Лингвистические средства рефлексии событий детства в рассказе Ф.М. Достоевского
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 06.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Образ мира и развитие речи ребёнка 5
1.1 Образ мира у ребёнка 5
1.2 Особенности развития речи у ребёнка 7
1.3 Художественные средства детской литературы 9
2 Средства рефлексии событий детства в рассказе 12
2.1 Лексические средства рефлексии событий детства в рассказе «Маленький герой» 12
2.2 Грамматические средства рефлексии событий детства в рассказе «Маленький герой» 16
2.3 Стилистические средства рефлексии событий детства в рассказе «Маленький герой» 19
Заключение 22
Список использованных источников 24
В действительности, он совершает «подвиг» иного рода, не на глазах у всех и очень тихо.Совмещение планов взрослого повествователя и ребёнка в рассказе происходит за счёт использования различных грамматических средств, прежде всего, вводных и вставных конструкций.2.3 Стилистические средства рефлексии событий детства в рассказе «Маленький герой»В рассказе Ф.М Достоевский использует многообразные стилистические приёмы для описания и рефлексии над событиями одиннадцати лет героя. Рассказ насыщен и даже перенасыщен тропами. В результате их использования создаётся текст высокой эмоциональной концентрации с наслоениями событий прошлого и рефлексии рассказчика в настоящем моменте. Автор заставляет читателя таким образом постоянно быть в потоке событий, то есть смотреть на всё глазами ребёнка, но при этом не переставать чувствовать себя взрослым — и рассуждать обо всем с высоты взрослого человека. Рассмотрим некоторые случаи стилистических средств рефлексии над событиями:«какое-то непонятное мне самому ощущение уже овладело мною; что-то шелестило уже по моему сердцу, до сих пор незнакомое; и неведомое ему; но отчего оно подчас, будто испуганное, и часто неожиданным румянцем обливалось лицо мое».Обилие в данном фрагменте эпитетов,описывающих момент изменения чувств к окружающим людям, пробуждение взрослых страстей, хотя и в виде теней, сигнализирует читателю о том, что рассказчик видит в этих событиях важный переходный момент, взросление.Интересно противопоставление «блондинки»-героини и известной брюнетки:да и блондинка моя, право, стоила той знаменитой брюнетки, которую воспел один известный и прекрасный поэт и который еще в таких превосходных стихах поклялся всей Кастилией, что готов переломать себе кости, если позволят ему только кончиком пальца прикоснуться к мантилье его красавицыВ данном противопоставлении содержится гипербола, описывающая отношение поэта к его возлюбленной, при этом данная гипербола позволяет подчеркнуть и степень восторженного отношения мальчика к героине, так как его «блондинка, право, стоила той знаменитой брюнетки». При этом отметим, что данная оценка — это уже оценка взрослого, имеющего жизненный и читательский опыт человека.Интересно сочетание метафор в следующем фрагменте, где также отражается точка зрения — в частности, ирония — уже взрослого человека:Разумеется, злословие, сплетни шли своим чередом, так как без них и свет не стоит, и миллионы особ перемерли бы от тоски как мухи.Такие понятия, как злословие и сплетни — это понятия взрослого мира. Рассказчик показывает своё неодобрение сплетен, чтобы подчеркнуть, что его поступок, описываемый в рассказе, был по-настоящему важным, причём, вероятно, гораздо более важным, чем он тогда это видел.Интересно рассмотреть стилистические средства в пейзажных описаниях, которые играют важную роль в произведении. При этом очевидно, что представлены эти пейзажные описания уже с точки зрения взрослого, так как представленные в них образы слишком сложны для ребёнка. Рассмотрим следующий пример:Кругом стоял неумолкаемый концерт тех, которые "не жнут и не сеют", а своевольны, как воздух, рассекаемый их резвыми крыльями. Казалось, что в это мгновение каждый цветок, последняя былинка, курясь жертвенным ароматом, говорила создавшему ее: "Отец! я блаженна и счастлива!.."Здесь используются такие стилистические средства, как метафоры (неумолкаемый концерт, курясь жертвенным ароматом), парафраз с культурной отсылкой (которые "не жнут и не сеют"), сравнение (как воздух), эпитет (резвые крылья), олицетворение (говорила создавшему её).Такое сложное сочетание стилистических средств является признаком речи взрослого, а не ребёнка. При этом оно используется для максимально полной передачи чувств мальчика в тот момент.Одним из самых частотных стилистических средств, которые используются в рассказе, является градация. Приведём несколько примеров использования градации в рассказе:промотать всё, дотла, дочиста, до последней щепки.я был в ужаснейшем удивлении, недоумении, ужасе дажестыдили меня, резали меня, язвили меня до крови.Градация используется здесь для описания чувств и взрослого рассказчика, и ребёнка, причём она служит как для негативной, так и для позицтивной оценки. Градация позволяет показать интенсивность чувств мальчика, которые он испытывает в отношении героини. Сама функция градации — отражать нагнетение признака — позволяет представить подвижность чувств героя. ЗаключениеИсходя их поставленных во введении задач и с опорой на актуальность и цель исследования, мы пришли к следующим выводам.Изучение детской речи представляет большой для учёных, так как сами механизмы формирования речи чрезвычайно сложны, а их формирование происходит вместе с формированием личности ребёнка.В литературе, повествующей о детях, наблюдаются попытки воспроизведения детской речи, однако при сопоставлении настоящей детской речи, которая активно фиксируется исследователями, и той речи, которая представлена как детская в литературе, становится заметно, насколько они расходятся. Интерес писателей, чьей основной аудиторией были взрослые, к детям объясняется тем, что ребёнок в культуре и литературе зачастую представляется своего рода «чистой доской», нак оторой жизнь и опыт ещё не успели оставить след, а потому реакции ребёнка на ситуации, складывающиеся во взрослом мире особенно интересны.В рассказе Ф.М. Достоевского «Маленький герой» мы видим совмещение двух сюжетных планов: плана рассказчика, уже взрослого, вспоминающего о своём дестком опыте, и плана ребёнка, который сталкивается с ситуацией, слишком для него сложной. В итоге в рассказе не столько воспросизводится детская речь (потому что рассказывает уже взрослый), сколько детское восприятие мира, связанное с ограниченностью информации, недостатком опыта, но при этом богатстве эмоциональных переживаний.При описании рефлексии детства в рассказе просматривается ироничное отношене рассказчика к себе ребёнку, которое передаётся при помощи оценочной лексики, а также контекстных синонимов.Различные вводные и вставные конструкции используются для соотнесения или противопоставления прежденего, детского восприятия, непонимания, и «нынешнего» взрослого. При этом некоторые вводные слова указывают на то, что отдельные мотивы поведения других героев рассказа остались для рассказчик непонятными, в частности, это касается поведения героини. Для передачи полноты чувств, которые испытвает ребёнок, используются различные стилистические средства (метафоры, эпитеты, градация). В целом, Ф.М. Достоевский показывает, как в повествовании взрослого рассказчика отражаются его детские впечатления, соединяя особенности восприятия мира ребёнком и оценки этого мира взрослым.Список использованных источниковАбраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // «Вопросы психологии», 2002, » 1. С.3-16. Цит. по интернет-изданию «Курьер образования».Горалик Л. Между трупами и куклами. Музеи детства: репрезентация и реальность // Теория моды: одежда, тело, культура. Вып.8. 2008.Дианова Е.Е. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века. М., 1996.Достоевский Ф.М. Маленький герой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0250.shtml. (Дата обращения: 05.05.2017).Зарецкий Ю.П. Детство в западноевропейских автобиографиях: от Средних веков к Новому времени // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2008. Т.58. №2.Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания пофилологии и искусству. М: МГУП, 2004.Кон И. Мужчина в меняющемся мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=104262. (Дата обращения: 05.05.2017).Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.Лыкова И.А. О своеобразии картины мира ребенка-дошкольника. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/o-svoeobrazii-kartiny-mira-rebenka-doshkolnika. (Дата обращения: 05.05.2017).Маслова О.О. Концепт детства в научной и художественной традициях XX века. Ярославль, 2005.Медкова М. Образ ребенка и детства в детской литературе XX века (феноменологический анализ детской литературной сказки). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polit.ru/article/2003/05/27/618609/. (Дата обращения: 05.05.2017).Нефёдова Л.К. Феномен детства в основных формах его репрезентации: философия, миф, фольклор, литература. Омск, 2005.Сигаева Т. Три «детства» в русской литературе: (Автобиографические произведения Л. Толстого, С. Аксакова и М. Горького) // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 1999.Солнцева К.В. Языковые маркеры речевой характеристики детского персонажа в англоязычной художественной прозе. М., 2008Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/. (Дата обращения: 05.05.2017).Трыкова О.Ю. Детская литература и фольклор: аспекты взаимодействия. Ярославль, 2003.Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.,1993.Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1961 г.Шипова Г.А. Языковые средства создания эффекта детского мировосприятия в современной художественной автобиографии. М., 2001.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994. С. 56.
2. Горалик Л. Между трупами и куклами. Музеи детства: репрезентация и реальность // Теория моды: одежда, тело, культура. Вып.8. 2008.
3. Дианова Е.Е. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века. М., 1996.
4. Достоевский Ф.М. Маленький герой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0250.shtml. (Дата обращения: 05.05.2017).
5. Зарецкий Ю.П. Детство в западноевропейских автобиографиях: от Средних веков к Новому времени // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2008. Т.58. №2.
6. Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания пофилологии и искусству. М: МГУП, 2004.
7. Кон И. Мужчина в меняющемся мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=104262. (Дата обращения: 05.05.2017).
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
9. Лыкова И.А. О своеобразии картины мира ребенка-дошкольника. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/o-svoeobrazii-kartiny-mira-rebenka-doshkolnika. (Дата обращения: 05.05.2017).
10. Маслова О.О. Концепт детства в научной и художественной традициях XX века. Ярославль, 2005.
11. Медкова М. Образ ребенка и детства в детской литературе XX века (феноменологический анализ детской литературной сказки). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polit.ru/article/2003/05/27/618609/. (Дата обращения: 05.05.2017).
12. Нефёдова Л.К. Феномен детства в основных формах его репрезентации: философия, миф, фольклор, литература. Омск, 2005.
13. Сигаева Т. Три «детства» в русской литературе: (Автобиографические произведения Л. Толстого, С. Аксакова и М. Горького) // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 1999.
14. Солнцева К.В. Языковые маркеры речевой характеристики детского персонажа в англоязычной художественной прозе. М., 2008
15. Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/. (Дата обращения: 05.05.2017).
16. Трыкова О.Ю. Детская литература и фольклор: аспекты взаимодействия. Ярославль, 2003.
17. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.,1993.
18. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1961 г.
19. Шипова Г.А. Языковые средства создания эффекта детского мировосприятия в современной художественной автобиографии. М., 2001.
20. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994. С. 56.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития речи можно наблюдать у ребенка?
Особенности развития речи у ребенка включают в себя последовательное усвоение звукового и грамматического строя языка, формирование словаря, усвоение речи взрослых и ее применение в различных ситуациях.
Какие лексические средства используются для рефлексии событий детства в рассказе?
В рассказе используются разнообразные лексические средства, такие как синонимы, антонимы, метафоры, эпитеты и др., чтобы создать яркую и наглядную картину ребенка, его внутреннего мира и переживаний.
Какие грамматические средства используются для рефлексии событий детства в рассказе?
Для рефлексии событий детства в рассказе используются различные грамматические средства, такие как временные формы глаголов, множественное и единственное число существительных, а также падежи, чтобы передать последовательность событий, их характер и внутренние переживания главного героя.
Какие стилистические средства используются для рефлексии событий детства в рассказе?
В рассказе используются различные стилистические средства, такие как повторы, параллелизмы, экспрессивные выражения и фразы, чтобы подчеркнуть особенности детской речи, создать эмоциональную окраску текста и передать настроение главного героя.
Какие особенности развития речи у ребёнка описывает Ф.М. Достоевский в своем рассказе?
Ф.М. Достоевский в своем рассказе "3 ½" описывает особенности развития речи у ребёнка. Ребёнок, главный герой, использует простые слова и короткие предложения, часто повторяет одно и то же слово или фразу. Его речь ограничена своими собственными впечатлениями и эмоциями. Он ещё не умеет абстрагироваться и описывать мир вокруг себя.
Какие лексические средства рефлексии событий детства используются в рассказе "Маленький герой"?
В рассказе "Маленький герой" Ф.М. Достоевского используются различные лексические средства, которые помогают отразить события детства. Например, автор использует детскую лексику, слова и выражения, типичные для речи ребёнка. Это помогает передать атмосферу и особенности мышления ребёнка.
Какие грамматические средства рефлексии событий детства присутствуют в рассказе "Маленький герой"?
В рассказе "Маленький герой" Ф.М. Достоевского присутствуют различные грамматические средства, которые отражают особенности речи ребёнка. Например, автор использует простые предложения и повторы, что характерно для детской речи. Также в речи ребёнка присутствуют незавершенные конструкции и неточности в использовании временных форм. Это помогает передать особенности развития речи у ребёнка.
Какие стилистические средства рефлексии событий детства применены в рассказе "Маленький герой"?
В рассказе "Маленький герой" Ф.М. Достоевского применены различные стилистические средства, которые помогают отразить события детства. Например, автор использует повторы и эмоциональную окрашенность речи ребёнка, чтобы передать его настроение и восприятие мира. Также в рассказе присутствует игра слов и сюжетных поворотов, создающих интерес и напряжение.
Что такое лингвистические средства рефлексии событий детства?
Лингвистические средства рефлексии событий детства - это способы выражения и передачи воспоминаний, переживаний и впечатлений, связанных с детством, с помощью языка.
Какие особенности развития речи у ребенка отмечаются в статье?
В статье отмечаются следующие особенности развития речи у ребенка: формирование образа мира, расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков и использование художественных средств детской литературы.
Какие лексические средства рефлексии событий детства присутствуют в рассказе Маленький герой?
В рассказе Маленький герой можно найти следующие лексические средства рефлексии событий детства: слова, отражающие эмоциональный окрас воспоминаний (радость, страх, счастье), слова, связанные с играми и игрушками (кукла, мяч), а также слова, описывающие места и обстановку (двор, улица).