Методы диагностика интеллекта.
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 02.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1.Интеллект и интеллектуальные тесты 5
1.2.Проблемы отечественной диагностики интеллектуального развития 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА 12
2.1.Диагностика умственного развития и общих способностей 12
2.2.Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты 15
2.3.Общая характеристика тестов общих способностей: КОТ, ШТУР, тест Векслера, тест Равена 16
2.4.Тест структуры интеллекта Амтхауэра 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Так как число задач для большинства типов невелико, то, как правило, имеет смысл оценить только отношение словесного и численного факторов, представленное относительно большим числом задач имеет смысл оценить уровень развития других факторов, только если коэффициент равен нулю или 100%. [5, c. 134]Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-му классу в современном исчислении).ШТУР состоит из 6 подтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных присвоений.Первые два подтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют нам судить о том, насколько адекватно учащиеся используют в своей активной и пассивной речи некоторые научные и культурные и социально-политические термины и понятия.Третий подтест направлен на выявление способности устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.Тест ШТУР - это групповой тест. Время, выделенное для каждого субтеста, ограничено, и вполне достаточно для всех учащихся. Тест был разработан в двух параллельных формах A и B.Авторами ШТУР являются К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Е. М. Бориссова, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которые должны удовлетворять любые диагностические тесты.Шкала Векслера - это тест для измерения интеллекта, разработанный Д. Векслером. В 1937 году, основываясь на исследованиях интеллекта правонарушителей в Бельвью, он создал «Шкалу Векслера - Бельвю» (второе издание - 1946). В 1949 году эта шкала была радикально пересмотрена и опубликована как «Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей», предназначенная для диагностики интеллекта детей от 5 до 15 лет. В 1955 году была создана «Шкала Векслера для измерения интеллекта у взрослых», рассчитанная на возраст от 16 до 75 лет. Чтобы максимально исключить влияние уровня школьного образования, в этих тестах вместе с вербальными тестами использовались тесты «действия» и невербальные тесты.Тест прогрессивных матриц (Raven Progressive Matrices) разработан в 1936 г. в Англии Дж. Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Предназначен для измерения фактора общего интеллекта (фактора g по Спирмену). Состоит из 5 серий из 12 задач:- серия (взаимосвязь в матрице, состоящей из одного изображения);- серия В (аналогия между парами матричных фигур);- Серия C (прогрессивные изменения в матрицах по вертикальной и горизонтальной линиям);- серия D (перегруппировка матриц);- Серия E (декомпозиция матричных фигур на составные элементы).В каждой серии выбираются одни и те же типы задач, выровненные по возрастающей сложности.Каждая из 60 матриц черно-белой версии теста представляет собой геометрическое изображение с отсутствующим фрагментом, который должен быть выбран из 6-8 предложенных вариантов.Время тестирования неограниченно и в среднем занимает 30 минут. Субъекты могут принять участие в тестировании от 8 до 65 лет. [8, c. 267]2.4 Тест структуры интеллекта АмтхауэраТестструктуры интеллекта Амтхауэра - тест интеллекта. Он предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Предложен Р. Амтауэром в 1953 году. Тест состоит из девяти подтестов, каждый из которых нацелен на измерение различных функций интеллекта (во всех группах задач, кроме подтестов IV-VI, используются задачи закрытого типа).I. Логический отбор (LS) - изучение индуктивного мышления, чутья языка. Задача субъекта состоит в том, чтобы закончить предложение одним из вышеуказанных слов. Количество заданий - 20. Время выполнения - 6 минут.II. Определение общих черт (GE) - изучение способности к абстракции, оперированию вербальными понятиями. В каждой задаче субъекту предлагается пять слов, четыре из которых связаны семантической связью, а одно - лишнее. Это слово также должно быть выделено в ответе. Количество заданий - 20, время их завершения - 6 минут.III. Аналогия (AN) - анализ комбинаторных способностей. В каждой задаче субъекту предлагаются три слова, между первым и вторым есть определенные отношения. После третьего слова - тире. Из пяти ответов на задание необходимо выбрать слово, относящееся к третьему, таким же образом, как первые два. Количество заданий - 20, время работы -7 мин.IV. Классификация (KL) - это оценка способности выносить суждения. Испытуемый должен идентифицировать два слова с общим понятием. Количество заданий 16, время выполнения 8 минут. Оценка варьируется от 0 до 2 баллов, в зависимости от уровня обобщения.V. Задания на счет (RA) - оценка уровня развития практического математического мышления. Подтест состоит из 20 арифметических задач. Время выполнения - 10 минут.VI. Ряды чисел (ZR) - анализ индуктивного мышления, умение работать с числами. В 20 задачах необходимо установить регулярность числовой серии и продолжить ее. Время выполнения 10 минут.VII. Выбор фигур (FS) - исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Предмет представлен картами, в которых геометрические фигуры разделены на части. Выбирая ответ, следует найти карточку с цифрой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий - 20. Время выполнения 7 минут.VIII. Задача с кубами (WU) - параметры, близкие по характеру, измеренные по VII подтесту.В каждой из 20 задач куб представлен в определенном положении, изменен по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами. Необходимо идентифицировать этот куб с одной из указанных букв. Время выполнения- 9 минут.IX. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы - 3 мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно занимать то же порядковое место, что и в таблице. Напр., ряд, где требуется найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож. Правильным решением будет выбор слова "зебра". Время выполнения 20 заданий - 6 мин.Итого в тесте испытуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа) - 90 мин. При расчете «сырых» оценок (кроме IV подтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Первичные оценки для каждого субтеста переводятся в масштабные оценки, поэтому структура интеллекта может характеризоваться профилем успеха отдельных групп задач. Сумма первичных баллов для всех подтестов преобразуется в общую оценку уровня интеллекта. А. и. с. т. имеет три параллельные формы теста (A, B, C), модификация IST 70 - четыре формы (A1, B2, C3, D4).Тестирование структуры интеллекта было разработано прежде всего как тест для диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами психо-диагностики профессионала, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности.При создании теста Р. Амтауэр исходил из концепции, которая рассматривает интеллект как специализированную субструктуру в интегральной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность умственных способностей, проявляющаяся в различных формах деятельности. В интеллекте существуют определенные «центры тяжести» - речь, численно-математический интеллект, пространственные представления, функции памяти и т. д. Р. Амтауэр отмечает тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. [4, c. 238]ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе написания курсовой работы были рассмотренны различные взгляды на интеллект: Ч.Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кэттелла, Ф.Вернона.Интеллект - относительно независимая динамическая структура когнитивных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных анатомических и физиологических особенностей мозга и нервной системы, которая вместе с ними формируется и проявляется в деятельности, обусловленной культурными и историческими условиями, и в основном обеспечивает адекватное взаимодействие с окружающей реальностью, своей направленной трансформацией.Человеческий интеллект представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные характеристики, служит основным проявлением ума. На самом деле интеллект - это то, что отличает нас от животного мира, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, восстанавливая для себя окружающую среду, а не адаптироваться к условиям быстро меняющейся реальности.Анализируя факторы интеллектуального развития, мы выделили две группы: генетические и экологические факторы. Если первые только закладывают основу для развития интеллектуальных способностей, то социальные могут оказать на них решающее влияние.Диагностика интеллекта - это самая важная задача, которая на любом этапе позволит планировать дальнейшее развитие личности, определяя ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / Л.Ф.Бурлачук. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.2.Введение в психодиагностику: Учебное пособие [Текст] / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – К.: Издательский центр «Академия», 2012. – 219 с.3.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2010. – 456 с.4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 720 с.5.Интеллект / Психологический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psi.webzone.ru/st/042900.htm6.Классификация и характеристика методик для диагностики интеллекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?lang=ru&fmode=envelope&tld=ru&text7.Назарова Т.Х. Психодиагностические структуры интеллектуальных способностей и их коррекция [Электронный ресурс] / Т.Х. Назарова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/522306/8.Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=247
1.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / Л.Ф.Бурлачук. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
2.Введение в психодиагностику: Учебное пособие [Текст] / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – К.: Издательский центр «Академия», 2012. – 219 с.
3.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2010. – 456 с.
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 720 с.
5.Интеллект / Психологический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psi.webzone.ru/st/042900.htm
6.Классификация и характеристика методик для диагностики интеллекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?lang=ru&fmode=envelope&tld=ru&text
7.Назарова Т.Х. Психодиагностические структуры интеллектуальных способностей и их коррекция [Электронный ресурс] / Т.Х. Назарова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/522306/
8.Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=247
Вопрос-ответ:
Какие методы используются для диагностики интеллекта?
Для диагностики интеллекта существуют различные методы, включая интеллектуальные тесты, тесты достижений, критериально ориентированные тесты и другие.
Какие проблемы существуют в отечественной диагностике интеллектуального развития?
Отечественная диагностика интеллектуального развития сталкивается с проблемами, такими как отсутствие единого стандарта, недостаток надежных и качественных методик, а также сложность определения и измерения интеллекта.
Что такое тесты достижений в диагностике интеллекта?
Тесты достижений в диагностике интеллекта позволяют оценить уровень сформированности определенных знаний и навыков у испытуемого. Они измеряют, насколько успешно человек справляется с определенной задачей или областью знания.
Что такое тесты общих способностей в диагностике интеллекта?
Тесты общих способностей в диагностике интеллекта измеряют широкий набор когнитивных навыков, таких как логическое мышление, решение проблем, абстрактное мышление и другие. Они помогают определить уровень интеллектуальных способностей у испытуемого.
Какие тесты общих способностей часто используются в диагностике интеллекта?
В диагностике интеллекта часто используются такие тесты общих способностей, как тест ШТУР, тест Векслера и тест Равена. Эти тесты представляют собой задания, которые позволяют оценить различные аспекты интеллектуального потенциала у испытуемого.
Что такое интеллект и как его можно измерить?
Интеллект - это способность человека к мышлению, анализу, решению проблем и обучению. Его можно измерить с помощью различных методик и тестов, которые оценивают умственные способности и интеллектуальное развитие.
Какие проблемы возникают при диагностике интеллектуального развития в отечественной практике?
В отечественной практике возникают проблемы с разработкой надежных и валидных методик для диагностики интеллектуального развития. Также существует неоднозначность в определении и классификации интеллекта, что затрудняет объективную оценку и сравнение результатов тестирования.
Какие методики применяются для диагностики интеллекта?
Для диагностики интеллекта применяются различные методики, включая тесты умственного развития и общих способностей, а также критериально ориентированные тесты достижений. Некоторые из наиболее известных методик включают КОТ, ШТУР, тесты Векслера и тест Равена.
Что такое тесты общих способностей и как они используются для оценки интеллекта?
Тесты общих способностей измеряют широкий спектр умственных навыков, таких как логическое мышление, аналитические и пространственные способности. Они используются для оценки интеллекта путем определения уровня развития этих способностей. Примерами таких тестов являются тесты КОТ, ШТУР, Векслера и Равена.
Какими характеристиками обладает тест Векслера и как он помогает определить уровень интеллекта?
Тест Векслера является широко используемым инструментом для оценки интеллекта у детей и взрослых. Он состоит из различных заданий, таких как вопросы на логическое мышление, аналогии и кубы. Результаты теста позволяют определить уровень интеллекта с помощью специальной шкалы, основанной на нормативной выборке.
Что представляет собой тестирование интеллекта?
Тестирование интеллекта — это метод диагностики, позволяющий оценить интеллектуальные способности человека.
Какие проблемы отечественной диагностики интеллектуального развития существуют?
Проблемы отечественной диагностики интеллектуального развития включают недостаток стандартизированных методик, ограниченность выборки, отсутствие нормативов и шкал оценки.