Социальная пенсия по инвалидности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 72 72 страницы
  • 66 + 66 источников
  • Добавлена 03.06.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ по инвалидности 6
1.1 Страховые пенсии в Российской Федерации: основные понятия 6
1.2. Правовое регулирование назначения пенсионного обеспечения по инвалидности 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ НАЧИСЛЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ по инвалидности 18
2.1 Категории граждан, имеющих право на пенсию по инвалидности 18
2.2 Условия назначения и выплаты пенсии по инвалидности 24
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии по инвалидности 30
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ по инвалидности 39
3.1. Защита нарушенного права на получение пенсии по инвалидности 39
3.2. Проблемы и перспективы реформирования пенсионного обеспечения по инвалидности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66



Фрагмент для ознакомления

Так, в случае наступления инвалидности вследствие совершения им преступления, социальная пенсия может быть назначена только в случае, если преступление было направлено именно на достижение результата – получение государственного обеспечения по инвалидности, и, при этом, если вина лица в этом доказана вступившим в силу приговором суда, а судимость остается не снятой и не погашенной на момент рассмотрения заявления о назначении государственной пенсии по инвалидности.Также, при построении системы обеспечения пенсионных прав инвалидов необходимо учитывать такие международные акты как Конвенция о правах инвалидов 2006 года и различные Конвенции Международной организации труда при ООН. Среди последних стоит отметить Конвенцию от 29 июня 1967 г. № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», регулирующую вопросы назначения и выплаты пенсий. Конвенция от 21 июня 1982 г. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения», посвященная вопросам сохранения прав в социальной сфере при переселении лиц на место жительство в другое государство. В частности, ст.9 Конвенции № 157 гарантирует право на получение пособий по инвалидности. Названные конвенции МОТ до настоящего времени не ратифицировались ни Советским Союзом, ни Российской Федерацией, однако, как показывает анализ отдельных соглашений РФ и норм российского социального законодательства, это вовсе не означает, что в положениях этих документов не учтены эти нормы МОТ.Так, если рассмотреть Конвенцию № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (далее – Конвенция) можно отметить следующее. Денежные выплаты именуются в Конвенции пособиями. В России различаются понятия «пособие» и «пенсия». Пособием признается кратковременная выплата, а пенсией - долговременная, постоянная выплата, размер которой определяется в расчете на календарный месяц. Статья 53 Конвенции определяет вид выплаты, предоставляемой в связи с наступлением инвалидности. Пенсия по инвалидности - один из трех видов государственных пенсий, предоставляется в России на основании Федеральных законов, указанных при анализе национального законодательства.Статья 54 Конвенции определяет понятие инвалидности применительно к пенсионному обеспечению по инвалидности. Согласно Конвенции трудовая пенсия по инвалидности предоставляется лишь при неспособности в установленной степени к какой-либо оплачиваемой деятельности. Это означает, видимо, полную утрату трудоспособности либо невозможность осуществить трудовую деятельность вследствие того, что не созданы для этого соответствующие условия. И в том и в другом случае отсутствует реальная возможность трудиться. Значит, пенсия призвана заменить, компенсировать утраченный заработок и при установлении инвалидности первостепенное значение имеет трудовой критерий, т.е. может ли человек трудиться или не может.В Законе о трудовых пенсиях указывается, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся соответствующим федеральным учреждением в порядке, предусмотренном другим Федеральным законом – «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 1 данного Закона предусматривает, что порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ. Они утверждены им 26 февраля 2006 г. Правительство, в свою очередь, перепоручило решение многих вопросов Минздравсоцразвития России, которое утвердило порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальных экспертиз. В итоге решение важнейших вопросов оказалось в компетенции Правительства РФ и его ведомства. Законодательное регулирование подменено, таким образом, административным управлением, что вряд ли допустимо, учитывая большую значимость пенсионного обеспечения по инвалидности и отнесение данного права к основным правам человека.Статья 57 Конвенции устанавливает общие подходы к определению размера пенсии по инвалидности. Содержание данной статьи неразрывно связано с нормами, содержащимися в разделе XI Конвенции и в приложении к этому разделу. Согласно приложению к разделу XI минимальный размер пенсии по инвалидности типового получателя определен в 50% заработка. Таковым получателем признается мужчина с женой и двумя детьми. Исходной базой для определения размера страховой пенсии по инвалидности является заработок.Из текста данной статьи Конвенции можно сделать следующие выводы: полная пенсия по инвалидности устанавливается, если стаж составляет 15 лет и более, а сокращенная - если имеется стаж от 5 до 15 лет и даже трехлетний стаж.Российское законодательство до 2002 г. придерживалось перечисленных стандартов. Оно определяло требуемый стаж работы в зависимости от возраста инвалида: чем ниже возраст, тем меньше стаж, он варьировался от года до 15 лет. Не требовался вообще стаж, если инвалидность наступила до 20 лет, но в период работы, либо после ее начала, либо вследствие трудового увечья (профзаболевания). Максимальный стаж (15 лет) был необходим тем гражданам, возраст которых превышал 60 лет. Если стаж был меньше установленного для получения полной пенсии, то устанавливалась пенсия при неполном стаже.С 1 января 2002 г. установлены иные правила: право на полную страховую пенсию не зависит от стажа, его определяет лишь факт работы по найму (работа хотя бы один день в любом возрасте), какой-либо минимальный стаж, следовательно, не требуется; размер пенсии исчисляется не из заработка, а на основе РПК и с учетом ожидаемого периода выплаты пенсии. Последствия не поддаются даже логическому объяснению - чем моложе инвалид, тем выше пенсия и наоборот, уровень пенсии инвалидов II группы (тяжелая степень инвалидности) значительно зачастую ниже, чем пенсии по старости, полную пенсию получают все и т.д.Разработанная Правительством РФ Стратегия развития пенсионной системы не предусматривает введения иного порядка исчисления страховых пенсий по инвалидности. Все такие пенсии предполагается определять по-прежнему по правилам и нормам Закона о страховых пенсиях, что явно не соответствует Конвенции, здравому смыслу и ведет по существу к расточительству страховых взносов.Статья 58 Конвенции определяет период, в течение которого выплачивается пенсия по инвалидности. По буквальному смыслу данная статья относит к периоду, за который выплачивается пенсия по инвалидности, все время инвалидности начиная со дня ее наступления (установления) и до истечения срока, до которого она установлена.Российское пенсионное законодательство определяет вместе с этим, процедуру «вхождения» в обеспечение пенсией. В отношении трудовых пенсий по инвалидности она отличается от той, которая предусмотрена для пенсии по старости. Общее лишь то, что для любой пенсии установлен заявительный порядок. По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, т.е. со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Однако пенсия по инвалидности может назначаться со дня признания гражданина инвалидом, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев с этого дня.Общие выводы по разделу IX Конвенции № 102 следующие.1. По условиям предоставления страховых пенсий по инвалидности российское законодательство полностью соответствует требованиям и стандартам Конвенции МОТ № 102, оно даже значительно превосходит их, формально являясь в связи с этим более гуманным по отношению к данной наиболее уязвимой части населения. Его эффективность, однако, следует оценивать по реальному внедрению всего комплекса мер социальной защиты инвалидов, и прежде всего по уровню пенсии. По данному показателю оно не соответствует международным стандартам и не обеспечивает достаточный уровень обеспечения большинству получателей пенсии.2. Сохранение прежнего порядка исчисления страховых пенсий по инвалидности, приведшего практически к пенсионной нищете всех инвалидов и их семей, не поддается внятному объяснению и оправданию, если предстоящая пенсионная реформа действительно, а не на словах имеет цель повысить уровень пенсионного обеспечения. Пенсия по инвалидности застрахованным должна исчисляться на основании заработка и с учетом того стажа, который они реально могли приобрести по своему возрасту. При этом надо иметь в виду, что инвалиды II группы доминируют, некоторые социальные пенсии по инвалидности выше трудовой пенсии по инвалидности II группы и т.д.Уровень полной трудовой пенсии по инвалидности по отношению к заработку (коэффициент замещения) типичного получателя пенсии (квалифицированный рабочий мужского пола, заработок выше среднего на 25%) определен Конвенцией в 50%. Он рассчитывается с учетом необходимости содержания жены и двух детей. Такая пенсия в абсолютной сумме должна быть достаточной для поддержания здоровья и надлежащего материального положения семьи пенсионера. Для большинства пенсионеров-инвалидов она не является таковой.Так же как и в отношении страховой пенсии по старости, целесообразно установить соответствующий минимальный размер пенсии по инвалидности (не ниже такого размера пенсии по старости) при выполнении соответствующих стажевых требований.При ратификации Конвенции МОТ в этой части Правительству РФ следовало бы взять соответствующие обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с международными нормами.ЗАКЛЮЧЕНИЕРассмотрев выбранную нами тему работы «Страховая пенсия по инвалидности», мы пришли к ряду выводов.1. Впервые государственные пенсии появились больше ста лет назад.Пенсия является выплатой алиментарного характера. Пенсия обладает несколькими функциями: воспроизводственная; стимулирующая функция, которая достаточно тесно взаимосвязана с мотивационной (стимулирующей) функцией заработной платы; социальная функция, которая направлена на реализацию принципа социальной справедливости.2. Можно сформулировать такое определение пенсии, как ежемесячная денежная выплата, которая производится государством из Пенсионного фонда гражданам, которые достигли пенсионного возраста, ставшими инвалидами, которые имеют определенный трудовой стаж, а также нетрудоспособным гражданам, потерявших кормильцев.3. Под страховой пенсией следует понимать денежная выплата, выплачиваемую ежемесячно для того, чтобы возместить застрахованным лицам заработную плату и другие выплаты и вознаграждения. Страховая пенсия выплачивается следующим лицам:застрахованному лицу, которое стало нетрудоспособным вследствие инвалидности или старости; нетрудоспособным членам семьи застрахованного лица, в связи со смертью их кормильца.4. Признаками страховой пенсии по инвалидности являются:денежная выплата;назначение каждый месяц; выступание ее в качестве средства к существованию для нетрудоспособных по инвалидности граждан; она компенсирует застрахованным лицам заработную плату (или иное вознаграждение), которое было утрачено ими после наступления нетрудоспособности после наступления инвалидности; она компенсирует вред, который был нанесен здоровью граждан в результате катастроф техногенного и радиационного характера после достижения ими инвалидности.Пенсия по инвалидности – это назначаемая ежемесячно в качестве средства к существованию для нетрудоспособных по инвалидности граждан денежная выплата, компенсирующая застрахованным лицам заработную плату или иное вознаграждение, а также вред, нанесенный их здоровью вследствие техногенных и радиационных катастроф.5. Нормативно-правовые акты, которые регулируют страховую пенсию по инвалидности, можно выделить с учетом двух уровней: международного и национального (российского). На российском уровне нормативно-правовых актов обеспечение страховыми пенсиями по инвалидности базируется на нормах Конституции Российской Федерации. Законодательство РФ, закрепляющее условие назначения страховой пенсии по инвалидности, порядок ее назначения и размеры, является весьма обширным. Среди нормативно-правовых актов можно выделить следующие: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»; Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».Нормативная правовая база в нашей стране в области защиты инвалидов неизменно формируется и трансформируется, вместе с тем в нынешнем отечественном обществе присутствует объективная потребность в принятии концепции правового регламентирования государственной политики, которая была бы направлена на реализацию конституционных принципов соцзащиты инвалидов.6. Право на страховую пенсию по инвалидности принадлежит гражданам из числа застрахованных лиц, которые признаны инвалидами I, II или III группы.В ч. 1 ст. 9 Закона о страховании также отмечено, что признание гражданина инвалидом и определение группы инвалидности осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, которые предусмотрен Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.Под инвалидом следует понимать лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями, а также последствиями травм либо дефектами, которые привели к ограничению жизнедеятельности и вызвали надобность его социальной защиты.7. Статья 9 Закона о страховых пенсиях устанавливает условия назначения страховой пенсии по инвалидности. На основании ч. 1 ст. 9 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по инвалидности принадлежит гражданам из числа застрахованных лиц, которые признаны инвалидами I, II или III группы. Для получения страховой пенсии по инвалидности необходимо, чтобы были соблюдены такие условия, как:- признание гражданина инвалидом и определение группы инвалидности (выполняется установленное законодательством федеральное учреждение медико-социальной экспертизы);- наличие хотя бы одного дня страхового стажа (в противоположном случае может быть назначена социальная пенсия по инвалидности).8. Для оформления страховой пенсии по инвалидности потребуются:- заявление о назначении страховой пенсии по инвалидности;- паспорт (для граждан РФ) либо вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства);- свидетельство обязательного пенсионного страхования;- документы- выписка из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы гражданина, который признан инвалидом;- иные документы, которые необходимы для подтверждения допобстоятельств.9. Страховая пенсия по инвалидности выплачивается ежемесячно. Размер страховой пенсии по инвалидности определяется по формуле (ст. 15 Закона о страховых пенсиях)СП = ПК x С + ФВ,10. Защита прав и законных интересов граждан на пенсионное обеспечение может осуществляться в административном и судебном порядке, что прямо закреплено в ст. 3 ст.29 ГПК РФ.Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о категориях дел относительно обжалования пенсий по инвалидности. В соответствии с действующим законодательством граждане обжалуют решение управления Пенсионного фонда в вышестоящую инстанцию, тем самым реализовали право. Наибольшее количество споров, возникающих из пенсионных правоотношений, составляют споры о защите прав граждан на пенсию по инвалидности. В частности, это оспаривание отказа территориальных управлений Пенсионного Фонда Российской Федерации в назначении пенсии по выслуге по причине отсутствия специального стажа.Судебная защита пенсионных прав - важнейшая гарантия соблюдения конституционных прав граждан. Предварительный административный порядок обжалования действий и решений пенсионных органов не является обязательным, что позволяет заявителю наиболее полно восстановить нарушенное право.11. 1 января 2015 г. вступили в силу очередные изменения в действующее российское пенсионное законодательство. Декларируется, что эти изменения призваны защитить пенсионные права граждан на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения. Вместе с тем становятся очевидными отдельные проблемы, с которыми в ближайшее время неизбежно столкнутся граждане при реализации своего конституционного права на пенсионное обеспечение.Присоединяемся к мнению ученых о том, что многие из этих проблем обусловлены недостаточной согласованностью законодательства о пенсионном обеспечении инвалидов с иными законодательными актами в сфере пенсионного обеспечения граждан .Положения, устанавливающие процедуру осуществления права граждан на пенсионное обеспечение по инвалидности, зачастую вызывают трудности при их использовании. К сожалению, на практике процессуальный срок десять дней, в течение которого территориальный орган Пенсионного фонда РФ должен рассмотреть заявление о назначении пенсии, как правило, не выдерживается. Следовательно, в имеющейся процедуре не установлено выдачи каких-либо документов, которые бы подтверждали его обращение с заявлением в Пенсионный орган, в связи с чем гражданин практически лишен возможности доказать подобный факт.Принимая во внимание, что большей частью пенсионными органами допускаются самые различные нарушения процедурных прав граждан на пенсию в общем, и пенсию по инвалидности в частности, можно разделить мнение специалистов о надобности принятия специальных правовых положений о юридической ответственности госорганов, которые допускают подобные нарушения, так как в этом случае гражданам причиняется имущественный ущерб, а в результате инвалид лишается средств к существованию или получает их в неполном объеме. Главные цели подобной ответственности состоят в том, чтобы по возможности максимально способствовать предупреждению нарушений пенсионных прав инвалидов, а в случае нарушения таких прав, гарантировать скорейшее и полное их восстановление. К числу подобных нарушений можно, в частности, присовокупить: несоблюдение сроков назначения пенсии по инвалидности и ее перерасчета в сторону увеличения; неаргументированный отказ в своевременном назначении пенсии по инвалидности, неправомерное приостановление либо прекращение ее выплаты. Отсутствие подобных положений в законодательстве подвергает права граждан безнаказанным нарушениям и не гарантирует их восстановления. В связи с данным обстоятельством предлагается законодательно зафиксировать нормы о юридической ответственности органов, которые осуществляют пенсионное обеспечение, установив их ответственность, как перед государством, так и перед гражданином, права которого были явно нарушены. Причем подобная ответственность обязана выступать материальной, в том числе и включая право гражданина на возмещение морального вреда.В качестве проблем пенсионного обеспечения инвалидов можно отметить также следующее. Так, причина инвалидности оказывает влияние на возникновение права на пенсию по инвалидности для военнослужащих и участников ВОВ в том случае, если инвалидность наступила вследствие совершения гражданином уголовно-наказуемого деяния, то есть преступления, предусмотренного УК РФ, а также если причиной инвалидности стало умышленное причинение гражданином вреда своему здоровью. В этих случаях гражданин не имеет права на получение государственной пенсии по инвалидности и ему назначается социальная пенсия по инвалидности. Следует обратить внимание, что причинно-следственная связь между наступлением инвалидности и совершением гражданином преступления, а также между наступлением инвалидности и умышленным причинением гражданином вреда своему здоровью должна быть установлена в судебном порядке. При этом порядок установления данной причинно-следственной связи до настоящего времени Правительством РФ не установлен.Представляется, что применение столь строгих мер, как лишение права на государственную пенсию по инвалидности, нельзя назвать полностью обоснованными. Принимая во внимание особый характер государственной пенсии по инвалидности, не связанной с уплатой страховых взносов, тем не менее, представляется целесообразным несколько смягчить положения Закона № 166-ФЗ в части возможного лишения права а получение государственной пенсии по инвалидности.Общие выводы по разделу IX Конвенции № 102 следующие.1. По условиям предоставления страховых пенсий по инвалидности российское законодательство полностью соответствует требованиям и стандартам Конвенции МОТ № 102, оно даже значительно превосходит их, формально являясь в связи с этим более гуманным по отношению к данной наиболее уязвимой части населения. Его эффективность, однако, следует оценивать по реальному внедрению всего комплекса мер социальной защиты инвалидов, и прежде всего по уровню пенсии. По данному показателю оно не соответствует международным стандартам и не обеспечивает достаточный уровень обеспечения большинству получателей пенсии.2. Сохранение прежнего порядка исчисления страховых пенсий по инвалидности, приведшего практически к пенсионной нищете всех инвалидов и их семей, не поддается внятному объяснению и оправданию, если предстоящая пенсионная реформа действительно, а не на словах имеет цель повысить уровень пенсионного обеспечения. Пенсия по инвалидности застрахованным должна исчисляться на основании заработка и с учетом того стажа, который они реально могли приобрести по своему возрасту. При этом надо иметь в виду, что инвалиды II группы доминируют, некоторые социальные пенсии по инвалидности выше трудовой пенсии по инвалидности II группы и т.д.Уровень полной трудовой пенсии по инвалидности по отношению к заработку (коэффициент замещения) типичного получателя пенсии (квалифицированный рабочий мужского пола, заработок выше среднего на 25%) определен Конвенцией в 50%. Он рассчитывается с учетом необходимости содержания жены и двух детей. Такая пенсия в абсолютной сумме должна быть достаточной для поддержания здоровья и надлежащего материального положения семьи пенсионера. Для большинства пенсионеров-инвалидов она не является таковой.Так же как и в отношении страховой пенсии по старости, целесообразно установить соответствующий минимальный размер пенсии по инвалидности (не ниже такого размера пенсии по старости) при выполнении соответствующих стажевых требований.При ратификации Конвенции МОТ в этой части Правительству РФ следовало бы взять соответствующие обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с международными нормами.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые актыВсеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995.Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (заключена в г. Женеве 28.06. 1952) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=INT&n=16217&req=doc (сайт СПС КонсультантПлюс) (дата обращения: 23.03.2017).Конвенция № 117 Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики» (Женева, 22 июня 1962 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=6052;dst=0;rnd=189271.5753078095149249;SRDSMODE=QSP_GENERAL;SEARCHPLUS=%EE%E1%20%EE%F1%ED%EE%E2%ED%FB%F5%20%F6%E5%EB%FF%F5%20%E8%20%ED%EE%F0%EC%E0%F5%20%F1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%EE%E9%20%EF%EE%EB%E8%F2%E8%EA%E8;EXCL=PBUN%2CQSBO%2CKRBO%2CPKBO;SRD=true;ts=11622983891892718435810855589807 (сайт СПС КонсультантПлюс) (дата обращения: 23.03.2017).Конвенция № 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца». Россия не участвует. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1531 - 1552.Конвенция № 157 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 21.06.1982) Документ вступил в силу 11 сентября 1986 года. Россия не участвует // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1971 - 1982.Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.04.2013Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.Международный пакт от 16.12.1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.Рекомендация № 162 Международной организации труда «О пожилых трудящихся» (принята в г. Женеве 26.06.1980 на 66-ой сессии Генеральной конференции МОТ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=3987 (сайт СПС КонсультантПлюс) (дата обращения: 23.03.2017).Рекомендация № 167 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (принята в г. Женеве 20.06.1983 на 69-ой сессии Генеральной конференции МОТ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=3742 (сайт СПС КонсультантПлюс) (дата обращения: 23.03.2017).Рекомендация № 67 Международной организации труда «Об обеспечении дохода» (принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=2412 (сайт СПС КонсультантПлюс) (дата обращения: 23.03.2017).Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4563.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3686.Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4832.Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1(ч.1). - Ст. 1.Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.06.2002. - № 22. - Ст. 2031.Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3032.Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 900.Федеральный закон от 04.07.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» // Собрание законодательства РФ. - 2011. № 23. Ст. 3266.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть II). - Ст. 6965.Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ.- 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6989.Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть I). - Ст. 5.Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 21. - Ст. 699.Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. - 27.02.2006. - № 9. - Ст. 1018.Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8029.Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 № 26297) // Российская газета. - № 301. - 28.12.2012.Приказ Минтруда России от 19.01.2016 № 14н (ред. от 20.06.2016) «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 № 41131) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 11.04.2017.Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2014 № 34792) // Российская газета. - № 284. - 12.12.2014.Научная и учебная литератураАзарова Е.Г. и др. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л.А. Чиканова // СПС КонсультантПлюс. 2017.Антипьева Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 8. С. 50 - 55.Аракчеев В.С. Пенсионное право России. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 21. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2017.Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности // Журнал российского права. 2011. № 3. С. 64 - 70.Захаров М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система // Журнал российского права. 2015. № 7. С. 5.Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации // Гарант: Справочная правовая система. Сетевая версия. 2005. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 4. С. 47 - 54.Миронова Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7. С. 101 - 106.Орлов-Карба П.А. Пенсионное обеспечение как составляющая системы социальной защиты // Аналитический портал. Пенсионный консультант. Режим доступа: http://www.pension.ru/pr_rf_1.htm Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. - М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. - 176 с.Фогель Я.М. Право на пенсию и его гарантии. М.: Юридическая литература, 1972. С. 39. Чирков С.А. К вопросу о международном праве социального обеспечения // СПС КонсультантПлюс. 2017.Что влияет на размер страховой пенсии по инвалидности? // Электронный журнал «Азбука права». 2016.Судебная практикаОпределение Верховного Суда РФ от 11.07.2016 № 26-КГ16-6 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 05.04.2017.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 2. – 2013.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - № 4. – 2013.Апелляционное определение Московского городского суда от 20.08.2014 № 33-33188/2014 // СПС «КонсультантПлюс».Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 06.10.2014 по делу № 33-9504 // СПС «КонсультантПлюс».Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 06.02.2015 по делу № 33-490/2015 // СПС «КонсультантПлюс».Апелляционное определение Московского областного суда от 29.05.2013 по делу № 33-11920/2013 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 05.04.2017.Апелляционное определение Ростовского областного суда от 03.09.2015 по делу № 33-13567/2015 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 05.04.2017.Определение Приморского краевого суда от 19.10.2015 по делу № 33-9458/2015 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 05.04.2017.

Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995.
2. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (заключена в г. Женеве 28.06. 1952) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=INT&n=16217&req=doc (сайт СПС КонсультантПлюс) (дата обращения: 23.03.2017).
3. Конвенция № 117 Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики» (Женева, 22 июня 1962 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=6052;dst=0;rnd=189271.5753078095149249;SRDSMODE=QSP_GENERAL;SEARCHPLUS=%EE%E1%20%EE%F1%ED%EE%E2%ED%FB%F5%20%F6%E5%EB%FF%F5%20%E8%20%ED%EE%F0%EC%E0%F5%20%F1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%EE%E9%20%EF%EE%EB%E8%F2%E8%EA%E8;EXCL=PBUN%2CQSBO%2CKRBO%2CPKBO;SRD=true;ts=11622983891892718435810855589807 (сайт СПС КонсультантПлюс) (дата обращения: 23.03.2017).
4. Конвенция № 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца». Россия не участвует. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1531 - 1552.
5. Конвенция № 157 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 21.06.1982) Документ вступил в силу 11 сентября 1986 года. Россия не участвует // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1971 - 1982.
6. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.04.2013
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
8. Международный пакт от 16.12.1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.
9. Рекомендация № 162 Международной организации труда «О пожилых трудящихся» (принята в г. Женеве 26.06.1980 на 66-ой сессии Генеральной конференции МОТ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=3987 (сайт СПС КонсультантПлюс) (дата обращения: 23.03.2017).
10. Рекомендация № 167 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (принята в г. Женеве 20.06.1983 на 69-ой сессии Генеральной конференции МОТ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=3742 (сайт СПС КонсультантПлюс) (дата обращения: 23.03.2017).
11. Рекомендация № 67 Международной организации труда «Об обеспечении дохода» (принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=2412 (сайт СПС КонсультантПлюс) (дата обращения: 23.03.2017).
12. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4563.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
14. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3686.
15. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4832.
16. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.
17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1(ч.1). - Ст. 1.
18. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.06.2002. - № 22. - Ст. 2031.
19. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3032.
20. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 900.
21. Федеральный закон от 04.07.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» // Собрание законодательства РФ. - 2011. № 23. Ст. 3266.
22. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть II). - Ст. 6965.
23. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ.- 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6989.
24. Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть I). - Ст. 5.
25. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 21. - Ст. 699.
26. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. - 27.02.2006. - № 9. - Ст. 1018.
27. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8029.
28. Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 № 26297) // Российская газета. - № 301. - 28.12.2012.
29. Приказ Минтруда России от 19.01.2016 № 14н (ред. от 20.06.2016) «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 № 41131) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 11.04.2017.
30. Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2014 № 34792) // Российская газета. - № 284. - 12.12.2014.
Научная и учебная литература
31. Азарова Е.Г. и др. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л.А. Чиканова // СПС КонсультантПлюс. 2017.
32. Антипьева Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 8. С. 50 - 55.
33. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 21.
34. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2017.
35. Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности // Журнал российского права. 2011. № 3. С. 64 - 70.
36. Захаров М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система // Журнал российского права. 2015. № 7. С. 5.
37. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации // Гарант: Справочная правовая система. Сетевая версия. 2005.
38. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 4. С. 47 - 54.
39. Миронова Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7. С. 101 - 106.
40. Орлов-Карба П.А. Пенсионное обеспечение как составляющая системы социальной защиты // Аналитический портал. Пенсионный консультант. Режим доступа: http://www.pension.ru/pr_rf_1.htm
41. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. - М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. - 176 с.
42. Фогель Я.М. Право на пенсию и его гарантии. М.: Юридическая литература, 1972. С. 39.
43. Чирков С.А. К вопросу о международном праве социального обеспечения // СПС КонсультантПлюс. 2017.
44. Что влияет на размер страховой пенсии по инвалидности? // Электронный журнал «Азбука права». 2016.
Судебная практика
45. Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2016 № 26-КГ16-6 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 05.04.2017.
46. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 2. – 2013.
47. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - № 4. – 2013.
48. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.08.2014 № 33-33188/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
49. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 06.10.2014 по делу № 33-9504 // СПС «КонсультантПлюс».
50. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 06.02.2015 по делу № 33-490/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
51. Апелляционное определение Московского областного суда от 29.05.2013 по делу № 33-11920/2013 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 05.04.2017.
52. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 03.09.2015 по делу № 33-13567/2015 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 05.04.2017.
53. Определение Приморского краевого суда от 19.10.2015 по делу № 33-9458/2015 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 05.04.2017.

Вопрос-ответ:

Кто имеет право на социальную пенсию по инвалидности?

Право на социальную пенсию по инвалидности имеют граждане, которые имеют инвалидность и попадают в определенные категории граждан, установленные законодательством.

Какие условия нужно выполнить, чтобы получить пенсию по инвалидности?

Для получения пенсии по инвалидности необходимо иметь инвалидность и соответствовать определенным условиям, таким как стаж работы и наличие страховых взносов.

Как назначается и выплачивается пенсия по инвалидности?

Пенсия по инвалидности назначается и выплачивается органами пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством. Пенсия выплачивается ежемесячно на банковский счет пенсионера.

Какие категории граждан имеют право на пенсию по инвалидности?

К пенсии по инвалидности имеют право граждане, которые являются инвалидами 1 или 2 группы, а также граждане, которые имеют длительную инвалидность и не являются инвалидами 1 или 2 группы.

Какое правовое регулирование назначения пенсионного обеспечения по инвалидности?

Назначение пенсионного обеспечения по инвалидности регулируется федеральным законодательством, включая законы о пенсионном обеспечении и законы о социальной защите инвалидов.

Что такое социальная пенсия по инвалидности?

Социальная пенсия по инвалидности - это выплата, предоставляемая гражданам, имеющим инвалидность, для обеспечения их социальной защиты и улучшения жизненных условий.

Какие основные понятия связаны со страховыми пенсиями в России?

Основные понятия, связанные со страховыми пенсиями в России, включают назначение и выплату пенсии по инвалидности, а также правовое регулирование этой сферы.

Кто имеет право на пенсию по инвалидности в России?

Право на пенсию по инвалидности в России имеют граждане, которые имеют установленную инвалидность и соответствуют установленным условиям назначения и выплаты пенсии.

Какие категории граждан имеют право на пенсию по инвалидности?

Категории граждан, имеющих право на пенсию по инвалидности, включают инвалидов, женщин, родивших инвалида-ребенка, и лиц, ставших инвалидами в юношеском возрасте.

Как происходит назначение и выплата пенсии по инвалидности?

Назначение и выплата пенсии по инвалидности осуществляется в соответствии с установленным порядком, который включает определение категории граждан, имеющих право на пенсию, и условия их назначения и выплаты.

Кто имеет право на социальную пенсию по инвалидности?

Право на социальную пенсию по инвалидности имеют граждане, которые признаны инвалидами по состоянию здоровья.