Фрустрация личности: сущность, причины и возможность исследования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 22 22 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 06.06.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРУСТРАЦИИ ЛИЧНОСТИ 4
1.1. Историческая ретроспектива исследования фрустрации личности 4
1.2. Сущность и причины фрустрации личности 8
ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 1 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФРУСТРАЦИИ ЛИЧНОСТИ 14
2.1. Обзор методик исследования фрустрации личности 14
2.2. Программы исследования фрустрации личности 14
ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 2 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14


Фрагмент для ознакомления

В программе экспериментального исследования сначала формулируется цельисследования: Теоретически изучить и экспериментально проверить фрустрацию личности, раскрыть ее сущность, причины и возможность исследования.Настоящее исследование проводится в три этапа:1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение профилирующей литературы, подбор методик для проведения констатирующего и формирующего эксперимента. На этом этапе были подобраны методики с учетом темы исследования;2. Основной этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов исследования. Разработка и реализация психолого-педагогической программы коррекциифрустрации личности. Проведение формирующего эксперимента. 3. Обобщающий: Анализ формирующего эксперимента. Формулировка описания обработанных результатов. Полученные результаты должны быть обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы. Проведение анализ и обобщение результатов исследования,формулировака выводов, проверка гипотезы.Дляисследованияиспользоватьследующиеметодыиметодики:теоретические - анализ, систематизация, обобщение, схематизация.Эмпирические - констатирующийиформирующийэксперименты,тестирование,анализдокументации,беседа. Аналитические - методматематической обработки, к примеруТ-критерийВилкоксона.Методики исследования: Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Методика диагностики социальной фрустрированности Л. И. Вассермана.Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной, взрослый вариант.Фрустрационный вербальный тест (ФВТ) Собчик.Таким образом, в программе экспериментального исследования обязательно формулируется цель, этапы исследования, проводится констатирующий и формирующий эксперименты, последний включает в себя разработку коррекционных мероприятий с целью стабилизации уровня фрустрации личности, методы и методики исследования описываются более подробно и содержат расширенный инструментарий. Так же описывается база исследования.Опытно – психологическое исследованиекак правило начинается с описания диагностикитемы исследованияи как она может быть реализована при использовании методов стандартизированного наблюдения, беседы, интервью, психодиагностических методик.Цель исследования: экспериментально провести опытно – психологическое исследование по формирования основ сопротивления и эмоциональной устойчивости фрустрации личности.Гипотеза исследования: предполагаем, чтоуровень развития фрустрации личности понизится, если будутформироваться среда, умения и навыки в развивающей деятельности.Как правило, далее описывается база исследования. Место проведения опытно психологического исследования, и выборка экспериментальной группы, в которой указывается гендерный состав, возраст, социальные и профессиональные направленности испытуемых.Содержание опытно-психологического исследования:Задачи констатирующего эксперимента: - Определитьцели, задачи, условия организации эксперимента;-Выделить критерии и показатели уровня сформированности основ сопротивления фрустрации личности;- Реализоватьдиагностическую часть эксперимента;- Выявить исходный уровень сформированности эмоциональной устойчивости фрустрации у испытуемых.Актуальное исследование проводится в три этапа: 1. Поисково-подготовительныйэтап: На данном этапе проводится анализ литературы по теме исследования, определение цели, задач, гипотезы исследования, подбор методик диагностикисучетомвозрастныххарактеристикитемойисследования. Определяется база исследования;2. Основнойэтап: включает в себя проведение диагностического исследования, проведениеконстатирующегоэкспериментаиобработку результатов. Далеепроводитсядиагностикаиспытуемыхпометодикам: Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Методика диагностики социальной фрустрированности Л. И. Вассермана.Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной, взрослый вариант.Фрустрационный вербальный тест (ФВТ) Собчик.Затемполученныерезультатыобрабатываются, сводятсявобщиетаблицы. Разрабатываетсясистема занятий и мероприятий по коррекции фрустрации личности, которая реализуется в определенный период времени.3. Контрольно–обобщающий: контрольно-обобщающий, включает в себя анализ и обобщение полученных результатов исследования, проверку гипотезы с помощью метода математической статистики, составление методических рекомендаций для психологов по развитию основ эмоциональной устойчивости фрустраций личности.Методыисследования фрустрации личности: Теоретические - анализ, систематизация, обобщение, схематизация.Эмпирические - констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование, анализ документации, интервью, беседа;Аналитические - метод математической обработки U-критерий Манна - Уитни.Таким образом, в программе опытно - психологического исследования обязательно описывается сам ход исследования, формулируется цель, гипотеза, само содержание и этапы исследования, проводится констатирующий и формирующий эксперименты, последний включает в себя разработку коррекционных мероприятий с целью стабилизации уровня фрустрации личности, подробно обсуждаются методы и методики исследования. Так же описывается база исследования.ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 2Данная глава настоящего исследования посвещана методикам эмпирических исследований фрустрации личности.В которй был проведен обзор методик исследования фрустрации личности, нами были рассмотрены такие методики психологической диагностики фрустраций личности как: Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Методика диагностики социальной фрустрированности Л. И. Вассермана. Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной, взрослый вариант. Фрустрационный вербальный тест (ФВТ) Собчик.Программы исследования фрустрации личности могут быть эмпирическими, экспериментальными и опытно – психологическими. Их отличия состоят в выстраивании хода и использовании методом исследования. В программе эмпирического исследования обязательно формулируется цель, задачи, гипотеза, методы и методики исследования. Так же описывается база исследования.В программе экспериментального исследования обязательно формулируется цель, этапы исследования, проводится констатирующий и формирующий эксперименты, последний включает в себя разработку коррекционных мероприятий с целью стабилизации уровня фрустрации личности, методы и методики исследования описываются более подробно и содержат расширенный инструментарий. Так же описывается база исследования.В программе опытно - психологического исследования обязательно описывается сам ход исследования, формулируется цель, гипотеза, само содержание и этапы исследования, проводится констатирующий и формирующий эксперименты, последний включает в себя разработку коррекционных мероприятий с целью стабилизации уровня фрустрации личности, подробно обсуждаются методы и методики исследования. Так же описывается база исследования.ЗАКЛЮЧЕНИЕДля современного человека, особенно живущего в городской среде, фрустрации сталиобыденной, но не приемлемой частью жизни. По своей сути они характеризуется повышенной физической и психической активностью. В связи, с чем вызывает напряжение в организме человека. Накопление такого напряжения и отсутствие механизмов его регулирования или снятия может привести к весьма плачевным результатам, в том числе психосоматическим заболеваниям.В первой главе настоящего исследования были изучены теоретические предпосылки фрустрации личности, которые показали, что фрустрации является некоторым способом ухода от решения проблем, которые связаны с сохранением тождественности и индивидуальности, с ростом уровня притязаний, самооценки, чувства собственной ценности, а также усилением и сохранением контроля над существенным окружением. Историческая ретроспектива исследования фрустрации личностиустановила, что фрустрация в психологических исследованиях рассматривается как расстройство личности, развивающееся как следствие пережитого стресса или накопленных внутриличностных конфликтов. В современной науке сформировались многочисленные подходы к изучению фрустрации, которые, в некоторой степени расходятся в ее сути понимании. Сущность фрустрации личности заключается в трудностях жизни, которые провоцируют неблагоприятные состояния коры головного мозга в области больших полушарий. Фрустрация описывается как состояние личности, которая является реакцией нафрустраторы. То есть на то, что провоцирует человека, на неблагоприятное психическое состояние.Причины фрустрации личности могут быть связаны с конфликтными ситуациями, трудностями и возможными неудачами в жизнедеятельности при определенных условиях. Так же причинами фрустрации может бытьсостояния стресса и тревожности, агрессивности, которые провоцируют возникновение состояния фрустрации.Во второй главе нашего иследования было дано описание методик эмпирических исследований фрустрации личности. Проведен обзор методик исследования фрустрации личности, нами были рассмотрены такие методики психологической диагностики фрустраций личности как: Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Методика диагностики социальной фрустрированности Л. И. Вассермана. Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной, взрослый вариант. Фрустрационный вербальный тест (ФВТ) Собчик.Программы исследования фрустрации личности могут быть эмпирическими, экспериментальными и опытно – психологическими. Их отличия состоят в выстраивании хода и использовании методом исследования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАстапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния фрустрации:/ В.Н.Астапов // Психологический журнал. – 2016. - Т. 13. - № 5. – С.23-29.Баженова В.В. Практические занятия с методическими рекомендациями по дисциплине "Психология школьного возраста" ://учебно-методическое пособие/В. В. Баженова. - Глазов, 2016. - 43 с.Бандура А. Подростковая фрустрация: Изучение влияния воспитания и семейных отношений:/А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2013. - 508 с.Бандура А. Теория социального научения:/Альберт Бандура. - СПб., 2013. - 318 с. Берковиц Л.В. фрустрация: причины, последствия и контроль: Секреты причин насилия, мотивов убийств, гнева, враждебности, ненависти, разрушения, предрасположенности личности к насилию:/Л.В. Беркавиц. – СПб., 2014. - 510 с.Бороздина Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний:/Л.В.Бороздина, Е.А.Залученова//Вопросы психологии. – 2016. - № 1. – С. 104-113.Бэрон Р.А. фрустрации личнсти /Р. Бэрон, Д. – М., 2014. - 411 с. Волков Б.С. Задачи, упражнения по детской психологии:/ Б.С.Волков. - М., 2014. – 156 с.Долгова А.Г. Фрустрации в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция:/А.Г. Долгова. – М., 2015. - 215 с. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба:/И.В.Дубровина. – М., 2014. – 264 с.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности:/О.П.Елисеев. – СПб., 2013. – 560 с.Изард К. Эмоции человека:/К.Изард. – М., 2015. – 387 с.Кочубей Б. Как лечить тревожность:/Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и школа. - 2013. - №8. – С.46-52.Крэйхи Б. Социальная психология фрустрации:/Барбара Крэйхи. - М., 2003. - 333 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека:/И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М., 2014. – 464 с.Кэррол Э.Психология эмоций:/Э.И.Кэррол. – СПб., 2013. – 642 с.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги:/Н.Д.Левитов // Вопросы психологии. - 2016. - №1. – С.49-57.Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг:/Г.И. Марасанов. – М., 2013. – 208 с. Механизмы человеческой агрессии://Сборник научных трудов. - М., 2013. - 168 с.Немов Р.С. Психология /Р.С.Немов. - М., 2013. – 562 с.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология:/Л.Ф.Обухова. – М., 2016. – 314 с.озрастная и педагогическая психология:/Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. – М., 2015. – 285 с.Практическая психология:/Под ред. Т.Д. Марцинковской. – СПб., 2013. – 387 с.Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности:/А.Н.Прихожан//Психологическая наука и образование. - 2013. - №2. – С. 11-17.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:/Е.И.Рогов. – М., 2016. – 412 с.Степанов В.Г. Психология трудных школьников://учебное пособие для студентов вузов/В. Г. Степанов. - М., 2015. - 553 с.Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии:/Д.И.Фельдштей. – М., 2015. – 402 с.Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы:/З.Фрейд. – СПб., 2014. – 386 с.Фурманов И.А. Фрустрациия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция:/И. А. Фурманов. – СПб., 2014. - 479 с.http://elib.gnpbu.ru/text/krutetskiy_osnovy-pedagogicheskoy-psihologii_2017/Хьелл Л. Теория личности:/Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб., 2014. – 607 с.Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности://учебное пособие. – Саратов, 2015. – 186 с. Экман П. Психология эмоций:/Пол Экман. – М., 2013. - 239 с.Соломин В.П. Психологическая безопасность: учебное пособие [Электронный ресурс]/ В.П. Соломин, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова, О.В. Шатровой. – М.: Дрофа. Серия: Высшее педагогическое образование, 2008. (http://www.litres.ru/valeriy-solomin/leonid-mihaylov/oleg-shatrovoy/tatyana-malikova/psihologicheskaya-bezopasnost-uchebnoe-posobie/) (дата обращения 08.05.2017).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния фрустрации:/ В.Н.Астапов // Психологический журнал. – 2016. - Т. 13. - № 5. – С.23-29.
2. Баженова В.В. Практические занятия с методическими рекомендациями по дисциплине "Психология школьного возраста" ://учебно-методическое пособие/В. В. Баженова. - Глазов, 2016. - 43 с.
3. Бандура А. Подростковая фрустрация: Изучение влияния воспитания и семейных отношений:/А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2013. - 508 с.
4. Бандура А. Теория социального научения:/Альберт Бандура. - СПб., 2013. - 318 с.
5. Берковиц Л.В. фрустрация: причины, последствия и контроль: Секреты причин насилия, мотивов убийств, гнева, враждебности, ненависти, разрушения, предрасположенности личности к насилию:/Л.В. Беркавиц. – СПб., 2014. - 510 с.
6. Бороздина Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний:/Л.В.Бороздина, Е.А.Залученова//Вопросы психологии. – 2016. - № 1. – С. 104-113.
7. Бэрон Р.А. фрустрации личнсти /Р. Бэрон, Д. – М., 2014. - 411 с.
8. Волков Б.С. Задачи, упражнения по детской психологии:/ Б.С.Волков. - М., 2014. – 156 с.
9. Долгова А.Г. Фрустрации в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция:/А.Г. Долгова. – М., 2015. - 215 с.
10. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба:/И.В.Дубровина. – М., 2014. – 264 с.
11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности:/О.П.Елисеев. – СПб., 2013. – 560 с.
12. Изард К. Эмоции человека:/К.Изард. – М., 2015. – 387 с.
13. Кочубей Б. Как лечить тревожность:/Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и школа. - 2013. - №8. – С.46-52.
14. Крэйхи Б. Социальная психология фрустрации:/Барбара Крэйхи. - М., 2003. - 333 с.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека:/И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М., 2014. – 464 с.
16. Кэррол Э. Психология эмоций:/Э.И.Кэррол. – СПб., 2013. – 642 с.
17. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги:/Н.Д.Левитов // Вопросы психологии. - 2016. - №1. – С.49-57.
18. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг:/Г.И. Марасанов. – М., 2013. – 208 с.
19. Механизмы человеческой агрессии://Сборник научных трудов. - М., 2013. - 168 с.
20. Немов Р.С. Психология /Р.С.Немов. - М., 2013. – 562 с.
21. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология:/Л.Ф.Обухова. – М., 2016. – 314 с.
22. озрастная и педагогическая психология:/Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. – М., 2015. – 285 с.
23. Практическая психология:/Под ред. Т.Д. Марцинковской. – СПб., 2013. – 387 с.
24. Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности:/А.Н.Прихожан//Психологическая наука и образование. - 2013. - №2. – С. 11-17.
25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:/Е.И.Рогов. – М., 2016. – 412 с.
26. Степанов В.Г. Психология трудных школьников://учебное пособие для студентов вузов/В. Г. Степанов. - М., 2015. - 553 с.
27. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии:/Д.И.Фельдштей. – М., 2015. – 402 с.
28. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы:/З.Фрейд. – СПб., 2014. – 386 с.
29. Фурманов И.А. Фрустрациия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция:/И. А. Фурманов. – СПб., 2014. - 479 с. http://elib.gnpbu.ru/text/krutetskiy_osnovy-pedagogicheskoy-psihologii_2017/
30. Хьелл Л. Теория личности:/Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб., 2014. – 607 с.
31. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности://учебное пособие. – Саратов, 2015. – 186 с.
32. Экман П. Психология эмоций:/Пол Экман. – М., 2013. - 239 с.
33. Соломин В.П. Психологическая безопасность: учебное пособие [Электронный ресурс]/ В.П. Соломин, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова, О.В. Шатровой. – М.: Дрофа. Серия: Высшее педагогическое образование, 2008. (http://www.litres.ru/valeriy-solomin/leonid-mihaylov/oleg-shatrovoy/tatyana-malikova/psihologicheskaya-bezopasnost-uchebnoe-posobie/) (дата обращения 08.05.2017).

Вопрос-ответ:

Что такое фрустрация личности?

Фрустрация личности - это психологическое состояние, возникающее в результате неудовлетворения важных потребностей и желаний человека. Оно может проявляться как разочарование, беспокойство, недовольство собой или окружающими условиями.

Какие могут быть причины фрустрации личности?

Причины фрустрации личности могут быть разнообразными. Это может быть несоответствие между ожиданиями и реальными возможностями, конфликтные ситуации, недостаток ресурсов или поддержки, а также внешние обстоятельства, которые мешают достижению целей.

Как исследуется фрустрация личности?

Фрустрация личности исследуется с помощью различных методик, включающих анкетирование, наблюдение, эксперименты и интервью. Ученые также изучают физиологические показатели и реакции организма на фрустрацию.

Какова историческая ретроспектива исследования фрустрации личности?

Исследование фрустрации личности имеет долгую историю. В начале XX века психологи исследовали ее взаимосвязь с отклонениями в поведении. Дальнейшие исследования расширили понимание фрустрации на области личности и самовыражения.

Какие программы существуют для исследования фрустрации личности?

Существует несколько программ исследования фрустрации личности, включая наблюдение в контролируемых условиях, проведение экспериментов с использованием стимулов и измерение влияния фрустрации на психологические и физиологические показатели.

Что такое фрустрация личности?

Фрустрация личности - это состояние, когда у человека возникает чувство разочарования и недовольства из-за несостоявшегося или ограниченного достижения его личных целей, потребностей или желаний.

Каковы причины фрустрации личности?

Причины фрустрации личности могут быть различными. Это может быть неудовлетворение основных потребностей, как физических (например, голод или жажда), так и психологических (например, признание или любовь). Также фрустрация может возникать из-за несоответствия ожиданий и реальности, ограничений в поведении или невозможности достичь поставленных целей.

Как исторически развивалось исследование фрустрации личности?

Исследование фрустрации личности имеет долгую историю. Оно началось с работ Фрейда, который сформулировал концепцию фрустрации и связанных с ней понятий, таких как комплекс неполноценности. Затем развитие данной темы получило в работах других психологов, таких как Доллард и Миллер, которые предложили теорию агрессии и исследовали ее связь с фрустрацией.

Какие методики используются для изучения фрустрации личности?

Для изучения фрустрации личности используются различные методики. Некоторые из них включают проведение экспериментов, наблюдение за поведением испытуемых в различных ситуациях, анкетирование и применение психологических тестов. Эти методики позволяют выявить связь между фрустрацией и различными аспектами личности, такими как агрессия, мотивация или эмоциональное состояние.

Что включает в себя программа эксперимента по исследованию фрустрации личности?

Программа эксперимента по исследованию фрустрации личности, как правило, включает в себя несколько этапов. На первом этапе проводится подготовка и выбор участников эксперимента. Затем проводятся сами эксперименты, которые могут включать различные задания, ситуации или стимулы, которые могут вызвать фрустрацию. После этого проводится анализ полученных данных и сформулировываются выводы, связанные с исследуемой проблемой фрустрации личности.

Какие предпосылки исследования фрустрации личности были в исторической ретроспективе?

В исторической ретроспективе предпосылки исследования фрустрации личности включают рассмотрение роли общественных и экономических условий, а также психологических факторов в возникновении фрустрации. Исследователи обращали внимание на влияние конкуренции, стремления к достижению целей, препятствия в достижении успеха и другие факторы, которые могут вызвать фрустрацию у личности.