Групповая терапия кризисных состояний
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 31.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ И СОСТАВ ГРУППЫ 4
2 ЭТАПЫ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ 7
3 РОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
Затем применяются актерские этюды с воображаемым предметом: ощупать невидимую стену, открыть форточку, повесить картину, найти в книжном шкафу необходимую книгу, разбить любимую чашку, пожарить на плите яичницу. В достаточно многочисленной группе можно играть воображаемым мячом, сматывать пряжу, перетягивать канат, передавать небольшие предметы по кругу.
Для тренировки обратной связи используют парные этюды с воображаемыми предметами: повесить картину вдвоем, стряхнуть скатерть, свернуть ковер, пройти друг другу навстречу в узкую дверь или между двумя лужами, пилить двуручной пилой дрова, грести в одной байдарке. Зачастую при выполнении данных упражнений появляется и обсуждается проблема лидерства.
Для развития эмпатии разыгрывают такие этюды, как разговор через стекло, прощание на вокзале через стекло вагона, разговор через витрину магазина. Живое Зеркало — женщина одевается, причесывается, накладывает макияж; мужчина копирует ее движения и мимику. Скульптуры — участники воспроизводят известные персонажи изобразительного искусства, стараясь передать наиболее точно их выражения лиц и позы.
На следующей стадии РТ — ассертивного тренинга — начинает применяться речь. В парах осуществляется обмен ролями, потом группа обсуждает умение употреблять социально приемлемые способы агрессивности и противостоять ей. Сначала проигрываются малозначащие ситуации, потом переходят к более сложным. Магазин: заставить подобрать подходящий товар нелюбезного продавца. Билетная касса: купить билет в разгар сезона на необходимое направление. Опоздание на работу: оправдаться перед строгим начальником. Телефон-автомат: один говорит бесконечно долго, другой очень спешит.
Тренинг установления интимного контакта. В метро или в поезде молодой человек пытается познакомиться с девушкой, понравившейся ему; она идет навстречу, если он смог ее заинтересовать. После того как несколько пар выполнили упражнение, группа оценивает легкость установления контакта, нестандартные приемы, умение держать и сокращать дистанцию в общении, чувство партнера.
Импровизация сказки. Группа рассказывает сказку, распределяет роли и разыгрывает ее. Руководитель группы предлагает роли при учете необходимости отдельным участникам отыграть или, напротив, взять определенные чувства под контроль: нежность, тревогу, агрессию и т. д. Помимо этого, он следит за сохранением шутливой или хотя бы иронической атмосферы, способствующей юмористической отстраненности при возможном столкновении с актуальными переживаниями.
Разыгрывание ситуаций неверности. Муж возвращается поздно с работы, жена высказывает подозрение в измене, хочет сохранить семью. К жене звонит в квартиру молодая незнакомка, которая хочет познакомиться с «сестрой» своего жениха.
Разыгрывание детско-родительских конфликтов. Мать хочет, чтобы сын (дочь) помог ей убрать квартиру и потом поехал на выходные к бабушке в деревню, у подростка планы поехать за город с компанией. У сына конфликт в школе, он в себе замкнулся, отец пытается ему помочь.
Кроме того, необходимо применять и обмен ролями, чтобы дать возможность пережить чувства реального партнера в своей актуальной ситуации.
Разыгрывание конфликтов в малой группе. В купе поезда дальнего следования находятся 4 пассажира, заходит женщина с ребенком, которая имеет билеты-двойники, вызывают проводницу, бригадира поезда. Студент знакомится после академического отпуска с новой для него учебной группой; пока играющий данную роль ожидает за дверью, распределяются роли: неформального лидера, первой красавицы, ее завистливой подруги, пары влюбленных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Групповая кризисная психотерапия - это высокоспецифичная форма кризисной психотерапии, удовлетворяющая повышенную потребность кризисного пациента в психологической поддержке и практической помощи со стороны окружающих. Несомненное достоинство ее заключается в том, что у пациента возникает возможность получить поддержку и обратную связь от других людей, у которых есть сходные проблемы.
Размеры кризисной группы лучше ограничить десятью участниками разного возраста и пола. Групповые занятия необходимо проводить до пяти раз в неделю, оптимальная их длительность - 1,5-2 часа.
ГКТ осуществляется в отношении каждого участника группы поэтапно: кризисная поддержка, кризисное вмешательство, тренинг навыков адаптации. Окончанию кризисной терапии необходимо посвятить одну-две беседы, чтобы избежать усиления тревоги клиента относительно предстоящего прекращения лечения. После окончания групповой терапии клиент может, к примеру, посещать межличностно-ориентированную группу или группу «захода». Поощряется сохранение связи выписанных пациентов друг с другом и членами терапевтической группы, которые продолжают лечение, оказание необходимо взаимной помощи.
Ролевой тренинг является эффективной формой групповой работы, он содействует улучшению самовыражения посредством мимики, жестов, движения, активизирует «языки общения», при его помощи корректируются навыки общения, развиваются коммуникативные функции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким /И.Г. Малкина-Пых. - М: Эксмо, 2009. — 208 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. - СПб.: Питер Ком, 1998.
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе /Г.В. Старшенбаум. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 298 с.
Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В, Старшенбаум. – М: Когито-Центр, 2005. – 393 с.
Ялом И. Стационарная групповая психотерапия / И. Ялом; пер. с англ. Э. И. Мельник. — М.: Эксмо, 2011. — 480 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. - СПб.: Питер Ком, 1998. – гл. 1.
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким /И.Г. Малкина-Пых. - М: Эксмо, 2009. — 82 с.
Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В, Старшенбаум. – М: Когито-Центр, 2005. – 100 с.
Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В, Старшенбаум. – М: Когито-Центр, 2005. – 106 с.
Ялом И. Стационарная групповая психотерапия / И. Ялом; пер. с англ. Э. И. Мельник. — М.: Эксмо, 2011. — 423 с.
Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В, Старшенбаум. – М: Когито-Центр, 2005. – 107 с.
Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В, Старшенбаум. – М: Когито-Центр, 2005. – 103 с.
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе /Г.В. Старшенбаум. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 124-125 с.
14
14
2
4
2. Рудестам К. Групповая психотерапия. психокоррекционные груп-пы: теория и практика / К. Рудестам. - СПб.: Питер Ком, 1998.
3. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе /Г.В. Старшенбаум. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 298 с.
4. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В, Старшенбаум. – М: Когито-Центр, 2005. – 393 с.
5. Ялом И. Стационарная групповая психотерапия / И. Ялом; пер. с англ. Э. И. Мельник. — М.: Эксмо, 2011. — 480 с.
Вопрос-ответ:
Какие преимущества имеет групповая терапия кризисных состояний?
Групповая терапия кризисных состояний имеет несколько преимуществ. Во-первых, она позволяет клиентам обмениваться опытом и поддерживать друг друга, что помогает снизить чувство изоляции. Во-вторых, в групповой терапии можно развивать навыки социального взаимодействия и коммуникации. В-третьих, групповая терапия обычно является более доступным и экономически выгодным вариантом, поскольку одновременно можно работать с несколькими клиентами.
Какой состав обычно имеет группа в групповой терапии?
Состав группы в групповой терапии может быть разнообразным, но обычно включает от 6 до 12 участников. Группы могут быть сформированы по разным принципам: по возрасту, полу, диагнозу или проблеме, с которой сталкиваются участники. Это позволяет создать атмосферу понимания и поддержки, так как участники могут легче себя идентифицировать с другими людьми, сталкивающимися с подобными проблемами.
Какие этапы включает групповая терапия кризисных состояний?
Групповая терапия кризисных состояний обычно включает несколько этапов. Первый этап - ориентационный, на котором участники знакомятся между собой и с терапевтом, обсуждают правила и цели группы. Второй этап - работа, включает в себя обмен опытом, обсуждение проблем и поиск решений. Третий этап - завершение, на котором подводятся итоги и участники готовятся к завершению терапии и продолжению своего пути самостоятельно.
Что такое ролевой тренинг и как его можно использовать в групповой терапии?
Ролевой тренинг - это эффективная форма групповой терапии, в которой актеры помогают участникам разыграть сцены, имитирующие реальную жизнь. Например, участникам предлагается разыграть ситуацию конфликта или проблемную ситуацию и найти в ней решение. Ролевой тренинг помогает участникам развивать навыки коммуникации, конфликтологии и принятия решений при подобных ситуациях.
Какие преимущества имеет групповая терапия кризисных состояний?
Групповая терапия кризисных состояний имеет несколько преимуществ. Во-первых, она позволяет пациентам получить поддержку и понимание от других людей, которые также проходят через похожие трудности. Во-вторых, в группе пациенты могут увидеть, что они не одиноки со своими проблемами и могут найти сопереживание и взаимопонимание. В-третьих, групповая терапия предоставляет пациентам возможность изучать и практиковать новые навыки и стратегии решения проблем, наблюдая за другими участниками группы. Наконец, групповая терапия может быть более доступной и экономически выгодной для пациентов, чем индивидуальная терапия.
Какие этапы включает групповая терапия кризисных состояний?
Групповая терапия кризисных состояний обычно включает три этапа. Первый этап - ориентация и установление контакта, в ходе которого участники знакомятся друг с другом и с терапевтом, а также обсуждают правила и цели группы. Второй этап - работа над проблемами и исследование эмоций, где участники делятся своими проблемами и эмоциональными состояниями, ищут поддержку и советы от других участников и определяют цели для своей работы в группе. Третий этап - завершение и оценка, в котором участники отражают о своем личном прогрессе, делятся своими достижениями и планами на будущее.
Что такое рольовой тренинг в групповой терапии кризисных состояний?
Рольовой тренинг - это эффективная форма групповой терапии, в которой участники играют различные роли или сценарии, чтобы практиковать навыки решения проблем и улучшения коммуникации. В рольовом тренинге могут использоваться актерские этюды, например, участники могут имитировать взаимодействие с воображаемыми предметами, исполнять различные роли или сценки, которые помогают им изучать и преодолевать свои проблемы. Рольовой тренинг позволяет участникам учиться на практике и получать обратную связь от других участников и терапевта, что помогает им развивать новые навыки и стратегии для решения своих проблем.
Какие преимущества имеет групповая терапия кризисных состояний?
Групповая терапия кризисных состояний имеет несколько преимуществ. Во-первых, она предоставляет возможность пациентам общаться и делиться своими эмоциями и опытом с людьми, которые проходят через похожие трудности. Это создает ощущение понимания и поддержки со стороны группы. Во-вторых, групповая терапия помогает пациентам развивать навыки социализации, общения и взаимодействия с другими людьми. В-третьих, групповая терапия обеспечивает возможность наблюдения за другими участниками группы и извлечения уроков из их опыта. Это может быть вдохновляющим и мотивирующим для пациентов.