Формирование выразительности чтения у школьников с ОВЗ
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 18.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ 5
1.1 Процесс слухового восприятия устной речи. Фонематическое восприятие 5
1.2 Формирование звукопроизношения в онтогенезе 9
1.3 Взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализаторов в процессе восприятия устной речи 11
1.4 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР 14
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФН 21
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 21
2.2. Характеристика обследуемых детей 22
2.3. Итоги коррекционной работы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Приложение 1 37
Заметна положительная динамика развития звукопроизношения.Однако, наиболее распространенным у детей группы было нарушение произношения свыше 2-х групп звуков. При исследовании звукопроизношения у части детей отмечалось неправильное произношение звука или звуков в речи при правильном изолированном произношении или произношении в простых словах, т.е. наблюдалась недостаточная автоматизация звуков. Заметно уменьшилось количество полиморфных нарушений. Для оценки состояния сформированности фонематических функций мы определили 4- уровневую систему оценивания состояния фонематической стороны речи: 1-й уровень - низкий - 1-12 баллов. 2-й уровень - средний - 13-19 баллов.3-й уровень - хороший –20-23 баллов.4-й уровень - высокий (соответствует возрастным нормам) - 24 - 25 балловНа рисунке 8приведены результаты исследования фонематических функций.Проанализируем полученные результаты.Рисунок2. Динамика результатов исследования фонематических функцийдошкольников после проведения коррекцииИз данных видно, что количество детей с низкими уровнем сформированности фонематических меньше в ЭГ.Большая часть обеих групп показала средний уровень сформированности фонематических функций. В основном они давали ответ со второй или третьей попытки, что еще раз подтверждает положительную динамику развития.Исследование фонематического восприятия речи так же включало в себя три серии заданий: дифференциация слов-квазиомонимов на слух; слухопроизносительная дифференциация в слогах и словах-квазиомонимах; дифференциация звуков в словах-квазиомонимах по представлению. Несмотря на проведённую коррекционную работу, дети группы по-прежнему испытывали значительные трудности при выполнении заданий. Полученные данные подтвердили стойкий характер нарушений.На рисунке3 четко видно соотношение средних баллов по предлагаемым заданиям в ЭГ и КГ после проведения коррекционной работы. Результаты исследования фонематического восприятия показывают, что у детей ЭГрезультаты выше, чем у детей из КГ.Рисунок 3.Динамика результатов исследования фонематического восприятия дошкольников до и после проведения коррекцииМы можем констатировать слабую, но положительную динамику развития фонематического восприятия дошкольников с ФФН, однако, она практически несущественна в данной группе детей.На основе полученных данных мы можем констатировать положительную динамику звукопроизношения у дошкольников с ФФН.В ЭГ результат коррекционной работы выше, чем в КГ, соответственно мы можем сделать вывод о том, работа по развитию фонематических функций детей с ФФН будет успешной при совместной работе логопеда и воспитателяЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение нарушений фонематических функций у дошкольников с ФФН достаточно актуально в настоящее время. Нарушения фонематического восприятия приводят к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в своей и чужой речи. Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой. Без четкого умения дифференцировать фонемы родного языка на слух нельзя овладеть навыками фонематического анализа и синтеза, что в дальнейшем в школьном возрасте приводит к возникновению дисграфии и дислексии.На основе литературного анализа была выдвинута следующая гипотеза: подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) на логодических занятиях будет проходить эффективнее при условии введения в систему экспериментальной работы комплексного взаимодействия логопеда и воспитателя.В основу данного исследования были положены следующие положения:1.Современные представления по проблеме состояния фонематических функций и их взаимосвязи с другими компонентами речевой системы.2.Использование данных о последовательности формирования фонематических функций и становления звукопроизношения в онтогенезе.По результатам исследования нами была разработана система коррекционных занятий с детьми с ФФНР, включающая совместную работу воспитателя и логопеда. По итогам проведенной работы нами было организовано исследование детей.Проведенное исследование подтвердило что:- Дети с ФФН нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия.- Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного обследования фонематических функций и состояния звукопроизношения, т.к. уровни сформированности фонематических функций наравне со звукопроизношением и определяют структуру речевого дефекта.- Работа по развитию фонематических функций детей с ФФН будет успешной при совместной работе логопеда и воспитателя.Таким образом, цели исследования были достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБодуэн И.А. Фонема //Психолингвистика в очерках и извлечениях. – М.,2003Волкова Л.С., Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи – М., 2003. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед №1, 2004 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – Спб., 2000Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М., 2010Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с ФФН). - М., 1985Жинкин Н.И. Общие контуры механизма речи //Теория речевой деятельности. – Спб., 2000Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - Спб., 2002Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. – Спб., 1995Логопедическая работа с дошкольниками / под ред. Шашкиной Г.Р. – М., 2003Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова.–СПб. : Детство-Пресс, 2003.–234 с.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – Спб., 2005Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – Спб., 2001Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. – М., 2007Методы обследования речи детей / Под ред. Чиркиной Г.В. –М., 2005 Никашина Н. А. Формирование речи при ее недоразвитии / Н. А. Никашина / под ред. Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой и др. –М.: Просвещение, 1995.–356 с. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: / под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец, - М., 2002 Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход) / С. Н. Сазонова. – М.: Академия, 2003. – 144с. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: «Детство пресс», 2007.–228 с. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: «Детство пресс», 2007.–106 с. Специальная психология / В.И.Лубовский [и др.]; под ред. В.И.Лубовского.–М.: Издательство Юрайт, 2014.–428 с. Титова Т. А. К проблеме нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией и дизартрией. Выявление и коррекция нервно-психических расстройств у детей / Т. А. Титова.–М.: Просвещение, 1985.–243 с. Титова Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологий / Т. А. Титова. – СПб.: Акцидент, 2002. – 243 с. Ткаченко Т.А. Коррекция слоговой структуры слова. М.: Гном и Д, 2004.–40 с. Ткачева Л.Р. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылка успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии, №5. – 1980Усанова О.Н. Специальная психология:учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии/О. Н. Усанова.–Санкт-Петербург:Питер, 2006.– 395 с. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О. С. Ушакова.–М.: ТЦ Сфера, 2008.–240 с. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии №1, 2004Чистович Л.А. Кожевников В.А. Алякринский В.В. Бондарко Л.В. и. др. Состояние вопроса о восприятии речи // Теория речевой деятельности. – CПб., 2000Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. — М., 2005Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1969ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Коррекционно-логопедическая программа совместно с воспитателемПрограмма включает несколько блоков:1. Диагностический.2. Формирующий - коррекционный3. Развивающий4. Повторно диагностический.Далее будет рассмотрено методическое содержание всех программных блоков. За основу методики была взята методика предложенная Волковой Г.А., Мастюковой Е. М., Филичевой Т.Б.(1999), Архиповой Е.Ф. (2006), а также методика Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Формирование способности узнавать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений. Также в процессе этой работы формируются навыки слухового внимания и памяти, что в дальнейшем будет способствовать развитию умения дифференцировать звуки речи. Этот этап работы рекомендован всем выделенным в ходе исследования группам детей. В таблице приводится содержание диагностического блока, который включает ряд заданий, изучающих уровень развития речи дошкольников. Эти данные воспитатель должен учитывать при последующей работе. Принимаются во внимание как коллективные результаты исследований, так и индивидуальные.Примерные упражнения:№ п/пНазвание занятияСодержание занятия1.Игра «Отгадай-ка»(воспитатель)Игра призвана обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.Воспитатель описывает предмет, находящийся в комнате (Он круглый, красный, катается по земле, прыгучий). Отгадавший принимает эстафету и загадывает следующий предмет. 2.Различение близких по звуковому составу слов(логопед)«Незнайка запутался» - логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них нужные. Детям предлагается помочь Незнайке. На столе раскладываются картинки – лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т.д. Дети получают первое задание: разложить по коробочкам те картинки, которые произносятся похоже. Затем следует второе задание: выбрать из группы картинок ту, которая нужна Незнайке.«Придумай слово» - детям произносится слово и предлагается придумать слова, которые звучат похоже (например, мышка – миска, крышка, шишка, пышка, фишка; коза – коса, оса, лиса и т.д.)«Чем отличаются слова» - детям предлагается рассмотреть 2 картинки и назвать изображенные на них предметы (например, кит-кот, жук-сук, шар-шарф, Маша-каша, горка-корка). С помощью наводящих вопросов дети должны определить разницу в звучании этих слов.«Лишнее слово» - логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:Канава, канава, какао, канаваКом, ком, кот, комВинт, винт, винт, бинт и т.д.Второй вариант подобной игры в том, что ребенку предлагается назвать слово, не похожее на остальные.«Мое слово» - ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на 3-х картинках, затем логопед произносит слово и предлагает ребенку определить, какое из имеющихся слов похоже по звучанию на названное. Картинки: мак, дом, ветка. Слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка.3.Игра «Чего на свете не бывает»(воспитатель)На картинках изображены привычные предметы с детальными ошибками. Дети должны найти эти ошибки, исправить и составить правильное описание.4.Дифференциация слогов (логопед)1) Логопед выставляет ряд картинок, на которых изображены слова различной звукослоговой структуры. Сначала произносят слова пройденной ими звукослоговой структуры и определяют, из какого количества слогов они состоят. Количество слогов в остальных словах определяется с помощью отхлопывания или дирижирования вслед за произнесением их логопедом. Затем картинки распределяются по количеству слогов в словах. 2) нахождение среди ряда предметных картинок таких, названия которых состоят из заданного количества слогов. 3) Нахождение на сюжетной картинке предметов, обозначаемых словами, содержащими заданное количество слогов. 4) Запоминание и самостоятельное называние слов, содержащих нужное количество слогов (без наглядной опоры). 5) логопед предлагает показать или назвать слова, в которых столько же слогов, сколько в словедом, пила, малинаи т.д. 5.Игра «Найди картинке место»(воспитатель)Учит соблюдать последовательность хода действия.Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.6.Ритмика(логопед)1) сравнение ритмов: / //, //.....// /; 2) узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком; 3) воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку; 4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка ///; ////; 5) произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами; 6) воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка - символ - ) и коротких (барабан, бубен - символ +). Ритмический рисунок может быть следующим:--+, ++-, и т.д.; 7) формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, ходьба, легкий бег. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения; 8) упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, подсчет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь; 9) упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука)-ребро (правая рука) и т.д. Одновременно с описанными упражнениями проводилась работа по различению и воспроизведению слогового контура слов. Внимание ребёнка привлекалось к разнице между словами по слоговому размеру, то есть по количеству слогов. 7.Игра «Поиск пропавших деталей»(воспитатель)Учит детально рассматривать объект и формировать описательный текст.Детям предлагается рассмотреть картинку, где намеренно пропущены важные детали объекта. Нужно сначала назвать «пропавшие» детали, потом составить описательный текст8.Ормирование фонематического анализа и синтеза(Логопед)1) сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных); 2) назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов; 3) наращивание слогов: «скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со...); 4) уменьшение слогов: «скажи на 1 слог меньше, чем я»(са-со-су...); 5) чтение цепочек слогов:са-со-су-сы, са-са-со, са-ас-са; 6) чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы, о-са, о-со, о-су, о-сы, у-са, у-со, у-су, у-сы; 7) запомнить и повторить: са-со-со, со-са-са, си-са-со, ca-co-си, (аналогично—с ударением на каком-то слоге); 8) повторение, чтение слогов со стечением согласных: ста, сто, сту, сты; аст,ост, уст, ист; а-ста, а-сто, а-сту, а-сты и т.п. 9) «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»; 10) придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС; 11) «скажи наоборот» (игра с мячом):са-«ас»; 9.Игра «Нарисуй картину словами»(воспитатель)Учит использовать точные описания, развивает воображение.Воспитатель читает стихотворение о каком-то времени года. Во время чтения дети с закрытыми глазами представляют картину, которую потом описывают.Можно вначале нарисовать красками воображаемое, а потом его озвучить.10.Игра «А я бы…»(воспитатель)Учит свободному рассказыванию, развивает воображение.После прочтения воспитателем сказки, ребенок рассказывает, что бы он сделал, ели бы очутился в сказке сам.
1. Бодуэн И.А. Фонема //Психолингвистика в очерках и извлечениях. – М.,2003
2. Волкова Л.С., Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи – М., 2003.
3. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед №1, 2004
4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – Спб., 2000
5. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М., 2010
6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с ФФН). - М., 1985
7. Жинкин Н.И. Общие контуры механизма речи //Теория речевой деятельности. – Спб., 2000
8. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - Спб., 2002
9. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. – Спб., 1995
10. Логопедическая работа с дошкольниками / под ред. Шашкиной Г.Р. – М., 2003
11. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова.–СПб. : Детство-Пресс, 2003.–234 с.
12. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – Спб., 2005
13. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – Спб., 2001
14. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. – М., 2007
15. Методы обследования речи детей / Под ред. Чиркиной Г.В. –М., 2005
16. Никашина Н. А. Формирование речи при ее недоразвитии / Н. А. Никашина / под ред. Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой и др. –М.: Просвещение, 1995.–356 с.
17. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: / под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001
18. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец, - М., 2002
19. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход) / С. Н. Сазонова. – М.: Академия, 2003. – 144с.
20. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: «Детство пресс», 2007.–228 с.
21. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: «Детство пресс», 2007.–106 с.
22. Специальная психология / В.И.Лубовский [и др.]; под ред. В.И.Лубовского.–М.: Издательство Юрайт, 2014.–428 с.
23. Титова Т. А. К проблеме нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией и дизартрией. Выявление и коррекция нервно-психических расстройств у детей / Т. А. Титова.–М.: Просвещение, 1985.–243 с.
24.
25. Титова Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологий / Т. А. Титова. – СПб.: Акцидент, 2002. – 243 с.
26. Ткаченко Т.А. Коррекция слоговой структуры слова. М.: Гном и Д, 2004.–40 с.
27. Ткачева Л.Р. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылка успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии, №5. – 1980
28. Усанова О.Н. Специальная психология:учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии/О. Н. Усанова.–Санкт-Петербург:Питер, 2006.– 395 с.
29. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О. С. Ушакова.–М.: ТЦ Сфера, 2008.–240 с.
30. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии №1, 2004
31. Чистович Л.А. Кожевников В.А. Алякринский В.В. Бондарко Л.В. и. др. Состояние вопроса о восприятии речи // Теория речевой деятельности. – CПб., 2000
32. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. — М., 2005
33. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1969
Вопрос-ответ:
Как формируется выразительность чтения у школьников с ОВЗ?
Выразительность чтения у школьников с ОВЗ формируется через развитие фонематических функций, особенно слухового восприятия устной речи и звукопроизношения. Работа с речедвигательным анализатором позволяет улучшить выразительность чтения, помогая детям с ОВЗ развивать артикуляционное мастерство и сделать чтение более понятным и эмоционально насыщенным.
Каково современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей с ОВЗ?
Современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей с ОВЗ характеризуется тем, что это является актуальной проблемой в специальном образовании. Анализ клинико-психолого-педагогической характеристики детей с фонематическими функциональными нарушениями позволяет выделить основные особенности их развития и определить пути коррекционно-развивающей работы.
Какие факторы влияют на формирование выразительности чтения у детей с ОВЗ?
Формирование выразительности чтения у детей с ОВЗ зависит от факторов, таких как развитие слухового восприятия устной речи, формирование звукопроизношения и взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Особые клинико-психолого-педагогические характеристики детей с фонематическими функциональными нарушениями также оказывают влияние на формирование выразительности чтения.
В чем заключается взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализаторов в процессе восприятия устной речи у детей с ОВЗ?
Взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализаторов в процессе восприятия устной речи у детей с ОВЗ заключается в том, что развитие артикуляционного мастерства и звуковой стороны речи помогает улучшить слуховое восприятие звуков и формировать более правильное звукопроизношение.
Что такое фонематическое восприятие?
Фонематическое восприятие – это способность различать и узнавать отдельные звуки (фонемы) в словах и предложениях. Оно играет важную роль в формировании навыков чтения и письма.
Как формируется звукопроизношение у детей в онтогенезе?
Формирование звукопроизношения у детей происходит в процессе их развития. Сначала дети воспринимают и после повторяют звуки, затем они учатся правильно произносить их. Этот процесс происходит постепенно и требует поддержки и помощи со стороны взрослых.
Как взаимодействуют речеслуховой и речедвигательный анализаторы в процессе восприятия устной речи?
Речеслуховой анализатор отвечает за восприятие и распознавание звуков речи, а речедвигательный анализатор – за формирование и контроль движений речевых органов для произношения звуков. Взаимодействие этих анализаторов позволяет детям правильно воспринимать и произносить слова.
Какие особенности клинико-психолого-педагогической характеристики детей с нарушением фонематических функций?
Дети с нарушением фонематических функций могут испытывать трудности при восприятии и произношении звуков речи. Они могут допускать замены, искажения или исключения звуков в словах. Такие дети могут нуждаться в специальной помощи и коррекционной работе для развития навыков чтения и письма.