Психолого-педагогическая диагностика мотивационно-ценностных ориентаций детей.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 28.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося. 5
Глава 2. Профориентационная работа как метод диагностики мотивации учащихся. 13
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Посредством образовательной деятельности можно сформировать у любого ребенка гениальность. Способности определяются, прежде всего, той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Психологи в этом случае не признают врожденного происхождения способностей, т.е. задатков. Значение задатков для различных способностей неодинаково. Так, оно отчетливо обнаруживается в музыкальных способностях, существенной предпосылкой которых является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата - это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития. Сами же музыкальные способности в подлинном смысле слова - это свойства и данные, необходимые для музыкальной деятельности. Строение мозга не предусматривает, какие профессии, специальности, связанные с музыкальным слухом, сложатся в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут представлены ему для развития данных задатков. Насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития способности нельзя сказать, какую роль задаток сыграл в предопределении профессии. Нет пока способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей. Развитие задатков - социально обусловленный процесс, и если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужен именно тонкий музыкальный слух, и если данный конкретный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности. Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики. Одаренных людей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственная настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого 2-З-летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек, как минимум, должен обладать соответствующими знаниями и умениями. Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни останавливаются на математике, другие - на истории, третьи - общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности. В структуре способности к определенной деятельности можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, те, что являются вспомогательными. Так, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут высокая природная чувствительность зрительного анализатора: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма; сенсомоторные качества руки художника; высокоразвитая образная память и т.д. К вспомогательным же качествам можно отнести свойства художественного воображения, эмоциональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т.д. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако не следует считать структуру способностей жестким, негибким образованием. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности различается у разных людей и в зависимости от того, какое качество является ведущим, определяются необходимые вспомогательные способности и специфика деятельности, ее, результат. ЗаключениеПри рассмотрении способностей, склонностей, задатков учащихся как основы мотивационно-ценностных ориентиров, можно прийти к выводу о том, что эти факторы являются значимыми при развитии ребенка, становлении его личности, а в частности и выбора будущей профессии. Необходимо всесторонне подходить к данному вопросу, проводить множество различных мероприятий, направленных на диагностику ценностей учащихся. Будущее каждого ребенка в рамках школы зависит не только от его увлечений, но и его физических, психологических и социальных способностей. Все способности, которые имеются у человека изначально, еще во время школьной жизни, необходимо своевременно выявлять и совершенствовать, тем самым можно помочь каждому ребенку превратиться в гармонично развивающуюся личность, а затем – в полезного члена общества, довольного своей профессией и жизнью человека. В ходе диагностики профориентации и мотивации ребенка к той или иной деятельности необходимо учитывать не только его любовь к тому или иному делу, его стремление и упорство, но еще и способности. Т.к. не всегда желание может совпадать с реальными возможностями учащегося. Без набора необходимых навыков, умений, способностей, задатков к той или иной деятельности, ребенку будет очень сложно заниматься трудом, т.к. очень много времени и сил будет уходить на то, что должно приносить легкость и удовольствие. Эти критерии необходимо учитывать каждому штатному психологу школы, который занимается диагностикой мотивационно-ценностных ориентаций класса в целом и ученика в частности. Психолог должен выбирать такую методику, которая, в разумном использовании, поможет добиться наивысших результатов. Психологу также необходимо учитывать возрастные особенности при формировании групп для проведения консультаций. Важно отметить тот факт, что работа психолога во время диагностики положительно влияет на формирование адекватной самооценки учащихся. Отметим еще один момент, который может положительно повлиять на психолого-педагогическую диагностику мотивации учеников к выбору профессии. Это выступления родителей перед учениками школы для освещения профессии, в которой они сами себя нашли. Классный руководитель при этом должен активно взаимодействовать со школьным психологом, самостоятельно проводя анализ и анкетирования различных видов. Совместная работа психолога и классного руководителя способствует эффективности и достоверности базы данных о профдиагностике учащихся данной школы.Содержание диагностики должно предполагать результат, ожидаемый от самого исследования. Информативность диагностики должна быть на высоком уровне для широких возможностей исследовательской работы. Результаты диагностики должны быть проанализированы людьми, которые являются экспертами в данной области исследований. Любой результат диагностики необходимо использовать во благо, а не во вред; по результатам диагностики необходимо в обязательном порядке проводить систематическую коррекционную работу. Для того, чтобы понять необходимость проведения диагностики, все предпосылки должны быть вовремя разъяснены как детям, так и их родителям. Методики проведения диагностики должны быть выбраны в соответствии с заранее установленными критериями и показателями. Список использованной литературыВозрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979.Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В. Гавриловец. - Минск: Полымя, 2000. - 128 с.Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.Кирьякова, А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 190 с.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 271с.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
1) Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979.
2) Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В. Гавриловец. - Минск: Полымя, 2000. - 128 с.
3) Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
4) Кирьякова, А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 190 с.
5) Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.
6) Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 271с.
7) Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
Вопрос-ответ:
Какими методами можно диагностировать мотивационно-ценностные ориентации детей?
Для диагностики мотивационно-ценностных ориентаций детей можно использовать различные методы, такие как анкетирование, тестирование, наблюдение и беседы. Важно проводить комплексную диагностику, чтобы получить полное представление о мотивационных и ценностных основаниях поведения ребенка.
Какую роль играет профориентационная работа в диагностике мотивации учащихся?
Профориентационная работа может быть одним из методов диагностики мотивации учащихся. Она помогает определить интересы и предпочтения ребенка, его потенциал и склонности, а также влияет на формирование мотивации к образовательной деятельности.
Может ли образовательная деятельность сформировать у любого ребенка гениальность?
Образовательная деятельность может способствовать развитию потенциала и талантов у каждого ребенка, но гениальность зависит от многих факторов, включая наследственность, среду, образование и внутренние мотивационно-ценностные ориентации. Формирование гениальности требует не только образования, но и индивидуального подхода и вдохновения.
Какие факторы определяют способности человека?
Способности человека определяются множеством факторов. Важную роль играет наследственность и генетика, которые влияют на индивидуальные особенности организма. Однако также важно окружение, образование и условия воспитания, которые способствуют развитию и раскрытию потенциала каждого человека.
Какой метод диагностики мотивационно-ценностных ориентаций является наиболее эффективным?
Нет одного наиболее эффективного метода диагностики мотивационно-ценностных ориентаций, так как каждый метод имеет свои достоинства и ограничения. Но комплексный подход, включающий различные методы (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы), позволяет получить более полное и объективное представление о мотивационных и ценностных основаниях поведения ребенка.
Каким методом можно определить мотивационно-ценностные ориентации детей?
Определение мотивационно-ценностных ориентаций детей может осуществляться психолого-педагогической диагностикой, которая включает различные методы и инструменты. Например, можно использовать анкеты, тесты, опросники, наблюдение за поведением ребенка и его реакциями на различные ситуации.
Какая роль профориентационной работы в определении мотивации учащихся?
Профориентационная работа является одним из методов диагностики мотивации учащихся. Она помогает выявить интересы, склонности и ценности ребенка в отношении определенной сферы деятельности. При проведении профориентационной работы используются различные методики, тесты и беседы, которые позволяют определить, какие виды деятельности могут быть наиболее мотивирующими для учащегося.
Какова роль образовательной деятельности в формировании мотивации у детей?
Образовательная деятельность играет важную роль в формировании мотивации у детей. Через образовательную деятельность ребенок может получить новые знания и навыки, развить интерес к учению и достижению результатов. Путем создания стимулирующей и поддерживающей образовательной среды можно вдохновить ребенка на саморазвитие и достижение успеха.
Возможно ли сформировать гениальность у любого ребенка через образовательную деятельность?
Сформировать гениальность у любого ребенка через образовательную деятельность можно с определенными оговорками. Образование и образовательная среда могут существенно влиять на развитие и раскрытие потенциала ребенка, однако, гениальность – это сложное явление, которое зависит от многих факторов, таких как генетическая предрасположенность, личностные особенности и внешние условия развития.
Какие способности определяются программой интеллектуальной деятельности, сформированной в детстве?
Программа интеллектуальной деятельности, сформированная в детстве, может влиять на развитие различных способностей у человека. Например, если в детстве была активно развиваема логическая мысль и аналитические способности, то у человека могут быть высокие интеллектуальные способности в этих областях. Однако, важно отметить, что способности могут быть развиты и взрослым возрасте через обучение и практику.
Каким образом можно произвести психолого-педагогическую диагностику мотивационно-ценностных ориентаций детей?
Психолого-педагогическая диагностика мотивационно-ценностных ориентаций детей может быть проведена с помощью различных методов и инструментов, таких как тестирование, анкетирование, наблюдение, интервьюирование и анализ психологических и педагогических документов. Это позволяет выявить мотивационные и ценностные установки детей, их интересы, потребности и предпочтения, что очень важно для организации успешной педагогической работы.
Какую роль играет профориентационная работа в диагностике мотивации учащихся?
Профориентационная работа играет важную роль в диагностике мотивации учащихся, так как она позволяет определить интересы, таланты и склонности детей в сфере профессиональной деятельности. Знание своих профессиональных предпочтений и целей помогает учащимся лучше понять свою мотивацию и ценностные ориентации, а также способствует планированию своего образовательного и профессионального пути.