Госкорпорации и их роль в финансовой деятельности государства
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 10.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Общеправовая характеристика государственной корпорации как субъекта финансовой деятельности государства 5
1.1. Финансово-правовой статус и нормативно-правовая основа деятельности госкорпораций 5
1.2. Публичный характер деятельности государственных корпораций 10
ГЛАВА 2. Особенности некоторых аспектов финансово-правового регулирования отношений с участием государственных корпораций 14
2.1. Особенности налогообложения госкорпораций 14
2.2. Финансовый контроль за деятельностью госкорпораций 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список использованных источников и литературы 24
Указанные недостатки функционирования государственныхкорпораций в качестве одной из причин имеютотсутствие четкости в формулировках целейдеятельности, содержащихся в федеральныхзаконах об учреждении той или иной государственной корпорации, что в конечном счетеприводит к существенным затруднениям припроведении финансового контроля и отсутствию прозрачности при осуществлении расходов финансовых ресурсов, выделяемых за счетсредств государственного бюджета.Тем не менее государственные корпорации подлежат финансовому контролю в соответствии с нормами ст. 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность каждой конкретнойгосударственной корпорации. С учетоммногообразия позиций по вопросу понятия финансового контроля в целом, применительно к государственным корпорациям представляется целесообразным использовать наиболееобщее определение этого финансово-правовогоявления. В данном случае под финансовымконтролем понимается деятельность уполномоченных на то органов государственной власти, их должностных лиц и организаций, направленную на проверку соблюдения государственными корпорациями законодательстваРоссийской Федерации (прежде всего, финансового), эффективности и рациональности использования публичных финансовых и материальных средств, а также правильности постановки бухгалтерского учета и своевременностии полноты предоставления бухгалтерской отчетности.Внесенные Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон „О некоммерческих организациях“» и отдельныезаконодательные акты Российской Федерации»и рядом других документов изменения в нормативную правовую базу, регулирующую статус и деятельность государственных корпораций, заполнили значительное количествоимевших место правовых пробелов.Заметным нововведением сталоустановление системы публичной отчетностигосударственных корпораций.Во-первых, у государственных корпораций возникла обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание той или иной государственнойкорпорации. При этом годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетомтребований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегиидеятельности государственной корпорации,иную предусмотренную законодательствомРоссийской Федерации информацию и бытьутвержден не позднее 1 июля года, следующегоза отчетным годом.Во-вторых, годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации должнабыть подвергнута обязательному аудиту, который проводится аудиторской организацией,отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.В-третьих, к государственным корпорациям предъявляются специальные требованияк составлению и раскрытию отчетов, связанных с инвестированием временно свободныхсредств.Вместе с тем представляется необходимым отметить и некоторые упущения законодателя в процессе изменения правовой базы,регулирующей деятельность государственныхкорпораций.Так, например, на сегодняшний день назаконодательном уровне до сих пор не урегулирован вопрос, связанный с правом прокурораосуществлять надзор за сделками, совершаемыми государственными корпорациями. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражныйсуд с иском о признании недействительнымисделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органамигосударственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями,а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектовРФ, доля участия муниципальных образований.В такой ситуации в случае совершения государственными корпорациями неправомерных сделок у прокурора отсутствует соответствующийправовой инструментарий для применения указанных выше мер реагирования. Единственнымисключением в данном случае является «Банкразвития и внешнеэкономической деятельности(Внешэкономбанк)» – государственная корпорация, у который уставный капитал сформирован. Как метко подчеркивает А. В. Винницкий,«отсутствие инициатив по изменению указаннойвыше нормы закона вызывает недоумение».Таким образом, даже поверхностныйанализ результатов деятельности контрольно-надзорных и иных органов в отношении государственных корпораций позволяет сделатьвывод, что, несмотря на имеющуюся ревизионную систему, сама модель финансово-бюджетного контроля за хозяйственной деятельностьюисследуемых нами субъектов правоотношений,причем, как внешнего, так и внутреннего, нуждается в существенной корректировке и модернизации.ЗАКЛЮЧЕНИЕГосударственная корпорация – это какое-то отдельное, не похожее на другие, образование. Можно сказать, что ГК «Росатом», «Роснефть», «Газпром» и другие – это акционерные общества с государственным участием. Возникает спорный вопрос, можно ли ее считать некоммерческой в этом случае.Государственная корпорация – юридическое лицо, не похожее по определенным признакам на корпорацию, но соответствующее признакам некоммерческого юридического лица. Из этого сложилась путаница между понятиями, для разрешения проблемы нужно на законодательном уровне создать закон о правовом положении Государственной корпорации, обозначив ее специфику, отличительные черты.Государственные корпорации имеют особое правовое положение в Российской Федерации. Оно закреплено отдельными федеральными законами. Государственные корпорации находятся в особом положении относительно процессов их создания, прав и обязанностей, имущественного положения, а также их отношений с органами государственной власти.Государственные корпорации создают необходимые условия для преодоления кризисных явлений, нивелируя «провалы» рынка и, тем самым, играют важную роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Функционируя в различных сферах экономики (инновационной, научно-технологической, банковской и других), госкорпорации способствуют не только экономическому развитию, но и эффективному решению социальных проблем.Создание государственных корпораций приводит к существенному изменению системы государственного управления, поскольку принятие отдельных важных решений переходит на уровень корпораций. При этом деятельность государственных корпораций не достаточно четко регламентирована в отношении механизмов выявления и урегулирования конфликтов интересов в процессе функционирования и взаимодействия.В настоящее время преждевременно говорить об эффективности функционирования государственных корпораций ввиду, во-первых, их разнородности, а также недостаточного срока их функционирования в российской экономике. Однако, высокий ресурсный потенциал и внушительный объем имеющихся в распоряжении государственных корпораций полномочий и возможностей представляют широкую базу для решения ряда важных стратегических задач социально-экономического развития РФ в ближайшей перспективе.Список использованных источников и литературы
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28.03.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12112604/#ixzz4eItkgkdv
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (с изменениями и дополнениями от 28.03.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164072/
4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12157441/#ixzz4eImyzMnC
5. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий" (с изменениями и дополнениями от 10.05.2010) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12154723/#ixzz4eImlLYxQ
6. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12153549/#ixzz4eIlJZTVo
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 387 «О формах отчетов, связанных с инвестированием временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании, и порядке представления и раскрытия этих отчетов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2412.
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
9. Актуальные проблемы частного и публичного права: Монография / И.Ф. Колонтаевская, В.И. Липунов, Д.А. Самородов, С.Ф. Гуляйкин / Под общ. ред. проф. И.Ф. Колонтаевской. М., МУ им. С.Ю. Витте¸ 2016. С. 80 – 88.
10. Алексеев В.В., Вдовенко Е.О. Особенности статуса Государственных корпораций и перспективы развития // Успехи в химии и химической технологии. 2015. №5 (164). С. 13-15.
11. Бюджет и налоги в экономической политике России / Симонов В. В., Сулакшин С. С., Подпорина И. В., Погорелко М. Ю. М.: Научный эксперт, 2014. 241 с.
12. Винницкий А. В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. С. 606.
13. Ильин В. А. Эффективность государственного управления и состояние региональных бюджетов // Экономист. 2013. № 12. С. 3–11.
14. Калмыкова Т.Н. Роль государственных корпораций в консолидации российского капитала // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 3 (24). С. 50 - 53.
15. Калмыкова Т.Н. Формирование стратегии развития государственных корпораций в российской экономике // Теория и практика общественного развития, 2014. № 14. С. 47-51.
16. Кашин В. А., Абрамов М. Д. Промышленная политика и налоговое регулирование. М.: ИПР РАН, 2015. 164 с.
17. Лаптев В.А. К вопросу о понятии «корпорация» в российском праве // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. №1. С. 23 – 26.
18. Левкин Н. В. Государственно - монополистические комплексы как объект институционального исследования // Формирование институционально - правовой среды современной России. Сборник научных материалов. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет. 2012 С. 13 - 14.
19. Моляков А.Ю., Кононкова Н.П. Уроки госкорпорирования российской экономики // Экономическая политика. 2015. № 4.
20. Поварова А. И. Неэффективное администрирование НДС как угроза экономической безопасности России // Экономические и социальные перемены. Факты, тенденции, прогноз. 2013. № 2. С.126–140.
21. Право и финансовый контроль / Н. М. Казанцев [и др.]; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Эксмо, 2015. С. 38.
22. Рогожин С.А. Современное состояние и проблемы функционирования государственных корпораций в условиях глобализации экономики // Интернет - журнал «Науковедение». 2014. №4 (23). С.122 - 131.
23. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М., Статут, 2014. С. 27-38.
24. Сысоев А.П., Суханова Н.В. Государственные корпорации и их роль в инновационном развитии российской экономики // Креативная экономика. 2015. Том 9. № 7. С. 861 - 872.
25. Татаркин А. И. Диалектика государственного и рыночного регулирования социально-экономического развития регионов и муниципалитетов // Экономика региона. 2014. № 1. С. 9–33
26. Фомина О.Н. Правовое положение предпринимательской корпорации в США и акционерного общества в Российской Федерации: Сравнительно-правовой анализ: Монография. М., Статут, 2016.
27. Фроловский Н.Г. Управление предпринимательскими корпорациями в Российской Федерации. Белгород, 2014. С. 14-15
28. Юридические лица в российском гражданском праве: Монография. В 3 т. (отв. ред. А.В. Габов). М., ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015 // СПС Консультант Плюс.
29. Выступление Президента РФ В. В. Путина на расширенном заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 28 января 2015 г. [Электронный ресурс] // Президент России. – URL:http://news.kremlin.ru/news/47532.
30. Государственные корпорации в современной России : доклад Экспертного совета при Комитете Совета Федерации РФ по промышленной политике [Электронный ресурс] // Горизонты промышленной политики. – URL : http://www.prompolit.ru/files/289856/public_corporation.doc
31. Курбатов А. Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=26836
Вопрос-ответ:
Какова роль госкорпораций в финансовой деятельности государства?
Госкорпорации играют важную роль в финансовой деятельности государства. Они являются субъектами финансовой деятельности и выполняют функции, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов для достижения государственных целей. Они часто выполняют функции, которые обычно связываются с коммерческими предприятиями, такие как инвестирование, управление активами и участие в экономической деятельности.
Какой финансово-правовой статус и основы деятельности имеют государственные корпорации?
Финансово-правовой статус государственных корпораций определен нормативно-правовой основой. Они обычно регулируются законодательством и имеют определенные права и обязанности, например, в области формирования и использования финансовых ресурсов, установления целей и задач, определения финансовой политики и т.д. В деятельности госкорпораций также учитывается публичный характер и интересы государства.
Чем отличается публичный характер деятельности государственных корпораций?
Публичный характер деятельности государственных корпораций означает, что их деятельность направлена на достижение государственных целей и интересов. Они работают в интересах общества и государства, а не преследуют только коммерческую прибыль. Их действия обычно подвергаются государственному контролю и регулированию, чтобы обеспечить соответствие их деятельности государственным политическим и экономическим задачам.
Какие особенности связаны с финансово-правовым регулированием отношений с государственными корпорациями?
Финансово-правовое регулирование отношений с участием государственных корпораций имеет свои особенности. Например, вопросы налогообложения госкорпораций могут требовать специального регулирования и учета их особого статуса как субъектов финансовой деятельности. Также важно установление прозрачности в финансовых отношениях и контроль за использованием государственных финансовых ресурсов.
Что такое государственная корпорация?
Государственная корпорация - это юридическое лицо, созданное государством для осуществления определенной деятельности в интересах государства и общества.
Каков финансово-правовой статус государственных корпораций?
Финансово-правовой статус государственных корпораций представляет собой совокупность прав и обязанностей, которыми они обладают в сфере финансовой деятельности. Он определяется нормативно-правовой основой и закрепляется законодательством.
Какие преимущества имеет публичный характер деятельности государственных корпораций?
Публичный характер деятельности государственных корпораций обеспечивает прозрачность и открытость их финансовой деятельности. Это позволяет обществу контролировать использование государственных ресурсов и влиять на принимаемые ими решения.
Какие особенности налогообложения существуют для государственных корпораций?
Для государственных корпораций существуют ряд особенностей в налогообложении. В частности, они могут быть освобождены от некоторых налогов или иметь льготные условия налогообложения, если их деятельность связана с выполнением государственных задач или социально значимых проектов.
Какие особенности финансово-правового регулирования отношений с участием государственных корпораций существуют?
Финансово-правовое регулирование отношений с участием государственных корпораций имеет свои особенности. Оно направлено на обеспечение эффективного использования государственных ресурсов и контроля за расходованием средств. Также в данном регулировании учитывается публичный интерес и общественные потребности.
Какие особенности финансово-правового регулирования отношений с участием государственных корпораций?
Одной из особенностей финансово-правового регулирования отношений с участием государственных корпораций является особый налоговый режим, который применяется к ним. В зависимости от конкретной деятельности государственной корпорации, ей могут быть предоставлены различные налоговые льготы или освобождение от определенных налогов. Это способствует развитию их деятельности и привлечению инвестиций. Кроме того, госкорпорации могут иметь особый порядок формирование бюджета и распределения средств, а также особые правила ведения финансовой отчетности.
Что можно сказать о финансово-правовом статусе государственной корпорации?
Финансово-правовой статус государственной корпорации описывает ее положение в финансовой системе государства и особенности ее деятельности. Государственная корпорация имеет право на самостоятельное осуществление финансовых операций и управление своими средствами. Она может привлекать дополнительные финансовые ресурсы через различные инструменты, такие как выпуск акций или облигаций. Кроме того, госкорпорации могут принимать участие в формировании федерального бюджета и распределении государственных средств.