Пути совершенствование авторской работы журналиста экологического издания создание материалов экологической тематики с учётом их специфики и жанров разнообразия на примере газеты
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 89 + 89 источников
- Добавлена 29.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Специфика работы журналиста в экологической журналистике 7
1.1. Понятие, цели и задачи экологической журналистики 7
1.2. Специфика работы журналиста-эколога 10
1.3. Специфика работы журналиста 33
Выводы по первой главе 43
Глава 2. Совершенствование работы журналиста в издании «Московская экология» 45
2.1. Общая характеристика издания 45
2.2. Специфика материалов издания 50
2.3. Предложения по совершенствованию работы 65
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Список литературы 74
В целом, в фотоматериалах сохраняются принципы подачи новостей, если мы будем учитывать наличие текстового описания. В остальном принципы подачи материала сохраняются. Следующим типом контента является жанр интервью. Так как перед нами интернет-СМИ, правомерно будет обратить внимание на отличительные черты подачи информации на данном сайте. Контент интервью в целом очень похож, на подачу потоковых новостей. Речь идет, конечно же, о новостях экологических. Причем в большей степени они сконцентрированы на политической составляющей экологической темы. Достаточно обратить внимание на заголовки, говорящие о «необходимости уберечь Арктику», «обращение президента Финляндии по проблеме климата». Сегодня наш мир полностью зависит от политики, а потому игнорировать ее в экологических темах не удастся. «Спецпредставитель президента РФ по вопросам экологии и транспорта Сергей Иванов отметил важность сотрудничества стран Арктического совета в вопросах сохранения экологии Арктики. Такое мнение он высказал во время рабочей встречи с министром иностранных дел Дании АндресомСамуелсеном в рамках Международного Арктического форума «Арктика — территория диалога».«Мы понимаем, что без самого широкого международного сотрудничества решить глобальные экологические проблемы невозможно. В этой связи Арктика представляет собой самый конкретный и понятный регион, — сказал он. — Мне очень приятно, что члены Арктического совета, членами которого мы вместе с вами являемся, ведут достаточно результативный диалог».Иванов также подчеркнул, что никакие внешнеполитические разногласия не отражаются на сотрудничестве стран Арктического совета. «Очень приятно, что на все известные внешнеполитические проблемы, прежде всего, связанные с российско-американскими отношениями, это никак не сказывается, слава Богу, на арктическом сотрудничестве», — сказал он.Обращает на себя внимание подача материала посредством текста. Вновь перед нами появляется понятие эксклюзивный, которое характеризует контент – подобное не повторялось ни в одном из СМИ. Контент интервью восходит своими корнями к телевизионному, однако и здесь наблюдается ряд существенных особенностей.Данное интервью тематически связано еще с рядом сюжетов, ссылки на которые можно найти на портале издания. Однако, гипертекстовости как таковой. Вопреки ожиданиям читателя все же нет. Информация подана так, как бы она была бы организована в текстовых СМИ – если читателя заинтересует информация - он вполне может найти ее самостоятельно. Во-вторых, обращает на себя внимание и тесная связь интернет-СМИ с социальными сетями. Издание реализует подачу новостей через социальные сети. В частности, некоторые сюжеты сохраняют пометку facebook или социальной сети вконтакте. Обращает на себя внимание и возможность комментировать контент. Для того чтобы оставить собственный комментарий, необходимо сделать лишь авторизацию на сайте и оставить собственный комментарий.Вторым примером интервью мы взяли интервью с главой Росгидромета. Героем сюжета стал Александ Фролов. Который делится собственным мнением о происходящем в сфере коллегии Росгидромета. Приведем отрывок из текста: «Вопрос. Хотелось бы обсудить экономическую статистику и глобальное потепление. Если потепление будет идти примерно тем же темпом, что и сейчас, то северные страны (скандинавские, Россия, Канада) согласно статистическому прогнозу экономического роста получают очень серьезный потенциал преимущества. Исследователи подсчитали, что до 2100 года подъем ВВП с ожидается на уровне 400%. Но как его можно будет использовать, на чем можно сделать вот этот рост ВВП?Этот плод сам не упадет спелым. Нужно его культивировать. И для этого правительство поднимает эту проблему. Есть поручение: до середины 2018 года разработать национальный план адаптации России к изменению климата. В том числе, конечно, прежде всего, к неблагоприятным изменениям. Это понятно. Защитные меры, дамбы, орошения, волны тепла. Кстати, в сочетании изменений климата с загрязнением атмосферы будет тоже значительный более сильный эффект влияния на здоровье.А вот выгоды получить – ну, все не так однозначно. С одной стороны, например, действительно отопительный период сократится. Но вы знаете, что в крупных городах сейчас мы все больше используем кондиционирование. Это меньше, конечно, но все равно расходы возрастут. Сельское хозяйство может получить, потому что ведь углекислый газ – это еще ресурс для сельского хозяйства. Если вспомнить каменно-угольный период – все эти леса мощные, они возникли при огромной концентрации углекислого газа.Почему эти все-таки выгоды глобального потепления трудно получить? Возьмем пример тех же оленей. Совершенно конкретный пример. Олени должны мигрировать на север весной. И они переходят по льду реки и идут дальше туда, где мох. Потому что весь мох они выедают зимой. Они должны идти туда, где есть пастбища. Однако сейчас реки стали вскрываться раньше – и стали меняться пути миграции оленей. Это одна проблема. Причем, когда олени начинают маленьких детенышей выводить, то выясняется, что может быть недостаточно корма. Вторая тема – это появляются заразные болезни, которые были не свойственны им. И это вызывает по сути эпидемии, массовый падеж. Даже не говоря уже о сибирской язве, которая вновь прорывалась в прошлом году — в связи с тем, что могильники в вечной мерзлоте оттаяли, а олени их еще копытами разбили. Начался падеж, но, с к счастью, вовремя приняли меры..То есть выгоды от потепления безусловно существуют. Для нашей огромной страны, в том числе, люди могут переехать. И вообще для нас тепло, конечно, хорошо. Но есть одна основная проблема — все это происходит слишком быстро.Эта скорость создает и проблемы для природы, поэтому страдает биоразнообразие. Именно животный и растительный мир находится под ударом, поскольку они не успевают адаптироваться. Поэтому мы должны, видимо, им тоже помочь».Сноску на прямую речь и дату последнего обращения к сайту!!!Текст материала приведен полностью, что помогает проследить тематику интервью. Весь материал выстроен на основе вопросно-ответной формы, которая позволяет отразить тематику содержания работы коллегии, с которой, вероятнее всего, большинство россиян не знакомо. Отдельным звеном становится инфографика. Рис. 4. Инфографика к статьеДополняющая статью инфографика способствует усилению воздействия от статьи. Российский читатель не привык слишком много думать об экологии. Более того, в большинстве своем, информация о деятельности ученых в данной сфере воспринимается как нечто ненужное большинством населения. Контент же показывает далеко не все интервью, а лишь дополняет сюжет, доказывая правдивость и важность поднятой темы. В контексте конвергентного СМИ, функцию основной смысловой силы выполняет текст, который вводит аудиторию в контекст повествования, а инфографика лишь подкрепляет рассказ фактами. Стоит отметить также, что качество подланной инфографики недостаточно хорошее, хотя она и справляется с поставленной задачей. Как видно из приведенных примеров, контент издания «Московская экология» в жанре интервью еще только становится на путь конвергенции. Говорить о полноценном совмещении нескольких пластов массмедия не приходится. В первом же случае, где речь идет о собственно новостях, сюжеты генетически близки еще к газетным жанрам интервью, реализуясь как самостоятельный контент. На конвергентность указывают лишь незначительные вкрапления текста, предваряющие показ сюжета. Вторым жанром, который мы будем рассматривать при описании контента, станет репортаж. Экологическая журналистика в большинстве своем представлена специальным репортажем. Специальный репортаж при «информационной насыщенности» хорошо сочетает в себе аналитические и художественно-публицистические аспекты. На сегодняшний день специальный репортаж – целостный и самостоятельный жанр, который включает в себя несколько обязательных элементов: описание события (факта, явления) с аналитической оценкой ситуации при художественно-публицистическом выражении (о чем подробно было сказано в первой главе). Каждый репортер старается максимально точно донести информацию до читателя, но в последнее время наблюдается обратная реакция: в репортажах появляются лирические отступления, авторские мысли и завуалированные образы. Это сделано по нескольким причинам. Во-первых, из-за инфотейнмента (способ подачи материала, при котором происходит не только информирование, но и развлечение аудитории), — читателю важно не только получить информацию, но и развлечь себя дополнительной информацией. Во-вторых, возвращается интерес к живым журналистским произведениям. Приведем пример репортажа: «Несмотря на аномально тяжелые погодные условия, с установлением чрезвычайно длительных периодов высоких классов пожарной опасности на протяжении более 160 дней, а также продолжительных засух, в ряде регионов Сибири такие периоды превышали 60 дней, лесопожарный сезон 2016 года завершился благополучно.В настоящее время пожароопасный сезон ещё открыт в 10 субъектах Российской Федерации. Особый противопожарный режим продолжает действовать на всей территории Краснодарского края.Всего на территории лесного фонда возникло 10 090 лесных пожара, что на 1,1 раза меньше, чем в 2015 году. Общая площадь лесных пожаров составила 2,2 млн. га, что на 1,2 меньше 2015 года.Наиболее масштабные пожары были зафиксированы в Бурятии, Забайкальском крае, Иркутской и Амурской областях. Жаркое лето не прошло бесследно для Томской области, Красноярского края, Ямало-Ненецкого автономного округа.Несмотря на жару, засуху, ветер в этом году, в сравнении с прошлым, количество пожаров уменьшилось на 9,4%, площадь пройденного огнем сократилась на 17,9%, показатели средней площади обнаружения пожаров – на 28,7%. Если сравнивать со средними цифрами за пять лет, в этом году количество лесных пожаров уменьшилось наполовину, а по объему площадей, пройденных огнем — на треть.Главной причиной лесных пожаров остается антропогенный фактор. Он стал причиной 70% пожаров, в прошлом году по этой причине возникло 79,4% всех лесных пожаров. В результате принятия Постановления Правительства РФ о запрете выжигания сухой травянистой растительности, в 2016 году по этой причине возникло только 2,4% лесных пожаров, что в 2,5 раза ниже показателя 2015 года».Данный текст представляет собой пример использования научной информации в экологической журналистике. Ставка здесь сделана на то. чтобы через опору на статистическую информацию отобразить специфику угрозы от лесных пожаров. Не случайно экологическая журналистика имеет очень много общего с научным направлением – журналист приложил все усилия, чтобы не быть голословным, а создать такой контекст, который бы убедил читателя в сложности ситуации и необходимости сохранения лесов. Отметим, что в данном тексте широко реализуется интерактивность, столь свойственная интернет-СМИ. Во-первых, текст содержит в себе прямую ссылку на описание мероприятия, где приведен не только еще один репортаж непосредственно с места события, подкрепленный статистической информацией. Репортаж дан только при текстовой версии репортажа, однако, активное использование статистической информации и ссылка на авторитет: «Особенностью лесопожарного сезона 2016 года, кроме, безусловно, тяжёлых погодных условий, являются кардинальные изменения законодательной базы, касающейся всей лесопожарной деятельности. 218 федеральный закон и другие, принятые в этом году, документы акцентировали внимание на профилактике, предупреждении и оперативной организации тушения пожаров. Рассчитываю, что в следующем пожароопасном сезоне изменится сам подход к работам по охране лесов от пожаров. Повысится ответственность руководителей регионов и муниципалитетов, собственников и арендаторов, граждан, которые выходят на природу отдыхать – предпосылки к этому есть в обновленном законодательстве», – подчеркнул Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик».Контент условно делится на две части – данные о лесных пожарах как реальной угрозе для климата и экологии страны и комментарии сотрудников, которые и были приведены выше. На конвергентность материала указывает как совмещение всех видов подачи материала, так и интерактивность – в самом тексте статьи содержатся ссылки на более полную информацию и пересечение с другими видами журналистского творчества, посвященные данной тематике. Обращает на себя внимание и репортаж, имеющий заголовок «Мамонтов тоже нужно охранять! / Мамонтов приравняют к полезным ископаемым?». Тема, отметим, не слишком интересная для обширной аудитории, однако направленность издания именно на всесторонний охват событий в экологии России позволяет ввести данный видеорепортаж в контекст издания. «Член Общественной Палаты РФ Марина Богословская выступила на круглом столе, посвященного проблемам Арктической зоны, с подробным докладом о незаконной добыче бивней и ископаемых останков мамонтов в арктических регионах. Она отметила, что на сегодняшний день добыча мамонтовой фауны не регулируется нормативными правовыми актами. По ее словам, речь идет о теневом бизнесе, и власти Якутии неоднократно предпринимали шаги к тому, чтобы ввести добычу бивня мамонта в правовое русло, но эти попытки не увенчались успехом.Так, в 2005 году для регулирования незаконной добычи мамонтовой кости был принят республиканский закон «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми останками мамонтовой фауны». Но он действовал недолго, в 2007 году на основании представления прокуратуры действие республиканского закона было приостановлено.В результате на сегодня добыча мамонтового бивня на территории Якутии производится практически бесконтрольно – наносится огромный ущерб экологии, нарушается природное равновесие, гибнут люди. А население улусов, где добывается мамонтовая фауна, не получает прибыли, деньги в виде налогов не поступают в бюджет. Мамонтовая кость продолжает пользоваться большим спросом на внутреннем и зарубежном рынках. Китайские предприниматели в огромном количестве скупают контрабандным способом сырье у якутских копателей для косторезного и ювелирного производства.На сегодняшний день республика не выкупает мамонтовую кость. И если раньше ученые могли получить бесплатно или за вознаграждение материал, имеющий научную ценность, то в 2007 году местный закон о добыче мамонтовой кости прекратил существование по представлению прокуратуры», — рассказала Богословская». Слитность границ данного видео указывает множество моментов. Во-первых, хотя репортаж и ведется от лица журналиста, в какой-то момент появляется голос Марины Богословской, замещая его личность, и начинает рассказывать о проблеме – бесконтрольной добычи мамонтовой кости в Якутии.Наконец, еще один репортаж – собственные впечатления от посещения цирка. Репортаж носит подзаголовок: «Тигров жалко!/ Культпоход в цирк - сумерки вместо праздника».Впечатления субъективны — возможно, что это представление кому-то нравилось — как некоторая альтернатива, когда три года назад шоу братьев Запашных показывалось в Лужниках. Однако все меняется — когда братья перешли в руководство Большого Цирка на проспекте ...Вернадского, то оказалось, что их шоу теперь не имеет альтернативы. )Оно стало основной программой. Но если кому-то это и нравится, то вот детям в этом альтернативном царстве просто страшно — недаром безутешный плач в зале не останавливался. Возникло стойкое ощущение, что если бы такое представление показали в нашем детстве, то прямой путь в неврастеники был бы всем нам обеспечен.Надо сказать, что центральная тема шоу — борьба с сумеречным миром, в который погружают человека наркотики. Однако недаром говориться, что только сильный человек способен выстоять в этой борьбе — т.е. победу никто не гарантирует. И похоже, что нам был показан сокрушительный разгром в борьбе с наркотиками — ясное свидетельство того, что тема «справилась» с режиссером, а не режиссер — с темой… Можно сказать, что если вы хотите попасть в сумеречный мир, если вы хотите, чтобы вам и вашим детям было страшно и неуютно, если вы действительно хотие пережить это — тогда вам безальтернативно надо попасть на шоу Запашных.Маски на лицах актеров цирка наводят на странные рассуждения.. Одна дама сказала, что это все — Запашные. Они лазят по канату и ездят верхом, укрощают тигров и даже зрителей…В конце — когда маски сняты,лица все равно — стерты. В общем — впечатление попадания в тягостный бред авторам удалось! И уже не важно хотели они этого или нет… Если же это «импортозамещение» — альтернатива цирку Дю Солей (Cirque DuSoleil) — то надо сказать, что льтернативой искусству является только искусство, а не стремление к его замещению — чем бы оно ни было вызвано».Перед читателем возникает классический очерк, написанный на тему жестокого обращения с животными. Точнее той нелогичной иллюзии, которая порождается в момент посещения цирка. Таким образом, жанр репортажа на медиа-портале «Московская экология» также не претерпевает существенных изменений, а, скорее только начинает приобретать черты, специфичные для интернет-жанров. В целом, среди отличительных черт можно выделить перекрестные ссылки на другие сюжеты по выбранной теме, причем, они могут быть как прямо связанными с сюжетом экологической журналистики, так и связанными косвенно. Кроме того, сохраняется возможность комментирования сюжетов и размещения их на собственных страницах – явление, которое было отмечено во всех новостных сайтах. Таким образом, издание широко задействует приемы конвергентного СМИ. Большинство направлений экологической журналистики так или иначе раскрываются. Однако, на наш взгляд, спектр жанров и спектр тем все же недостаточно широк. В то же время, отличительной чертой становится широкое использование текста, замещающего речь диктора на телевизионных новостях. Тем не менее, оформление и уровень развития конвергенции оставляет желать лучшего. Главным принципом в освещении информации становится ставка на экологический подтекст. Анализ тематической структуры показывает их довольно большую схожесть с другими подобными СМИ, что еще раз свидетельствует о довольно устойчивой константной модели ведущих общенациональных каналов двух стран. Отличия связаны с образом жизни, условиями жизни, традициями и спецификой стран и народов. Издание «Московская экология» выделяет ее стремление передать индивидуальную позицию тех или иных журналистов, а не заимствовать информацию из других источников. Здесь проявляется, традиционная специфика российской журналистики как авторской творческой деятельности. Но творчество реализуется в контексте редакторской политики при сохранении основных требований в подаче материала. Сводка реализована в духе официальной пропаганды. Как следствие, приходится в анализе материалов информагентства говорить не столько о том, насколько тот или иной материал подходит под редакторскую политику. Впрочем, издание не всегда повторяет тот же информационный фон, что и другие проправительственные каналы. Издание активно задействует конвергентные способы подачи информации, однако, конвергентности не хватает, так как не задействсуются видео и радиоэфиры. Как правило, СМИ ограничивается лишь фото и текстом. Использование данных соцсетей. В тексты попадает все, что может получить название новости, от прорыва трубы в Санкт-Петербурге и поселившегося в квартире жительницы Москвы сурриката до тонущего танкера с нефтью или лесных пожаров в Сибири. 2.3. Рекомендации по совершенствованию работы журналиста-эколога в газете «Московская экология»Во время становления обновленного российского государства, так как процесс в настоящее время не прекращен, а, наоборот, только набирает обороты, особенно важно взаимодействие политических сил и средств массовой информации, которое воплощается, по сути, в проблеме эффективности средств массовой информации. Так как СМИ признается в настоящее время четвертой властью, основной функцией, которую она выполняет, становится функция управленческая, заключающаяся в активном информировании как выражении активности. Рассмотрим основные направления деятельности СМИ в свете данной функции. Во-первых, интеллектуальная активность, под которой понимается способность политических сил основывать свои действия на законах реальности. Газета может в дальнейшем предпринимать активные действия для продвижения экологической стабильности и пропаганды защиты окружающей среды. Во-вторых, упорядочивание материалов, публикуемых в средствах массовой информации, а также регулирование их в зависимости от потребностей общества. Необходимо так же, так как газета перешла в Интернет-пространство, больше продумать сайт. И усилить конвергентные средства, так как уровень развития информации в СМИ реализуется на очень низком уровне. В-третьих, прогностическая активность, заключающаяся в оказании влияния на политическую ситуацию в стране, регулирование этой обстановки с позиции экологии. Однако следует помнить, что реализация этих направлений возможна только тогда, когда вопрос о демократичности общества будет в достаточной мере определен. Российская же действительность такова, что демократия как основа государства только начинает свое становление. Независимость СМИ для российской (да и для любой другой) действительности – широко распространенный миф. Тем не менее, изменение мировоззрения аудитории с позиции защиты окружающей среды становится прекрасным средством продвижения идеалов экологической журналистики. Современное развитие политики таково, что в России до сих пор не сложилось политической власти, которая бы была заинтересована в создании качественной экологической прессы. Официальные СМИ используются сейчас политиками и бизнесом в собственных целях для достижения власти. Неофициальные же испытывают трудности в безопасности, так как занятия политикой, тем более грязное и опасное дело. В то же время запрет на реализацию информации может привести к тому, что государство само придет к стагнации. А потому реальным способом решения возникшей ситуации становится либо существование за счет пожертвований, либо финансирование бизнес-структурами. Первый подход реализуется как либо плата за чтение материалов, распространение по подписке, либо как внесение средств через Интернет-кошельки. По первому пути сегодня пошли такие влиятельные СМИ как TheTimes и TheNewYorkTimes. Суть его реализуется в том, что, в качестве превью, аудитории предоставляется 10-15 статей, после этого клиент должен будет оплатить подписку. Проблема для России в данной ситуации в том, что СМИ уже проявили себя как рупор пропаганды, хоть и пропаганды качественной. Кроме того, реализуется еще одна проблема – российская аудитория не привыкла платить, если можно почерпнуть информацию бесплатно. А необходимость платы за информацию приведет к тому, что аудитория просто откажется от ресурса. А экологическая журналистика не так интересна для нашего общества. Точнее, на данный момент не создан необходимый тренд. То же касается и внесения средств в электронные кошельки. Надежда только на аудиторию может привести к тому, что канал дойдет до качества стримов, а это, фактически будет говорить о его закрытии. Единственный вариант – это спонсирование бизнесом. Но и этот вариант содержит в себе опасность, так как бизнесмены, зачастую, подстраивают рынок информации под себя. Реализация независимости издания возможна только в случае альтруистического подхода бизнеса. При характеристике СМИ нужно отметить тот факт, что основная проблема лежит не в экономике, а, скорее, в политике, так как свобода слова в нашей стране относительна. Во все времена пропагандировалась свобода печати, однако, фактическая, она наблюдалась только во времена перестройки. Сегодня СМИ является отражением политического института и лишь незначительные примеры могут противостоять этой тенденции. СМИ сегодня не может быть в полной мере характеризоваться как четвертая власть, так как вертикальное взаимодействие между властями утрачивается, а сохраняется только вертикальное давление, у основания которого находится только власть. Свобода журналиста – проблема появляется вместе с развитием средств массовой информации и активным включением их в политическую жизнь общества. Сегодня в связи с отменой множества запретов, СМИ стали более открытыми для общества. Потому свобода общества воспринимается не только как возможность о чем-либо написать, но и как готовность выразить свои мысли в соответствующем порядке. В том случае, если пишущий обладает нормами морали, то статьи будут написаны хорошо, но, если же норм морали не наблюдается, то статьи будут содержать в себе клевету, что недопустимо в журналистской деятельности. При характеристике СМИ нужно отметить тот факт, что основная проблема лежит не в экономике, а, скорее, в политике, так как свобода слова в нашей стране относительна. Во все времена пропагандировалась свобода печати, однако, фактическая, она наблюдалась только во времена перестройки. Сегодня СМИ является отражением политического института и лишь незначительные примеры могут противостоять этой тенденции. СМИ сегодня не может быть в полной мере характеризоваться как четвертая власть, так как вертикальное взаимодействие между властями утрачивается, а сохраняется только вертикальное давление, у основания которого находится только власть. В том случае, если пишущий обладает нормами морали, то статьи будут написаны хорошо, но, если же норм морали не наблюдается, то статьи будут содержать в себе клевету, что недопустимо в журналистской деятельности. Отметим, что сегодня газета «Московская экология» не отличается низким уровнем нравственности, напротив, издание достаточно «чистое» в плане освещения событий. Однако, подход к работе у журналистов весьма избирательный, в соответствии с редакционной политикой. С точки зрения совести – это не совсем правильно. Лучшим вариантом выхода из сложившейся ситуации становится освещение информации объективно, на основании материалов, поступающих с обеих сторон. Но в этом случае достаточно легко сформировать у населения когнитивный диссонанс, а потому необходимо тщательно взвешивать и дозировать информацию. Тем не менее, подготавливая материал для русскоязычной аудитории, необходимо обратить внимание на учет менталитета публики. Как правило, информация реализуется в традициях новостных колонок или западных СМИ. А это не совсем правильно, так как аудитория не воспринимает. В то же время реализуется незначительное воздействие на русскоязычную аудиторию.Именно поэтому необходимо повышать уровень профессиональности журналистов по исследованию российского менталитета, чтобы они учитывали сам факт воздействия на русскоязычное население. В частности, ставка должна делаться на учет общих черт в российской и западной ментальности, а также на учет российских «скреп».Интернет-СМИ по своей природе, как СМИ, ограничено необходимостью использовать общепонятные и общеупотребительные стилеобразующие средства и избегать искусственно усложненных вариантов сюжетопостроения. Главная задача – максимально обеспечить адекватную передачу сообщения в жесткой рамке газетной полосы.Во-первых, можно с уверенностью прогнозировать, что с развитием парка планшетников и всевозможных читалок, газета сможет существовать как минимум в двух формах, традиционной бумажной и электронной, приспособленной для чтения на компьютере. Второй аспект – вещательная парадигма газетной журналистики, которая тесно связана с передачей возможностей Интернет-журналистики. Если ранее телевидение или газета не предполагали ответной реакции, то сейчас осуществляется прямое взаимодействие с аудиторией. Дигитализация, а если проще, расширение компьютерного парка и совершенствование средств цифровой обработки контента, действительно способствует возможности совмещения в одной персоналии функций: репортера; фотографа; художественного редактора; метранпажа и т.п., что и провоцирует собственников изданий на сокращение штата редакций.И здесь речь идет не только о доступности материала для журналиста, когда он может размещать материал, используемый и в конвергентных СМИ и в СМИ традиционных. Это отражается на действиях редакции – реализуется инновационный подход к подаче материала. Выводы по второй главеОпубликованные в газете «Московская экология» статьи посвящены конкретным темам научного исследования, как правило, содержат журналистскую переработку научных изысканий, так как научный текст – это текст «не для всех». Экологическая интерпретация - это особый формат для передачи релевантной информации. Она включает в себя перевод технического языка естественной науки или смежной области в понятия, которые доступны для людей. Она является актуальной (чтобы привлечь аудиторию к этой теме и побудить ее больше узнать об этом), релевантной (значимой и личной для аудитории, чтобы у нее была внутренняя причина больше узнать об этой теме), организованной (информация запоминается, за мыслью автора легко следовать) и тематической (информация связана с конкретным, повторяющимся сообщением). Хотя экологическая журналистика напрямую реализует редко приемы экологической интерпретации, она может использовать методы толкования для объяснения сложных понятий для своей аудитории.ЗаключениеСегодня экологическая журналистика представляет собой новое направление в развитии СМИ. Ожидается, что экологические журналисты будут выступать за изменения, направленные на улучшение качества природы планеты. Они должны просвещать людей о плохом состоянии окружающей среды и использовать возможности средств массовой информации для внесения изменений с общественной и политической точки зрения в целях улучшения качества воздуха, воды, дикой природы и природных ресурсов.Попытки убедить людей в важности защиты окружающей среды иногда оказываются глухими во всем мире. Многие люди просто не интересуются; а общество склоняется к предположению, что вещи, такие как земля, деревья, растения, животные и водные ресурсы - ресурсы, от которых они зависят, - всегда будут. Чрезмерное использование или злоупотребление ресурсами не является, в большинстве случаев, важным вопросом.Но привлечение внимания аудитории - это не единственная трудная задача, с которой сталкиваются экологические журналисты. Написание статей об окружающей среде как ключевой проблеме для общества ставит перед журналистами многочисленные проблемы. Согласно проведенному анализу отметим основные проблемы:Отсутствие экологической и научной подготовки. Репортеры без специальной подготовки могут вообще игнорировать сложные экологические истории или, если они попытаются, результаты могут быть для читателей менее удовлетворительными.Ограниченный доступ к правительственным данным по охране окружающей среды.Журналисты дикой природы ставятся перед дилеммой правильного вещания информации в обществе. Современное общество в достаточной мере уже привыкло к дискурсу катастрофы, а потому предоставление отчётов с позиции информационной доминанты в экологической журналистике затруднительно – здесь нет насилия и убийства, а убийство животного или вырубка леса не рассматривается как нечто катастрофичное.Опыт граждан по многим экологическим вопросам опосредуется в значительной степени интересами правительственных учреждений, а также частного сектора (крупных корпораций). Эти две сферы постоянно влияют на представление средствами массовой информации экологических вопросов, ставящих под угрозу общественное восприятие.В последние годы кажется, что интерес СМИ к окружающей среде уступил место другим проблемам, влияющим на международный сценарий. Журналистам приходится иметь дело с приоритетом других тем, таких как терроризм, нищета, экономика, политика и международные отношения.Журналистам приходится сталкиваться с отсутствием обучения, ресурсов или поддержки со стороны редакторов новостей или спонсоров.Признание этих проблем и их решение повлияет на создание коллективного диалога и обсуждения по экологическим вопросам, представляющим широкую общественную проблему.Кроме того, приходится обращать внимание на то, что современная экологическая журналистика развита на территории земного шара неравномерно. Гораздо больший интерес к экологии возникает у Запада, нежели у России. Анализ российских СМИ позволяет говорить о том, что сама проблема природопользования и защиты окружающей среды практически не задействуется. О природе упоминается только в момент глобальных катаклизмов.Постепенно все приведенные исследователи приходят к выводу о том, что информация, которая предлагается читателю сосредотачивается вокруг экологической проблемы. Современный мир – это мир машин и мир потребления. Человечество настолько увлеклось попытками приобретения ненужных ему вещей, что не готово учитывать то, что действительно важно и от чего зависит дальнейшая его жизнь – окружающей среды.Список литературыГде сам список???
1. Авалиани C.JL, Бобылев С.Н. Региональная экологическая политика (основные направления). М., 2001.
2. Акопов А.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону, 1995.
3. Аксёнова О.В., Халий И. А. Институциализация экологической политики в России: социальные практики, стратегия государства, управленческие решения. М., 2006.
4. Анисимов А.П., Рыженков А .Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России: учеб. пособие. М., 2009.
5. Арктика на пороге третьего тысячелетия: Ресурсы, потенциал и проблемы экологии / Под ред. И. С. Грамберг. СПб., 2000.
6. Артюхин О. А. Экологическая составляющая национальной безопасности современной России: региональный аспект: дис. .канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2006.
7. Афиногенов Д.В. Экологический кризис как политическая проблема: автореф. дис. .канд. философ, наук. СПб., 2001.
8. Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология. М., 2007.
9. Берлова O.A., Колесникова В.Б., Кочинева A. Л. Как экологам работать со средствами массовой информации. Киев, 2000.
10. Блиновская Я.Ю. Информационное обеспечение экологической безопасности при разработке нефтяных месторождений. Владивосток, 2006.
11. Боголюбов С.А. Экологической право. М., 1998.
12. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб, 2003.
13. Буйлов О.П. Экополитология и экологическая политика. М, 2006.
4. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1993.
15. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб, 1995.
16. Гавра Д.П. Сферно-структурная модель современной журналистики // Журналистика в современном мире. М, 2007.
17. Гайкович Е.К. Экологическая политика Российской Федерации: структурно-функциональный анализ: дис. .канд. полит, наук. Нижний Новгород, 2003.
18. Главинская J1.T. Корпоративный экологический менеджмент: вопросы организации. Калининград, 2004.
19. Гончаров М.Ю. Риторика политической коммуникации // Массовая коммуникация в современном мире. М, 1991.
20. Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы. М, 2001.
21. Грачёв М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М, 2004.
22. Грачёв М.Н. Актуальные проблемы политической науки. М, 1996.
23. Дежкин В.В. Экологам о журналистике. М, 2001.
24. Дэннис Э, Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М, 1997.
25. Дойч К. Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля. М, 1993.
26. Дубовик O.Л. Экологическое право. М, 2005.
27. Ефименко E.H. Экологическая политика администрации Клинтона: дис. .канд. полит, наук. Томск, 2004.
28. Захарова O.A. Экологические коммуникации в социокультурном пространстве. М, 2008.
29. Злотникова T.B. Природоохранное законодательство и экологическое нормирование. М., 1993.
30. Игумнова М.Б. Региональная экологическая политика государственной власти современной России: дис. .канд. полит, наук. Архангельск, 2009.
31. Инге-Вечтомов С.Н., Кандратьев К.Я., Фролов А.К. Экологические проблемы Северо-Запада Росси и пути их решения. СПб., 1997.
32. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Журналистика» / Под ред. Я.Н. Засурского. Серия «Инновационный университет». М., 2007.
33. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология. М., 2002.
34. Истон Д. Политическая наука в Соединённых Штатах: прошлое и настоящее // Современная сравнительная политология: хрестоматия / Под ред. В. Гельмана, Г. Голосова. М., 1997.
35. Колесникова В. Б., Берлова O.A., Захаров В.П., Кочинева A.JI. Игра на информационном поле. Журналистика и ПР для зелёных. М., 2003.
36. Корконосенко С.Г., Блохин И.Н., Виноградова С.М., Кузин В.И., Сидоров В.А. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практики участия / Ред.-сост. С.Г. Короконосенко. СПб., 2004.
37. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учеб. пособие. М., 2006.
38. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. СПб., 2004.
39. Косов В.Г., Храламова Ю.А., Нефёдов С.А. Экополитология: Политология в контексте экологических проблем: учеб. пособие. М., 2008.
40. Кочинева А.Л., Берлова O.A., Колесникова В.Б. Экологическая журналистика. М., 1999.
41. Латынов B.B. Политическая коммуникация и власть. Екатеринбург, 2002.
42. Лукьянчиков H.H. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. М., 1998.
43. Малетин С.С. Политология: учеб. пособие. Новосибирск, 2006.
44. Мамедов Н.М. Экологическая политика: основания, уровни, методология реализации. М., 2006.
45. Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / Под общ. ред. М.А. Шишкиной. СПб., 2009.
46. Медведева O.E. Методы экономической оценки биоразнообразия. М., 1998.
47. Мекуш Г.Е. Экологическая политика и устойчивое развитие (анализ и методологические подходы). М., 2007.
48. Мизинцева М.Ф., Королева Л.М., Бондарь В.В. Информационная экология. М., 2000.
49. Молчанова Я.П. Связи организаций с общественностью: экономические, социальные, экологические аспекты. М., 2002.
50. Нечаев Н.В., Тулупов В.В. Деловые печатные издания России: становление, специфика, тенденции развития. Воронеж, 2006.
51. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология. М., 2004.
52. Овсянникова O.B. СМК и экологизация сознания: автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1996.
53. Основы теории коммуникации: учеб. пособие / Отв. ред. Д.П. Гавра. 4.2. СПб., 2006.
54. Пермякова О.Г. Экологическая составляющая российского политического процесса (на примере Приморского края): автореф. дис. .канд. полит, наук. Чита, 2007.
55. Погорелый Е.Д., Филиппов К.В., Фесенко В.Ю. Новейший политологический словарь. М., 2010.
56. Подлесная М.А. Социально-регулятивные функции СМИ в условиях формирования государственной экологической политики: дис. .канд. соц. наук. М., 2006.
60. Политология: словарь справочник / Под ред. М.А. Василика, М.С. Вершинина. М., 2001.
61. Приоритеты национальной экологической политики России / Под. ред. В.М. Захарова. М., 1999.
62. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. Теоретические основы, методология, методика и техника работы исследователя журналистики. М., 2002.
63. Пушкарева Г.В. Политические коммуникации // Политическое обеспечение бизнеса. М., 1995.
64. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. М., 1993.
65. Ровинская Т.Ю. Роль средств массовой информации в разработке и осуществлении экологической политики (из опыта США и ФРГ): дис. .канд. полит, наук. М., 2001.
66. Ромасевич Д.И. Глобальные проблемы современности и экологическая политика России: дис. .канд. полит, наук. М., 2006.
67. Россия в окружающем мире 2003: Аналитический ежегодник / МНЭПУ. М., 1998.
68. Савицкая, А. С. Межгосударственный экономический конфликт в отражении российских деловых СМИ: дис. .канд. полит, наук. СПб, 2009.
69. Сводный словарь по политологии / Под ред. Г.А. Белова, Б.П. Пугачёва. М., 1993.
70. Сидоров В.А. Политическая культура средств массовой информации. М., 1994.
71. Сизова JI.В. Экологические периодические издания // Типология периодической печати: учеб. пособие / Под ред. М.В. Шкондина, JT.JI. Реснянской. М., 2007.
2. Сизова JI.В. Проблемы экологии // Проблематика СМИ: Информационная повестка дня: учеб. пособие / Под ред. М.В. Шкондина, Г.С. Вычуба, Т.И.Фроловой. М., 2008.
73. Сизова JI.B., Давыдова Н.Г. Советы начинающим журналистам. Краткое пособие для молодых журналистов-экологов. М., 2008.
74. Система СМИ России: учеб. пособие / Под ред. Я.Н. Засурский, М.И. Аксёнова и др. М., 2003.
75 Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.
76. Степаненко B.C. Реализация экологической политики в условиях крупного города: дис. .канд. юрид. наук. М., 2005.
77. Струкова Б.Е. Экономика природопользования. М., 1995.
78. Теркулов У.К. Экологический императив и политика: социально-философский анализ. М., 1996.
79. Тоффлер О. Проблема власти на пороге XXI века // Свободная мысль. М, 1992.
80. Федотова J1.H. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993.
81. Фестингер JI. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.
82. Фридман Ш, Фридман К. Пособие по экологической журналистике. Бангкок, 1998.
83. Халипов В.Ф., Халипова Е.В. Власть. Политика. Государственная служба: словарь. М., 1996.
84.. Харченко JI.H. Взаимодействие государства и гражданского общества в формировании национальной экологической политики РФ: дис. .канд. полит, наук. М., 2002.
85. Худоренко Е.А. PR технологии российских корпораций ТЭК. М., 2005.
86. Шварценберг Р.- Ж. Политическая социология: В 3 ч. Ч. 1. - М., 1993.
87. Шкондин М.В. Баранов В.В., Воронова О.А. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина. М., 2009.
88. Шубин А.В. Экологическое движение в СССР и вышедших из него странах // Экологические организации на территории бывшего СССР. М., 1992.
89. Экологическая журналистика: сб. статей / под ред. А.В. Давыдовой, А.С. Смоляровой. СПб., 2011.
Вопрос-ответ:
Какие цели и задачи ставит перед собой экологическая журналистика?
Экологическая журналистика ставит перед собой целью популяризацию и пропаганду экологических проблем и принципов среди широкой аудитории. Основные задачи экологической журналистики включают: информирование людей о существующих экологических проблемах и их причинах, привлечение внимания общественности к вопросам окружающей среды, освещение опыта и практики решения экологических проблем, формирование экологической культуры и осознанного отношения к природе.
Чем отличается работа журналиста эколога от работы обычного журналиста?
Работа журналиста эколога имеет свою специфику. Он должен обладать глубокими знаниями в области экологии, чтобы точно и доступно сообщать о событиях и проблемах в этой сфере. Журналист эколог должен владеть специальными терминами, понимать законы природы и уметь анализировать данные экологических исследований. Также ему следует быть внимательным к малозаметным изменениям в окружающей среде и уметь говорить о них интересным и привлекательным образом.
Какой жанровый разнообразия можно встретить в экологической газете?
В экологической газете можно встретить разнообразные жанры: от новостных заметок и репортажей до интервью и аналитических статей. Также в газете могут публиковаться рассказы о путешествиях по экологически важным местам, рекомендации по экологически чистому образу жизни, обзоры книг и фильмов на экологическую тематику, и многое другое. Важно, чтобы разнообразие жанров позволяло заинтересовать различные группы читателей и удовлетворяло их информационные потребности.
Каковы основные цели и задачи экологической журналистики?
Основные цели и задачи экологической журналистики заключаются в информировании общества о проблемах окружающей среды, просвещении людей в вопросах экологии, а также воздействии на общественное мнение и власть с целью решения экологических проблем.
Какие специфические навыки требуются у журналиста-эколога?
Журналист-эколог должен обладать хорошими знаниями в области экологии, уметь анализировать и интерпретировать данные научных исследований, иметь навыки работы с экспертами и организациями, занимающимися проблемами окружающей среды, а также уметь писать интересные и доступные тексты для широкой аудитории.
Какими способами журналист-эколог может совершенствовать свою работу в экологическом издании?
Журналист-эколог может совершенствовать свою работу, постоянно расширяя свои знания в области экологии, принимая участие в конференциях и семинарах, получая обратную связь от читателей и экспертов, сотрудничая с коллегами-журналистами и экологами, а также осваивая новые жанры и форматы журналистики, такие как видео и аудиоматериалы.