Методические особенности изучения темы
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 58 + 58 источников
- Добавлена 03.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Специфика формирования представлений о безопасности на дорогах в 5-8 классах 7
1.1 Безопасность на дорогах как элемент образовательного процесса по ОБЖ в средней школе 7
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся 5-8 классов 12
1.3 Основные направления преподавания темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах 19
2 Разработка методических рекомендаций и материалов к теме «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах 28
2.1 Изучение опыта работы учителей ОБЖ по теме "Безопасность на дороге" в 5-8 классах 28
2.2 Методические рекомендации к преподаванию темы «Безопасность на дорогах» в 5-8 классах 31
Заключение 37
Список литературы 44
Приложения 49
Например, таблички «Направления движения» (показать) применяется с определенными запрещающими, указывающими и информационно-указательными знаками и устанавливаются непосредственно перед перекрестком для указания направления действия этих знаков.
Каждая группа знаков имеет определенную форму и цвет, что позволяет расшифровать их на значительном расстоянии. (Можно продемонстрировать каждую группу знаков).
Дорожные знаки размещаются так, чтобы обеспечивалась видимость информации, предназначенной для участников дорожного движения, как в светлое, так и в темное время суток, обеспечивалась удобство в эксплуатации и исключалось их непреднамеренное повреждение. При этом знаки не должны быть закрыты от участников дорожного движения любыми препятствиями (зелеными насаждениями, мачтами наружного обращения и т.д.). При установке знаков должна быть обеспечена направленность передаваемой ими информации только тем участникам дорожного движения, для которых она предназначена. Дорожные знаки устанавливаются с правой стороны дороги вне проезжей части и обочине, на тротуаре, разделительной полосе, газоне и т.д., над дорогой. Установки или демонтажа дорожных знаков без согласования с соответствующими подразделениями ППС не допускается.
Передвигаясь по дороге, водители обязательно должны знать дорожные знаки. Одними из основных является запрещающие знаки, которые вводят или отменяют определенные ограничения в движении.
Знак «Движение запрещено» (показать) применяется для запрещения движения всех транспортных средств на отдельных участках дороги, улицы, территории пешеходной зоны и тому подобное.
Знак «Движение механических транспортных средств запрещено» (продемонстрировать) применяется для запрещения движения всех механических транспортных средств.
В обоих случаях действие знака не распространяется на водителей транспортных средств, движущихся по установленным маршрутам, водителей-инвалидов, мотоколясок или автомобиля с опознавательным знаком «Инвалид», водителей транспортных средств, которые обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в этой зоне, а также водителей транспортных средств, обслуживающих предприятия, расположенные в обозначенной зоне.
Знаки «Движение мотоциклов запрещено» и »Движение на мопедах запрещено»(показать) применяются для запрещения движения на мотоциклах и мопедах и велосипедах с подвесным двигателем, что также приравнивается к мопеду. Действие знаков не распространяется на водителей транспортных средств, которые обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в этой зоне, а
Продолжение приложения 2
также водителей транспортных средств, обслуживающих предприятия, расположенных в обозначенной зоне.
Знак «Въезд запрещен» (показать) применяется для запрета въезда всех транспортных средств, кроме тех, которые движутся по установленному маршруту. Зона действия знака - от места установления до ближайшего перекрестка за ним, а где нет перекрестка - до конца населенного пункта.
Знаки «Поворот направо запрещен» и «Поворот налево запрещен»(показать) применяются для запрета отвечает от них поворотов на ближайшем пересечении проезжих частей (кроме транспортных средств, движущихся по установленным маршрутом).
Знак «Разворот запрещен» (показать) запрещает разворот на перекрестках, где этот маневр трудно выполнить или он создает опасность для движения других видов транспортных средств.
Знак «Ограничение максимальной скорости» (продемонстрировать)применяется в случае необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.
Одним из важнейших средств регулирования дорожного движения, в значительной степени влияет на безопасность движения, является дорожная разметка. Ее высокая эффективность объясняется в первую очередь тем, что она постоянно находится в поле зрения водителя, помогает ему правильно выбирать положение транспортного средства на проезжей части многополосовой дороги, способствует лучшему ориентированию в направлении дороги, ограничивает в необходимых местах возможность маневрирования транспортным средством, способствуя тем самым повышению безопасности дорожного движения.
Разметка наносится на проезжую часть дороги или элементы дорожных сооружений специальными разметочными материалами и может быть белого, желтого или черного цветов. К разметке относятся линии, надписи и другие обозначения, которые наносятся на проезжую часть, бордюрные камни, другие элементы дорог и дорожных сооружений. Разметка, нанесенная на проезжей части, используется как дополнение к дорожным знакам и светофорной сигнализации.
Различают две группы разметки: горизонтальную и вертикальную.
(Можно продемонстрировать образцы видов разметки).
Достаточно эффективно способствует безопасности дорожного движения на разных участках дорог дорожное оборудование, вовремя информирует водителей о характере опасности для движения, может возникнуть на пути передвижения участников дорожного движения. Дорожное оборудование должно устанавливаться на всех опасных участках дорог, независимо от категории дороги. К нему относятся:
• ограждения и световое сигнальное оборудование в местах строительства, реконструкции и ремонта дорог;
• предупредительные световые круглые тумбы, устанавливаемые на разделительных полосах или островках безопасности;
• направляющие столбики, предназначенные для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в условиях недостаточной видимости;
• выпуклые зеркала для расширения обзорности водителям транс портных средств, проезжающих перекресток или иное небезопасное место с недостаточной обзорностью;
• дорожные ограждения на мостах, путепроводах, эстакадах, насыпях и других опасных участках дороги;
• пешеходные ограждения в опасных для перехода проезжей части местах.
Продолжение приложения 2
С целью обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов на пересекаемой направлениях в местах пересечения интенсивных транспортных и пешеходных потоков регулирования дорожного движения осуществляется с помощью светофоров. Дорожные светофоры поде изготавливаются на транспортные (7 типов) и пешеходные (2 типов). Кроме того, существуют ют светофоры для регулирования движения на территории предприятий и организаций в местах суженной проезжей части.
Основные сигналы светофора имеют следующие значения:
• зеленый - разрешает движение;
• желтый - запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигнала;
• красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.
Регулировщик - это работник милиции, военной инспекции безопасности дорожного движения, дорожно-эксплуатационной службы, дежурный нажелезнодорожном переезде, паромной переправе. Введение этого термина обусловлено необходимостью очертить круг лиц, имеющих право регулировать дорожное движение. Конечно, в перечне лиц первыми на называемые работники милиции. Выступая в роли регулировщиков, они должны быть в форменной одежде, иметь жезл, а также свисток.
Регулирование дорожного движения регуляторами, как правило, применяется только как временная мера при неисправности светофоров, в местах, где кратковременно образуются интенсивные потоки транспортных средств или пешеходов, или при проведении специальных мероприятий. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков приоритета и являются обязательными для исполнения. Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулирования, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.
Сигналами регулировщика являются положения его корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с красным светоотражателем, которые имеют определенное значение.
Положение корпуса регулировщика имеют значения сигналов, определяющих очередность проезда транспортных средств и перехода пешеходами перекрёсток или иного участка дороги в случае, когда он находится в условном центре пересечения проезжих частей и очередность проезда транспорта и переход пешеходов. Если регулировщик находится не в центре перекрестка, а в другом месте, где его четко видят водители, он может подавать сигналы жестами рук, жезлом или диском с красным светоотражателем, которые указывают воздействие на необходимость занять соответствующую полосу движения и остановиться. Положение его корпуса в этом случае не имеет значения.
Для лучшего восприятия жестов регулировщика, особенно в то мну время суток, он должен иметь одежду с светоотражающими элементами и использовать светящийся жезл.
г) обобщение информации
Правила дорожного движения определяют правила поведения участников дорожного движения на дороге. их можно разделить на основные и второстепенные. Все правила движения равноценны между собой, и несоблюдение любого из них может привести к трагическим последствиям.
Поэтому рассмотрим некоторые вопросы дорожного движения, которые обязательно должен соблюдать водитель, садясь за руль автомобиля, и пешеходы, которые являются также участниками дорожного движения.
Продолжение приложения 2
Прежде всего, перед началом движения, перестроения и любой поправки в направлении движения водитель должен убедиться, что это будет безопасно и не создаст препятствий или опасности другим участникам движения. То есть водитель несет полную ответственность за безопасность дорожного движения от начала и до окончания маневра, начиная движение, перестраиваясь или меняя направление. Под началом движения следует иметь момент, когда транспортное средство трогается с места независимо от направления движения, после длительной или кратковременной стоянки или остановки (в том числе и после остановки на запрещающий сигнал светофора или регулировщика).
Перестроения - это изменение в процессе движения положения транспортных средств в пределах поперечного профиля проезжей части, связана с изменением полосы движения.
Под любым изменением направления движения следует понимать повороты транспортных средств на перекрестках, кроме них и когда транспортное средство съезжает на прилегающую территорию или разворачивается, а и кож любой другой манер, связанный хотя бы с незначительным изменением направления движения (поворот, перестроение, обгон, объезд, разворот). Осуществляя любой маневр, водитель должен учитывать право первоочередности движения относительно других участников дорожного движения, а также подавать сигналы световым указателем поворота соответственно го направления.
В случае отсутствия или неисправности световых указателей поворота сигналы подаются рукой. Подавать сигналы указателем поворотом ту или рукой необходимо заблаговременно до начала маневра и прекращать немедленно после его окончания.
Двигаясь по дороге, водитель вынужден постоянно принимать решения по выбору безопасной скорости движения в конкретных условиях, которая будет зависеть как от внешних, так и от внутренних факторов. Однако следует помнить, что в населенных пунктах движение транспортных средств разрешается со скоростью не более 60 км / ч, в жилых и пешеходных зонах - не более 20 км / ч, за пределами населенного пункта на всех дорогах и на дорогах, проходящих через населенные пункты, - со скоростью, предусмотренной технической характеристикой транспортного средства, его состоянием и состоянием дороги.
Особое внимание нужно обратить на проезд перекрестков, где имеется значительное количество ДТП. В зависимости от характера организации дорожного движения на перекрестках, они делятся на регулируемые и нерегулируемые.
Какие перекрестки называют регулируемые, а какие нерегулируемые? (По вопросу ученикам).
На регулируемом перекрестке водитель должен руководствоваться сигналами светофора или регулировщика, а не знаками приоритета. На нерегулируемых перекрестках, где отсутствуют какие-либо технические средства регулирования дорожного движения, или светофоры работают в режиме мигания сигнала желтого цвета, или нет регулировщика, во действий должен соблюдать порядок движения в соответствии с уста них знаков приоритета.
(По возможности рассмотреть примеры конкретных ситуаций проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков).
VII . Проверка усвоения учащимися знаний и умений
• Что вы понимаете под организацией дорожного движения?
• Когда приняты и введены существующие в РФ Правила дорожного движения?
• С помощью чего осуществляется регулирование дорожного движения?
• Какие группы дорожных знаков вы знаете?
• Какие виды разметки вам известны?
• Для чего дорожное оборудование?
Продолжение приложения 2
• Какие значение имеют основные сигналы светофора?
• Кто может быть регулятором и с помощью чего он мо же регулировать дорожное движение?
• Какие основные правила движения по дороге вы знаете?
VIII . Домашнее задание
Тема: Навыки безопасного поведения на дороге (6 класс).
Цель: углубить знания учащихся о правилах дорожного движения; повторить основные правила пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов, пассажиров, водителей; способствовать развитию мышления, речи, памяти, навыков поведения на дороге; воспитывать уважение к окружающим, внимание, правила вежливости.
Ход воспитательного часа
И. Организационный момент.
Класс предварительно поделен на группы: первая группа - «Пешеходы»; Второй группа - «Велосипедисты»; Третья группа - «Мотоциклисты»; Четвёртая группа - «Пассажиры»; Пятая группа - «Водители».
Каждая группа готовила краткое сообщение о правилах поведения на дороге, сообщает об этом другим, дает ответы на вопросы, которые ставит ей другая группа.
1. Вступительное слово учителя. Мы не можем представить свою жизнь без транспорта, без дорог, светофоров, пешеходных переходов. Расстояния между районами, учреждениями, магазинами такие значительные, что преодолеть их можно только с помощью транспорта.
Итак, транспорт - наш верный друг! Но, забывая о собственной безопасности, пренебрегая правилами дорожного движения, люди могут стать жертвой своей необдуманной поведения. Ведь транспорт может быть не только полезным, но и опасным, если не знаешь правил дорожного движения.
2. Сообщение темы и цели воспитательного часа.
3. Работа над темой и целью воспитательного часа.
Выступление группы «Пешеходов»
1) Переход дороги. Виды переходов
Пешеходы должны переходить проезжую часок улицы по пешеходным переходам. Переходы бывают наземные, подземные, надземные. Наземные - это участок проезжей части.Надземные - это переход над проезжей частью. Подземные - переход под проезжей частью. Если в зоне нет перехода, разрешается переходить дорогу под прямым углом в местах, где дорогу хорошо видно в обе стороны. Если есть светофор, надо руководствоваться его сигналами. Переходя улицу, надо посмотреть налево, а затем, дойдя до середины, - справа.
2) Особенности движения пешеходов в сложных дорожных условиях
Когда туман, осадки, гололед, то возникают сложные дорожные условия. Так, на скользкой или мокрой дороге значительно ухудшается тормозной путь ТС, это может привести к наезда на пешеходов. Кроме того, пешеходов может ослепить свет фар автомобилей. Чтобы избежать травм, необходимо:
переходить только тогда, когда уверен, что транспорт находится на достаточном расстоянии;
нельзя переходить дорогу в местах, где она имеет крутые повороты;
в темное время позаботиться, чтобы выделить себя на проезжей части или обочине (блестящие предметы, предметы белого цвета).
При переходе дороги в условиях недостаточной видимости необходимо оценить дорожную ситуацию слева и справа. И только убедившись в безопасности, переходить дорогу.
Продолжение приложения 2
3) Вопросы для «Пешеходов»
Кто такой пешеход?
Назовите лучших «друзей» пешеходов.
Где живет «зебра»?
Как может представитель ППС наказать пешехода за нарушение правил?
Почему нельзя переходить улицу на желтый сигнал светофора?
Что такое «островок безопасности»? Где он располагается?
Почему нельзя перебегать дорогу перед транспортом, который движется?
С какой стороны тротуара должен ходить пешеход?
Можно читать книгу, когда переходишь улицу? А есть?
Кто должен уступить движением на пешеходном переходе: пешеход или автомобиль?
Как узнать, куда возвращать транспортное средство?
С какой стороны надо обходить автобус?
Если поблизости нет машин, можно переходить улицу на красный свет?
Что надо делать, когда едет машина скорой помощи с сиреной, а свет для пешеходов зеленый?
Почему перекресток является опасным местом?
Как следует вести себя на железнодорожном переезде?
Выступление группы «Велосипедистов»
1) Правила для велосипедистов
Во время езды на велосипеде не стоит слишком сильно держаться за руль, смотреть надо не на колесо, а метров на 5-6 вперед. Двигаться по дороге на велосипеде разрешается лицам, достигшим 14-летнего возраста. Велосипеды должны быть оборудованы звуковым сигналом и светоотражателями. Для движения затемно - включить фонарь (фару). Водители велосипедов, двигаясь группами, должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам движения.
2) Велосипедистам запрещается:
управлять велосипедом с неисправным тормозом;
двигаться по дорогам для автомобилей, если рядом есть велосипедная дорожка;
двигаться по тротуарам и пешеходным дорогам (кроме детей до 7-и лет под присмотром взрослых)
во время движения держаться за другое транспортное средство;
ездить, не держась за руль, снимать ноги с педалей;
буксировать велосипеды;
перевозить пассажиров на велосипеде (за исключением детей до 7-и лет на дополнительном сидении).
3) Вопросы для «велосипедистов».
На каком велосипеде опасно ездить?
Можно ли ездить по дороге без световых средств?
Почему нельзя ездить на велосипеде по тротуарам?
Можно ли ездить на велосипеде в дождь?
Что делать, если на дороге есть вещи, которые мешают движению?
На которой от состоянии друг от друга могут ехать двое велосипедистов?
С какого возраста можно ездить на велосипеде по дорогам?
Почему нельзя ездить без звукового сигнала?
Каким светом должен быть оснащен велосипед?
Можно обгонять на велосипеде другие транспортные средства?
Выступление группы «Мотоциклистов»
1) Общие правила
Продолжение приложения 2
К управлению мотоциклом допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста и имеющие удостоверение на право управления мотоциклом. Лицу, учится управлению мотоциклом, должно исполниться не менее 14-и лет. Перевозить пассажиров на мотоцикле разрешается только в коляске и на заднем сиденье мотоцикла. Запрещается перевозить детей, не достигших 12-ти лет.
2) Правила для «мотоциклистов»
Перед выездом проверить тормоза, звуковую и световую сигнализацию.
Соблюдать правила дорожного движения. Не устраивать гонки на скорость, быть внимательными. Водители мотоциклов, двигаясь группами, должны ехать друг за другом.
При движении затемно необходимо включать фары, следить, чтобы светоотражающие детали были чистыми. Снижать скорость на дороге, травяной песком, льдом или снегом, на спуске, как что непонятное поведение другого водителя. НЕ буксовать других и не ездить же на буксире.
Навсегда забыть слово «проскочить»!
3) Вопросы для «мотоциклистов»
Каким должен быть одежда мотоциклиста?
С какой скоростью он двигаться?
Можно ли обгонять автомобиль?
Кого можно перевозить на мотоцикле?
Какие грузы можно перевозить на мотоцикле?
Как следует вести себя при выезде на дорогу?
Как должны двигаться 2-3 мотоциклисты на дороге?
Выступление группы «Пассажиров»
1) Правила безопасности на остановках общественного транспорта
Ожидать транспорт надо в назначенном месте. Если же его нет, следует ожидать на тротуаре или на обочине. Нельзя стоять спиной к транспорту, приближается. Опасно стоять в первом ряду: когда к остановке подходит транспорт, толпа может вытолкнуть под колеса. Нельзя пытаться войти в транспорт, уже уходит.
После выхода из транспорта не следует спешить сразу переходить на другую сторону улицы, лучше подождать, пока транспорт отъедет.
2) Посада и высадка с ТС
Посадку и высадку пассажирам разрешается осуществлять после остановки транспортного средства. В заднюю дверь автобуса пассажиры заходят, а в передние выходят. Если есть третьи, средние двери в них можно входить и выходить. Если в транспорт заходит инвалид, женщина с маленьким ребенком, летние пассажиры, следует пропусти ты их вперед, помочь войти.Если они выходят, помочь выйти. Входить в транспортное средство можно только в том случае, если он окончательно остановился, и только с той стороны тротуара или обочины проезжей части. В течение темного времени суток следует избегать пустых остановок. Ожидать транспорт лучше в многолюдных местах, на хорошо освещенной остановке.
3) Безопасность салона
В салоне предусмотрено все необходимое. Есть аварийные и запасные выходы, огнетушители, аптечка. Стоя в транспорте, необходимо надежно держаться за поручни или специальные ручки. Это поможет не упасть во время торможения. Стоять в салоне лучше лицом в сторону движения.
В общественном транспорте могут быть воры. Чтобы не стать их жертвой, надо держать на глазах свой портфель или сумку, нужно быть внимательным, особенно при выходе.
4) Поведение в экстремальных ситуациях
Продолжение приложения 2
При автобусной аварии для выхода следует использовать двери, аварийные выходы, вентиляционные люки. Если не открывается дверь, открывать запасные выходы. С уплотнителя окон надо вытянуть резиновый шнур, после этого просто надавить на стекло. Если аварийные выходы не открываются, надо, обернув руку любой тканью, выбить ближайшее стекло. Это можно сделать двумя ногами.
5) Вопросы для «пассажиров»
Какой транспорт называется общественным?
Как вести себя в общественном транспорте?
Как следует вести себя на железнодорожной станции?
Что может произойти, если выглядеть из окон транспорта? Можно выдвигать руку, голову, какие-то вещи?
Выступление группы «Водителей»
1) Особенности посадки и высадки из автомобиля
Посадку и высадку стоит делать не на проезжей части, а в специально отведенных местах или у бордюра дороги.
2) Потенциальная опасность пассажирских мест
Внутри салона автомобиля для пассажира существуют такие факторы, травмирующие:
наличие лишних пассажиров
багаж на заднем сиденье;
вероятность передвижения пассажира в середине салона;
наличие выступлений в середине автомобиля;
незакрепленные предметы.
3) Защитные системы, их назначение
Самым опасным является переднее сиденье рядом с водителем, так перевозки детей до 12-ти лет на этом сиденье строго запрещено.
К защитных систем салона автомобиля относятся:
подголовники;
ремни безопасности (обязательно ремни при движении автомобиля должны быть пристегнуты)
надувные подушки безопасности;
безопасную колыбельку для детей до одного года;
безопасное кресло для детей дошкольного возраста.
4) Вопросы для «водителей»
Какие виды дорожно-транспортных происшествий?
Как действовать в случае столкновения?
Как вести себя, если произошел наезд на пешехода?
Когда водитель не имеет права сидеть за рулем?
Как должен вести себя с пассажирами?
4 . Итог воспитательного часа.
Слово учителя. Жить в большом городе и не знать правил дорожного движения невозможно. Чтобы сохранить жизнь, избежать неприятных ситуаций на дороге, следует знать эти правила и всегда их соблюдать, а иногда даже напоминать о них вашим родным.
Беседа «Общественный транспорт» (7 класс)
Цель: вспомнить об общественном транспорте, обсудить правила посадки и высадки, вспомнить, как правильно переходить дорогу после высадки и об опасностях на остановках
Продолжение приложения 2
Маршрутные транспортные средства - это автобусы, троллейбусы и трамваи, движущиеся по установленным маршрутам и имеют определенные остановки. (Далее - транспорт).
Для посадки и высадки используются остановки - специально оборудованные площадки, которые обозначают соответствующими дорожными знаками. Посадочная площадка может быть выполнена как конструктивный элемент дороги в виде островка, поднимающийся над проезжей частью и ограниченного бортовым камнем, или обозначенного знаками и разметкой. Там, где их нет, ожидать транспорт необходимо на тротуаре или обочине.
Выход на проезжую часть лиц, ожидающих прибытия маршрутных транспортных средств, опасный для них самих, создает препятствия для водителей, вызывая в них напряженность особенно при интенсивном движении в часы пик или при недостаточной освещенности. В таких условиях нахождения нетерпеливых пассажиров на проезжей части необходимо квалифицировать как серьезное нарушение Правил.
Посадка и высадка пассажиров.
Пешеходы, ждут транспорт, должны соблюдать очереди и делать посадку только при полной остановке транспорта. Входить, в салоны автобусов, троллейбусов и трамваев желательно через заднюю дверь, выходить - через переднюю. Не надо стоять или останавливаться в дверях, потому что это мешает своевременной посадке и высадке пассажиров, задерживает график движения транспорта. Запрещается препятствовать закрытию дверей. Нарушение этих правил может привести к несчастным случаям.
В трамвае с тремя дверями посадка может осуществляться через среднюю дверь. Если трамвайная колея находится посреди улицы, то при выходе из трамвая на проезжую часть пассажиры обязаны посмотреть направо и, убедившись в безопасности (все автомобили остановились), идти к тротуару. Так же надо подходить к трамваю, чтобы не попасть под автомобиль, что проходит рядом.
Попытка пассажира выскочить из транспорта во время движения до полной остановки или сесть в него после начала движения всегда опасна из-за возможности падения, травмы, а также попадания под колеса автомобилей, едущих рядом. Недопустимо препятствовать закрытию дверей, так как при этом двери автоматически закрываются, могут зажать ногу или руку человека, его одежду или вещи, а водитель, получивший сигнал об их закрытии, начнет движение. Это грозит тяжелой травмой. Поэтому по окончании посадки и начала закрытия дверей пассажиры, которые не успели войти в салон, должны отойти от транспортного средства и ожидать прибытия следующего в безопасном месте.
Выход из автобуса (троллейбуса, трамвая). Первыми всегда выходят взрослые, принимая ребенка, потому что он может вырваться, пока взрослые заняты выходом, и выбежать на проезжую часть. Кроме того, ребенок, шагая по лестнице, рассчитанным на взрослого, может упасть.
Особая осторожность при выходе из автобуса должна быть при окончании высадки. Наблюдая за высадкой пассажиров в зеркало заднего вида, водитель может не заметить на ступеньках ребенка, когда взрослый вышел первым за ребенка, закроет двери и сдвинется с места. Поэтому надо выходить, не последним, взять ребенка на руки или предупредить водителя перед выходом.
Переход дороги после высадки с транспорта.
Опасность остановки маршрутного транспорта заключается в том, что здесь соединяются воедино два неблагоприятных фактора: состояние спешки во многих
Продолжение приложения 2
пешеходов (из автобуса или на автобус) и участок дороги, с ограниченным обзором за автобус (трамвай, троллейбус), что стоит.
Опасность остановки маршрутного транспорта в том, что здесь соединяются воедино два неблагоприятных фактора: состояние спешки во многих пешеходов (из автобуса или на автобус) и участок дороги, с ограниченным обзором через автобус, стоит. Пассажиры, исходя из транспорта, пытаются как можно быстрее перейти на другую сторону улицы, особенно, если проезжая часть узкая. Транспорт (автобус, троллейбус, трамвай) мешает водителям других автомобилей вовремя заметить пешеходов. Последние выходят или выбегают из-за общественного транспорта и тоже не успевают среагировать на автомобиль, который для них внезапно появился на дороге.
Поэтому надо воздержаться от выбега из-за стоящего транспорта с любой стороны. При значительном транспортном потоке не оправдывает себя старая истина: обходи автобус сзади, а трамвай - спереди. Обходить автобус сзади тоже нельзя. Можно лишь сказать, что позади безопаснее. Обходить любой транспорт сразу после высадки из него опасно, поскольку он закрывает для осмотра (то есть делают совсем невидимой) достаточно большую зону проезжей части. Нужно отойти подальше от любого предмета (общественного транспорта), что мешает осмотреть обе стороны улицы, и, только выяснив, что опасности нет, переходить дорогу. Такое поведение на дороге должно стать для каждого привычкой.
Во всех случаях, когда пешеход намерен переходить проезжую часть, делать это надо осторожно. Вспомните, что Правила запрещают выходить из-за больших грузовых автомобилей (особенно грузовиков и автобусов) или какой-либо другой препятствия, не убедившись в отсутствии автомобилей, которые приближаются. Навыки наблюдательности при переходе дороги особенно важно прививать детям, приучая их к необходимости каждый раз внимательно посмотреть не только перед собой, но и по бокам.
К факторам, которые могут отвлечь внимание пешехода и создать опасность не заметить приближающийся автомобиль к остановке маршрутного транспорта можно отнести:
-автобус, троллейбус, трамвай, на которые пешеход стремится успеть, и которые находятся на противоположной стороне улицы. Фиксируя взгляд на транспорте, к которому пешеход движется, он может не заметить приближающийся автомобиль к нему;
- родной дом, школа, магазин, родные, знакомые, приятели и т.д., в которых движется пешеход через улицу;
- друзья, идущие чуть впереди группой и ограничивают обзорность для того, кто идет позади. Пешеход, идущий позади с отставанием от основной группы может не заметить начала движения машин.
- собеседник, идет рядом;
- приближающийся автомобиль справа или слева. Наблюдая за одним автомобилем, пешеход может не обратить внимания, не заметить другой, приближается с противоположной стороны.
Особенности посадки и высадки из трамвая, остановка которого находится посреди улицы.
Надо рассмотреть ситуации, когда трамвайные пути проложены посередине проезжей части или у одного из ее краев. При этом интенсивное движение автомобилей и недостаточная ширина проезжей части не позволяют разместить посадочную площадку у трамвайных рельсов. Безопасность пассажиров может быть обеспечена если пассажиры находятся вне проезжей части и до остановки вагона попутного направления остаются на
Продолжение приложения 2
тротуаре . Когда трамвай остановится, водители должны уступить дорогу пассажирам, идущие в вагон или от него.
Ожидать трамвай, колеи которого проложены посередине проезжей части, необходимо на тротуаре, если у пути не устроена посадочная площадка которая может быть обозначена разметкой.
Переходить проезжую часть можно после остановки трамваев. После высадки из трамвая при отсутствии посадочной площадки надо немедленно перейти на тротуар. Посадка, так же как и высадка, с любого транспорта разрешена только после полной его остановки.
Преимущество в движении пешеходов , которые направляются для посадки в трамвай, который стоит на остановке или от трамвая до тротуара, перед автомобилями сохраняется на период неподвижного состояния трамвая. Оно действует на участке, равной длине посадочного площадке, а в его отсутствие - длине трамвая. При наличии посадочной площадки водитель обязан дать возможность пассажирам, вышли из трамвая, перейти проезжую часть от посадочной площадки к тротуару. При этом не имеет значения, располагается трамвайные пути обособленно или на одном уровне с проезжей частью, да располагается остановка в зоне перекрестка или на перегоне. При выходе на проезжую часть и отсутствия посадочной площадки пассажиры должны немедленно покинуть проезжую часть, пройдя кратчайшим путем на ближайший тротуар или обочину. И хотя у них преимущественное право на движение перед автомобилями, пассажиры должны убедиться, что автомобили стоят, и водители их пропускают.
Опасности, возникающие на остановках.
Нужно помнить о том, что люди, находящиеся на автобусной остановке, могут вести себя крайне неосторожно: они перебегают дорогу в непосредственной близости перед автомобилями, движущимися; ожидают автобусы на проезжей части; посадка в автобус, особенно в часы «пик», напоминает штурм; на пассажиров, опаздывающих на работу, не действуют ни длительные звонки, предупреждающие о закрытии дверей, ни предупреждения водителей о прекращении посадки.
Все это значительно усложняется в зимний период. Подъезды к автобусным остановкам «раскатанные» колесами тормозящих автобусов до зеркального состояния, а попытка торможения для остановки вызывает боковое скольжение автобуса и его снос к бордюру, где ожидают посадки пассажира. Так возникает опасность наезда на людей, ожидающих автобус на проезжей части.
Особая опасность для пешеходов может быть за ошибочных действий начинающих водителей движение от автобусной остановки. Иногда водитель в начале движения, когда скорость еще невелика, отвлекается от управления :: выдает билеты, разговаривает с пассажирами, а в это время кто-то из пешеходов, не заметив начала движения автобуса, начинает переход дороги перед ним. В результате чего автобус набирает скорость, наезжает на неосторожного пешехода. Чаще всего им оказывается ребенок.
Значительная часть событий на автобусных остановках происходит из-за несвоевременного открытия и закрытия дверей автобуса. Пассажир, стоит у открытой двери может выпасть из транспорта на дорогу. Если пассажир выпадает из передних или средней двери, он оказывается под задними колесами автобуса. Поэтому пассажир, находящийся у двери, должно быть особенно внимательным.
Переход дороги с трамвайными путями.
Как отмечалось выше, при малом интервале между бортами автомобилей в случае когда пешеход бежит, то избежать наезда практически невозможно. Аналогичное
Продолжение приложения 2
положение может возникнуть, если пешеход пересекает рельсы в непосредственной близости перед трамваем и оказывается на полосе движения идущего рядом с трамваем.Чтобы избежать подобного несчастного случая (который может произойти и на пешеходном переходе), пешеходам следует избегать пытаться переходить дорогу перед трамваем, что приближается.
Конспект урока: Опасность на дороге видимая и скрытая (8 класс)
Цель: углубить знания учащихся о безопасности на дорогах; развивать навыки действий в опасных ситуациях, воспитывать уважительное отношение к участникам движения, сосредоточенность, ответственность за свои действия.
Оборудование: плакаты, демонстрирующие ситуации безопасного поведения на дороге, рисунки, схемы, таблицы.
Базовые понятия и термины: правила дорожного движения, безопасность на дорогах.
Тип урока: комбинированный.
ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Обсуждение социологических данных
Социологи подсчитали, что за последние 100 лет на Земле в войнах погибло 80 млн человек, а на дорогах в результате ДТП - 300 млн человек. Что для человечества создает большую опасность: войны или ДТП?
3. Постановка задач урока перед учащимися
Знать: безопасности пассажиров, правила пешеходов и пассажиров во время движения.
Уметь: действовать в опасных ситуациях, соблюдать правила безопасного поведения.
IV. Изучение нового материала
1. Правила пешеходов:
• переходим улицу на пешеходных переходах (наземных, подземных, надземных)
• если пользуемся регулируемым переходом, то руководствуемся сигналами светофора или регулировщика;
• если переход нерегулируемый, то следует убедиться, что транспорта поблизости нет или он остановился;
• переходя улицу, смотрим сначала слева, а дойдя до середины дороги, - справа;
• автобус и троллейбус обходим сзади;
• трамвай обходим впереди;
• никогда не выбегаем на проезжую часть дороги и не устраиваем на ней игр.
Безопасность пассажира легкового и грузового автомобиля травмирующих факторов в середине автомобиля
.Безопасные места в автомобиле
Тяжесть травмы зависит от следующих факторов:
• скорость автомобиля;
• конструкция автомобиля:
• степень его безопасности;
• использование водителем и пассажирами средств безопасности в момент аварии;
• индивидуальные особенности (возраст, состояние здоровья, сосредоточенность, собранность, скорость реакции человека и т. Д.);
• местонахождение человека в салоне в момент аварии (по направлению к задней части автомобиля ударные нагрузки уменьшаются).
Продолжение приложения 2
Правила поведения пассажира во время движения
Эти правила вы должны помнить всегда и выполнять их неукоснительно. Отэтого может зависеть ваша жизнь и жизнь окружающих.
1. Не отвлекайте водителя во время движения автомобиля.
2. Не прикасайтесь ручек дверей, не пытайтесь открывать их во время движения.
3. Не выдвигает в окно автомобиля руки, голову.
4. Всегда пользуйтесь ремнями безопасности, особенно на скоростных трассах.
5. Не играйте с ремнями безопасности, их замками.
6. Не играйте острыми, режущими предметами в салоне автомобиля во время его движения.
Что необходимо делать в случае пожара в автомобиле?
Остановить автомобильвыключить зажигание
Выйти из салона
С помощью огнетушителя, песка, снега,
брезента, пальто, одеяла и т.д. потушить огонь
Если есть пострадавшие, оказать им первую медицинскую помощь;
вызвать «скорую помощь»; позвонить в милицию и пожарной охраны
Автомобиль в воде
Разберем ситуацию поэтапно. Для этого определим «зоны спасения»:
• боковые окна;
• двери;
• лобовое стекло.
Автомобиль в воде если ты стал свидетелем ДТП, то:
валеологическая пауза
Упражнение «Принятие безопасного положения перед аварией»
Сидя на стуле, вернуться к проходу, чтобы не мешал стол.
Наклонить голову к коленям (как можно ниже) и накрыть голову и шею руками, как показано на рисунке в учебнике (или на плакате).
V. Практическое занятие
Дети за партами принимают соответствующие положения, которые могут спасти в этой ситуации. Разберем несколько ситуаций, в которых мы сами можем спасти себя. Прочитайте и запомните их!
VI. Обобщение и систематизация знаний
вопрос
- Какие переходы ты знаешь?
- Когда ты бываешь пешеходом?
- Названия причины пожара в автомобиле.
- Какими должны быть действия свидетеля ДТП.
VII. Домашнее задание
1. Разработать материал учебника по соответствующей темой.
2. Изучить правила выживания в автомобиле.
VIII. итог урока
2
1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. [Электронный ресурс] : электронная версия учебного пособия. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. – 256 с. - Режим доступа :http://www.knigafund.ru.
2. Антюхин Э., Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности / Э. Антюхин //Основы безопасности жизни, 2007. – № 5. С. 34-37
3. Ахмадиева Р. Ш. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как составляющая профессиональной компетенции будущего педагога / Р.Ш. Ахмадиева // Вестник ЧГУ, 2011. – №2 –С.239-243.
4. Ахмадиева Р. Ш. Формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе принципа непрерывности / Р.Ш. Ахмадиева // Вестник КазГУКИ, 2011. – №2 – С.44-47.
5. Ахмадиева Р.Ш. Обучение участников дорожного движения правилам безопасного поведения на дороге на основе компетентностного подхода / Р.Ш. Ахмадиева // Учен.зап. Казан.ун-та. Сер. Гуманит. Науки, 2011. – №5 – С.136-142.
6. Ахмадиева Р.Ш., Бикчантаева С.А., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. и др.Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / Сост.: Р.Ш. Ахмадиева,С.А. Бикчантаева, М.Х. Валиев, Е.Е Воронина и др. / Под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. – 466 с.
7. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: методическое пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
8. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод.пособие./ Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
9. Баравермак, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э.М.Баравермак // ОБЖ в школе. – 2005. − №6. – С.23−25.
10. Безопасность жизнедеятельности / сост. И. Н. Кузнецов. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2002. – 463 с
11. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов и др.; под ред. Э. А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К', 2003. – 493 с.
12. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ сост. Л.А. Акимова, Г.А. Матчин, В.В. Конев, В.Ф. Трусов. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 204с.
13. Болотов В.А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ / В.А. Болотов // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. − №2. − С.3−5.
14. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2013. – 624 с.
15. Веденеева С.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях Лениногорского района республики Татарстан / С.А. Веденеева // Вестник НЦ БЖД. – 2009. – № 2.
16. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М., 1979.
17. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
18. Графкина М. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин,В.А. Михайлов. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.
19. Данилов В.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебно-методический комплекс / В.Ф.Данилов. — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010.- 28 с.
20. Дик Н. Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее / Н. Ф. Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 344 с.
21. Добровольская А.П. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. I часть / А.П. Добровольская, М.Л. Форштат. – СПб., «Лики России», 2004.
22. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД / В.И. Ковалько. – М: ВАКО, 2011. – 192с .
23. Козловская, И.А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / И.А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. − №6 .− 2009. – С. 29−34.
24. Коршунов С.А.Формирование безопасного поведения у младших школьников в процессе учебно – воспитательной работы// V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»15 февраля – 31 марта 2013 года https://www.scienceforum.ru/2013/10/3503
25. Мардерфельд В.Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / В.Л. Мардерфельд. – СПб.: Просвещение, 2002.
26. Масленникова И. С. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / И.С. Масленникова, О.Н. Еронько. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
27. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: практикум / Авт.-сост. Э.А.Кузнецова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. — 110 с.
28. Михайлов Л.А. Учебное пособие по правилам дорожного движения. I часть / Л.А. Михайлов, М.Л. Форштат. – СПб., «Лики России», 2004.
29. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности . − 2000. − № 8. − С. 13−16.
30. Науменко, Ю.Л. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников. /Ю.Л. Науменко //Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. − М.: Академия педагогических и социальных наук, 2009. − 169 с.
31. Науменко, Ю.Л. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности /Ю. Л. Науменко //Материалы научного конгресса: Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств. − М., 2005. – С. 3−14.
32. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб.пособие / сост. Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р.Н. Минниханов и др.; под ред. Р.Н. Минниханова и Д.М. Мустафина. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2008. 324 с.
33. Основы безопасности жизнедеятельности / сост. О. А. Хаткевич,Н. С. Криволап. – Минск: Красико-принт, 2006. –176 с.
34. Примерная учебная программа курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования / Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа, 2010. – 18 с.
35. Прихожан А. М.Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 1990.
36. Просандеев, А.В. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ / А.В. Просандеев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. − №2. – С34−38.
37. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе, К. Должин. СПб. Питер, 2012.
38. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М, 1994.
39. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. – М.: Дрофа, 2003.
40. Сосунова Е.М. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, Ч.1 и Ч.2./ Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. - СПб: ИД «МиМ».-1997.
41. Сосунова Е.М. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для 5 класса/ Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. - СПб: ИД «МиМ».-1998.
42. Сосунова Е.М. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для 6 класса. / Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. - СПб: ИД «МиМ».-1998.
43. Стремление к нулю: высокие задачи и системный подход к безопасности дорожного движения // Доклад Центра транспортных исследований. OECD, 2009. 292 с.
44. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина, Г.А. Буткин. − М., 2008. – 276 с.
45. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: уч. пособ./сост. Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина – Оренбург: ОГПУ, 2008. − 268 с.
46. Титов С.В. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя / С.В. Титов, Г.И. Шабаева. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
47. Топоров, И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов/ И.К. Топоров. − М.: Просвещение, 1996. – 158 с.
48. Тронева Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ Л.Ф. Тронева // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 26-27.
49. Уроки по правилам дорожного движения в 1-9 классах. – Пособие для учителей.- г. Уфа
50. Учителю о правилах дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова. – М.: Просвещение, 1982.
51. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения», 1995.
52. Форштат М. Л. О культуре дорожной безопасности / М.Л. Форштат // Основы безопасности жизни. — 2005.-№12.-С. 24-29.
53. Форштат М.Л. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения / М.Л. Форштат, А.П. Добровольская, А.В. Эпова, А.В. Новиков. – СПб, 2001.
54. Школьный учебный кабинет по правилам дорожного движения. Информативный уголок по безопасности дорожного движения / Центр безопасности «Автоград». – СПб, 2000.
55. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003.
56. Якупов А. М. Транспортная культура школьников и проблемы ее формирования // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2007. — № 9. — С. 48—53.
57. Якупов А. М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система / М.А. Ягупов. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 243 с.
58. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах: 1, 2, 3 классы / А.М. Ягупов. – М.: АСТ ЛТД,1997.
Вопрос-ответ:
Какие методические особенности существуют при изучении темы "Безопасность на дорогах" в 5-8 классах?
Изучение темы "Безопасность на дорогах" в 5-8 классах требует применения определенных методических приемов. Важно использовать интерактивные формы работы, например, дискуссии, ролевые игры, моделирование ситуаций на дороге. Также необходимо объединить теоретическую и практическую части, чтобы учащиеся могли не только узнать о безопасности на дорогах, но и применять свои знания на практике.
Какова специфика формирования представлений учащихся о безопасности на дорогах в 5-8 классах?
Формирование представлений о безопасности на дорогах в 5-8 классах требует учета психолого-педагогических особенностей учащихся. В этом возрасте ребята начинают активно интересоваться взрослой жизнью, в том числе движением по дорогам. Поэтому важно привлечь их внимание и заинтересовать, используя разные методы и формы обучения. Также необходимо уделять внимание развитию навыков правильного поведения на дороге и формированию правильных ценностных ориентаций в отношении безопасности на дороге.
Какие психолого-педагогические особенности имеются у учащихся 5-8 классов?
Учащиеся 5-8 классов находятся в переходном возрасте и имеют ряд психолого-педагогических особенностей. На это возрастном этапе они активно развиваются физически, когнитивно и социально. Возникает благоприятная основа для формирования навыков безопасного поведения на дороге. Однако, учащиеся также могут проявлять повышенную эмоциональность, иметь склонность к рискованному поведению и недостаточный уровень самоконтроля. Поэтому важно проводить работу с учащимися, направленную на развитие навыков безопасного поведения и формирование правильных ценностных ориентаций.
Какие методические особенности изучения темы "Безопасность на дорогах" в 5-8 классах?
Методические особенности изучения темы "Безопасность на дорогах" в 5-8 классах включают в себя интерактивные формы работы, использование различных средств обучения и внедрение практических упражнений. Они позволяют учащимся активно взаимодействовать с материалом, развивать навыки безопасного поведения на дороге и понимать важность соблюдения правил дорожного движения.
Как формируются представления о безопасности на дорогах в 5-8 классах?
Представления о безопасности на дорогах в 5-8 классах формируются через различные учебные и внеурочные мероприятия. Учащимся предлагается анализировать ситуации на дороге, рассматривать видеоматериалы, играть в ролевые игры и выполнять практические задания. Такой подход позволяет закрепить знания и развить навыки безопасного поведения на улице.
Какие психолого-педагогические особенности учащихся 5-8 классов нужно учитывать при изучении темы "Безопасность на дорогах"?
При изучении темы "Безопасность на дорогах" учащихся 5-8 классов необходимо учитывать их возрастные особенности. Они находятся в переходном возрасте и проявляют интерес к самостоятельности и познанию мира. Уроки должны быть интерактивными, чтобы ученики могли активно участвовать в обсуждении и решении задач. Также следует учитывать возможное наличие проблем с концентрацией и активностью внимания.
Какие основные направления преподавания темы "Безопасность на дорогах" в 5-8 классах?
Основные направления преподавания темы "Безопасность на дорогах" в 5-8 классах включают изучение правил дорожного движения, основ безопасного поведения на улице, соблюдение дорожной дисциплины и взаимодействие с другими участниками движения. Также важно формирование навыков оказания первой помощи при ДТП и развитие осознанного отношения к своей безопасности и безопасности других людей.
Какими методическими особенностями отличается изучение темы "Безопасность на дорогах" в 5-8 классах?
Изучение темы "Безопасность на дорогах" в 5-8 классах имеет свои методические особенности. Одна из них заключается в том, что содержание уроков должно быть адаптировано к возрастным особенностям учащихся данного возраста. Также, методика преподавания должна быть интерактивной и практической, чтобы учащиеся могли применить полученные знания в реальной жизни. Важно использовать разнообразные учебные пособия, а также прибегать к применению компьютерных технологий и мультимедийных средств обучения.
Какие психолого-педагогические особенности учащихся 5-8 классов необходимо учитывать при изучении темы "Безопасность на дорогах"?
При изучении темы "Безопасность на дорогах" в 5-8 классах необходимо учитывать особенности развития и психологического состояния учащихся данного возраста. Ученики находятся в периоде детского и подросткового возраста, поэтому важно обращать внимание на их эмоциональную сферу и мотивацию. Также, учащиеся данного возраста активны и любят участвовать в практических занятиях, поэтому методика преподавания должна быть интерактивной и предусматривать практическое применение знаний.