Предмет права социального обеспечения
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 08.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Общая характеристика предмета права социального обеспечения 6
1.1.Понятие и признаки предмета права социального обеспечения 6
1.2.Взаимосвязь предмета и метода правового регулирования права социального обеспечения 15
Глава 2. Отношения, входящие в предмет права социального обеспечения 28
2.1. Материальные отношения 28
2.2. Процедурные и процессуальные отношения 47
Список используемых источников 54
Перечень принятых терминов 64
Приложения 66
Согласно мнению М.В. Лушниковой и Т.Ю. Барышниковой, социально-обеспечительные отношения, которые собственно и составляющие предмет данной отрасли, весьма целесообразно классифицировать по видам, при этом выстроив некоторую иерархию (или алгоритм) как самих классификаций, так и их критериев. В этом случае во главу угла необходимо поставить именно получателя социального обеспечения, нуждающегося в нем в связи с наступлением в его жизни негативных последствий социального риска.Далее необходимо определить также форму социальной защиты обозначенного лица. В этом случае социально-обеспечительные отношения по своей природе подразделяются на три ведущих вида, а именно: социально-страховые; отношения по оказанию социальной помощи (а также социальному обслуживанию), и, наконец, отношения по государственному социальному обеспечению. Подчеркнем, что данная классификация отношений учитывает именно объективный процесс усложнения сформировавшейся системы правового регулирования в нашей стране сферы социального обеспечения, а именно вопросы специализации и относительного обособления правовых режимов имеющихся организационно-правовых форм осуществления социального обеспечения.При этом каждый из данных видов, в свою очередь, может также классифицироваться как по основаниям, так и порядку предоставления социального обеспечения гражданам на обязательные (то есть государственные) и добровольные (то есть дополнительные), непосредственно по уровню правового регулирования – на федеральный, региональный, а также местный и локальный.Затем уместной будет являться и классификация каждого отдельного вида отношений по предмету. Так, в качестве примера обратимся к социально-обеспечительному правовому статусу определенного субъекта, например, безработного, являющегося субъектом одновременно различных видов социально-обеспечительных отношений. Он имеет право получать пособие по безработице, получать предусмотренные законодателем услуги в виде профессионального обучения либо его переобучения, имеет право обращаться в соответствующее учреждение за государственной социально помощью на основании отнесения его к категории малообеспеченных граждан, может получить предусмотренное законом единовременное пособие в связи с рождением у него ребенка, получить полагающиеся ему страховые выплаты в связи с происшедшим несчастным случаем на производстве и др. Укажем, что при этом каждый отдельный вид социального риска предусматривает конкретные формы осуществления социальной защиты данного безработного лица и определенный порядок реализации права обозначенного лица на конкретный вид социального обеспечения непосредственно в рамках осуществления социально-страховых правоотношений, а также отношений по государственному социальному обеспечению и предусмотренных законодателем отношений по государственной социальной помощи согласно его статусу.Таким образом, приведенный анализ федеральных законов, регулирующих систему социального обеспечения показал разбросанность правовых норм о социальных пособиях по тем нормативным актам, которые не связанны между собой, что вызывает определенные сложности при их применении, а также несогласованность определенных правовых предписаний. Поэтому необходима дифференциация правового регулирования в прямой зависимости от того, на какой именно организационно-правовой основе – то есть страховой либо нестраховой – осуществляется предоставление российским гражданам соответствующих материальных благ. Наличие общественной потребности в материальной защите гражданина от социального риска выступает в качестве предпосылки для разработки и принятия особой группы правовых норм, совокупность которых образует самостоятельную отрасль российского права – то есть право социального обеспечения, которое в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российского права.Процедурные и процессуальные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения нами будут рассмотрены в следующем разделе.2.2. Процедурные и процессуальные отношенияРассматривая отношения, входящие в предмет права социального обеспечения, укажем, что кроме материальных отношений, в предмет анализируемой нами отрасли права социального обеспечения также входят такие отношения, которые возникают непосредственно в связи с реализацией права на социальное обеспечение, то есть это отношения по правоприменительной деятельности (или процедурные отношения). При этом содержанием обозначенных отношений является установление соответствующих юридических фактов, вынесение определенных решений по вопросам назначения выплат либо предоставления услуг.В качестве субъектов такого рода процедурных отношенийвыступают физическое лицо (либо семья), а также уполномоченный государственный орган либо учреждение. Необходимо в этом отношении подчеркнуть, что наиболее часто отношения по поводу установления определенных юридических фактов прослеживаются между физическими лицами и следующими органами либо учреждениями:- бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) – в связи с необходимостью определения группы, причины инвалидности гражданина, выявления степени утраты им трудоспособности, разработкой соответствующей программы реабилитации; - с различными в видовом плане лечебными учреждениями – в связи с необходимостью признания факта временной нетрудоспособности гражданина;- с территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ – в связи с необходимостью установления продолжительности как трудового, так и страхового стажа гражданина и т.д.Подчеркнем, что процедурные отношения по вынесению решений относительно предоставлениялибо отказа в предоставлении гражданину определенного социального обеспечения могут осуществляться между физическими лицами и следующими органами либо учреждениями:- отдельными территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ;- пенсионными управлениями РФ министерств обороны, а также внутренних дел; - разного рода государственными либо муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями; - различными государственными либо муниципальными учреждениями социального обслуживания и др.Некоторые споры решаются в рамках Верховного Суда РФ, например, связанные с материнским капиталом, трудовыми отношениями, пенсионным обеспечением и страховыми выплатами.Отдельным видом процедурных отношений, введенного после принятия Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» становятся отношения по осуществлению проверке материального и имущественного положения тех лиц, которые обращаются за ее предоставлением. Они появляются между малоимущими обратившимися лицами и местными органами социальной защиты населения относительно установления факта нуждаемости этих граждан.Возникающие разного рода споры по вопросам назначения отдельных видов социального обеспечения, вопросам удержания, а также взыскания излишне выплаченных гражданам сумм принято разрешать непосредственно вышестоящими органами либо учреждениями, которые осуществляют социальное обеспечение, и (или) судом, а в случае несогласия с их решением – в основном в судебном порядке. В этом отношении укажем, что в разных федеральных законах могут допускаться различные сочетания обозначенных выше вариантов, однако не было пока еще установлено никакого специального порядка их рассмотрения. Согласно с ст.46 Конституции РФ нарушенное право защищено может быть в суде и без обращения гражданина в вышестоящий орган (или учреждение). Вполне очевидно, что при рассмотрении возникшего спора вышестоящими органами государственного управления имеют место административно-процессуальные отношения, а при разрешении этого спора судом – уже гражданско-процессуальные отношения.Кроме этого, так как внебюджетные фонды обязательного социального страхования органами государственного управленияне являются, а имеют при этом статус государственных учреждений, то и отношения между ними и физическими лицами по разрешению возникающих споров в сфере социального обеспечения, также включить можно в предмет права социального обеспечения.Необходимо подчеркнуть, что в теории права социального обеспечения особо выделяется недопустимость, чаще всего, договорного процесса регулирования социального обеспечения. В этом случае частно-договорное регулирование имеющихся социально-обеспечительных отношений, которые включены в предмет отрасли права социального обеспечения, чаще всего ограничивается именно субъектами трудового права, которые устанавливают некоторые дополнительные виды социального обеспечения в трудовом договоре непосредственно за счет средств работодателя. Подчеркнем, что в предмет отрасли права социального обеспечения на традиционном уровне включаются отдельные вспомогательныепроцедурно-процессуальные правоотношения. Однако подавляющее большинство исследователей данного вопроса впредмет социальной отрасли включают исключительно процедурные отношения, направленные на установление юридических фактов (например,временной нетрудоспособности, инвалидности, малообеспеченности гражданина (или отдельной семьи) и др.) и установлению соответствующего права на этот конкретный видсоциального обеспечения, а также по назначению конкретному гражданину конкретного вида социального обеспечения. В связи с этим подавляющее большинство отношений по разрешению споров, а также рассмотрению жалоб в сфере социального обеспечения включают также в предмет отраслей как гражданско-процессуального, так и административного права. В этом случае отмечается, что в будущем такого рода отношения включены могут быть в предмет отраслипри принятии соответствующего Социального процессуального кодекса, а также образования создания органов специализированной юстиции.Укажем, что процедурными правоотношениями весь перечень вспомогательныхотношений в области социального обеспечения вовсе не исчерпывается. По аналогии с теориейи практикой трудового права данные вспомогательные отношения можно определить как производные, тесным образом связанные с социально-обеспечительнымиотношениями. При этом их характерными чертами выступают следующие. В первую очередь, это особая обусловленностьсоциально-обеспечительными отношениями, то естьтакого рода производные отношения существуют постольку,поскольку имеют место социально-обеспечительныеотношения, которые обслуживают данные отношения.Во-вторых, в качестве одной из сторон такого рода отношений практически всегда выступает определенное физическое лицо – то есть получатель отдельных социально-обеспечительных благ, при том, как другой стороной могут являться иные лица и органы, которые не являются стороной основных (то есть распределительных) социально-обеспечительных отношений. Например, социально-обеспечительные отношения в сфере обязательного пенсионного страхования, которые возникают между застрахованным лицом и собственно пенсионным фондом, который выплачивает пенсии. При этом применительно к данным отношениям производными характеризуются такие отношения, которые возникают между застрахованным лицом и страхователем. Их условно можно назватькак предшествующие производными отношениями. Подчеркнем,чтоТрудовой кодекс РФ (ст. 1) данные отношения причисляетк производным от трудовых отношений. Также обозначенные отношения способны стать исопутствующими относительно работающих пенсионеров. В качестве производных можно также назвать и те отношения между страхователем и Пенсионным фондомРФ, которые осуществляются в ключе социально-обеспечительных обязательств непосредственно в пользу конкретного застрахованного лица. В этом случае имеются ввиду права и обязанности обозначенных субъектов в области социального обеспечения (например, это формирование накопительнойчасти либо пенсии ведение индивидуального персонифицированного пенсионного учета и некоторые другие). Подчеркнем, что при этом вовсе не имеются в виду обязанности отдельного страхователя по уплате, например,пенсионных страховых взносов или единого социального налога. Как уже указывалось, последние сегодня охватываются именно предметом отраслифинансового права. Подобная ситуация прослеживается и с производными отношениями, которые предшествуют либо сопутствуютсоциально-обеспечительным отношениям, непосредственно по предоставлению как социальной помощи, так и государственного обеспечения. Таким образом, на сегодняшний день предмет права социального обеспечения составляют несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению различных категорий граждан в денежной форме; 2) отношения, возникающие в связи с предоставлением разного рода социальных услуг; 3) процедурные и процессуальные отношения, непосредственно связанные с установлением соответствующих юридических фактов, а также процессом реализации и защитой права на определенный вид социального обеспечения. Выводы по 2 главеПредмет права социального обеспечения на сегодняшний день составляют несколько групп общественных отношений (см. приложение):1) отношения по социальному обеспечению различных категорий гражданв денежной форме(то есть пособия, пенсии, компенсационные выплаты);2) отношения, возникающие в связи с предоставлением разного рода социальных услуг(социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми, а также беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание и др.);3) процедурные и процессуальные отношения, которые связаны с установлением соответствующих юридических фактов, а также процессом реализации и защитой права на отдельный вид социального обеспечения. Названные отношения, чаще всего, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процессуальные и процедурные) или же вытекают (процессуальные) непосредственно из тех отношений, которые входят в первые две группы.В целом же, предмет права социального обеспечения представляет собой комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, которые возникают в связи с наступлением прописанных в законе случаев (то есть социальных рисков) и ориентированных на компенсацию от их наступления через распределения материальных благ.При этом отношения по социальному обеспечению граждан непосредственно в денежной форме и по предоставлению разного рода социальных услуг составляют так называемое «ядро» предмета права социального обеспечения. Относительно процедурных и процессуальных отношений можно указать, что они являются производными от них и не могут существовать самостоятельно.ЗаключениеАнализ разного рода публикаций по теме исследования показал, что процесс познания предмета права социального обеспечения одновременно осуществляется с двух позиций: 1) от эмпирического восприятия, а также осмысления правовой действительности в сфере социального обеспечения к обоснованию соответствующих теоретических конструкций системы науки; 2) все познанные и затем сформулированные в определенных теоретических конструкциях разные стороны и аспекты понятия права социального обеспечения развивают, детализируют и углубляют знание о предмете данной науки.Изучение взглядов исследователей на проблему определения предмета науки права социального обеспечения показало, что под ее предметом понимаются чаще всего объекты изучения, а также круг исследуемых ею проблем. При этом предмет науки права социального обеспечения намного шире, нежелипредмет отрасли права.В настоящее время само понятие «социальное обеспечение» не является окончательно устоявшимся и вызывает споры. С нашей точки зрения на уровне логической формы категория «социальное обеспечение» может на максимальном уровне максимально охватить сферу как регулирования, так и изучения права социального обеспечения. При этом множество обобщаемых в ней объектов изучения могут совпадать с предметом познания науки права социального обеспечения. Кроме этого, названная категория помогает устанавливать внешние границы права социального обеспечения, которые отделяют соответствующую отрасль и соответствующую науку от других как отраслевых, так и теоретических систем. Это все нам позволяет нам вести речь о ее предельном объеме. Также предмет науки права социального обеспечения ориентирует и сам процесс познания, при этом выстраивая понятийно-правовой аппарат в прямом соответствии с соответствующими изучаемыми явлениями правовой действительности в области социального обеспечения.Анализ метода правового регулирования права социального обеспечения предусматривает обязательныйучеттакой специфики предмета рассматриваемой нами отрасли, как неоднородность ее предмета. При этом метод отрасли права социального обеспечения выступает вместе с ее предметом особым системообразующим фактором, способный предопределять суверенность отрасли в системе права, и обусловленный особенностью предмета этой отрасли.Приведенный анализ федеральных законов, регулирующих систему социального обеспеченияпоказал разбросанность правовых норм о социальных пособиях по тем нормативным актам, которые не связанны между собой, что вызывает определенные сложности при их применении, а также несогласованность определенных правовых предписаний. Поэтому необходима дифференциация правового регулирования в прямой зависимости от того, на какой именно организационно-правовой основе – то есть страховой либо нестраховой – осуществляется предоставление российским гражданам соответствующих материальных благ. В отношении расширения предмета отрасли непосредственно за счет отношений по формированию соответствующих фондов социального обеспечению, а также управлению данными средствами, можно отметить, что она имела бы свои перспективы при одном обязательном условии, а именно – изменении позиции российского законодателя. То есть по действующему в настоящее время законодательству отношения по формированию соответствующих фондов социального обеспечения в правовом отношении регулируются в большей степени финансовым правом, а если быть более точными, то его подотраслями – налоговым и бюджетным правом.При этом укажем, что добровольное социальное обеспечение выступает в качестве дополнительного по отношению к государственному (или обязательному) социальному обеспечению. Так как они носят именно дополнительный характер, то при этом и сопровождают все основные обязательные формы социального обеспечения. Поэтому отношения по добровольному социальному страхованию, а также отношения благотворительности в качестве добровольной деятельности относительно оказания социальной помощи обязательно должны включаться, с нашей точки зрения, в сам предмет отрасли права социального обеспечения.На сегодняшний день предмет права социального обеспечения составляют несколько групп общественных отношений:1) отношения по социальному обеспечению различных категорий граждан в денежной форме;2) отношения, возникающие в связи с предоставлением разного рода социальных услуг;3) процедурные и процессуальные отношения, непосредственно связанные с установлением соответствующих юридических фактов, а также процессом реализации и защитой права на определенный вид социального обеспечения. В общем, предмет права социального обеспеченияможно определить как комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением прописанных в законе случаев и ориентированных на компенсацию от их наступления через распределения материальных благ.Список используемых источниковI.Нормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12. 1993) (в ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. - № 9. – Ст. 851.Всеобщая декларация прав человека 1948г. // Рос. газ. – 1995. – 5 апр. – С. 5 – 6.Европейская социальная хартия 1996 г. // Бюллетень международных договоров. – 2010. – № 4. – С. 17–67.Конвенция Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldlaws.narod.ru/konvenc/00261.htm. – Загл. с экрана. – (дата обращения – 05.03.2017).Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г. (ст. 9) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12. – С. 23 – 25.Налогового кодекса Российской Федерации Ч.IIот 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 7 марта 2017 г. № 25-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197//СЗ РФ. – 2002 г. – № 1 (Ч. I). – Ст. 3.Закон РФ от 19 апр. 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 28 дек. 2016 г. № 495-ФЗ) // ВедомостиВерховного Совета РФ. – 1991. – № 18. – Ст. 566.Федеральный Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 27. – Ст. 920.Федеральный закон РФ от 12 февр. 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (в ред. от 19 июля 2016 г. № 16-П) // Рос. газ. – 1993. – 26 февр. – С. 5.Федеральный закон от 19 февр. 1993 г. № 4528-I «О беженцах» (в ред. от 22 дек. 2014 г. № 446-ФЗ) // Рос. газ. – 1993. – № 54. – С. 6.Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 19 дек. 2016 г. № 444-ФЗ)// СЗ РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.Федеральный закон от 11 авг. 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (в ред.от 5 мая 2014 г. № 103-ФЗ) // СЗ РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3340.Федеральный закон от 12 янв. 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в ред. от 19 дек. 2016 г. № 444-ФЗ1-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 146. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. 28 дек. 2016 г. № 471-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 14. – Ст. 1401. Федеральный закон от 24 окт. 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. от 3 дек. 2012 г. № 233-ФЗ) // СЗ РФ. – 1997. – № 43. – Ст. 4904. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 3 июля 2016 г. № 292-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – № 19. – Ст. 2071.Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 5 июня 2013 г. №12-П) // СЗ РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2331. Федеральный закон от 17 сент. 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 6 апр. 2015 г. № 68-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – №38. – Ст. 4736. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3686.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 19 дек. 2016 г. № 454-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3699. Федеральный закон от 15 дек. 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»(в ред.от 3 июля 2016 г. № 227-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (в ред.от 3 июля 2016 г. № 229-ФЗ)// СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4920.Федеральный закон от 15 дек. 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (от 19 дек. 2016 г. № 456-ФЗ)// СЗ РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 г. № 505-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3028.Федеральный закон от 29 дек. 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 29 дек. 2015 г. № 394-ФЗ) // СЗ РФ. – 2007. – № 1 (ч. I). – Ст. 18. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 3 нояб. 2015 г. № 305-ФЗ) // СЗ РФ. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 31 дек. 2014 г. № 505-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 06.03.2016).Постановление Правительства РФ от 14 дек. 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // СЗ РФ. – 2005. – № 51. – Ст. 5547.II.Акты судебных органовОпределение Верховного Суда РФ № 5-Д13-37 от 24.06.2013 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // contact@consultant.ru. – Загл. с экрана. - (дата обращения – 21.05.2017).Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 84-КГ15-8 от 15 сент. 2015 г // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // contact@consultant.ru. – Загл. с экрана. - (дата обращения – 02.06.2017).Определение Верховного Суда РФ № 37-КГ14-4от 05.09.2014 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // contact@consultant.ru. – Загл. с экрана. - (дата обращения – 21.05.2017).Определение Верховного Суда РФ по .Делу № АПЛ16-10512 от 12 апреля 2016 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // contact@consultant.ru. – Загл. с экрана. - (дата обращения – 29.05.2017).Определение Верховного Суда РФ по Делу № АПЛ15-204 от4 июня 2015 г/ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // contact@consultant.ru. – Загл. с экрана. - (дата обращения – 21.01.2017).III. ЛитератураАндреев, В.С. Научные труды. – М.: Изд. центр Ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. – Т. 1. – 344 с.Андреев, В.С. Право социального обеспечения. – М., 2014. – 312 с.Благодир, А.Л. Система права социального обеспечения: дис. ... докт. юридич. наук. – М., 2014. – 418 с.Васильева, Ю.В. О функциональном подходе к предмету права социального обеспечения // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. – М., 2006. – С. 597 - 600.Гречук, Л.А. Субъекты – получатели в праве социального обеспечения России: автореф. … канд. юрид. наук. – М., 2002. – 23 с.Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – М.: Волтерс Клувер, 2014. – 522 с.Иванкина, Т.В. Правовое регулирование распределения общественных фондов потребления. – Л., 1999. – 272 с.Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография. – М.: Проспект, 2009. – 264 с.Ковалевский, С.М. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве: Правовые вопросы. – М.: Норма, 2014. – 212 с. Лушникова, М.В. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально- обеспечительных и семейных отношений / М.В. Лушникова, А.М. Лушников, Н.Н. Тарусина. – Ярославль, 2001. – 433 с.Лушникова, М.В. Предмет и метод права социального обеспечения: новые подходы / М.В. Лушникова, Т.Ю. Барышникова // Вестн. Ярославск. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. 14 «Гуманитарные науки». – 2009. – № 3 (9). – С. 13 - 21.Маслов, С.С. Понятие и виды юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2007. – 28 с.Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: Перспективы развития / Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. – М.: Норма, 2010. – 246 с.Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская, К.В. Добромыслов. М., 2016. С. 31.Методические рекомендации по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. – М., 2016. – 186 с.Миронова Т.К. Право и социальная защита. – М.: Права человека, 2016. – 288 с.Никифорова, Н. Н. Место права социального обеспечения в системе российского права // Рос. ежегод. трудового права. – 2005. – № 1. – С. 552–553Никонов Д.А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. – М.: Норма,, 2015. – 321 с.Право социального обеспечения / под ред. К. Н. Гусова. – М.: Закон, 2007. – 322 с.Право социального обеспечения / под ред. М. В. Филипповой. – М.:: Норма, 2016. – 310 с.Право социального обеспечения: учебник / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 358 с.Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА-ИНФРА–М,2009. – 232 с.Рогачев, Д.И. Метод права социального обеспечения. – М.: Изд-во Юрайт, 2005. – 266 с.Тарасова, В.А. Охрана прав граждан в пенсионном обеспечении. М.: Норма, 2008. – 318 с.Тучкова, Э.Г. Совершенствование методики преподавания права социального обеспечения // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения. – М.: Изд-во Юрайт, 2004. С. 43.Федорова, М.Ю. Негосударственные организации как субъекты правоотношений по социальному обеспечению // Современные проблемы трудового права и права социального обеспечения. – Минск, 2006. – С. 140 - 144.Федорова, М. Ю. Образовательное право. – М., 2014. – 278 с.Шебанов, А.Ф. Система советского социалистического права. – оМ.: Изд-во Моск. ун-та. 1961. – 274 с.Перечень принятых терминовОбязательное социальное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья либо профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.Пенсионное обеспечение – это особая форма материального (денежного) обеспечения граждан непосредственно со стороны государства либо других субъектов в установленных законом страховых случаях.Получатель социальной услуги – отдельные граждане и (или) семьи, которым для преодоления сложившейся у них трудной жизненной ситуации предоставляются соответствующие социальные услуги.Пособия – это важный вид социального обеспечения, предоставляемый гражданам при наступлении социальных рисков.Предмет науки – это то, на что направлена мысль в процессе изучения определенной сферы действительности, включая сюда само знание, получаемое в ходе познавательного процесса.Социальные услуги – этотакие действия по оказанию помощи, которые предусмотрены названным законом, отдельным категориямграждан в прямом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы.Социальный риск – вероятное событие, которое наступает в результате утраты заработка либо другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства.Социальное страхование – это части государственной системы социальной защиты населения, которая характеризуется определенной спецификой.ПриложениеМодель предмета права социального обеспеченияПроцедурные отношенияМатериальные отношенияПенсии
1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12. 1993) (в ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. - № 9. – Ст. 851.
2. Всеобщая декларация прав человека 1948г. // Рос. газ. – 1995. – 5 апр. – С. 5 – 6.
3. Европейская социальная хартия 1996 г. // Бюллетень международных договоров. – 2010. – № 4. – С. 17–67.
4. Конвенция Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldlaws.narod.ru/konvenc/00261.htm. – Загл. с экрана. – (дата обращения – 05.03.2017).
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г. (ст. 9) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12. – С. 23 – 25.
6. Налогового кодекса Российской Федерации Ч. II от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 7 марта 2017 г. № 25-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197// СЗ РФ. – 2002 г. – № 1 (Ч. I). – Ст. 3.
8. Закон РФ от 19 апр. 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 28 дек. 2016 г. № 495-ФЗ) // Ведомости Верховного Совета РФ. – 1991. – № 18. – Ст. 566.
9. Федеральный Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 27. – Ст. 920.
10. Федеральный закон РФ от 12 февр. 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (в ред. от 19 июля 2016 г. № 16-П) // Рос. газ. – 1993. – 26 февр. – С. 5.
11. Федеральный закон от 19 февр. 1993 г. № 4528-I «О беженцах» (в ред. от 22 дек. 2014 г. № 446-ФЗ) // Рос. газ. – 1993. – № 54. – С. 6.
12. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 19 дек. 2016 г. № 444-ФЗ) // СЗ РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
13. Федеральный закон от 11 авг. 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (в ред. от 5 мая 2014 г. № 103-ФЗ) // СЗ РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3340.
14. Федеральный закон от 12 янв. 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в ред. от 19 дек. 2016 г. № 444-ФЗ1-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 146.
15. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. 28 дек. 2016 г. № 471-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 14. – Ст. 1401.
16. Федеральный закон от 24 окт. 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. от 3 дек. 2012 г. № 233-ФЗ) // СЗ РФ. – 1997. – № 43. – Ст. 4904.
17. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 3 июля 2016 г. № 292-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – № 19. – Ст. 2071.
18. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 5 июня 2013 г. №12-П) // СЗ РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.
19. Федеральный закон от 17 сент. 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 6 апр. 2015 г. № 68-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – №38. – Ст. 4736.
20. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3686.
21. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 19 дек. 2016 г. № 454-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
22. Федеральный закон от 15 дек. 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 г. № 227-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
23. Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (в ред. от 3 июля 2016 г. № 229-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4920.
24. Федеральный закон от 15 дек. 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (от 19 дек. 2016 г. № 456-ФЗ)// СЗ РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
25. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 г. № 505-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3028.
26. Федеральный закон от 29 дек. 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 29 дек. 2015 г. № 394-ФЗ) // СЗ РФ. – 2007. – № 1 (ч. I). – Ст. 18.
27. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 3 нояб. 2015 г. № 305-ФЗ) // СЗ РФ. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.
28. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 31 дек. 2014 г. № 505-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 06.03.2016).
29. Постановление Правительства РФ от 14 дек. 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // СЗ РФ. – 2005. – № 51. – Ст. 5547.
II.Акты судебных органов
1. Определение Верховного Суда РФ № 5-Д 13-37 от 24.06.2013 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // contact@consultant.ru. – Загл. с экрана. - (дата обращения – 21.05.2017).
2. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 84-КГ15-8 от 15 сент. 2015 г // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // contact@consultant.ru. – Загл. с экрана. - (дата обращения – 02.06.2017).
3. Определение Верховного Суда РФ № 37-КГ14-4 от 05.09.2014 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // contact@consultant.ru. – Загл. с экрана. - (дата обращения – 21.05.2017).
4. Определение Верховного Суда РФ по .Делу № АПЛ16-105 12 от 12 апреля 2016 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // contact@consultant.ru. – Загл. с экрана. - (дата обращения – 29.05.2017).
5. Определение Верховного Суда РФ по Делу № АПЛ15-204 от4 июня 2015 г/ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // contact@consultant.ru. – Загл. с экрана. - (дата обращения – 21.01.2017).
III. Литература
1. Андреев, В.С. Научные труды. – М.: Изд. центр Ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. – Т. 1. – 344 с.
2. Андреев, В.С. Право социального обеспечения. – М., 2014. – 312 с.
3. Благодир, А.Л. Система права социального обеспечения: дис. ... докт. юридич. наук. – М., 2014. – 418 с.
4. Васильева, Ю.В. О функциональном подходе к предмету права социального обеспечения // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. – М., 2006. – С. 597 - 600.
5. Гречук, Л.А. Субъекты – получатели в праве социального обеспечения России: автореф. … канд. юрид. наук. – М., 2002. – 23 с.
6. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – М.: Волтерс Клувер, 2014. – 522 с.
7. Иванкина, Т.В. Правовое регулирование распределения общественных фондов потребления. – Л., 1999. – 272 с.
8. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография. – М.: Проспект, 2009. – 264 с.
9. Ковалевский, С.М. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве: Правовые вопросы. – М.: Норма, 2014. – 212 с.
10. Лушникова, М.В. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально- обеспечительных и семейных отношений / М.В. Лушникова, А.М. Лушников, Н.Н. Тарусина. – Ярославль, 2001. – 433 с.
11. Лушникова, М.В. Предмет и метод права социального обеспечения: новые подходы / М.В. Лушникова, Т.Ю. Барышникова // Вестн. Ярославск. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. 14 «Гуманитарные науки». – 2009. – № 3 (9). – С. 13 - 21.
12. Маслов, С.С. Понятие и виды юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2007. – 28 с.
13. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: Перспективы развития / Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. – М.: Норма, 2010. – 246 с.
14. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская, К.В. Добромыслов. М., 2016. С. 31.
15. Методические рекомендации по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. – М., 2016. – 186 с.
16. Миронова Т.К. Право и социальная защита. – М.: Права человека, 2016. – 288 с.
17. Никифорова, Н. Н. Место права социального обеспечения в системе российского права // Рос. ежегод. трудового права. – 2005. – № 1. – С. 552–553
18. Никонов Д.А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. – М.: Норма,, 2015. – 321 с.
19. Право социального обеспечения / под ред. К. Н. Гусова. – М.: Закон, 2007. – 322 с.
20. Право социального обеспечения / под ред. М. В. Филипповой. – М.:: Норма, 2016. – 310 с.
21. Право социального обеспечения: учебник / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 358 с.
22. Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА-ИНФРА–М,2009. – 232 с.
23. Рогачев, Д.И. Метод права социального обеспечения. – М.: Изд-во Юрайт, 2005. – 266 с.
24. Тарасова, В.А. Охрана прав граждан в пенсионном обеспечении. М.: Норма, 2008. – 318 с.
25. Тучкова, Э.Г. Совершенствование методики преподавания права социального обеспечения // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения. – М.: Изд-во Юрайт, 2004. С. 43.
26. Федорова, М.Ю. Негосударственные организации как субъекты правоотношений по социальному обеспечению // Современные проблемы трудового права и права социального обеспечения. – Минск, 2006. – С. 140 - 144.
27. Федорова, М. Ю. Образовательное право. – М., 2014. – 278 с.
28. Шебанов, А.Ф. Система советского социалистического права. – оМ.: Изд-во Моск. ун-та. 1961. – 274 с.
Вопрос-ответ:
Что такое предмет права социального обеспечения?
Предмет права социального обеспечения - это совокупность отношений, регулируемых нормами права, которые возникают в процессе осуществления социального обеспечения. Он включает в себя как материальные отношения, связанные с предоставлением социальных выплат и льгот, так и процедурные и процессуальные отношения, связанные с рассмотрением заявлений и жалоб, а также судебным разбирательством в социальных спорах.
Какова взаимосвязь предмета и метода правового регулирования в праве социального обеспечения?
Предмет права социального обеспечения и метод его правового регулирования тесно связаны. Метод правового регулирования, в частности, определяет порядок создания и функционирования социальных фондов, устанавливает процедуры предоставления социальных выплат и льгот, а также устанавливает правила разрешения социальных споров. Предмет права социального обеспечения определяет содержание этих отношений и предметы правовой охраны.
Какие отношения входят в предмет права социального обеспечения?
В предмет права социального обеспечения входят материальные отношения, связанные с предоставлением социальных выплат и льгот, таких как пенсии, пособия, стипендии и др. Также в предмет права социального обеспечения входят процедурные и процессуальные отношения, связанные с рассмотрением заявлений и жалоб, а также разрешением социальных споров в судебном порядке.
Какие признаки имеет предмет права социального обеспечения?
Предмет права социального обеспечения имеет следующие признаки: он является системой отношений, регулируемых нормами права; основой предмета являются труд и социальные нужды человека; в его состав входят материальные, процедурные и процессуальные отношения; он предусматривает правовую охрану тех отношений, которые связаны с предоставлением социальных выплат и льгот.
Какие источники использовались при написании статьи?
При написании статьи были использованы различные источники, включая законы, нормативные акты, научные статьи и монографии по теме права социального обеспечения. Список используемых источников можно найти в конце статьи.
1. Что такое предмет права социального обеспечения?
Предметом права социального обеспечения является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе обеспечения граждан социальными льготами и гарантиями в сфере социальной защиты.
2. Какие признаки характеризуют предмет права социального обеспечения?
Предмет права социального обеспечения характеризуется следующими признаками: социальная направленность, государственное регулирование, наличие специальных социальных норм, социальная защита.
3. Какова взаимосвязь предмета и метода правового регулирования в праве социального обеспечения?
Предмет права социального обеспечения определяет содержание и цели правового регулирования, а метод правового регулирования определяет способы и формы реализации правовых норм, направленных на обеспечение социальной защиты граждан.
4. Какие отношения входят в предмет права социального обеспечения?
В предмет права социального обеспечения входят материальные отношения (возникающие в результате предоставления гражданам социальных льгот и гарантий) и процедурные и процессуальные отношения (связанные с организацией и регулированием процесса социального обеспечения).
5. Что включает в себя предмет права социального обеспечения?
Предмет права социального обеспечения включает в себя совокупность нормативных актов, гарантирующих гражданам социальную защиту и обеспечение социальных льгот, а также устанавливающих порядок и процедуры для получения этих льгот.
Что такое предмет права социального обеспечения?
Предмет права социального обеспечения - это совокупность отношений, регулируемых правовыми нормами в сфере социальной защиты населения. Он включает в себя все правовые нормы и принципы, касающиеся социальных программ, гарантирующих социальное обеспечение граждан.