Налоговая система РФ:Структура ,цели, задачи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 28 28 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 23.06.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.1. Становление и развитие понятия “налог” 4
1.2. Структура и классификация налогов 7
1.3. Налоговое регулирование экономики: сущность, цели, задачи 14
1.4. Налоговая система РФ: характеристика и проблемы 20
ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Прямые налоги в системе регионального налогообслуживания на примере Самаровской области 22
Заключение 28
Список использованных источников 29

Фрагмент для ознакомления

Это приводит не только к тому, что государственный бюджет недополучает значительные суммы, но и к тому, что эти средства переходят в теневой сектор экономики. По оценкам экспертов, почти 40% поступлений фирм не учитываются при налогообложении. С одной стороны, государство вносит некоторые изменения, чтобы исправить ситуацию, но с другой стороны, это почти никак не способствует развитию производственного сектора. Исходя из выделенных проблем, необходимо отметить, что Налоговая система РФ является слишком громоздкой, сложной и нуждается в значительном усовершенствовании, в ведении инновационных технологий. Все поправки, вносимые в Налоговый кодекс, должны придавать ясность и определенность законодательству. Это приведет к стабильности Налоговой системы. Так же поправки не должны противоречить правилам уплаты налогов, рассчитанных на длительный срок. Усиление контроля за сбором налогов поможет уменьшить количество недобросовестных налогоплательщиков и сохранить существенные суммы в бюджете страны. ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Прямые налоги в системе регионального налогообслуживания на примере Самаровской областиСовременная налоговая система является сложной, многогранной и часто противоречивой системой общественных отношений. Несмотря на неоднозначную, функционально разнонаправленную совокупность отношений, без налоговых отношений невозможно существование ни одного современногогосударства. По своей сути, налоговая система стимулирует макроэкономическое развитие государства, а также балансирует уровень инфляции и безработицы, способствует стабильному экономическому росту.Если рассматривать российскую действительность, нельзя не отметить тот факт, что налоговая система в России развивалась достаточно хаотично, происходили необоснованные изменения налогового бремени, особенно это касалось неравномерного налогового пресса по регионам, что приводило к недовольству отдельных субъектов, а также общего роста негатива по отношению к налогам и, впоследствии, недобора налоговых средств.Прежде чем рассмотреть прямые налоги в системе регионального налогообложения по Самарской области, рассмотрим классификацию налогов.Деление налогов на прямые и косвенные связано со степенью его переложения. Прямые налоги - это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.Косвенные налоги - это успешные переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным покупателем.Налоговые поступления в бюджет РФ от косвенных налогов (НДС, акцизы и таможенные пошлины) значительно превышают поступления от прямых налогов (налог на прибыль, НДПИ и пр.) Обосновано это тем, что косвенные налоги характеризуются стабильностью и более простым способом взимания, нежели прямые налоги. Но в тоже время подобная диспропорция приводит к несправедливому распределению налогового бремени.Разновидность прямых налогов достаточно высока. К прямым налогом, дающим значительные денежные поступления в бюджет можно отнести НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество. В связи с этим налогоплательщики идут на ухищрения для снижения прибыли, что ведет к уменьшению базы налогообложения.Самарская область является одной из самых развивающихся областей России. Рассмотрим процесс регионального налогообложения на примере этой области. По общим суммам поступлений в консолидированный бюджет РФ Самарская область занимает 2-ое место в Приволжском Федеральном округе (ПФО). Самарская область занимает лидирующие места в ПФО по поступлениям, контролю и снижению задолженности.Совокупная задолженность снизилась за 1 квартал 2015 года на 3,4 %. Одним из основных показателей, характеризующим полноту поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ, является собираемость налогов и сборов. За отчетный период по Самарской области она составила 94,92 %.Рассмотрим налоговую систему исследуемого региона. Ниже приведена диаграмма «Налоговые поступления по Самарской области с 2011 по 2015 гг.».На графике видно, что за последние годы налоговые поступления по данной области заметно увеличились. С 2011 по 2015 гг. объем налогов увеличился примерно в 1,5 раза, что свидетельствует о положительной тенденции роста доходов региона.Рис. 1. Налоговые поступления по Самаровской области с 2011 по 2015 гг.Рассмотрим детально состав и структуру налоговых доходов Самарской области и представим данные в виде табл. 1.Таблица 1Поступление налогов и сборов в бюджетную системуСамарской области по видам за январь-ноябрь 2015 годаВ бюджеты всех уровнеймлн. рублейудельный вес в общей сумме поступлений, %2015 г.2014 г.Прямые налогиНалог на прибыль организаций38686.114,817,6НДФЛ39197,01513,6НДПИ55168,421,121,5Налоги на имущество20040,67,77,1Прочие прямые налоги4483,91,71,8Всего по прямым налогам15757660,361,6Косвенные налогиНДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ50509,519,319,7Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ53314,820,418,7Всего по косвенным налогам103824,339,738,4Итого261400,3100100Структуру налоговых поступлений наглядно продемонстрируем в виде диаграммы (Рис. 2):Рис. 2. Доля прямых и косвенныхналогов за 2015 г. (в % к общейсуммедоходов)Всего за 2015 год в бюджеты всех уровней по Самарской области поступило 261400,3 млн. руб. Из таблицы видно, что прямые налоги составляют 60 % от всех налоговых поступлений. В отличие от косвенных, представленных двумя видами налогов, прямые налоги более разнообразны.Среди прямых налогов наибольший удельный вес занимает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). За 2015 год в бюджет поступило 55168,4 млн. руб., однако, удельный вес снизился на 0,4 % по сравнению с 2014 годом.Второе место после НДПИ занимает НДФЛ с 39197 млн. руб., при этом его удельный вес увеличился на 1,4 % по сравнению с 2014 годом.Следующий по объему - налог на прибыль организаций. Доход от него составил 38686,1 млн. руб. В сравнении с предыдущим годом удельный вес данного вида налогов уменьшился на 2,8 %.Налоги на имущество принесли бюджету 20040,6 млн. руб., удельный вес увеличился незначительно на 0,6 %. Остальные прямые налоги занимают незначительный объем от общей массы - 1,7 % или 4483,9 млн. руб.Среди косвенных налогов акцизы занимают первое место, объем поступлений составил 53314,8 млн. руб., в 2014 году удельный вес равен 18,7 %, а в 2015 году - 20,4 %, наблюдается тенденция к увеличению. Удельный вес по НДС снизился на 0,4 % и составил 50509,5 млн. руб. Хотя косвенные налоги не так разнообразны, поступления по ним в бюджетную систему весьма значительны и составляют примерно 40 %. Всего за исследуемый год по косвенным налогам в бюджет поступило 103824,3 млн. руб.Доминирование прямых или косвенных налогов естественным образом сказывается на общем социально-экономическом развитии государства. Большой удельный вес косвенных налогов приводит к инфляции в стране ипостоянному росту цен, а также говорит о том, что экономика подвержена кризисному состоянию. Но при этом косвенные налоги очень надежны, экономика более сбалансирована в плане поступления данных налогов бюджетную систему.Что же касается прямых налогов, то их преимуществом является привязка к платежеспособности определенного субъекта, то есть это постоянный и твердый источник дохода государства, соразмерный в каждой отдельной ситуации от возможностей налогоплательщика. Однако, недостатками прямых налогов являются уклонение от уплаты налогов, а также и предоставление недостоверной информации по платежеспособности.В идеале, каждое современное государство должно стремиться найти баланс между прямыми и косвенными налогами. Диверсифицированная система налогообложения со сдвигом в сторону прямых налогов существенно корректирует экономическое состояние субъекта и страны в целом.В Самарской области наблюдается сдвиг в сторону прямых налогов, что говорит о достаточной развитости этого экономического региона, однако, не стоит забывать, что большую часть доходов составляют налоги на добычу полезных ископаемых (21,1 %). Следовательно, стоит принять меры по улучшению взимания других видов прямых налогов.Важными функциями прямых налогов являются социальные, то есть самые большие налоговые расходы должны нести те члены общества, которые имеют наибольшие доходы. Самарская область, да и вся Россия в целом, должны стремиться к прогрессивной шкале налогообложения. Давно доказано, что при справедливом налогообложении создается импульс для развития и регулирования различных экономических процессов, таких, как инвестиции, деловая активность и т.д.Дифференцированную ставку налогообложения также стоит использовать при формировании НДПИ, так как это позволит объективно оценивать плату за использование природных ресурсов, влияющих на себестоимость добычи.Таким образом, важным фактором улучшения региональной налоговой системы (да и всей финансовой системы в целом) является диверсификация экономики. Только в случае построения правильной экономической модели (независимой от определенных секторов экономики) возможно формирование реальной рыночной цены и только тогда можно сформировать налоговую систему с уклоном на прямые налоги.При формировании региональной налоговой политики следует активно подключать местные власти, которые в большей мере компетентны в сфере экономического развития региона.Обратить особое внимание необходимо на совершенствование методов учета и контроля плательщиков. Можно также сделать акцент на создание единых баз, усиление полицейской функции, то есть принудительных мер по взысканию налогов.Для повышения доходов бюджета налогов необходимо также принять меры по привлечению отечественных и зарубежных инвестиций в регион, активизировать меры по финансовому оздоровлению убыточных предприятий, а также развивать объекты инфраструктуры и стимулировать граждан к предпринимательской деятельности.ЗаключениеНа основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:1. Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.2. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.3. Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекает инвесторов в предприятии России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамику общества.От стабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения.Список использованных источников1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. В 5 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ в ред. от 28.12.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: www.consultant.ru. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ в ред. от 28.12.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: www.consultant.ru. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ в ред. от 28.12.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: www.consultant.ru. 4. Галяутдинов Р.Р. Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://galyautdinov.ru/post/nalogovaya-sistema-rossii. 5. Дубинский А.М. Налоговые органы России: теория и практика финансового контроля / А.М. Дубинский. – М.: КОНТРАКТ, 2014. – 112 с. 6. Конева О.В. Учетно-аналитическое обеспечение управления налоговой нагрузкой малого предприятия: монография / О.В. Конева. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. – 252 с. 7. Конева О.В. Концепция государственного финансового контроля и ее реализация на примере Красноярского края // Вопросы экономики и права. – 2015. – № 88. – С. 96-100. 8. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учеб.пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - С. 37-38.9. Налоговая безопасность: монография для магистров вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Юриспруденция» / [О.А. Миронова и др.]; под ред. О.А. Мироновой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. – 413 с. 10. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: www.fedstat.ru. 11. Налоги и налоговая система [Электронный ресурс] // Энциклопедия Экономиста. – Режим доступа: http://www.grandars.ru. УФНС РФ по Самарской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.r63.nalog.ru.12. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа: https://www.nalog.ru.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. В 5 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ в ред. от 28.12.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: www.consultant.ru.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ в ред. от 28.12.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: www.consultant.ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ в ред. от 28.12.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: www.consultant.ru.
4. Галяутдинов Р.Р. Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://galyautdinov.ru/post/nalogovaya-sistema-rossii.
5. Дубинский А.М. Налоговые органы России: теория и практика финансового контроля / А.М. Дубинский. – М.: КОНТРАКТ, 2014. – 112 с.
6. Конева О.В. Учетно-аналитическое обеспечение управления налоговой нагрузкой малого предприятия: монография / О.В. Конева. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. – 252 с.
7. Конева О.В. Концепция государственного финансового контроля и ее реализация на примере Красноярского края // Вопросы экономики и права. – 2015. – № 88. – С. 96-100.
8. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - С. 37-38.
9. Налоговая безопасность: монография для магистров вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Юриспруденция» / [О.А. Миронова и др.]; под ред. О.А. Мироновой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. – 413 с.
10. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: www.fedstat.ru.
11. Налоги и налоговая система [Электронный ресурс] // Энциклопедия Экономиста. – Режим доступа: http://www.grandars.ru.
УФНС РФ по Самарской области [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа: www.r63.nalog.ru.
12. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа: https://www.nalog.ru.

Вопрос-ответ:

Какова структура и классификация налогов?

Структура налогов включает прямые и косвенные налоги. При этом, классификация налогов может быть основана на различных принципах: по источнику дохода, по сфере применения, по правовому статусу и др.

Какие задачи выполняет налоговая система в РФ?

Основные задачи налоговой системы в РФ включают сбор доходов в государственный бюджет, регулирование экономики, обеспечение социальной справедливости, стимулирование предпринимательской активности и т.д.

В чем состоит сущность и цели налогового регулирования экономики?

Сущность налогового регулирования экономики заключается в использовании налоговых инструментов для достижения определенных целей, таких как стимулирование экономического роста, поддержка отдельных секторов экономики, регулирование инфляции и т.д.

Каким образом можно охарактеризовать налоговую систему РФ?

Налоговая система РФ характеризуется сложной структурой, включающей как федеральные, так и региональные налоги. Она также имеет свои проблемы, такие как высокая административная нагрузка на налогоплательщиков и недостаточная эффективность сбора налогов.

Каким образом прямые налоги влияют на региональное налогообслуживание?

Прямые налоги, такие как налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, являются важным источником доходов региональных бюджетов. Они позволяют регионам финансировать свои социальные и экономические программы, а также обеспечить развитие инфраструктуры.

Какова структура и классификация налогов в России?

В России налоговая система состоит из нескольких видов налогов, которые можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц и некоторые другие. Косвенные налоги включают НДС, акцизы, налог на приобретение автомобилей и др.

Какое значение имеет налоговое регулирование экономики?

Налоговое регулирование экономики имеет важное значение для государства. Оно позволяет регулировать распределение доходов и имущества, стимулировать экономическую активность, поддерживать социальную справедливость и финансировать осуществление государственных функций.

Какие проблемы существуют в налоговой системе РФ?

В налоговой системе РФ существуют различные проблемы, такие как высокие ставки налогов, большое количество налоговых льгот и льготных режимов, коррупция в сфере налогообложения, сложность и неясность налогового законодательства и др. Эти проблемы затрудняют работу налоговых органов, создают неравномерное налоговое бремя и негативно влияют на бизнес-среду.