Наука и религия в средние века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 21.06.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Становление философской науки в недрах религии и религиозного сознания 5
1.1.Становление средневекового типа мышления 5
1.2. Развитие философской науки в недрах религии: теоцентризм 9
Глава 2.Проблема взаимодействия науки и религии в Средние века 16
2.1. Противоречия в отношениях между наукой и религией 16
2.2. Роль религии в формировании основных принципов средневекового научного мышления 26
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Появление этой книги было "важнейшим событием в космологии", так как она подводила итоги астрономическим знаниям античного мира. Для той эпохи это было, как у нас принято говорить, "прогрессивным явлением".Много веков геоцентрическая система оставалась краеугольным камнем астрономии. Она вошла в плоть и кровь научного мышления. Естественно, что вместе со всем ученым миром ее разделяли и христианские философы, тем более что Библия, хотя и говорила о том, что Земля повешена ни на чем (Иов 26,7), не упоминала о ее вращении.В XIV и XV веках геоцентризм стал давать трещины. И первыми, кто стал сомневаться в нем, оказались христианские мыслители. Так, известный немецкий богослов, кардинал Николай Кузанский (1401-1464), писал: "Ясно, что Земля движется, и если только мы этого не замечаем, то потому, что движение воспринимается нами путем сравнения с чем-либо неподвижным". Научную форму новым гелиоцентрическим принципам придал польский священник Николай Коперник. Книга его "О вращении небесных сфер" была посвящена папе, который принял ее благосклонно. Эта теория, хотя и вызвала возражения многих астрономов, в том числе - Тихо Браге, была признана католическими учеными в качестве одной из возможных для обсуждения.Так прошло около семидесяти лет. Давно уже умер Коперник, умер и Тихо Браге, но внезапно вокруг проблемы загорается ожесточенная идейная борьба. Прелюдией к ней явился злосчастный процесс Джордано Бруно Ноланского (1548-1600), которого обычно изображают "мучеником науки". Джордано Бруно был воспитан в религиозной семье и много лет провел в монастыре. Его живой и поэтический ум быстро воспринимал новые веяния и философские идеи, носившиеся в то время в воздухе. Под их влиянием у него сложилось своеобразное пантеистическое мировоззрение, близкое к неоплатоновской мистике. Для него Божество было силой, разлитой во всей Вселенной, которую - вслед за пифагорейцами - он считал бесконечным множеством миров. К этой философии гипотеза Коперника оказалась важным чисто научным дополнением.Бруно горел желанием распространять свое учение. Он бежал из монастыря за границу. Он странствовал много лет по столицам различных государств, в том числе и враждебных Риму, жил в Лондоне, в протестантской Женеве, в Париже, скитался по итальянским государствам: Венеции, Генуе - и повсюду с необыкновенной горячностью выступал с проповедями и диспутами, возбуждая споры. При этом он не скупился на резкие выпады против Рима и курии. Его кощунственные остроты стали широко известны. Такой опасный политический противник не мог не вызвать тревоги в Риме. Это было время, когда повсюду бушевали очаги Реформации, когда вся Европа казалась ввергнутой в бури мятежей, расколов и войн. Идейную борьбу подогревали политические страсти. Дж. Бруно, объявивший себя "учителем более совершенного богословия, сыном неба и матери-земли", был обвинен в лжеучении.Когда один венецианский дворянин из личной мести предал его в руки куриального трибунала, Бруно сначала не был этим встревожен, так как считал, что его невозможно обвинить в какой-либо ереси. Действительно, его пантеистическая доктрина хотя и не соответствовала христианству в некоторых пунктах, но не принадлежала к категории официально осужденных лжеучений. На этом он настаивал перед судом.Во время допросов Бруно спрашивали о его связях с протестантскими государями и о его симпатии к ним. В частности: "Имел ли он беседы с королем Наваррским и возлагал ли на него надежды, получая обещания поддержки и милости?". Бруно на процессе объявил себя католиком и сыном Церкви, а свои религиозно-философские мнения - не противоречащими христианству. "Я всегда держался взгляда, которого держится святая матерь Католическая Церковь".Но эти заверения не были сочтены искренними. И расправа свершилась: Бруно был казнен 19 февраля 1600 года.Это трагическое событие, как и вообще вся деятельность инквизиции, явилось результатом прямой и преступной измены церковных властей их собственной религии. Нет нужды говорить о том, что насилие в делах веры коренным образом противоречит Евангелию. Отцы Церкви недвусмысленно утверждали, что "религия должна убеждать, а не принуждать".Фанатизм, нетерпимость, идеологический диктат вытекали и вытекают не из духа религии, а из самых худших сторон человеческой природы. Они проявляются и тогда, когда сила находится в руках людей безрелигиозных. Известно, каким репрессиям подвергались сторонники новых научных концепций (генетики и др.) в нашем столетии.Справедливости ради необходимо, однако, подчеркнуть, что Бруно пал жертвой не столько своих научных теорий, сколько как политически опасный человек, еретик и противник Римской курии. 2.2. Роль религии в формировании основных принципов средневекового научного мышленияПод непосредственным влиянием религии сформировались следующие основные принципы средневекового научного мышления: 1. Ретроспективизм, традиционализм (обращенность в прошлое): чем более древним является источник, чем он более подлинный и истинный. Самым древний, значит, и единственно истинный – это Библия, которая выступает в качестве полного свода всех возможных истин. Но поскольку Библия есть не только богооткровение, но и сокровение, т.е. в ней содержится некоторая тайна, которая доступна исключительно посредством дешифровки смысла библейского текста, а экзегетика (толкование Библии) есть основная цель средневековых философов и богословов. В этом смысле средневековое мышление являлось мышлением экзегетическим. Это способствовало развитию наук о строении текста, его смысле и т.п. 2. Экзегетизм (герметивизм): средневековое мышление всегда направлено на то, чтобы толковать текст. Однако на различных этапах развития культуры объект экзегезы (Библия) выступал по-разному. Если в период раннего Средневековья объект экзегезы - это отдельные понятия из Библии, то в дальнейшем произошло значительное расширение пространства экзегезы: предмет толкования был уже представлен отдельными фрагментами библейского текста, а на этапе позднего Средневековья Библия представлял собой повод для интеллектуальных рассуждений, что стимулировало развитие риторики. Соответственно, по мере того, как развивалась средневековая духовность, у философов и теологов-экзегетов появлялась большая свобода для творчества, их мысль подвергалась все большей рационализации, освобождению от догматики. Экзегетическая направленность средневекового научного мышления сыграла роль в предопределении основного жанра данной эпохи. А именно, самым распространенным жанром стали комментарии, их создавали не только к текстам Библии, но и к произведениям Платона и Аристотеля, но прежде всего к логическим работам последнего. Здесь следует сказать о широкой известности комментариев Боэция к логическим работам Альберта Великого и Фомы Аквинского на «Метафизику» Аристотеля, средневекового арабоязычного философа АльФараби ко всем книгам «Первого учителя» Средневековья, как тогда называлиСтагирита.3. Универсализм (энциклопедизм) средневекового мышления: поскольку телесно-вещественный мир является Божественным творением, которое обладает универсальным характером, то всякий, кому удалось проникнуть в суть божественного творения, способен обрести универсальное знание о бытии. Такого рода универсализм выражен даже в том, как назывались труды средневековых мыслителей, они обычно назывались «О мире», «Об универсуме» и т.п.4. Назидательность. В отличие от греков, приобщение которых к философии строилось по принципу равноправия (учитель и ученик были на равных), средневековый диалог учителя и ученика обладал назидательным характером: учителем изрекались истины, а учеником они беспрекословно принимались. Значит, Средневековьем исключалась любая критическая форма усвоения научного знания. Что же касается научных диспутов, то им был присущ в большей мере ритуальный характер. 5. Рефлексивность (психологическая самоуглубленность). Эта черта средневекового мышления наиболее полно проявилась в таком широко распространенном жанре литературы, как исповедь, в которой автор обнажал перед читателем все «интимные» стороны своего мышления, проникая в глубины своей творческой лаборатории. В этом смысле исповедь можно рассматривать как своеобразное средство нравственного очищения и покаяния не столько в интересах самого автора, сколько в назидании читателю, чтобы он не повторял его ошибки, сомнения, неудачи.6. Символизм: на всем мироздании лежит печать Всевышнего. Весь мир является символическим выражением трансцендентного замысла и его постижение выступает в качестве познания «последних оснований» явлений природы.7. Анонимность: отсутствие чувства личного авторства, особенно это было актуально для христианских апологетов. Это объясняется тем, что для отцов церкви в качестве истинного творца и единственного личностного автора выступал Бог. Ученый, богослов являлся транслятором Божественной истины. 8. Иерархизм: представление о делении мира на божественный и тварный.9. Телеологизм: явления действительности существуют по промыслу Бога для и во имя исполнения заранее предуготовленных им ролей.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Начиная с эпохи античности религия и наука развивались в тесной взаимосвязи друг с другом. Несмотря на неоднозначные оценки этого процесса, автор реферата склоняется к тому, что именно религия способствовала развитию средневековой науки. В доказательно можно привести следующие аргументы:Благодаря религии и теоцентризму как главному принципу средневекового мышления произошло формирование всех базовых основ средневекового научного мышления;Многие выдающиеся богословы, отцы церкви серьезно интересовались научными вопросами, в частности, проблемами медицины и естествознания. Изучение священных религиозных текстов становилось для многих средневековых ученых толчком для нового развития на научном поприще. В качестве примера мы рассмотрели деятельности Авиценны. . Новаторство Авиценны заключалось в том, что он предпринял удачную попытку соединения рациональной философии и исламской теологии. Философское учение Авиценны лишено двойственности и мистицизма, тем не менее, философ уделял особое внимание разработке вопроса о роли и сущности интуиции. В учении Авиценны представлены разработки идей неоплатоников, Аристотеля, видно также влияние византийского богословия. Тем не менее, философская система Авиценны заслуживает права называться новаторской, так как Авиценна не занимается заимствованием чужих идей, он разработал собственное философское и научное учение, будучи великолепным знатоком античной и средневековой философии и теологии, блестящим ученым-энциклопедистом. Пример Авиценны не является единичным, это скорее закономерность, чем исключение.Благодаря деятельности по толкованию священных текстов стали развиваться филологические науки.Изучение истории религии и церкви стало толчком для становления основных принципов историографической и исторической науки.Кроме того, именно церковь стала первым центром образования, при ее содействии и покровительстве основывались средневековые школы, а затем и появились первые университеты, ставшие центрами распространения грамотности, популяризации научного знания. Обучение в средневековых университетах было весьма серьезным, длительным. Монастыри являлись центрами культуры, многие монахи были очень грамотными людьми, при монастырях существовали скриптории, в которых создавали и переписывали церковные произведения, были и библиотеки, где эти книги и хранились.Философская наука Средневековья непосредственно выросла из христианской религии и черпала оттуда все основные принципы и методы. А, как известно, средневековая философская наука в значительной степени повлияла на дальнейший процесс философского европейского знания, становление философии как целостной, сложной и уникальной сферы научного знания. Итак, на основании вышеприведенных аргументов хотелось бы еще раз акцентировать внимание на положительном влиянии религии на развитие средневековой науки. Нельзя отрицать, что были некоторые злоупотребления церкви, инквизиции по отношению к деятелям науки, но все же, положительный вклад религии и церкви значительно перевешивает все негативные явления. Список литературыАвгустин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М., 2000Августин Аврелий // Католическая энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ecat.francis.ru/index.htmlБайрон Г. Иэрхарт. Религиозные традиции мира. – М., 1996. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gorod.crimea.edu/Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1997. - № 9.Баренбаум И.Е. История книги: учебник для вузов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/346050/Гайденко В.П. Ансельм Кентерберийский. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/66/%D0%90%D0%9D%D0%A1%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%9C Де Либера А. Средневековое мышление / Пер. с франц. О. В. Головой, А. М. Руткевича. - М.: Праксис, 2004. Лютер И. О. Метафизика Ибн Сины: угол — отношение, качество, положение или всё-таки количество? // Историко-математические исследования. — 2003. — № 8(43). — С. 278—302.Мазалова М.А. История педагогики и образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/97989/Mazalova%2C_Urakova_-_Istoriya_pedagogiki_i_obrazovaniya.htmlМень А., свящ. История религии. Т.1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/MEN/1__tom.txtНа заре книгопечатания: пособие для учителей. / В.С. Люблинский. – Л.: ГУП ИЗД., 1959.Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 652 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1095_page_1.htmlНовая философская энциклопедия: В 4 тт. - М.: Мысль, 2001.Новейший философский словарь./Сост. А.А. Грицанов. – Минск, 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/193976Петров Б. Д. Ибн Сина (Авиценна). — М.: Медицина, 1980. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krotov.info/Сагадеев А. Ибн Сина (Авиценна). - М.: Мысль, 1985.Уколова В.И. Последний римлянин Боэций. - М., 2010. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ukolova_v/posledniy_rimlyanin_boeciy/read/Чертовских О.О. Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании.//Вестник МГИМО. № 2, 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-pedagogicheskie-osnovy-sistemy-universitetskogo-obrazovaniya-velikobritaniiШтокмар В. В. История Англии в средние века. — СПб., 2001.

Список литературы


1. Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М., 2000
2. Августин Аврелий // Католическая энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ecat.francis.ru/index.html
3. Байрон Г. Иэрхарт. Религиозные традиции мира. – М., 1996. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gorod.crimea.edu/
4. Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1997. - № 9.
5. Баренбаум И.Е. История книги: учебник для вузов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/346050/
6. Гайденко В.П. Ансельм Кентерберийский. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/66/%D0%90%D0%9D%D0%A1%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%9C
7. Де Либера А. Средневековое мышление / Пер. с франц. О. В. Головой, А. М. Руткевича. - М.: Праксис, 2004.
8. Лютер И. О. Метафизика Ибн Сины: угол — отношение, качество, положение или всё-таки количество? // Историко-математические исследования. — 2003. — № 8(43). — С. 278—302.
9. Мазалова М.А. История педагогики и образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/97989/Mazalova%2C_Urakova_-_Istoriya_pedagogiki_i_obrazovaniya.html
10. Мень А., свящ. История религии. Т.1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/MEN/1__tom.txt
11. На заре книгопечатания: пособие для учителей. / В.С. Люблинский. – Л.: ГУП ИЗД., 1959.
12. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 652 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1095_page_1.html
13. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. - М.: Мысль, 2001.
14. Новейший философский словарь./Сост. А.А. Грицанов. – Минск, 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/193976
15. Петров Б. Д. Ибн Сина (Авиценна). — М.: Медицина, 1980.
16. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krotov.info/
17. Сагадеев А. Ибн Сина (Авиценна). - М.: Мысль, 1985.
18. Уколова В.И. Последний римлянин Боэций. - М., 2010. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ukolova_v/posledniy_rimlyanin_boeciy/read/
19. Чертовских О.О. Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании.//Вестник МГИМО. № 2, 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-pedagogicheskie-osnovy-sistemy-universitetskogo-obrazovaniya-velikobritanii
20. Штокмар В. В. История Англии в средние века. — СПб., 2001.

Вопрос-ответ:

Что такое "философская наука"?

Философская наука - это область знания, изучающая основные принципы и проблемы мира, человека и познания. В средние века философская наука была тесно связана с религией и базировалась на религиозных представлениях и верованиях.

Как развивалась философская наука в средние века?

Философская наука в средние века развивалась на основе религиозных учений и верований. Средневековые ученые стремились объяснить природу и структуру мира через призму божественных законов и принципов. Философия и наука тесно переплетались, исследуя вопросы познания, места человека в мире, природы души и тела.

Какие противоречия возникали в отношениях между наукой и религией в средние века?

В средние века возникали противоречия между наукой и религией, так как религиозные учения и верования часто противоречили научным открытиям и доказательствам. Некоторые идеи и теории, например, о гелиоцентрической системе мира, вызывали осуждение со стороны церкви и были признаны еретическими.

Какая роль играла религия в формировании средневекового научного мышления?

Религия играла важную роль в формировании средневекового научного мышления. Верования и учения церкви определяли рамки для научных исследований и опровержение догматических убеждений могло привести к осуждению и преследованию. Религия также служила источником вдохновения для ученых, мотивируя изучение мира и создание новых теорий.

Какое место занимает эта книга в истории науки и религии в средние века?

Эта книга является важным исследовательским трудом, посвященным взаимодействию науки и религии в средние века. Автор анализирует становление философской науки и ее связь с религиозными учениями, а также рассматривает противоречия в отношениях между наукой и религией. Книга представляет интерес для исследователей и всех, кто интересуется историей науки и религии.

Какая связь существует между наукой и религией в средние века?

В средние века наука и религия тесно связаны друг с другом. Наука развивалась внутри религиозного сознания и под влиянием религиозных идей. Религия играла важную роль в формировании основных принципов средневекового научного мышления. Вместе они формировали философскую науку того времени.

Какой тип мышления становился характерным для средних веков?

В средние века становился характерным схоластический тип мышления. Схоластика являлась методом философского и научного изучения религиозных истиностей. Она стремилась объединить религиозные и самрточные знания, придать им единую общую основу. Схоластика стала важным инструментом формирования средневековой философской науки.

Какие противоречия существовали в отношениях между наукой и религией в средние века?

В средние века существовали противоречия между наукой и религией. Религия была властным институтом, который считался источником истины и проявлял недоверие к научным исследованиям, если они противоречили религиозным доктринам. Некоторые научные открытия и идеи, например, гелиоцентрическая система Коперника, вызывали сопротивление со стороны религиозных авторитетов.

Какая роль религии играла в формировании основных принципов средневековой научной мысли?

Религия играла важную роль в формировании основных принципов средневековой научной мысли. Религиозные идеи и убеждения определяли рамки мышления и предоставляли основу для научных исследований. Религия также влияла на выбор тем, например, повышение богоподобности природы, что привело к развитию астрономии и других естественных наук.

Существует ли список литературы по этой теме?

Да, в конце статьи указан список литературы, который содержит источники, на которые можно ссылаться для дальнейшего изучения темы.

Какие были особенности средневековой науки?

Средневековая наука сформировалась в недрах религии и религиозного сознания. Она основывалась на теоцентризме - установлении божественного начала как основы объяснения мира. Также важной особенностью было развитие философской науки внутри религии и ориентация на метафизические вопросы. Средневековая наука ставила целью познание Божественного разума.

Какова роль религии в формировании средневекового научного мышления?

Религия играла важную роль в формировании основных принципов средневекового научного мышления. Она определяла рамки для исследований и философских размышлений, ограничивая потенциальные противоречия с догматами веры. Религиозное сознание помогало установлять связь между миром и Божественным началом, а также поддерживало уверенность в единстве иерархии бытия.