Сущность, функции, особенности и эффективность межличностной коммуникации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммуникационные технологии
  • 31 31 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 01.06.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие коммуникации, её виды, структура, этапы 4
1.1 Коммуникация как понятие 4
1.2 Структурные составляющие коммуникации 5
1.3 Функции цели коммуникации 6
1.4 Этапы процесса коммуникации 7
1.5 Выводы по главе 1 8
Глава 2. Межличностная коммуникация и её особенности 10
2.1 Определение и характеристики межличностной коммуникации 10
2.2 Аксиомы межличностной коммуникации 10
2.3 Модели и уровни коммуникации 12
2.4 Основные принципы межличностной коммуникации. 13
2.5 Средства коммуникации. Речь как средство межличностной коммуникации 14
2.6 Виды речи как вербальной коммуникации 15
2.7 Невербальная коммуникация. Её функции и виды 16
Выводы по главе 2 18
Глава 3. Эффективность коммуникации и факторы влияния на неё 19
3.1 Эффективность коммуникации как понятие 19
3.2 Коммуникативные стили и их виды 19
3.3 Основные коммуникативные навыки 21
3.4 Коммуникативная компетентность в межличностном общении 22
3.5 Причины неэффективности межличностной коммуникации 23
3.5.1 Коммуникационные барьеры, помехи и ошибки 23
3.5.2 Особенности межличностного восприятия 24
3.5.3 Особенности ситуации и психического состояния партнёров 26
3.6 Выводы по главе 3 27
Заключение. 28
Список использованной литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Это и понимается под понятием «коммуникативная компетентность», которая, в свою очередь, состоит из ряда составляющих её компетенций: языковая или лингвистическая (достаточный словарный запас, знание грамматических конструкций, идиом и фразеологизмов языка коммуникации).речевая (владение нормами речи, речевого поведения и речевого этикета языка коммуникации).социокультурная (знание культурных традиций, обычаев страны реципиента).прагматическая (знание правил общения в различных коммуникативных ситуациях). Все вышеперечисленные компетенции возможно и необходимо формировать и совершенствовать для достижения взаимопонимания с собеседником и получения адекватного результата от коммуникационного акта.3.5 Причины неэффективности межличностной коммуникации3.5.1 Коммуникационные барьеры, помехи и ошибкиКроме индивидуальных особенностей восприятия существует ряд объективных факторов, вызывающих недопонимания и снижающих эффективность коммуникации. Ими являются коммуникационные барьеры и помехи.Коммуникационный барьер – это совокупность факторов и обстоятельств, препятствующих осуществлению коммуникации.Коммуникационная помеха представляет собой факторы, снижающие эффективность коммуникации. Коммуникационная ошибка является несоответствием цели коммуникации её результату вследствие неверной интерпретации сообщения адресатом.Коммуникационные барьеры у разных исследователей представлены по-разному.Так, Б. Поршнев выделяет три формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности.1) «Барьер авторитета». Доверие и недоверие адресата зависят не от качества передаваемой информации, а от того, кто её сообщает.2) «Барьер избегания». Адресат всячески избегает воздействия, уклоняется от контакта с собеседником, прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение по принципу «не знаю и знать не хочу». 3) «Барьер непонимания». Возникает, когда собеседник не понимает информацию по определённым объективным причинам. Эти причины наиболее подробно представлены в другой классификации коммуникационных барьеров. [16]Логический барьер – возникает у партнеров с разными видами и формами мышления. Он часто возникает на стыке европейской и азиатской культур, или у любых партнёров из разных социокультурных сообществ, а также с разным уровнем интеллекта.Стилистический барьер – возникает при несоответствии формы сообщения его содержанию (например, выговор руководителя передаётся в беседе за чашкой чая), при неправильной подаче информации, где тоже существуют свои этапы: от привлечения внимания адресата к возбуждению у него интереса и лишь затем к основным положениям сообщения, вопросам, ответам, и обязательно выводам, резюмированию информации. Игнорирование этих этапов или их последовательности приводит к плохому, а порой и противоположному результату всего акта коммуникации.Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за языковых и речевых различий у представителей разных культур. Так, в одном языке может не оказаться слов, эквивалентных словам другого языка в силу отсутствия в другой стране самих понятий, обозначенных данными словами.Фонетический барьер представляет собой препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). [5] Этот барьер не стоит недооценивать – неразборчиво произнесённое сообщение будет, скорее всего, не расслышано, понято неправильно и проигнорировано.3.5.2Особенности межличностного восприятияКоммуникативная цель любой коммуникации может оказаться недостигнутой, т. е. не оказать на адресата предполагаемого воздействия в реальности. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что далеко не всегда успешность коммуникации зависит от коммуниканта – многие преграды возникают в силу особенностей личности и жизненного опыта адресата (порой у людей не развита культура восприятия, т.е. они попросту не умеют слушать).Причины этого часто кроются в особенностях восприятия адресата. Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. В процессе восприятия выделяют некоторые общие закономерностиили принципы: [14]принцип целостности гласит, что люди воспринимают объекты, сигналы и ситуации не по отдельности, а как единое целое, перенося своё отношение с одного объекта действительности на другой.принцип избирательности означает, что в каждой ситуации человек воспринимает только часть воздействий, но при этом на основании их создает более или менее связную картину мира.принцип константности (устойчивости) доказывает, что сравнительная устойчивость нашего восприятия присутствует даже в меняющихся условиях (так часто люди оказываются в плену у стереотипов).Стоит также указать основные факторы, искажающие адекватное восприятие субъектов коммуникации:Самооценка партнёров. От неё зависит не только степень уверенности в себекоммуниканта, но и характер оценки им другого человека в силу присущего ему отношения к людям. В таких случаях адресат обычно не заинтересован в получении обратной связи, а воздействие первого впечатления может оказаться решающим для собеседника. На его заключение потом практически невозможно повлиять.Проецирование. Один из партнёров склонен приписывать другому свои собственные черты (как положительные, так и отрицательные), которые не присущи его собеседнику (попросту говоря «судит по себе»). Психологи после ряда исследований обнаружили именно в этом причины чрезмерной подозрительности, равно как и неоправданного доверия.«Эффект ореола» - это склонность воспринимающего к обобщению, преувеличению однородности личности партнера, когда положительное впечатление от одного качества переносится на всю личность партнёра. [15] Этот эффект часто возникает при значительном неравенстве партнёров: физическом, интеллектуальном, социальном. Например, богатый и успешный человек кажется нам умным, добрым, здоровым и красивым.Стереотипизация. Этот механизм основан на сконцентрированном, обобщённом и сформулированном коллективном опыте относительно определённых групп людей. Он служит для экономии времени и усилий субъектов коммуникации и порой вполне удобен и оправдан, как применение таблицы умножения без постоянной проверки её сложением. Многие черты партнёра достраиваются в восприятии его собеседника по определённым схемам, исходя из его социальной роли, статуса, этнической или профессиональной принадлежности. Однако стереотипы, представляя собой обобщённую и упрощённую схему, не учитывают многих индивидуальных особенностей субъектов коммуникации, поэтому часто могут быть причиной различных коммуникационных ошибок. [15]3.5.3 Особенности ситуации и психического состояния партнёровМногие препятствия в процессе коммуникации связаны с индивидуальными особенностями личности или психического состояния коммуникантов. И. Гофман выделял три вида состояния слушателя, снижающих эффективность коммуникативного процесса [3].Рассеянность адресата, его увлечённость чем-либо, выходящим за пределы данной коммуникации. Это может быть каквременное явление, вызванное его поглощённостью важными событиями в жизни, так и черта характера, особенность мышления человека.Эгоистичность субъектов коммуникации, их концентрация только на собственных интересах и мотивах, препятствует продуктивному контакту.Поглощённость взаимодействием: Человек так сосредоточен на том, как складываются его отношения, что утрачивает способность воспринимать информацию эффективно.Кроме описанных факторов огромное влияние на продуктивность коммуникации имеет эмоциональное состояние субъектов коммуникации. Чувство гнева, страха, восторга или горя - любые сильные эмоциональные потрясения могут стать причиной снижения способности слышать собеседника. Эмоциональность при контакте не только снижает степень внимания, ностановится отдельной проблемой межличностных отношений, так как в процессе межличностной коммуникации наше эмоциональное состояние сказывается на выражении отношения к партнёру.Ещё одним фактором, влияющим на продуктивность коммуникации, является стрессовая ситуация -  это ситуация, которая является для человека, причиной дискомфорта или тревоги.Характер стрессовых ситуаций может быть самый разный: от публичного выступления перед большой аудиторией до потери близкого человека или разрыва отношений с ним, но поведение человека, его восприятие окружающей действительности, во всех случаях будет отличаться от привычного, присущего ему в других ситуациях, поведения. 3.6 Выводы по главе 3Рассмотрев различные виды коммуникационных помех и барьеров и их основные причины, мы видим, что некоторые из них являются объективными (языковые и социокультурные барьеры), но большая часть субъективна, обусловлена неправильной подачей сообщения или его неверным восприятием. Таким образом, эффективность коммуникации зависит как от коммуниканта, так и от адресата. Знание коммуникантом этих барьеров и особенностей помогает учитывать их при выборе средств и приёмов коммуникации, при подборе оптимальных коммуникационных стратегий и тактик. Понимание же данных факторов со стороны адресанта может помочь ему лучше контролировать процесс восприятия сообщения, правильно интерпретировать сообщения, даже если коммуникант выбрал неверную стратегию и допустил некоторые ошибки. Всё это в конечном итоге позволит повысить эффективность межличностной коммуникации, а значит, улучшить продуктивность совместной деятельности и наладить хорошие отношения между людьми.Заключение.Итак, мы познакомились с таким понятием как коммуникация в целом и более подробно изучили межличностную коммуникацию как один из её видов в частности. Мы изучили основные формы, виды, принципы и средства межличностной коммуникации, критерии её эффективности, а также факторы, влияющие на эффективность и результат данного вида коммуникации (коммуникативные компетенции и навыки участников процесса, основные коммуникативные барьеры и ошибки).Таким образом, можно утверждать, что коммуникация - явление сложное и многогранное.Изучив принципы и механизмы коммуникационных процессов, мы можем прийти к следующим выводам:Межличностная коммуникация во всех её видах и формах носит самый разнообразный характер и выполняет множество различных функций, часто одновременно в рамках одного коммуникативного акта.Межличностная коммуникация является основой не только культурного развития, но и функционирования общества в целом.Межличностная коммуникация осуществляется с помощью целого ряда различных средств, вербальных и невербальных.Успешность коммуникации зависит от всех структурных компонентов коммуникационного процесса, а также от факторов и обстоятельств, возникающих на всех этапах этого процесса, от зарождения идеи до её восприятия адресатом.Для эффективногокоммуницирования необходимо применение совокупности различных средств и приёмов (вербальных и невербальных), т. е. оптимальной коммуникационной стратегии.Несмотря на тот факт, что овладение коммуникативными навыками и компетенцией – задача непростая, успешность и эффективность коммуникации в современном мире является необходимостью для любого человека. С нею неразрывно связаны такие понятия, как лидерство и востребованность в обществе, которые, собственно, так часто и дают нам ощущение счастья.Список использованной литературыВацлавик П.,Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2000Винокур Т.Г. 1993 – Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997Зверева Е.Н. Основы культуры речи Теоретический курс.М.,2008Клюев Е.В. Речевая коммуникация.Рипол Классик, 2002Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 2005Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003Кэмпбелл Майкл Эффективная коммуникация для менеджеров проектовAMACOM, 2009 Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. М, 1985.Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, 1997, № 6, с. 73-83.Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование». — Ростов н /Д : Феникс, 2004Уоллен Дж. Л. Развитие эффективной межличностной коммуникации // Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001, с. 472.Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке // Вопр. философии. 1971. № 5Шпаковская С.В. 2004 История связей с общественностью Пенза: Изд-во ПГУ, 2004Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: “за” и “против”. М., 1975

Список использованной литературы
1. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2000
2. Винокур Т.Г. 1993 – Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993
3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000
4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997
5. Зверева Е.Н. Основы культуры речи Теоретический курс. М., 2008
6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Рипол Классик, 2002
7. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 2005
8. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003
9. Кэмпбелл Майкл Эффективная коммуникация для менеджеров проектов AMACOM, 2009
10. Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.
11. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. М, 1985.
12. Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, 1997, № 6, с. 73-83.
13. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование». — Ростов н /Д : Феникс, 2004
14. Уоллен Дж. Л. Развитие эффективной межличностной коммуникации // Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001, с. 472.
15. Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке // Вопр. философии. 1971. № 5
16. Шпаковская С.В. 2004 История связей с общественностью Пенза: Изд-во ПГУ, 2004
17. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: “за” и “против”. М., 1975

Вопрос-ответ:

Что такое коммуникация?

Коммуникация - это процесс передачи информации между людьми или группами людей.

Какие функции выполняет коммуникация?

Коммуникация выполняет несколько функций, включая информационную функцию (обмен и передача информации), регулятивную функцию (организация и согласование действий), эмоциональную функцию (выражение эмоций и чувств), мотивационную функцию (влияние на мотивацию и поведение), и социальную функцию (создание и поддержание отношений).

Какие этапы включает процесс коммуникации?

Процесс коммуникации включает несколько этапов: инициация (начало коммуникации), кодирование (преобразование сообщения в форму, понятную получателю), передача (передача сообщения посредством различных каналов связи), декодирование (понимание и интерпретация сообщения получателем), обратная связь (получение реакции на сообщение) и обратные этапы при необходимости.

Чем отличается межличностная коммуникация от других видов коммуникации?

Межличностная коммуникация осуществляется между индивидами и характеризуется прямым контактом и обменом информацией. В отличие от других видов коммуникации, межличностная коммуникация более интимна, включает невербальные сигналы и позволяет устанавливать и поддерживать личные отношения.

Какие модели и уровни существуют в межличностной коммуникации?

В межличностной коммуникации существуют различные модели и уровни. Некоторые из них включают модель Шульца, модель Яблокова и модель гипотетической неортогональной коммуникации. Уровни межличностной коммуникации могут быть индивидуальными (внутренний диалог с самим собой), межличностными (между двумя людьми) и групповыми (в рамках группы).

Каковы основные функции коммуникации?

Основные функции коммуникации включают информационную функцию, экспрессивную функцию, мотивационную функцию и контрольно-регулятивную функцию. Информационная функция заключается в передаче информации, экспрессивная функция - в выражении эмоций и чувств, мотивационная функция - в влиянии на мотивацию и действия других людей, а контрольно-регулятивная функция - в контроле и регулировании поведения других.

Какая роль играет межличностная коммуникация в общении людей?

Межличностная коммуникация играет важную роль в общении людей. Она позволяет устанавливать и поддерживать отношения, выражать свои мысли и чувства, понимать других людей и передавать информацию. Она также способствует разрешению конфликтов, согласованию действий и достижению сотрудничества. Кроме того, межличностная коммуникация помогает формировать наши представления о себе и окружающем мире.

Каковы особенности межличностной коммуникации?

Особенности межличностной коммуникации включают взаимность, контингентность, синхронность, индивидуальность и контекстуальность. Взаимность означает взаимное влияние и взаимное понимание между коммуникантами. Контингентность определяет, что коммуникация зависит от контекста и ситуации. Синхронность означает, что коммуникация происходит в реальном времени. Индивидуальность подразумевает, что каждый человек имеет свой уникальный стиль коммуникации. Контекстуальность указывает на влияние контекста на коммуникацию.

Какие модели и уровни коммуникации существуют в межличностной коммуникации?

Существует несколько моделей и уровней межличностной коммуникации. Некоторые из них включают модель "процесс-параметр", модель "передача-прием", модель "взаимодействие-воздействие" и модель "взаимозависимость". Уровни коммуникации могут включать уровень междуличностной коммуникации, уровень внутриличностной коммуникации и уровень групповой коммуникации.

Какова сущность функции межличностной коммуникации?

Сущность функции межличностной коммуникации заключается в установлении и поддержании взаимодействия между людьми. Она позволяет нам обмениваться информацией, выражать свои мысли и чувства, понимать и быть понятыми другими людьми. Функция межличностной коммуникации также включает в себя установление и поддержание отношений, решение конфликтов и достижение согласия.