Актуальные проблемы реализации права граждан на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 82 82 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 09.06.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА1. Теоретико-методологические основы обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний 10
1.1 Исторический аспект развития института обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний 10
1.2 Правые основы обязательного социального страхования от несчастных случаев и заболеваний в современной России 15
ГЛАВА 2 Субъекты отношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 27
2.1 Правовое положение страхователя и застрахованного лица при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 27
2.2 Правовое положение страховщика при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 33
Глава 3. Проблемы реализации прав граждан по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 44
3.1 Анализ судебной практики по делам о защите прав граждан по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 44
3.2 Перспективы развития правового регулирования защиты прав граждан на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82



Фрагмент для ознакомления

Следует признать, что введение обязательной ответственности учредителей частных компаний по указанному виду долгов является чрезмерно радикальным решением, поскольку это серьезно противоречит самой конструкции юридического лица и может иметь непредсказуемые последствия для экономики страны в целом.Вместе с тем применение в указанной ситуации предусмотренных абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» исключений, при которых возможна ответственность учредителей по долгам юридического лица, является более чем целесообразным. Кроме того, положительно следует оценить инициативу Минэкономразвития России о закреплении в законодательстве права учредителей в случае банкротства добровольно погасить требования кредиторов по текущим платежам по выплате выходных пособий и оплате труда.Что же касается собственника имущества должника — унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, то к вопросу о его ответственности вполне возможен гораздо более строгий подход.Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, которые в силу своей природы наделены повышенной социальной ответственностью перед гражданами государства. Вместе с тем органы власти нередко нарушают права значительной части граждан, используя в своих интересах положения п. 7 ст. 114 ГК РФ, согласно которому собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ.Например, Анисимова Л.В. анализирует случаи, когда «процедура банкротств муниципальных унитарных предприятий используется как средство ухода от ответственности при выполнении денежных обязательств перед кредиторами, перед своими работниками (в том числе бывшими), а также от уплаты обязательных платежей».Следует заметить, что Европейский суд по правам человека при рассмотрении дела «Ершова (Yfershova) против Российской Федерации» фактически сделал вывод о том, что обязательства государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, порождают ответственность государственных органов, которые обязаны обеспечить своевременную и надлежащую выплату задолженности, в частности, по оплате труда их работникам.Возможно, что России следует учесть подобные тенденции и внести в законодательство изменения, соответствии с которыми перед работниками обанкротившихся государственных и муниципальных предприятий субсидиарную ответственность в обязательном порядке будут нести собственники имущества этих предприятий.Таким образом, по мнению автора, с целью обеспечения защиты прав работников на оплату труда при банкротстве работодателя в настоящее время возможно принятие следующих мер:активизация работы над проектом федерального закона №316848-6, совершенствующего существующую очередность удовлетворения требований кредиторов с целью повышения привилегированного статуса работников орга-низаций-банкротов, дополнение его положениями, расширяющими полномочия работников в ходе процедуры банкротства;введение в России обязательного социального страхования на случай утраты заработка вследствие банкротства работодателя с возложением обязанностей страховщика на Фонд социального страхования РФ, либо создание для указанной цели специального гарантийного учреждения (при этом системой страхования (гарантией) должна охватываться не только заработная плата, но и другие виды требований, перечисленные в ст. 12 Конвенции МОТ №173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя»);внесение в законодательство изменений, устанавливающих полную ответственность перед работниками собственника имущества должника — унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по всем видам требований, перечисленных в ст. 12 Конвенции МОТ №173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя»;включение в гл. 21 ТК РФ отдельной статьи, посвященной гарантиям защиты прав работников на оплату труда в случае банкротства работодателя, в которой будут приведены общие положения по данному вопросу, конкретизированы права работников в указанной сфере, определен порядок избрания представителя работников для участия в процедуре банкротства и (или) для отстаивания их прав на получение страховых (гарантийных) выплат, а также систематизированы все основные виды защиты прав работников, применение которых урегулировано в других законодательных актах. Реализация данных мер поможет существенно смягчить неблагоприятные социальные по- следствия, наступающие в результате банкротства организаций, и станет значительным шагом в обеспечении закрепленного в абз. 7 ст. 2 ТК РФ права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.3.2 Перспективы развития правового регулирования защиты прав граждан на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Рассмотренные выше основные проблемы в судебной практике социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не могли не коснуться и самого работодателя.75 лет принцип возмещения вреда строился на индивидуальной ответственности работодателя за ущерб здоровью и жизни работника. Работники, пострадавшие при исполнении трудовых обязанностей, находились в зависимом положении от работодателя, который решал вопросы по возмещению причиненного вреда и его размерах, не каждый работник под страхом потерять работу обращался в суд с жалобой на своего работодателя. Именно Федеральный закон № 125-ФЗ снимает противоречия и споры между работником и работодателем по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении работником трудовых обязанностей. Данным законом изменена система урегулирования правоотношений по возмещению вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, непосредственным причинителем вреда (работодателем) на страховые правоотношения обеспечивающего возмещение вреда пострадавшему.Актуальность темы о перспективах развития правового регулирования защиты прав гражданна обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеванийтребует изучения вопросов в части обеспечения социальных гарантий для населения.Для этого необходимо рассмотреть деятельность фонда социального страхования по реабилитации лиц, пострадавших на производстве.Рассмотрим показатели расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ГУ-РО ФСС РФ по Иркутской области за 20132015 гг., которые представлены в табл. 1.Наибольшая сумма расходов ГУ-РО ФСС РФ по Иркутской области была в 2013г., она составила 22,4 млн. руб.: на выплату ежемесячных страховых выплат в размере 17,7 млн. руб., пособий по временной нетрудоспособности в размере 2,3 млн. руб. и единовременных страховых выплат в сумме 2,4 млн. руб. В 2014 г. суммарный показатель уменьшился на 0,8 млн. руб. и составил 21,6 млн. руб., это свидетельствует о сокращении количества несчастных случаев на производстве, а следовательно, и расходов фонда по ним. В 2015 г. видна та же положительная тенденция по уменьшению расходов, на 2,1 млн. руб.Таблица 1Показатели расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ГУ-РО ФСС РФ по Иркутской области за 2013–2015гг.ПоказателиГодыОтклонение (+/-)2013201420152014г. от 2013г.2015г. от 2014г1. Ежемесячные страховые выплаты17,716,914,82-0,8-2,02.Пособие по временной нетрудоспособности2,32,63,12+0,3+0,53.Единовременные страховые выплаты2,42,11,56-0,3-0,5Итого:22,421,619,5-0,8-2,1Показатели расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ГУ-РО ФСС РФ по Иркутской области за 20112013 гг. рассмотрим на рисунке 4..Рисунок4.Структура расходов по обязательному социальном страхованию от несчастных случаевна производстве и профзаболеваний ГУ-РО ФСС РФ по Иркутской области за 2013-2015 гг.На сегодняшний день страховой тариф зависит от степени профессионального риска, которая определяется путем отнесения вида экономической деятельности к определенному классу профессионального риска. По данным ГУ - РО ФСС РФ по Иркутской области, расходы на мероприятия, связанные с реабилитацией пострадавших, в 2015 г. возросли по сравнению с 2014 г. на 15,2%, или на 12,8 млн. руб., и составили 97,7 млн. руб. Все эти деньги были направлены на медицинскую реабилитацию в профильных медучреждениях; расходы на компенсацию застрахованным за приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода; на оплату лечения застрахованных, получивших тяжелые производственные травмы.Таким образом, необходимо сделать акцент на следующих моментах:-пристальнее относиться к вопросам охраны труда;-установить индивидуальные страховые тарифы, которые будут стимулировать страхователей, поскольку от уровня травматизма будут зависеть страховые тарифы;-проводить дифференциацию страховых тарифов в зависимости от степени вредности условий труда, это будет способствовать введению в действие экономических рычагов управления условиями труда и обеспечения социальной защиты работников.Для того, чтобы ответить на вопрос о перспективах развития обязательного социального страхования проведем анализ действующего и предлагаемого механизмов системы страхованияработников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Действующая в Российской Федерации система социальной защиты работников отпрофессиональных рисков находит свое отражение в деятельности трех внебюджетныхфондов (рис. 4):- Фонде социального страхования – за счетвозмещения вреда вследствие несчастногослучая на производстве или профессионального заболевания;- Пенсионном фонде - за счет назначения досрочной пенсии по старости (по Спискам №1, №2 и «малым спискам») или пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;- Фонде обязательного медицинского страхования - за счет бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи вследствие несчастного случая на производстве с легким исходом.Недостатком действующей системы является то, что все три фонда несут расходы лишь по факту наступления страхового случая, а страховым продуктом является компенсация утраченных заработка и здоровья.Рисунок 5. Схема действующего механизма системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеванийИз представленной схемы видно, что работодатель, уплачивая страховые взносы (Т1 - Т3) в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, страхует своих работников от потери заработка в связи с утратой ими здоровья или достижения возраста, дающего право на назначение досрочной пенсии. При этом лечение, назначение пенсии и выплат в возмещение вреда в связи с утратой профессиональной трудоспособности (Л, П, ВВ) производятся работнику после наступления страхового случая. Осуществляемые государством расходы направлены на восстановление утраченного здоровья работника и обеспечение его имущественных интересов.Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются из обязательных страховых взносов страхователей, установленных по дифференцированным тарифам от фонда заработной платы застрахованных работников, взыскиваемых штрафов и пени, а также капитализированных платежей, поступающих в случае ликвидации страхователей и иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.Действующая тарифная политика базируется на принципе дифференциации риска по видам экономической деятельности и «солидарной ответственности» страхователей внутри вида экономической деятельности. При этом сначала осуществляется отнесение вида экономической деятельности к классу профессионального риска, а затем и организаций - страхователей - к этим классам.Таким образом, класс профессионального риска характеризует уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на страховое обеспечение, сложившихся в том или ином виде экономической деятельности.Страховые тарифы устанавливаются ежегодно и их диапазон составляет от 0,2% - по 1 классу до 8,5% - по 32 классу. Средний размер страхового тарифа составляет 0,52%.К наивысшему 32 классу относятся страхователи, осуществляющие виды деятельности, связанные с наибольшим риском получения производственной травмы либо профессионального заболевания, такие как добычей каменного и бурого угля, руд цветных металлов.По итогам 2015 года фактические расходы по страховому обеспечению пострадавших для видов экономической деятельности, отнесенных к 32 классу, составили свыше 20% от общей суммы расходов, а фактический размер страхового тарифа должен составить порядка 32%. Однако, солидарное распределение расходов, сложившихся по 32 классу, на остальные классы профессионального риска, позволило сохранить страховой тариф для видов экономической деятельности, отнесенных к этому классу, на 2012 год в размере 8,5%.Следует отметить, что на практике выявлен ряд недостатков, основным из которых является выбранный способ определения интегрального показателя для установления класса риска по виду экономической деятельности - пропорционально фактическим расходам по страховым случаям, произошедшим в рамках данного вида деятельности, отнесенным к начисленной оплате труда работников, занятых этой деятельностью.Подобный способ расчета напрямую не увязан с системой управления профессиональными рисками и динамикой состояния условий и охраны труда на предприятии. Особенно это проявилось в период экономического кризиса.Так, в случае сокращения численности работников, занятых определенной деятельностью, расчетный интегральный показатель возрастает, в случае роста оплаты труда - падает, независимо от того, что потенциальный риск травматизма и заболеваемости не меняется. В случае изменения основного вида деятельности, например, сдача имущества в аренду вместо производственной, у отдельных организаций зачастую фактическое число несчастных случаев не снижается, а тариф должен быть установлен минимальным. В целом в пределах одного вида деятельности встречаются существенные различия в уровне травматизма в организациях, применяющих и не применяющих меры по улучшению условий и охране труда.Существовавший до 2012 года механизм установления скидок и надбавок не учитывал в полной мере состояние условий труда на предприятии и соблюдение работодателем законодательства по охране труда.С целью повышения эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработки мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда с 2012 года внесены изменения в методику расчета скидок и надбавок к страховому тарифу за счет показателей результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и результатов проведенных обязательных периодических медицинских осмотрах работников. При этом следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством аттестацию рабочих мест по условиям труда обязаны провести все страхователи, а проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров распространяется только на работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторамиКоэффициент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (с 2014 года - специальной оценки условий труда) у страхователя рассчитывается как отношение разницы числа рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (специальная оценка условий труда) и числа рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным классам условий труда по результатам аттестации (специальной оценки условий труда), к общему количеству рабочих мест страхователя, подлежащих аттестации (специальной оценки условий труда).Таким образом, чем больше у страхователя будет рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда, тем будет выше размер установленной ему скидки или ниже размер надбавки к страховому тарифу, что позволит оценивать работу страхователей по созданию здоровых и безопасных условий труда.Введение в формулу дополнительных коэффициентов q1 и q2, влияющих в конечном итоге на размер страхового тарифа, призвано стимулировать страхователя к своевременному проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) с целью выявления неблагоприятных производственных факторов и проведения периодических медицинских осмотров работников с целью выявления профессиональных заболеваний на ранних стадиях.Размер скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года.Представленный механизм действующей системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний наглядно отображает два основных недостатка:страховым продуктом является не сохранение здоровья работника, а компенсация в связи со страховым случаем в виде денежных выплат и оплаты за оказанное лечение;осуществление выплат по одному основанию из нескольких источников.Предлагаемый механизм страхования в подсистеме социальной защиты работниковтрансформируется из действующего механизма страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в механизм страхования профессиональных рисков. При этом меняется состав субъектов страхования за счет сокращения количества страховщиков (по одному страховому случаю), перераспределяются функции и связи между субъектами страхования (в частности, по профилактическим мероприятиям)(рисунок 6).Рисунок 6. Схема предлагаемого механизма страхования профессиональных рисковПреимуществом нового механизма страхования в подсистеме социальной защиты работников будет являться появление нового страхового продукта - сохранение здоровья работающих граждан за счет профилактики страховых случаев и осуществления комплексной реабилитации.Представленная схема отображает механизм взаимодействия субъектов страхования профессиональных рисков: работодатель уплачивает страховщику страховые взносы, за счет которых осуществляются профилактические мероприятия застрахованным и возмещение вреда при наступлении страхового случая.При этом страховой тариф складывается из среднего (базового) страхового тарифа, обеспечивающего исполнение обязательств по страхованию, существующих в настоящее время, и дополнительных коэффициентов к базовому тарифу, учитывающих условия труда на предприятии, а также количество и возраст застрахованных, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.Переход к установлению страховых тарифов на основе индивидуального уровня профессионального риска у каждого конкретного работодателя должен стимулировать работодателей к улучшению условий труда, что, в свою очередь, предполагает снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.В настоящее время осуществление досрочных пенсий за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами не входит в систему страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Вместе с тем, учитывая предполагаемую интеграцию указанных пенсий в систему страхования профессиональных рисков, при расчете экономической эффективности представляется целесообразным рассматривать производимые расходы на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда как часть расходов государственной системы социальной защиты работников параллельно с расходами на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Предлагаемый механизм страхования профессиональных рисков позволит существенным образом снизить затраты государства на выплаты застрахованным по факту страхового случая, увеличив при этом социальный эффект, который выражается в сохранении жизни и здоровья работающих граждан за счет сокращения численности профессиональных заболеваний и проведения комплексной реабилитации пострадавших на производстве.Например, в республике Башкортостан, ситуация с обязательным социальным страхованием обстоит следующим образом. Ежегодно активное участие в программе финансирования превентивных мероприятий принимают страхователи бюджетной сферы. В 2015 г. 709 страхователей, а это почти 50% от общего количества страхователей, получивших разрешение на финансирование, направили на мероприятия по охране труда 13,2 млн рублей, в т.ч. на приобретение средств индивидуальной защиты – 5,7 млн, на специальную оценку условий труда – 4,4 млн, на проведение обязательных периодических медицинских осмотров – 1,7 млн рублей. Региональным отделением активно проводилась адресная работа со страхователями по включению в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий по проведению специальной оценки условий труда. В результате, по сравнению с 2014 г., более чем в 1,5 раза возросло количество страхователей, обратившихся в Фонд за выделением средств на проведение специальной оценки условий труда. Разрешение на использование средств в общей сумме 20 млн рублей получили 275 страхователей; проведена оценка условий труда 26,5 тыс. рабочих мест. Объем средств, которые Региональное отделение Фонда направляет на указанные цели, ежегодно увеличивается. Кроме того, на протяжении ряда лет Республика Башкортостан удерживает лидирующую позицию среди субъектов Приволжского федерального округа по объему средств, направленных на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний. В 2016 г. на указанные цели будет направлено более 250 млн рублей. Еще один механизм, который представляет собой поощрение предприятий за организацию охраны труда лучше, чем в среднем по отрасли, – это установление скидки/надбавки к страховому тарифу.Размер скидки и надбавки рассчитывается в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расчет производится по итогам деятельности страхователя за 3 года, предшествующих текущему году. Если на предприятии в предшествующем году произошел несчастный случай со смертельным исходом, скидка не устанавливается. В республике на 2015 г. надбавка установлена 297 страхователям, ее размер составил 17,8 млн рублей, скидку к страховому тарифу получил 41 страхователь на сумму 25,9 млн рублей. На 2016 г. надбавки к страховому тарифу установлены 284 страхователям, скидки – 37 страхователям. В рамках новой концепции развития системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд социального страхования Российской Федерации создает специализированную службу реабилитационного менеджмента, координирующую процесс адресной реабилитации пострадавших на производстве. В целях возвращения к трудовой деятельности лиц, получивших повреждение здоровья на производстве, предполагается: - проведение ранней реабилитации пострадавшего с момента наступления страхового случая до рационального трудоустройства в сопровождении реабилитационного менеджера; - составление специальных индивидуальных реабилитационных программ пострадавшим на производстве, предусматривающих непрерывность процесса до восстановления профессиональной трудоспособности; - проведение реабилитационных мероприятий на базе специализированных медицинских учреждений, в том числе Центров реабилитации Фонда. В 2016 г. каждый застрахованный, получивший в результате несчастного случая на производстве тяжелую травму, будет сопровождаться реабилитационным менеджером на всех этапах реабилитации до трудоустройства в соответствии с медицинским заключением. Планируется также создание службы страховых экспертов, готовых принимать участие в работе комитетов (комиссий) по вопросам охраны труда на предприятиях с вредными и (или) опасными условиями труда, где имеются застрахованные с выявленными начальными признаками профессиональных заболеваний. Все эти меры позволят снизить уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний.Анализ законодательных, нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и болезней, а такжепрактика их реализации подтверждают, что толькообязательными формами социального страхованиянельзя обеспечить социальную защищённость всехслоёв населения, в том числе экономически активного. Добровольное социальное страхованиеспособно обеспечить дополнительную защитуграждан и членов их семей от рисков, не охваченных обязательным социальным страхованием,а также осуществить страховое покрытие ущербадополнительно к обязательным видам страхования.На основании вышеизложенного можно сказать,что действующая в России система обязательногосоциального страхования ещё не обеспечивает социально приемлемого уровня защиты застрахованных.Специалисты в данной области предлагают следующие направления модернизации системы: - включение в ТК РФ раздела о правовом регулированииотношений обязательного социального страхования,что обеспечит реальное паритетное участие в процессе социального страхования всех субъектов путёмсогласительных процедур; - повышение ответственности работодателя за невыполнение или ненадлежащее выполнения обязательств по социальномустрахованию работников; стимулирование развитиядобровольных и корпоративных форм социальногострахования; - укрепление финансовой автономностидеятельности государственных внебюджетных фондов на основе законодательно определённых величини пропорций страховых взносов; - законодательноезакрепление участия страховщика во всех процедурах, предшествующих обращению застрахованногоза страховым обеспечением.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроизводственный травматизм и профессиональные заболевания остается одной из острых социальных проблем. Ежегодно около шести тысяч работников уходят из жизни из-за травм на производстве, а десятки тысяч становятся инвалидами. Неблагоприятные условия труда стали причиной развития у трудящихся профессиональных заболеваний.В данной дипломной работе были выполнены следующие задачи:Исследование исторических аспектов развития института обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;Рассмотрение правовых основ обязательного социального страхования от несчастных случаев и заболеваний в современной России. Проанализировать права и обязанности страховщика и страхователя;Выявить проблемы реализации прав граждан по обязательному социальномустрахованию от несчастных случаев и болезней;Выделить перспективы развития правового регулирования данного вида страхования и внести предложения по улучшению действующего законодательства.Как оказалось, российская система обязательного социального страхования не лишена ряда существенных недостатков и нерешенных проблем.Основные проблемы заключаются в следующем:1. Несоблюдение страховых принципов в системе обязательного социального страхования.Наличие данной проблемы связано с неполным охватом обязательным социальным страхованием социальных рисков (исключение из сферы обязательного социального страхования риска безработицы), наличием ряда выплат нестрахового характера (базовая часть трудовой пенсии; затраты на содержание спортшкол), заменой страховых взносов единым социальным налогом, отсутствием солидарной ответственности в медицинском страховании (низкий уровень сбора страховых взносов за неработающее население, так как местные органы исполнительной власти одновременно создают ТФОМС, контролируют его работу и являются плательщиками страховых взносов за неработающее население территории), упразднением материального участия работающих граждан в формировании средств системы обязательного социального страхования.2. Дефицит финансовых ресурсов в системе обязательного социального страхования.Вторая проблема является следствием ухудшения демографической ситуации в России, заменой обязательных страховых взносов единым социальным налогом и снижением его ставки без соответствующего повышения налогооблагаемой базы.3. Низкий уровень социальных гарантий.Причины третьей проблемы заключаются в том, что российская система обязательного социального страхования формировалась и функционирует в условиях несовершенства законодательной базы и чрезвычайно заниженного уровня оплаты труда.Так же в дипломной работе была предложена схема механизма системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая позволяет снизить затраты государства на выплаты застрахованным по факту страхового случая, увеличив при этом социальный эффект, который выражается в сохранении жизни и здоровья работающих граждан за счет сокращения численности профессиональных заболеваний и проведения комплексной реабилитации пострадавших на производстве.Таким образом, на современном этапе своего развития система обязательного социального страхования России действует неэффективно, не позволяя: соблюдать страховые принципы, привлечь достаточные финансовые ресурсы, обеспечить достойный уровень социальных гарантий и предотвратить значительное расслоение населения. Для улучшения качества жизни наших граждан и обеспечения устойчивых и высоких темпов экономического роста, являющихся важнейшими приоритетами Правительства Российской Федерации, необходимо дальнейшее реформирование системы обязательного социального страхования, направленное на совершенствование ее организационной структуры и финансового механизма, а также повышение уровня защищенности населения от социальных рисков.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».Федеральный закон от 02.12.2013 № 323-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».Авдеева, А.М., Актуальные проблемы применения законодательства по вопросам возмещения вреда жизни и здоровью граждан при исполнении трудовых обязанностей/Агапцов С.А., Пудов А.Н. Анализ проблем формирования новой системы социальной защиты работников //Государственный аудит. Право. Экономика. – 2015. - №2. - С.130-138.Афонин А., Шилобод М. Право на социальноеблагополучие // Учительская газета. 2004, 21 июня.Бандурин В.В., Пудов А.Н. Анализ модели социально-страховых отношений в системе социальной защитыработников отраслей промышленности // Вестник АКСОР. – 2016. - №2. - С.44-49. Барановский, И.Г. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: сборник официальных материалов/ И.Г. Барановский. – М.: ООО “Редакция издания “Социальное страхование”, 2008. – С.6Бейлихис Г.А. Очерки истории охраны труда издоровья, рабочих в СССР. М., 1971. 191 с.Донцов С.Е., Глянцев В.В. Возмещение вреда посоветскому законодательству. М., 1990. 272 с. Дубровский, В.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (постатейный, с приложениями) [Текст]/ Под общ.ред. В.Н. Дубровского. – М., Библиотека журнала «Вестник государственного социального страхования», 2003. – С.282. Ефимов С.Л. Русский страховой рынок: исторический опыт // Финансы СССР. 1991. № 9. С.54-59.Иванов, Л.М. Страховой закон 1912 года и его практическое применение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/library/ , свободный. – (дата обращения 06.05.2017).Карауш С.А., Герасимова О.О. История охранытруда в России. Томск, 2005. 123 с.Логинова Е.А. Очерки по истории борьбы стравматизмом в СССР. М., 1958. 180 с.Маркушина И. Ю. Деятельность Фонда социального страхования Российской Федерациипо социальной защите работников от профессиональных рисков // Вестник государственного социального страхования. – 2004. № 11.Пабст, Б., Рикке, В. Системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Российский опыт сквозь призму зарубежного [Текст]/ Б. Пабст, В. Рикке.//М-во труда и социал. развития РФ; Рос. Фонд социал. реформ. – М. : Просвещение, 2003. – С.448. Пудов А.Н. Экономические и методологические основы системы страхования и социальной защиты работников. Монография. – М.: Изд-во «Граница», 2016. – 272 с.Роик В. Д. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России // Вестник государственного социального страхования. — 2002. — № 8. — С. 38-44.Роик В. Д. Утверждение страховых основ социальной защиты населения: необходимость и проблемы // Российский экономический журнал. — 2004. — № 1. — С. 31-35.


1. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
2. Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
3. Федеральный закон от 02.12.2013 № 323-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
4. Авдеева, А.М., Актуальные проблемы применения законодательства по вопросам возмещения вреда жизни и здоровью граждан при исполнении трудовых обязанностей/
5. Агапцов С.А., Пудов А.Н. Анализ проблем формирования новой системы социальной защиты работников //Государственный аудит. Право. Экономика. – 2015. - №2. - С.130-138.
6. Афонин А., Шилобод М. Право на социальноеблагополучие // Учительская газета. 2004, 21 июня.
7. Бандурин В.В., Пудов А.Н. Анализ модели социально-страховых отношений в системе социальной защитыработников отраслей промышленности // Вестник АКСОР. – 2016. - №2. - С.44-49.
8. Барановский, И.Г. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: сборник официальных материалов/ И.Г. Барановский. – М.: ООО “Редакция издания “Социальное страхование”, 2008. – С.6
9. Бейлихис Г.А. Очерки истории охраны труда издоровья, рабочих в СССР. М., 1971. 191 с.
10. Донцов С.Е., Глянцев В.В. Возмещение вреда посоветскому законодательству. М., 1990. 272 с.
11. Дубровский, В.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (постатейный, с приложениями) [Текст]/ Под общ.ред. В.Н. Дубровского. – М., Библиотека журнала «Вестник государственного социального страхования», 2003. – С.282.
12. Ефимов С.Л. Русский страховой рынок: исторический опыт // Финансы СССР. 1991. № 9. С.54-59.
13. Иванов, Л.М. Страховой закон 1912 года и его практическое применение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/library/ , свободный. – (дата обращения 06.05.2017).
14. Карауш С.А., Герасимова О.О. История охранытруда в России. Томск, 2005. 123 с.
15. Логинова Е.А. Очерки по истории борьбы стравматизмом в СССР. М., 1958. 180 с.
16. Маркушина И. Ю. Деятельность Фонда социального страхования Российской Федерациипо социальной защите работников от профессиональных рисков // Вестник государственного социального страхования. – 2004. № 11.
17. Пабст, Б., Рикке, В. Системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Российский опыт сквозь призму зарубежного [Текст]/ Б. Пабст, В. Рикке.//М-во труда и социал. развития РФ; Рос. Фонд социал. реформ. – М. : Просвещение, 2003. – С.448.
18. Пудов А.Н. Экономические и методологические основы системы страхования и социальной защиты работников. Монография. – М.: Изд-во «Граница», 2016. – 272 с.
19. Роик В. Д. Социальная политика: какая мо¬дель распределения доходов нужна России // Вес¬тник государственного социального страхования. — 2002. — № 8. — С. 38-44.
20. Роик В. Д. Утверждение страховых основ социальной защиты населения: необходимость и проблемы // Российский экономический журнал. — 2004. — № 1. — С. 31-35.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы возникают при реализации права граждан на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

При реализации права граждан на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возникают такие проблемы, как: недостаточное осведомление граждан о своих правах и процедурах получения страховых выплат, сложности в определении степени связи заболевания с трудовой деятельностью, низкая компенсационная ставка по социальному страхованию, а также неэффективность контроля за выполнением страховых обязательств работодателями.

Какие исторические аспекты существуют в развитии института обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний?

В развитии института обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний существуют такие исторические аспекты, как: первые законодательные акты, касающиеся социального страхования, создание специализированных страховых организаций, постепенное расширение перечня страхуемых рисков и установление стандартов оказания медицинской помощи пострадавшим.

Какие правовые основы существуют для обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний?

Для обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний существуют следующие правовые основы: Конституция Российской Федерации, законы о социальном страховании, нормативные правовые акты, устанавливающие порядок организации и осуществления страхования, а также международные договоры и соглашения, регулирующие вопросы защиты работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Почему недостаточно информированы граждане о своих правах и процедурах получения страховых выплат?

Граждане недостаточно информированы о своих правах и процедурах получения страховых выплат, потому что часто отсутствует эффективная система информационной поддержки, а также малое внимание со стороны социальных структур и СМИ к данной тематике.

Какие проблемы могут возникнуть при реализации права граждан на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

При реализации права граждан на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний могут возникнуть различные проблемы. Например, недостаточное осведомление граждан о своих правах и процедурах получения страховых выплат, бюрократические сложности при оформлении и рассмотрении страховых дел, недостаточная финансовая поддержка государства для обеспечения полной компенсации ущерба от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Каковы теоретико-методологические основы обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний?

Теоретико-методологические основы обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний включают в себя анализ причин возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, разработку нормативной базы, определение методов и процедур оценки страхового риска, разработку механизмов компенсации ущерба и обеспечения социальной защиты пострадавших. Эти основы помогают обеспечить эффективную реализацию права граждан на обязательное социальное страхование.

Какие исторические аспекты развития института обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний существуют?

Исторический аспект развития института обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний включает постепенное формирование и развитие системы социального страхования в различных странах, изменение подходов к определению страхового риска, усовершенствование методов оценки и контроля за исполнением обязательств социального страхования. Это свидетельствует о постоянной работе над совершенствованием данной области правового регулирования.

Какие проблемы возникают при реализации права граждан на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

При реализации права граждан на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний возникают различные проблемы. Некоторые из них включают ограниченный доступ к страховым программам, несоответствие размера выплат страхового возмещения реальным потребностям пострадавшего, долгое время ожидания выплат, сложности при определении степени тяжести травмы или заболевания и другие.

Какие исторические основы лежат в основе развития института обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний?

Развитие института обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний имеет исторические основы. В начале XX века в различных странах появились первые законы и программы по социальному страхованию, которые были направлены на защиту работников от несчастных случаев на производстве и связанных с профессией заболеваний.

Какие теоретико-методологические основы лежат в основе обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний?

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний имеет теоретико-методологические основы, которые включают анализ рисков и определение необходимых мер по их предотвращению, разработку стандартов охраны труда, определение страховых взносов и программ выплат.

Каковы правовые основы обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний?

Правовые основы обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний включают законы и нормативные акты, которые устанавливают правила и порядок осуществления страхования, определение степени инвалидности или тяжести заболевания, условия выплат страховых возмещений и другие аспекты реализации этого права.