Изучение принципов стилизации у отечественных композиторов последних десятилетий в педагогическом процессе
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 42 + 42 источника
- Добавлена 02.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………...………..3
Глава 1. Теоретические основы стилизации в творчестве современных отечественных композиторов ……………………………..………………….10
1.1. Становление и развитие стилей в музыкальном искусстве конца ХХ века - начало XXI века…………………………………………………………10
1.2. Принципы стилизации в творчестве современных отечественных композиторов…………………………………………………………..……….21
Глава 2. Опытно-практическая реализация принципов стилизации музыкальных произведений в педагогическом процессе……………………34
2.1. Методика и методы освоения музыкальных стилей ……………..…...34
2.2. Применение стилевого моделирования произведений современных композиторов на уроке музыки…......................................................................43
Заключение………………………………………………………………...……51
Список литературы……………………………………………………………..53
Репродуктивный метод проверяет полученные знания. Видеометод на практических примерах показывает музыкальную специфику в художественных произведениях, на примере просмотра фрагментов экранизаций опер, оперетт, балетов, и т.д.
Метод проблемного изложения создает условия для совместной работы с детьми, что особенно важно в поиске стилизации музыкальных произведений. Исследовательский метод направлен на выполнение конкретного проекта по проблеме в музыке, или музыкального произведения. Игровой метод используется в дидактических играх в развитии представлений о звуке, его динамики, звуковысотности и т.д. Многообразие методов позволяет педагогу выбрать наиболее приемлемые способы обучения в зависимости от возраста, начальных знаний, специфики, и многих других факторов.
Опираясь на общие педагогические методы обучения, выработанные в дидактике, педагоги применяют их с методами освоения музыки, которые дают возможность понять смыслы и содержание музыкальных произведений. Использование традиционных методов с методом стилевого анализа расширяет музыкальный диапазон в музыкальном образовании.
Применение принципов стилизации музыкального произведения в обучении описала Л.Г. Арчажникова, которая подчеркивала необходимость использования категории музыкального стиля в исполнительских дисциплинах в высшей школе. На наш взгляд и в общеобразовательной школе использование принципов стилизации на уроках музыки создает условия для привлечения внимания школьника в раскрытие возможностей музыкального произведения в формировании чувственно-эмоциональной сферы деятельности человека.
В музыковедении стилевой анализ использовался в трудах Б.В. Асафьева, М.К. Михайлова, В.В. Медушевского, Ю.Н. Холопового. При этом в методике обучения стилевой анализ, на практике не нашел широкого применения как при подготовке учителей музыки, так и в общеобразовательной школе. По мнению Т.И. Клочковой в процессе обучения важно изучать эволюцию стиля, авторский стиль, творческие направления, уметь распределять материал по стилевым принципам, и использовать виды музыкальных произведений, таких как – стилизация, стилевое варьирование, импровизация, сочинение. При этом стилевой анализ в качестве метода обучения, формирует познавательно-мыслительную деятельность в эффективном взаимодействии педагога и учащегося.
Метод интонационно-стилевого постижения музыки является общехудожественным методом, так как его смысл заключается в формировании музыкального слуха. В связи с этим использование метода помогает определить музыкально-слуховые точки в сознании, которые закрепляются в гармонических, ритмических, и мелодических созвучиях. Использование на уроках метода интонационно-стилевого постижения создает условия для понимания музыкального произведения.
Применение метода начинается с подбора музыкальных произведений в единстве интонационно-образных сопоставлений стилей на основе этнических, индивидуальных, исторических факторов развития. Для достижения целостности восприятия метод используется в совокупности с другими методами обучения. Особенно важно глубокое изучение каждого произведения, так как другие методы и способы обучения не дают полноценного освоения музыки в целостном единстве восприятия.
Художественное произведение является совокупностью исторических, философских, индивидуальных и других особенностей, которые познаются непосредственно на практическом уровне восприятия. Именно в процессе звучания музыкального произведения выявляется индивидуально-стилевое своеобразие музыки, отражающее эмоциональное ощущение стиля. Метод призван создать особую творческую взаимосвязь учителя и ученика, когда музыка объединяет в людей в единстве чувств.
Иллюстративно-описательная методика включает в себя непосредственное звучание музыки с анализом выразительных средств, передающих стилевые особенности мелодий. Познание стилей в музыке заключается не просто в ее слушании, оно должно осуществляться на уровне переживаний. В широком плане чувственно-эмоциональном интуитивном восприятии художественных образов, в узком смысле понимании логики музыкальных композиций. В иллюстративном материале важно обращать внимание на стилевые особенности, выраженные в деталях музыкального текста, в единстве звука и содержания.
Метод интонационно-стилевого постижения музыки создает условия для освоения интонационно-образного содержания произведений в контексте исторических преобразований и современных форм индивидуального выражения звучания мелодий в стилевом разнообразии музыкальных композиций. В основе метода лежит использование живого исполнения музыкального произведения, что заложено в традициях отечественного образования, так как теоретические объяснения не могут передать стилевое многообразие и понимание музыки.
На основе анализа методики и методов обучения в музыкальном образовании для учащихся общеобразовательной школы, мы считаем, что в отечественном музыкальном обучении сложилась устойчивая система применения многочисленных методов, создающих условия для включения учащихся в музыкальное пространство отечественной музыки, что формирует их патриотизм, эстетический вкус, музыкальный слух и т.д. Методика обучения, не смотря на разработанные технологии, находится в стадии дальнейшего осмысления и требует новых подходов с использованием инновационных преобразований в системе глобальных трансформаций.
На современном этапе в человек получает информацию о музыке только в средствах массовой информации, в основном популяризирующей поп-музыку, рок-музыку, поэтому необходимо знакомить учащихся с классикой современной музыки, с творчеством композиторов, внесших вклад в развитие музыкального искусства. В следующем параграфе мы предлагаем применить метод стилевого моделирования на уроке музыки в общеобразовательной школе.
2.2. Применение стилевого моделирования произведений современных композиторов на уроке музыки
Очень часто композиторы в своем творчестве осознанно обращаются к музыке других композиторов и используют ее в качестве вдохновения или делают ее акцентируемой деталью для стилевого моделирования. Выбирая тему, автор опирается на примеры применения стилей в популярных композициях. Ю.М. Лотман отмечал связь моделирования с проблемой выбора: «Структура модели, которая воспринимается как тождественная структуре объекта, вместе с тем является отражением структуры сознания автора, его мировоззрения».
Методы интонационно-стилевого моделирования направлен на обогащение и развитие музыкального опыта учащегося, его воображения, творческой интуиции, фантазии, в которой предполагается сопоставление, сравнение, преобразование музыкального материала, созидание в процессе постижения музыкального произведения. Л.А. Безбородова и другие считают его целью становление творческого потенциала ребенка. Используя данный метод на уроках музыки, они предполагают наполнение содержания его различными творческими заданиями.
Для определения стилевого чутья учащихся и его развития в ходе учебного процесса на уроках музыки используется метод слуховой экспертизы. Е.В. Назайкинский пишет «проведение эксперимента с распознаванием стиля нескольких музыкальных произведений». Подобный метод развивает понимание стилевой иерархии музыкальных произведений. Для прослушивания музыки подбираются несколько музыкальных отрывков.
Основной задачей слушателей, которые будут выступать в роли экспертов, по мнению Е.В. Назайкинского, – дать каждому музыкальному примеру стилевую характеристику.
Учащиеся отмечают в каждом отрывке отличительные черты, которые относятся к одному уровню стилевой иерархии, это может быть историческая эпоха, страна, в которой творил композитор, жанр. Вследствие этого, у детей развивается навык распознавания стилевого восприятия музыкальных произведений.
На сегодняшний день существует несколько программ обучения музыке в общеобразовательной школе. Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др., предполагают рассмотрение принципов стилизации на уроках в школе, как один из методов обучения. Методов обучения в музыкальном образовании существует сегодня множество, поэтому каждый педагог самостоятельно определяет методику и методы обучения в зависимости от цели и задач урока.
Пример стилевого моделирования мы предлагаем рассмотреть на примере творчества композитора И. Стравинского. Балет «Жар-птица» - первое произведение, пронизанное национальными мотивами. Здесь композитор использует мотивы фольклора и цитируемость в этом произведении не часта. Достаточно показательным в использовании стилизации фольклора считается балет «Петрушка». Ярмарочная атмосфера с колоритными плясками, балаганными представлениями, звонкими разливами звуков гармоники, все это ярко отражено в музыке балета. В балете «Петрушка», Стравинский использует цитаты незамысловатых мелодий городского фольклора.
Новое прочтение народной песни проявляется в ее обработке. Гармония и фактура песен искажена, в новой стилистике исполнения. Примитивные музыкальные инструменты, которые использует автор в оркестре, воссоздают русский колорит. Позже стилизация в произведениях Стравинского встречается всё чаще.
Например, стилизация в балете «Петрушка» качественно отличается в ряде сочинений для театра. Условность мотивов балаганных действий яркое тому подтверждение. Балаганная атмосфера в балете «Петрушка» всеобъемлюща, где главный персонаж «Петрушка» является частью атмосферы балагана. Стилизация в творчестве Стравинского проявляется как готовая модель, которую автор использует постоянно, в том числе и в балете «Петрушка».
Заимствования музыкальных цитат из прошлых эпох помогает воспринимать авторскую мысль на эмоциональном и интеллектуальном уровне. В. Задерацкий отмечает, что стилизация в произведениях И. Стравинского интеллектуальна, нежели эмоциональна. Именно поэтому стилизация Стравинского нам интересна для изучения на уроках музыки.
Предлагается разработка урока с применением метода стилевого моделирования творчества И. Стравинского в общеобразовательной школе. Мы опираемся на стандарты Закона об Образовании и ФГОС ВО. Кроме этого использовался педагогический опыт учителей, использующих метод стилизации на уроках музыки.
Тема урока: Стилевое моделирование в музыке И. Стравинского
на примере балета «Петрушка».
Тип урока: Изучение новой темы.
Цель: Знакомство с творчеством композитора И. Стравинского и принципами стилевого моделирования элементов русского фольклора на примере балета «Петрушка».
Задачи:
1. Формирование знаний о музыкальных формах стилевого моделирования.
2. На примере стилизации русского фольклора развивать ассоциативно-образное мышление в художественно-образном восприятии музыкального произведения.
3. Воспитание чувства сопричастности и единства с музыкой в гармонии бытия.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- раскрыть понятие стилевого моделирования;
- показать особенности моделирования стилистики музыкальных произведений;
- научиться сравнительно-понятийному анализу музыкального произведения.
Личностные результаты:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- аргументированно описывать музыкальное произведение, давать жанровую характеристику и специфические особенности авторского исполнения или создания музыкального текста.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
• расширить представления о творчестве композитора;
• самостоятельно создавать способы решения творческо-поискового характера.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• понимать смысл творческо - исполнительных заданий;
• планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
• совместная оценка «учитель-ученик» действий при анализе поставленных задач;
• уметь сформулировать свою точку зрения, предположения, версии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- показывать свои знания и мысли в устной речи, понимать речь других;
- чувственно-эмоционально выражать свое отношение к искусству;
- аргументировать свое мнение;
- адекватно реагировать на обращение учителя;
- взаимодействовать в группе по требованиям учителя.
Методы обучения:
• Словесно - индуктивный;
• Объяснительно-иллюстративный (с использованием мультимедийного сопровождения);
• Анализ музыкального произведения;
• Частично - поисковый;
• Метод стимулирования обучающихся (с целью усвоения материала всеми учениками посредством организации деятельности);
Структура урока:
Каждый этап урока должен быть логически продолжен в соответствии с темой. Урок выполняется в целостном единстве теории и практики, в эмоционально-познавательной атмосфере восприятия. На каждом этапе рассчитаны временные затраты с учетом психологических особенностей школьников. Главная задача, сохранения принципов последовательности формирования умений и навыков в систематическом освоении знаний.
Организация учебной работы на уроке:
Данный урок способствует систематизации знаний в области музыкального искусства, способности слушать и запоминать учебный материал. На уроке учащиеся работают с наглядными пособиями, что позволяет усвоить учебный материал не только аудиально, но и визуально.
При знакомстве с новым материалом у учащихся проявляется положительное восприятие, осознание, активное побуждение познавательного интереса.
В ходе урока уделяется внимание аудиальному анализу. В уроке используются различные виды деятельности, каждый из которых связан с целеполаганием (умение слушание, пение, динамическая импровизация).
Урок выстраивается в сочетании с фронтальной работой с учащимися и индивидуальной, предусматриваются вопросы и задания детям, а также использование технических средств.
Система работы учителя: При изучении данной темы с классом планируется достижение контакта. На уроке используется речевая деятельность, исполнение музыкальных произведений. На уроке применяются информационные технологии, используется видеоряд, что помогает воспринимать аудиоматериал.
Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке:
Содержание, технологии, методы и приёмы подобраны в соответствии с целью и типом урока. Учитывая преобладающую роль визуального восприятия детей, предлагается использовать мультимедийную презентацию. Материал для изучения с помощью слайдов предполагается наглядным, доступным и простым, носит развивающий характер.
Методы (рассуждения, обобщения, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию) и основные, обучающие принципы (наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности), которые согласуются с целью и задачами урока.
На этапе полученных знаний и постановки учебной задачи предлагается прослушать отрывок музыкального произведения. При этом задаётся проблема (узнавания мотивов в стилизации), играющая роль мотивации учебной деятельности.
Следующим этапом осуществляется открытие детьми новой информации в результате совместных действий учителя и учеников. Вопросы задаются учителем. Какие эмоции образ Петрушки вызывает у учащихся, какие звуки ассоциируются с этим художественным и музыкальным персонажем. Вопросы могут быть разноплановыми в зависимости от подготовки учащихся, их знаний и способов восприятия.
Новые знания, полученные в ходе совместного осознания, являются личностно значимыми и усваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.
Взаимосвязь между музыкой и живописи просматриваются при показе картины В. Сапрыкина «Скоморох» и в сопоставлении с песнями. Понимание эстетических категорий любви, уважения, чувство эстетического переживания к материалу произведения искусства, в том числе в восприятии музыки как важной части в формировании личности каждого человека просматривается в течение всего урока: слушание и исполнение песен.
В ходе подведения итогов урока обучающимся было предложено разукрасить костюм куклы Петрушки в зависимости от настроения от урока.
Система работы обучающихся:
На уроке предполагается активность учащихся. Из-за возрастных особенностей использовать частая смена деятельности: слушание (музыки, рассказ учителя), анализ музыкального произведения, определение по тембру музыкальных инструментов.
Общие результаты урока:
Подведение итогов. Оценка усвоения материала с учетом образовательных потребностей. Оценка психоэмоциональной удовлетворённости учителя и учащихся.
На основе приведенного примера мы видим, что
- применение принципов стилизации на уроке музыки расширяет познание учащегося,
- включает его в музыкальную атмосферу на уровне слухового и визуального восприятия,
- помогает идентифицировать музыкальные произведения, способствует развитию творческих способностей.
В связи с предлагаемым уроком мы считаем, что существует необходимость эффективного использования метода стилевого моделирования в системе школьного образования. Потому-что метод способствует инновационным способам осмысления звуков музыки в духовно-эмоциональном развитии личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной квалификационной работе была рассмотрена тема «Изучение принципов стилизации в творчестве отечественных композиторов в педагогическом процессе».
Первая глава была посвящена теоретическому рассмотрению вопроса и теоретической основы стилизации в творчестве современных отечественных композиторов, понятию стиля как явления в музыкальной культуре. Проведенное исследование показало, что изучение процессов стилизации в музыкальных произведениях на современном этапе продолжают оставаться актуальными и интересными для изучения. В параграфе рассмотрения принципов стилизации в творчестве современных отечественных композиторов, был раскрыт интерес композиторов к приему стилизации в классической музыке, как в музыкальном тексте, так и средствам его выражения.
Изучение принципов стилизации в творчестве отечественных композиторов показало, что существуют проблемы в научном обосновании стилизации и принципов стилизации в музыкальном искусстве. Тем не менее, применение принципов стилизации музыкальных произведений на уроках музыки, которые обогащают современные духовные ценности молодого поколения.
Во второй главе были рассмотрены современные методики и методы в музыкальном образовании, в практической части работы предложена модель урока, где наглядно рассмотрен вопрос стилизации на примере творчества И. Стравинского.
В итоге мы пришли к следующим выводам:
- Процесс формирования стилей находится в постоянной динамике трансформаций, вместе с этим сохраняющих ключевые элементы идентификации на протяжении столетий, стилизация музыкальных произведений продолжается, применяются новые стилистические модели в различных вариантах в сочинениях современных композиторов.
- Авторский поиск единого понимания проблематики стилизации в музыкальном искусстве и переосмыслении классического понимания в вопросе единства стиля продолжается и на современном этапе. Принципы стилизации в творчестве отечественных композиторов, начиная со второй половины ХХ века, отражают процессы поиска новых идей и музыкальных преобразований.
- В отечественном музыкальном обучении сложилась устойчивая система применения многочисленных методов, создающих условия для включения учащихся в музыкальное пространство отечественной музыки, что формирует их эстетический вкус, музыкальный слух и т.д. Методика обучения, не смотря на разработанные технологии, находится в стадии дальнейшего осмысления и требует новых подходов с использованием инновационных преобразований в системе глобальных трансформаций.
- Применение принципов стилизации на уроке музыки расширяет познание учащегося, включает его в музыкальную атмосферу на уровне слухового и визуального восприятия, помогает идентифицировать музыкальные произведения, способствует развитию творческих способностей. Поэтому существует необходимость эффективного использования метода стилевого моделирования в системе школьного образования.
42
Вопрос-ответ:
Какие принципы стилизации используются в творчестве современных отечественных композиторов?
Одним из принципов стилизации в творчестве современных отечественных композиторов является использование элементов различных музыкальных стилей и жанров. Композиторы часто вдохновляются музыкой прошлых эпох и стараются воплотить ее в своих произведениях, добавляя современные элементы. Некоторые композиторы используют принцип кросс-стиля, смешивая разные стили и создавая уникальные музыкальные образы. Также важным принципом стилизации является использование новых звуковых технологий, что позволяет композиторам расширять границы звучания и создавать необычные звуковые эффекты.
Какие стили стали основой стилизации в творчестве композиторов конца ХХ века и начала XXI века?
Стилизация в творчестве композиторов конца ХХ века и начала XXI века базируется на различных музыкальных направлениях. Некоторые композиторы стилизуются под классическую музыку, используя формы и структуры прошлых эпох и сочетая их с современными гармониями и техниками композиции. Другие композиторы стилизуются под джаз, рок или электронную музыку, интегрируя элементы этих стилей в свои произведения. Некоторые композиторы также исследуют традиционные музыкальные культуры разных народов и стилизуются под этническую музыку.
В чем заключается значение принципов стилизации в педагогическом процессе?
Принципы стилизации играют важную роль в педагогическом процессе, так как позволяют учиться и понимать разные музыкальные стили и жанры. С помощью стилизации учащиеся могут познакомиться с музыкой разных эпох и культур, расширить свой музыкальный кругозор и развить музыкальное сознание. Принципы стилизации также помогают развивать творческие навыки и фантазию учащихся, так как они могут экспериментировать с разными стилями и создавать свои собственные музыкальные образы.
Какие принципы стилизации используют отечественные композиторы?
Отечественные композиторы используют различные принципы стилизации в своем творчестве. Некоторые из них вдохновляются народными мелодиями и ритмами, добавляя в свои композиции элементы фольклора. Другие композиторы ориентируются на классическую музыку и используют принципы стилизации в соответствии с традициями классического жанра. Еще одни отечественные композиторы стилизуют свои произведения под современные музыкальные течения, внедряя в них элементы рока, джаза, электронной музыки и т.д.
Какие принципы стилизации применяются в творчестве отечественных композиторов последних десятилетий?
В творчестве отечественных композиторов последних десятилетий применяются различные принципы стилизации. Некоторые из них используют приемы цитирования и аллюзий на произведения композиторов прошлых эпох. Другие создают синтез музыкальных стилей, сочетая в своих композициях элементы классики, фольклора, джаза и других жанров. Еще одни отечественные композиторы экспериментируют и создают совершенно новые стили и направления в музыке. Более подробно об этих принципах стилизации можно узнать из статьи.
Как стилизация влияет на творчество отечественных композиторов?
Стилизация играет важную роль в творчестве отечественных композиторов. Она позволяет им выразить свою индивидуальность, воплотить в музыке свои идеи и впечатления. Стилизация также открывает для композиторов новые горизонты и возможности, позволяя им экспериментировать с разными музыкальными стилями и жанрами. Таким образом, стилизация является важным компонентом творческого процесса отечественных композиторов и способствует развитию музыкального искусства.
Какие принципы стилизации используют современные отечественные композиторы?
Современные отечественные композиторы используют различные принципы стилизации, включая ассоциацию с классической музыкой, цитирование ранних музыкальных форм, а также эксперименты с новыми звуковыми техниками и электроникой.
Какие стили развивались в музыкальном искусстве в конце ХХ века и начале XXI века?
В конце ХХ века и начале XXI века развивались различные стили в музыкальном искусстве, такие как минимализм, постмодернизм, неоклассицизм, авангардизм и электронная музыка.