Теоретические основы проблемы изучения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. (5-7 лет)
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 08.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования звукопроизношения у детей со стертой дизартрией 6
1.1. Лингвистические, психологические и психофизиологические подходы к изучению звукопроизношения у детей 6
1.2. Развитие звуковосприятия и звукопроизношения в онтогенезе 10
1.3. Современное состояние проблемы изучения фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартирией 13
Глава 2. Исследование звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией 20
2.1. Цель, задачи и методы организации исследования 20
2.2. Методики исследования 24
Заключение 32
Список литературы 34
Г.В. Чиркиной [40].Теоретико-методологические основы исследования позволили определить направления методики констатирующего исследования, направленной на выявление особенностей звуковой стороны речи детей 6-го года жизни:- узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);- различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);- запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: ма-ме-му, с изменением согласной: ка-ва-та, па-ба-па); запоминание звуковых рядов [40].Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематической дифференциации. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития звуковой стороны речии эффективности коррекционного воздействия.I. Запоминание слоговых рядов.А) Запоминание слогов с изменением согласнойПроцедура: Логопед называет цепочка слогов с оппозиционными звуками, а испытуемый должен повторить их. Инструкция: «Слушай, пожалуйста, внимательно и повторяй за мной слоги!»Серии слогов, с фонетически близкими звуками. Серии из двух слогов:ба– папа – бага – кака – гаво–фофо–вота – дада – таза – саса – заса – шаша – саса – цаца – сажу – шушу – жуза – жажа – заша – жажа –шача – тятя – чаща – чача – щаСерии из трех слогов:да–та–даба–па–бага–ка–гата–да–тапа–ба–пака–га–каса–ша–саза–са–заца–са–цаша–са–шаса–за–саса–ца–сажа–ша–жача–тя–чаща–ча–щаша–жа–шатя–ча–тяча–ща–чара–ла–рала–ра–лава–фа–ваКритерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.Б) Запоминание слогов с изменением гласнойПроцедура: Логопед называет цепочка слогов с оппозиционными звуками, а испытуемый должен повторить их. Инструкция: «Слушай, пожалуйста, внимательно и повторяй за мной слоги!»да–до–дуда–ди–дуга–ги–годи–де–дяпо–па–пука–ку–косу–са–соза–зо–зуца–цу–цоси–се–сязи–за–зюки–кя–кижа–жу–жоти–тя–теща–шу–щота-тю-тета–то–туча–че–чира–ру–рола–ля–лува–ву–виКритерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.В) запоминание звуковых рядовПроцедура: Логопед повторяет группу гласных звуков — [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].Инструкция:«Слушай внимательно. Запомни, потом повтори»:ао, уа, аи, ио,аиу, иао, уао, оиы,аоуи, иоуа, иыоу, аоыу,дадуе, пипоа, лилуи, рямиуКритерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.II. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах.А) Различение отдельных звуков среди звуков (на примере свистящих).Процедура: Логопед произносит ряд звуков, ребенок должен обозначить определенный звук.Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди других речевых звуков. [ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ];[щ]: [ш, с', щ, ч, ц, щ];[ц]: [т, с', ц, т', ш, ц];[ч]: [ч, ш, т', ч, с', ч];[с]: [с, с', ж, ц, с, ч].Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.Б) Различение отдельных звуков среди слогов (на примере свистящих).Процедура: Логопед произносит ряд слогов, ребенок должен обозначить определенный звук.Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди слогов.[ш]: ша, са, зи, ца, шо, шу,за;[щ]: ще, те, се, зи, шо, ше, ща;[ц]: та, ца, ся, цо, ша, цу, сю;[ч]: тя, ча, ся, че, ща, чу; [с]: са, за, зи, се, жа, ша, са.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.В) Различение отдельных звуков среди слов (на примере свистящих).Процедура: Логопед произносит слова, ребенок должен обозначить определенный звук.Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди слов.[м]: сом, платок, конфета, мак, голова, морковка, лампа.[н]: утка, кнопка, стол, окно, дача, ноты, батон.[д]: аист, вагон, дача, шкаф, дырка, капуста, задача.[т]: танк, люстра, стакан, стул, ноты, петух, машина.[с]: люстра, дача, стакан, батон, шапка, замок, сом.[ш]: шапка, стена, крыша, крыса, кошка, кнопка.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.III. Узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);А) дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении. Процедура: Логопед называет слова – квазиомонимы, и просит ребенка показать их изображение.Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты покажи мне их изображение!»Речевой материал: слова-квазиомонимы: мишка – мышка; ночка - дочка; Юля – юла; кочка – кошка; парные картинки с изображением слов-квазиомонимов.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – правильно выполнено три пробы;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания;Б) дифференциация звуков смешиваемых в произношении.Процедура: Логопед называет слова – квазиомонимы, и просит ребенка показать их изображение.Инструкция: «Покажи, пожалуйста, где, например, «Марина», а где малина»?»Речевой материал: слова-квазиомонимы: Марина-малина; коза-коса; каска – кашка; цветик – Светик; парные картинки с изображением слов-квазиомонимов. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.В) Различение слов, близких по звуковому составу.Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.Процедура: Логопед показывает картинку и называет, что на ней изображено, затем произносит ряд искаженных вариантов данного слова. Ребенок, ориентируясь на изображение, должен поднять руку в том случае, когда услышит в цепочке слов неправильно названное слово.Инструкция: «Я тебе буду показывать картинки с предметами, и называть их, а ты должен поднять руку в том случае, если я неправильно назову картинку!» Речевой материал: картинки с изображением: батона, сумки, куклы и самолета; цепочки слов: 1 картинка: катон – батон – падон – батон; 2 картина: шумка – чумка – сумка – хумка; 3 картинка – гукла – кукла – рукла - кукла; 4 картинка – самолет – самолет – замолет – шамолет.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Г) Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звук.Процедура: Логопед показывает ребенку картинки, испытуемый должен отобрать те картинки, в названии которых есть заданный звук.Инструкция: «Посмотри на эти картинки, отбери, пожалуйста, те, которые начинаются на звук [л]!»Речевой материал: картинки с изображением – лука, лопаты, попугая, лужи, попугая, робота, ракеты, лампы, лисьей (шубы), столовой.Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к».Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Определение средневзвешенной оценки по каждому ребенку рассчитывалось по формуле: В результаты были выделы следующие уровни:Высокий уровень – 3,5 - 5баллов,Средний уровень – 2,5 – 3,4 балла,Низкий уровень – 1-2,4 балла.ЗаключениеВ настоящее время большую значимость приобретают вопросыготовности дошкольников к обучению, к овладению программой по родномуязыку. Особое значение решение этих вопросов имеет для дошкольников с нарушениямиречи, поскольку одной из актуальных задач коррекционно-логопедического воздействия является формирование предпосылок успешногообучения в школе, предупреждение нарушений письма.Весь дошкольный возраст — это время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным звукопроизношением.В ходе теоретического изучения темы пришли к следующим выводам:На качественное освоение родного языка и дальнейшее успешное обучение оказывает влияние звукопроизношение. Как правило, к концу дошкольного детства у детей звуковая культура речи хорошо сформирована. В силу некоторых причин у некоторых дошкольников звуковая культура речи формируется с опозданием или патологически, оказывая влияние в целом на речевое развитие ребенка. Одной из причин является нарушение речи, обусловленное стёртой дизартрией. При стёртой дизартрии в большей степени нарушены фонематическая дифференциация и звукопроизношение. Хорошо развитая звуковая культура речи является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте и письма.С целью подтверждения теоретических выводов было организовано исследование звуковой культуры речи у дошкольников. В сравнении с дошкольниками с нормальным речевым развитием. В исследовании принимали участие две группы детей дошкольного возраста: контрольная (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная (дети со стёртой дизартрией) группы по 10 человек в каждой.Методика исследования звуковой культуры речи у дошкольников включала традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей. Для нашего исследования использована методика проф. Г.В. Чиркиной.Список литературыАрутюнова Н.Д. Язык // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2007. – 331 с Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи - М., 1977. http://www.studfiles.ru/preview/5188274/Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. – С. 1347 – 1351Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т.. – М., 1982. Т. 3Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб., 2000Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М., 2005. – 141 с Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи //Вопросы языкознания. - 1964. - № 6. - С. 26 – 38Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958. http://www.pedlib.ru/Books/3/0086/3_0086-1.shtmlЖинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 1990. – 239 с Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа. Методические рекомендации. ФГОС. – М., 2016.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С. 213 – 227Исенина Е.И. Степанова О. О роли речедвигательного и слухового анализаторов в формировании речевого слуха у детей. //Фонетика и психология речи. – Иваново, 1981. – Вып. 2. – С.94-106 Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств//Дефектология. 2000. №1. – С. 24 – 26Касевич В.Б. О восприятии речи //Вопросы языкознания. 1974. -№4. - С. 71 – 80Киселёва В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии: автореф. дисс.канд. пед. н. – М., 2001. – 16 с Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2008Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Внутренняя речь и понимание. В двух томах / Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. - М., 1983Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред.А.Н. Леонтьева. - М., 1997. http://www.pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307-184.shtmlЛопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. СПб: ГРГПУ им. А.И.Герцена: Союз, 2004Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М., 2005Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. – М., 2003Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии//Хрестоматия по логопедии/под ред. Волковой Л.С. - М. т. II, 1997. – С. 60 – 101Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 сОсновы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // Под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. – СПб.: Союз, 2005. – 224 с Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. – 186 с Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их коррекции. - М., 2003Соботович Е.Ф. Принципы дифференцированной работы по устранению недостатков фонематического развития у детей с неправильным произношением / /IVнаучн. сессия по дефектологи. – М., 1971. – С. 457 – 456Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. - С. 114 – 155Тумакова Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. - М., 1985Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М., 2002Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., ВЛАДОС, 2000. – 240 с Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи //Дефектология. – 1986. – №5. С. 69 – 75Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М., 2003- с. 5-18Чистович Л.А. Звуковой анализ речи. Изд. 2-е. - М., 1966Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М., 2004Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htmЭльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа у детей дошкольного возраста // Докл. АПН РСФСР - вып.1 – 1957. – С. 107 – 110
1. Арутюнова Н.Д. Язык // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2007. – 331 с
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи - М., 1977. http://www.studfiles.ru/preview/5188274/
4. Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. – С. 1347 – 1351
5. Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т.. – М., 1982. Т. 3
6. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с
7. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб., 2000
8. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М., 2005. – 141 с
9. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996
10. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи //Вопросы языкознания. - 1964. - № 6. - С. 26 – 38
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958. http://www.pedlib.ru/Books/3/0086/3_0086-1.shtml
12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982
13. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 1990. – 239 с
14. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа. Методические рекомендации. ФГОС. – М., 2016.
15. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С. 213 – 227
16. Исенина Е.И. Степанова О. О роли речедвигательного и слухового анализаторов в формировании речевого слуха у детей. //Фонетика и психология речи. – Иваново, 1981. – Вып. 2. – С.94-106
17. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств//Дефектология. 2000. №1. – С. 24 – 26
18. Касевич В.Б. О восприятии речи //Вопросы языкознания. 1974. -№4. - С. 71 – 80
19. Киселёва В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии: автореф. дисс.канд. пед. н. – М., 2001. – 16 с
20. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2008
21. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Внутренняя речь и понимание. В двух томах / Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. - М., 1983
22. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред.А.Н. Леонтьева. - М., 1997. http://www.pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307-184.shtml
23. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. СПб: ГРГПУ им. А.И.Герцена: Союз, 2004
24. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979
25. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М., 2005
26. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. – М., 2003
27. Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии//Хрестоматия по логопедии/под ред. Волковой Л.С. - М. т. II, 1997. – С. 60 – 101
28. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с
29. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // Под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002
30. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. – СПб.: Союз, 2005. – 224 с
31. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. – 186 с
32. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их коррекции. - М., 2003
33. Соботович Е.Ф. Принципы дифференцированной работы по устранению недостатков фонематического развития у детей с неправильным произношением / /IVнаучн. сессия по дефектологи. – М., 1971. – С. 457 – 456
34. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001
35. Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. - С. 114 – 155
36. Тумакова Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. - М., 1985
37. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М., 2002
38. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., ВЛАДОС, 2000. – 240 с
39. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи //Дефектология. – 1986. – №5. С. 69 – 75
40. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М., 2003- с. 5-18
41. Чистович Л.А. Звуковой анализ речи. Изд. 2-е. - М., 1966
42. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М., 2004
43. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с
44. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm
45. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа у детей дошкольного возраста // Докл. АПН РСФСР - вып.1 – 1957. – С. 107 – 110
Вопрос-ответ:
Какие подходы используются при изучении звукопроизношения у детей со стертой дизартрией?
Для изучения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией применяются лингвистические, психологические и психофизиологические подходы. Они позволяют анализировать фонетические особенности речи, определять причины нарушений и разрабатывать методы их коррекции.
Какое значение имеет развитие звуковосприятия и звукопроизношения в онтогенезе?
Развитие звуковосприятия и звукопроизношения в онтогенезе имеет важное значение для речевого развития ребенка. Недостаточная развитость этих навыков может привести к нарушениям звукопроизношения, включая стертую дизартрию. Поэтому раннее и систематическое развитие звуковосприятия и звукопроизношения является основной задачей в работе с детьми.
Каково современное состояние проблемы изучения фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией?
Современное состояние проблемы изучения фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией предполагает более глубокое понимание причин и механизмов таких нарушений. В настоящее время проводятся исследования, направленные на разработку эффективных методик коррекционной работы и ранней диагностики данного расстройства.
Что представляют собой лингвистические, психологические и психофизиологические подходы в изучении звукопроизношения у детей со стертой дизартрией?
Лингвистические подходы позволяют анализировать фонетические особенности речи и определять наличие и характер нарушений звукопроизношения у детей. Психологические подходы позволяют определить психические особенности ребенка, которые могут влиять на его способность правильно произносить звуки. Психофизиологические подходы изучают связь между процессами произношения звуков и активностью нервной системы.
Какие проблемы возникают при изучении звукопроизношения у детей со стертой дизартрией?
При изучении звукопроизношения у детей со стертой дизартрией возникают такие проблемы как осложненность произношения звуков, нарушение фонетико-фонематической системы речи, а также трудности в организации артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков.
Какие подходы используются при изучении звукопроизношения у детей со стертой дизартрией?
При изучении звукопроизношения у детей со стертой дизартрией используются лингвистические, психологические и психофизиологические подходы. Лингвистический подход основан на изучении фонетической системы речи, психологический подход связан с изучением психических процессов, связанных с произношением звуков, а психофизиологический подход направлен на изучение взаимосвязи между физиологическими процессами и произношением звуков.
Как развивается звуковосприятие и звукопроизношение у детей в онтогенезе?
Звуковосприятие и звукопроизношение у детей развивается в онтогенезе постепенно. Вначале дети усваивают звуки речи и начинают их произносить. Затем происходит более глубокое усвоение фонематической системы языка, что позволяет детям правильно произносить все звуки и звукосочетания. Онтогенез развития звукопроизношения у детей заканчивается примерно к 7 годам.
Что известно о современном состоянии проблемы изучения фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией?
Современное состояние проблемы изучения фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией связано с активным исследованием данной темы. Были разработаны различные методики и программы для коррекции звукопроизношения у этих детей. Однако, проблема все еще остается актуальной и требует дальнейших исследований и разработок в этой области.
Какие подходы используются для изучения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией?
В изучении звукопроизношения у детей со стертой дизартрией применяются лингвистические, психологические и психофизиологические подходы. Лингвистический подход позволяет анализировать звуковую структуру речи, выявлять нарушения в произношении звуков. Психологический подход направлен на изучение психических процессов, связанных с звукопроизношением, включая восприятие звуков и продуцирование звуковых моделей. Психофизиологический подход изучает физиологические особенности произношения звуков и связанные с ними биологические механизмы.
Как развивается звуковосприятие и звукопроизношение у детей?
Звуковосприятие и звукопроизношение развиваются в процессе онтогенеза. Сначала дети начинают произносить отдельные звуки, затем они объединяют звуки в слоги, слова и предложения. Важную роль в развитии звуковосприятия и звукопроизношения играет слуховая система, которая позволяет воспринимать и анализировать звуки речи. Постепенно дети улучшают свои навыки произношения звуков, совершенствуя артикуляцию и интонацию.
Какое современное состояние проблемы изучения фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией?
Современное состояние проблемы изучения фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией является актуальным. Изучение этой проблемы позволяет выявить особенности произношения звуков и разработать эффективные методики для их коррекции. Различные исследования показывают, что дети со стертой дизартрией имеют нарушения в произношении определенных звуков и звукосочетаний. Это позволяет разрабатывать специальные программы и тренировки, направленные на улучшение звукопроизношения у таких детей.