риска определяются наиболее уязвимые бизнес-процессы, а также структурные подразделения компании, деятельность которых связана с высокими коррупционными рисками.После проведения оценки рисков начинается разработка кодекса деловой этики и антикоррупционной политики компании, принимается решение о назначении сотрудника или создании специального структурного подразделения, отвечающего за предотвращение коррупции, а также о возложении отдельных функций на другие структурные подразделения компании. Принятие решения о назначении сотрудника или создание специального структурного подразделения зависит от масштабов компании, объема стоящих перед ней задач и коррупционных рисков, с которыми компания сталкивается или может столкнуться, а также имеющихся в распоряжении финансовых ресурсов. Для крупных компаний характерно назначение специального сотрудника или создание отдела, отвечающего за предотвращение коррупции.В средних и небольших организациях возможно назначение ответственного сотрудника по предотвращению коррупции на условиях совместительства.Функционал ответственного сотрудника обычно включает: разработку внутренних антикоррупционных документов компании; организация в компании антикоррупционного комплаенс-контроля; изучение контрагентов и присвоение им уровня риска; доведение требований соблюдения антикоррупционных норм до сведения всех сотрудников; обучение сотрудников; получение и рассмотрение информации, касающейся подозрительных случаев; представление регулярной отчетности и т.п.Компании самостоятельно определяют квалификационные требования к сотруднику, ответственному за предотвращение коррупции. В число квалификационных требований обычно включаются образование, наличие опыта работы и отсутствие судимости. Чаще всего компании требуют наличие юридического, экономического, финансового образования, образования по специальности государственная служба и кадры.Требования к наличию опыта работы формулируются по-разному. Компании учитывают, что антикоррупционный комплаенс-контроль является новым направлением и на рынке труда пока не так много специалистов, работавших в этой сфере. В качестве возможных вариантов компании требуют наличие опыта работы по противодействию коррупции, в том числе в государственных органах, опыта работы в близкой сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в юридических управлениях, кадровых службах либо службах экономической безопасности.Ответственный сотрудник или подразделение должны обладать полномочиями и средствами для выявления фактов коррупции на всех уровнях работы компании, что предполагает высокую степень независимости. Ответственный сотрудник,как правило, наделяется правом информировать совет директоров либо комитет совета директоров по аудиту о выявленных фактах коррупции на высшем уровне управления.Место подразделения по профилактике или предотвращению коррупции в структуре компаний определяется по-разному. Организации, обязанные осуществлять внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), могут совместить функции антикоррупционного комплаенс-контроля и контроля в целях ПОД/ФТ в рамках одного управления (отдела). Однако следует учитывать законодательные ограничения.В России законодательство о ПОД/ФТ запрещает для отдельных видов организаций, например профессиональных участников рынка ценных бумаг, совмещение функций специального должностного лица, ответственного за ПОД/ФТ, с другими функциями. Следовательно, специальноедолжностное лицо по вопросам ПОД/ФТ не может по совместительству являться ответственным сотрудником по вопросам противодействия коррупции. В некоторых компаниях создаются единые подразделения комплаенса, отвечающие за предотвращение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, коррупции и нарушений антимонопольного законодательства. Реже в число задач такого единого подразделения комплаенса включается, так называемый, налоговый комплаенс, то есть обеспечение соответствия деятельности компании требованиям налогового законодательства.Каждое решение имеет свою определенную логику. Осуществление многих положений антикоррупционной политики и тем более оценка возможной связи тех или иных деяний с коррупцией требуют специальных юридических знаний. Соответственно, логичным выглядит возложение функций противодействия коррупции на юридическое управление или отдел. Проведенное исследование показало, что более половины сотрудников, ответственных за предотвращение коррупции в российских компаниях, осуществляющих руководство структурными подразделениями антикоррупционного комплаенс-контроля, ранее работали в юридических управлениях (отделах) или по крайней мере имеют высшее юридическое образование. В случае выявления фактов коррупции может возникнуть необходимость взаимодействия с правоохранительными органами и (или) специальными службами. Наиболее подготовленными для этого являются службы безопасности, которые полностью или частично формируются из бывших сотрудников правоохранительных органов. Ряд функций, выполняемых в ходе реализации антикоррупционной политики компании, очень близок к функциям внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К таким функциям можно отнести идентификацию и изучение клиентов, выгодоприобретателей, представителей и бенефициарных владельцев; оценку и присвоение уровня риска; выявление подозрительных операций. Таким образом, возложение функций антикоррупционного комплаенс-контроля на управление (отдел), отвечающий за ПОД/ФТ, может позволить избежать дублирования ряда близких функций.Ответственный сотрудник или подразделение по предотвращению коррупции должны тесно сотрудничать с советом директоров, комитетом совета директоров по аудиту и правлением компании, службой безопасности, кадровой службой и юридическим управлением компании. Совет директоров либо общее собрание учредителей регулярно рассматривают отчеты о реализации антикоррупционной политики компании и работе подразделения, отвечающего за предотвращение коррупции. Взаимодействие с кадровой службой и службой безопасности необходимо при изучении кандидатов при приеме на работу, выработке мер реагирования на возникший конфликт интересов. В процессе определения и оценки риска контрагентов компании может осуществляться взаимодействие со службой безопасности. Взаимодействие с юридическим управлением необходимо при разработке внутренних документов компании, заключении контрактов, включении в контракты антикоррупционной оговорки.Внедрение антикоррупционного комплаенс-контроля осуществляется путем принятия необходимых организационно-распорядительных документов. К организационно-распорядительным документам относятся приказы руководителя об утверждении кодекса деловой этики и антикоррупционной политики, о назначении ответственного сотрудника, создании структурного подразделения по предотвращению коррупции или возложении данных функций на одно из существующих структурных подразделений компании, ораспределении отдельных функций между другими структурными подразделениями, об утверждении плана-графика обучения сотрудников по вопросам предотвращения коррупции и соблюдения антикоррупционной политики компании. Отнесение к компетенции комитета совета директоров по аудиту вопросов предотвращения коррупции, в частности рассмотрения информации ответственного сотрудника о выявленных фактах коррупции, требует принятия решения собранием учредителей или акционеров компаниио внесении изменений и дополнений в положение о комитете совета директоров по аудиту. Для рассмотрения советом директоров компании ежегодных отчетов об исполнении антикоррупционной политики и результатах работы ответственного сотрудника или структурного подразделения по предотвращению коррупции необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в положение о совете директоров и утверждение их общим собранием акционеров или учредителей компании.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализировав историю борьбы с коррупцией в Российском государстве можно обозначить следующие основополагающие причины проявления коррупции: - неконтролируемое разрастание чиновническо-бюрократического аппарата; - несправедливое денежное содержание государственных служащих или полное отсутствие такового; - отсутствие антикоррупционных нормативных правовых актов; - необоснованная и излишняя закрытость государственных структур; - слабый репрессивный государственный аппарат; - отсутствие со стороны государства планомерной, всеохватывающей, антикоррупционной, прививающей негативное отношение к взяточничеству,пропаганды. Выявленные причины коррупционных проявлений, дают возможность гораздо более эффективно применять антикоррупционный комплаенс, контролируя и устраняя сами условия, при которых коррупция становятся возможной. К составляющим антикоррупционного комплаенса следует отнести: - оптимизацию численности и структуры государственных органов; - повышение денежного содержания государственных и муниципальных служащих; - транспарентность органов государственной власти; - ужесточение наказания за совершение коррупционных нарушений; - совершенствование антикоррупционного законодательства; - деятельность государства по пропаганде негативного отношения к любым коррупционным проявлениям. Что касается современной России, то, принимая во внимание частоту и плотность принимаемых нормативных правовых актов, можно сделать вывод о том, что поставив борьбу с коррупцией на высшую ступень приоритетных задач, стоящих перед Российской Федерацией, государство настойчиво и последовательно адаптирует существующие механизмы противодействия коррупции к стремительно эволюционирующим в новой России коррупционным схемам.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые источникиФедеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012г. № 230-ФЗ в ред. от 03.11.2015 № 303-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138550/] (дата обращения: 10.04.2017)Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» от 01.02.2012 № 3-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125533/] (дата обращения: 10.04.2017)Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ в ред. от 03.07.2016 № 236-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/] (дата обращения: 10.04.2017)Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ в ред. от 28.12.2016 № 471-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/] (дата обращения: 10.04.2017)Федеральный закон «О ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупционные деяния» от 25.07.2016 № 125-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61753/] (дата обращения: 10.04.2017)Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ в ред. от 03.04.2017 № 65-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/](дата обращения: 10.04.2017)Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ в ред. от 07.03.2017 № 33-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/] (дата обращения: 10.04.2017)Периодические изданияАтагимова З.И. Борьба с коррупцией в России: законодательный аспект // Правовая информатика. – 2016. - № 2. – С. 28-33Бикбаева Г.Г. Коррупция в России: причины и методы борьбы // Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции «Социально-экономические и гуманитарные аспекты развития современного общества». – 2016. – С. 30-32Бирюков М.А. О некоторых методах борьбы с коррупцией в России // Сборник трудов конференции «Актуальные проблемы современного права и политики». – 2016. – С. 27-30Брудерс, К.А. Международный антикоррупционный комплаенс и антимонопольное регулирование // Сборник трудов конференции «Соблюдение прав и законных интересов участников гражданского оборота». – 2016. – С. 21-28Волошенко А.В. Комплаенс-практика как превентивный метод борьбы с коррупцией // Актуальные проблемы экономики. – 2015. - № 7. – С.405-413Демко О.С. Историко-правовой анализ методов борьбы с коррупцией в России // Научный альманах. – 2016. - № 11-1. – С. 416-420Ибрагимова З.Ф. О некоторых методах борьбы с коррупцией в России // Экономика и социум. – 2016. - № 12-1. – С.1203-1207Иванов Э.А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в российских компаниях // Международно-правовые чтения. – 2014. – С. 86-101Иванов Э.А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС: монография. – М.: Юриспруденция, 2015. – 60с.Крюкова Н.И. Возникновение и история развития коррупции в России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - №12. - С.30. Кумышева М.К. Борьба с коррупцией в России на современном этапе // Вестник университета (государственный университет управления). – 2016. - № 3. – С. 236-239Петрыкин А.А. Антикоррупционный комплаенс в компании: основные элементы системы // Нефть, газ и право. – 2013. – № 3. – с. 43-50Халяпин В.В. Исторические аспекты возникновения коррупции в России // Регион: государственное и муниципальное управление. – 2015. - № 1. – С. 1-19Электронные ресурсыКирпичников А. И. Взятка и коррупция в России: электронный ресурс. Режим доступа: [https://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция в России] (дата обращения 10.04.2017)Соловьев В.С. Империя коррупции: электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.wictoriaxu] (дата обращения 10.04.2017)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативно-правовые источники


1. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012г. № 230-ФЗ в ред. от 03.11.2015 № 303-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138550/] (дата обращения: 10.04.2017)
2. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» от 01.02.2012 № 3-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125533/] (дата обращения: 10.04.2017)
3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ в ред. от 03.07.2016 № 236-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/] (дата обращения: 10.04.2017)
4. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ в ред. от 28.12.2016 № 471-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/] (дата обращения: 10.04.2017)
5. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупционные деяния» от 25.07.2016 № 125-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61753/] (дата обращения: 10.04.2017)
6. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ в ред. от 03.04.2017 № 65-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/](дата обращения: 10.04.2017)
7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ в ред. от 07.03.2017 № 33-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/] (дата обращения: 10.04.2017)

Периодические издания


8. Атагимова З.И. Борьба с коррупцией в России: законодательный аспект // Правовая информатика. – 2016. - № 2. – С. 28-33
9. Бикбаева Г.Г. Коррупция в России: причины и методы борьбы // Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции «Социально-экономические и гуманитарные аспекты развития современного общества». – 2016. – С. 30-32
10. Бирюков М.А. О некоторых методах борьбы с коррупцией в России // Сборник трудов конференции «Актуальные проблемы современного права и политики». – 2016. – С. 27-30
11. Брудерс, К.А. Международный антикоррупционный комплаенс и антимонопольное регулирование // Сборник трудов конференции «Соблюдение прав и законных интересов участников гражданского оборота». – 2016. – С. 21-28
12. Волошенко А.В. Комплаенс-практика как превентивный метод борьбы с коррупцией // Актуальные проблемы экономики. – 2015. - № 7. – С.405-413
13. Демко О.С. Историко-правовой анализ методов борьбы с коррупцией в России // Научный альманах. – 2016. - № 11-1. – С. 416-420
14. Ибрагимова З.Ф. О некоторых методах борьбы с коррупцией в России // Экономика и социум. – 2016. - № 12-1. – С.1203-1207
15. Иванов Э.А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в российских компаниях // Международно-правовые чтения. – 2014. – С. 86-101
16. Иванов Э.А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС: монография. – М.: Юриспруденция, 2015. – 60с.
17. Крюкова Н.И. Возникновение и история развития коррупции в России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - №12. - С.30.
18. Кумышева М.К. Борьба с коррупцией в России на современном этапе // Вестник университета (государственный университет управления). – 2016. - № 3. – С. 236-239
19. Петрыкин А.А. Антикоррупционный комплаенс в компании: основные элементы системы // Нефть, газ и право. – 2013. – № 3. – с. 43-50
20. Халяпин В.В. Исторические аспекты возникновения коррупции в России // Регион: государственное и муниципальное управление. – 2015. - № 1. – С. 1-19

Электронные ресурсы

21. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России: электронный ресурс. Режим доступа: [https://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция в России] (дата обращения 10.04.2017)
22. Соловьев В.С. Империя коррупции: электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.wictoriaxu] (дата обращения 10.04.2017)

Вопрос-ответ:

Что такое антикоррупционный комплайнс?

Антикоррупционный комплайнс - это система мер и процедур, направленных на предотвращение и борьбу с коррупцией. Она включает в себя разработку политики, обучение персонала, проведение внутреннего контроля и аудита, а также сотрудничество с внешними структурами.

Каковы виды антикоррупционного комплайнса?

Виды антикоррупционного комплайнса могут варьироваться в зависимости от организации и ее потребностей. Однако основные виды включают разработку и внедрение политики противодействия коррупции, проведение обучения сотрудников, создание системы внутреннего контроля и аудита, а также установление механизмов расследования и наказания нарушителей.

Какие исторические этапы возникновения коррупции можно выделить в России?

Можно выделить пять исторических этапов возникновения коррупции в России. Первый - это период средневековья, когда коррупция была институционализирована и связана с клиентелизмом. Второй - это конец 17 - начало 18 века, когда коррупция стала системной и распространена на все сферы жизни. Третий - это после реформ 1860-х годов, когда коррупция связана с растущим государственным аппаратом. Четвертый - это период экономических реформ 1990-х годов, когда коррупция стала еще более развитой и победить ее стало очень сложно. Пятый - это современная Россия, где коррупция остается серьезной проблемой.

Что такое комплаенс в контексте антикоррупционного комплайнса?

Комплаенс - это система установленных правил и процедур, которые помогают организации соблюдать законы и соответствовать регуляторным требованиям. В контексте антикоррупционного комплайнса комплаенс включает в себя меры и контроль, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение антикоррупционных законов.

Что такое антикоррупционный комплайнс?

Антикоррупционный комплайнс - это система мер и процедур, введенных организацией или государством для предотвращения, выявления и пресечения коррупционных проявлений.

Какие виды антикоррупционного комплайнса существуют?

Существует несколько видов антикоррупционного комплайнса, включая мониторинг, обучение сотрудников, оценку рисков, разработку этических кодексов, внутренних процедур и политик, а также установление механизмов жалоб и наказания.

Каковы основные исторические этапы развития коррупции в России?

Основные исторические этапы развития коррупции в России включают первый этап, который связан с формированием государства и распространением взяточничества, второй этап, связанный с периодом распада СССР и сопровождающим его общественно-политическим кризисом, третий этап, когда были приняты первые антикоррупционные законы и созданы специализированные органы, четвертый этап, связанный с периодом 2000-х годов и усилением борьбы с коррупцией, и пятый этап, который характеризуется современной ситуацией в стране и применением новых антикоррупционных мер.

Что такое комплаенс и какое место занимает он в антикоррупционном комплайнсе?

Комплаенс - это система управления рисками и соблюдения правил, которая позволяет организации и компаниям действовать в соответствии с законами и этическими стандартами. Он занимает важное место в антикоррупционном комплайнсе, так как обеспечивает разработку и соблюдение политик и процедур, направленных на противодействие коррупции.