Проповедь покаяния в русской православной церкви
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 29.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДИ ПОКАЯНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1.1. Исторический аспект проповеди о покаянии 6
1.2. Примеры покаяния в Святом Письме Нового Завета 12
ГЛАВА ІІ. ПРОПОВЕДЬ ПОКАЯНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МИССИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
2.1. Духовные цели и значение православной проповеди покаяния 21
2.2. О достойных плодах покаяния в проповедях современников 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Также типичным является использование желательного, условного и побудительного наклонения глаголов. Например: «Будемблагодарны Господу за то, что Он дал спасительный дар веры и с ней многочисленные блага» (Митр. Владимир (Сабодан). Все же главное место в процессе церковно-религиозной коммуникации занимает Бог, который является объектом предельной (ультимативной)заинтересованности верующего человека, ибо в Священном Писании об этомпрямо говорится: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (отМатфея 18:20). Проповедник и слушатель оба являются соавторами текста проповеди,проповедник выступает как активный творец, а реципиент - пассивный. Слушатель невольно побуждает проповедника выбрать стратегии и тактики, тему проповеди, средство ееподачи, языковые приемы оформления текста. Несмотря на то, что проповедь покаяния представляет собой монолог, она невозможна без наличия паствы. Кроме того, в речь самого проповедника привлечены еще и авторитетные источники православного вероучения в форме цитирования, косвенного вещания или в виде перевода. Все указанные исторические, коммуникативные особенности, текстовые, системообразующие и системно приобретенные дискурсивные категории образуют своеобразное и неповторимоедуховное пространство православной проповеди покаяния.2.2. О достойных плодах покаяния в проповедях современниковВсе в Божьем мире имеет свою цель и свое предназначение. Вся земная тварь по-своему восхваляет создателя и служит общей пользе. Все в жизни должно приносить свои плоды. Дерево, которое не приносит плодов, срубают и бросают в огонь.Человек - это венец творения, и Господь ждет от нее соответствующих плодов. Поэтому нам должны быть близкими слова святого Евангелия: «Сотворим же достойный плод покаяния» (Мф.3: 8). Продолжая свой жизненный путь, мы приближаемся к смерти, после которой уже нет возможности приносить добрые плоды. Господь ждет от нас этих плодов, пока у нас еще есть для этого время и возможность.Период Великого Поста, говорят и современные пастыри РПЦ, - это Божий дар, и нам необходимо пользоваться этим даром, чтобы принести достойные плоды: правды, мира, покаяния и святости, без которых невозможно подражать Царства Небесного. Господь наш Иисус Христос говорит такие слова: «Без Меня не можете творить ничесоже» (Ин.15: 5). Действительно, без Бога мы не можем ничего сделать, но и без нас, без нашего согласия и желания, Господь не может спасти нас. Осознавая это, Святая Церковь в дни Великого Поста совершает сугубые молитвы, прося Господа укрепить наши силы и подтолкнуть к покаянию. Покаяние, говорят святые отцы, - это врачевание и очищение души и тела, это возможность принести Богу добрые плоды.Царство Божие, как говорит святое Евангелие, не дается легко, оно достигается большими усилиями и трудами, и тот, кто трудится, может стать Его наследником. Для этого, как отмечает Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, «от нас требуется: плач за грехи, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа и надежда на Его милость. Прежде всего, нам нужно сокрушаться в своих грехах, если мы не видим своих грехов, то нужно молиться Богу, чтобы Он помог нам увидеть их. Не случайно в Церкви так часто повторяются слова молитвы святого Ефрема Сирина: «Господи! Даруй мы зрети моя прегрешения ...». Также, необходимо иметь душевное желание и намерение изменить свою жизнь. Поэтому, постараемся принять Таинства Исповеди и Причастия, и не повторять больше грехов, не обманывать себя, не лгать Богу, и не пренебрегать Божественные Таинства. Постараемся в этот, особый для покаяния, время Великого Поста никого не осуждать и не обижать, ни с кем не ссориться и по возможности, ни на кого и ни на что не раздражаться. От нас также требуется вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Каждый, кто приступает к исповеди должен верить, что Сам Христос принимает его покаяние и только Он может очистить и спасти того, кто искренне раскаивается в своих грехах. Нас Христос пролил Свою святую Кровь, которая очищает нас, когда мы приступаем к Таинству Причастия с сердечной верой и добрыми намерениями. «По вере вашей да будет вам» (Мф.9: 29), - говорит нам Господь. Поэтомув эти особые дни Великого Поста надо стараться исправить нашу жизнь, духовно обновиться и пока еще есть время, принести Богу спасительные плоды покаяния.Телевизионные еженедельные выступления в рубрике «Слово пастыря» патриарха Кирилла пользуются достаточно широкой популярностью. Как в них раскрывается тема покаяния? Обратимся к некоторым из них.Первая проблема этих проповедей - весьма обширный и неопределенный адресат, в результате чего миссионерское содержание здесь, как правило, смешано с катехизическим и гомилетическим.Вторая связана с объемом содержания самого понятия «покаяние». Мы сталкиваемся в некоторых проповедях с редуцированным пониманием покаяния, а значит, и с теми задачами, которые предлагаются слушающим.Покаяние как нравственное очищение, очищение совести. Из проповеди в Фомину неделю, «О вере»: «…Есть определенные духовно-нравственные условия развития религиозного чувства. В первую очередь - это чистота ума, души и сердца человека. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», - говорит Слово Божие (Мф. 5. 8)… В злую душу, в нечистый ум, в сердце, оскверненное грехом, не может войти Божественная премудрость, свет никогда не смешается с тьмой, чистота - с грязью…». «Покаяние есть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях мы уклоняемся от нравственной нормы, которую Бог вложил в природу человека». Это верно. Здесь ставится вопрос об изменении жизни («перерождении, внутренней перестройке, обновлении и возрождении»), но заданный здесь уровень покаяния имеет аскетический, нравственный, известный и в ВЗ аспект.Проблема в том, что покаяние как обретение чистоты, очищение, нравственная задача, не учитывает того, что образ христианства и христианской жизни в сознании ищущего или малоцерковного человека сам нуждается в изменении и исцелении, в свидетельстве. Возможно, проповедь покаяния для современного человека необходимо начинать с отказа от ложных стереотипов восприятия христианства и, одновременно, с размышления о том, что есть истинное христианство, его дух и смысл.Цель покаяния имеет значительно редуцированное, нецелостное содержание. Это, к примеру, «обретение рая»: «Покаяние - это изъявление нашей готовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя обретения Рая». Или исполнение Закона: «Подлинное покаяние может совершаться тогда, когда человек преодолевает свое эгоистическое «я» и отвергает то, что еще вчера было для него… значительно, но что не вписывается в систему Божественных заповедей», то, что вносит противоречием между жизнью и Божиим Законом.Покаяние, в рассматриваемых проповедях митрополита Кирилла, имеет только индивидуальный аспект, в отличие от проповедей отца Александра Меня и владыки Антония. «Покаяние же есть индивидуальный, личный ответ каждого из нас на вопрос о готовности соучаствовать в деле спасения, совершаемом Богом…». Покаяние как «способность к самокритике и внутреннему суду над собой, готовность исправить свою жизнь есть персональный ответ на явление Бога миру во Иисусе Христе».Мученичество и исповедничество за Христа и покаяние глубоко взаимосвязаны. В древней церкви мученическая смерть приравнивалась к крещению, перед такого рода смертью покаяние не требовалось. «У человека ничего не остается своего, даже жизни, - он все отдает Богу… становится Божиим человеком». «Покаяние - это тоже исповедничество, это некий отказ от привычного образа мыслей… зафиксированное волей твердое желание идти за Христом, пересмотреть свою жизнь, это принятие на себя Божией правды и отторжение того, что еще вчера казалось правдою Божией».Современность ставит достаточно высокие требования перед церковной наукой во всех ее аспектах. Основательное и четкое определение терминов церковного обихода, без сомнения, является одной из приоритетных задач современного богословия. Наряду с тем, что на данном этапе развития отечественной богословской терминологии акцент и главное внимание вполне справедливо делаются, прежде всего, на выработке системы богословских терминов на русском языке, однако не надо пропускать мимо внимания и термины, которые фактически имеют устоявшегося соответствия.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодытоживая отметим, что церковное проповедничество было и остается самобытным явлением не только церковно-религиозной, но и социокультурной жизни населения. Кроме этого, в Евангелии мы видим хороший пример мгновенного покаяния, о котором мы уже вкратце упоминали - это пример покаяния благоразумного разбойника, о котором Святая Церковь часто вспоминает в проповедях покаяния и молитвах во время Великого поста.Кого из нас, не волнуют слова молитвенного обращения Иоанна Златоуста, когда приступаем к Чаше Господней: «Не поцелую тебя, как Иуда, но как разбойник исповедую Тебя: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Кого не волнуют до глубины души песнопения Страстной Пятницы: «Разбойника благоразумного единовременно рая удостоил, Господи ...», «Разбойник попросил Тебя, вися вместе на кресте, но, многомилостив, и уверовав разбойнику, что познал Бога в тебе, открой мне двери славного Царства Твоего».Существует еще множество различных церковных песнопений, которые воспевают покаяние. Одну из центральных ниш занимает покаяние разбойника. На первый взгляд может показаться странным то, что какой-то грешник мог так скоро покаяться и так же скоро спастись от самого Господа. Так и то, что Церковь в большинстве случаев отличает и ставит в пример именно покаяние грешника.Но обратимся к истории: Господь Бог, преданный, униженный, клеветнически оклеветанный, без вины осужденный, распятый на кресте на Голгофе ... но палачам и этого мало, они разместили крест Христа, под пристальным наблюдением, насмешками бушующей толпы, в самом центре «с почестями» среди двух негодяев-разбойников, распятых заслуженно за свои злые поступки и преступления. И тогда, как один из разбойников вместе с толпой зевак смеялся над положения Христа, другой, вглядевшись в Господа, увидев Его чистоту, смирение, всепрощение («Отче, прости им, не понимают, что делают»), разбойник мгновенно меняется, понимает, осознает духовную глубину и значение того, кто перед ним. Осознав, разбойник даже пытается вразумить другого разбойника: «Ты не боишься Бога? Мы за дела наши принимаем, мы заслуживаем наказание». И полон впечатление от увиденного и услышанного от Христа, бывший закоренелый разбойник восклицает: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое». И Христос сразу же отвечает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мной в раю». Этот пример отличается тем, что в последний момент, почти погибшая, гиблое душа непостижимо спасается, уверовав и взывая к Богу.Можно себе подумать, что есть какая-то несправедливость в таком быстром спасении души разбойника, что, очевидно, не нужно много работать, делать духовные подвиги, долго морально совершенствоваться ради спасения. Но, учтите несколько важных моментов, во-первых, разбойник тяжело страдал физически, и так же тяжело страдал морально, ведь горько пожалел о своих многочисленных грехах и преступлениях. Благоразумный разбойник признал справедливость своего наказания, потому, что в его душе еще не погасла искра страха Божия. Эта искра едва теплилась в его огрубевшей души, но страх Божий - начало премудрости и начало спасения, эта искра вспыхнула ярким огнем. В покаянии благоразумного разбойника, о котором и сегодня священники говорят прихожанам в храме во время проповеди о покаянии, видим глубокую покорность, он не посмел ни о чем просить, только помянуть его, в чем видим его глубокую веру. Видим здесь и страх Божий, который не погас под пеплом грехов. Этот страх - начало премудрости и спасения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБарсов Н. История первобытной христианской проповеди (до IV в.) / Н. И. Барсов. – СПб., 1885. – 371 с. – С. 204.Великий покаянный канон святого Андрея Критского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/45118.html (дата обращения - 15 мая 2017 года) Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. - Брюссель, 1977. - С. 31.Жизнь и творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/02 (дата обращения - 15 мая 2017 года)Жизнь и труды преподобного Ефрема Сирина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/efrem_sir/tom_1/txt01.html (дата обращения - 15 мая 2017 года)Звездин Д. Православная проповедь как жанр церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка / Д. А. Звездин. – Челябинск: ЧГУ, 2012. – 201 с. – С. 21.Игнатий Брянчанинов, праздников. Приготовление к Таинство исповеди и св. причастия. - СПб., 1900. - С. 32.Кирилл (Гундяев), митр. «Слово пастыря», проповедь: «О вере». arhiv.smoleparh.ru/slovo/cap1.htm (Дата обращения: март, 2012). Кирилл (Гундяев), патриарх. Проповедь в Спасо-Преображенском храме на песках, Москва, в День памяти новомучеников и исповедников Российских. www.patriarchia.ru/db/text/1999619.html (Дата обращения: март, 2012). Куклев В. Проповедь в гомилетике и лингвистике / В. В. Куклев // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. – Пенза, 2012. – № 27. – С. 27–31. Левшун Л. В. Проповедь как жанр литературы (на материале проповедей в рукописных и старопечатных сборниках): дис. … канд. филол. наук / Л. В. Левшун. – М., 1992. – 190 с. – С. 181. Лопухин АЛ. Толковая Библия. Т.8 / А.Л. Лопухин. - СПб., 1911-1913. - С. 176. Мейендорф И. прот. Православие в современном мире. - Нью-Йорк, 1981. - С. 48. Малин И. Современная православная проповедь как интертекст / И. И. Малин // Язык, культура и обществов современном мире: междунар. науч. конф. – Н. Новгород: НГЛУ, 2012. – С. 3.Паисий Святогорец. О покаянии [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttps://nasledie77.wordpress.com (дата обращения - 15 мая 2017 года) Палладий, еп. Проповедь о покаянии // Православный вестник, 1988. - №2. - С. 18. Патриарх Кирилл: Недопустимо формальное отношение к исповеди. Великий пост / 04.03.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/04/patriarh_kirill (дата обращения – 16 мая 2017 года) Прохватилова О. Речевая организация звучащей православной проповеди и молитвы: дис. … д-ра филол. наук / О. А. Прохватилова. – Волгоград, 2000. – 495 с. – С. 127. Савин Г. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди: дис. … канд филол. наук: спец. 10.02.01 / Г. А. Савин. – М., 2009. – 207 с. – С. 121. Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1. О покаянии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_1/txt_05.html (дата обращения - 15 мая 2017 года) Святитель Иоанн Златоуст. О покаянии и исповеди [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nasledie77.wordpress.com (дата обращения - 15 мая 2017 года) Тайна покаяния. Великопостные проповеди (2001-2011) - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://translate.google.com.ua/#ru/uk/ (дата обращения – 16 мая 2017 года) Творения иже во святых отца нашего Ефрем Сирин, ч. 3. - Сергиев Посад, 1897. - С. 178. Творения иже во святых отца нашего Ефрем Сирин. ч. 4. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Репринт Изд. Московской Патриархии, 1994. - С.175.Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Ч.3. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. - С. 306.Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т.2. - СПб., 1895. Репринт: М.: Изд-во Свт. Иоанна Златоуста Т. 2., 2000. - С. 33.Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. - СПб., 1888. - С. 129.Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина. Сергиев Посад, 1893. - С. 152.Триодин И. Принципы красноречия и проповедничества / И. П. Триодин. – Екатеринославль: тип. С. И. Барановского, 1915. – 246 с.Троицкий Владимир. Очерки из истории догмата о Церкви. - Сергиев Посад, 1912. - С. 348.Феофан Затворник, праздников. Духовные наставления кающемуся ... - М., 1914. - С. 50.Храповицкий А, архиеп. Полное собрание сочинений. Т.2. - СПб., 1911. - С. 345.Цветник Духовный. Ч.2. - М., 1903. - С.179.Шмеман А., прот. Большой Пост. - Париж, 1981. - С. 26.Юрьевский А. Гомилетика, или Наука о пастырском проповедании слова Божия / А. Юрьевский. – К.: Киев. тип. Ун-та св. Владимира, 1903. – 495 с. – С. 16.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барсов Н. История первобытной христианской проповеди (до IV в.) / Н. И. Барсов. – СПб., 1885. – 371 с. – С. 204.
2. Великий покаянный канон святого Андрея Критского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/45118.html (дата обращения - 15 мая 2017 года)
3. Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. - Брюссель, 1977. - С. 31.
4. Жизнь и творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/02 (дата обращения - 15 мая 2017 года)
5. Жизнь и труды преподобного Ефрема Сирина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/efrem_sir/tom_1/txt01.html (дата обращения - 15 мая 2017 года)
6. Звездин Д. Православная проповедь как жанр церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка / Д. А. Звездин. – Челябинск: ЧГУ, 2012. – 201 с. – С. 21.
7. Игнатий Брянчанинов, праздников. Приготовление к Таинство исповеди и св. причастия. - СПб., 1900. - С. 32.
8. Кирилл (Гундяев), митр. «Слово пастыря», проповедь: «О вере». arhiv.smoleparh.ru/slovo/cap1.htm (Дата обращения: март, 2012).
9. Кирилл (Гундяев), патриарх. Проповедь в Спасо-Преображенском храме на песках, Москва, в День памяти новомучеников и исповедников Российских. www.patriarchia.ru/db/text/1999619.html (Дата обращения: март, 2012).
10. Куклев В. Проповедь в гомилетике и лингвистике / В. В. Куклев // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. – Пенза, 2012. – № 27. – С. 27–31.
11. Левшун Л. В. Проповедь как жанр литературы (на материале проповедей в рукописных и старопечатных сборниках): дис. … канд. филол. наук / Л. В. Левшун. – М., 1992. – 190 с. – С. 181.
12. Лопухин АЛ. Толковая Библия. Т.8 / А.Л. Лопухин. - СПб., 1911-1913. - С. 176.
13. Мейендорф И. прот. Православие в современном мире. - Нью-Йорк, 1981. - С. 48.
14. Малин И. Современная православная проповедь как интертекст / И. И. Малин // Язык, культура и общество в современном мире: междунар. науч. конф. – Н. Новгород: НГЛУ, 2012. – С. 3.
15. Паисий Святогорец. О покаянии [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttps://nasledie77.wordpress.com (дата обращения - 15 мая 2017 года)
16. Палладий, еп. Проповедь о покаянии // Православный вестник, 1988. - №2. - С. 18.
17. Патриарх Кирилл: Недопустимо формальное отношение к исповеди. Великий пост / 04.03.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/04/patriarh_kirill (дата обращения – 16 мая 2017 года)
18. Прохватилова О. Речевая организация звучащей православной проповеди и молитвы: дис. … д-ра филол. наук / О. А. Прохватилова. – Волгоград, 2000. – 495 с. – С. 127.
19. Савин Г. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди: дис. … канд филол. наук: спец. 10.02.01 / Г. А. Савин. – М., 2009. – 207 с. – С. 121.
20. Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1. О покаянии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_1/txt_05.html (дата обращения - 15 мая 2017 года)
21. Святитель Иоанн Златоуст. О покаянии и исповеди [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nasledie77.wordpress.com (дата обращения - 15 мая 2017 года)
22. Тайна покаяния. Великопостные проповеди (2001-2011) - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://translate.google.com.ua/#ru/uk/ (дата обращения – 16 мая 2017 года)
23. Творения иже во святых отца нашего Ефрем Сирин, ч. 3. - Сергиев Посад, 1897. - С. 178.
24. Творения иже во святых отца нашего Ефрем Сирин. ч. 4. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Репринт Изд. Московской Патриархии, 1994. - С.175.
25. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Ч.3. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. - С. 306.
26. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т.2. - СПб., 1895. Репринт: М.: Изд-во Свт. Иоанна Златоуста Т. 2., 2000. - С. 33.
27. Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. - СПб., 1888. - С. 129.
28. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина. Сергиев Посад, 1893. - С. 152.
29. Триодин И. Принципы красноречия и проповедничества / И. П. Триодин. – Екатеринославль: тип. С. И. Барановского, 1915. – 246 с.
30. Троицкий Владимир. Очерки из истории догмата о Церкви. - Сергиев Посад, 1912. - С. 348.
31. Феофан Затворник, праздников. Духовные наставления кающемуся ... - М., 1914. - С. 50.
32. Храповицкий А, архиеп. Полное собрание сочинений. Т.2. - СПб., 1911. - С. 345.
33. Цветник Духовный. Ч.2. - М., 1903. - С.179.
34. Шмеман А., прот. Большой Пост. - Париж, 1981. - С. 26.
35. Юрьевский А. Гомилетика, или Наука о пастырском проповедании слова Божия / А. Юрьевский. – К.: Киев. тип. Ун-та св. Владимира, 1903. – 495 с. – С. 16.
Вопрос-ответ:
В чем заключается исторический аспект проповеди о покаянии в русской православной церкви?
Исторический аспект проповеди о покаянии в русской православной церкви заключается в том, что она имела важное значение с самых ранних времен. В России покаяние считалось неотъемлемой частью христианской жизни, и проповедь о покаянии пронизывала все сферы общества.
Какие примеры покаяния приводятся в Святом Письме Нового Завета?
В Святом Письме Нового Завета приводятся различные примеры покаяния. Например, рассказывается о расскаявшемся сыне в притче о блудном сыне, который возвращается к отцу и просят прощения. Также есть пример покаяния у благоразумного разбойника на кресте, который обратился к Иисусу перед своей смертью. Эти и другие примеры покаяния вдохновляют христиан в их стремлении примириться с Богом и исповедать свои грехи.
Какую роль играет проповедь о покаянии в миссии русской православной церкви?
Проповедь о покаянии играет основную роль в миссии русской православной церкви. Она направлена на пробуждение духовной сознательности и наставление верующих по пути к покаянию и миропостиганию. Через проповеди о покаянии церковь стремится укрепить веру верующих и привести их к истинному обращению к Богу.
Какие духовные цели и значение имеет православная проповедь о покаянии?
Духовные цели и значение православной проповеди о покаянии заключаются в вызывании духовного обновления и преображения в верующих. Проповедь о покаянии направлена на то, чтобы помогало людям осознать свои грехи, раскаяться в них и обратиться к Богу с искренним и смиренным сердцем. Она открывает путь к исполнению Божьей воли и достижению духовной гармонии.
Какая тема продолжается в статье "Проповедь покаяния в русской православной церкви"?
Тема статьи - проповедь покаяния в русской православной церкви.
Сколько глав в статье?
В статье три главы.
Как описывается исторический аспект проповеди о покаянии в русской православной церкви?
В статье дается описание исторического аспекта проповеди о покаянии в русской православной церкви.
Какие примеры покаяния из Святого Писания Нового Завета приводятся в статье?
В статье приводятся примеры покаяния из Святого Писания Нового Завета.
В чем заключается духовная цель и значение православной проповеди покаяния?
Духовная цель и значение православной проповеди покаяния описываются в статье.
Какова история проповеди о покаянии в русской православной церкви?
Исторический аспект проповеди о покаянии имеет значительное значение в русской православной церкви. Отправление народа к покаянию можно проследить с самых ранних времен русской истории. Первые примеры покаяния приведены в Святом Письме Нового Завета.
Каковы духовные цели и значение православной проповеди покаяния?
Духовные цели и значение православной проповеди покаяния заключаются в восстановлении связи человека с Богом и обретении духовного очищения. Покаяние является основной частью миссии русской православной церкви и призывает верующих к изменению своей жизни и обращению к Богу.
Какие примеры покаяния приведены в Святом Письме Нового Завета?
В Святом Письме Нового Завета приведены различные примеры покаяния, такие как покаяние блудного сына, покаяние мытаря Закхея и покаяние проститутки Марии Магдалины. Эти примеры служат уроком верующим о необходимости и возможности покаяния.