Эффекты и эффективность СМК в профилактике экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Журналистика
  • 85 85 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 02.07.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Эффекты и эффективность профилактики экстремистских идеологий: проблемы и подходы к исследованию 12
1. Эффекты и эффективность: определение понятий 12
2. Молодежная аудитория как объект экстремистской идеологии 20
3. Специфика экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений 31
Глава 2. Роль СМК в противодействии экстремизму в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде 40
1. Правовые и организационные меры профилактики экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде 40
2. Риски обращения к теме экстремизма в СМК 53
3. СМИ РТ в профилактике экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде: эффекты и эффективность 64
Заключение 76
Список источников и литературы 81

Фрагмент для ознакомления

Также при помощи СМИ отдельные представители радикальных групп или последователи экстремистских течений получают известность и славу через СМИ, что является очень привлекательным моментом для многих молодых людей.

§ 3. СМИ РТ в профилактике экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде: эффекты и эффективность

В современной практике профилактики экстремизма СМИ играют значительную роль, однако же, по сути, эффективность работы не только низкая, но часто имеет обратный эффект. Предупреждая о присутствии экстремистских организаций в жизни и формируя их устрашающий облик СМИ одновременно также формируют множество стереотипов и ложных представлений о том, каким образом распространяется экстремизм в молодежной среде и какие последствия он несет. Стереотипы присутствуют даже среди экспертов, как и ложные представления о причине распространения экстремистских идей в молодежной среде.
Причиной слабой эффективности профилактики в современном РФ относительно борьбы с экстремистскими течениями становится не только несовершенное законодательство и слабо выраженные инициативы по созданию эффективных программ, в том числе в регионах. Во многом причинно-следственные связи заключаются именно в работе СМИ и их ориентированности на сенсацию, использование эмоционального ряда в отражениях вопроса экстремизма. По факту же тактики запугивания одни направления экстремизма заменяются другими и в итоге проблема не решается, а только углубляется и усугубляется в своей основе.
Поиск путей решения проблемы представляется задачей экспертов на протяжении последних лет и вопрос обсуждается на уровне многочисленных форумов и конференций. В частности, в рамках информационно-практического форума «Безопасность и образование» в 2015 году начальник отдела Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России Лашин Р.Л. отмечал огромную роль сетевого пространства в решении групп проблем, связанных с экстремизмом.
«В 2015 году мировое интернет-сообщество столкнулось с массовой информационной угрозой со стороны экстремистских и террористических организаций. Специфика сети Интернет состоит в том, что большей частью ежедневной аудитории онлайн-ресурсов являются лица моложе 30 лет, а аудитория социальных сетей – это преимущественно подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет, то есть учащиеся школ и вузов. Молодежь привлекают анонимность и масштабность сети Интернет, отсутствие как таковых социальных, нравственных и даже государственных границ. По этой причине Интернет стал, в том числе, и эффективным инструментом пропаганды террористической и экстремистской деятельности».
Сетевое пространство признается основным информационным каналом для современной молодежи и в рамках исследования были представлены мнения экспертов о том, что чаще всего именно данный канал является лидирующим в распространении информации экстремистского характера, а также вербовке экстремистскими организациями новых членов. Для большинства же молодых людей доминирующим аспектом интереса к экстремизму является обычное любопытство. В связи с этим они периодически сами занимаются поиском информации в сетевом пространстве и уделяют внимание данной информации в рамках просмотра ТВ и иных СМК. При этом, благодаря влиянию СМИ у молодых людей закрепляется уверенность в том, что стать жертвами экстремистской пропаганды могут далеко не все молодые люди, а только имеющие различные слабости и люди, не способные отличить правду от лжи.
Лашин Р.Л. В рамках своего отчета отмечает, что у молодых людей укрепилось мнение, что под влияние террористической пропаганды в Интернете попадают люди слабые (29%), с психическими заболеваниями (16%), женщины и дети (9%), люди с несформированными жизненными ценностями (8%). 4% опрошенных студентов считают, что мусульмане также входят в группу риска. Молодые люди считают, что самым эффективным способом пропаганды террористической деятельности в сети являются видеоролики или фильмы (более 50% опрошенных), 19% считают, что вербовать террористов могут на форумах или в блогах.
В результате, среди молодых людей присутствует множество ошибочных убеждений, которые были сформированы СМИ. При этом, в рамках экспертных мнений отмечается, что экстремистские группировки выбирают более успешные тактики. Они формируют свой привлекательный образ и фактически ореол романтизма через наиболее популярные у молодежи социальные сети - «ВКонтакте», «Youtube», «Facebook», «Instagram», «Twitter». На данных ресурсах ими размещаются видео, фото, тексты, музыкальные композиции, документы и публикации. Также используются варианты массовых рассылок и перепостов. Связь с сайтами в сетевом пространстве позволяет им успешно и эффективно распространять свой контент и привлекать на свою сторону молодых людей.
В частности, в рамках своего отчета Лашин Р.Л. отмечает: «Успешная военная кампания ИГИЛ сопровождается беспрецедентной по масштабам пропагандистской кампанией в онлайн-пространстве: ИГИЛ ведут трансляции боевых действий в «Twitter», выкладывают снимки своих жертв в «Instagram» и оперативно сообщают новости своим подписчикам в «Facebook». Со службой микроблогов «Twitter» террористы работают очень активно, ввиду больших возможностей быстрого распространения информации, удобства использования хештегов. Одним из способов работы ИГИЛ в «Twitter» является продвижение необходимых хештегов. Тысячи активистов одновременно размещают твиты с необходимыми хештегами. Этот метод позволил активистам ИГИЛ искажать результаты поисковой выдачи для рядовых пользователей социальной сети. Проводя свой хештег в чужие аккаунты, ИГИЛ обеспечивает себе дополнительную аудиторию (контент от ИГИЛ «попадается на глаза» тем пользователям, которые сами его не искали)».
Помимо этого пропаганда осуществляется также через подставные личные ресурсы, которые создают для молодых людей привлекательный образ интересной жизни бойца за веру, свободу и идеалы. Не менее активно используются актуальные для молодежи символы и знаки, в том числе слоганы, демотиваторы, мемы и пр. Повышает эффективность и использование манипулятивных технологий, в ром числе разделение на «своих» и «чужих», представление своих идеалов и группы, как превосходных, использование стереотипизации для создания образа врага. Используя индивидуальный, а не массовый подход экстремистские организации добиваются гораздо более высоких результатов, чем государственные структуры и рядовые СМИ.
Борьба с экстремизмом при помощи информационного пространства признается наиболее эффективной практикой и экспертами отмечается, что во многом необходимо перенимать тактики экстремистов и переориентировать их на борьбу с ними же. Фактически, нужно нацеливаться на доступный для молодежи язык и актуальные каналы распространения информации. Эффективной практикой в данном направлении признается постоянный мониторинг сетевого пространства и выявление экстремистских материалов, своевременное их удаление. Важен также процесс информирования молодежи о действиях экстремистов и привлечение их к тому, чтобы обращать внимание на соответствующий контент, сообщать о нем модераторскому составу социальных сетей.
В Республике Татарстан работа по профилактике этноконфессионального экстремизма представляется особенно значимой в связи с проживанием в республике представителей многих национальностей и конфессий. При этом, приверженность значительной части населения к исламскому вероисповеданию определяет интерес к республике со стороны исламских радикальных группировок, нацеленных на вербовку молодежи.
В рамках борьбы с этноконфессиональным экстремизмом и профилактической деятельностью в данном направлении в 2012 году в РТ создается специализированный Центр медиации, главной задачей которого становится поиск оптимальных мер профилактики распространению экстремизма и особенно через СМИ. Специалистами Центра была разработана программа повышения квалификации специалистов ВУЗов, реализованная в рамках Программы по профилактике терроризма и экстремизма. Также в рамках деятельности Центра осуществляется поиск оптимального взаимодействия со СМИ с целью использования их в качестве носителя информации по борьбе с этноконфессиональным экстремизмом. Направления работы включают в себя:
1. Агитационную деятельность в современных СМИ (и в том числе в социальных сетях) и разработку практики по ее осуществлению.
2. Внедрение техники активного слушания как основы агитационной деятельности. В данном направлении разрабатывались и внедрялись практики эффективного общения и психология коммуникаций, определялись эффективные техники воздействия на общественное мнение и массовое сознание.
3. Разработка подходов к развитию и внедрению информационных кампаний по борьбе с терроризмом и этноконфессиональным экстремизмом, обучение специалистов СМИ практике освещения экстремистской деятельности и продвижению в рамках СМИ мер профилактического характера.
В рамках реализации практики так же был разработан электронно-образовательный ресурс (на страницах портала КФУ), рассчитанный на дальнейшую дистанционную поддержку специалистов.
Основополагающими мерами по организации противодействия этноконфессиональному экстремизму в РТ представляется профилактика, основанная на продвижении информации о многообразии культур и религий и их особенностях. Приоритетным направлением профилактической деятельности является информационно-пропагандистское сопровождение борьбы с экстремизмом. В данном направлении формируются и реализуются акции, специальные мероприятия, выпускаются информационные статьи и передачи в местных СМИ.
Информирование населения о местах и времени общественных акций осуществлялось посредством региональных и муниципальных СМИ, образовательных организаций, культурных и общественных объединений, средств наружной рекламы. Так, Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» в 2016 году в тесном сотрудничестве с аппаратом Антитеррористической комиссией в Республике Татарстан и правоохранительными органами проводилась многоплановая работа, направленная на информационное противодействие экстремизму и доведение
до населения информации о проводимых мероприятиях месячника.
За период 2016 были использованы возможности средств массовой информации для профилактики экстремизма, предотвращения пропаганды экстремистской идеологии и насилия в средствах массовой информации, усиления контрпропаганды экстремизма, внедрения в социальную практику норм толерантного поведения. С 1 сентября 2016 года Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям на 27 телеканалах запущено 10 информационно - разъяснительных роликов об угрозах терроризма обществу, направленных на повышение бдительности граждан (хронометражем по 15 и 30 сек.). В сетке вещания данных телеканалов ролики находились до 31 декабря 2016 года. Всего по информационному освещению мероприятий в рамках месячника «Экстремизму – Нет!» вышло более 80 материалов. До сведения населения посредством ведущих республиканских и районных СМИ доведены контактные телефоны доверия правоохранительных органов и спасательных служб. Агентством проведен конкурс журналистских работ на лучшее освещение антиэкстремистской проблематики в СМИ Республики Татарстан.
На участие в конкурсе подана 341 работа. Определены победители по номинациям:
1. «Лучший телесюжет (телепередача) по антиэкстремистской проблематике»
– ОАО «Телерадиокомпания «Новый Век» и филиал АО «ТАТМЕДИА» «Телерадиокомпания «Казань».
2. «Лучший радиосюжет (радиопередача) по антиэкстремистской проблематике» – ФГУП ВГТРК ГТРК «Татарстан», радио «Татарстан».
3. «Лучшая публикация в печатных СМИ по антиэкстремистской проблематике» – газета «Республика Татарстан» (Простатов Игорь Александрович), газета «Ватаным Татарстан» (Мингазов Рашит Ракипович), газета «Шәһри Казан», журнал «Гаилә һәм мәктәп» (Фазылова Руфия Рагиповна).
4. «Лучшая публикация в сети Интернет по антиэкстремистской проблематике» – издательский дом «Хузур – Спокойствие», интернет-издание Kazanfirst (Ярхамов Ильнур Ирнисович).
Агентством организована работа по популяризации службы экстренных вызовов «112» и системы «Народный контроль», особенно в части обращений о возникновении конфликтных ситуаций на религиозной и национальной почве, случаях проявления экстремизма и терроризма.
Проводится мониторинг СМИ и сети Интернет. Следует подчеркнуть, что систематически на страницах газет и в эфире телевидения освещалась работа, проводимая правоохранительными органами, администрацией, общественными структурами районов по вопросам профилактики терроризма и экстремизма, а также поднимались проблемы, связанные с данной темой, печатались выступления, интервью, беседы с представителями уполномоченных органов.
Филиалами ОАО «ТАТМЕДИА» организовано освещение мероприятий, проводимых в муниципальных образованиях Республики Татарстан. Результаты мероприятий также активно размещались в социальных сетях и блогах организаций разного уровня, личных аккаунтах активистов.
На наружных рекламных конструкциях города Заинска были размещены предоставленные отделом МВД России по Заинскому району баннеры антиэкстремистского содержания.
Министерством культуры Республики Татарстан в рамках Месячника проводился XII Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Государственным бюджетным учреждением «Татаркино» организован показ фильмов «Экстремизму и терроризму – нет» в республиканских и муниципальных кинотеатрах.
По оценкам аналитиков удалось добиться положительного результата, который выразился в большем по сравнению с предыдущими годами участием населения республики в мероприятиях профилактического характера. По оценке специалистов мероприятия в СМИ способствовали усилению взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества, научного и образовательного сообществ, религиозных организаций, средств массовой информации по вопросам профилактики экстремизма и терроризма на территории республики, создания атмосферы общественного согласия, недопущения межнациональных, меж- и внутри конфессиональных конфликтов, повышения правосознания населения.
В результате в рамках противодействия этноконфессиональному экстремизму были использованы следующие варианты пропаганды через СМИ:
- Освещение в новостях мероприятий по противодействию и оценка журналистами их значения.
- Распространение информации через региональное телевидение и прессу о многонациональности и разных религиозных группах и их культурных практиках в позитивном ключе.
- Информирование через региональное телевидение и прессу о деструктивных этноконфессиональных группах и их террористической деятельности, демонстрация практик вербовки ими молодежи и последствия подобных практик.
- Информирование о мероприятиях МВД по борьбе с этноконфессиональным экстремизмом.
- Использование блог-сферы и личных сетевых ресурсов для распространения информации профилактического характера.
- Осуществление сотрудничества с журналистами и региональными СМИ для разработки и внедрения действенных стратегий профилактики.
- Использование практики создания документального и художественного кино, как составляющей профилактики этноконфессионального экстремизма.
Данные мероприятия были признаны эффективными в связи со снижением напряженности, связанной с этническими и конфессиональными взаимоотношениями. В связи с этим, предполагается дальнейшее развитие данных направлений.
Однако, специалистами также признается, что данные меры не являются полными и необходимо расширять практику использования СМИ для решения проблемы этноконфессионального экстремизма в РТ. Для этого необходимо обращаться к практике других регионов и международным достижениям в данной области, проводить дальнейшие исследования и разработки мероприятий.
Наиболее активно эксперты говорят о необходимости формирования комплексных планов, которые позволят заниматься профилактикой, особенно на уровне просвещения молодежи относительно деятельности экстремистских групп. Включение в данный процесс государственных структур признается лидирующей позицией процесса. Экспертами, мнения которых были представлены в работе, также акцентируется внимание на том, что именно личность, нуждающаяся в самореализации становится объектом внимания экстремистов. В итоге отсутствие возможностей саморазвития, общения, актуального досуга для молодежи формирует склонность к поиску различного рода авантюр, а представляемый романтичный образ борца или подруги борца формирует привлекательность экстремистских организаций. Для СМИ необходимо осуществлять работы в данном направлении.
Информационные потоки СМИ, ориентированные на новостной, просветительский и развлекательный контент, вносят значительный вклад в борьбу с экстремизмом. Это телевидение, печатная пресса, информационные порталы сети интернет, радио и пр. На современном этапе они в большинстве направлены на поиск сенсации и размещение информации, которая сможет привлечь читателя или зрителя. Эта составляющая является фактором сохранения ими конкурентоспособности. Однако же, на практике они часто играют негативную роль в борьбе с экстремизмом и его распространении в молодежной среде. Вместо представления информации, которая может помочь молодым людям распознать экстремистский контент СМИ ориентированы на сенсационность, отражение информации, которая может вызвать глубокий эмоциональный отклик. На этом фоне используются различного рода манипулятивные практики в связи с чем формируется множество стереотипов и ложных представлений относительно экстремизма, формируются новые формы экстремизма и национальной нетерпимости. Достаточно часто СМИ связывают явления экстремизма с конкретными религиями, тем самым стигматизируя отдельные конфесии, акцентирует внимание на неблагополучии молодых людей, которые стали жертвами экстремизма и складывается впечатление, что только люди с социальными девиациями или психическими отклонениями могут стать жертвами радикальных группировок. В обычной же жизни никто из адресатов СМИ таковыми себя не считает и это создает ложное чувство безопасности.
Также существует проблема инициативности отдельных журналистов, в рамках работы которых проявляют склонность к тому, чтобы продвинуть собственный материал при помощи акцентирования внимания на отдельных составляющих, формирующих конкретный облик. В итоге же данный облик переносится на группу, к которой принадлежит один ее представитель. В отдельных случаях журналисты ради сенсации также идут на явное нарушение этики с целью получения «горячего» материалы, который поднимет их рейтинги среди конкурентов.
Таким образом, акцентирование внимания на роли СМИ в противодействии экстремизму в РТ и его противодействию в распространении в молодежной среде, основано на необходимости переориентации работы к более эффективным практикам и развитии тех составляющих, которые уже доказали свою эффективность. Для современных СМИ в РТ в ориентированности на молодежь необходимо говорить на доступном и актуальном для них языке и акцентировать внимание на возможностях саморазвития помимо экстремистских организаций, демонстрировать негативное и разрушающее влияние экстремизма без привязки к конкретной религии, нации, социальной группе. Для СМИ в РТ в рамках противодействия экстремизму в молодежной среде также необходимо отходить от устремленности к распространению сенсационного материала и создания образа экстремиста, который может показаться привлекательным.
Переходя к выводам по итогам исследования, проведенного в данной главе, возможно отметить, что современные СМИ очень слабо заинтересованы в том, чтобы заниматься профилактикой экстремизма и в большей степени для них важен аспект популярности, которая достигается за счет скандальных и рейтинговых тем, привлекающих большое количество читателей стимулирующих процесс обсуждения. На этом фоне СМИ часто становятся проводником идей экстремизма, не нацеливаясь на подобную практику они в желании придвинуть интересный материал дают информацию об экстремистских группах и их деятельности, акцентируют внимание на каналах, через которые они ведут пропаганду. В связи с этим СМИ необходимо переориентировать подход в своей работе и соблюдать рекомендации, которые созданы специалистами в рамках противодействия экстремистским течения и идеям, распространяемым через современные информационные каналы. Мероприятия, которые проводились в РТ в противодействии экстремизму через СМИ показали свою эффективность в связи с чем необходимо не только использовать уже имеющиеся успешные практики, но и развивать новые направления, в том числе бороться с существующими проблемами и недостатками работы СМИ в целом и отдельных журналистов в частности.

Заключение
При изучении СМИ и степени успешности их воздействия на аудиторию не существует максимально точных методов и форм оценки эффекта и эффективности. Они могут быть выявлены только в приблизительных масштабах. Наиболее показательными в данном направлении становятся средства, которые позволяют проанализировать общий информационный фон и реакцию общественности на транслируемые информационные потоки.
Молодежь становится объектом экстремистской деятельности в связи с психоэмоциональной нестабильностью, установками на трансформацию системы ценностей и устремленности к достижению положения в обществе, связанного с получением возможностей самореализации, признания обществом ценности и уникальности их личности. Особо подверженными деструктивному влиянию становятся люди из неблагополучной социальной среды, с низкой самооценкой, отсутствием поддержки со стороны социального окружения. Для них изменение из социального статуса и в целом образа жизни становится наиболее привлекательным в манипулировании деструктивными группами.
экстремизм включает в себя политический, социальный, экономический аспект. Его представителя стремятся к преобразованиям при помощи агрессивных мер на уровне политической практики, устремлены к внедрению новой системы ценностных ориентиров, а также определению превосходства одной социальной группы над другой или напротив – устранению данного превосходства. Наиболее активно экстремистская идеология развивается и продвигается в молодежных группах, выводя молодых людей за рамки общепринятых социальных норм и типов взаимодействия. В основе экстремистских идей лежит идеология. которая может опираться на национализм, фашизм, конфессиональные идеологии и пр. сам экстремист в своей деятельности нацелен на то, чтобы причинить вред противодействующей группе. Этноконфессиональный экстремизм имеет особенности, которые выражаются в том, что в нем сочетается идеология и этнической и религиозной нетерпимости. Наиболее значимыми факторами становятся религиозный радикализм и фанатизм. Этноконфессиональный экстремист на этом фоне является уже не просто представителем радикальных взглядов, продвигать которые предполагается при помощи насильственных мер, а внесистемным радикалом, характеризующимся религиозной и социокультурной нетерпимостью.
Нормативно-правовая база, ориентированная на защиту молодых людей от пагубного информационного контента, не совершенна и в законодательстве существуют серьезные пробелы. На фоне этого фактически не развивается профилактическое направление, а существующие аспекты освещения событий, связанных с экстремизмом в СМИ скорее повышают риски его распространения, чем снижают. Для экстремистских организаций и последователей экстремистских идей становится доминирующим принципом получить возможность осветить свои свершения через СМИ. В связи с этим они берут на себя вину за теракты и различные правонарушения. Также во многом проблемой представляется и сам процесс освещения в СМИ экстремистской деятельности, а часто СМИ ненамеренно формируют негативный облик социальных групп, которые не имеют отношения к экстремизму, но тем не менее в рамках общественного мнения с ним связываются. Особенно явно данная тенденция прослеживается в отношении религиозных течений, на этом же фоне происходит стимулирование развития экстремистских организаций фашистского и националистского толка, которые используют данные СМИ для распространения ненависти к представителями отдельных религиозных и этнических групп. Даже у экспертов отрасли присутствует неверное представление причинах распространения экстремистских идей в молодежной среде. Основной акцент они делают на распространение чуждых культурных практик и миграцию тогда, как личностные особенности и потребности возраста, а также проблемы социального кружения представляются малозначимым фактором. В противовес этом экстремистские организации манипулируют данными составляющими для вербовки молодежи в свои ряды.
В рамках исследования были проанализированы данные портала «Ислам.ру». Результаты анализа показали, что у портала присутствует акцентирование внимания на проявлениях экстремизма и ислам, в целом, противопоставляется другим религиям, в том числе иным течениям ислама. Акцентируется внимание на группировках, которые являются последователями радикального ислама и их национальности, в частности том, что они являются мигрантами. Формируется ряд установок, согласно которым представителей экстремистских групп достаточно легко распознать, они не замаскированы.
В связи с этим, у читателей формируется ложное мнение о собственной безопасности и в том числе полной уверенности в том, что основными приспешниками экстремизма являются люди отличных с ними конфессий, а они всегда и с успехом смогут распознать правоверного и отличить его от потенциального террориста. Подобная уверенность формирует высокую степень доверия и к лидерам мнений, в том числе лиц, которые являются носителями религиозной культуры. Подобная же практика и уверенность в безопасности достаточно часто дает возможность радикальным группировкам распространять и продвигать свои идеи.
В рамках исследования также были проанализированы материалы светских СМИ Татарстана. В отличие от исламского портала в них фактически отсутствуют практики предостережения и деятельности, связанной с вербовкой последователей радикальных группировок, акцент делает фактически исключительно на явные действия и преступное поведение. Подобная практика формирует представление об экстремизме, как активной позиции и фактически не связывает его с работой по вербовке молодежи, распространению идей и призывов через СМИ. Данная проблема во много упускается в переносе и акцентировании внимания на более «горячих» темах. В итоге возникает картины, в рамках которой радикальные группировки совершают преступление исходя из конкретных мотивов, доминирующей среди которых является нетерпимость по отношению к культуре или образу жизни. При этом, совершенно упускается причина возникновения подобного поведения, то есть источник мотивации подобного поведения и деструктивных идей.
В рамках противодействия этноконфессиональному экстремизму в РТ на современном этапе используются следующие варианты пропаганды через СМИ:
- Освещение в новостях мероприятий по противодействию и оценка журналистами их значения.
- Распространение информации через региональное телевидение и прессу о многонациональности и разных религиозных группах и их культурных практиках в позитивном ключе.
- Информирование через региональное телевидение и прессу о деструктивных этноконфессиональных группах и их террористической деятельности, демонстрация практик вербовки ими молодежи и последствия подобных практик.
- Информирование о мероприятиях МВД по борьбе с этноконфессиональным экстремизмом.
- Использование блог-сферы и личных сетевых ресурсов для распространения информации профилактического характера.
- Осуществление сотрудничества с журналистами и региональными СМИ для разработки и внедрения действенных стратегий профилактики.
- Использование практики создания документального и художественного кино, как составляющей профилактики этноконфессионального экстремизма.
В результате был сделан вывод о том, что акцентирование внимания на роли СМИ в противодействии экстремизму и его противодействию в распространении в молодежной среде, основано на необходимости переориентации работы к более эффективным практикам. Для современных СМИ в ориентированности на молодежь необходимо говорить на доступном и актуальном для них языке и акцентировать внимание на возможностях саморазвития помимо экстремистских организаций, демонстрировать негативное и разрушающее влияние экстремизма без привязки к конкретной религии, нации, социальной группе. Для СМИ в рамках противодействия экстремизму в молодежной среде также необходимо отходить от устремленности к распространению сенсационного материала и создания образа экстремиста, который может показаться привлекательным.

Список источников и литературы

Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Статья 13 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.) / Информационно-правовой портал Гарант Режим доступа: http://base.garant.ru/12170277/
Указ Президента Республики Татарстан «Об организационных вопросах деятельности антитеррористической комиссии в Республике Татарстан» от 4 апреля 2006 года № УП-128 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pandiaweb.ru/text/78/339/847
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. / Информационно-правовой портал Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/195521/
Указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1615610
Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164931/
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12127578/
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12148555/
Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». // Российская газета. 30.07.2002. № 138-139.
Целевая программа по профилактике экстремизма и терроризма в Республике Татарстан на 2014-2020, утвержденная кабинетом министров Республики Татарстан от 16 октября 2013 г. № 764 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463305393

Печатные издания
Анцупов, А.Я., Конфликтология / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – 3-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 496 с.
Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособ. / А.Я.Анцупов, С.В.Баклановский. – 2-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2009. – 304 с.
Бабосов, Е.М. Социальные конфликты и управление ими. Теория и практика менеджмента конфликта / Е.М.Бабосов. – Минск: Дикта, 2009. – 396 с.
Барышников, Д.П. Конфликты и мировая политика: учеб. пособ. / Д.П.Барышников. – М.: АСТ, 2008. – 384 с.
Герасимович, О.П. Топологическая матрица изучения СМИ в конфликте / О.П.Герасимович // Вестник БГУ. Серия 4. Филология. Журналистика. Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 69-72.
Герасимович, О.П. Конфликт в СМИ и молодежная аудитория / О.П.Герасимович // Современные тенденции в молодежной среде и право: материалы респ. студ. конф., Минск, 26 нояб. 2008 г. / Белорус. гос. экон. ун-т, редкол.: Г.А.Короленок [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2008. – С. 22-23.
Герасимович, О.П. Освещение конфликтов в СМИ / О.П.Герасимович // Міжнародная навуковая канферэнцыя «Сёмыя танкаўскія чытанні» (да 95-годдзя БДПУ), 30 сентября 2009 г. / Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка.
Герасимович, О.П. От конфликта к социальному согласию / О.П.Герасимович // Научный поиск молодежи XXI века: материалы X междунар. науч. конф. студентов и магистрантов, Горки, 3-5 дек. 2008 г. / Белорус. гос. сельскохозяйственная академия.
Герасимович, О.П. Понятия «язык конфликта» и «язык вражды» для повышения профессионализма журналистов / О.П.Герасимович // Материалы докладов Международной научной конференции «Русский язык в контексте культуры», 10-11 ноября 2009 г. / Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова.
Герасимович, О.П. СМИ в конфликтном диалоге / О.П.Герасимович // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 9-11 февр. 2009 г. / Московский гос. ун-т, редкол.: Е.Л.Вартанова [и др.]. – М.: Факультет журналистики БГУ имени М.В.Ломоносова; МедиаМир, 2009. – С. 53-54.
Герасимович, О.П. Социальная топология и СМИ / О.П.Герасимович // Актуальные проблемы социально-экономических, правовых и гуманитарных наук: теория и практика: материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов, Минск, 15 мая 2009 г. / БИП-Институт правоведения, редкол.: С.Ф.Сокол [и др.]. – Минск: БИП-С ПЛЮС, 2009. – С. 222-223.
Герасимович, О.П. Топология СМИ в конфликте / О.П.Герасимович // Материалы докладов XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. и прогр. (10 Мб). – М.: МАКС Пресс, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Давыдов Д. Г. Причины молодёжного экстремизма и его профилактика в образовательной среде // Социология образования. — 2013. — № 10. — С. 4-18.
Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособ. – М.: Альфа-М, 2003. – 336 с.
Ибраева, Г.Ж. Региональные конфликты и СМИ: учеб. пособие / Г.Ж.Ибраева. – Алматы: Приоритет, 2001. – 258 с.
Карымсакова Р.Д. Освещай, но не разжигай : пособие для журналистов / Р.Д. Карымсаковы – 3-е изд., доп. и перераб. – Алматы: Фонд «Əділ сөз», 2010. – 56 с.
Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Характеристика экстремизма в молодёжной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) // Психологическая наука и образование : Электронный ресурс. — 2014. — № 1. 
Международное гуманитарное право в документах / Сост.: Ю. М. Колосов, И. И. Котляров. - М. : Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - 554, [1] c.
Платонов, Ю.П. Психология конфликтного поведения / Ю.П.Платонов. – СПб.: Речь, 2009. – 544 с.
СМИ в конфликтных ситуациях. Расследования Центра экстремальной журналистики / Центр экстремальной журналистики; сост. С.Плотников. – М.: Права человека, 2006. – 204 с.
СМИ: предотвращение конфликтов и постконфликтное восстановление / Орг. Объед. Наций по вопросам образования, науки и культуры; пер. с англ.: А.Зотагин; ред. И. Гусейнова. – М.: Права человека, 2006.– 124 с.
Справочник для журналистов, работающих в постконфликтных зонах (Северный Кавказ) / Орг. Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Центр экстремальной журналистики; сост. М.Григорян. – М.:Права человека, 2007.– 66 с.
Электронные ресурсы
Ассамблея народов Татарстана [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.an-tat.ru/search/?text=%D0%BD%D0%BA%D0%BE
Духовное управление мусульман РТ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dumrt.ru/ru/
Интернет-проект "Большая игра "Сломай систему" признан экстремистским. Информационное агентство «Regnum» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/cultura/1258963.html
Исламский сайт противостояния сектам и экстремизму [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://extremizm.ru/index.php
Кафедра конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kpfu.ru/philosophy/struktura/otdeleniya/kafedra-konfliktologii
Личностно-психологические корни экстремизма [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ekstremizm.ru/biblioteka/knigi/item/684-lichnostno-psihologicheskie-korni-ekstremizma
Национальный антитеррористический комитет РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nac.gov.ru/

http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2017/04/d36942/
Власов В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика / В.И. Власов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. Антонян Ю. М. Экстремизм и его причины [Текст] / Ю. М. Антонян // М.: Логос – 2010.
Фридинский, С. Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности [Текст] / С. Н. Фридинский // Сайт общественного мнения «Журналисты против террора» - http://www.smiantiterror.ru; Сазанова Е. Г. Молодежный экстремизм как социальный феномен [Текст] / Е.Г.Сазанова // Экстремизм и другие криминальные явления. – М.: Российская криминологическая ассоциация – 2008; Перепелкин Г. Е. Молодежный экстремизм как угроза общественной безопасности [Текст] / Г. Е. Перепелкин // Правовая культура. – Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России – 2009; Зубок Ю. А. Молодёжный экстремизм. Сущность и особенности проявления [Текст] / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // СОЦИС. – 2008; Павлинов А. В. Особенности проявлений экстремизма в молодёжной среде и меры противодействия ему [Текст] / А. В. Павлинов, Е. Ю. Дятлова. – Вестник Владимирского юридического института – 2008.
Зиядова Д. З. К вопросу о противодействии молодёжному экстремизму [Текст] / Д. З. Зиядова // Юридический вестник ДГУ. – 2011; Сальников Е. В. Профилактика экстремизма [Текст] / Е. В. Сальников // Среднерусский вестник общественных наук – 2010; Смирнов В. А. Основы молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма [Текст] / В. А. Смирнов // Вестник Челябинского государственного университета – 2008.
Кузьмин А.В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде. – Томбов, 2012; Акунина Ю.А. Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде М., 2005; Переходько О.И. Социальные акции как средство профилактики экстремизма в молодежной среде. – Киров, 2013.
Артемова В.Л. Массовая коммуникация и массовое сознание. Сборник научных статей, выпуск 4, Изд-во «Эксмо», 2006г.; Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., Знание. 2004г.; Борее В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., Эксмо 2006г.
Назаров М.М. Эффективность средств массовой коммуникации, Изд-во: М.: Знание, 2007; Почепцов Г.Г.Эффективность средств массовой информации. Минск. 2003г.
Герасимович, О.П. Деонтологические аспекты роли журналистов в конфликте / О.П.Герасимович // Моральная ответственность журналиста в условиях глобализационных процессов: материалы междунар. науч.-практ. студ. конф., Львов, 14-15 мая 2009 г. / Львовский нац. ун-т имени И.Франко. – Львов, 2009; Тот же Конфликт в СМИ и молодежная аудитория / О.П.Герасимович // Современные тенденции в молодежной среде и право: материалы респ. студ. конф., Минск, 26 нояб. 2008 г. / Белорус. гос. экон. ун-т, редкол.: Г.А.Короленок [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2008; Тот же Понятия «язык конфликта» и «язык вражды» для повышения профессионализма журналистов / О.П.Герасимович // Материалы докладов Международной научной конференции «Русский язык в контексте культуры», 10-11 ноября 2009.
Поляков, Ю.А. Международное гуманитарное право и средства массовой информации: Учеб. пособие для студентов фак. журналистики / Ю. А. Поляков. - М.: Ин-т междунар. права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2003.
Третьякова Р.Д. Освещай, но не разжигай : пособие для журналистов / Р.Д. Карымсаковы – 3-е изд., доп. и перераб. – Алматы: Фонд «Əділ сөз», 2010; Третьякова, О.В. Учебная программа по курсу «Конфликтология СМИ» / О.В.Третьякова // Законодательство и практика масс-медиа. – 2007.
Костромина Н.И., Шайбакова Л.Ф. Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности государственных научных центров РФ [электронный ресурс]- режим доступа: wvvw.uran.ru
Костромина Н.И., Шайбакова Л.Ф. Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности государственных научных центров РФ [электронный ресурс]- режим доступа: wvvw.uran.ru
Бернейс Э. Пропаганда. - М.: Hippo Publishing, 2010.
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аспект-Пресс, 2009.
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аспект-Пресс, 2009.
Загребин В.В. Подходы к определению категории «молодежь» // Концепт – 2014 – № 2. С. 34.
Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. - 2002. -№3.
Вершинин М.В. Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп» [Электронный ресурс]. - URL: http://bookap.info/socio-psy/verhi-nin/gl3.shtm
Сиоридзе А.Т. Групповой молодежный экстремизм (криминологическое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007.
Третьякова Н.Н., Божина М.М. Проблемы экстремизма в молодежной среде //Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки- 2016 - № 2.
Вершинин М.В. Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп» [Электронный ресурс]. - URL: http://bookap.info/socio-psy/verhi-nin/gl3.shtm
Верхоглядов Я.Е. К вопросу о возможности информационного противодействия экстремизму в молодежной среде [Электронный ресурс] // Алтайский юридический вестник. - 2015. - № 11. - URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=239028041
Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - СПб.: Питер, 2002.
http://wapkin.livejournal.com/1298250.html
http://dumrt.ru/node/1956
Анатольева Н.С. Проблема толерантности в работах педагогов – исследователей [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.rusnauka.com/36_PVMN_2012/Pedagogica/3_123222.doc.htm
Анатольева Н.С. Проблема толерантности в работах педагогов – исследователей [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.rusnauka.com/36_PVMN_2012/Pedagogica/3_123222.doc.htm
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007.
Багреева Е.Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников: дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2001
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12127578/
Ермакова И. Секты в законе. Почему они вольготно чувствуют себя в республике? [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.kazan.aif.ru/society/details/86578
http://wapkin.livejournal.com/1298250.html
Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Характеристика экстремизма в молодёжной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) // Психологическая наука и образование : Электронный ресурс. - 2014. - № 1. 
Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Характеристика экстремизма в молодёжной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) // Психологическая наука и образование : Электронный ресурс. - 2014. - № 1. 
Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Характеристика экстремизма в молодёжной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) // Психологическая наука и образование : Электронный ресурс. - 2014. - № 1. 

Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Характеристика экстремизма в молодёжной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) // Психологическая наука и образование : Электронный ресурс. - 2014. - № 1. 

Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Характеристика экстремизма в молодёжной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) // Психологическая наука и образование : Электронный ресурс. - 2014. - № 1. 

http://www.islam.ru/content/analitics/30400
Плотникова И. Дело ​Хабиба Закамского: как «подрывник» Казанского авиазавода сирийских террористов финансировал//Реальное время [электронный ресурс] – режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/56393-podryvniku-kazanskogo-aviazavoda-dobavili-obvineniy
Лашин Р.Л. Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет и образовательной среде: вызовы 2015 года//Безопасность и образование: сборник материалов информационно-практического форума, Симферополь, 2015.
Лашин Р.Л. Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет и образовательной среде: вызовы 2015 года//Безопасность и образование: сборник материалов информационно-практического форума, Симферополь, 2015.
Лашин Р.Л. Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет и образовательной среде: вызовы 2015 года//Безопасность и образование: сборник материалов информационно-практического форума, Симферополь, 2015.
Итоги месячника по профилактике экстремизма и терроризма в Республике Татарстан «Экстремизму нет!» - Казань, 2016.












2

Список источников и литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Статья 13 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.) / Информационно-правовой портал Гарант Режим доступа: http://base.garant.ru/12170277/
3. Указ Президента Республики Татарстан «Об организационных вопросах деятельности антитеррористической комиссии в Республике Татарстан» от 4 апреля 2006 года № УП-128 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pandiaweb.ru/text/78/339/847
4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. / Информационно-правовой портал Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/195521/
5. Указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке уста-новления уровней террористической опасности, предусматриваю¬щих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1615610
6. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164931/
7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12127578/
8. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12148555/
9. Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/
10. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». // Российская газета. 30.07.2002. № 138-139.
11. Целевая программа по профилактике экстремизма и терроризма в Республике Татарстан на 2014-2020, утвержденная кабинетом министров Республики Татарстан от 16 октября 2013 г. № 764 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463305393

Печатные издания
12. Анцупов, А.Я., Конфликтология / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – 3-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 496 с.
13. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособ. / А.Я.Анцупов, С.В.Баклановский. – 2-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2009. – 304 с.
14. Бабосов, Е.М. Социальные конфликты и управление ими. Теория и практика менеджмента конфликта / Е.М.Бабосов. – Минск: Дикта, 2009. – 396 с.
15. Барышников, Д.П. Конфликты и мировая политика: учеб. пособ. / Д.П.Барышников. – М.: АСТ, 2008. – 384 с.
16. Герасимович, О.П. Топологическая матрица изучения СМИ в конфликте / О.П.Герасимович // Вестник БГУ. Серия 4. Филология. Журналистика. Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 69-72.
17. Герасимович, О.П. Конфликт в СМИ и молодежная аудитория / О.П.Герасимович // Современные тенденции в молодежной среде и право: материалы респ. студ. конф., Минск, 26 нояб. 2008 г. / Белорус. гос. экон. ун-т, редкол.: Г.А.Короленок [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2008. – С. 22-23.
18. Герасимович, О.П. Освещение конфликтов в СМИ / О.П.Герасимович // Міжнародная навуковая канферэнцыя «Сёмыя танкаўскія чытанні» (да 95-годдзя БДПУ), 30 сентября 2009 г. / Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка.
19. Герасимович, О.П. От конфликта к социальному согласию / О.П.Герасимович // Научный поиск молодежи XXI века: материалы X междунар. науч. конф. студентов и магистрантов, Горки, 3-5 дек.
2008 г. / Белорус. гос. сельскохозяйственная академия.
20. Герасимович, О.П. Понятия «язык конфликта» и «язык вражды» для повышения профессионализма журналистов / О.П.Герасимович // Материалы докладов Международной научной конференции «Русский язык в контексте культуры», 10-11 ноября 2009 г. / Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова.
21. Герасимович, О.П. СМИ в конфликтном диалоге / О.П.Герасимович // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 9-11 февр. 2009 г. / Московский гос. ун-т, редкол.: Е.Л.Вартанова [и др.]. – М.: Факультет журналистики БГУ имени М.В.Ломоносова; МедиаМир, 2009. –
С. 53-54.
22. Герасимович, О.П. Социальная топология и СМИ /
О.П.Герасимович // Актуальные проблемы социально-экономических,
правовых и гуманитарных наук: теория и практика: материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов, Минск, 15 мая 2009 г. / БИП-Институт правоведения, редкол.: С.Ф.Сокол [и др.]. – Минск: БИП-С ПЛЮС, 2009. – С. 222-223.
23. Герасимович, О.П. Топология СМИ в конфликте / О.П.Герасимович // Материалы докладов XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. и прогр. (10 Мб). – М.: МАКС Пресс, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
24. Давыдов Д. Г. Причины молодёжного экстремизма и его профилактика в образовательной среде // Социология образования. — 2013. — № 10. — С. 4-18.
25. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособ. – М.: Альфа-М, 2003. – 336 с.
26. Ибраева, Г.Ж. Региональные конфликты и СМИ: учеб. пособие / Г.Ж.Ибраева. – Алматы: Приоритет, 2001. – 258 с.
27. Карымсакова Р.Д. Освещай, но не разжигай : пособие для журналистов / Р.Д. Карымсаковы – 3-е изд., доп. и перераб. – Алматы: Фонд «Əділ сөз», 2010. – 56 с.
28. Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Характеристика экстремизма в молодёжной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) // Психологическая наука и образование : Электронный ресурс. — 2014. — № 1.
29. Международное гуманитарное право в документах / Сост.: Ю. М. Колосов, И. И. Котляров. - М. : Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - 554, [1] c.
30. Платонов, Ю.П. Психология конфликтного поведения /
Ю.П.Платонов. – СПб.: Речь, 2009. – 544 с.
31. СМИ в конфликтных ситуациях. Расследования Центра экстремальной журналистики / Центр экстремальной журналистики; сост. С.Плотников. – М.: Права человека, 2006. – 204 с.
32. СМИ: предотвращение конфликтов и постконфликтное восстановление / Орг. Объед. Наций по вопросам образования, науки и культуры; пер. с англ.: А.Зотагин; ред. И. Гусейнова. – М.: Права человека, 2006.– 124 с.
33. Справочник для журналистов, работающих в постконфликтных зонах (Северный Кавказ) / Орг. Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Центр экстремальной журналистики; сост. М.Григорян. – М.:Права человека, 2007.– 66 с.
Электронные ресурсы
1. Ассамблея народов Татарстана [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.an-tat.ru/search/?text=%D0%BD%D0%BA%D0%BE
2. Духовное управление мусульман РТ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dumrt.ru/ru/
3. Интернет-проект "Большая игра "Сломай систему" признан экстремистским. Информационное агентство «Regnum» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/cultura/1258963.html
4. Исламский сайт противостояния сектам и экстремизму [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://extremizm.ru/index.php
5. Кафедра конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kpfu.ru/philosophy/struktura/otdeleniya/kafedra-konfliktologii
6. Личностно-психологические корни экстремизма [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ekstremizm.ru/biblioteka/knigi/item/684-lichnostno-psihologicheskie-korni-ekstremizma
7. Национальный антитеррористический комитет РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nac.gov.ru/

Вопрос-ответ:

Какие определения можно дать понятию "эффекты и эффективность профилактики экстремистских идей"?

Понятие "эффекты и эффективность профилактики экстремистских идей" означает изучение результатов и эффективности мер, принимаемых для предотвращения распространения экстремистской идеологии. Это включает в себя анализ влияния таких мер на молодежную аудиторию, оценку их эффективности и выработку рекомендаций для дальнейших действий.

Какую роль играют СМК в противодействии экстремизму в сфере этноконфессиональных отношений?

СМК (средства массовой коммуникации) играют важную роль в противодействии экстремизму в сфере этноконфессиональных отношений. Они позволяют информировать молодежную аудиторию о рисках и опасностях экстремизма, а также предлагать альтернативные ненасильственные способы решения конфликтов и общения между представителями разных этнических и религиозных групп.

Какие специфические особенности имеет экстремизм в сфере этноконфессиональных отношений?

В сфере этноконфессиональных отношений экстремизм имеет свои специфические особенности. Он связан с конфликтами между разными этническими и религиозными группами, проявляется в форме распространения ненавистной пропаганды и зарождения враждебного отношения друг к другу. Экстремизм в этой сфере может быть особенно опасным, так как может привести к межэтническим и религиозным конфликтам.

Какие проблемы и подходы к исследованию эффектов и эффективности профилактики экстремистских идей существуют?

В исследованиях эффектов и эффективности профилактики экстремистских идей существуют различные проблемы и подходы. Одна из проблем заключается в объективной оценке влияния профилактических мер на молодежную аудиторию, так как это сложно измерить и оценить. Также существуют различные подходы к исследованию, включая сравнительный анализ разных методов профилактики, анализ причин и мотивов принятия экстремистских идей, и др.

Какие эффекты и эффективность профилактики экстремистских идеологий в молодежной среде рассматриваются в главе?

В главе рассматриваются эффекты и эффективность профилактики экстремистских идеологий в сфере этноконфессиональных отношений. Описываются проблемы и основные подходы к исследованию данной темы. В частности, рассматривается определение понятий, специфика экстремизма в этой сфере и роль социальных медиа в противодействии экстремизму.

Что означает понятие "эффекты и эффективность" в контексте профилактики экстремистских идеологий?

Под "эффектами и эффективностью" понимается изучение результатов и влияния профилактики экстремистских идеологий в молодежной среде. Это включает в себя анализ того, какие изменения происходят в сфере этноконфессиональных отношений после проведения профилактических мероприятий, и насколько эффективны эти меры в предотвращении распространения экстремистской идеологии среди молодежи.

Какая аудитория является объектом экстремистской идеологии?

Объектом экстремистской идеологии является молодежная аудитория. В статье рассматривается специфика экстремизма в сфере этноконфессиональных отношений, которая может влиять на молодых людей и формировать их взгляды и убеждения.

Какие проблемы связаны с экстремизмом в сфере этноконфессиональных отношений?

В сфере этноконфессиональных отношений существует ряд проблем, связанных с экстремизмом. Это конфликты на основе расовой, национальной или религиозной принадлежности, недоверие между представителями разных этнических или религиозных групп, дискриминация и враждебность. Эти проблемы могут приводить к нарастанию экстремистских настроений и распространению экстремистской идеологии среди молодежи.

Какие эффекты и эффективность профилактики экстремистских идеологий изучаются в данной статье?

В данной статье изучаются эффекты и эффективность профилактики экстремистских идеологий в сфере этноконфессиональных отношений в молодежной среде.

Какие понятия определяются в статье?

В статье определяются понятия "эффекты" и "эффективность" в контексте профилактики экстремистских идеологий.