Взаимное отношение аскезы и таинств по трудам св. Николая Кавасилы
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 05.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. «Аскеза» и «таинство» как понятия в православной богословской традиции 4
2. Суждение св. Николая Кавасилы о сущности и взаимоотношении аскезы и таинства 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
Евхаристия составляет сердце учения св. Николая Кавасилы и ключом познания Божественной истины. Евхаристия — это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви [2, с. 117]. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб.После Евхаристии никакие другие службы духовно невозможны. Это реальное участие в Царстве Божием. Следуя традициям исихазма св. Николай Кавасила использует понятие «сердца». Так Христос – сердце Церкви, то есть главный во всем мире, как сердце главенствует в организме человека. Это представление можно объяснить как христоцентризм.И вот здесь мы находим представление св. Николая Кавасилы о святости Церкви, что напрямую отводит нас к теме нашего исследования. Святость не достигается, она есть Божественная благодать и дар Божий.Лишь смертный грех автоматически исключает человека из Тела Христова. Интересно представление св. Николая Кавасилы о том, что таинства совершаются не с помощью набора специальных обрядов и магических действий. Таинства совершаются молитвой.Молится человек и тем самым также принимает аскезу, так как в молитве он ограничивает свои действия. Известно, что Бог иногда отвечает на наши молитвы, а иногда нет. Но есть молитвы, которые не могут не быть услышаны Господом. Согласно обещанию Спасителя, такой молитвой является молитва о даровании Святого Духа. Эта молитва есть завершение молитвы всей Церкви, которая постоянно молится, жертвует и принимает жертву. Поэтому во всех восточных чинах Литургии (и в древних западных) евхаристическая молитва всегда завершается «эпиклезой», то есть призыванием Святого Духа на дары: Святой Дух и есть Совершитель Таинства.Таким образом, мы видим главную особенность понимания взаимоотношения аскезы и таинства в учениях св. Николая Кавасилы – соединение этих двух понятий. Пройдя через таинства личность берет на себя определенные обязательства, которые и выступают аскезой – духовным ограничением приближающим эту личность к Господу.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ трудах крупнейшего православного богослова и литургиста периода поздней Византийской империисвятого Николая Кавасилы мы находим нравственно-аскетическое понимание взаимоотношения аскезы и таинства. Будучимирянином очевидно желание богослова изучить церковное таинство как главный способ обожения человека, живущего в греховном миру.При этом,аскеза понимается какборьба и умерщвление человека ветхого, исполненного и испорченного земными страстями и грехами. Главным критерием действенности аскетических упражнений служит отношение аскета к людям. Если в нем не становится больше любви и милосердия к окружающим его людям и осознания собственного несовершенства, то все действия и обеты напрасны и даже опасны.Таинство же выступаетжизненной связью верующего с Богом. Получая жизнь человек, начинает ее в крещении; мы движемся, продолжаем жить в таинстве миропомазания; мы существуем, ибо содержание нашей жизни составляет Евхаристия.Главная цель таинства в православном богословии – изменение греховной человеческой природы, сущности индивида, приобщение его к Господу, а конечная цель – спасение человека.Главная особенность понимания взаимоотношения аскезы и таинства в учениях св. Николая Кавасилы – соединение этих двух понятий. Пройдя через таинства личность берет на себя определенные обязательства, которые и выступают аскезой – духовным ограничением приближающим эту личность к Господу. Таинства совершаются молитвой.Молится человек и тем самым также принимает аскезу, так как в молитве он ограничивает свои действия. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫМалков П.Ю., Введение в Литургическое Предание / П.Ю. Малков. – М.:Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2006. – 332 с.Неллис П. Христианская антропология по св. Николаю Квасиле / Пер. с англ.: Н.Б. Ларионова // Человек. М., 2001. №5. С. 110–124.Праведный Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе / [Электронный ресурс]. URL:http://lib.pravmir.ru/library/readbook/578(дата обращения: 03.05.2017).Протоиерей Балашов Борис. Кто будет веровать и крестится, спасен будет / [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravklin.ru/publ/quot_kto_budet_verovat_i_krestitsja_spasen_budet_quot/8-1-0-1314(дата обращения: 03.05.2017).Пущаев Ю. Аскеза: упражнения в приближении к Богу / [Электронный ресурс]. URL:http://foma.ru/askeza.html(дата обращения: 03.05.2017).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малков П.Ю., Введение в Литургическое Предание / П.Ю. Малков. – М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2006. – 332 с.
2. Неллис П. Христианская антропология по св. Николаю Квасиле / Пер. с англ.: Н.Б. Ларионова // Человек. М., 2001. №5. С. 110–124.
3. Праведный Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе / [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/578 (дата обращения: 03.05.2017).
4. Протоиерей Балашов Борис. Кто будет веровать и крестится, спасен будет / [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravklin.ru/publ/quot_kto_budet_verovat_i_krestitsja_spasen_budet_quot/8-1-0-1314 (дата обращения: 03.05.2017).
5. Пущаев Ю. Аскеза: упражнения в приближении к Богу / [Электронный ресурс]. URL: http://foma.ru/askeza.html (дата обращения: 03.05.2017).
Вопрос-ответ:
Какое место занимает аскеза и таинство в православной богословской традиции?
Аскеза и таинство занимают важное место в православной богословской традиции. Они являются основными элементами духовной жизни и спасительного пути верующего. Аскеза помогает приближаться к Богу, развивать духовные качества и достигать совершенства. Таинства, в свою очередь, являются инструментами благодати Божьей, которые приносят верующему духовное обновление и прощение грехов.
Какие взгляды на сущность и взаимоотношение аскезы и таинства представляет святитель Николай Кавасила?
Святитель Николай Кавасила считает, что аскеза и таинство тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Он утверждает, что аскеза является предпосылкой для восприятия и осознания таинственности таинств. В то же время, таинства являются источником силы и помощи для верующего в осуществлении аскезы. Таким образом, аскеза и таинство взаимодополняют и обогащают друг друга в духовной жизни.
Что является сердцем учения святителя Николая Кавасилы и ключом к познанию Божественной истины?
Сердцем учения святителя Николая Кавасилы является Евхаристия. Он считает, что Евхаристия - это Таинство, которое исполняет и венчает всё в Церкви. Она является вершиной и кульминацией духовной жизни верующего. Через Евхаристию верующий имеет возможность познать Божественную истину и испытать близость с Богом.
Следует ли Евхаристия всегда за другими службами?
Да, согласно учению святителя Николая Кавасилы, Евхаристия всегда следует после других служб. Она является заключительной частью богослужения и окончанием духовного обновления верующего. Таким образом, Евхаристия завершает и совершенствует все предыдущие службы, принося верующему единение с Богом и спасение.
В чем заключается взаимное отношение аскезы и таинств по трудам св. Николая Кавасилы?
Взаимное отношение аскезы и таинств по трудам св. Николая Кавасилы заключается в том, что аскеза (духовная практика самоотречения и умеренности) и таинства (священные обряды, через которые Церковь дарует благодать Божию) взаимодополняют друг друга и служат одной цели - восстановлению духовного единства человека с Богом.
Как понимаются понятия аскезы и таинства в православной богословской традиции?
В православной богословской традиции аскеза понимается как практический путь духовного роста и стремления к Богу через самоотречение, молитву, пост и другие духовные упражнения. Таинства же понимаются как священные обряды, через которые Церковь приобщает верующих к благодати Божией и восстанавливает их духовное состояние.
Какое суждение высказывает св. Николай Кавасила о сущности и взаимоотношении аскезы и таинства?
Св. Николай Кавасила считает, что аскеза и таинства взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Он считает, что аскеза готовит душу человека к принятию благодати через таинства, а таинства, в свою очередь, облекают аскезу в благодать и придают ей силу.
Какое место занимает евхаристия в учении св. Николая Кавасилы?
Евхаристия занимает центральное место в учении св. Николая Кавасилы и является ключом к познанию Божественной истины. Он считает, что евхаристия - это таинство таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Она всегда следует после других служб и завершает их. Евхаристия также является сердцем и душой духовной жизни верующего.