Виды мышления и их характеристика
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 22.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ процесса мышления и различных подходов к мышлению в психологии 5
Глава 2. Теоретическое исследование различных видов мышления 13
Глава 3. Практические рекомендации по учету видов мышления в деятельности военнослужащих 18
Заключение 20
Список использованных источников 21
Глава 3. Практические рекомендации по учету видов мышления в деятельности военнослужащихМыслительная деятельность каждой категории военнослужащих в современной армии реализуется в особо трудных, сложных и опасных, проще сказать экстремальных условиях. В ее эффективной реализацииогромную роль играют личностного качества военнослужащего и в том числе степеньсформированности его мышления. А эффективность формирования мышления у военнослужащего зависит от того, насколько результативны методы руководства, управления данным процессом в процессе учебно-воспитательной работы в войсках и военно-учебных учреждениях. В связи с этим лишь целенаправленная работа командования подразделения или части по развитию мышления может обеспечить адекватность решений, которые необходимо принимать военнослужащим в экстремальной обстановке боевой ситуации. Притом наиболее важно для эффективной военно-профессиональной деятельности развитие творческого мышления [7].Творческое мышление военнослужащего рассматривается в качества высшей ступени развития его интеллектуальных способностей, среди которых военно-профессиональные способности, которые позволяют эффективно решать нетипичные, сложные задачи воинской деятельности. Нетипичные задачи отличаются принципиальной новизной условий, где отсутствуют известные и привычные правила их решения. Такие задачи образуются в ходереализации военно-профессиональной деятельности.Значимым условием для творческого мышления военнослужащего является конкретный эмоциональный настрой психики, который обеспечиваетувеличение качества мышления в опасной ситуации и в боевой обстановке.Для эффективного формирования и развития творческого мышления воина, офицера мало дать им нужную сумму знаний. Значимее научить военнослужащих применять полученные знания в самых многообразных условиях деятельности. В связи с этим целесообразно отрабатывать полученные знания в процессе полевых занятий, при условии непрерывного изменения условий осуществления полученных знаний. В ходе тактических занятий особенное место для развития творческих способностей занимает практика неожиданных вводных, творчески составленных летучек с последующим тщательным и всесторонним разбором действий подчиненных, в первую очередь принятых ими решений [17].ЗаключениеЦелью работы стало обобщение и систематизация психологических знаний о мышлении и его видах.Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:1. Провести теоретический анализ процесса мышления и различных подходов к мышлению в психологии.2. Провести теоретическое исследование различных видов мышления.3. Разработать практические рекомендации по учету видов мышления в деятельности военнослужащих.Таким образом, в работе был проведен теоретический анализ процесса мышления и различных подходов к мышлению в психологии, теоретическое исследование различных видов мышления и разработаны практические рекомендации по учету видов мышления в деятельности военнослужащих. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. под мышлением в психологии понимается психический процесс отражениястатичных закономерных качеств и отношений реальности, с помощью которого решаются познавательные проблемы, осуществляется систематическая ориентация в определенных ситуациях,а, в свою очередь, под мыслительной деятельностьюпонимается система мыслительных операций в целях решения конкретной задачи.2. Таким образом, классификация видов мышления выглядит следующим образом: 1) в зависимости от формы: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое; 2) в зависимости от характера решаемых задач: теоретическое – практическое; 3) в зависимости от развернутости: дискурсивное – интуитивное; 4) в зависимости от степени новизны: репродуктивное – продуктивное.3. Для успешной реализации воинской деятельности в сложных боевых ситуациях военнослужащим рекомендуется развивать творческое мышление. Следовательно, цель достигнута, а задачи решены. Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.Воробьева, Е.А. Общая характеристика подросткового возраста / Е.А. Воробьева, М.П. Щедловская // Психологическая служба [Электронный ресурс]. - 2013.Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с. Ждан А.Н. История психологии. - М.: Академический Проект, 2004 г. - 576 с.Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. – Спб.: Питер, 2006. - 480 с. Кулагина И. Ю. Возрастная психология – М.,2001. – 436 с.Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М.: Академический Проект, 2015. – 432 с. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Матюшкин Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013. – 720 с.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.Немов Р.С. Общая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Немов Р.С. Психология. Психодиагностика.кн. 3. – М.: Владос, 2001. – 640 с.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.Ромашина Е.Ю., Тетерин И.И. Развитие мышления подростков в условиях современного информационного пространства: пилотное исследование. // Современные проблемы науки и образования. - № 2, 2014. С. 1-9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 288 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.Хант М. История психологии. – М.:АСТ, 2009 – 863с. Щербатых Ю. В. Общая психология. - Спб: Питер, 2008. – 272 с.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
3. Воробьева, Е.А. Общая характеристика подросткового возраста / Е.А. Воробьева, М.П. Щедловская // Психологическая служба [Электронный ресурс]. - 2013.
4. Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с.
6. Ждан А.Н. История психологии. - М.: Академический Проект, 2004 г. - 576 с.
7. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. – Спб.: Питер, 2006. - 480 с.
8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология – М.,2001. – 436 с.
9. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
10. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М.: Академический Проект, 2015. – 432 с.
11. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
12. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
14. Матюшкин Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013. – 720 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
16. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
17. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 2001. – 640 с.
18. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
19. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
20. Ромашина Е.Ю., Тетерин И.И. Развитие мышления подростков в условиях современного информационного пространства: пилотное исследование. // Современные проблемы науки и образования. - № 2, 2014. С. 1-9.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
22. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
24. Хант М. История психологии. – М.:АСТ, 2009 – 863с.
25. Щербатых Ю. В. Общая психология
Вопрос-ответ:
Какие виды мышления существуют и как они характеризуются?
Существуют различные виды мышления: логическое, ассоциативное, интуитивное и творческое. Логическое мышление основано на строгой последовательности и формальных правилах рассуждений. Ассоциативное мышление основано на связях и ассоциациях между предметами и идеями. Интуитивное мышление предполагает оперирование интуитивными представлениями и неосознанными знаниями. Творческое мышление характеризуется генерацией новых идей и нестандартными решениями задач.
Каковы особенности логического мышления?
Логическое мышление отличается строгой последовательностью и формальной логикой. Оно основано на анализе фактов и применении логических правил для получения логически обоснованных выводов. Логическое мышление используется для решения задач, требующих точности и систематического подхода.
Каковы особенности ассоциативного мышления?
Ассоциативное мышление основано на связях и ассоциациях между объектами и идеями. Оно позволяет быстро и гибко применять знания и опыт для решения задач. Ассоциативное мышление способствует креативности и свободе ассоциаций, что может привести к нестандартным решениям и новым идеям.
Каковы особенности интуитивного мышления?
Интуитивное мышление основано на интуитивных представлениях и неосознанных знаниях. Оно позволяет быстро и эффективно принимать решения без явного логического анализа. Интуитивное мышление часто основано на опыте и интуитивной понимающей связи между элементами задачи.
Каковы особенности творческого мышления?
Творческое мышление характеризуется генерацией новых идей и нестандартными решениями задач. Оно предполагает гибкость и изобретательность в мышлении. Творческое мышление может быть стимулировано разнообразием идей и созданием благоприятной атмосферы для экспериментирования и исследования.
Что такое мышление?
Мышление - это процесс познания и распознавания информации, обработки ее и преобразования в знания, идеи, решения и креативные концепции.
Сколько видов мышления существует?
Существует несколько видов мышления: абстрактное, конкретное, логическое, интуитивное, творческое и другие.
Какие характеристики отличают абстрактное мышление?
Абстрактное мышление характеризуется способностью анализировать информацию отвлеченно от конкретных объектов и ситуаций. Оно основано на понятиях, общих правилах и логических связях.
Что такое интуитивное мышление и какой у него эффект?
Интуитивное мышление - это способность быстро и неточно принимать решения на основе интуиции и предчувствия, без явного осознания логических шагов. Оно может привести к эффекту "вспышки озарения", когда решение возникает неожиданно и не требует рассуждений.
Какие виды мышления рекомендуется учитывать при работе военнослужащим?
При работе военнослужащих рекомендуется учитывать несколько видов мышления, включая логическое, стратегическое, оперативное и адаптивное мышление. Они помогут принимать взвешенные решения и анализировать сложные ситуации в реальном времени.