Особенности жизни и быта русских в 15 веке, по произведению Герберштейна

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 28 28 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 19.05.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Особенности религии и религиозных обрядов. 5
2. Бракосочетание и межгендерные отношения. 9
3. Военное дело. 11
4. Особенности быта. 13
5. Торговля. 15
6. Особенности дипломатии. 19
7. Великокняжеская охота. 23
Заключение. 25
Список литературы 28



Фрагмент для ознакомления

В связи с этим, стоит отметить, что в те времена особо острым считался вопрос кровосмешения с иностранцами, и за этим серьезно следили.При заезде в Москву обыкновенно собирались огромные толпы народа. Это связано, в первую очередь, с любопытством, потому что не каждый день можно было увидеть такую диковину. Во-вторых, большое количество людей в праздничных нарядах должно было создавать впечатление о силе и богатстве Московского государства. «Ибо у них такой обычай: из окрестностей и соседних мест, по приказанию князя, созывают народ, крепостных людей и воинов всякий раз, как надобно вести во дворец знатных послов от иностранных князей и королей». Нормы гостеприимства обязали спрашивать о здоровье иностранных государей. При упоминании о них, вставал сам князь, отдавая дань уважения. Обязательным условием приема была трапеза в княжеских палатах. При входе гостей в столовую, вставали уже бояре.Начало трапезы символизировало так же глубокое уважение князя к иностранным послам. Это проявлялось в том, что служители приносили хлеб из рук государя иностранцам. По словам Герберштейна, посылкой хлеба кому-либо из сидящих за столом великий князь выражал свою милость, а посылкой соли со своего стола – любовь. Это была высшая честь, какую мог оказать государь московский на своем пиру.Описывая прием у князя, австриец информирует и о рационе руской пищи, о последовательности употребления, а так же об определенных обычаях за столом. Однако не следует забывать, что это княжеский пир, причем по поводу принятия гостей, и мы не можем судить по этому примеру об особенности гастрономической культуры всего населения. Герберштейн отмечает, что трапеза начинается с принятие водки, а затем мясного блюда. Среди прочих кушаний он выделяет соленые огурдцы, груши, приготовленные так же как гурдцы, еислое молоко. Из напитков – меды, греческое вино и мальвазию. Вместо соуса использовался уксус.После пира гостей не оставляют без присмотра, а продолжают их веселить, по мнению посла, пытаясь их напоить. Обычай пития описывается послом следующим образом: «Тот, кто начинает, берет чашу, выступает на средину комнаты и, стоя с открытой головой, излагает в веселой речи свои пожелания тому, за чье здоровье пьет; затем, опорожнив чашу, опрокидывает ее над своей головой, чтобы все видели, что он выпил до дна и действительно желает здоровья тому лицу, за кого пьет. Потом велит наполнить, кубки и требует, чтобы все пили за того, чье имя он называет. Каждый таким образом должен выйти на средину комнаты и возвращаться на свое место лишь тогда, когда на виду у всех опорожнит свой кубок». Герберштейн подчеркивает, что радушный прием и хорошее угощение проявляется тогда, когда гости напоены допьяна. Чтобы избавиться от чрезмерного питья, по совету австрийца, следует притвориться пьяным или спящим.В обычае приема гостей проявляется и сословный характер общества. Так в зависимости от значимости статуса послов, обилия их свиты зависит подобающий прием. Сопровождающие посольства обращались к дипломатам, строго ориентируясь на их сан и значение визита. Этим же определялось количество выдаваемой ежедневной провизии: мяса, хлеба, перца, соли, сена, овса и дров. Торжественный прием оказывался значимым дипломатам. Сначала у лестницы княжеских палат их встречали бояре Московии, государевы советники. Они вели иностранцев до верха лестницы и затем передали их высшим сановникам, а сами шли позади. При входе в палаты послов встречали бояре высшего статуса и вели их к государю. В главных палатах находились более именитые сановники, ближайшие к государю люди.Во время трапезы порядок восседания за столом был так же строго регламентирован. С правой и левой стороны были места для братьев великого князя. Далее, на некотором расстоянии от этих мест, сидели старейшие князья, бояре – по степени знатности и милости, какою пользовались они у государя. Напротив великого князя, за другим столом, сидели послы, а на небольшом от них расстоянии – их приближенные. При встрече послов, при всем уважении к ним, большое внимание уделялось значимости великого князя. «Большой человек», встречая посольство, стоял посередине дороги, не сторонясь ни на шаг приближающейся свите, для того чтобы она свернула с пути и объехала их. Это символизировало напоминание того факта, что иностранцы находятся на территории другого государства и вынуждены уважительно относиться к его обычаям. Так же посланный человек внимательно следил за тем, чтобы не сойти с коня прежде гостей и тем не умалить честь своего государя. То же самое правило действовало и во время обратного восседания на лошадь. «Московские пристава старались скорее надеть шапки, скорее вскочить на лошадей, чем иноземные послы, чтобы им не показалось, что русские считают себя ниже их, а своего государя ниже их государя».При этом каждые выведанные новости о цели визита, характере посещения, сословного положения визитеров, требовалось незамедлительно докладывать князю, и без его одобрения и указаний невозможно было следовать дальше.Постоянно подчеркивается титул князя и то, как следует к нему обращаться. По словам Герберштейна, обращение звучит так: «Великий государь Василий, Божиею милостью царь и государь всея Руси и пр.».Уважение к князю проявлялось и на подходах к палатам. Подъезжать к крыльцу, сидя на коне, имел право только сам князь. Остальные, как иностранные гости, так и подданые, должны были идти пешком.Подробно описывает дипломат и трон великого князя. Возвышенное и почетное место, на котором восседал глава государства, его скипетр подчеркивали положение Василия как Великого Князя. Его непокрытая голова и шапка, лежащая справа, символизировали уважение к гостям. Трон, находящийся у стены с образами святых, подчеркивал богоизбранность государя. Интересное значение придает австриец тазу с двумя рукомойниками, говоря о том, что князь, протягивая послу римской веры руку, считает, что дает ее человеку нечистому, и, отпустив его, тотчас же моет ее.В целом, можно сделать вывод о том, что в Московии XVI в. осознавали значимость иностранного посольства и старались создать им максимально комфортные условия пребывания. С другой стороны, при контактах постоянно подчеркивалось могущество Московского государства и личности его государя.§7. Великокняжеская охотаОсобое место в повседневной жизни знати занимала охота. Стремясь оказать радушный прием, великий князь приглашал дипломатов принять участие в русских забавах. Среди видов охоты Герберштейн выделяет охоту на зайца и птиц. Во время птичьей охоты выпускались специально обученные соколы и кречеты, которые сбрасывали добычу под ноги охотникам. На охоте за зайцев использовались псы.Австрийцу посчастливилось побывать на охоте за зайцем. Очень подробно описывает дипломат одежду и оружие князя и других охотников.«Государь, - пишет Герберштейн, - сидел на богато украшенном коне, в роскошной одежде. На нем была шапка, называемая колпаком, имевшая с обеих сторон, спереди и сзади, козырьки, из которых торчали вверх, как перья, золотые пластинки и качались взад и вперед. Одежда на нем была вышита золотом. На поясе висели два продолговатые ножа и такой же кинжал. Сзади, под поясом, у него был кистень (род нагайки, к концу ремня которой прикреплялся металлический шар). С правой стороны ехал бывший казанский царь Шиг-Алей; с левой же два молодые князя, из которых один держал в правой руке секиру (топор) с рукоятью из слоновой кости, другой – булаву, или шестопер. У Шиг-Алея были привязаны два колчана: в одном у него были стрелы, в другом – лук».Охота выполняет функцию, в первую очередь, забавы. Всадники разделены на два цвета – черный и желтый. Право начала охоты предоставлялось князю и иностранным гостям. Финал охоты – выявление победителей. Чья собака затравила больше зайцев, того считают главным победителем.Традиционно охота заканчивалась пиром, устроенным неподалеку от места ловли в шатрах. Каждый шатер предназначался для определенных групп людей. Здесь посол описывает уже другой рацион блюд, а именно: варенья из аниса, миндаля и пр., орехи, миндаль и пирожное из сахара. Упоминает Герберштейн и другую забаву, связанную со зверями – бои с медведем. Сначала медведя откармливали в специальном вольере, затем выпускали на площадку боя, где с ним должен был сражаться мужчина из бедного сословия, используя деревянные вилы. Однако стоит отметить, что князь не доводил сражение до смерти человека. При ранении его отправляли на лечение, обеспечивая хлебом и водой. Наблюдение иностранцев подобных контактов с медведями не только на поле боя, но и впоследствии на ярмарках, способствовало возникновению многочисленных стереотипов о России, существующих и по сей день.Таким образом, охота в XVIв. служила не способом добычи пропитания, а забавой и потехой для высших слоев общества. Количество убитых зверей могло насчитывать сотни, а смысл данного развлечения заключался не в процессе убийства животного лично охотником, зрелищем, поскольку птиц ловили хищные птицы, а зайцев собаки. Подобные занятия получили распространения и в более поздние времена, выработав свои традиции и обычаи. Заключение.Во многом об особенностях той или иной эпохи, о характерных чертах народа и его обычаев можно судить не только по воспоминаниям современников, но и по запискам иностранных гостей. Тем более если этот период и современность разделяет половина тысячелетия. Такие данные уникальные по своей сути, потому что по ним можно считывать многие виды информации. В данном случае, по заметкам Сигизмунда Герберштейна мы можем узнать о торгово-экономических особенностях Московии, о личности Василия III, о специфических чертах жизни, о рационе питания, об особенностях дипломатии и т.д.Все описания автора о тех или иных особенностях жизни и быта русских в XVIв. оригинальны, основываются на наблюдениях самого дипломата, более или менее подробны и стараются охватить все сферы жизни общества. Однако, на наш взгляд, следует выделить общие черты, пронизывающие всю культуру в целом.В первую очередь, это религиозный характер культуры. Христианские ценности и идеалы проникают глубоко в структуру общества, влияя на его обычаи и традиции. Это проявляется в образе жизни, межгендерных отношениях, рационе питания во время поста и нет, в одежде, в смысле бытия и т.д. Религиозность и набожность присуща всем, даже князю. Великий князь олицетворяет собой Помазанника Бога, его дар, поэтому является эталоном поведения христианина в мирской жизни. Возможно, с этим связано беспрекословное подчинение населения государю и глубокое уважение к нему.Во-вторых, это жесткая сословная иерархия, которая так же влияет на мировозрение людей и их отношения. Сословный характер общества – признак, отличающий любое Средневековое общество, не только на Руси, но и в Европе. Однако из записок австрийца мы можем видеть исключения, когда границы смазывались по причине такой общности, которая не могла разделить дюдей на две половины. Мы выделили в качестве общности религию (в Церкви все равны перед Богом) и военное дело (когда нужно защищать интересы государства, вопросы социального неравенства отпадают на второй план). Этим русский народ отличается от западных народов и именно это непонятно дипломату. В конечном счету возможно именно эти черты повлияют на формирование уникального русского характера и вследствие этого на исход многих событий в истории страны.В целом, Герберштейн описывает многие нюансы, связанные с повседневной жизнью русского народа. Иногда именно детали представляют существенный интерес. Однако так же многого он не упомянул, считая это недостойным внимание или же просто по отсутствию наблюдений.«Записки о Московитских делах» вызывают бесспорно глубочайший интерес у исследователей различных специальностей и просто любителей истории. Однако как специфический источник, записки носят бессистемный характер. В них автор описывает только то, что считает интересным, особенным, необычным с его точки зрения, или то, что необходимо упомянуть по просьбе заказчика.Также записки как жанр всегда субъективны, в них автор отражает свою личную точку зрения. Ценность как исторического источника зависит от характера описываемых событий или предметов. Недостатки логически вытекают из достоинств источника - это их субъективизм, ограниченность, искажение действительности.Но именно эта специфическая особенность записок иностранцев о России помогает убедиться в их подлинности - проекция западных взглядов авторов на русскую действительность делает практически невозможным подделку записок иноземцев как вида исторического источника.Однако в любом случае все записки иностранцев о Россиипозволяют взглянуть на историю государства со стороны и лучше понять процесс становление Отечества.Список литературы1. Герберштейн С. «Записки о Московитских делах». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rus/26.htm2. Записки иностранцев о России. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.docme.ru/doc/169054/zapiski-inostrancev-o-rossii3. Ключевский В. Сказания иностранцев о Московском государстве. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kljuch_skaz/4. Кудрявцев О.Ф. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы / О.Ф. Кудрявцев. – М, Русский мир. 1997. – 408 с.

Список литературы
1. Герберштейн С. «Записки о Московитских делах». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rus/26.htm
2. Записки иностранцев о России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/169054/zapiski-inostrancev-o-rossii
3. Ключевский В. Сказания иностранцев о Московском государстве. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kljuch_skaz/
4. Кудрявцев О.Ф. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы / О.Ф. Кудрявцев. – М, Русский мир. 1997. – 408 с.

Вопрос-ответ:

Что можно сказать об особенностях религии и религиозных обрядов русских в 15 веке?

Русские в 15 веке были преимущественно православными христианами. Они исповедовали православие и участвовали в религиозных обрядах, таких как молитва, посещение церкви, праздники и обряды, связанные с христианскими праздниками.

Какими были бракосочетание и межгендерные отношения в 15 веке?

Брак в 15 веке был по большей части устроен договорно. Родители играли важную роль в выборе супругов для своих детей. Межгендерные отношения были строго регулируемыми и основывались на предписаниях религии и общественных нормах.

Какое место занимало военное дело в жизни русских в 15 веке?

Военное дело имело большое значение в жизни русских в 15 веке. Они были часто вовлечены в войны против внешних врагов и внутренних мятежников. Тактика и стратегия ведения войн были важными навыками для русских воинов.

Какие были особенности быта у русских в 15 веке?

В 15 веке жизнь русских была организована вокруг семьи и домашнего хозяйства. Они занимались земледелием, скотоводством и рыболовством. Одежда, пища и жилище были простыми и функциональными.

Какими были особенности торговли в 15 веке?

Торговля в 15 веке была важной частью экономики Русского государства. Русские торговали с другими странами, такими как Германия, Голландия и Польша. Они экспортировали зерно, шкуры, мед и импортировали товары, такие как ткани, специи и ювелирные изделия.

Какие особенности религии и религиозных обрядов были характерны для русских в 15 веке?

В 15 веке русские были преимущественно православными христианами. Для них особенностью религии было поклонение иконам, проведение богослужений, исповедь и причастие. Русские также соблюдали ряд религиозных обрядов, например, крещение, венчание и похороны.

Какие особенности были характерны для бракосочетания и межгендерных отношений русских в 15 веке?

В 15 веке браки в России обычно устраивались по договоренности родителей и родственников. Браки между различными социальными классами могли быть запрещены или допускаться только с разрешения властей. В семье муж был главой, а жена выполняла домашние обязанности и заботилась о детях.

Какие особенности быта были характерны для русских в 15 веке?

В 15 веке русские жили в деревянных домах, которые обычно имели печи для отопления и приготовления пищи. Одежда была изготовлена из льна или шерсти, часто украшена вышивкой. Пища включала хлеб, рыбу, мясо и молочные продукты. Русские также занимались огородничеством и ремеслами для обеспечения себя и своей семьи.