Сравнительный анализ картин

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 33 33 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 21.06.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:

Введение. Обзор литературы. 3
Глава 1. Исторический аспект творческого пути К. Маковского и П. Федотова 7
1.1. Творческий путь в живописи К. Маковского 7
1.2. Особенности творческого пути П. Федотова 11
1.3. Совместное творчество в товариществе передвижных выставок и возвращение к академизму К. Маковского 14
Глава 2. Сравнительный анализ произведений «Вдовушка» К. Маковского и П. Федотова 16
2.1. Эмоционально-чувственный анализ картины «Вдовушка» К. Маковского 16
2.2. Эмоциональный строй картины «Вдовушка» П. Федотова 19
2.3. Отличительные черты «Вдовушки» К. Маковского и «Вдовушки» П. Федотова 23
Заключение 26
Список использованной литературы, материалов Интернета 28
Приложение А 30
Список иллюстраций 32
Иллюстрации 33

Фрагмент для ознакомления

В основных линиях полотна появился изящный тон и чувственность. Легкость передают тонкие полотки на обоях лилового цвета, на комоде появилась чаша с разноцветными нитями. На стуле появилась атласная белая накидка. Предметы дальнего плана стали более проработаны, как в первом варианте несли схематичный характер и уходили вглубь пространства комнаты, скрываясь в темноте. Изящнее стал и образ самой героини. Изменилась ее поза, наклон головы, теперь ее взгляд обращен на зрителя. Одну ногу она вынесла вперед, согнув колено, что придало некую динамику. Забавно отметить, что тот палец, которым в первом варианте «Вдовушки» она держала ключ, сейчас слегка манерно отведен в сторону. П. А. Федотов уделяет огромное внимание мелочам и языку жестов. Возможно, он хотел привнести легкую динамику, не нарушающую общий покой композиции. Догорающая в подсвечнике свеча передает какой-то определенный момент времени. Изменилось и платье вдовы, точнее появился небольшой вырез на груди. И раньше оно тяжелым объемом как бы окутывало девушку. В новом варианте же ткань тонкими складками струится вниз, не обременяя фигуру.Во взгляде просматривается обреченность, грусть, но не скорбь. П. А. Федотов в данном произведении проявляет себя как психолог, он добиваетсябольшой силы в выражении чувств. Поза вдовы не выражает безумной печали от потери, также как и выражение ее лица. Этот живой денственный образ наполнен одухотворенной красотой и внутренней силой, способной справиться с глубиной подобной человеческой трагедии.Специалист Ракова М. отмечает, что во «Вдовушке» нашло отражение поэтическое начало. Данная работа отличается отсутствием действия, когда тема раскрыта в позе, жестах героини.Здесь уже отсутствует ирония, она уступает эмоциональности драматичного образа. Также как и многие исследователи искусства П. А. Федотова, автор говорит о влиянии освещения и колористического решения на передачу и раскрытие этой эмоциональности.«Вдовушка» (оба варианта) П. А. Федотова отличается высоким мастерством техники исполнения. Художник обращается к психологическому состоянию персонажа, не прибегая к иронии, и подчеркивая его через окружающие предметы, позу и жесты. Безусловно, благодаря своему таланту Павлу Андреевичу удалось опоэтизировать образ и придать ему черты возвышенной красоты даже через трагичное происшествие.2.3. Отличительные черты «Вдовушки» К. Маковского и «Вдовушки» П. ФедотоваКак можно заметить, «Вдовушка» П. А. Федотова является одним из ключевых произведений художника, над вариантами которого он работал на протяжении нескольких лет, стараясь изобразить соответствующую композицию и настроение. «Вдовушка» же К. Е. Маковскогопо сравнению с его остальными произведениями малоизвестно. Первое и основное отличие анализируемых произведений заключается в совершенно различной эмоциональной окраске. На полотне К. Е. Маковского изображена женщина, убитая горем от потери дорогого и близкого человека.У Павла Андреевича же девушка находится в более сложной ситуации. Она не только потеряла мужа, она ждет ребенка и, как показывает окружениекомнаты,ей приходится отдать большую часть имущества, чтобы покрыть долги покойного мужа.Художники, выбрав одинаковую тему, раскрывают ее совершенно по-разному. Они не только создали отличные друг от друга сюжеты, но и изобразили разные моменты. Легко понять, что в произведении П. А. Федотова со смерти мужа прошло уже какое-то время. Об этом нам говорят и опечатанные собранные вещи, и портрет умершего рядом с иконой, заплаканные глаза, но уже умиротворенное и осознавшее происходящее выражение лица беременной девушки, а также особое значение придет догорающая свеча, о которой говорилось ранее. Она словно создает текучесть момента, будто зритель находится вместе с героиней уже какое-то время, и вот-вот, кажется, что фитиль скоро погаснет. Таким образом, происходит осознание времени.Во «Вдовушке» К. Е. Маковского, наоборот, запечатлен сиюминутный момент. Момент получения известия. Женщина только что прочитала письмо, и художник попытался передать ее эмоции на тот момент. Это растерянность, печаль, анализируя положение ее фигуры, можно сказать, что это потеря равновесия и устойчивости. Поза лишена грации, она скорее тяжела, а движение руки передает еще сохранившуюся энергию. А. Бенуа, говоря о произведении с интерьером с зелеными стенами П. А. Федотова, отмечает схожесть выбранного освещения с голландской живописью. «Того росчерка, характерного для XIXвека, той неуместной сладости и приторности, считавшихся в его время обязательными при подобных сюжетах (если не считать несколько брюлловского типа самой героини), нет и следа».Сравнивая колорит «Вдовушки» 1865 г. и «Вдовушки» 1850 г., можно предположить, что К. Е. Маковский ориентировался на цветовое решение П. А. Федотова. Будто в таких темных, контрастных тонах он уловил нужное драматическое настроение, и решил перенести его в свою работу. Произведение П. А. Федотова 1851-1852 гг. менее контрастное в сравнении и его предыдущей работой и картиной Константина Егоровича.Она построена на нюансных тонах, что делает более гармоничным и драматичным, а скорее трогательным по восприятие изображенной Федотовым сцены. Здесь художнику удалось заставить зрителя сочувствовать героине картины. Насыщенное деталями полотно не отпускает взгляд смотрящего, и его мысль тоже.Взгляд скользит по холсту, изучая элементы. В позднем варианте головной убор лежит на кровати, горящая свеча создает приглушенное мягкое освещение. Также на полу мы видим собранные вещи,дающие нам понять что хозяйка с ними прощается. П. А. Федотов очень внимателен к мелким деталям, и они не выглядит так навязчиво, как, может быть, у К. Е. Маковского.Образ героинь сильно отличается. У изображенной девушкиКонстантина Егоровича чувствуется энергия и тяжесть на душе. А федотовский персонаж противоположно изящен и излучает духовную красоту. Проанализировав и сравнив три произведения «Вдовушка» двух мастеров живописи, живших практически в одно время, с промежутком около 10 – 15 лет, можно сделать вывод о том, к насколько разным средствам выразительности прибегали художники, для достижения поставленных задач. ЗаключениеВ ходе исследования поднятой темы, были рассмотрены творческие пути двух художников, представителей бытового жанра, но работавших в разное время. При сравнении произведений «Вдовушка» К. Е. Маковского и П. А. Федотова был выявлен ряд сходств в цветовом решении, и ряд отличий, который оказался значительно шире. В первую очередь различия касаются эмоциональной окраски героинь, а также выбранных композиций.При использовании разнообразных или же противоречащих средств выразительности важно отметить, что в обоих случаях зритель понимает душевное состояние изображенных женщин. Живописное же мастерство художников проявилось на высоком уровне во всех рассмотренных картинах «Вдовушка».Особенным составляющим является образование и окружение художника. Как мы видим, П. А. Федотов не имея профессионального образования, начинал с рисунков и карикатур, что помогло ему развить в себе умение привнести иронию в непростую и противоречивую жизни людей, что, в свою очередь, сделало его произведения уникальными. Во «Вдовушке» он отходит от привычной иронической забавы, при этом сохраняя наработанные художественные методы и приемы, ему удается передать психологизм главного героя. Что, собственно, и повлекло за собой развитие и широкое распространение критического реализма.Жанровое произведение К. Е. Маковского можно частично отнести к критическому реализму. Однако, его увлекает драматизм внешний, нежели внутренний, что составляет основное отличие данных картин.Поэтому большинство специалистов отмечают, что своим творчеством П. А. Федотов завершает первый этап развития русского бытового жанра XIXвека. А именно произведение «Вдовушка» в своем конечном варианте имеет большое значение в этом переходе к аналитическому методу, вскрывающему противоречия окружающего мира. Своим творчеством он подготовил почву для дальнейшего развития критического реализма. Список использованной литературы, материалов ИнтернетаБенуа А. История русской живописи в XIXв. М.: Республика, 1995. – 448 с.Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века, М.: Искусство, 1990. – 227 с.Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке. М.: Издательство СканРус, 2010. – 93с.Грабарь И.Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках. М.: Республика, 2001. – 389с.Даниэль С.М. Искусство видеть. Ленинград: Искусство, 1990. – 216 с.Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия. М.: Юрайт, 2013. – 473 с.Иовлева Л.И. Товарищество передвижных художественных выставок. Ленинград: Художник РСФСР, 1971.Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1961. – 203 с.Маковский К. Е. Сер. Великие художники. Том 60. Под.ред. Гордеевой М. М.: Директ-медиа, 2010. – 48 с.Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Ленинград: Художник РСФСР, 1959. – 356 с. Передвижники. Сборник статей.под ред. Гофман И.М. М.: Искусство, 1977.Ракова М. Русское искусство первой половины XIXвека. М.: Искусство, 1975. – 239 с.Художники-передвижники. Сборник статей. М.: Изобразительное искусство, 1975.Шедевры русской живописи. Текст П. П. Гнедича «История искусств». М.: Белый город, 2006. – 567 с.https://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/3259#. (17.05.17). https://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/3253#. (17.05.17).Приложение АОсновные даты жизни Константина Егоровича Маковского (1839 – 1915)1839 – родился в семье художника.1851 – поступает в Московское училище живописи и ваяния и зодчества.1858 – обучение в Петербуржской академии художеств.1862 – золотая медаль за «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».1863 – входит в число участников «бунта 14-ти», покинувших академию член артели художников.1871-1883, 1887 – выставки с Товариществом передвижных художественных выставок.1915 – смерть художника.Основные даты жизни Павла Андреевича Федотова (1815 – 1852)1815 – родился в Москве.1833 – окончание Московского кадетского корпуса; поступает на службу в лейб-гвардии Финляндский полк.1848 – отставка; посвящает свою жизнь искусству полностью; получает звание академика от Петербургской Академии художеств.1850-е – творческий успех в Москве; участие в выставках.1852 – смерть художника.Список иллюстраций1. Маковский К. Е. Вдовушка. 1865. Холст, масло, 78 х 54,5. ГРМ, Санкт-Петербург.2. Федотов П. А. Вдовушка. 1850. Холст, масло, 57,8 х 44,8. ГТГ, Москва.3.Федотов П. А. Вдовушка. 1851-1852. Холст, масло, 63,4 х 48,3. ГТГ, Москва.Иллюстрации1. Маковский К. Е. Вдовушка. 1865. ГРМ, Санкт-Петербург.2. Федотов П. А. Вдовушка. 1850. ГТГ, Москва.3.Федотов П. А. Вдовушка. 1851-1852. ГТГ, Москва.

Список использованной литературы, материалов Интернета

1. Бенуа А. История русской живописи в XIX в. М.: Республика, 1995. – 448 с.
2. Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века, М.: Искусство, 1990. – 227 с.
3. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.
4. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке. М.: Издательство СканРус, 2010. – 93с.
5. Грабарь И. Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках. М.: Республика, 2001. – 389с.
6. Даниэль С. М. Искусство видеть. Ленинград: Искусство, 1990. – 216 с.
7. Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия. М.: Юрайт, 2013. – 473 с.
8. Иовлева Л. И. Товарищество передвижных художественных выставок. Ленинград: Художник РСФСР, 1971.
9. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1961. – 203 с.
10. Маковский К. Е. Сер. Великие художники. Том 60. Под. ред. Гордеевой М. М.: Директ-медиа, 2010. – 48 с.
11. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Ленинград: Художник РСФСР, 1959. – 356 с.
12. Передвижники. Сборник статей. под ред. Гофман И.М. М.: Искусство, 1977.
13. Ракова М. Русское искусство первой половины XIX века. М.: Искусство, 1975. – 239 с.
14. Художники-передвижники. Сборник статей. М.: Изобразительное искусство, 1975.
15. Шедевры русской живописи. Текст П. П. Гнедича «История искусств». М.: Белый город, 2006. – 567 с.
Список иллюстраций

1. Маковский К. Е. Вдовушка. 1865. Холст, масло, 78 х 54,5. ГРМ, Санкт-Петербург.
2. Федотов П. А. Вдовушка. 1850. Холст, масло, 57,8 х 44,8. ГТГ, Москва.
3. Федотов П. А. Вдовушка. 1851-1852. Холст, масло, 63,4 х 48,3. ГТГ, Москва.

Вопрос-ответ:

Какие картины сравниваются в статье?

В статье сравниваются картины "Вдовушка" К. Маковского и "Вдовствуюшка" П. Федотова.

Кто является авторами картины "Вдовушка" и "Вдовствуюшка"?

Автором картины "Вдовушка" является К. Маковский, а автором картины "Вдовствуюшка" - П. Федотов.

Какие особенности творческого пути К. Маковского и П. Федотова рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности творческого пути К. Маковского в живописи и особенности творческого пути П. Федотова. Также статья обсуждает их совместное творчество в товариществе передвижных выставок и возвращение к академизму.

Какой анализ проводится картины "Вдовушка" К. Маковского?

К картине "Вдовушка" К. Маковского проводится эмоционально чувственный анализ.

О чем говорит статья и какой вывод делает автор?

Статья говорит о сравнительном анализе картин "Вдовушка" К. Маковского и "Вдовствуюшка" П. Федотова. Вывод автора заключается в описании различных аспектов и особенностей в творческом пути этих художников, а также в сравнении их произведений.

Какой исторический аспект творческого пути К. Маковского и П. Федотова?

Исторический аспект творческого пути К. Маковского и П. Федотова заключается в их активности в 19 веке, когда русская живопись проходила через периоды академизма и перестройки, радикальные идеи и новые течения.

Какие особенности творческого пути П. Федотова?

Особенности творческого пути П. Федотова заключаются в его стремлении создавать произведения, отражающие эмоции и чувства людей, а также в использовании реалистического стиля и детальной проработки деталей.

В чем заключается совместное творчество К. Маковского и П. Федотова?

Совместное творчество К. Маковского и П. Федотова проявлялось в их участии в товариществе передвижных выставок, где они представляли свои картины. Однако, после неудачного выступления на выставке 1863 года, К. Маковский вернулся к академическому стилю, в то время как П. Федотов продолжал эксперименты в живописи.