Роль частных военных компаний в современных вооруженных конфликтах. Перспективы расширения частной военной деятельности в международных конфликтах.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 60 60 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 28.05.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Исторические аспекты и деятельность современных частных военных компаний 7
1.1 Частные военные компании: понятие, разновидности, история возникновения 7
1.2 Правовые проблемы деятельности ЧВОК 15
1.3 Анализ деятельности современных ЧВОК 20
Глава 2. Участие ЧВОК в современных вооруженных конфликтах и миротворческой деятельности 31
2.1 Вооруженные конфликты в современном мире 31
2.2 Анализ деятельности ООН по привлечению ЧВОК к обеспечению задач международной безопасности 37
2.3 Перспективы использования ЧВОК в разрешении международных вооруженных конфликтов и миротворческой деятельности 44
Заключение 52
Список использованных источников 57
Приложение АКрупнейшие современные ЧВОК 61
Приложение БМеждународные конфликты в 2016 г. 63
Приложение ВПеречень контрактов ООН с ЧВОК 64

Фрагмент для ознакомления

Еще более важным фактором является то, что игнорирование уже сложившегося рынка ЧВОК может привести к тому, что их деятельность окончательно сместится в «серую зону» двусторонних отношений между правительствами и компаниями, которые практически никак не контролируются международными институтами.3. Существует значительное совпадение функций миротворческих сил ООН и ЧВОК, позволяющее рассматривать возможности аутсорсинга наиболее чувствительных и ответственных задач, стоящих перед международными организациями. Такое совпадение отмечается для всех трех функциональных областей миротворческих сил: военных (например, охрана буферных зон, разминирование, обучение и переподготовка), политические (поддержание правопорядка, участие в избирательном процессе, подготовка и реформирование полицейских сил), гуманитарные (охрана конвоев и персонала миссий, материально-техническая помощь и снабжение, создание зон безопасности). При этом, как отмечает П.Г.Зверев, если традиционные принципы миротворчества ООН предполагают, что «голубые каски» не должны участвовать в военных действиях или боевом обеспечении вовлеченных в конфликт сил, на миротворческие миссии «второго поколения» могут возлагаться и новые функции: реформирование национальных вооруженных сил, обеспечение безопасности стратегических объектов и др., – функции, которые находятся в сфере интересов и компетенции ЧВОК.4. Отдельные структуры ООН уже обладают фактическим опытом сотрудничества с ЧВОК, позволяющим оценить эффективность их участия в миссиях и проблемы, возникающие при взаимодействии с ними. Этот фактический опыт может стать основой для разработки общей политики международных организаций в отношении ЧВОК.Основываясь на приведенных соображениях, можно сформулировать ряд рекомендаций по развитию сотрудничества ООН и других международных организаций с ЧВОК.1. Интенсифицировать работу по обобщению и анализу опыта взаимодействия структур ООН и ЧВОК. Первые попытки такого рода предприняты в рамках DCAF; рабочая группа ООН по вопросам использования наемников также ведет аналитическую работу, однако до сих пор полноценный и всеобъемлющий анализ, затрагивающий все аспекты такого взаимодействия (правовые, финансовые, организационные и др.) не представлено, в том числе из-за небольшой численности экспертной группы. В настоящее время структуры ООН сотрудничают с несколькими десятками ЧВОК по всему миру. Мы считаем необходимым обязать руководство всех структур ООН, сотрудничающих с ЧВОК, представить Рабочей группе всю информацию, необходимую для оценки эффективности и результативности подобного сотрудничества, а также качественные экспертные оценки, которые могут быть обобщены и включены в итоговый документ. Ключевая информация, которая должна быть представлена агентствами и подразделениями ООН, включает в себя:полный перечень ЧВОК, с которыми организация сотрудничала за все время, с разбивкой по годам;полный перечень задач, решаемых ЧВОК в рамках контрактов;информация о регионах работы ЧВОК;стоимость контрактов с оценкой альтернативных способов решения поставленных задач (например, силами самой ООН или национальных правительств, а также другими частными компаниями);оценка степени и качества выполнения контрактных обязательств;информация о всех инцидентах и фактах нарушения норм международного или национального законодательства сотрудниками ЧВОК; экспертная оценка, характеризующая организационные, политические и иные проблемы, возникшие в ходе взаимодействия.Рабочей группе рекомендуется также составить универсальный бланк экспертной оценки деятельности ЧВОК, которая позволит структурировать и обобщить информацию, полученную от различных структур ООН.Систематический анализ, проведенный на основе представленных организациями данных, позволит определить целесообразность привлечения ЧВОК для решения отдельных задач военных, гуманитарных и экономических миссий.2. Сформировать базу данных ЧВОК, позволяющую оценить содержание и объем услуг, которые потенциально могут быть оказаны частными компаниями в конкретных регионах мира. Для составления подобной базы данных рекомендуется сформулировать официальный запрос на имя международной ассоциации ICoCA для дальнейшего распространения среди организаций – членов и подписантов Международного кодекса поведения частных охранных компаний. Такая база данных является сугубо информационным ресурсом и может использоваться для повышения эффективности планирования ООН в области закупок и организации миссий.3. Составить Реестр добросовестных ЧВОК. В отличие от базы данных, Реестр должен стать официальным документом, используемым при заключении контрактов с частными компаниями в области безопасности, снабжения, консультирования. Предполагается, что компании, включенные в Реестр, будут иметь преимущество при заключении любых контрактов ООН в категории «Поддержание порядка, услуги в области охраны и безопасности» и, возможно, ряда других. Условиями для включения компании в Реестр могут стать:принятие компанией на себя обязательств в соответствии с Международным кодексом поведения частных охранных компаний;отсутствие значимых нарушений контрактных обязательств при предыдущем сотрудничестве со структурами ООН;отсутствие значимых инцидентов, связанных с доказанными фактами нарушения сотрудниками ЧВОК норм международного гуманитарного права;отсутствие фактов искусственного завышения стоимости контрактов со стороны ЧВОК;предоставление полных, исчерпывающих отчетов по реализации предыдущих контрактов;отсутствие фактов значимых нарушений деятельности компании национальному законодательству страны, в которой ЧВОК зарегистрирована.4. Интенсификация усилий по разработке нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ЧВОК. Такая регулятивная среда необходима, чтобы все страны, так или иначе связанные с ЧВОК, придерживались единых подходов к использованию и контролю деятельности ЧВОК, причем эти подходы носили юридически обязывающий характер. Это позволит минимизировать риски того, что частные военные компании одновременно участвуют в «подогревании» конфликтов в рамках взаимодействия с национальными правительствами, и в их урегулировании в рамках контрактов с ООН. В настоящее время общую базу для международного регулирования ЧВОК представляет Документ Монтрё. Однако документ этот носит рекомендательный характер, что не может считаться достаточным для задач создания необходимой регулятивной среды. Можно поэтому согласиться с представителями МИД РФ, которые говорят о необходимости замены документа Монтрё полноценной международной Конвенцией. Такая конвенция закрепит международные обязательства правительств по использованию услуг ЧВОК и позволит определить механизмы их привлечения для осуществления миссий ООН и других международных организаций. Кроме того, принятие такой конвенции может стимулировать принятие соответствующих норм на уровне национального законодательства, в частности, в России, что обеспечит дополнительный контроль над деятельностью ЧВОК.Таким образом, можно заключить, что оптимальная стратегия мирового сообщества в отношении ЧВОК должна быть связана не столько с запретом или ограничением их деятельности, сколько с поиском эффективных инструментов их включения в деятельность международных институтов, обеспечивающих их легитимное и контролируемое использование в интересах всего мирового сообщества. ЗаключениеЧастные военные и охранные компании являются сравнительно новым фактором международных отношений, ставшим актуальным во второй половине XXвека. Значительные военные ресурсы, сформировавшиеся во время Второй мировой войны, начало холодной войны, а также процессы деколонизации в странах «третьего мира» сформировали ситуацию, при которой правительства многих стран оказались заинтересованными в новых инструментах реализации своих военно-политических интересов в Африке, Азии и других регионах мира. Правительства Великобритании, а впоследствии США, ЮАР и других стран прибегали к услугам частных военных компаний в вооруженных конфликтах в Йемене, Анголе, Ираке, Афганистане, военных конфликтах на территории бывшей Югославии и др. Деятельность частных военных и охранных организаций на международной арене вызывает крайне неоднозначную реакцию мирового сообщества. С одной стороны, «приватизация» войны рассматривается как серьезная угроза международному праву и деятельности международных институтов по поддержанию мира. Неопределенный статус таких компаний и их роль в вооруженных конфликтах, по сути, приравнивающих их к наемникам, борьба с которыми является одним из приоритетов ООН в области международной безопасности, стали предметом серьезных дискуссий и давления, результатом которого стала ликвидация или реорганизация ряда наиболее противоречивых компаний, таких как ExecutiveOutcomes и SandlineInternational. Частные компании не несут тех обязательств, которые принимают на себя государства, руководствуются преимущественно коммерческими интересами, а их сотрудники многими воспринимаются как классические наемники. ЧВОК неоднократно становились участниками международных скандалов, а их участие в ряде сложных вооруженных конфликтах многими рассматривается как проявление «гибридных» войн, нелегально поддерживаемых правительствами заинтересованных стран.С другой стороны, под давлением международных институтов, наиболее одиозные формы участия ЧВК в качестве непосредственных участников военных конфликтов, в значительной степени были искоренены, а фокус внимания заказчиков сместился в сторону обеспечивающих и охранных функций ЧВОК.Кроме того, существует целый ряд примеров того, как ЧВОК принимали активное участие в разрешении сложных конфликтных ситуаций, объективно способствуя обеспечению безопасности в ряде регионов и решении политически важных задач (в качестве примеров можно привести деятельность компании PAE в Демократической Республике Конго и участие компании GlobalStrategiesGroup в проведении выборов в Афганистане). Частные компании за время своего существования наработали значительный опыт работы в самых сложных регионах мира, и этот опыт может быть использован в интересах поддержания мира. Наконец, принятие в 2010 году Международного кодекса поведения частных охранных компаний повышает степень ответственности и прозрачности их деятельности.Результаты проведенного анализа международной деятельности современных ЧВОК позволил сделать несколько общих выводов:1. Частные военные и охранные компании образуют самостоятельный глобальный рынок, динамично развивающийся, а к их услугам прибегают многие национальные правительства, международные организации и коммерческие компании. При этом, все большее число правительств проявляют интерес к использованию ЧВОК, а целый ряд стран предпринимает усилия по развитию современного рынка соответствующих услуг. Если традиционно, основными игроками на рынке являются компании из США, Великобритании, ЮАР, Канады, то в последние годы значительно активизируются компании из других стран, в том числе Китая и России. Эти страны предпочитают прибегать к услугам собственных ЧВК для обеспечения безопасности экономической деятельности своих компаний и решения военно-политических задач, которая, однако, остается в значительной мере непрозрачной и неконтролируемой со стороны международных институтов.2. Деятельность ЧВОК лишь частично регулируется действующими международными нормами. Документ Монтрё, разработанный правительственными экспертами 17 стран и представленный в Генеральную Ассамблею ООН в 2008 г., задает общие рамки международной дискуссии относительно регулирования ЧВОК, однако носит исключительно рекомендательный характер. Нехватка международных правовых норм приводит к низкому уровню прозрачности и международного контроля над их деятельностью. Целый ряд инцидентов с участием ЧВК, в частности, американской компании Blackwater, продемонстрировал низкую способность международного сообщества контролировать их деятельность и обеспечить гарантии соблюдения ими норм международного гуманитарного права.3. Хотя традиционно основным заказчиком услуг ЧВОК являются правительственные структуры, в последние годы они начинают рассматриваться и как потенциальный способ аутсорсинга охранных, полицейских, консультационных и иных услуг международными организациями. К числу факторов, способствующих росту интереса международных организаций к услугам ЧВОК относятся: увеличение числа вооруженных конфликтов в последнее десятилетие, в том числе внутри- и трансгосударственных, участие в которых ЧВОК наиболее опасно;наличие фактического опыта сотрудничества международных организаций, в том числе входящих в структуру ООН, с ЧВОК, при реализации политических, миротворческих и гуманитарных миссий в различных странах мира;частичное совпадение функций миротворческих сил ООН и ЧВОК;наличие у ряда ЧВОК уникального опыта и компетенций, востребованного при проведении военных, гуманитарных и политических миссий в различных регионах мира.4. Учитывая, что ЧВОК образуют сформировавшийся и масштабный рынок, на котором сосредоточены значительные ресурсы, существуют высокие риски того, что потенциал частных компаний при отсутствии должного регулирования и контроля со стороны мирового сообщества будет использован в целях, противоречащих интересам поддержания мира. Поэтому оптимальной стратегией мирового сообщества в отношении ЧВОК является их более широкое вовлечение в деятельность международных институтов, обеспечивающих их легитимное и контролируемое использование в интересах всего мирового сообщества. Анализ практики взаимодействия ЧВОК и ряда структур ООН, таких как Отдел народонаселения ООН, Продовольственная программа ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и др., показывает, что эффективные практики сотрудничества существуют и могут бить тиражированы в масштабах всей организации и распространены на другие международные институты. 5. Первыми шагами, которые могут быть предприняты для реализации стратегии вовлечения частного военного сектора в деятельность ООН, могут стать:обобщение и анализ данных о фактическом опыте сотрудничества ООН с ЧВОК, с учетом форм и направлений подобного сотрудничества, регионов осуществления миссий, стоимости контрактов и достигнутых результатов;формирование базы данных ЧВОК, при взаимодействии с международной ассоциацией ICoCAи с оценкой содержания и объема услуг, которые они могут предоставить при осуществлении миссий международных организаций в отдельных регионах мира;создание Реестра добросовестных ЧВОК, включение в который создаст преимущества для компаний, принимающих Международный кодекс поведения частных охранных компаний, соблюдающих все нормы международного права, не нарушающих национального законодательства, имеющих успешный опыт сотрудничества с ООН и ответственно подходящих к деятельности в рамкахмеждунаодных миссий, при заключении новых контрактов в категории «Поддержание порядка, услуги в области охраны и безопасности»;обеспечение условий для разработки и скорейшего принятия на основе Документа Монтрё международной конвенции, определяющей условия использования ЧВОК национальными правительствами и международными организациями, и закрепляющей юридические обязательства всех сторон.Предложенные меры позволят мировому сообществуболее прагматично подойти к вопросу использования ЧВОК. Независимо от существующей критики в их адрес, нет оснований полагать, что спрос на услуги частных компаний со стороны национальных правительств и коммерческих структур в ближайшее время уменьшится. Напротив, увеличение интенсивности международных конфликтов, противоречие геополитических интересов различных игроков, высокие риски безопасности со стороны международного терроризма и неконтролируемых вооруженных формирований в различных регионах, обеспечивает объективные предпосылки для роста спроса на услуги в области безопасности. Соответственно, рациональная политика международных организаций должна быть направлена на то, чтобы включить частные компании в существующую систему международных норм и отношений и максимально переориентировать ЧВОК на деятельность, соответствующую нормам международного гуманитарного права, интересам безопасности и поддержания мира. Список использованных источниковОфициальные источники и другие документыМеждународная Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников [Текст] / ООН. – Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, 44 сессия, Дополнение № 49 (A/44/49). – С. 425–428.Доклад Рабочей группы по вопросу об использовании наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение А/71/318. Представленна 71 сессииГенеральнойАссамблеиООН09.08.2016.[Текст] / ООН.– Женева: ООН, 2016. Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженных конфликтов»: [Электронный ресурс] /Приложение к письму Постоянного представителя Швейцарии при Организации Объединенных Наций от 02 октября 2008 г. на имя Генерального секретаря.URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/ihl-montreau.htm.Законопроект № 1016663-6 «О частной военно-охранной деятельности» [Электронный ресурс] / АСОЗД ГД: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=1016663-6 (дата обращения 15.04.2017).Международный кодекс поведения частных охранных компаний. Принят 09 ноября 2010 г.[Электронный ресурс] / ICoCA. URL: http://www.icoca.ch/en/the_icoc (дата обращения 13.04.2017).2015 Annual Statistical Report on United Nations Procurement[Текст] / ООН. – Copenhagen: UNOPS, 2016. – 638 p.МонографииУэсслер,Р. Войнакакуслуга [Текст] / Р.Уэсслер. – М.: Столица-Принт, 2007. – 320 с.Boddi, E., Burdzy, A.M., Amstel, N. Putting private security regulation into practice: Sharing good practices on procurement and contracting 2015-2016[Текст] / E.Boddi, A.M.Burdzy, N.Amstel. – Geneva: DCAF, 2016. – 58 p.Cameron, L.,Chetal, V. Privatizing War: Private Military and Security Companies under Public International Law[Текст] / L.Cameron, V.Chetal. – Cambridge: Cambridge University Press, 2013. – 720 p.Conflict Barometer 2016[Текст] / HIIK. – Heidelberg: HIIK, 2017. – 202 p.Kinsey, C. Corporate Soldiers and International Security: The rise of private military companies [Текст] / C.Kinsey. – London; New York, 2006.– 196 p.Lovewine, G.C. Outsourcing the Global War on Terrorism: Private Military Companies and American Intervention in Iraq and Afghanistan[Текст] / G.C.Lovewine. – New York: Palgrave Macmillan, 2014. – 228 p.Ostensen, A.G. UN Use of Private Military and Security Companies: Practices and Policies[Текст] / A.G.Ostensen. – Geneva: DCAF, 2011. – 82 p.Singer, P. Corporate Warriors: The rise of the privatized military industry[Текст] / P.Singer. – Cormell: Cornell Studies in Security Affairs, 2003. – 347 p.Статьи в периодических изданиях, сборниках трудовАлексеев, А.И. Основные проблемы определения понятия «частная военная и охранная компания» и пути ее решения [Текст] / А.И.Алексеев // Концепции развития института прав человека в условиях глобализации современного права и политики: сб. науч. тр. /Н.Н.Кулешова. – Рязань: Концепция, 2016. С.18-22.Зверев, П.Г. Место частных военных и охранных компаний в системе международного миротворчества[Текст] / П.Г.Зверев // Вестник КФ Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – №3. – С.54-57.Зверев, П.Г. О совпадении некоторых функций миротворческих сил ООН и частных военных компаний[Текст] / П.Г.Зверев // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. – 2016. – №1. – С.70-71.Кашников, Б.Н. Частные военные компании в России и теория справедливых войн [Текст] / Б.Н.Кашников// Российский научный журнал. – 2011. – №1. – С.83-94.Михайленко, А. Частные военные и охранные компании в России: быть или не быть? [Текст] / А.Михайленко// Обозреватель. – 2013. – №5. – С.90-99.Небольсина, М.А., Никитин, А.И. Перспективы международного регулирования деятельности частных военных компаний [Текст] / М.А.Небольсина, А.И.Никитин// Вестник МГИМО. – 2016. – №2. – С.145-160.Небольсина, М.А. Частные военные и охранные компании в Ираке и Афганистане: аспекты деятельности и механизмы контроля [Текст] / М.А.Небольсина// Ежегодник ИМИ МГИМО. – 2012. – №1. – С.288-306.Новикова, Д.О. Государство, легитимное насилие и деятельность частных военно-охранных компаний в современном мире [Текст] / Д.О.Новикова// Сравнительная политика. – 2011. – №3. – С.76-85.Новикова, Д.О. Проблемы использования частных военных и охранных компаний при проведении военных операций США [Текст] / Д.О.Новикова// Вестник МГИМО. – 2010. – №3. – С.89-96.Романчук, С.И. Частные военные компании на службе миротворчества [Текст] / С.И.Романчук// Вестник университета. – 2013. – №8. – С.222-227.Сибилева, О.П. Деятельность частных военных компаний в современных вооруженных конфликтах как вызов международному гуманитарному праву [Текст] / О.П.Сибилева// Военная мысль. – 2016. – №7. – С.48-61.Терновая, Л.О. Наемничество в условиях гибридных войн: История и современность [Текст] / Л.О.Терновая// Этносоциум и межнациональная культура. – 2016. – №6. – С.114-122.Трунов, И.Л. Правовое регулирование частных военных компаний[Текст] / И.Л.Трунов // Административное и муниципальное право. – 2013. – №11. – С.1071-1074.Хажметов, К.А. Исследование понятия «частная военная и охранная компания» [Текст] / К.А.Хажметов// Этносоциум. – 2015. – №4. – С.134-140.Bures, O. Private military companies: A second best peacekeeping option?[Текст] / O.Bures // International Peacekeeping. – 2005. – Vol.12. – P.533-546.Электронные ресурсыКоротков, Д. Кухня частной армии[Электронный ресурс] / Фонтанка.Ру. – 09.06.2016. – URL:http://www.fontanka.ru/2016/06/09/070 (дата обращения 12.04.2017).Мартинова, М. ООН и частные военные компании[Электронный ресурс] / Национальная безопасность России. – 22.09.2015. – URL: https://youthclub-nationalsecurity.ru/2015/09/22/unandpmc (дата обращения 10.04.2017).Пентагон обнаружил российских военных в Ливии[Электронный ресурс] / BFM.RU – 25.03.2017. – https://www.bfm.ru/news/350126?utm_medium=source&utm_source=rnews (дата обращения 13.04.2017).Плеханов, И. Солдаты без оружия: как действуют китайские ЧВК[Электронный ресурс] / РИА Новости. – 23.03.2017. – URL:https://ria.ru/world/20170323/1490683107.html (дата обращения 10.04.2017).Рабочая группа изучит практику использования в ООН услуг частных военных и охранных компаний [Электронный ресурс] / Центр новостей ООН: [сайт].– 18.03.2013. – URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=19256#.WPS3B6Chqko (дата обращения 13.04.2017).РСБ-Групп[Электронный ресурс] / РСБ-Групп: [сайт].URL: http://rsb-group.ru/services (дата обращения 17.04.2017).РФ: как регулировать деятельность частных военных и охранных компаний? [Электронный ресурс] / МККК: [сайт]. – 02.06.2016. – URL:https://www.icrc.org/ru/document/rf-kak-regulirovat-deyatelnost-chastnyh-voennyh-i-ohrannyh-kompaniy(дата обращения 14.04.2017).Эксперты ООН: все больше стран пользуются услугами частных военных компаний [Электронный ресурс] / Центр новостей ООН: [сайт]. – 18.03.2013. – URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=26306&Kw1=частных+военных&Kw2=&Kw3=#.WPS2kqChqko (дата обращения 13.04.2017).30 Mostpowerfulprivatesecuritycompaniesintheworld[Электронныйресурс] / SecurityDegreeHub: [сайт]URL:http://www.securitydegreehub.com/30-most-powerful-private-security-companies-in-the-world(датаобращения 12.04.2017).Bennett, B. Victims of an outsourced war [Электронныйресурс] / Time. – Mar. 15, 2007. URL:http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,1599682,00.html(датаобращения 11.04.2017).G4S[Электронный ресурс] / G4S: [сайт].URL: http://www.g4s.com (дата обращения 13.04.2017).ICoC: History[Электронный ресурс] / ICoCA: [сайт].URL: http://www.icoca.ch/en/history (дата обращения 14.04.2017).Private Military Companies [Электронныйресурс] / PrivateMIlitary.Org [сайт]. URL:http://www.privatemilitary.org/private_military_companies.html (датаобращения 13.04.2017).Russian private military companies as licensed tool of terror [Электронныйресурс] / Inform Napalm: URL:https://informnapalm.org/en/russian-private-military-companies-as-licensed-tool-of-terror (датаобращения 13.04.2017).UCDP (Uppsala Conflict Data Program) [Электронныйресурс] / Center for the Study of Civil Wars [сайт]. URL: http://www.pcr.uu.se/research/ucdp (дата обращения 13.04.2017).Приложение АКрупнейшие современные ЧВОКТаблица А.1 Общая характеристика крупнейших современных ЧВОКНаименованиеСтрана происхожденияМесторасположение штаб-квартирыСфера деятельности (оказываемые услуги)Academi (прежниенаименования: XE Services, Blackwater)США США, Рестон, ВирджинияПодготовка и наем личного состава, консультирование по вопросам безопасности, защита критически важных объектов инфраструктуры, логистика, оценка и анализ рисков, беспилотные летательные аппаратыControlRisks GroupВеликобританияВеликобритания, ЛондонАудит безопасности, консультирование, кризис-менеджмент, охрана посольств Engility Corporation (прежнееназвание: MPRI, Inc.)СШАСША, Александрия, ВирджинияПодготовка личного состава, разведка, аналитика, консультирование, логистикаG4SВеликобританияЛондон, ВеликобританияОхрана объектов инфраструктуры, стратегических объектов, транспортных узлов, содержание заключенных, подготовка персоналаKBR США США, Хьюстон, ТехасИнжиниринговые услуги, проектирование и строительство оборонных и др. объектов, тыловое снабжение войскGardaWorld (включая Aegis Group) КанадаКанада, МонреальОхрана аэропортов, стратегических объектов, консультирование, подготовка специалистов, оценка рисковDynCorpСША США, Маклин, ВирджинияПодготовка личного состава, воздушные операции, охранные услуги, эксплуатация техники и оборудования, решения в области разведки, логистика, спецоперацииErinysInternationalВеликобританияДубаи, ОАЭОхрана нефтепроводов, стратегических объектовTripleCanopyСША США, Рестон, ВирджинияКризис-менеджмент, управление рисками, консультирование по вопросам безопасности, тактическая поддержкаVinnellCorporationСША Подготовка личного состава (прежде всего, в Саудовской Аравии и Ираке), логистика, эксплуатация систем вооружения, консультирование SharpEndInternationalАвстралияАудит безопасности, стратегическое планирование, тактическая подготовка, разведка, защита информацииПриложение БМеждународные конфликты в 2016 г.Рисунок Б.1 – Международные конфликты в 2016 г., по данным HIIKПриложение ВПеречень контрактов ООН с ЧВОКТаблица В.1 Перечень контрактов ООН в ЧВОК в категории «Поддержание порядка, услуги в области охраны и безопасности», с суммой контракта более 200 тыс. долларов США, за 2015 г.КомпанияСтрана – поставщик услугОрганизация – заказчикСумма контракта, тыс. долл. СШАCV Barat ‘99ИндонезияECLAC231,6PhysicalRiskSolutionsСомалиFAO788,4Citta di Roma MetronotteИталияIFAD364,4Security ServiceИталияIFAD269,1MITIE SecurityLondonСоединенное КоролевствоIMO611,3Alliedbarton Security ServicesСШАPAHO337,0IDG SecurityAfganistanАфганистанUNDP622,7G4SИндонезияUNDP313,3KingsGuardsNigeriaНигерияUNDP274,7G4SПапуа – Новая ГвинеяUNDP310,2(название скрыто)СомалиUNDP399,6PhysicalRiskSolutionsСомалиUNDP1 170,7DenelSocЮАРUNDP3 904,9EarthNetworksСШАUNDP286,0StallonSecurityCompanyЙеменUNDP377,4Yemen Armored for Security & Safety ServicesЙеменUNDP762,0IDG SecurityАфганистанЮНЕСКО295,8J&P SecurityЗимбабвеЮНЕСКО258,8Hart Security АфганистанUNHCR268,8IDG SecurityАфганистанUNHCR2 917,1United BrothersЭфиопияUNHCR503,3Braza Security companyИракUNHCR222,0G4SИорданияUNHCR879,5Shark for Security and Armed ProtectionИорданияUNHCR881,9EquityBank - DADAABКенияUNHCR737,9G4SКенияUNHCR2 912,5ProtectronЛиванUNHCR1 961,8SecureGuards SDN. BHDМалайзияUNHCR217,3LEO ExeraМьянмаUNHCR364,5GadnetSecuriteНигерUNHCR226,7WackenhutPakistanПакистанUNHCR784,5AgesproSecurityРуандаUNHCR263,3WarriorSecurityСуданUNHCR1 603,0SecuritasGuvenlikSistemleriТурцияUNHCR536,0StallionSecurity & SafetyServicesЙеменUNHCR348,6IDG SecurityАфганистанЮНИСЕФ520,4G4SИндияЮНИСЕФ213,4Security Expert Guard Agency of LiberiaЛиберияЮНИСЕФ211,7HarisEnterprisesПакистанЮНИСЕФ337,6SecuritySupportGroupInternationalСьерра-ЛеонеЮНИСЕФ443,3PhysicalRiskSolutionsСомалиЮНИСЕФ301,9WarriorSecurityServicesЮжный СуданЮНИСЕФ365,8Siemens Suisse SA – Building TechnoШвейцарияUNOG252,9(названиескрыто)АфганистанUNOPS626,1(название скрыто)Соединенное КоролевствоUNOPS573,8Protection – Surveillance – GardieБурундиUNPD239,9FoxSecuritePriveЦАР UNPD619,4DeltaProtectionКонгоUNPD1 264,0KK Security CongoКонгоUNPD3 264,1Loss-ControlКот-д’ИвуарUNPD676,7SogaferКот-д’ИвуарUNPD578,0VigassistanceКот-д’ИвуарUNPD714,7EgyptianMulti-ServiceCompanyЕгипетUNPD297,2FAI rent-a-jetГерманияUNPD344,9PAP SecurityServicesГаитиUNPD915,9BrazaCompanyИракUNPD271,2Phoenix Aviation LimitedКенияUNPD6 319,3Kuwait Al Soqoor for SecurityКувейтUNPD252,7ExecutiveSecurityConsultancyЛиберияUNPD2 340,4SecuricomProtectМалиUNPD2 874,0Wackenhut PakistanПакситанUNPD224,8PhysicalRiskSolutionsСомалиUNPD268,4MechemЮАРUNPD264,2WarriorSecurityLimitedЮжный СуданUNPD11 314,4SegurisaServicesIntegralesDesegИспанияUNPD386,0PinnacleSecurityУгандаUNPD494,1IDG SecurityОАЭUNPD236,1Maya Trading СирияUNRWA396,0SancoЯпонияUNU1 011,0W.I.S. SicherheirГерманияUNV2 481,4IDG SecurityАфганистанWFP3 857,9DAK ServcesКамерунWFP205,4GarantieSecuritePriveeЧадWFP392,7SnaseЧадWFP238,1DeltaProtectionДемократическая Республика КонгоWFP615,3Sebhatu & Sins Property Administration & SecurityЭфиопияWFP298,0LaguipresГвинеяWFP487,9PAP SecuriteServicesГаитиWFP470,9G4SИорданияWFP973,0ExecutiveSecurity ConsultancyЛиберияWFP292,7SecurityExpertGuardAgencyЛиберияWFP725,6AMM МалиWFP363,2Mauritano-Swiss SecurityМавританияWFP253,7GadnetSecurityНигерWFP214,2WakenhutPakistanПакистанWFP394,4PendraxSecurityСьерра-ЛеонеWFP245,1Protec SAСьерра-ЛеонеWFP123,9WarriorSecurityInternationalЮжныйСуданWFP936,7Al Hadaf Service CompanyСуданWFP1 764,6SecuritasGuvenlikHizmetleriТурцияWFP215,3StallonSecurity & SafetyServicesЙеменWFP611,3Arndt Securite et ServiceШвейцарияВОИС3 134,4SecuritonШвейцарияWIPO276,7Siemens SuisseШвейцарияWIPO219,3ProtectasШвейцарияWMO343,7

Список использованных источников
Официальные источники и другие документы
1. Международная Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансирова-нием и обучением наемников [Текст] / ООН. – Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, 44 сессия, Дополнение № 49 (A/44/49). – С. 425–428.
2. Доклад Рабочей группы по вопросу об использовании наемников как средства на-рушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на само-определение А/71/318. Представленна 71 сессииГенеральнойАссамблеиО-ОН09.08.2016.[Текст] / ООН.– Женева: ООН, 2016.
3. Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования ча-стных военных и охранных компаний в период вооруженных конфликтов»: [Элек-тронный ресурс] /Приложение к письму Постоянного представителя Швейцарии при Организации Объединенных Наций от 02 октября 2008 г. на имя Генерального секретаря.URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/ihl-montreau.htm.
4. Законопроект № 1016663-6 «О частной военно-охранной деятельности» [Элек-тронный ресурс] / АСОЗД ГД: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=1016663-6 (дата обращения 15.04.2017).
5. Международный кодекс поведения частных охранных компаний. Принят 09 ноября 2010 г.[Электронный ресурс] / ICoCA. URL: http://www.icoca.ch/en/the_icoc (дата обращения 13.04.2017).
6. 2015 Annual Statistical Report on United Nations Procurement[Текст] / ООН. – Copen-hagen: UNOPS, 2016. – 638 p.
Монографии
7. Уэсслер,Р. Войнакакуслуга [Текст] / Р.Уэсслер. – М.: Столица-Принт, 2007. – 320 с.
8. Boddi, E., Burdzy, A.M., Amstel, N. Putting private security regulation into practice: Sharing good practices on procurement and contracting 2015-2016[Текст] / E.Boddi, A.M.Burdzy, N.Amstel. – Geneva: DCAF, 2016. – 58 p.
9. Cameron, L.,Chetal, V. Privatizing War: Private Military and Security Companies under Public International Law[Текст] / L.Cameron, V.Chetal. – Cambridge: Cambridge Uni-versity Press, 2013. – 720 p.
10. Conflict Barometer 2016[Текст] / HIIK. – Heidelberg: HIIK, 2017. – 202 p.
11. Kinsey, C. Corporate Soldiers and International Security: The rise of private military companies [Текст] / C.Kinsey. – London; New York, 2006.– 196 p.
12. Lovewine, G.C. Outsourcing the Global War on Terrorism: Private Military Companies and American Intervention in Iraq and Afghanistan[Текст] / G.C.Lovewine. – New York: Palgrave Macmillan, 2014. – 228 p.
13. Ostensen, A.G. UN Use of Private Military and Security Companies: Practices and Poli-cies[Текст] / A.G.Ostensen. – Geneva: DCAF, 2011. – 82 p.
14. Singer, P. Corporate Warriors: The rise of the privatized military industry[Текст] / P.Singer. – Cormell: Cornell Studies in Security Affairs, 2003. – 347 p.
Статьи в периодических изданиях, сборниках трудов
15. Алексеев, А.И. Основные проблемы определения понятия «частная военная и ох-ранная компания» и пути ее решения [Текст] / А.И.Алексеев // Концепции развития института прав человека в условиях глобализации современного права и политики: сб. науч. тр. /Н.Н.Кулешова. – Рязань: Концепция, 2016. С.18-22.
16. Зверев, П.Г. Место частных военных и охранных компаний в системе международ-ного миротворчества[Текст] / П.Г.Зверев // Вестник КФ Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – №3. – С.54-57.
17. Зверев, П.Г. О совпадении некоторых функций миротворческих сил ООН и част-ных военных компаний[Текст] / П.Г.Зверев // Вестник Барнаульского юридическо-го института МВД России. – 2016. – №1. – С.70-71.
18. Кашников, Б.Н. Частные военные компании в России и теория справедливых войн [Текст] / Б.Н.Кашников// Российский научный журнал. – 2011. – №1. – С.83-94.
19. Михайленко, А. Частные военные и охранные компании в России: быть или не быть? [Текст] / А.Михайленко// Обозреватель. – 2013. – №5. – С.90-99.
20. Небольсина, М.А., Никитин, А.И. Перспективы международного регулирования деятельности частных военных компаний [Текст] / М.А.Небольсина, А.И.Никитин// Вестник МГИМО. – 2016. – №2. – С.145-160.
21. Небольсина, М.А. Частные военные и охранные компании в Ираке и Афганистане: аспекты деятельности и механизмы контроля [Текст] / М.А.Небольсина// Ежегод-ник ИМИ МГИМО. – 2012. – №1. – С.288-306.
22. Новикова, Д.О. Государство, легитимное насилие и деятельность частных военно-охранных компаний в современном мире [Текст] / Д.О.Новикова// Сравнительная политика. – 2011. – №3. – С.76-85.
23. Новикова, Д.О. Проблемы использования частных военных и охранных компаний при проведении военных операций США [Текст] / Д.О.Новикова// Вестник МГИ-МО. – 2010. – №3. – С.89-96.
24. Романчук, С.И. Частные военные компании на службе миротворчества [Текст] / С.И.Романчук// Вестник университета. – 2013. – №8. – С.222-227.
25. Сибилева, О.П. Деятельность частных военных компаний в современных воору-женных конфликтах как вызов международному гуманитарному праву [Текст] / О.П.Сибилева// Военная мысль. – 2016. – №7. – С.48-61.
26. Терновая, Л.О. Наемничество в условиях гибридных войн: История и современ-ность [Текст] / Л.О.Терновая// Этносоциум и межнациональная культура. – 2016. – №6. – С.114-122.
27. Трунов, И.Л. Правовое регулирование частных военных компаний[Текст] / И.Л.Трунов // Административное и муниципальное право. – 2013. – №11. – С.1071-1074.
28. Хажметов, К.А. Исследование понятия «частная военная и охранная компания» [Текст] / К.А.Хажметов// Этносоциум. – 2015. – №4. – С.134-140.
29. Bures, O. Private military companies: A second best peacekeeping option?[Текст] / O.Bures // International Peacekeeping. – 2005. – Vol.12. – P.533-546.
Электронные ресурсы
30. Коротков, Д. Кухня частной армии[Электронный ресурс] / Фонтанка.Ру. – 09.06.2016. – URL:http://www.fontanka.ru/2016/06/09/070 (дата обращения 12.04.2017).
31. Мартинова, М. ООН и частные военные компании[Электронный ресурс] / Нацио-нальная безопасность России. – 22.09.2015. – URL: https://youthclub-nationalsecurity.ru/2015/09/22/unandpmc (дата обращения 10.04.2017).
32. Пентагон обнаружил российских военных в Ливии[Электронный ресурс] / BFM.RU – 25.03.2017. – https://www.bfm.ru/news/350126?utm_medium=source&utm_source=rnews (дата об-ращения 13.04.2017).
33. Плеханов, И. Солдаты без оружия: как действуют китайские ЧВК[Электронный ресурс] / РИА Новости. – 23.03.2017. – URL:https://ria.ru/world/20170323/1490683107.html (дата обращения 10.04.2017).
34. Рабочая группа изучит практику использования в ООН услуг частных военных и охранных компаний [Электронный ресурс] / Центр новостей ООН: [сайт].– 18.03.2013. – URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=19256#.WPS3B6Chqko (дата об-ращения 13.04.2017).
35. РСБ-Групп[Электронный ресурс] / РСБ-Групп: [сайт].URL: http://rsb-group.ru/services (дата обращения 17.04.2017).
36. РФ: как регулировать деятельность частных военных и охранных компаний? [Электронный ресурс] / МККК: [сайт]. – 02.06.2016. – URL:https://www.icrc.org/ru/document/rf-kak-regulirovat-deyatelnost-chastnyh-voennyh-i-ohrannyh-kompaniy(дата обращения 14.04.2017).
37. Эксперты ООН: все больше стран пользуются услугами частных военных компа-ний [Электронный ресурс] / Центр новостей ООН: [сайт]. – 18.03.2013. – URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=26306&Kw1=частных+военных&Kw2=&Kw3=#.WPS2kqChqko (дата обращения 13.04.2017).
38. 30 Mostpowerfulprivatesecuritycompaniesintheworld[Электронныйресурс] / Security-DegreeHub: [сайт]URL:http://www.securitydegreehub.com/30-most-powerful-private-security-companies-in-the-world(датаобращения 12.04.2017).
39. Bennett, B. Victims of an outsourced war [Электронныйресурс] / Time. – Mar. 15, 2007. URL:http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,1599682,00.html(датаобращения 11.04.2017).
40. G4S[Электронный ресурс] / G4S: [сайт].URL: http://www.g4s.com (дата обращения 13.04.2017).
41. ICoC: History[Электронный ресурс] / ICoCA: [сайт].URL: http://www.icoca.ch/en/history (дата обращения 14.04.2017).
42. Private Military Companies [Электронныйресурс] / PrivateMIlitary.Org [сайт]. URL:http://www.privatemilitary.org/private_military_companies.html (датаобращения 13.04.2017).
43. Russian private military companies as licensed tool of terror [Электронныйресурс] / In-form Napalm: URL:https://informnapalm.org/en/russian-private-military-companies-as-licensed-tool-of-terror (датаобращения 13.04.2017).
44. UCDP (Uppsala Conflict Data Program) [Электронныйресурс] / Center for the Study of Civil Wars [сайт]. URL: http://www.pcr.uu.se/research/ucdp (дата обращения 13.04.2017).

Вопрос-ответ:

Какова роль частных военных компаний в современных вооруженных конфликтах?

Частные военные компании играют важную роль в современных вооруженных конфликтах. Они могут наниматься правительствами, чтобы выполнять различные задачи, такие как охрана и оборона объектов, поддержка местных войск или проведение специальных операций. Они также могут быть наняты частными компаниями или лицами для защиты своих интересов или выполнения конкретных задач. Частные военные компании имеют высокую профессиональную подготовку и используют передовое вооружение и технику, что позволяет им эффективно выполнять поставленные задачи.

Какие возможности есть для расширения частной военной деятельности в международных конфликтах?

Существует несколько возможностей для расширения частной военной деятельности в международных конфликтах. Во-первых, с ростом числа вооруженных конфликтов в мире, спрос на услуги частных военных компаний будет расти. Во-вторых, появление новых технологий и развитие кибервойны создают новые возможности для применения частных военных компаний. Например, они могут быть задействованы в киберзащите и киберразведке. Также возможно расширение области деятельности частных военных компаний на сектор промышленной разведки и защиты интересов бизнеса в международных конфликтах.

Какие исторические аспекты и деятельность современных частных военных компаний можно выделить?

Современные частные военные компании имеют свои исторические предшественники. Одним из таких предшественников можно назвать кондотьеров - наемных военачальников и их войска, которые ходатайствовали услугами в различных вооруженных конфликтах в истории Европы. Современные частные военные компании обычно имеют четкую структуру и определенные правила деятельности. Они нанимают высококвалифицированных специалистов, оснащены передовым вооружением и используют передовые тактики. Сфера их деятельности включает выполнение различных задач во время вооруженных конфликтов и миротворческих операций.

Что такое частные военные компании?

Частные военные компании (ЧВК) - это частные организации, которые занимаются осуществлением военной деятельности за вознаграждение. Они предоставляют свои услуги различным акторам, включая государства, корпорации и отдельных лиц.

Когда появились первые частные военные компании?

Первые частные военные компании появились в эпоху великих открытий в 16-17 веках. Они предоставляли свои услуги для ведения военных операций заинтересованным странам.

Какие правовые проблемы связаны с деятельностью частных военных компаний?

Деятельность частных военных компаний вызывает множество правовых проблем. Одна из главных проблем заключается в отсутствии четкой международной правовой базы для регулирования их деятельности. Это может приводить к нарушениям международного права и прав человека.

Какую роль играют частные военные компании в современных вооруженных конфликтах?

Частные военные компании играют значительную роль в современных вооруженных конфликтах. Они могут быть наняты для выполнения различных задач, включая охрану объектов, проведение боевых операций, обучение местных вооруженных сил и т.д. и т.п. Их участие может быть как положительным, так и отрицательным влиянием на ход конфликта.

Каковы перспективы расширения частной военной деятельности в международных конфликтах?

Перспективы расширения частной военной деятельности в международных конфликтах неоднозначны. С одной стороны, спрос на услуги частных военных компаний может расти, так как они обладают гибкостью и профессионализмом. С другой стороны, существуют опасения по поводу безконтрольного расширения их деятельности, что может привести к международным конфликтам и нарушениям прав человека.

Что такое частные военные компании и как они появились в истории?

Частные военные компании (ЧВК) - это коммерческие организации, предоставляющие военные услуги на арендной основе. Их история восходит к древнему миру, где некоторые государства нанимали частников для участия в военных действиях. Современные ЧВК возникли во второй половине XX века.