Научная деятельность этнокультурных центров
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 28.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. ТЕОРИИ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РФ 5
1.1. Понятие этноса, этнокультурные ценности. Теория этнокультурного взаимодействия 5
1.2. Этнополитическая ситуация в современной России 10
2. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ 13
2.1. Деятельность этнокультурных центров России 13
2.2. Научная деятельность этнокультурных центров 16
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23
Помимо этого, специалисты этнокультурных центров ведут индивидуальную научную деятельность. В большей мере это относится к центрам, основанным при каких-либо вузах.
Так, существует этнокультурный центр московского государственного университета культуры и искусств. С некоторыми научными статьями данного центра можно ознакомиться в Вестнике Московского государственного университета культуры и искусств. В данном журнале публиковались статьи по вопросам этнокультуры и этнокультурного центра таких авторов, как: О.В. Сацкова [22], З.К. Койчуева [10], Н.И. Маркина [15], Д.Ш. Назархудоева [17] и др.
Цель этнокультурного центра МГУКИ заключается в сохранении и развитии традиционной народной культуры многонациональной России. «Его деятельность направлена на репрезентацию отечественного национально-культурного и культурно-исторического наследия, а также трансляцию тех культурных традиций, в которых воплощены высшие этнические, национальные и общечеловеческие ценности» [22, с. 73].
Ещё одна форма научной деятельности в этнокультурных центрах основана на этнографических экспедициях. Так, в г. Красноярске Межнациональным культурным центром при Культурно-историческом и музейном комплексе в период с 1994 по 1995 гг. были поведены ряд экспедиций в Минусинский, Уярский районы края и Республику Хакасия. «О высокой степени результативности экспедиций свидетельствует пополнение фондов более чем на 1 тыс. экспонатов» [7, с.66]. Для научного осмысления и подведения итогов экспедиций была организована научно-практическая конференция на тему: «Национальные культурные общества. Проблемы развития и взаимодействия».
Таким образом, среди форм научной деятельности этнокультурных центров можно выделить следующие: участие и/или организация конференций и семинаров; индивидуальная научная работа, отражённая в публикациях, а также научно-практическая деятельность, основанная на материале этнографических экспедиций.
Тематика и проблематика научных исследований достаточно широка. Это и обращение к истории народов, выявлении аспектов их традиций и обычаев; и современные проблемы по сохранению самобытности культур и этнокультурному взаимодействие; и проблемы по этнокультурному воспитанию и вопросам толерантности. Также поднимаются вопросы о методологических базах деятельности этнокультурных центров.
В целом, научная деятельность хоть и не является основным направлением в деятельности этнокультурных центров, именно она помогает обобщить накопленный опыт, решить глобальные проблемы по этническому взаимодействию. Также, благодаря научной деятельности, этнокультурные центры способны вступать в диалоге с институтами, с представителями власти, иметь дополнительные способы освещения в СМИ.
Заключение
Подведём итоги по проделанной работе.
Этнология, зародившаяся в Европе в первой половине XIX века, представляет собой науку о народах. Этнос – это устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой объединены единым языком, религией, культурой и пр.
При рассмотрении этнической культуры следует её отделять от культуры национальной. Этническая культура, которая основана, прежде всего, на неизменных традициях, охватывает главным образом сферу труда и быта. Этнокультурное взаимодействие является одним из видов социального взаимодействия. В узком смысле этнокультурное взаимодействие понимается как разнообразные формы соприкосновения и взаимовлияния самобытных этнокультур. В широком смысле этнокультурное взаимодействие – это разновидность социального взаимодействия, в которой этническая общность вступает в различные взаимоотношения с элементами социальной системы (государство, бизнес, наука, гражданское общество).
Этнополитический процесс в России начинается в период распада СССР и делится на четыре этапа. Первый этап (1880-е -1991 гг.) характеризуется ростом национально-культурных обществ. Второй этап (1991-1994 гг.) – определяется борьбой внутри республик. На третьем этапе (1995 – 1999 гг.) принимаются попытки урегулирования межэтнических отношений. И, наконец, четвёртый этап (2000-е гг.) определяется приведением в соответствие местного законодательства и федерального.
Этнокультурные центры в современной России становятся территорией для создания поликультурного пространства, в котором раскрывается потенциал национальных сообществ, влияющих на качество культурной жизни региона. Основными направлениями деятельности этнокультурного центра являются: организационная, обучающая, культурно-просветительская, научная, помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений, проектная деятельность. На территории России существуют также региональные сети Центров этнокультуры, а также проводятся смотры-конкурсы.
Среди форм научной деятельности этнокультурных центров можно выделить следующие: участие и/или организация конференций и семинаров; индивидуальная научная работа, отражённая в публикациях, а также научно-практическая деятельность, основанная на материале этнографических экспедиций.
Тематика и проблематика научных исследований достаточно широка. Это и обращение к истории народов, выявлении аспектов их традиций и обычаев; и современные проблемы по сохранению самобытности культур и этнокультурному взаимодействие; и проблемы по этнокультурному воспитанию и вопросам толерантности. Также поднимаются вопросы о методологических базах деятельности этнокультурных центров.
В целом, научная деятельность хоть и не является основным направлением в деятельности этнокультурных центров, именно она помогает обобщить накопленный опыт, решить глобальные проблемы по этническому взаимодействию. Также, благодаря научной деятельности, этнокультурные центры способны вступать в диалоге с институтами, с представителями власти, иметь дополнительные способы освещения в СМИ.
Список использованных источников и литературы
Источники:
Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: Сборник материалов международной научной конференции / Отв. ред. С.Г. Максимова. – Вып. 4. – Ч. 1. – Барнаул: Новый формат, 2016. – 233 с.
Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: Сборник материалов международной научной конференции / Отв. ред. С.Г. Максимова. – Вып. 4. – Ч. 2. – Барнаул: Новый формат, 2016. – 150 с.
Литература:
Афанасьева А.Б. Нэсбит Д., Эбурден П. Что нас ждёт в 90-е годы. – М.: Республика, 1992. – 416 с.
Всероссийская научно-практическая конференция "Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации". // Казанский федеральный университет. Мероприятия. [Электронный ресурс] URL: http://kpfu.ru/social-org/ekspertnyj-sovet-po-obschestvenno-politicheskim-i/meropriyatiya/vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-97630.html (дата обращения: 4.03.2017).
Горбунова М.Ю. Социальная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 223 с.
Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. / Сост. и общ. ред. А.И. Курчки. М.: Астрель, АСТ, ОГИЗ, 2005. – 512 с.
Иванова И.П. Национально-культурные центры как фактор гармонизации межнациональных отношений на примере юга Красноярского края. // Вестник Томского государственного университета. – 2009. - №319. – С. 65-67.
Исаев Б., Баранов Н. Современная российская политика: Учебное пособие для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
Клайн Э. Самоопределение наций: созидание или опасная забава? // Общественные науки и современность. 1993. №2. С.162-164.
Койчуева З.К. Лирический этнографизм в трактовке высокогорного пейзажа Б.Н. Тамбиева. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. - №1 (63). – С. 236-241.
Крылов А.А. Психология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 752 с.
Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. – Волгоград: Перемена, 2002. – 111 с.
Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.
Культурология: Учебное пособие. / Под ред. Н.Н. Фомина, Н.О. Свечниковой. – СПб.: СПбГУ ИТМО. – 2008. – 483 с.
Маркин Н.И. Педагогическое моделирование процесса этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. - №1 (51). – С. 143-147.
Мустафина Л.Г. Этнокультурные центры Поволжья и Приуралья как институты формирования, сохранения и развития культуры татарского народа (по материалам республики Татарстан и Свердловской области). // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. - №3. – С. 29-32.
Назархудоева Д.Ш. Этническая идентификация и межэтнические отношения народов Памира на современном этапе развития. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. - №1 (63). – С. 101-105.
Положение о деятельности региональной сети Центров этнокультурного образования Томской области. // Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 14.08.2015 г. № 553-р.
Положение о проведении IV Межрегионального смотра деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 22.02.2013. [Электронный ресурс] URL: http://mkrf.ru/deyatelnost/competitions/detail.php?ID=277863&t=sb (дата обращения: 4.03.2017).
Положение о проведении V межрегиональной краеведческой конференции «Балагуровские чтения». [Электронный ресурс] URL: http://pomorskibereg.ru/wp-content/uploads/2012/06/Положение_ БАЛАГУРОВСКИЕ-ЧТЕНИЯ.pdf (дата обращения: 4.03.2017).
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 304 с.
Сацкова О.В. Этнокультурный центр Московского государственного университета культуры и искусств: к вопросу актуализации этнокультурных традиций народов России в современном обществе. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. - №2 (46). – С. 71-74.
Солодухин В.И. Деятельность этнокультурных центров в регионах России по приобщению молодёжи к народной культуре. // Социосфера. – 2015. - №2. – С. 12-19.
Степанова О. Семинар «Образцы успешных практик» для специалистов этнокультурных центров Республики Карелия. [Электронный ресурс] URL: http://pomorskibereg.ru/seminar-obrazcy-uspeshnyx-praktik-dlya-specialistov-etnokulturnyx-centrov-respubliki-kareliya/ (дата обращения: 4.03.2017).
Фазылзянова Г.И. Этнокультурный центр как объект общественного партнёрства. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №1. – С. 42-43.
Халтурин А.Н. Этнокультурное взаимодействие: понятие, теории, модели. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2014. - №4. – С. 60-66.
Черкесова П.С. Этнокультурная среда как условие воспитания социальной компетентности подростков. // Вестник Социально-педагогического института. – 2013. - №1 (6).
Черняк Т.В. Методология научного исследования: Учеб. пособие / РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибаГС, 2014. – 244 с.
19
Источники:
1. Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: Сборник материалов международной научной конференции / Отв. ред. С.Г. Максимова. – Вып. 4. – Ч. 1. – Барнаул: Новый формат, 2016. – 233 с.
2. Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: Сборник материалов международной научной конференции / Отв. ред. С.Г. Максимова. – Вып. 4. – Ч. 2. – Барнаул: Новый формат, 2016. – 150 с.
Литература:
3. Афанасьева А.Б. Нэсбит Д., Эбурден П. Что нас ждёт в 90-е годы. – М.: Республика, 1992. – 416 с.
4. Всероссийская научно-практическая конференция "Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации". // Казанский федеральный университет. Мероприятия. [Электронный ресурс] URL: http://kpfu.ru/social-org/ekspertnyj-sovet-po-obschestvenno-politicheskim-i/meropriyatiya/vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-97630.html (дата обращения: 4.03.2017).
5. Горбунова М.Ю. Социальная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 223 с.
6. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. / Сост. и общ. ред. А.И. Курчки. М.: Астрель, АСТ, ОГИЗ, 2005. – 512 с.
7. Иванова И.П. Национально-культурные центры как фактор гармонизации межнациональных отношений на примере юга Красноярского края. // Вестник Томского государственного университета. – 2009. - №319. – С. 65-67.
8. Исаев Б., Баранов Н. Современная российская политика: Учебное пособие для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
9. Клайн Э. Самоопределение наций: созидание или опасная забава? // Общественные науки и современность. 1993. №2. С.162-164.
10. Койчуева З.К. Лирический этнографизм в трактовке высокогорного пейзажа Б.Н. Тамбиева. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. - №1 (63). – С. 236-241.
11. Крылов А.А. Психология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 752 с.
12. Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. – Волгоград: Перемена, 2002. – 111 с.
13. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.
14. Культурология: Учебное пособие. / Под ред. Н.Н. Фомина, Н.О. Свечниковой. – СПб.: СПбГУ ИТМО. – 2008. – 483 с.
15. Маркин Н.И. Педагогическое моделирование процесса этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. - №1 (51). – С. 143-147.
16. Мустафина Л.Г. Этнокультурные центры Поволжья и Приуралья как институты формирования, сохранения и развития культуры татарского народа (по материалам республики Татарстан и Свердловской области). // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. - №3. – С. 29-32.
17. Назархудоева Д.Ш. Этническая идентификация и межэтнические отношения народов Памира на современном этапе развития. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. - №1 (63). – С. 101-105.
18. Положение о деятельности региональной сети Центров этнокультурного образования Томской области. // Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 14.08.2015 г. № 553-р.
19. Положение о проведении IV Межрегионального смотра деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 22.02.2013. [Электронный ресурс] URL: http://mkrf.ru/deyatelnost/competitions/detail.php?ID=277863&t=sb (дата обращения: 4.03.2017).
20. Положение о проведении V межрегиональной краеведческой конференции «Балагуровские чтения». [Электронный ресурс] URL: http://pomorskibereg.ru/wp-content/uploads/2012/06/Положение_ БАЛАГУРОВСКИЕ-ЧТЕНИЯ.pdf (дата обращения: 4.03.2017).
21. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 304 с.
22. Сацкова О.В. Этнокультурный центр Московского государственного университета культуры и искусств: к вопросу актуализации этнокультурных традиций народов России в современном обществе. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. - №2 (46). – С. 71-74.
23. Солодухин В.И. Деятельность этнокультурных центров в регионах России по приобщению молодёжи к народной культуре. // Социосфера. – 2015. - №2. – С. 12-19.
24. Степанова О. Семинар «Образцы успешных практик» для специалистов этнокультурных центров Республики Карелия. [Электронный ресурс] URL: http://pomorskibereg.ru/seminar-obrazcy-uspeshnyx-praktik-dlya-specialistov-etnokulturnyx-centrov-respubliki-kareliya/ (дата обращения: 4.03.2017).
25. Фазылзянова Г.И. Этнокультурный центр как объект общественного партнёрства. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №1. – С. 42-43.
26. Халтурин А.Н. Этнокультурное взаимодействие: понятие, теории, модели. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2014. - №4. – С. 60-66.
27. Черкесова П.С. Этнокультурная среда как условие воспитания социальной компетентности подростков. // Вестник Социально-педагогического института. – 2013. - №1 (6).
28. Черняк Т.В. Методология научного исследования: Учеб. пособие / РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибаГС, 2014. – 244 с.
Вопрос-ответ:
Какие теории существуют о этническом взаимодействии и этнокультурных ценностях?
Существует несколько теорий, которые изучают этническое взаимодействие и этнокультурные ценности. Одна из них - теория этнокультурного взаимодействия, которая исследует взаимодействие различных этносов и их культурных ценностей. Она основана на предположении о взаимодействии и влиянии различных этнокультурных групп на формирование и развитие общества. Еще одна теория - теория конфликта, которая исследует конфликты, связанные с этническими и культурными различиями. Также существуют теории, которые рассматривают этнополитическую ситуацию в современной России.
Какова этнополитическая ситуация в современной России?
Этнополитическая ситуация в современной России включает в себя различные аспекты. В стране проживает множество этнических групп, каждая из которых имеет свои особенности и культурные ценности. Некоторые этнические группы имеют проблемы, связанные с сохранением своей культуры и традиций, а также с осуществлением своих прав. В то же время существуют исследования и научные центры, занимающиеся изучением этнического взаимодействия и развития этнокультурных ценностей.
Каковы особенности научной деятельности этнокультурных центров в России?
Особенности научной деятельности этнокультурных центров в России включают в себя ряд характеристик. Во-первых, эти центры занимаются изучением этнического взаимодействия и культурных ценностей различных этнических групп. Они проводят научные исследования, анализируют данные и делают выводы о влиянии этнического фактора на общество. Во-вторых, эти центры могут организовывать конференции, семинары и другие научные мероприятия, где исследователи и специалисты могут обсудить текущие проблемы и достижения в области этнокультурных исследований. Кроме того, они могут разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на сохранение и развитие этнокультурных ценностей.
Какие теории существуют о этническом взаимодействии?
Существуют различные теории, которые изучают этническое взаимодействие. Например, теория этнокультурного взаимодействия рассматривает взаимодействие между различными этносами и их культурами. Она предполагает, что этническая и культурная идентичность каждого этноса влияет на взаимодействие между этносами. Также существуют другие теории, такие как теория конфликта, теория интеграции и теория мультикультурализма.
Какова этнополитическая ситуация в современной России?
Этнополитическая ситуация в современной России может быть описана как многонациональная и мультикультурная. В России проживает множество этнических групп, каждая из которых имеет свою культуру, традиции и язык. Однако, существуют и проблемы в этнических отношениях, такие как конфликты, дискриминация и неравенство. Власти стремятся поддерживать мирное сосуществование и интеграцию этнических групп, и поэтому существуют различные программы и инициативы для поддержки этнополитической стабильности и сохранения этнокультурных ценностей.
Какие особенности есть в научной деятельности этнокультурных центров?
Научная деятельность этнокультурных центров имеет свои особенности. Они занимаются исследованиями в области этнокультурных взаимодействий и проводят научные конференции, семинары и форумы. Также центры занимаются публикацией научных статей и монографий, организацией культурно-просветительных мероприятий, выставок и фестивалей, направленных на популяризацию и сохранение этнокультурных ценностей.
Какова деятельность этнокультурных центров в России?
Деятельность этнокультурных центров в России включает в себя широкий спектр деятельности. Они проводят исследования по различным аспектам этнокультурных взаимодействий, организуют экспедиции и выездные мероприятия для изучения этнокультурных особенностей различных регионов. Кроме того, центры занимаются разработкой и реализацией проектов, направленных на сохранение и популяризацию этнического наследия, организацию культурных мероприятий и обучение детей и взрослых этнокультурным традициям и обычаям.
Что такое этнос и этнокультурные ценности?
Этнос - это группа людей, объединенных общими языком, культурой и традициями. Этнокультурные ценности - это особенности культуры и традиций определенного этноса, которые передаются из поколения в поколение и являются основой его идентичности.