Трудовая миграция и механизмы её регулирования в условиях рыночной экономике

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономика труда
  • 20 20 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 20.05.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
1. Социально-экономические составляющие миграции рабочей силы 3
2. Внешние эффекты миграции трудовых ресурсов 7
3. Регулирование миграционных процессов 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19


Фрагмент для ознакомления

Исходя из высокой динамики этого потока (по 1970-2005 гг. Объемы денежных переводов трудовых мигрантов из более развитых стран в менее развитые выросли в 13 раз [9]), логично ожидать, что его влияние на экономики стран-доноров трудовых ресурсов еще больше расти в будущем.
Однако несмотря на достаточно большое количество научных наработок отечественных [10] и зарубежных [11] специалистов относительно влияния денежных переводов на экономику страны - донора трудовых ресурсов следует согласиться в том, что теоретические и эмпирические аспекты экономического влияния денежных переводов трудовых мигрантов является не до конца понятными [10].

3. Регулирование миграционных процессов


В миграционной сфере главной задачей органов государственной власти и местного самоуправления является учет интересов всех субъектов, сочетание всех уровней миграционной политики при сохранении баланса между ними. Государственная миграционная политика должна ориентироваться не только на все общество, но и на общества отдельных регионов, на нужды и ценности отдельной личности.
В современном государственном регулировании миграционных процессов наблюдается отсутствие многоуровневого подхода, заметные перекосы в сторону того или иного уровня. Так, в стремлении следовать интересам всего государства, которые, несомненно, являются крайне важными, порой без должного внимания остаются сами мигранты и их семьи, не учитываются позиции регионов.
Нужно отметить, что демографический спад и отток собственной рабочей силы за границу обусловливают ориентацию государственной миграционной политики на привлечение зарубежных мигрантов для стабилизации экономики государства за счет иностранной рабочей силы. Однако вопрос о том, какое влияние иммигранты будут иметь социум отдельных регионов, а в результате на социальную систему всей страны, практически не учитывается в реализации государственной миграционной политики. Заметим, что пока иммиграция в основном скрывает в себе латентные конфликтные основы, формируя в ряде регионов зоны возможных столкновений переселенцев и представителей общества, принимает. В результате забота об экономической безопасности всего государства в виде активного привлечения иммигрантов может обернуться серьезной угрозой безопасности регионов и как следствие - государства в целом.
Представление о государственной миграционной политики как о системе, состоящей из множества различных элементов, позволяет увидеть ее многоплановость. Выделенные выше уровне этой системы является лишь одним из ее планов или измерений. Именно многоплановость не дает возможности строить эту деятельность к любым универсальных схем и превращает миграционную политику в искусство сочетания, уравновешивание интересов участников миграционных процессов.
Миграционная политика государства в процессе своей реализации так или иначе затрагивает все условия, определяющие миграцию. Именно поэтому в своем полноценном воплощении она может быть только комплексной, системной. Невозможно регулировать миграционные процессы без влияния на составляющие качества в стране. До сих составляющих, как известно, относятся уровень ценностей и потребностей социума, групп и личностей, их уровень жизни (уровень доходов, развитость социальной инфраструктуры, в первую очередь жилой потенциал и система занятости населения).
В таком ракурсе миграционная политика является элементом социальной политики. Заметим, что социальная политика является системным элементом всей государственной политики в целом. Тем самым мы подчеркиваем системные основы миграционной политики, обращая внимание на то, что невозможно влиять только на миграционное движение, не затрагивая другие системные элементы. Вопрос в том, какие из них являются определяющими в этой ситуации. Этот вопрос указывает на конкретно-историческую обусловленность приоритетов государственной миграционной политики, поэтому структура миграционной политики в течение, например, двух столетий представлена ​​сочетанием различных парадигм и методологий для решения тех или иных задач, выдвинутых конкретным историческим периодом. Сейчас миграционные процессы таят в себе угрозу национальной безопасности страны, размывая ее пределы и социальную структуру, нанося экономический ущерб государству. Поэтому методология государственного регулирования миграции должна быть подчинена решению этих проблем.
Структура миграционной политики определяется факторами, влияющими на миграцию и определяют сегодня актуализацию миграционной проблематике в жизни общества, в теории и практике государственного управления. Миграционная политика должна содержать программы, направленные на регулирование экономических процессов, с ориентиром на соблюдение миграционного баланса. Наиболее актуальными здесь оказываются вопросы занятости, поскольку именно этот фактор существенно влияет на пространственные перемещения населения.
Миграционная политика в сфере занятости населения призвана способствовать устранению территориальных разногласий между спросом и предложением на квалифицированную рабочую силу, защиты внутреннего рынка труда, смягчению напряженности на рынке труда за счет временного использования рабочей силы за рубежом, защиты трудовых прав и интересов мигрантов.

Заключение

В результате проведенных исследований:
Анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей к воздействию международной трудовой миграции на экономики стран - доноров и реципиентов трудовых ресурсов позволяет сделать вывод, что такое воздействие на уровне мирового хозяйства положительный (способствует повышению ВВП). В статье обосновано, что на уровне отдельных национальных экономик это влияние является разновекторным и неоднозначным.
Международная трудовая миграция приводит положительный внешний эффект для мирового производства, поскольку в подавляющем большинстве случаев ее следствием является перераспределение трудовых ресурсов от стран с низким значением предельной производительности труда в страны с высоким уровнем указанного показателя. Поэтому международная трудовая миграция положительно влияет на мировой ВВП.
Хотя международная трудовая миграция может быть структурирована по многим признакам, однако с позиции ее влияния на экономики стран - доноров и реципиентов трудовых ресурсов важными признаками разделения является правовой статус мигрантов, их количество и уровень интеллектуально-культурного капитала.
Международная миграция трудовых ресурсов осуществляет неоднозначное влияние на экономики стран - доноров и реципиентов трудовых ресурсов, в результате чего возникает ряд положительных и отрицательных эффектов. Исследование можно увидеть влияние международной трудовой миграции на экономики стран-реципиентов сложным образом сочетает положительные внешние эффекты.


Список использованной литературы

1. Малиновская Е. А. Международные миграции и общественные трансформации эпоху глобализации / А. А. Малиновская // Демография и социальная экономика. - 2009. - № 11 (1). - C. 5-9.
2. Либанова Е. М. Трудовая миграция населения приграничных регионов / Э. Либанова // Трансграничное сотрудничество / И. Бондарчук [и др.]; под общ. ред. Б. Лессер, И. В. Розпутенко; Нац. акад. гос. упр. - М.: К.И.С., 2003. - С. 209-298.
3. Позняк А. Внешняя трудовая миграция как фактор социально-демографического и экономического развития, CARIM-East RR 2012/05, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2012. Науч.-исслед . отчет Карим-Восток RR 2012/05. - Режим доступа: http://www.carim-east.eu/media/CARIMEast-2012-RU-05.pdf.
4. Пятковская А. Г. Влияние внешней трудовой миграции на благосостояние / А. Г. Пятковская // Социально-экономические и этнокультурные последствия миграции: сб. материалов научно-практической. конф. / Сост. А. А. Малиновская. - М.: НИСИ, 2011. - 344 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.niss.gov.ua/ content / articles / files / Migration.new-7aaa8.pdf.
5. Лопухина Т. Европейский дом: добро пожаловать — вход закрыт / Т. Лопухина // Русский Архипелаг [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/europadis/europa_dom.
6. Коулмен Д. Третий демографический переход / Д. Коулмен // Население и общество: электронная версия бюллетеня / Ин-т демографии Гос. ун-та "Высшая школа экономики" [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://demoscope.ru/weekly/2007/0299/tema03.php.
7. Stimulating Economies through Fostering Talent Mobility. World Economic Forum, 2010. — 55p. [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.weforum.org/pdf/ip/ps/TalentMobility.pdf.
8. Human Development Report 2009. Overcoming barriers: Human Mobility and Development. United Nations Development Programme. — New York, 2009. — 217 p. [Електронний ресурс]. — Режим доступу : hdr.undp.org/en/media/ HDR_2009_EN_Complete.pdf.
9. Глущенко Г. И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйств : дисс. ... д-ра экон. наук : 08.00.14 / Глущенко Галина Ивановна. — Пенза, 2009. — 388 с.
10. World Migration Report 2010. The Future of Migration: Building Capacities for Change. International Organization for Migration. Geneva. 2010. 272 p. [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://tuta.neru9.com/iccn.org.ge/ pdf/eng/world/2011/WMR_2010_ENGLISH.pdf.
11. Гапонова А. Международная миграция высококвалифицированных специалистов: направления, масштабы, регулирование / А. Гапонова // Население и общество : электронная версия бюл. / Ин-т демографии гос. ун-та "Высшая школа экономики" [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit07.php.
12. Stark O. Rethinking the Brain Drain / O. Stark. — Calgary : University of Calgary, Department of Economics, 2003.
20

Список использованной литературы

1. Малиновская Е. А. Международные миграции и общественные трансформации эпоху глобализации / А. А. Малиновская // Демография и социальная экономика. - 2009. - № 11 (1). - C. 5-9.
2. Либанова Е. М. Трудовая миграция населения приграничных регионов / Э. Либанова // Трансграничное сотрудничество / И. Бондарчук [и др.]; под общ. ред. Б. Лессер, И. В. Розпутенко; Нац. акад. гос. упр. - М.: К.И.С., 2003. - С. 209-298.
3. Позняк А. Внешняя трудовая миграция как фактор социально-демографического и экономического развития, CARIM-East RR 2012/05, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2012. Науч.-исслед . отчет Карим-Восток RR 2012/05. - Режим доступа: http://www.carim-east.eu/media/CARIMEast-2012-RU-05.pdf.
4. Пятковская А. Г. Влияние внешней трудовой миграции на благосостояние / А. Г. Пятковская // Социально-экономические и этнокультурные последствия миграции: сб. материалов научно-практической. конф. / Сост. А. А. Малиновская. - М.: НИСИ, 2011. - 344 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.niss.gov.ua/ content / articles / files / Migration.new-7aaa8.pdf.
5. Лопухина Т. Европейский дом: добро пожаловать — вход закрыт / Т. Лопухина // Русский Архипелаг [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/europadis/europa_dom.
6. Коулмен Д. Третий демографический переход / Д. Коулмен // Население и общество: электронная версия бюллетеня / Ин-т демографии Гос. ун-та "Высшая школа экономики" [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://demoscope.ru/weekly/2007/0299/tema03.php.
7. Stimulating Economies through Fostering Talent Mobility. World Economic Forum, 2010. — 55p. [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.weforum.org/pdf/ip/ps/TalentMobility.pdf.
8. Human Development Report 2009. Overcoming barriers: Human Mobility and Development. United Nations Development Programme. — New York, 2009. — 217 p. [Електронний ресурс]. — Режим доступу : hdr.undp.org/en/media/ HDR_2009_EN_Complete.pdf.
9. Глущенко Г. И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйств : дисс. ... д-ра экон. наук : 08.00.14 / Глущенко Галина Ивановна. — Пенза, 2009. — 388 с.
10. World Migration Report 2010. The Future of Migration: Building Capacities for Change. International Organization for Migration. Geneva. 2010. 272 p. [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://tuta.neru9.com/iccn.org.ge/ pdf/eng/world/2011/WMR_2010_ENGLISH.pdf.
11. Гапонова А. Международная миграция высококвалифицированных специалистов: направления, масштабы, регулирование / А. Гапонова // Население и общество : электронная версия бюл. / Ин-т демографии гос. ун-та "Высшая школа экономики" [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit07.php.
12. Stark O. Rethinking the Brain Drain / O. Stark. — Calgary : University of Calgary, Department of Economics, 2003.

Вопрос-ответ:

Какие социально-экономические составляющие имеет трудовая миграция?

Трудовая миграция имеет ряд социально-экономических составляющих, включающих в себя увеличение экономической активности, рост доходов, обмен культурными ценностями, повышение квалификации трудовых ресурсов и увеличение притока иностранных инвестиций.

Что такое внешние эффекты миграции трудовых ресурсов?

Внешние эффекты миграции трудовых ресурсов - это положительные или отрицательные последствия, которые могут возникнуть в результате перемещения рабочей силы между странами. Эти эффекты могут включать рост общей производительности и доходности труда, изменение социальной структуры общества, переток технологий и знаний, а также проблемы в области социальной защиты и интеграции мигрантов.

Как осуществляется регулирование миграционных процессов?

Регулирование миграционных процессов может осуществляться различными способами, включая законодательные акты, системы визового контроля, программы временного рабочего статуса, соглашения о трудовой миграции, обмен информацией и сотрудничество между странами. Целью регулирования является обеспечение баланса между потребностью в рабочей силе и защитой прав и интересов работников.

Какие последствия миграции трудовых ресурсов для экономики стран-доноров?

Последствия миграции трудовых ресурсов для экономики стран-доноров могут быть разнообразными. С одной стороны, отток высококвалифицированных специалистов может привести к утрате важных ресурсов и знаний, а также к сокращению производительности и инноваций. С другой стороны, перевод денежных средств трудовых мигрантов может стать значительным источником доходов и валютных поступлений для стран-доноров, способствуя экономическому развитию и снижении бедности.

Какие изменения происходили в объемах денежных переводов трудовых мигрантов?

Объемы денежных переводов трудовых мигрантов из более развитых стран в менее развитые значительно выросли с 1970 по 2005 годы, увеличившись в 13 раз. Это говорит о значительном влиянии миграционного потока на экономики стран-доноров, особенно в контексте развития и снижения бедности.

Какие социально-экономические составляющие связаны с миграцией рабочей силы?

Миграция рабочей силы имеет несколько социально-экономических составляющих. Во-первых, она связана с перемещением людей из одной страны в другую в поисках работы и лучшей жизни. Это может быть вызвано низкими заработными платами, высокой безработицей или отсутствием перспектив на родине. Во-вторых, миграция рабочей силы влияет на экономику страны-донора трудовых ресурсов, поскольку уход квалифицированных работников может привести к недостатку рабочей силы и падению производительности. В-третьих, миграция рабочей силы может иметь внешние эффекты, такие как перевод денежных средств в страну-донора, что способствует экономическому развитию и улучшению жизни населения.

Какие внешние эффекты могут быть связаны с миграцией трудовых ресурсов?

Миграция трудовых ресурсов может иметь несколько внешних эффектов. Во-первых, она может приводить к отправке денежных переводов от мигрантов в страну-донора трудовых ресурсов. Это способствует экономическому развитию страны и улучшению жизни населения. Во-вторых, миграция может привести к обмену опытом и знаниями между странами. Мигранты часто имеют навыки, которые могут быть полезны для страны-приемника, а также могут учиться новым навыкам и технологиям. В-третьих, миграция может способствовать росту внешней торговли, поскольку мигранты могут иметь связи и контакты за границей, которые могут помочь в развитии новых бизнес-партнерств.

Какие социально-экономические составляющие имеет миграция рабочей силы?

Миграция рабочей силы включает в себя ряд социально-экономических составляющих. Во-первых, она предоставляет трудовым мигрантам возможность улучшить свои экономические условия и уровень жизни. Во-вторых, миграция рабочей силы способствует развитию трудовых рынков, поскольку мигранты могут заполнять вакансии, на которые местные жители не заинтересованы. Кроме того, миграция рабочей силы способствует передаче знаний, опыта и технологий из одной страны в другую. Наконец, миграция рабочей силы может приводить к возникновению внешних эффектов, как положительных, так и отрицательных, на экономики стран-доноров и стран-получателей трудовых ресурсов.

Какие внешние эффекты может вызывать миграция трудовых ресурсов?

Миграция трудовых ресурсов может вызывать различные внешние эффекты. Во-первых, она может способствовать росту экономики страны-получателя, поскольку мигранты вносят в нее новые навыки, знания и опыт работы. Во-вторых, миграция трудовых ресурсов может оказывать позитивное влияние на трудовой рынок страны-донора, освобождая рабочие места для местных жителей и снижая уровень безработицы. Однако миграция трудовых ресурсов также может иметь отрицательные последствия, например, снижение уровня квалификации рабочей силы в стране-доноре.

Что такое трудовая миграция?

Трудовая миграция - это перемещение рабочей силы из одной страны или региона в другую с целью получения работы и улучшения своего материального положения.