Истоки театра в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 19 19 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 25.05.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 История появления и развития театра 4
2 Принципы переноса прозы на сцену театра 17
Заключение 20
Список использованных источников 22

Фрагмент для ознакомления

В следующей главе рассмотрим непосредственно особенности взаимопроникновения театра и кино в историческом аспекте.
Принципы переноса прозы на сцену театра

Теперь многое сказано об основах, можно пронаблюдать и законы переноса прозы на сцену или, если выразиться более скромно, некоторые принципы.
Если в процессе постановки большого романа получается пройти весь путь в обратном направлении, иными словами сжать семьсот страниц до семидесяти, сохранив при этом те необходимые слова, которые отражают сущность действия и в то же время характеризуют стиль автора, его идеи, его уникальный способ превращать явления жизни, и если при этом получается динамичная, напряженная, устойчивая конструкция, то перед зрителем, следовательно, была проза в действительности театральная.
При этом «переводе» прозы не следует, тем не менее, забывать, что театр — детище тысячелетнего развития искусства. Необходимо использовать его богатства.
Человечество имеет сейчас множество достаточно наглядных примеров и размежевания и объединения прозы и театра. В чем, к примеру, парадокс спектакля «Эшелон», который был поставлен на сцене Московского Художественного театра и театра «Современник».
Пьеса «Эшелон» — талантливые литературные этюды, художественный очерк, но очерк движется скорее сюжетом мысли автора, его чувством, нежели сюжетом характеров героев. Вся гамма авторских мыслей и чувств проходит перед зрителем в «Эшелоне», но статичность характеров может привести к тому, что, по сути, хотя автор и декларирует обратное, они, эти прекрасные люди, прекрасные женщины войны, выходят в финале в точности такими, какими они вошли в пьесу. Такую внутреннюю статику не смогли преодолеть до конца театры, хотя в спектаклях есть свои преимущества.
Тем не менее, если заводить разговор о спектаклях, которыми театр отметил тридцатилетие Победы над фашизмом, то первенство все же за прозой. Здесь подразумеваются такие сценические произведения, как «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Горячий снег», «Из записок Лопатина», «Молодая гвардия», «В списках не значился». В основе всех перечисленных спектаклей — произведения прозы. Инсценировку повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» ставили множество театров после высоко-трагедийного спектакля Юрия Любимова в Театре на Таганке.
В диапазоне двухчасового действия концентрируются судьбы девушек-солдат. Они вошли в пьесу совсем незрелыми, молодыми, «довоенными»; за два часа прожили целую жизнь; даже ту, которую могли бы прожить за длительные годы. Зритель переживает не только смерть юных женщин, но и их несостоявшуюся жизнь, которую он уже себе представил.
Проза выступает наиболее совершенным видом искусства. Самая динамичная и глубокая форма самопознания. При чтении прозы велика ассоциативная активность читателя, активность его мышления, воображения. Возбуждение и реакция являются мгновенными и абсолютными. Каждое «овеществленное» искусство в сравнении с прозой медленнее, тяжелее, грубее. У зрителя в театре, в особенности в начале спектакля, сознание является пассивным. То, что при чтении выстраивает его воображение, на спектакле должно быть выстроено актерами, режиссером, театром. Зритель ожидает этого. Найти театральный эквивалент прозы, даже такой, где наличествует та самая театральность, о которой уже было сказано, бывает зачастую очень сложно.
Для того чтобы в как можно более полной мере выразить прозу, театр должен часто как можно дальше от нее отойти. Такова диалектика театра. Реализм реализуется в нем через условность, и достаточно часто крайняя степень условности приближает зрителей к постижению реалистической сущности прозы эффективнее, лучше, чем рабское следование ей, когда, не мудрствуя лукаво, переводят в диалоги повествовательные абзацы.
Театр условен. Любой театр, самый натуралистический, «обставленный» настоящими предметами, все равно является условным.
Итак, на сегодняшний день театр конкурирует с любым зрелищным и визуальным искусством. Канули в Лету времена, когда, к примеру, смена двадцати картин была в театре немыслимой. «Братья Карамазовы» в дореволюционном МХТ были «спектаклем в двух вечерах»! На сегодняшний день сцена может дать столько же смен мест и эпизодов действия, сколько и кинематограф, и сделать это непринужденно и легко. Театр освоил и переработал по-своему искусство крупного плана, монтажа, имеет массу способов дать необходимое впечатление через сценические пластические ассоциации. Современная режиссура — к примеру, спектакли Ю. Любимова, А. Эфроса — использует широкий ассоциативный «ряд». Диапазон зрительских возможностей необычайно увеличился в сравнении с тем, что было еще пятнадцать—двадцать лет назад. Все таковые обстоятельства в известной мере объясняют повышенный спрос на прозу. Это гордое сознание театра обеспечивает на настоящий момент обширное поле выбора материала для спектакля.
Заключение

Таким образом, подведем следующие итоги по работе.
Театральный вид любительского искусства является наиболее доступным разным слоям населения: и детям, и взрослым. Любительский театр как социокультурный институт продолжает активно функционировать, развиваться в культурной жизни социума. Особенную значимость любительские театры играют в культурном и эстетическом воспитании. Театральные коллективы, как ни один другой коллектив художественной самодеятельности, аккумулирует в себе почти все разновидности искусств. В театральном коллективе существует возможность у каждого участника самовыражаться и в большей мере реализовывать свой творческий потенциал.
Следует отметить, что театральное воспитание как часть общекультурного воспитания личности включает в свой арсенал достижения как профессионального театра, так и эксперименты любительского театра, а также целый пласт культурного багажа, который накоплен в современном и историческом театре, в праздничных и бытовых обрядовых зрелищах, действах и играх. Такие мощные основания, как народное музыкальное (танцевальное, песенное) творчество, с преобладанием эмоционального начала над рационально-логическим, генетически присущий театральному творчеству синкретизм, который естественно объединяет в себе различные типы искусств, коллективный характер творчества создают уникальные предпосылки для активного проникновения театрального начала в область воспитания подрастающего поколения.
Во многих педагогических исследованиях таких авторов как Т.Ф. Завадская, Ю.И. Рубина, В.М. Букатов, А.П. Ершова, А.В. Гребенкин, Л.М. Некрасова отмечается, что благотворное влияние театрального искусства на личность может осуществляться несколькими, тесно переплетающимися между собой способами как по линии восприятия искусства, так и по линии воспитания созидательных навыков юных любителей театра.
Список использованных источников

Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов – М., Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
Барбой Ю М К теории театра СПб, 2008, Зоркая Н М На рубеже столетий У истоков массового искусства в России 1900-1910 гг М , 1976, Кеидлер К Драма и классовая борьба Проблемы эпохи и конфликт в социалистической драме Веймарской республики М , 1974.
Мордисон Г.З. История театрального дела в России: основание и развитие государственного театра в России (XVI-XVIII вв.). СПб., 1994.
Орлов Ю.М. Из истории планирования в театре. // Экономика и организация театра. Вып. 4. – Л.: Искусство, 1976.
Рудницкий К Л Режиссер Мейерхольд М, 1969, Струтинская ЕИ Искания художников театра Петербург - Петроград - Ленинград 1910-1920-е годы М, 1998, Титова Г В Творческий театр и театральный конструктивизм СПб , 1995.
Туровская МИ Кинофикация театра // Театр 1981 № 5 С 100-110, Февральский А В Мейерхольд и кино Пути к синтезу М , 1978.
Ушкарев А.А. История театрального дела в России (1756-1917 гг.). Хрестоматия. – М.: МХТ, 2008.
Холодов Е.Г. Методологические аспекты функционального изучения театра. // К вопросу о предмете методологии искусствознания. – М., 1981.

Паренчук Т.Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры». – Кемерово: Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, 2008. – 17 с.
Рудницкий К Л Режиссер Мейерхольд М, 1969, Струтинская ЕИ Искания художников театра Петербург - Петроград - Ленинград 1910-1920-е годы М, 1998, Титова Г В Творческий театр и театральный конструктивизм СПб , 1995.
Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов – М., Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
Барбой Ю М К теории театра СПб, 2008, Зоркая Н М На рубеже столетий У истоков массового искусства в России 1900-1910 гг М , 1976, Кеидлер К Драма и классовая борьба Проблемы эпохи и конфликт в социалистической драме Веймарской республики М , 1974.
Ушкарев А.А. История театрального дела в России (1756-1917 гг.). Хрестоматия. – М.: МХТ, 2008.
Келлер Е.Э. Праздничная культура: Очерки истории. – СПб.: Михайлов В.А., 2005. – 319 с.
Холодов Е.Г. Методологические аспекты функционального изучения театра. // К вопросу о предмете методологии искусствознания. – М., 1981.
Туровская МИ Кинофикация театра // Театр 1981 № 5 С 100-110, Февральский А В Мейерхольд и кино Пути к синтезу М , 1978.
Мордисон Г.З. История театрального дела в России: основание и развитие государственного театра в России (XVI-XVIII вв.). СПб., 1994.
Орлов О.Л. Праздничная культура России. – СПб. : Культинформпресс, 2008. – 159 с.
Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учеб. пособие / Н.К.Бакланова, В.С.Кузин, Н.Г.Самарина.– М.: МГУКИ, 2003. – 223 с.
















2


22

3


1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов – М., Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Барбой Ю М К теории театра СПб, 2008, Зоркая Н М На рубеже столетий У истоков массового искусства в России 1900-1910 гг М , 1976, Кеидлер К Драма и классовая борьба Проблемы эпохи и конфликт в социалистической драме Веймарской республики М , 1974.
3. Мордисон Г.З. История театрального дела в России: основание и развитие государственного театра в России (XVI-XVIII вв.). СПб., 1994.
4. Орлов Ю.М. Из истории планирования в театре. // Экономика и организация театра. Вып. 4. – Л.: Искусство, 1976.
5. Рудницкий К Л Режиссер Мейерхольд М, 1969, Струтинская ЕИ Искания художников театра Петербург - Петроград - Ленинград 1910-1920-е годы М, 1998, Титова Г В Творческий театр и театральный конструктивизм СПб , 1995.
6. Туровская МИ Кинофикация театра // Театр 1981 № 5 С 100-110, Февральский А В Мейерхольд и кино Пути к синтезу М , 1978.
7. Ушкарев А.А. История театрального дела в России (1756-1917 гг.). Хрестоматия. – М.: МХТ, 2008.
8. Холодов Е.Г. Методологические аспекты функционального изучения театра. // К вопросу о предмете методологии искусствознания. – М., 1981.

Вопрос-ответ:

Каковы истоки театра в России?

Истоки театра в России уходят в древние времена. Первые упоминания о театральных представлениях в России относятся к XI веку, когда на Руси начали проводиться религиозные игры. В XIV-XV веках появились переклички и сатирические представления, а в XVI-XVII веках театр стал популярным развлечением при дворах царей и бояр. Официальное открытие первого постоянного театра в России состоялось в 1756 году в Санкт-Петербурге.

Какие принципы переноса прозы на сцену театра существуют?

Перенос прозы на сцену театра осуществляется с помощью определенных принципов. Во-первых, необходимо сохранить ключевой сюжет и основные характеры произведения. Во-вторых, важно соблюдать структуру и композицию произведения, чтобы сохранить его целостность. Также важно учесть особенности языка и стиля произведения при его театрализации. Необходимо акцентировать внимание зрителей на главных моментах и конфликтах произведения, а также создать атмосферу и эмоциональное напряжение, характерные для прозы.

Каков список использованных источников при написании статьи?

Список использованных источников при написании статьи по истории и развитию театра в России включает следующие источники: 1) Книга "История русского театра" автора Алексеева С. М.; 2) Статья "История театра в России" на сайте teatr.info; 3) Статья "Развитие театра в России" на сайте theatrehistory.ru; 4) Материалы из энциклопедии "Театр в России".

Какие истоки театра можно найти в России?

Театр в России имеет древние истоки, связанные с культом и обрядами языческих времен. Первые упоминания о театральных представлениях в России относятся к XI веку и связаны с драматическими проявлениями религиозного характера. В разные исторические периоды театр в России развивался под влиянием различных факторов, таких как итальянский оперный театр, французская комедия, русская народная традиция и современные тенденции.

Какие принципы переноса прозы на сцену театра можно найти?

Перенос прозы на сцену театра основывается на ряде принципов. Одним из них является сохранение главного сюжета произведения и ключевых моментов сюжета. Важным принципом является отбор и выделение ключевых персонажей и характерных черт их образов. Также важным аспектом является сохранение стиля и атмосферы произведения при переносе на сцену.

Какие принципы переноса прозы на сцену театра были использованы в истории?

В истории театра были использованы различные принципы переноса прозы на сцену. Некоторые из них включают сокращение текста и событий, усиление драматических моментов, акцентирование на конфликтах и эмоциональных состояниях персонажей. Важным принципом было также использование театральных приемов, таких как костюмы, декорации и световые эффекты, для передачи атмосферы и настроения произведения.

Какие принципы переноса прозы на сцену театра можно наблюдать сегодня?

Сегодня при переносе прозы на сцену театра часто используются принципы сокращения текста и событий, чтобы сделать представление более динамичным и увлекательным для зрителей. Также широко применяются актерская игра, музыка, световые и звуковые эффекты для создания атмосферы и передачи эмоций. Важным аспектом является также интерпретация персонажей и образов, чтобы сделать их ближе и понятнее современной аудитории.

Какие основные истоки театра в России?

Театр в России имеет древние истоки, причем его развитие можно проследить еще со времен Киевской Руси. Важным этапом в развитии российского театра стало появление первых профессиональных трупп в Москве и Санкт-Петербурге в XVIII веке. Одним из основных источников влияния на российский театр была европейская театральная традиция, в особенности французский и итальянский театр. Также важное влияние на развитие театра в России оказывали религиозные обряды и народные игры и представления.

Какие принципы переноса прозы на сцену театра?

Перенос прозы на сцену театра осуществляется в соответствии с определенными принципами. Один из них - сохранение основных сюжетных линий и ключевых событий произведения. Также важно передать характеры героев и сохранить атмосферу романа. В постановке организуются диалоги и монологи, чтобы перенести на сцену внутренний мир персонажей. Важно сохранить эмоциональную силу литературного произведения и передать ее зрителям через актерскую игру.

Какие законы переноса прозы на сцену театра существуют?

При переносе прозы на сцену театра существуют определенные законы и принципы, которые помогают создать успешную постановку. Один из таких законов - принцип сокращения. Текст произведения сокращается и обрезается, чтобы создать более лаконичное и драматичное представление. Также существует закон объединения и предельного сжатия событий для создания динамичной и интересной постановки. Важно также соблюдать закон активности и драматичности, чтобы удерживать внимание зрителей на протяжении всего спектакля.

Какова история появления и развития театра в России?

Истоки театра в России уходят в глубокую древность. Первые упоминания о театральных представлениях в России относятся к XI веку. С течением времени, театральное искусство развивалось, преображалось и приспосабливалось к социально-историческим условиям. Крупные императорские театры были открыты в Москве и Санкт-Петербурге в XVIII-XX веках. В Советской России театр стал ярким проявлением идеологии и инструментом воздействия на массы. Современный театр в России сохраняет свою значимость и популярность, представляя широкую палитру жанров и форм.

Какие принципы переноса прозы на сцену театра существуют?

В процессе переноса прозы на сцену театра существуют определенные принципы. Один из них - сохранение ключевых сюжетных линий произведения и духа оригинала. Также важно правильно подобрать актерский состав, чтобы он максимально передал характеры и эмоции персонажей. В театре используются разные режиссерские приемы, например, изменение места действия, обращение к солилоквиям или монологам, использование музыки и света. Главное - сохранить целостность произведения и его основные идеи, адаптируя их под сценическое исполнение.