Функционирование образа зеркала в отечественном кинематографе 1970-2015 годов.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 21.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Мотив зеркала и его символическое значение 5
1.1.Образ зеркала в визуальном искусстве 5
1.2.Зеркальные мотивы 20 века. Зеркало в мире культуры 11
Глава 2.Образ зеркала в кинематографе 25
2.1.Мотив зеркала в советском кинематографе и зарубежном кинематографе середины 20 века 25
2.2. Образ зеркала в современном кинематографе 33
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение 41
Первый тип представления о существовании мифологического пространства Зазеркалья сформировался под влиянием одного из аспектов сакральной семантики воды. У разных народов бытовали представления о реках, отделяющих мир живых от царства мертвых, о загробных царствах, расположенных на островах далеко в океане или находящихся непосредственно под водой. Таким образом, поверхность воды воспринималась как граница между земным и потусторонним миром. Аналогичные представления легли в основу мифологии металлических зеркал. Видимый в зеркальном отражении мир осмысляется как «иной», потусторонний (или загробный) мир, внешне копирующий земную реальность. Само зеркало воспринималось как окно, открывающее и показывающее «тот» мир, и одновременно как граница между земным и потусторонним миром. Потустороннее пространство Зазеркалья заполнено душами живых людей и духами покойных. В этой связи отражение человека считалось не копией внешности, а воплощением его души.Представления о душе, пребывающей в отражении воды или зеркала, были широко распространены у многих древних народов. По свидетельству Джорджа Фрезера, андоманцы считают душами отражения в любом зеркале. Туземцы моту-моту из Новой Гвинеи, впервые увидев свое отражение в зеркале, решили, что это отражение и есть их душа. В Новой Каледонии старики верили, что отражение в воде или в зеркале является душой человека. Шаманы Северной Маньчжурии считали зеркала «сосудами», в которых хранятся их души. В маньчжурско-тунгусском языке слово зеркало - «панашу», происходит от слова «пана» - «душа, дух», а точнее «душа-тень». По представлениям бурятских ламаистов зеркало служило символом души. В Корее до недавнего времени верили, что отражение - это дух человека, принявшего его человеческое обличье и полностью копирующее все характерные для данного индивида черты. Подобные поверья бытовали у многих индоевропейских народов.Представления о душе-отражении (в воде или в зеркале) по сути сходны с представлениями о душе, пребывающей в тени человека или в его портрете. Близость этих мифологических воззрений обусловлена единством идеи удвоения предметного мира. Отражение, тень, портрет, абрис, след и силуэт являются двойниками человека и осмысляются как часть его сущности, более того, как воплощение его сакральной сущности.Одним из характерных свойств «свободной» души, к которой относится душа-отражение и душа-тень, является ее уязвимость. Душа-отражение, будучи внешней по отношению к человеку, существующей автономно от его тела, подвергается опасностям (ее могут убить, похитить, искалечить). Так, зулусы боялись смотреть в глубокую заводь, потому что верили, что в ней скрывается чудище, которое может унести отражение человека. Согласно мифологическим представлениям разных народов у человека может наличествовать одна или несколько душ, отличных по качествам. «Телесная душа» неотделима от тела человека, и может находиться в крови,глазах, почках, фаллосе и других органах. «Свободная душа», которую представляет отражение (в воде или зеркале), тень или дыхание, способна временно покидать тело человека. «Внешняя душа» может храниться ради безопасности в теле животного, постороннем предмете, в частности в зеркале.Мифология Зазеркалья неразрывно связана с идеей смерти. Во-первых, души-отражения человека сохраняют свойства живой плоти, преследуемой, уязвляемой, подвергающейся порче. Во-вторых, пространство Зазеркалья воспринимается как потусторонний мир.А вот в фильмах «Снежная королева» (1966, Г. Казанский) и «Сказка о мертвой царевне» (1978, В. Гориккер) реализуется еще один интересный мотив зеркала – зеркало в качестве всевидящего ока.У многих древних народов была распространена вера в пророческую силу зеркал. В сказаниях и легендах, пословицах и поговорках зеркало предстает в образе Всевидящего Ока, обладающего знанием о прошлом, настоящем, будущем.Истоки веры в пророческую силу зеркал коренятся в связи сакральной семантики предмета с мифологемами воды и солнца. С одной стороны, зеркало наследует символику воды, которая в мифологии многих народов наделялась вещей силой.Интересен и тот факт, что зеркало способно показывать и предсказывать лишь при свете. Здесь как раз и выявляется взаимосвязь понятий Солнце - Око - Зеркало.В кинематографе зеркало, как уже отмечалось ранее, служит также и как символ самопознания, саморепрезентации, самоотождествления. Философские мотивы, связанные с символикой и образом зеркала, раскрываются в фильме «Зеркало для героя» (1987 год, В. Хотиненко). Это фильм-притча. Как такового образа зеркала в фильме не репрезентуется, однако символ зеркала пронизывает всю сюжетную линию фильма. Герой фильма попадает во временную петлю, что дает ему возможность посмотреть на самого себя, на свое поведение и отношение к близким людям, как бы со стороны, как в зеркале. В конце фильма у героя появляется двойник – то есть, снова мы сталкиваемся с мотивом двойничества, который также традиционно связан с символикой образа зеркала в отечественном кинематографе. Схожие мотивы представлены в зарубежных фильмах «400 ударов» (Ф. Трюффо, 1959) и «На последнем дыхании» (Годар, 1960 г.).Символика зеркала в данных фильмах достаточно сложна, она в большей мере далеко от мистицизма, а обладает выраженным философским характером. В частности, стоит обратить внимание на прием кривляния героев перед зеркалом. Что же следует видеть под этим кривлянием? Скорее всего, это поиск себя, через гротеск, преувеличение и выплеск. Зеркало безжалостно и беспристрастно способно отразить все происходящее в человеке, в его внутреннем и внешнем мире. Зеркало служит источником информации, а человеку остается только правильно понять ее, чтобы затем совершить в своей жизни качественный переворот, выйти на новую ступень бытия.То есть, зеркало служит как средство рефлексии, обретения некой новой духовности. Рефлексивность и духовность тесно связаны между собой, это есть способы личностного самосовершенствования и роста, развития человеческого сознания, нравственного и духовного воспитания. Рефлексия как внутреннее общение, нравственная деятельность принимает самое непосредственное участие в воспитании духовной культуры личности. Отсутствие рефлексивности можно рассматривать как духовную трагедию личности, безжизненность ее духовного, внутреннего мира, поскольку рефлексивность формирует наше отношение к миру, к себе, к другим людям, задает нравственные ориентиры поведения, а без этого невозможно формирование духовной культуры, духовности как высшего качества, присущего личности. Зеркало непостижимым образом помогает человеку в поиске самого себя, оно в качестве семантически важного предмета поддерживает в человеке эту рефлексию о самом себе и своем месте в мире.Таким образом, в советских фильмах-сказках зеркало либо выполняет функцию проводника в фантастические миры зазеркалья, либо реализует мотив двойничества, выступает в качестве всевидящего ока, то есть, речь идет о предсказательной функции зеркала, которая широко представлена в мистическом дискурсе. В фильме Тарковского и рассмотренных зарубежных фильмах второй половины 20 века актуализируется функция зеркала как средства самопознания и рефлексии о прошлом, о самом себе. То есть, речь идет о философской функции образа зеркала. 2.2. Образ зеркала в современном кинематографеВ первую очередь, рассмотрим фильм 2008 года «Зеркала» (А. Ажа).Фильм повествует о бывшем полицейском Бене Карсоне, которого уволили за убийство другого сотрудника. Это сделало его агрессивным и побудило в нем тягу к алкоголю. Жена и дети отдалились от него, а сам он вынужден жить в квартире своей сестры. Потеряв надежду вернуться к прежней жизни, бывший служитель закона устраивается на работу ночным сторожем выгоревших руин универмага Mayflower. В былые времена этот магазин был символом роскоши, в нём всегда было много людей. Карсон начинает свой обход и замечает, что огромные зеркала этого магазина совершенно чистые, как будто их тщательно моют ежедневно, а то и чаще. Хотя здесь нет никого и ничего, кроме сторожа и пыли. Он начинает не только видеть в зеркалах ужасные вещи (мучения посетителей универмага, заживо сгоревших при пожаре), но и ощущать их. Сестра Бена уговаривает его уволиться с работы. Бен соглашается, и зеркала убивают его сестру.Можно сделать вывод о том, что здесь реализуется идея существования мира по ту сторону зеркал. Зеркало служит в качестве проводника в наш мир, через зеркала в мир приходит злая сила. Этот фильм является отражением представления о зеркале как обладающем сильной магической силой, способной даже убить человека, унести его навсегда из реального мира в иной. Кроме того, в этом фильме актуализируется идея зеркала как мистического предмета, связанного со смертью. Кстати, этот мотив также имеет мифологическую основу.Близость мифологемы зеркала с идеей смерти определила необходимость осторожного обращения с предметом. До наших дней у европейцев бытует примета, что разбитое зеркало сулит несчастье. В основе этого поверья лежат языческие представления об опасности, таящейся при разрушении границы и возможности проникновения нечистой силы в мир людей. Как и другие границы (межа, окно, порог, печная труба и т.п.) зеркало считалось предметом опасным, требующим осторожного обращения. У многих западноевропейских народов соблюдался обычай занавешивать зеркало или отворачивать его к стене, когда в доме находится покойник. Считалось, что душа человека, отразившись в зеркале, может быть унесена духом покойного, находящегося в Зазеркалье. Сам покойник может вторгнуться с «того» света в мир живых и принести вред своим домочадцем. Обычаи закрывания или отворачивания зеркал, так же как и запреты смотреться в зеркало, касаются наиболее опасного времени и определенных категорий лиц, подверженных опасности.Подобные мифологические представления сформировали веру в отрицательную магию предмета, способного причинить вред человеку. Однако способность зеркала отражать душу делает предмет «индикатором человеческого», поскольку нечисть не имеет души, а значит и не отражается в зеркале. Вера в фатальную силу рока, настигающую человека, увидевшего свое отражение в воде, существовала и в Древней Греции. Древние греки считали опасным смотреть на свое отражение в воде, так как водные духи могут похитить душу-отражение. Они также считали, что увиденное во сне собственное отражение является предзнаменованием скорой смерти. Эти мифологические представления легли в основу легенды о Нарциссе, прекрасном юноше, умершем от любви к собственному отражению.Эта идея фатальной силы зеркала отражена также в фильме 2008 года «Отражение» (Ш. Эллис). Зеркало здесь выступает как источник появления двойников, причем, эти двойники обретают физический облик, способны действовать в нашем реальном мире, и даже захватить его полностью. Здесь мы также можем видеть репрезентацию идеи взаимопроникновения и зыбкости границы между мирами – миром Зазеркалья и миром обычных людей, который мы привыкли считать реальным. Особое значение здесь снова имеет мотив разбитого зеркала. Это становится точкой начала отсчета, поворотным событием, после которого героиню фильма начинают преследовать все несчастья. Ранее уже отмечалось, что у многих народов разбитое зеркало было поистине страшным предзнаменованием.Итак, данный фильм сочетает в себе две функции зеркала: зеркало как предзнаменование и зеркало как граница между разными мирами. Действие фильма «Окулус» (2013, М. Фленеган) начинается с того, что в 2002 году инженер-программист Алан Рассел переезжает в новый дом с женой Мари, 10-летним сыном Тимом и 12-летней дочерью Кейли. Алан покупает старинное зеркало, чтобы украсить им свой рабочий кабинет, не зная, что зеркало, на самом деле, сверхъестественное и вызывает у обоих взрослых в доме галлюцинации. Мари не дает покоя видение собственного разлагающегося тела, в то время как Алана соблазнила призрачная женщина Марисоль с зеркалами вместо глаз.Растения в доме начали умирать, семейная собака пропала, после того как её закрыли одну в комнате с зеркалом. Кейли застала своего отца с Марисоль и сообщила об этом матери, Мари сходит с ума и пытается убить детей, но Алан сажает её на цепь в собственной спальне.Здесь снова актуализируется связи зеркала как мистического предмета со смертью. Зеркало – это принадлежность иного мира, в котором действуют иные законы, более того, зеркало есть воплощение злобной нечистой силы, способной убить все живое. Можно также сделать вывод о том, что очевидна семантика образа зеркала как проводника смерти, после просмотра данного фильма подобное отождествление обязательно возникает. В данном фильме зеркало – это полноценный актор, участник действия. Зеркало здесь сводит героев с ума, вызывает у них галлюцинации, заставляет их убивать и совершать разного рода поступки, которые они бы не смогли совершить в нормальном состоянии. Кроме того, отчетливо возникает ассоциация с зеркалом как предметом, пробуждающим все страхи, фобии, низменные влечения и страсти. Зеркало в этом фильме воздействует на реальность, искажая ее, делая ужасной и невыносимой для человека.В фильме «Пиковая дама. Черный обряд» (2015, Р. Подгаевский) также репрезентуется мистическая функция зеркала. Зеркало здесь полифункционально – оно служит порталом в иной мир, проходом для Пиковой дамы в наш физический мир, кроме того, зеркало обладает способностью усиления негативной силы и энергии Пиковой дамы, именно поэтому на протяжении всего фильма зеркала герои стараются занавешивать. Интересен здесь и следующий режиссерский прием. Пиковую даму можно видеть исключительно в зеркале, и никак иначе. То есть, зеркало еще и выполняет задачу визуализации, проявления нечисти в физическом мире. Можно сделать вывод о том, что этот фильм, очевидно, показывает весь набор мифологических представлений о зеркале – зеркало как проход в иной мир, зеркало как усилитель, источник энергии, зеркало как отражение потустороннего мира.Итак, можно сделать вывод о том, что функционирование образа зеркала в кинематографе носит весьма разнообразный характер. Выделим основные аспекты: зеркало-проводник в иной мир, образ зазеркалья как фантастического мира, живущего согласно другим законам, зеркало как всевидящее око, зеркало как способ самопознания и рефлексии, реализация посредством образа зеркала мотива двойничества. ЗаключениеАнализ фильмов позволяет сделать следующие выводы.В кинематографе зеркало выполняет самые различные функции, однако мы можем выделить следующие, которые являются основными:- зеркало как мифологема всевидящего ока;- зеркало как портал в иной мир;- реализация мотива Зазеркалья;- зеркало как способ самопознания и осуществления рефлексии;- зеркало как репрезентация мотива двойничества, весьма актуального для искусства 20 столетия в целом;- зеркало как способ путешествия во времени, причем, не важно, путешествие ли это в иную эпоху, или в дальние пределы собственной памяти и сознания («Зеркало» у А. Тарковского);- зеркало как олицетворение и связь с силами зла и смерти. В фильмах ужасов зеркало несет в себе мистическую нагрузку, становясь полноценным героем фильма. В таких фильмах зеркало наделено магическими свойствами, оно является проводником нечистой силы в наш мир, которая способна даже убить человека или свести его с ума.Однако зеркало может помогать человеку. Этот мотив представлен в отечественных фильмах, когда зеркало помогает осознавать свои недостатки, перемещаться во времени и пространстве и т.п.Объединяет все вышерассмотренные фильмы наличие зеркала именно как магического и мистического предмета, обладающего огромной символической нагрузкой. Зеркало во всех фильмах реализует свои мифологические функции, являясь символом иного мира, параллельного нашему, в котором существуют собственные законы. Зеркало – это загадочный и непознанный до конца предмет. Список литературыЭмпирический материал (фильмы)«Зеркало»«31 июня»«Королевство кривых зеркал»«Снежная королева»«Сказка о мертвой царевне и ..» «Зеркало для героя»«Зеркала»«Отражение»«Пиковая дама» «Окулус»«400 ударов» «На последнем дыхании».ЛитератураБахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского.- М.: Алконост, 1994. - 360 с.Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры. - Логический анализ языка. Культурные концепты. - М., Наука, 1991.-с. 109 - 117.Вулис, А. Зеркала / А. Вулис. — М., 2002.Вулис А.З. В системе зеркал. Эпизод взаимодействия искусств// Звезда Востока.-1984.-№11.-С. 179-187. Вулис А.З. Литературные зеркала: М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.Дегтярева О.А. Зеркало как общекультурный феномен. Автореферат на соискание ученой степени кандидата культурологии. - СПб., 2002. - 24 с.Краснухина Е. К. Философия желания /Под ред. И. В. Кузина. - СПб.: СПбГУ, 2005. – 264 с.Рон М.В. Метафоры образа зеркала в истории культуры: дис. канд. культурологии.- СПб., 2004. - 256 с.Скорик Е.А., Скорик А.А. Образ зеркала как средство выразительности в изобразительном искусстве и кинематографе // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13179. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13179.htmЧулков О. А. Метафизические концепции зеркального отражения: дис. канд. филос. наук. -СПб., 2002. - 190 с. ПриложениеК. Брюллов. Гадающая Светлана. 1836 г. Веласкес Д. Венера с зеркалом. 1599.Фильм «Королевство кривых зеркал»Фильм «Зеркала»Фильм «Окулус»Фильм «Пиковая дама»
Эмпирический материал (фильмы)
1. «Зеркало»
2. «31 июня»
3. «Королевство кривых зеркал»
4. «Снежная королева»
5. «Сказка о мертвой царевне и ..»
6. «Зеркало для героя»
7. «Зеркала»
8. «Отражение»
9. «Пиковая дама»
10. «Окулус»
11. «400 ударов»
12. «На последнем дыхании».
Литература
13. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. - М.: Алконост, 1994. - 360 с.
14. Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры. - Логический анализ языка. Культурные концепты. - М., Наука, 1991.-с. 109 - 117.
15. Вулис, А. Зеркала / А. Вулис. — М., 2002.
16. Вулис А.З. В системе зеркал. Эпизод взаимодействия искусств// Звезда Востока.-1984.-№11.-С. 179-187.
17. Вулис А.З. Литературные зеркала: М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
18. Дегтярева О.А. Зеркало как общекультурный феномен. Автореферат на соискание ученой степени кандидата культурологии. - СПб., 2002. - 24 с.
19. Краснухина Е. К. Философия желания /Под ред. И. В. Кузина. - СПб.: СПбГУ, 2005. – 264 с.
20. Рон М.В. Метафоры образа зеркала в истории культуры: дис. канд. культурологии. - СПб., 2004. - 256 с.
21. Скорик Е.А., Скорик А.А. Образ зеркала как средство выразительности в изобразительном искусстве и кинематографе // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13179. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13179.htm
22. Чулков О. А. Метафизические концепции зеркального отражения: дис. канд. филос. наук. -СПб., 2002. - 190 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет образ зеркала в отечественном кинематографе с 1970 по 2015 годы?
Образ зеркала в отечественном кинематографе с 1970 по 2015 годы имеет символическое значение и служит для передачи различных идей и эмоций. Зеркало может символизировать саморефлексию, двойственность, иллюзию или разделение героя на две личности. Это часто используется для воплощения внутреннего мира персонажей и выражения их эмоционального состояния.
Какой мотив связан с образом зеркала в визуальном искусстве?
Образ зеркала в визуальном искусстве связан с мотивом отражения и саморефлексии. Зеркало используется для создания эффекта двойников, разделения героев на части или отражения их внутреннего мира. Оно может передавать символическое значение, выражая различные эмоции и идеи через образы и отражения.
Какие зеркальные мотивы можно найти в мире культуры XX века?
В мире культуры XX века можно найти различные зеркальные мотивы. Например, зеркало может символизировать саморефлексию, двойственность, иллюзию или разделение. Оно может использоваться для изображения внутреннего мира персонажей или передачи определенных эмоций и идей. Зеркала часто применяются в литературе, кино, живописи и других видов искусства для создания особой атмосферы и эффекта на зрителя или читателя.
Какое значение имеет образ зеркала в советском и зарубежном кинематографе середины XX века?
Образ зеркала в советском и зарубежном кинематографе середины XX века имеет различные значения. В советском кинематографе он может служить символом саморефлексии, внутреннего конфликта или разделения на две личности. В зарубежном кинематографе зеркало также может использоваться для выражения эмоций, отражения внутреннего мира персонажей или создания особой атмосферы. Образ зеркала может быть использован для передачи различных идей и эмоций, и его значение зависит от контекста и сюжета фильма.
Какая роль играет образ зеркала в отечественном кинематографе с 1970 по 2015 год?
В отечественном кинематографе с 1970 по 2015 год образ зеркала выполняет функцию символического знака, отражая внутренний мир героев, их эмоции и состояние. Зеркало также используется для создания эстетического эффекта и визуального языка картины.
Какие мотивы связанные с зеркалом присутствуют в отечественном кинематографе с 1970 по 2015 год?
В отечественном кинематографе с 1970 по 2015 год наиболее распространенными мотивами, связанными с зеркалом, являются мотив саморефлексии, мотив искажения реальности и мотив размытой границы между реальностью и вымыслом.
Каким образом образ зеркала представлен в визуальном искусстве?
В визуальном искусстве образ зеркала представлен как символический элемент с помощью различных художественных приемов, таких как увеличение деталей, изменение перспективы, использование отражений и эффектов света. Зеркало может быть использовано для создания определенной атмосферы, передачи настроения или сообщения.
Какую роль играет зеркало в мире культуры?
Зеркало играет важную роль в мире культуры, так как оно символизирует саморефлексию, искажение реальности и взаимосвязь между внутренним миром человека и окружающим миром. Зеркало также используется в культуре для передачи эстетических и символических значений, создания фокуса на определенных деталях и привлечения внимания зрителя.
Какую роль играет образ зеркала в советском и современном кинематографе?
В советском кинематографе образ зеркала использовался для отражения противоречий и проблем социалистического общества, а также для визуального подчеркивания идей и символики фильмов. В современном кинематографе образ зеркала активно применяется для передачи эмоций и внутреннего конфликта героев, а также для создания эстетического эффекта и обращения к культурным и символическим ассоциациям.
Какую роль играет образ зеркала в визуальном искусстве?
Образ зеркала визуального искусства имеет символическое значение. Зеркало может быть использовано как средство саморефлексии, позволяющее отображать внутренний мир персонажей. В таком контексте оно может выступать как символ искажения реальности или двойственности. Зеркало также может символизировать стремление к самопознанию и самоидентификации, а также служить средством понимания многомерности человеческой личности. Кроме того, зеркало может отражать непосредственную реальность, усиливая пространственную глубину и перспективу изображения.