Предмет и задачи риторики. Основные этапы развития риторики.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 18.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Классическая риторика 4
Средневековая риторика 9
Риторика в России 11
Риторика в ХХ веке и современная трактовка предмета риторики 12
Заключение 14
Список литературы 15
Оригинальные учебники по риторике принадлежали архиепископу Макарию, Феофану Прокоповичу. Существенный вклад в развитие риторики в России внес М. В. Ломоносов. Ему принадлежат сочинения «Письмо о правилах российского стихотворства», «Краткое руководство к красноречию», «Российская грамматика». Как отмечает А. А. Волков, «главная особенность филологических работ М.В.Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди».Русская риторика пошла по пути теории словесности, ориентируясь во многом на латинские образцы. Это объясняется тем, что в России фактически отсутствовали сферы, где требовалось общественно значимое словесное выражение, тем самым не было условий, необходимых для формирования риторики как теории эффективной речи: большинство риторических задач сводились к элоквенции, проявлению красноречия. Тем не менее в России, безусловно, имели место искусство проповеди, официальная и дипломатическая риторика, вместе со становлением университетского образования развивалось академическое красноречие.Отдельный этап в развитии риторики в России связан с появлением судебного красноречия, в первую очередь адвокатского, обусловленного введением суда присяжных в ходе судебной реформы 1864 года. Именно в последней четверти XIX – начале XXвека российское ораторское искусство переживает подъем, связанный с деятельностью ораторов-адвокатов Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони, П. А. Александрова, В. Д. Спасовича и др.Риторика в ХХ веке и современная трактовка предмета риторикиКак отмечает Э. Колесникова, «риторика пережила века, однако после Античности вплоть до XXвека пребывала фактически в законсервированном состоянии». Упадок риторики был вызван во многом обращением гуманитарного сознания по преимуществу к письменным формам выражения, к художественной литературе: риторика преобразовалась в поэтику, заимствовавшую из риторической теории ряд разделов, таких как учение о композиции текста, учение о выразительных средствах языка. К XXвеку риторика уже перестала быть необходимой частью образования, более того публичная речь перестала играть ту самостоятельную роль, которая ей была присуща в Античности.Возрождение интереса к риторике происходит только в 50-е годы XXвека. Причины подобного изменения отношения к риторике связаны в первую очередь с повышенным вниманием к роли языка в познании, его влиянии на общественную жизнь, политику, вообще человеческую практику, что выразилось в появлении ряда теорий в философии, социологии, а также в появлении новых видов знания, таких как семиотика, теория информации и пр. Явное возрождение риторики в конце 50-х годов связано с трудами бельгийского ученого Хаима Перельмана. Его исследования получили обобщенное название «неориторика», по названию основного труда, написанного в соавторстве с Л. Ольбрехт-Тытекой «Новая риторика: Трактат об аргументации». Перельман продолжает аристотелевскую интенцию считать риторику в первую очередь наукой об убеждении, но вместе с тем он отказывается от картезианского по своей природе стандарта убеждения рационального как единственно приемлемого из всех возможных. Аргументация, согласно Перельману, складывается не только из утверждения о фактах и выводимых из них следствий, но также ценностных предпосылок, в свете которых как раз и проявляются сами факты. Подобная аргументация находится как бы в промежуточном состоянии между аргументами «к вещам», существующим безотносительно к адресату речи, и аргументами «к человеку», направленным как раз исключительно на адресата и игнорирующим суть дела. Перельман рассуждает о рассудочной аргументации, которая сохраняет логический критерий истинности, но вместе с тем вовлекает коммуникантов в единое поле ценностных установок. Предмет риторики Перельман таким образом отождествляет с аргументацией, понятой предельно широко – как любое убеждающее высказывание, обладающее некими внутренними критериями приемлемости, не обязательно рациональной. Вслед за исследованиями Перельмана появляются работы по риторике, принадлежащие Р. Барту, Ц. Тодорову, У. Эко и др.Современная риторика, по определению Е. В. Клюева, может быть названа «дискурсивной риторикой». Это фактически означает, что в ведении современной риторики находятся практически любые виды устной речи, все речевые жанры, независимо от их целевого назначения, ситуации произнесения, стилистических или специфически жанровых различий. Современная риторика распространяет свое влияние на всю сферу звучащего слова. Но это обстоятельство заставляет в очередной раз пересмотреть предмет риторики. Клюев предлагает понимать под риторикой учение о речевой целесообразности, то есть такую систему теоретических установок, следование которым позволит максимально адекватно подобрать средства выражения смысла для конкретной аудитории, в конкретных обстоятельствах, сообразно определенной цели и задаче речи, с учетом коммуникативной перспективы. Риторика на современном этапе развития становится универсальной теорией эффективного высказывания во всем многообразии конкретных речевых ситуаций.ЗаключениеПредмет и задачи риторики это категории, которые являются подвижными и относительными. Их содержание не задано изначально, оно изменчиво. Эта изменчивость обусловлена многообразием риторических ситуаций, то есть таких, где речь выполняет функции, надстраивающиеся над функциями обычной коммуникации. Риторическая ситуация – это всегда ситуация, в которой от речи требуется некий резонанс, определенная общественная значимость, что делает данную речь в полном смысле публичной. Условия публичности речи менялись от эпохи к эпохе: если в Античности основным пространством риторики была сфера политики и права, то в Средние века риторика перемещается в область клерикальной речи, церковной проповеди. Дальнейшее вытеснение риторики из общественного публичного пространства, замещение ее письменными формами воздействия на общественное сознание, художественной литературой и публицистикой, а также деловой документацией, заставляет риторику переосмыслять свой предмет и круг своих задач. Что приводит в XXвеке к универсализации риторики как науки, определяющей наиболее общие принципы построения эффективной речи. Сегодняшний интерес к риторике во многом обусловлен осознанием роли живого слова в политике, маркетинговой сфере, в пространстве общественных дискуссий, в области социального самовыражения.Список литературыАристотель Риторика / Античные риторики. – М., 1978. Волков А. А. Курс русской риторики. – М., 2001.Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж. и др. Общая риторика. – М., 1996.Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1999.Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция.) – М., 2001.Колесникова Э. Введение в теорию риторики. – М., 2014.Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М., 1997Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. – Ростов н/Д., 2004.
1. Аристотель Риторика / Античные риторики. – М., 1978.
2. Волков А. А. Курс русской риторики. – М., 2001.
3. Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж. и др. Общая риторика. – М., 1996.
4. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1999.
5. Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция.) – М., 2001.
6. Колесникова Э. Введение в теорию риторики. – М., 2014.
7. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
8. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М., 1997
9. Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. – Ростов н/Д., 2004.
Вопрос-ответ:
Что такое риторика?
Риторика - это наука об искусстве убедительного выражения мыслей и аргументации. Она изучает способы эффективного общения и убеждения аудитории.
Какие задачи ставит перед собой риторика?
Основной задачей риторики является развитие навыков убедительного и эффективного выражения мыслей. Также она помогает развить аргументацию, логическое мышление и умение анализировать информацию.
Какие этапы развития прошла риторика?
Риторика прошла несколько этапов развития. Основные из них - классическая риторика, средневековая риторика, риторика в России, риторика в ХХ веке и современная трактовка предмета риторики.
Какие учебники по риторике существовали в России?
В России существовали учебники по риторике Макария Феофана Прокоповича и М.В. Ломоносова. У Макария Феофана Прокоповича принадлежат сочинения "О правилах российского стихотворства" и "Краткое руководство к красноречи".
Какое значение имеет риторика в современном мире?
В современном мире риторика имеет большое значение. Умение эффективно выражать свои мысли и убеждать аудиторию является важным навыком в различных сферах деятельности, включая политику, бизнес и образование.
Какие предмет и задачи риторики?
Предмет риторики - это изучение закономерностей построения убедительных высказываний и их эффективного представления. Задачи риторики включают развитие навыков убедительного выступления, аргументации и критического мышления, а также овладение приемами риторического воздействия на аудиторию.
Какие основные этапы развития риторики?
Основные этапы развития риторики можно выделить следующие: классическая риторика, средневековая риторика, риторика в России, риторика в ХХ веке и современная трактовка предмета риторики.
Кто является автором оригинальных учебников по риторике в России?
Архиепископ Макарий Феофан Прокопович был автором оригинальных учебников по риторике в России.
Какой вклад в развитие риторики в России внес М.В. Ломоносов?
М.В. Ломоносов внес существенный вклад в развитие риторики в России. Ему принадлежат сочинения "Письмо о правилах российского стихотворства" и "Краткое руководство к красноречи".
Какой период времени охватывает риторика в ХХ веке и в чем заключается современная трактовка предмета риторики?
Риторика в ХХ веке охватывает весь этот век и включает в себя такие направления, как публичная риторика, риторика политического дискурса, риторика современных медиа и интернет-коммуникаций. Современная трактовка предмета риторики заключается в изучении особенностей коммуникации в современном информационном обществе и развитии навыков эффективного общения в различных сферах деятельности.
Что изучает риторика?
Риторика изучает различные аспекты коммуникации, включая убеждение и умение выразить свои мысли и идеи с помощью слов.
Какие задачи ставит перед собой риторика?
Задачи риторики включают развитие убеждения, улучшение навыков общения, создание эмоциональной связи с аудиторией и достижение определенных целей коммуникации.