поведение животных (только млекопитающих и птиц) и нейрологические основы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зоология
  • 30 30 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 02.06.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Строение нервной системы позвоночных животных 6
1.1. Строение головного мозга 6
1.2. Строение спинного мозга 14
2. Физиология центральной нервной системы 18
2.1. Строение и функции нейрона 18
2.2. Синапсы центральной нервной системы 20
2.3. Виды поведение животных 24
Заключение 28
Литература 29
Фрагмент для ознакомления

4. В зависимости от вида рецепторов - зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, болевые, тактильные.    5.   В зависимости от места расположения центральной части рефлекторной дуги - спинальные, бульбарные, мезэнцефалические, диэнцефальные, кортикальные.6.    В  зависимости от длительности ответной реакции - фазические и тонические.    7. В зависимости от характера ответной реакции - моторные, секреторные, сосудодвигательные.    8. В зависимости от принадлежности к той или иной системе органов или функциональной системе - дыхательные, сердечные, пищеварительные и т.д..    9.  В зависимости от внешнего проявления рефлекторной реакции - сгибательный, потирательный, чесательный, мигательный, рвотный, сосательный и т.д.Нервные центры. Свойства нервных центров. [6]Нервным центром называют совокупность нейронов, необходимых для осуществления определенного рефлекса или регуляции той или иной функции.Нервные центры обладают рядом характерных свойств, определяемых свойствами составляющих его нейронов, особенностями синаптической передачи нервных импульсов и структурой нейронных цепей, образующих этот центр.        Свойства эти следующие:      1.Одностороннее проведение в нервных центрах можно доказать при раздражении передних корешков и отведении потенциалов от задних. В этом случае осциллограф не зарегистрирует импульсов.      2.Задержка проведения в синапсах. По рефлекторной дуге проведение возбуждения происходит медленнее, чем по нервному волокну. Чем больше синапсов в рефлекторной дуге, тем больше время рефлекса, т.е. интервал от начала раздражения до начала деятельности. С учетом синаптической задержки проведение раздражения через один синапс требует около 1,5-2 мсек.3.Суммация возбуждений.в целостном организме рефлекторный акт может осуществляться при действии подпороговых стимулов, если они действуют на рецепторное поле достаточно часто. Пример - рефлекс чесания у собаки можно вызвать, если подать в одну точку подпороговые стимулы с частотой 18 гц.        4.Центральное облегчение. При совместном раздражении этих афферентных волокон возбуждающие постсинаптические потенциалы в нейронах подпороговой каймы суммируются друг с другом и достигают критической величины. В результате в процесс возбуждения оказываются вовлеченными и клетки периферической каймы. При этом сила рефлекторной реакции суммарного раздражения нескольких "входов" в центр оказывается больше арифметической суммы раздельных раздражений. Этот эффект и носит название центрального облегчения. [6]       5. Центральная окклюзия (закупорка). Может наблюдаться в деятельности нервного центра и обратный эффект, когда одновременное раздражение двух афферентных нейронов вызывает не суммацию возбуждения, а задержку, уменьшение силы раздражения. В этом случае суммарная реакция меньше арифметической суммы раздельных эффектов.6.Трансформация ритма возбуждений. Частота и ритм импульсов, поступающих к нервным центрам, и посылаемых ими на периферию, могут не совпадать. В ряде случаев на одиночный импульс, приложенный к афферентному волокну, мотонейрон отвечает серией импульсов.       7.Последействие. Рефлекторные акты, в отличие от потенциалов действия, заканчиваются не одновременно с прекращением вызвавшего их раздражения, а через некоторый, иногда сравнительно длинный период времени. 8. Утомление нервных центров. Утомление нервного центра проявляется в постепенном снижении и в конечном итоге полном прекращении рефлекторного ответа при продолжительном раздражении афферентных нервных волокон. Утомление в нервных центрах связано прежде всего с нарушением передачи возбуждения в межнейронных синапсах. Такое нарушение зависит от уменьшения запасов синтезированного медиатора, уменьшением чувствительности к медиатору постсинаптической мембраны, уменьшением энергетических ресурсов нервной клетки. [6]     9.Рефлекторный тонус нервных центров.    10.Высокая чувствительность к гипоксии. Показано, что 100 г. нервной ткани в единицу времени потребляет кислорода в 22 раза больше, чем 100 г. мышечной ткани. Поэтому нервные центры очень чувствительны к его недостатку. Для коры мозга 5-6 минут достаточно, чтобы без кислорода произошли необратимые изменения.     11.Избирательная чувствительность к химическим веществам. Объясняется особенностями обменных процессов и позволяет находить фармпрепараты направленного действия.2.3. Виды поведение животныхКогда речь заходит о врожденных формах поведения животных, прежде всего возникают ассоциации с рефлекторными ответами на действие раздражителей и инстинктивными (без видимой внешней провокации) действиями животных.Кроме того, при более внимательном изучении генетически детерминированных поведенческих проявлений можно отыскать и такие, которые не относятся ни к категории рефлексов, ни к категории инстинктов. Это кинезы и таксисы. [7]Рефлекс — простой фиксированный ответ на действие адекватного раздражителя пороговой силы, опосредованный через центральную нервную систему.Собаки часто пытаются «закопать» пищу на бетонном или деревянном полу. Подобные действия высших позвоночных нельзя отнести к врожденным рефлексам. Их называют таксисами. Таксисы запускаются ключевыми раздражителями на фоне определенного физиологического состояния животного.Таксисы как простые стереотипичные движения чаще наблюдаются у низкоорганизованных животных. Они обеспечивают пространственную ориентацию двигательной активности в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или противоположно от опасных или малозначимых факторов (отрицательные таксисы). Таксисы делят по характеру внешних факторов на термо-, хемо-, гидро-, окси-, геотаксисы.У высокоорганизованных животных роль таксисов как самостоятельных единиц поведения не столь значима, как, скажем у простейших или молоди рыб. Однако они входят в качестве подчиненных элементов в цепочки сложных инстинктивных актов. Так, у новорожденного щенка положительный термотаксис является начальным звеном в сложном пищевом поведении. У копытных (ягнята, козлята) в первые 3 дня жизни наблюдается отрицательныйсветотаксис, т. е. новорожденные стремятся укрыться в затемненном месте. [7]Таксисы входят в состав поисковой фазы поведенческого акта. Однако и завершающая фаза поведенческого акта может включать таксис наравне с инстинктивными действиями.Кинезы представляют простейшие движения, которые происходят без ориентации тела животного относительно направления действия стимула. В случае с кинезом раздражитель вызывает изменение или скорости движения, или частоты поворотов при движении. Так, активность личинки миноги (пескоройки) снижается по мере возрастания освещенности. Снижается и активность мокрицы при возрастании влажности. Изменение скорости движения животного под влиянием изменения силы раздражителя называют ортокинезом.Если внешняя стимуляция приводит к изменению частоты поворотов при движении, то говорят о клинокинезе. Классическим объектом изучения кинезов и таксисов служит планария. Этот водный червь обладает отрицательным фототаксисом, т. е. стремится уйти из освещенного участка. Но его движения при этом не прямолинейны. Они представляются хаотичными, с большим количеством поворотов, т. е. являют собой пример кинезов. Но, поскольку свет стимулирует изменение направления движения планарии, то в более темных участках ее активность снижается, т. е. попадание в темный участок водоема у планарий носит чисто вероятностный характер. Однако такая простая локомоция обеспечивает этим примитивным животным возможность уйти от неблагоприятного фактора — света. [7]Кинезы лежат в основе ориентации и человеческой вши. Ее движения состоят их ряда кинезов, которые запускаются термическим и химическим стимулами, а также влажностью среды. Чем слабее раздражители, тем более активныйклинокинез демонстрирует вошь. При нарастании силы хотя бы одного из трех раздражителей вошь делает меньше поворотов. В конце концов ее локомоция становится прямолинейной. В зоне максимальной силы раздражителей всех трех модальностей срабатывает отрицательныйортокинез, т. е. вошь останавливается, когда попадает в наиболее благоприятное для нее место.Таким образом, даже столь примитивные локомоции, как кинезы, позволяют животным решать биологически важные задачи.Обучение - это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.          Индивидуально-приспособительная деятельность, помимо разных форм обучения, включает в себя и такой важнейший элемент, как рассудочная деятельность (который мы рассмотрим ниже).          Обучение играет исключительно важную роль в жизни животных и человека, поэтому изучению этой проблемы посвящено огромное количество научных исследований. [7]Способность к обучению базируется на присущем центральной нервной системе свойстве пластичности, которая проявляется в способности системы изменять реакции на повторяющийся многократно раздражитель, а также в случаях его совместного действия с другими факторами. Пластичность может иметь разную направленность: чувствительность к раздражителю может повышаться - это явление называется сенсибилизацией, или снижаться, - тогда говорят о привыкании.Привыкание и сенсибилизация относятся к самым примитивным видам индивидуально вырабатываемых реакций.ЗаключениеЦНС млекопитающих животных крайне схожа со строением ЦНС птиц и пресмыкающихся. Млекопитающие отличаются большим объемом головного мозга, более сильным развитием полушарий переднего мозга, которые покрыты серым веществом, названным корой. Многие виды млекопитающих имеют настолько хорошо развитую кору, что на ней образуются борозды и извилины, которые увеличивают ее поверхность. Мозжечком же обеспечивается координация движений. [8]Нервные клетки в ЦНС связаны между собой посредством синапсов, через которые и передается возбуждение. Рефлексом называют ответную реакцию организма на стимулы, поступающие из внешней среды.На рефлекторной деятельности построены основные типы поведения животных – таксисы, возможность к обучению и формирование вторичных рефлекторных актов.Благодаря избирательной реакции нервных центров и синапсов на различные типы раздражителей, животные могут выстраивать специфический поведенческий акт, в зависимости от типа раздражителя.Таким образом, процессы работы центральной нервной системы млекопитающих и птиц основываются на проведения возбуждения по нервному волокну и избирательности проведения через синапс.Литература1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. - М.: Колосс, 2005. - 512 с.2. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 3. Зоология , автор: Г.Л. Билич, В.А.Крыжановский, Издательский дом «Оникс 21 век», 2004 г. – 544с3. Bapyxa Э. А. Анатомия и эволюция нервной системы. Ростов н/Д, 1992, стр. 27-35.4. Воронова Н.В., Климова И.В., Менджерицкий А.М.. Анатомия Центральной Нервной Системы. Москва 2006, стр. 18-295. Догель В.А. Зоология беспозвоночных: учебник для университетов. - М.: Высшая школа, 1981. - 606 с.6. Зоология позвоночных, автор: В.М.Константинов, С.П.Наумов, С.П.Шаталов.-3-е издание, перераб., издательский центр «Академия»,2004г. - 464с.7. Зорина З.А., Полетаева И.И.. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: «Аспект– Пресс», 2001, - 354 с.8. Константинов В.М., Шаталова С.П., Наумов С.П. Зоология позвоночных. Учебник для студентов биологических факультетов педагогических вузов. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 464 с.9. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2011. - 296 с.10. Психология животных / Под ред. Ю.Б. Разумовского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. - М.: Колосс, 2005. - 512 с.
2. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 3. Зоология , автор: Г.Л. Билич, В.А.Крыжановский, Издательский дом «Оникс 21 век», 2004 г. – 544с
3. Bapyxa Э. А. Анатомия и эволюция нервной системы. Ростов н/Д, 1992, стр. 27-35.
4. Воронова Н.В., Климова И.В., Менджерицкий А.М.. Анатомия Центральной Нервной Системы. Москва 2006, стр. 18-29
5. Догель В.А. Зоология беспозвоночных: учебник для университетов. - М.: Высшая школа, 1981. - 606 с.
6. Зоология позвоночных, автор: В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П.Шаталов.-3-е издание, перераб., издательский центр «Академия», 2004г. - 464с.
7. Зорина З.А., Полетаева И.И.. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: «Аспект – Пресс», 2001, - 354 с.
8. Константинов В.М., Шаталова С.П., Наумов С.П. Зоология позвоночных. Учебник для студентов биологических факультетов педагогических вузов. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 464 с.
9. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2011. - 296 с.
10. Психология животных / Под ред. Ю.Б. Разумовского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Нейрологические уровни и брендинг

Нейрологические уровни и брендинг

Михаил Гринфельд

Под брэндингом мы понимаем продвижение торговой марки. Нам представляется, что эффективность брэндинга во многом зависит от информированности целевой группы и приверженности идее (мифу) бренда. И сильный бренд, устойчивый к рыночным коллизиям, характеризуется высокой степенью приверженности к нему целевой группы.

Технология повышения информированности целевой группы вполне понятно и описано в литературе. Целью данной статьи является показать, как можно существенно увеличить приверженность целевой группы (в количественном и качественном, т. е. в степени убеждения), без увеличения или перераспределения финансовых затрат.

нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - это гуманитарная технология, одной из задач которой является формализация успешного креативного опыта для обучения ему людей. На этот раз, объектом нашего исследования будет брэндинг, а инструментом — нейрологические уровни. Мы постараемся ответить на вопрос — как при помощи нейрологических уровней можно повысить приверженность целевой группы бренда?

Для простоты, предположим, что для нашей рекламной кампании мы готовим серию фильмов, хотя, конечно, понимаем, что эта кампания может быть проведена и другими способами.

Говорят, что китайские мастера каллиграфии несколько часов медитируют, представляя себе различные образы, истории. Таким образом, они входят в определенное психологическое состояние, и только после этого — всего за несколько секунд — написать характер. Мы будем идти по их пути: достаточно долго будем и рассматривать различные истории, а потом постараемся быстро ответить на вопрос, как именно нейрологические уровни могут помочь в формировании приверженность целевой группы бренда.

Для тех, кто после слов "брэндинг" и "нейрологические уровни" еще не успел уйти со страницы, я хочу рассказать вам одну историю.

Россия. Зимой. Мальчик играет в снежки и бросает их в стену. Промахивается, попадает в окно. Окно со звоном разбивается, дверь остается без вратаря и убегает с мальчиком. Мальчик бежит и думает: "Холодно, грязно, мне бы сейчас мой любимый писатель Эрнесту Хемингуэю, на Кубу, в вечное лето, в тепло, поохотиться на слонов.

Куба. Эрнест Хемингуэй находится в ров и охотится на слонов. Думает: "Господи! Жара, эти потные слоны. Мне бы сейчас мой любимый писатель, Андре Моруа, в Париж, в весну, в любовь.