Использование элементов игры в баскетбол для развития скоростных способностей детей школьного возраста. В работе педагога дополнительного образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психоанализ
  • 33 33 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 14.06.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
3. ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 18
4. БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Обучение и тренировки воплощается в процессе учебно-тренировочных уроков, которые в отдельных случаях можно разделить на учебные и тренировочные занятия. Каждый урок отводится для решения отдельных задач, но поскольку все уроки связаны между собой единой цепью и назначению, их использование обеспечивает достижение общих целей обучения и тренировки.Каждый урок строится и проводится так, чтобы одновременно решать все задачи учебно-воспитательного процесса. Поэтому в каждом из них ставят конкретные задачи и подбирают соответствующий комплекс упражнений. Сам урок строится по определенному плану, что позволяет распределить материал в нужной последовательности и использовать необходимые методы проведения [3, 4].Все уроки различаются своей направленностью, но в основном они имеют комплексный характер.Овладение игрой начинается с общего ознакомления учащихся с ее содержанием и основными правилами. Яркость и эмоциональность соревнований вызывает интерес у учащихся и становится определенным мотивом к их последующей учебно-тренировочной деятельности.На этом заканчивается первый этап и начинается следующий, важный этап овладения игрой - начальное обучение. На этом этапе предусматривается обучение учащихся основным приемам игры, сообщить им необходимую информацию о значении ее игры и содержания, освоить важнейшие правила и научиться использовать изученное в условиях игры. Параллельно реализуется развитие важных двигательных качеств и овладение другими видами упражнений, которые обеспечивают разностороннее физическое развитие.Следующий шаг - применение командных игр, где имеется общая цель, но отсутствуют условия непосредственной борьбы с соперником. Это помогает закреплению техники движений, дает первичные навыки тактического взаимодействия.Начальное обучение игровым приемам преимущественно ведется на базе игрового метода. На каждом этапе учебно-тренировочного процесса обязательно решаются учебные, воспитательные и оздоровительные задачи. Основными задачами учебно-тренировочного процесса по спортивным играм являются: закрепление здоровья и повышения работоспособности на основе всестороннего, гармоничного развития; овладение специальными знаниями, умениями и навыками и их постепенное усовершенствование; воспитание необходимых двигательных, интеллектуальных и морально-волевых качеств и специальная подготовка к высоким результатам; достижения спортивного разряда и дальнейшее повышение спортивного квалификации. Решение этих задач реализуется путем организации рационального содержания и методики проведения занятий и соревнований[32].В общеобразовательной школе занятия играми направлены на решение учебно - воспитательных и оздоровительных задач. Это очень важно, ведь с началом обучения двигательная активность ребенка существенно уменьшается. Отсюда и необходимость правильной постановки учебной работы по физической культуре.Баскетбол отличается большой эмоциональностью, требует проявления всесторонних физических качеств и двигательных действий, а также моральных и волевых качеств. Эти особенности делают его одним из наиболее действенных оздоровительных и воспитательных средств, комплексно воздействует на организм тех, кто занимается.Игра требует высокой скорости перемещения каждого игрока, неожиданных действий с мячом, взаимодействия с партнерами по команде, умение быстро реагировать на изменение игровых ситуаций.Высокое эмоциональное состояние игроков возникает в результате большого разнообразия движений, динамики спортивной борьбы, коллективного характера игровых действий, прямой зависимости действия игрока и команды, быстрой оценки результатов спортивной борьбы. Все это создает условия для эффективного физического воспитания учащихся, а также для их общего развития.В процессе игры в баскетбол воспитываются ловкость и выносливость - качества, необходимые для всестороннего развития человека.Действия игрока в баскетболе подчинены интересам коллектива и в то же время требуют полной самоотдачи. Это способствует формированию сознательного, активного отношения учащихся к занятиям, дисциплинированности, целеустремленности, выдержки, умения управлять эмоциями. У игрока воспитывается наблюдательность, внимание, творческое воображение, мышление.Для учащихся игра - это их непосредственная жизнь, а учитель с помощью игры формирует у своих воспитанников черты характера, необходимые человеку современной эпохи [22].Двигательные качества можно определять как показатели реализации различных двигательных способностей и возможностей человека. Баскетбол активно влияет на процесс развития двигательных качеств, поскольку активная двигательная деятельность способствует более быстрому и гармоничному созреванию морфологических структур и функциональных систем организма учеников.Для развития силы и использованием игровых элементов баскетбола ученики могут поднимать и переносить груз, который соответствует весу их тела. Они могут выполнять упражнения с грузом, сопротивлением партнера, с преодолением препятствий. Упражнения с грузом более эффективны, если они выполняются с ускорением. Это дает большой прирост силы, а вместе с силой совершенствуется скорость сокращения мышц. Но для увеличения мышечной массы нужны упражнения в медленном и равномерном темпе. Одновременно с воспитанием силы необходимо производить у учащихся способность расслаблять мышцы после их напряжения.Специфика работы по развитию скорости в этом возрасте состоит в использовании упражнений разнообразного содержания со сменой скорости, ритма при быстром реагировании на эти изменения. Этому надо учить детей с первых шагов. Применяются короткий бег на расстояние от 6 до 15 м; упражнения, включающие в себя максимальную скорость; эстафеты; простейшие игры на быстрое реагирование соревновательного характера. Игроки заинтересованы в том, чтобы выполнить задание как можно лучше в соответствии со своими возможностями[10].1. Бег с ведением по площадке с изменением скорости и направления по сигналу тренера (свистку, голосу и т.д.).2. Начало ведения мяча из разных стартовых положений (стоя, сидя, согнув колени, лежа на спине и т.д.).3. Упражнение в парах («Салочки»). У каждого игрока мяч. Нужно постараться осалить партнера мячом.4. Прыжки по «кресту» вперед, назад, влево, вправо.5. Беговые эстафеты с мячом и без него. 6. Прыжки вверх толчком одной или двух ног. Надо стремиться выполнить 100–150 прыжков за 1 мин.7. Ускорения во время бега на расстояние от 6 до 15 м.8. Выполнение максимального количества передач мяча в стену за определенное время.9. Игровые упражнения в быстром прорыве. Наиболее важную и значительную часть средств физической подготовки занимают подготовительные упражнения, оказывающие всестороннее влияние на опорно-двигательный аппарат спортсмена. Конечный результат влияния каждого из используемых упражнений зависит от различного соотношения количественных и качественных характеристик его выполнения, т.е. упражнения могут быть одни и те же, а эффект от них будет разный, если они будут выполняться по-разному.ЗАКЛЮЧЕНИЕСкоростные способности - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.Исследованиями определено, что скорость является комплексным двигательным качеством, которое выражается через:скорость двигательных реакций;скорость выполнения обремененных редких движений;частоту (темп) обремененных движений;быстрое начало движений, в спортивной практике называют быстротой.Основными методами воспитания скоростных способностей являются: методы строго регламентированного упражнения; соревновательный метод; игровой метод.Игры - один из наиболее распространенных средств и методов физического воспитания молодежи. Младший школьный возраст - это определенный этап физического и духовного развития учащихся. Каждый ученик обладает индивидуальными возможностями. Учебный процесс требует постоянного поиска и реализации таких средств и методов физического воспитания, бы были посильные каждому ученику. Поэтому важно постоянно учитывать потенциальные возможности учащихся младшего школьного возраста, их индивидуальные показатели физического развития и подготовленности.Организму свойственно проявлять большую работоспособность, но умение преодолевать усталость зависит от физической подготовленности учащихся. Недостатки в развитии быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости и воспитания волевых качеств могут стать серьезным препятствием для владения мастерством игры в целом .Поэтому при усвоении игры в баскетбол следует гармонично влиять на развитие всех двигательных качеств.Важным качеством для баскетболиста сила. Хорошо развитые основные группы мышц позволяют достичь достаточно высокой скорости перемещения, скорости выполнения передач, остановок, перехвата мяча в борьбе с соперником, повышает прыгучесть игрока. Нами предложены комплексы и рекомендации, которые могут развивать скорость младших школьников с применением игровых элементов баскетбола.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБоген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985.Бойченко С. Д. Классическая теория физической культуры. Методология / С. Д. Бойченко, И. В. Вельский. — Минск: МннДУ, 2002.-312 с.Быков В.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998. – 174 с.Былеева Л.В. Подвижные игры: учебное пособие для институтов физической культуры / Л.В. Былеева, П.М. Коротков. – М.: ФИС, 1982. – 224 с.  Вари П. 1000 упражнений игры в баскетбол: пер. с фр. Л.Ю. Поплавского // П. Вари. – К.: БК «Денди-Баскет», 1997. – 210 с.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988.Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - С. 60,64.Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8.Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта/ Л.В. Волков. – К.: Олимпийская литература, 2002. – 296 с.Гомельский Е.Я. Материалы курса «Баскетбольная секция в школе» : лекции 5–8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 76 с.Гужаловский А.А. Развитие физических качеств у школьников. - Минск: Нар. Освита, 1978.Динбер Р.Д, Синельникова Э.М. Физкультура, возраст, здоровье. - М.: ФиС, 1985.Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств /Под общ. ред. А.В. Карасева. – М.: Лентос, 1994.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М.Зациорский. – М.: ФиС, 1970. – 200 с.Иващенко Л.Я. Дозирование нагрузок в базовой физической культуре: два подхода в решении проблемы. // Теория и практика физической культуры. - 1987. - №6. - С. 12.Иващенко Л.Я., Страпко И.П. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. -К.: Здоров'я, 1988. -С. 23-26.Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. – 1996. – №7. – С. 2-5.Коростелев Н.Б. От А до Я. – М.: Медицина, 1980.Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания / Т. Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. — Т. I. — 423с.;Т.2.-391с.Круцевич Т.Ю. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей/ Т.Ю. Круцевич, М.И. Воробьев. – К.: Здоровье, 2005. – 195 с.Кудряшов В.А., Физическая подготовка юных баскетболистов. - Минск.: Здоровье.-1970.Левин В.М. Баскетбол. Упражнения для совершенствования навыка владения мячом [в школьной секции] // Физ. Культура в школе, 1983, №3, с. 39-42.Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2. -М.:ФиС, 1952.Ломейко В.Ф.Развитие физических качеств на уроках физической культуры в1-10-х классах. Мн: Народная асвета, 1980. 128 с. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. 192 с.Менхин Ю.В. О выборе методик для развития скоростно-силовых качеств. // Теория и практика физической культуры. -1986.-№ 8.-С. 25-27.Овчинников В.П. Совершенствование игровых действий в защите студенческих команд по баскетболу: метод.рекомендации / РГПУ им. А.И. Герцена. // В.П. Овчинников. – СПб., 1995.Пилоян Р.А. Физкультура и спорт: пути перестройки. // Теория и практика физической культуры. - 1990. -№ 7.Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. - К.: Радянська школа, 1988. - С. 158,249.Пономарёв Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970.Сиротин О.С. Методология и теория спортивных способностей// Теория и практика физической культуры. 2000. -№4. С. 60-63. Спортивные игры: правила, тактика, техника: учебное пособие / Серия «Высшее профессиональное образование»; Под.ред. Е.В.Корнеевой. – Ростов н/Д.: Изд-во«Феникс», 2004. – 448 с. Теория и методика физического воспитания./Под ред. Б.А.Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. 287 с.Физическое воспитание / В.А. Голович и др. – М.: Высш. шк., 1988.Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спорт-сменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. 232 с. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: ФиС, 1987.Харре Д. Учение о тренировке. - М.:ФиС, 1971. - С.94-95Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: ACADEMA, 2000. 480 с.Чермит К. Д. Теория и методика физической культуры : опорные схемы: учеб. пособие / Чермит К. Д. — М. : Советский спорт, 2005. — 272 с.Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. - М: ФиС, 1970.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985.
2. Бойченко С. Д. Классическая теория физической культуры. Методология / С. Д. Бойченко, И. В. Вельский. — Минск: МннДУ, 2002.-312 с.
3. Быков В.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998. – 174 с.
4. Былеева Л.В. Подвижные игры: учебное пособие для институтов физической культуры / Л.В. Былеева, П.М. Коротков. – М.: ФИС, 1982. – 224 с.
5. Вари П. 1000 упражнений игры в баскетбол: пер. с фр. Л.Ю. Поплавского // П. Вари. – К.: БК «Денди-Баскет», 1997. – 210 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988.
7. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - С. 60,64.
8. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8.
9. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта/ Л.В. Волков. – К.: Олимпийская литература, 2002. – 296 с.
10. Гомельский Е.Я. Материалы курса «Баскетбольная секция в школе» : лекции 5–8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 76 с.
11. Гужаловский А.А. Развитие физических качеств у школьников. - Минск: Нар. Освита, 1978.
12. Динбер Р.Д, Синельникова Э.М. Физкультура, возраст, здоровье. - М.: ФиС, 1985.
13. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств /Под общ. ред. А.В. Карасева. – М.: Лентос, 1994.
14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М.Зациорский. – М.: ФиС, 1970. – 200 с.
15. Иващенко Л.Я. Дозирование нагрузок в базовой физической культуре: два подхода в решении проблемы. // Теория и практика физической культуры. - 1987. - №6. - С. 12.
16. Иващенко Л.Я., Страпко И.П. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. -К.: Здоров'я, 1988. -С. 23-26.
17. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. – 1996. – №7. – С. 2-5.
18. Коростелев Н.Б. От А до Я. – М.: Медицина, 1980.
19. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания / Т. Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. — Т. I. — 423с.;Т.2.-391с.
20. Круцевич Т.Ю. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей/ Т.Ю. Круцевич, М.И. Воробьев. – К.: Здоровье, 2005. – 195 с.
21. Кудряшов В.А., Физическая подготовка юных баскетболистов. - Минск.: Здоровье.-1970.
22. Левин В.М. Баскетбол. Упражнения для совершенствования навыка вла¬дения мячом [в школьной секции] // Физ. Культура в школе, 1983, №3, с. 39-42.
23. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2. -М.:ФиС, 1952.
24. Ломейко В.Ф.Развитие физических качеств на уроках физической культуры в1-10-х классах. Мн: Народная асвета, 1980. 128 с.
25. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. 192 с.
26. Менхин Ю.В. О выборе методик для развития скоростно-силовых качеств. // Теория и практика физической культуры. -1986.-№ 8.-С. 25-27.
27. Овчинников В.П. Совершенствование игровых действий в защите студенческих команд по баскетболу: метод.рекомендации / Р

Вопрос-ответ:

Какие элементы игры в баскетбол будут полезны для развития скоростных способностей детей школьного возраста?

Для развития скоростных способностей детей школьного возраста в баскетболе полезны следующие элементы игры: быстрый старт, быстрая смена направления движения, быстрая реакция на перемены в игровой ситуации, быстрая передача мяча и быстрая реакция на передачи соперника.

Какие физиологические и морфо-функциональные особенности младших школьников нужно учитывать при развитии их скоростных способностей?

При развитии скоростных способностей младших школьников необходимо учитывать их физиологические особенности, такие как малое количество мышечных волокон и слабая координация движений. Также нужно учитывать морфо-функциональные особенности, такие как длительность ног и маленькая площадь подошвы стопы.

Какие задачи и какие средства и методы можно использовать для развития скоростных способностей у детей школьного возраста?

Задачи развития скоростных способностей у детей школьного возраста включают развитие быстроты начального ускорения, быстроты движений, быстроты реакции и быстроты передвижений в пространстве. Для достижения этих задач можно использовать такие средства и методы, как тренировки на старте, тренировки с использованием препятствий, тренировки на улучшение быстроты передвижений и тренировки на развитие реакции.

Как баскетбол может быть использован как средство развития скоростных способностей у младших школьников?

Баскетбол может быть использован как средство развития скоростных способностей у младших школьников благодаря его динамичности и требованию быстрых движений. В ходе игры в баскетбол дети активно работают над быстрыми стартами, движениями, передачами мяча и реакцией на игровые ситуации, что способствует развитию их скоростных способностей.

Какие элементы игры в баскетбол могут помочь в развитии скоростных способностей детей школьного возраста?

В баскетболе можно использовать такие элементы, как быстрое перемещение по полю, быстрая реакция на сигналы, частые перемены направления движения, активные прыжки и высокая скорость передвижения с мячом.

Какие физиологические и морфо-функциональные особенности младших школьников нужно учитывать при развитии их скоростных способностей?

Младшие школьники характеризуются более низкой мускулатурой и недостаточной выносливостью, поэтому тренировки должны быть адаптированы к их возрасту и уровню физической подготовки. Необходимо также учитывать рост и вес детей, чтобы предотвратить возможные травмы.

Какие задачи, средства и методы использования баскетбола можно применять для развития скоростных способностей у детей?

Задачами для развития скоростных способностей могут быть: развитие быстроты реакции, улучшение быстроты передвижений, увеличение выносливости. Средства и методы, которые можно использовать, включают: игровые упражнения с мячом, забеги на короткие дистанции, игры в команде с акцентом на быстрые реакции и передвижения.

Почему баскетбол является эффективным средством развития скоростных способностей у младших школьников?

Баскетбол включает в себя активные движения, множество прыжков и перемещений, что способствует развитию скоростных способностей у детей. Кроме того, игра в команде и взаимодействие с партнерами также требуют высокой скорости реакции и передвижений.

Каким образом процесс обучения и тренировки по развитию скоростных способностей реализуется в рамках учебно-тренировочного процесса?

Процесс обучения и тренировки по развитию скоростных способностей реализуется через систематические тренировки, включающие упражнения и игры, направленные на развитие конкретных навыков и улучшение физической формы детей. Тренировки проводятся под руководством педагогов дополнительного образования, которые создают оптимальные условия для развития скоростных способностей у детей.