Система специального дошкольного образования лиц с нарушениями зрения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 19 19 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 17.05.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 6
1.1 Причины и виды нарушений зрения 6
1.2 Особенности детей с нарушениями зрения 10
1.3 Система специального дошкольного образования детей с нарушениями зрения 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 19


Фрагмент для ознакомления

Совершенно слепые дети и дети с незначительным остаточным зрением, невозможным для использования в целях зрительной работы, воспитываются в детских домах и дошкольных группах при школах для слепых.В таких группах обеспечивают лечение, предупреждают дальнейшее ухудшение состояния, создают коррекционно-компенсаторные условия в процессе обучения и воспитания в целях профилактики появлений вторичных отклонений, преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений.Группы детей состоят из 10 человек слепых и слабовидящих детей или 10-12 дошкольников с амблиопией или косоглазием.Занятия могут быть фронтального, подгруппового или индивидуального характера.Метод обучения основан на общедидактических принципах обучения с учетом особенностей развития детей, имеющих патологию органов зрения, способов восприятия, компенсаторных возможностей и познавательной деятельности.В обучении широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия наглядного иллюстративного материала. Для расширения чувственного опыта проводят специальную работу по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях и наблюдения, при этом важную роль отводят регулирующей роли речи, как средству компенсации слепоты и слабовидения.Наборы детей осуществляются на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогических комиссий. Обследование представляет собой серию игровых заданий, которые позволяют выявить уровень психофизического развития ребенка.Тифлопедагог – учитель-дефектолог, проводит тифлопедагогические коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке.Тифлотехника является теоретическим обоснованием технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью, практическим приложением этих устройств и методов применительно к условиям деятельности слепых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зрительных функций. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время психофизическое благополучие детей в условиях специальных дошкольных образовательных учреждений приобретает особую актуальность, так как это одна из важнейших проблем государственной политики сохранения здоровья нации.Далеко не все проблемы обучения и воспитания слабовидящих детей в системе специального дошкольного образования были решены в первые десятилетия и до сегодняшних дней. Причиной такого положения стала теоретическая несостоятельность и слабая экспериментальная основа тифлопедагогических исследований для приспособления процесса обучения слабовидящего ребенка.Слабовидение обусловлено разнообразием нарушений зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью выраженности патологии органов зрения, возможностью компенсации. При слабовидении существует больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира в отличие от остаточного зрения. Проблемой дошкольников и младших школьников с патологиями зрения является проблема социализации, которая определяет их реабилитацию.  К дезадаптации детей с нарушениями зрения приводит неумение пользоваться бытовой техникой, несформированность навыков коммуникации, невозможность самообслуживания и самостоятельного передвижения, все это затрудняет их интеграцию в современном обществе, а также массовые учебные заведения.Последние годы характеризуются развитием познавательных процессов у детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях, что привело к успехам в интеллектуальном развитии детей, но значительно ослабило их социальную адаптацию. При отсутствии должного внимания к социализации дошкольников с нарушениями зрения с раннего возраста в системе специальных дошкольных образовательных учреждений у детей появляется боязнь новых перемен и условий, они отстраняются от общества, появляется зависимость от взрослых и товарищей.Работа педагогов в специальных дошкольных учреждениях для лиц с нарушениями зрения направлена на гармоничное развитие ребенка, насколько это позволяет сделать уровень нарушения зрения, а также психическое и физическое развитие детей.Таким образом, на современном этапе задача системы образования состоит в необходимости открытия в достаточном количестве и с коллективом профессионально подготовленных тифлопедагогов специальных дошкольных образовательных учреждений, а также специальных коррекционных классов для обучения лиц с нарушениями зрения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Азарян, Р.Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников [Текст] /Р.Н.Азарян // Дефектология. - 1984. - № 6. - С.53-59. 2. Волкова, Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей [Текст] / Л.С.Волкова. - Л., 2006. - 186 с. 3. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст] / Сб. науч. трудов  / под ред. А.Г. Литвака. - Л., 2009. - 122 с. 4. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье [Текст] / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 2009. - 78 с. 5. Григорьева, Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения  [Текст] / Г.В.Григорьева // Дефектология. - 2010.   6. Григорьева, Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников [Текст] / Л.П.Григорьева. - М.: Педагогика, 2007. 7. Григорьева, Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста  [Текст] / Г.В.Григорьева // Дефектология. - 2009. 8. Григорьева, Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей с низким зрением // Физиология человека. - 2008. С. 85-91. 9. Дети с глубокими нарушениями зрения [Текст] / под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 2008. 10. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения [Текст]: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 1996 г., С.-Петербург   / ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 2005. - 115 с. 11. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П.Ермаков, Г.А.Якунин . - М.: ВЛАДОС, 2008. - 240 с. 12. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П.Ермаков, Г.А.Якунин. - М.: Просвещение, 2006. - 222 с. 13. Ермолович, З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы [Текст] / З.Г.Ермолович // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 2007. - С.87-95. 14. Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / М.И.Земцова. - М.: Просвещение, 2006. - 160 с. 15. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М.И.Земцова. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с. 16. Зислина, Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков [Текст] / Н.Н.Зислина. - М.: Педагогика, 2007. - 168 с. 17. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации [Текст] / под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2006. - 16 с. 18. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения [текст] / В.А.Кручинин. - СПб., 2007. 19. Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? [Текст] / А.Г.Литвак  // Дефектология. - 2007.   20. Литвак А.Г. Тифлопсихология [Текст] / А.Г.Литвак. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азарян, Р.Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников [Текст] /Р.Н.Азарян // Дефектология. - 1984. - № 6. - С.53-59.
2. Волкова, Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей [Текст] / Л.С.Волкова. - Л., 2006. - 186 с. 3. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст] / Сб. науч. трудов / под ред. А.Г. Литвака. - Л., 2009. - 122 с.
4. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье [Текст] / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 2009. - 78 с.
5. Григорьева, Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения [Текст] / Г.В.Григорьева // Дефектология. - 2010.
6. Григорьева, Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников [Текст] / Л.П.Григорьева. - М.: Педагогика, 2007.
7. Григорьева, Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста [Текст] / Г.В.Григорьева // Дефектология. - 2009.
8. Григорьева, Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей с низким зрением // Физиология человека. - 2008. С. 85-91.
9. Дети с глубокими нарушениями зрения [Текст] / под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 2008.
10. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения [Текст]: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 1996 г., С.-Петербург / ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 2005. - 115 с.
11. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П.Ермаков, Г.А.Якунин . - М.: ВЛАДОС, 2008. - 240 с.
12. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П.Ермаков, Г.А.Якунин. - М.: Просвещение, 2006. - 222 с.
13. Ермолович, З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы [Текст] / З.Г.Ермолович // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 2007. - С.87-95.
14. Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / М.И.Земцова. - М.: Просвещение, 2006. - 160 с.
15. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М.И.Земцова. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
16. Зислина, Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков [Текст] / Н.Н.Зислина. - М.: Педагогика, 2007. - 168 с.
17. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации [Текст] / под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2006. - 16 с.
18. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения [текст] / В.А.Кручинин. - СПб., 2007.
19. Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? [Текст] / А.Г.Литвак // Дефектология. - 2007.
20. Литвак А.Г. Тифлопсихология [Текст] / А.Г.Литвак. - М.: Просвещение, 2005. - 207

Вопрос-ответ:

Какие нарушения зрения могут быть у детей?

Нарушения зрения у детей могут быть различными, включая глаукому, катаракту, амблиопию, страбизм, аномалии развития глаза и другие.

Какие особенности характерны для детей с нарушениями зрения?

Дети с нарушениями зрения обычно имеют ограниченное или отсутствующее зрение, что требует специального подхода к их образованию и развитию. Они могут испытывать трудности во взаимодействии с окружающим миром и требуют дополнительной поддержки и обучения.

Что включает в себя система специального дошкольного образования для детей с нарушениями зрения?

Система специального дошкольного образования для детей с нарушениями зрения включает в себя различные программы и методы обучения, а также специализированную техническую поддержку, чтобы помочь детям развивать свои способности и адаптироваться к окружающей среде.

Какие методы используются для обучения детей с нарушениями зрения?

Для обучения детей с нарушениями зрения используются различные методы, включая использование специальных программ компьютерного обучения, аудиовизуальные материалы, тактильные и моторные навыки, а также индивидуальные подходы к каждому ребенку в зависимости от его потребностей.

Что делать, если ребенок полностью слепой?

Если ребенок полностью слепой, неспособный использовать остаточное зрение, важно предоставить ему специальную поддержку и обучение с учетом его индивидуальных потребностей. Это может включать использование школы для незрячих, специальных программ развития и поддержки, а также помощь специалистов в обучении ребенка основным навыкам и независимости.

Какие причины и виды нарушений зрения могут возникать у детей?

Нарушения зрения у детей могут быть вызваны различными причинами, такими как генетические аномалии, инфекции во время беременности, травмы глаз и другие заболевания. Виды нарушений зрения у детей могут включать косоглазие, дальнозоркость, близорукость и др.

Какие особенности характерны для детей с нарушениями зрения?

Дети с нарушениями зрения имеют ряд особенностей. Они часто испытывают трудности с ориентацией в пространстве, координацией движений и восприятием окружающего мира. Они нуждаются в специальных методах обучения, таких как рельефно-точечный шрифт и увеличенные предметы.

Какова система специального дошкольного образования детей с нарушениями зрения?

Система специального дошкольного образования детей с нарушениями зрения включает в себя специальные дошкольные учреждения, где дети получают специализированное образование и помощь. Здесь они занимаются различными образовательными программами, а также получают реабилитационные мероприятия и поддержку социальных работников.

Какими способами можно помочь детям с полной слепотой и детям с остаточным зрением?

Для детей с полной слепотой, для которых невозможно использование зрительной работы, используются другие методы обучения, такие как развитие тактильных и слуховых навыков, использование рельефно-точечного шрифта и аудиоматериалов. Детям с остаточным зрением, которые имеют незначительное зрение, могут предлагаться специальные упражнения и помощь с преодолением трудностей в учебном процессе.